17 февраля на мясопустной неделе открылась земская дума для избрания царя. Заседание открыто речью патриарха. Рассказав предшествующую историю избрания и неудачные попытки к склонению Бориса на согласие с предложением чинов и духовенства, Иов продолжает: «Теперь, по истечении сорока дней от смерти государя, вы должны объявить нам и всему освящённому собору свою мысль и дать свой совет о том, кому быть на великом преславном государстве государем. Что касается до меня и освящённого собора, бояр и дворян и православных христиан, которые были в Москве, – прибавил патриарх, – то наша единодушевная мысль та, чтобы мимо государя Бориса Феодоровича не искать иного государя». Тогда все выборные земли русской объявили своё полное согласие с мнением патриарха и думы; в прошедших событиях правления Борисова они видели как бы предуказание будущего царственного назначения и единодушно умоляли патриарха, чтобы он не медлил своим предстательством перед Борисом и склонил его на согласие с народным избранием. Зрелище такого единодушия, при множестве и разнообразии присутствовавших, исторгло из очей патриарха слёзы умиления, и он воскликнул: «Благословен Бог , давший благий совет и единомыслие сему всенародному множеству! Да будет, что угодно Господу!» Когда ещё раз и клятвенно все чины единодушно утвердили избрание, назвав изменой всякое иномыслие, тогда, по совету патриарха, в продолжение трёх дней совершали моления в Успенском соборе и просили Господа устроить полезное всему православному христианству: исполнить всеобщее желание – даровать Российскому царству самодержцем Бориса Феодоровича. Благословив крестом Бориса, Иов отвечал: «Не печалься, Богом избранный сын. Не я сотворил сей подвиг, но Пречистая Богородица, возлюбив тебя, пришла к тебе. Устыдись пришествия Ея, не протився божественной воле, и ослушанием не навлеки на себя праведнаго гнева Его». После сего Иов с иконами и крестами пошёл в храм Богородицы; Борис возвратился в келью к сестре своей, а бояре, дворяне и народ вошли в монастырь и наполнили всё пространство его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sokolo...

XVIII в. в Выговской пуст. создан особый извод композиции «Образ всех российских чудотворцев». На подобных иконах, созданных в Поморье и в др. центрах старообрядческой культуры, О. изображается между равноап. кн. Владимиром и блгв. кн. Борисом (иконы кон. XVIII в., МИИРК, и 1-й пол. XIX в. из моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге, ГМИР). На иконе нач. XIX в. (привезена из с. Белая Криница Глыбокского р-на Черновицкой обл. Украины, НКПИКЗ) О. помещена последней слева в 4-м ряду сверху, за прп. Симоном Владимирским. Образ О. есть на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. и 50-х гг. XX в. письма мон. Иулиании (Соколовой) в группе Киевских святых (ТСЛ, СДМ). О. изображена также на иконе «Собор Волынских святых» (после 2006, ц. во имя О. и прп. Амфилохия Почаевского в Почаевской ДС). В совр. иконописи О. чаще изображена в традиц. иконографии: в городчатом венце (икона работы О. Ю. Тищенко, ок. 1995) или в княжеской шапке (икона из Троицкого собора Пскова); встречаются ее образы в лоратном облачении визант. имп. двора. В 1969 г. была создана житийная икона О. для ТСЛ (иконописец Е. С. Чуракова); в клеймах представлены сцены: крещение О., видение Троицкого собора, поставление креста, воспитание внука Владимира, завещание О., чудеса от ее гроба. К сюжетам, связанным с О., обращались исторические живописцы: напр., И. А. Акимов дважды, в работах «Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев» (1773, ГТГ) и «Крещение княгини Ольги в Константинополе» (эскиз, не позднее 1792, ГРМ); В. К. Сазонов- «Первая встреча князя Игоря с Ольгой» (1824, ГТГ); В. И. Суриков - эскизы картины «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря» (1915, ГРМ, рисунки - Музей-усадьба В. И. Сурикова, Красноярский худож. музей им. В. И. Сурикова). В совр. исторической живописи: С. А. Кириллов - «Княгиня Ольга. Крещение» (1-я часть трилогии «Святая Русь», 1993); И. Г. Машков - «Св. равноап. княгиня Ольга вступает в храм Св. Софии» (2001); Е. В. Дулин - «Княгиня Ольга» (2008); С.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

