Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Борис (Скворцов), еп. Рязанский. Фотография. Нач. 70-х гг. XX в. (Скворцов Борис Гаврилович; 30.09.1895, с. Стрешнево Данковского у. Рязанской губ.- 11.08.1972, Рязань), еп. Рязанский и Касимовский. Род. в семье священника, рано потерял мать. В 1911-1917 гг. учился в Рязанской ДС, по окончании к-рой женился и 8 сент. 1917 г. еп. Михайловским, вик. Рязанской епархии, Павлом (Вильковским) был рукоположен во священника к Борисоглебской ц. в Рязани, в к-рой служил его отец. В 1923 г. стал ключарем храма. В сер. 20-х гг. овдовел. По предложению о. Бориса приходской совет постановил (23 дек. 1923) включить в клир храма Михайловского еп. Глеба (Покровского) , к-рому власти отказали в регистрации. В окт. 1925 г. свящ. Б. Скворцов был привлечен к уголовной ответственности по делу «О контрреволюционной деятельности Рязанской епархиальной канцелярии» вместе с архиеп. Борисом (Соколовым) , еп. Глебом (Покровским) и др. членами канцелярии. На следствии о. Борис никого не оговорил, ложных показаний не давал. За отсутствием состава преступления был освобожден. О. Борис был добрым пастырем, любимым народом, он ежедневно совершал богослужения и никогда не отказывал в совершении треб. В праздник Богоявления в 1927 г. о. Борис сослужил митр. сщмч. Серафиму (Чичагову) и вместе с архиереем совершил великое освящение воды на р. Трубеж. После закрытия в 1929 г. соборов в Рязанском кремле священник добился разрешения властей на перенесение епископской кафедры в Борисоглебский храм с правом служения в нем архиеп. Рязанского и Шацкого сщмч. Иувеналия (Масловского) . Несмотря на это, 5 нояб. 1929 г. храм закрыли и стали использовать для хранения зерна. После многочисленных обращений духовенства и прихожан в органы власти в июле 1930 г. в храме возобновились богослужения. В том же году о. Борис в сане протоиерея стал настоятелем Борисоглебского собора и председателем приходского совета. В 1935 г. в связи с закрытием собора назначен настоятелем ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», единственного храма в Рязани, не закрывавшегося в период гонений. За патриотическую деятельность в годы Великой Отечественной войны награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

http://pravenc.ru/text/153163.html

Митр. Петр в ответ на доклад В. об аресте архиеп. Бориса, его викариев - епископов Михайловского Глеба (Покровского) и Раненбургского Мефодия (Абрамкина) определением от 4 окт. поручил временное управление Рязанской епархией В. В послании «рязанскому епархиальному духовенству и всей православной пастве» епископ сообщил о своем назначении и дал распоряжение о поминовении священников, находившихся в заключении. Через месяц В. вновь обратился к духовенству и пастве с посланием, в к-ром призывал не принимать «воззвание обновленческих епископов» и сохранять верность находившемуся в заключении каноническому Рязанскому архиеп. Борису. 9 янв. 1926 г. В. был арестован, обвинен в «распространении нелегально издававшегося архиепископом Борисом... антисоветского церковного журнала «Циркуляры» (основным мотивом к-рого являлось выражение скорби по поводу гонения на Церковь), организации библиотек с подбором антисоветской и контрреволюционной литературы, в принудительном взимании денежных средств с религиозных общин Рязанской губ. на свои личные и нужды нелегального сообщества, организованного Соколовым П. А.,- «Епархиальной канцелярии», нелегальном присвоении прав юридического лица и вмешательстве в дела религиозных общин Рязанской губ. (способствовал назначению и увольнению служителей культа вопреки воле общин), измышлении и распространении в контрреволюционных целях клеветнических сведений». В. виновным себя не признал. По постановлению особого совещания при Коллегии ОГПУ от 16 апр. 1926 г. приговорен к 3 годам ссылки, наказание отбывал в г. Сургуте (по др. сведениям, в 1926-1927 гг. В. находился в СЛОН - Резникова И. Православие на Соловках. СПб., 1994. С. 125). По постановлению особого совещания при Коллегии ОГПУ от 29 июля 1927 г. приговор В. был изменен: епископ был лишен права проживания в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе, Ростове-на-Дону и губерниях, с прикреплением к определенному месту жительства на оставшийся срок. С 1 авг. по 23 сент. 1927 г. В. жил в пос. Хэ Обдорского р-на Тобольского окр. вместе с митр. Петром (Полянским). 29 окт. 1927 г. В. тайно прибыл в Москву, 11 нояб. представил Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому) доклад от имени митр. Петра с одобрением «Декларации» 1927 г . В дек. того же года митр. Петр направил митр. Сергию письмо, в к-ром сообщил, что никаких поручений В. не давал. По постановлению особого совещания при Коллегии ОГПУ от 23 дек. 1927 г. срок наказания В. был сокращен. В нояб. 1927 г. он уехал в Рязань, затем в г. Елец, был назначен епископом Елецким, вик. Орловской епархии, в 1929 г. освобожден от должности. С янв. 1931 г. епископ Бутурлиновский, вик. Воронежской епархии. Сведения о дальнейшей судьбе В. отсутствуют.