Летом 1924 г. у И. возник конфликт с Рязанским архиеп. Борисом (Соколовым), к-рый был выслан из Рязанской губ. и проживал в пос. Перловка под Москвой, управляя епархией через викарного Михайловского еп. Глеба (Покровского) . Архиеп. Борис отправил рапорт Патриарху Тихону, к-рый принял решение о назначении И. епископом Лукояновским, викарием Нижегородской епархии. 27 июля 1924 г. во епископа Раненбургского был хиротонисан Мефодий (Абрамкин) . Однако И. отказался выехать из Раненбурга и 18 окт. обратился к Патриарху с просьбой об увольнении на покой по причине болезненного состояния. 10 нояб. свт. Тихон написал на ходатайстве резолюцию об увольнении И. на покой с проживанием в Раненбурге и с правом служения всякий раз с разрешения местного преосвященного (Архив УФСБ РФ по Рязанской обл. Д. 13979. Л. 241). В нач. 1925 г. И. внезапно заявил о возвращении к управлению епархией. Его признали правящим архиереем 4 из 5 приходов Раненбурга и 3 прихода в Раненбургском у. Члены приходских советов, поддержавшие И., подписали протокол о непризнании еп. Мефодия и архиеп. Бориса. И. стал служить в занятом его сторонниками кафедральном Троицком соборе, еп. Мефодий служил в последнем оставшемся у него в Раненбурге Вознесенском храме. 21 февр. Патриарх Тихон на докладе архиеп. Бориса о ситуации в Раненбурге наложил следующую резолюцию: «Удивляюсь безумию епископа Иоанна. Нормален ли он? Запрещаю ему священнослужение» (Там же. Л. 270). Еп. Глеб (Покровский) обращался к И. с письмами, убеждал его одуматься и предлагал: «Действуйте на законном основании, а не пользуйтесь людьми, совершенно не интересующимися Святой Церковью» (еп. Глеб предполагал, что церковный раскол был инициирован органами гражданской власти). В мае еп. Глеб выехал для уврачевания церковного разделения в Раненбург, однако ему не удалось добиться, чтобы отпавшие приходы подчинились каноническому архиерею. Священники, перешедшие к И., были запрещены в священнослужении. Вторая поездка еп. Глеба в Раненбург в авг. того же года также была безуспешной.

http://pravenc.ru/text/469490.html

В Вологде открылась детская выставка " Святыни Севера " Вологда, 1 марта 2004 г. В духовно-просветительском центре " Северная Фиваида " в Вологде открылась областная выставка " Святыни Севера " , сообщает агентство Regions.Ru. На ней представлены рисунки школьников, участвовавших в художественном конкурсе, посвященном 700-летию преставления святого праведного Прокопия, Устюжского чудотворца. Это уже второе открытие выставки. Первое прошло в Великом Устюге, в дни празднования юбилея. Тогда выставка поразила всех, кто ее видел - и не только высоким уровнем мастерства ( " Наши студенты рисуют хуже! " - признавались потихоньку преподаватели Суриковского института, приглашенные в жюри конкурса), но и какой-то особой атмосферой рисунков. Ребята не просто изобразили сцены жития святых или храмы, но и показали, что для них святыни - не только предмет благоговейного почитания, а вещи родные, духовно освоенные. Святыни вошли в жизнь наших детей, стали их частью - неотъемлемой, любимой. Директор " Северной Фиваиды " Надежда Тихомирова увидела главное значение конкурса именно в том, что он показал: " Есть у нашего молодого поколения силы, есть память о святом, чтобы наша Русь снова стала святой " . В конкурсе участвовало 126 работ - из Великого Устюга, Вологды, Череповца, Кириллова, Шексны, даже из Котласа, что в Архангельской области. На великоустюжской выставке было показано 50 работ, почти все они показаны и в Вологде. Приехали из Великого Устюга и авторы - ученики детской художественной школы вместе с директором школы Борисом Студенцовым и преподавателем Светланой Лобановой. Всем им от " Северной Фиваиды " были вручены сувениры. Юных художников приветствовали заместитель начальника департамента культуры Людмила Кашина, известный вологодский художник-реставратор Ольга Соколова. " Мы вспоминаем о святых, - сказал на открытии выставки епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, - чтобы постараться хоть немного быть на них похожими. И пусть нам не удастся полной мерой достичь высоты праведного Прокопия Устюжского или преподобного Нила Сорского, - хоть несколько шагов по их пути мы можем сделать " . 1 марта 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/9100.html

В монастыре было три храма. Главный собор в честь Воскресения Христова был основан прп. Кириллом, а в 1648 году по обету, данному боярином Борисом Морозовым, на месте деревянного храма было начато строительство каменного. Мощи прп. Кирилла Новоезерского в земле препочивали сто двенадцать лет и обретены были как раз, при строительстве нового собора, 7-го ноября 1649 года. В соборе было два придела: Никольский и Кирилловский. В начале 1780-х над Никольским приделом возвели колокольню, но впоследствии ее разобрали. В 1799 году собор подвергся реконструкции и перестройке (появилось пятиглавие, убрали украшение с фасада). В 1685 году и второй древний деревянный храм был заменен каменным. На средства царевны Софьи Алексеевны возвели теплую церковь Смоленской Богоматери с трапезной палатой и приделом Алексея человека Божия. Ежегодно, в день памяти этого святого при монастыре открывалась ежегодная ярмарка. Алексеевская ярмарка, приносившая немалый доход обители, просуществовавшая почти 250 лет, с 1649 по 1892 год, когда, несмотря на протесты монастыря, была переведена в Белозерск. Известным указом Екатерины II о секуляризации церковных земель Новоезерский монастырь был отнесён по штату к III классу. Начался большой экономический спад хозяйственной жизни монастыря и продолжался он до 1793 года, когда настоятелем монастыря был назначен архимандрит Феофан (Соколов). За время его руководства, продолжавшегося 36 лет, была достроена ограда с шестью небольшими башенками и Святыми воротами, возведена колокольня. Красный остров при игумене Феофане был соединен с соседним Сладким островом деревянными мостками на сваях, вбитых в дно озера. Сделано это было на случай пожара, чтобы спасти святыни и ценности. На близлежащих островах и вдоль берега озера располагались гостиницы и другие монастырские службы. На территории монастыря находилась также надвратная церковь апостолов Петра и Павла. А рядом с монастырём, на Кобылиной горе, Тихвинская церковь, где хранилась икона Богородицы, принесённая прп. Кириллом Новоезерским, и к которой совершался крестный ход в праздник Тихвинской иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=15768