http://pravenc.ru/text/150697.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 УСПЕНСКИЙ ПЕТР НИКОЛАЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прот. Петр Успенский 22 декабря 1929 года один из священников Зарайского района отправил открытку, которая служащим почты показалась подозрительной и была передана в ОГПУ. После этого на квартире священника был произведен обыск и найдено много церковной переписки: посланий покойного Патриарха Тихона , распоряжений как архиерея, так и самого благочинного протоиерея Петра Успенского; все это было воспринято властями как доказательство наличия контрреволюционной организации и проведения антисоветской работы. 4 декабря в разговор находившихся в чайной агентов уголовного розыска вмешался некий неизвестный, который стал защищать Церковь и духовенство. Это показалось им подозрительным, и неизвестный был задержан. Им оказался староста храма села Радушино, в котором служил протоиерей Петр Успенский. Вслед за этим был произведен обыск в доме отца Петра. У него обнаружили много разного рода переписки, в т.ч. с бывшим правящим епископом Борисом (Соколовым) , черновики его благочиннических отчетов в епархию и циркуляры, полученные от правящего епископа Иувеналия (Масловского) . 26 декабря 1929 года, передавая дело в ОГПУ, агент уголовного розыска сопроводил его следующим комментарием: «Был произведен обыск у благочинного села Радушино Успенского, у которого обнаружено громадное количество разной переписки, отчеты священников, черновики его отчетов митрополиту, много разного рода циркуляров митрополита и епископа, которые все отобраны. Кроме того, произведенным расследованием было установлено, что вообще священники деревень, расположенных недалеко от города Зарайска, все связаны между собой и при обходах определенно ведут агитацию контрреволюционного характера, а также такую же агитацию ведут и члены церковного совета их приходов». 3 января 1930 года отца Петра арестовали и заключили в Коломенский Домзак. Началось следствие.

http://drevo-info.ru/articles/14465.html

Свинчус. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (каменная). Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Ныне существуюший каменный Покровский храм был построен в 1912-1915 годах, а освящен в 1916 году. Сохранилось предание о том, что на освящение храма прибыли на пароходе по Оке приглашенные из Москвы архиереи. Была весна, и разлив реки подходил к храму. Пароход подошел к берегу, и архиереи шли по цветным коврам от реки до церкви. Свидетели этого торжества запомнили его на всю жизнь и любили рассказывать детям и внукам. У храма сохранился огромный белокаменный надгробный камень на могиле священника Афанасия Васильева Фортинского. Он служил в церкви с 1801 по 1849 г. В советское время Покровский храм прослужил до весны 1932 года, и в мае месяце был закрыт. Это известно из решения Президиума Мособлисполкома 831 «Ходатайство Ерахтурского РИКа о закрытии Каменной церкви в с. Свинчус для использования под ссыпной пункт Межрайзаготзерно». Последним священником Покровской церкви был Павел Григорьевич Соколов. Он родился в семье священника села Свинчус 28 июля 1865 года. В Свинчусе он прослужил с 1892 до 1935 года, т.е. 43 года, заслужив глубокое уважение верующих односельчан. За отличную, усердную и полезную службу отец Павел был награжден набедренником, скуфьей, камилавкой. За труды по всеобщей переписи удостоен темно-бронзовой медали в 1898 г., имел серебряную медаль в память царствования императора Александра III. Господь удостоил батюшку мученического венца на 72 году жизни. Он был арестован, обвинен в активном участии в церковно-монархической повстанческо-террористической группе и расстрелян в ночь на 10 декабря 1937 года. Возрождение прихода и храма началось летом 2001 года активной группой верующих. Официально приход зарегистрирован 5 декабря 2001 года. За эти годы была полностью восстановлена кровля на храме, восстановлен купол храма, местным жителем Арлашиным Борисом Григорьевичем изготовлен величественный крест и совместными усилиями прихожан установлен на куполе. Это произошло в 2006 году. В храме остеклены окна, изготовлены и остеклены вторые оконные рамы, настелен пол в большей части храма. В алтаре северного придела имеется вся необходимая богослужебная утварь. В приделе имеются иконы, сохранившиеся от дореволюционной поры.

http://sobory.ru/article/?object=06934

И действительно, говорят, Борис не обманулся в своём выборе. Последующие обстоятельства хорошо показали, что Иов был верный слуга Борисов. Гнусная ложь, сочинённая Борисом о смерти царевича Димитрия, переданная на рассмотрение патриарху и собору, признаётся истиной. И защитники правды, вместе со всеми жителями несчастного Углича, предаются в руки неправосудного мщения. Патриарх, кажется, не слышит громкого свидетельства Нагова и народной молвы об убиении Димитрия и тайном его виновнике. Длинный ряд преступных замыслов Бориса счастливо удаётся и ведёт его к давно желанной цели. Феодор умирает, и с ним прерывается многовековой ряд законных наследников престола. Борис у самой цели. И первым, самым деятельным помощником ему в эти минуты является патриарх. Таков общий взгляд некоторых историков на отношения Иова к современным ему событиям отечественным. При подробном рассмотрении событий, мы должны показать, сколько правды заключается в таком взгляде. 116 Лица, которых подписи значатся под показаниями, суть следующие: Григорий Нагой с духовным отцом своим священником Богданом; Андрей Нагой, игумен Покровского монастыря Давид и другие многие. 119 Щербатов всё участие патриарха в избрании Годунова на царство объясняет из личных отношений Иова к Борису, по которым первый, как облагодетельствованный им, всеми силами старался отблагодарить своего благодетеля. Таким образом, по мнению историка, не в видах общественной пользы и не по общему выбору и согласию, а единственно по своим личным отношениям Иов усиливался склонить общее мнение в пользу Бориса и его самого убеждал к согласию на избрание народное. Посему во всей истории избрания он не видит ничего искреннего ни с той, ни с другой стороны, и нигде не упускает случая выразить своё недоброе мнение о патриархе (см. Ист. Щерб. Т. XIII, гл. 1, от 8–17 стр.). Сколько основательно это мнение, видно будет при объяснении на указанные вопросы. 127 Чин венчания Бориса на царство в Доп. Акт. Ист. I, 145. При короновании Бориса Феодоровича сделаны были некоторые дополнения к прежнему чину, из коих некоторые не удержались в последствии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sokolo...