Откликнутся, наконец, на твой призыв там, где ты, дорогой о. Григорий, при своем смирении и предположить не мог. Это там, вдали отсюда, под скромными кровлями сельских пастырей, бедных причетников и еще более бедных вдов – наших отцов и матерей. Любящие тебя и их научили считать тебя другом и утешителем дорогих их сердцу сыновей своих на далекой чужбине. Да и как не откликнуться, как не ответить любовью на зов твой, когда ты сам же, дорогой о. Григорий, воспитал ее в сердцах, любящих тебя. И тем более поспешим мы ответить тебе своею любовью, что и для нас самих единственное средство не разлучаться с тобой и утешить тебя в твоем теперешнем служении –это теплая любовь к тебе. И если эта любовь наша хоть сколько-нибудь похожа на ту, которая проходит небеса, доходит до Престола Всевышнего и соединяет всех верующих во единое тело Церкви Христовой, то тебе нечего смущаться. Блажен тогда путь, в он же идеши днесь, братие ибо мы твердо надеемся, что уготовися тебе место покоя». Со дня кончины о. Григория и доселе ректором академии получаются многочисленные телеграммы и письма с выражением скорби о почившем и с извещением о совершаемых в разных храмах молениях о его вечном покое. В церкви С.– Петербургской духовной академии отслужена была торжественная панихида о. ректором академии арх. Борисом, близко знавшим почившего. Такие же панихиды совершены во многих училищных и семинарских храмах его товарищами и учениками. Несколько архипастырей, обер-прокурор Св. Синода, товарищ обер-прокурора и многие оо. ректоры семинарий, прислали соболезнующие телеграммы и письма. Но всего трогательнее было видеть ту глубокую искреннюю скорбь о потере о. Григория, которую выражали жители Сергиевского посада – усердные посетители академических богослужений и вне богослужебных бесед. Несколько раз, и днем и вечером, на могиле почившего совершались панихиды в присутствии тысячной толпы парода, а 27-го декабря, в сороковой день по кончине о. Григория, ректором академии со всем сонмом академического духовенства совершена была торжественная заупокойная литургия и панихида и накануне всенощное бдение при величественном общем пении всего переполнившего храм народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Божие кружево: Вспоминая отца Александра Куликова Невидимое человеческому взору Божие кружево – духовный мир украшает нашу землю. Это кружево сплетено из нитей духовной преемственности, протянутых от одного подвижника к другому. Сегодня, в день памяти протоиерея Александра Куликова, о нем вспоминают на Маросейке духовные чада. 29 апреля, 2011 Невидимое человеческому взору Божие кружево – духовный мир украшает нашу землю. Это кружево сплетено из нитей духовной преемственности, протянутых от одного подвижника к другому. Сегодня, в день памяти протоиерея Александра Куликова, о нем вспоминают на Маросейке духовные чада. Невидимое человеческому взору Божие кружево – духовный мир украшает нашу землю. Это кружево сплетено из нитей духовной преемственности, протянутых от одного подвижника к другому.  Отец Александр Куликов , настоятель храма святителя Николая в Клённиках, воспитывался в глубоко верующей семье, в юности в тверском соборе Белая Троица прислуживал епископу Арсению (Крылову), во время прохождения воинской службы в Ташкенте имел духовное общение с архимандритом Борисом (Холчевым) , епископом Стефаном (Никитиным) , монахиней Иулианией (Соколовой) . Встречался батюшка и со многими другими праведными и святыми людьми. Пропустив их опыт через горнило собственного подвига, он передавал его другим. Сегодня, в день памяти протоиерея Александра Куликова, о нем вспоминают на Маросейке духовные чада. Первая часть программы об отец Александре Куликове Вторая часть программы об отец Александре Куликове Протоиерей Александр Куликов Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: — Отец Александр действительно знал многих святых и праведных. Существует такое выражение – «Божие кружево». Все соткано из Божия кружева. Староста в нашем храме был духовным чадом архимандрита Ипполита (Халина) . Оказалось, что отец Александр и его знал, приезжая в Псково-Печерский монастырь, останавливался в его келье, подарил ему полученную от отца Всеволода Шпиллера рясу.

http://pravmir.ru/bozhie-kruzhevo/

—566— гарский экзарх решительно отказался покинуть Константинополь, и даже с угрозой, что он и Болгарские митрополиты скорее признают Римского папу и перейдут в унию, чем согласятся признать верховную власть Константинопольского патриарха... Однако, по категорическому заявлению «Црковного Вестника» во всех этих слухах и сообщениях нет ни тени истины 431 . Они – дело чуждых публицистов, враждебных Болгарской церкви или же мало знакомых с сущностью вопроса и современным положением церковных дел на востоке. В виду подобных слухов, нашедших себе место, между прочим, в «Церковном Вестнике» 40), в редакцию последнего от Болгарского экзархата прислано было следующее официальное сообщение. 1) Встреча блаженнейшего экзарха Болгарского с Всесвятейшим патриархом, послужившая поводом к разным толкам и предположениям газет, состоялась 19-го минувшего августа во дворце е. и. в. султана на глазах всех религиозных начальников и заключалась лишь в том, что Болгарский экзарх, по долгу вежливости и уважения, поздравил его Всесвятейшество Греческого патриарха с новым его восседанием на патриаршей кафедре, за что последний любезно поблагодарил нашего религиозного начальника. Это блистательнейшим образом подтверждается самым сообщением, опубликованным по этому поводу в патриаршеском органе. 2) Что же касается вопроса занимающего нас примирения, то экзархии никакие предложения предъявляемы не были ни со стороны патриархии, ни со стороны русской дипломатии. Точно также и слухи о переговорах на этот счет лишены всякого основания. Таким образом, взводимое на Блаженнейшего экзарха и на Преосвященных Болгарских епископов обвинение в непримирительности и в готовности их перейти в лоно унии является клеветой... Болгарская церковь блестящим образом доказала свою твердость в святом православии: иерархия и народ ее в самые тяжелые времена не изменили и никогда не изменят завету, начертанному им первым просветителем Болгарии, св. равноапостольным князем Борисом 432 . —567— В частности, со времени освобождения Болгарии и доселе – говорит «Црк.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