Таковы: убиение царевича Димитрия, восшествие Бориса на престол, явление и действия первого самозванца. Сколько неожиданным и непоследовательным кажется ход государственных событий, столько же кажутся тёмными побуждения, и характер деятельности главных исторических лиц этого времени. В каком же отношении к этим лицам и событиям находился первый патриарх всероссийский 115 ? Дело об убиении Димитрия царевича На пятом году управления Иова церковью русской, в Угличе случилось событие, несчастнейшее по своим следствиям для целой России. Младенец Димитрий, сын Иоанна Грозного, последняя отрасль царственного дома нашего, погиб от руки убийц, подосланных Борисом. Нет нужды описывать историю этого несчастного дела, до сих пор не вполне разъяснённого историей. Для нашей цели важен в этом деле приговор, соборно сделанный Иовом, по рассмотрении следствия, представленного Шуйским с товарищами. Приговор этот следующего содержания: смерть Димитрия царевича учинилась Божиим судом, Михайло Нагой совершенно несправедливо, по личным неудовольствиям, велел убить государевых приказных людей, дьяка Михаила Битяговского с сыном и Никиту Качалова и других дворян и жильцов, которые стояли за правду и уговаривали посадских людей, чтобы они не делали никому насилия. За такое самоуправство Михайло Нагой с братией и местные жители Углича достойны всякого наказания. Вследствие такого приговора всех Нагих сослали в отдалённые города и заключили в темницы; вдовствующую царицу постригли и отвезли в пустыню Святого Николая на Выксе; тела Битяговского и его товарищей, кинутые Угличанами в яму, вынули, отпели в церкви и предали земле с великой почестью, а граждан углицких, признанных убийцами невинным, казнили, числом около двух сот; другим отрезали языки; многих заточили; большую часть перевели в Сибирь и населили ими город Пелым. От Углича остались развалины. В этом приговоре Иова, святителей и боярской думы, Карамзин находит горестный для церкви памятник человекоугодничества и слабости, бессовестного потворства, недостойного верховного пастыря и святителей (Ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sokolo...

Что касается до ясных распоряжений правительства, относящихся к просвещению Христианством Сибири, то мы имеем весьма не много грамот этого времени, свидетельствующих о подобных заботах правительства. При том, ни одна из этих грамот не является с именем Иова, хотя некоторые из них, по характеру самых распоряжений, необходимо предполагают участие в них Патриарха. На основании этих грамот, мы заключаем, что: а) правительство наше содействовало основанию монастырей и церквей в Сибири; б) облегчало труд просветителей присылкой книг Богослужебных и прочей утвари церковной, и в) заохочивало туземцев к принятию христианства своим милостивым вниманием к новообращённым. Для первого вывода мы имеем две грамоты царские от 1600 и 1604 г. Первая из них послана царём Борисом к Туринскому голове Якову. Этот Яков извещал Государя о желании служилых и пашенных людей построить в своём городе церковь в честь мучеников Бориса и Глеба и просил у царя разрешения указом. Содержание сей грамоты не позволяет сомневаться в том, что Иов, как Патриарх, принимал участие в распоряжениях по сему делу. Ибо, кроме разрешения на постройку церкви из Москвы, с иноком Авраамием посланы были святый Антиминс, миро и масло и вся утварь церковная. В сём же указе содержатся распоряжения о назначении клира к новоустроенной церкви, которые, конечно, сделаны были при участии Патриарха Иова. Священника велено было взять из Верхотурья, дьякона, на время, из Перми (Ист. Сиб. Милл. кн. I, 359). Другая грамота воеводе Верхотурскому по просьбе чёрного попа Ионы об отпуске ему леса на построение в Верхотурье монастыря. Царь, по всей вероятности, с ведома, и по согласию Патриарха, предписывал своим боярам, чтобы не требовали с Ионы заёмного леса, и на церковное строенье выдавали требуемое количество строевых материалов 67 . В 1587 году воевода царский Чулков, отправленный для построения Тобольска, поставил здесь и церковь во имя Живоначальной Троицы, а за городом другую во имя Спасителя (Истор. Сиб. Милл. стр. 217). В 1592 или 3 году, князь Горчаков, которому поручено было строение Пелыма, получил приказание поставить в новом городе церковь (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sokolo...