- Встречался, конечно. С Борисом Полевым, Иваном Васильевым – он предисловие к моей первой книге написал, Владимиром Солоухиным, Можаевым, Николаем Старшиновым, Михаилом Алексеевым, Татьяной Глушковой, Булатом Окуджавой… - С Андреем Дементьевым был хорошо знаком? - Да, был, ещё со времен журналистской молодости. Потом, увы, между нами наступило полное отчуждение. Потому что ощущалась его непомерная тяга к славе. Помню, Ассоциацию тверских землячеств он возглавил. Тверские некоторые, не подумав, стали в неё вступать. Вроде как мы своей родной земле уже и не хозяева. А если не мы, то кто? Я статью написал «Хозяева или постояльцы?», напечатал в «Тверской газете». Дементьев, естественно, возмутился, обиделся, обозвал меня как-то нехорошо. Известный публицист из Москвы , фронтовик Владимир Сергеевич Бушин крепко защитил меня своей публикацией. Он, к слову, невысоко ставил Дементьева как поэта. - А как ты оцениваешь творчество Дементьева? - Думаю, раскрутка фигуры Дементьева, стремление его увековечить со стороны власти, как и в случае с Солженицыным, имеет в своей основе неотроцкистское начало. Андрей Дементьев проявил себя как хороший поэт-песенник, но не как выдающийся русский классик, каким его пытаются представить. При открытии Дома поэзии Андрея Дементьева либеральная пресса писала: «Тверь превращается в столицу мировой поэзии». Ничего подобного не произошло. Тверская поэзия в глубоком кризисе. Где имена, равные Николаю Тряпкину, Владимиру Соколову, Александру Гевелингу, Константину Рябенькому, Владимиру Соловьеву, Галине Безруковой? В основном на поверхности мелкие тщеславные фигуры, не способные понять, что поэт в России всегда «больше, чем поэт». Их, этих ребят, общество потребления породило. Это не столько их вина, сколько беда наша. Читаешь творения иных молодых – до сути не добраться. А что говорил святой Амвросий Оптинский: «Где просто, там и ангелов по сто, а где мудрено, там ни одного»… - Согласен, нам недостает чистой, умной, неравнодушной, по-настоящему русской поэзии, какой она была… Кто из современных поэтов, писателей тебе ближе?

http://ruskline.ru/analitika/2021/09/19/...

Храм Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Троицы на Грязех у Покровских Ворот построена в 1861 году по проекту архитектора М. Д. Быковского на средства надворного советника Е .В. Молчанова. Храм построен в классико-ренессансных традициях и выходит западным фасадом на улицу Покровку. Содержание История [ править править код ] Строительство храма [ править править код ] Построена в 1861 году по проекту известного московского архитектора М. Д. Быковского на средства надворного советника Е. В. Молчанова. Ей предшествовали 4 каменных храма, последовательно сменявших друг друга в XVI—XIX вв. Деревянная церковь с престолом Василия Кесарийского известна на этом месте с 1547. Она стояла на заболоченном берегу небольшой речки Рачки, почему и получила название «грязи». С 1619 года известен престол Покрова. В 1649 году построена первая каменная церковь с обоими престолами. В 1701 году построена вторая, с новым приделом Введения. Летом 1742 года рухнула колокольня с нижней и верхней трапезной, вероятно оттого, что были выстроены на топком месте. В 1745 году разрешено строить новую церковь без васильевского придела. Престол Введения освящен в июле 1748, главный — Троицкий, в 1752 году. В 1819 году теплая церковь разобрана и на средства Борисовской выстроена новая с престолами Собора Богоматери и св. Николая. В 1855 — 1884 годах протоиереем церкви был Александр Соколов. В 1899 году храм, построенный Быковским был обновлён и освящён 31 октября. Советский период [ править править код ] В 1929 году храм был захвачен представителями так называемых «григорианцев» (образовавшими Временный Высший Церковный Совет — ВВЦС) во главе с лжемитрополитом Борисом (Рукиным). В январе 1930 года храм Троицы был закрыт по решению Моссовета от 20 декабря 1929 года для занятия церкви под зернохранилище. В середине 1950-х годов здание храма было переоборудовано под дом культуры. Купол и колокольня снесены. Внутренний объём здания был разделен перегородками и перекрытиями на множество помещений, помещавшихся на трех этажах. При этом своды северного придела были разрушены и достроен третий этаж. В центральном приделе был устроен киноконцертный зал со сценой на месте Алтаря.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Троицы_Жи...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010