Вышел июльский номер журнала " Вода живая " июня 2020 Открывает его проповедь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия " Если живем с Богом, мы уже в Царствии Небесном " , посвященная празднику Рождества Иоанна Предтечи . Тема раздела " Подробно " - " О конце времен " . О концепциях завершения истории человечества в книгах Священного Писания, святоотеческих трудах и произведениях средневековых богословов рассказывает Тимур Щукин в материале " Будущее по-христиански " . О проблемах будущего, предопределения и свободной воли рассуждают философ Александр Секацкий в материале " Восстание против машины " и иерей Дионисий Харин в материале " Лето Господней любви " ; оба текста подготовлены Натальей Щукиной. Раздел " Образы и смыслы " посвящен малоизвестной теме - участию добровольческой Испанской дивизии в Великой Отечественной войне и, в частности, в военных действиях на Северо-Западе страны. Тимур Сунайт беседует об этом с ведущим научным сотрудником Санкт-Петербургского института истории РАН Борисом Ковалевым; интервью озаглавлено " Испанцы в снегах России " . Раздел " Люди в Церкви " открывает беседа Татьяны Кириллиной с храмостроителем и благотворителем Вячеславом Заренковым " По натуре я созидатель " . В материале Евгения Перевалова " Благодать " для каждого " речь идет о воскресной школе " Благодать " для детей с особенностями развития, действующей при епархиальном координационном центре по работе с инвалидами ОЦБСС . О православии в Камеруне рассказывает монахиня Серафима (Шумейко); материал Татьяны Кириллиной озаглавлен " Миссия на другой планете " . Евгений Перевалов в материале " Душа атлета " беседует с председателем комиссии по физической культуре и спорту Тихвинской епархии иереем Геннадием Титовым , психотерапевтом Даниилом Чугуновым и психиатром Еленой Андреевой, которые собираются создать в нашем городе православный консультационно-психологический центр для спортсменов. Страничка епархиального радио " Град Петров " знакомит с новыми аудиодисками - " Богородичные праздники " из серии " Православные посты и праздники " и " История Древней Руси. Мир в IX веке. Выпуск 3-й " Юрия Соколова, - а также с новинками сервиса скачиваний. ИА " Вода живая " , 30.06.20 Поделиться Упоминания в новостях 31 марта 2024 5 марта 2024 4 марта 2024 29 февраля 2024 31 января 2024 31 марта 2024 15 марта 2024 5 марта 2024 4 марта 2024 29 февраля 2024 31 марта 2024 4 марта 2024 29 февраля 2024 31 января 2024 31 декабря 2023 25 апреля 2024 24 апреля 2024 18 апреля 2024 17 апреля 2024 17 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

В Вологде открылась детская областная выставка «Святыни Севера» Вологда, 26 февраля 2004 г. Преподобный Димитрий Прилуцкий. В духовно-просветительском центре «Северная Фиваида» в Вологде открылась областная выставка «Святыни Севера». На ней представлены рисунки школьников, участвовавших в художественном конкурсе, посвященном 700-летию преставления святого праведного Прокопия, Устюжского чудотворца, сообщает «Служба новостей проекта «Епархии» . Это уже второе открытие выставки. Первое прошло в Великом Устюге, в дни празднования юбилея. Тогда выставка поразила всех, кто её видел - и не только высоким уровнем мастерства («Наши студенты рисуют хуже!» - признавались потихоньку преподаватели Суриковского института, приглашенные в жюри конкурса), но и какой-то особой атмосферой рисунков. Ребята не просто изобразили сцены жития святых или храмы, но и показали, что для них святыни - не только предмет благоговейного почитания, а вещи родные, духовно освоенные. Святыни вошли в жизнь наших детей, стали их частью - неотъемлемой, любимой. Директор «Северной Фиваиды» Надежда Тихомирова увидела главное значение конкурса именно в том, что он показал: «Есть у нашего молодого поколения силы, есть память о святом, чтобы наша снова стала Святой». В конкурсе участвовало 126 работ - из Великого Устюга, Вологды, Череповца, Кириллова, Шексны, даже из Котласа, что в Архангельской области. На устюжской выставке было показано 50 работ, почти все они показаны и в Вологде. Приехали из Устюга и авторы, ученики детской художественной школы вместе с директором школы Борисом Студенцовым и преподавателем Светланой Лобановой. Всем им от «Северной Фиваиды» были вручены сувениры. Юных художников приветствовали заместитель начальника департамента культуры Людмила Кашина, известный вологодский художник-реставратор Ольга Соколова. «Мы вспоминаем о святых, - сказал на открытии выставки преосвященнейший Максимилиан, епископ Вологодский и Великоустюжский, - чтобы постараться хоть немного быть на них похожими. И пусть нам не удастся полной мерой достичь высоты праведного Прокопия Устюжского или преподобного Нила Сорского, - хоть несколько шагов по их пути мы можем сделать». Несколько шагов вслед за святыми ребята - авторы представленных на выставке работ - уже сделали. И приглашают последовать за собой по этому трудному пути. 26 февраля 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/9073.html

«Саша, вы – наша смена» Протоиерей Владимир: И, наконец, период его настоятельства, когда батюшка был призван возродить общину и храм Николы в Кленниках на Маросейке. Конечно, это было устроено Промыслом Божиим. Почему Господь его избрал? Мы можем теперь только удивляться тому, как заранее он был предназначен для этой цели. Уже будучи настоятелем возрожденного храма на Маросейке, отец Александр часто вспоминал слова отца Бориса (Холчева), сказанные ему на прощание в Ташкенте. Из воспоминаний отца Александра: Три года служил я в армии. А когда закончил службу, с ним (отцом Борисом. – А.Н.) прощался, благодарил и спросил: «Батюшка, за что же вы ко мне так относились?» – А он: «Ну, Саша, – так задумался, помолился, – вы – наша смена». Так и сказал. Ну, я-то понял «смена», потому что поступаю в семинарию и буду служить священником. А когда получил назначение в Кленники, то получилось, что он сказал о смене маросейской. Протоиерей Владимир: После того как он овдовел, Святейший Патриарх Алексий предложил ему епископскую кафедру. Но отец Александр сказал: «Какой я епископ, Ваше Святейшество? Нет-нет, этого я не могу». Точно так же он пытался отказаться и от настоятельства в Кленниках. Его удержал от этого отец Василий Евдокимов, священник из Ташкента, знавший многих из маросейской общины, сам ходивший на Маросейку. Он предупредил отца Александра: «Если предложат – не отказывайся». Из послушания отец Александр согласился. Из воспоминаний отца Александра об открытии маросейского храма: Назначение меня сюда тоже было необычное. Начали открывать везде храмы (в конце 1980 – начале 1990-х гг. – А.Н.). И вот Мария Васильевна Зубова, по благословению, начала хлопотать о возвращении Русской Православной Церкви храма Мартина Исповедника (ее родственники участвовали в его устроении). Стали искать священника для этого храма и предложили мне. А мы уже дружили, еще до открытия Маросейки, «мечёвские», группа была – и родственники, и многие ближайшие к отцу Алексию, к отцу Сергию чада, Мария Николаевна Соколова приезжала. Они и меня приглашали, я уже был принят в мечёвскую семью как свой от отца Бориса. И Лариса Петровна Виноградова вдруг говорит: «Что же мы волнуемся о том храме Мартина Исповедника, когда надо заботиться о восстановлении храма Алексия Мечёва?» Я согласился: «Давайте». Дал благословение, они отправились узнавать. И так быстро все пошло, по молитвам батюшки Алексия, что раньше того храма наш открыли. И вскоре я получил назначение настоятелем на Маросейку.

http://pravoslavie.ru/32974.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010