В Краткой редакции описание «настенного письма» выполняет роль главного свидетельства о преподобном Ефреме. Ефрем Новоторжский, по описанию этой фрески, держит в руках церковь. Впоследствии это становится характерной чертой его иконографии. Известие об ученике Ефрема, Аркадии, на наш взгляд, является вставкой списка БАН (в обратном случае трудно объяснить утрату сохранившейся в двух других списках Краткой редакции ценной информации об иконе, изображающей Ефрема вместе с Борисом и Глебом). Описанная в житии фреска не сохранилась. Если принять сведения о древности Борисоглебского храма, это описанное в Житии изображение оказывается единственным, что мы знаем о его основателе . В каком ключе можно интерпретировать изображение Ефрема? Возможным контекстом может стать ранняя иконография самих св. князей Бориса и Глеба. Так, на крестах-мощевиках каждый из князей держит в руках модель храма (по мнению М. Х. Алешковского – мученический венец) . Но ни Борис, ни Глеб не были храмоздателями. По мнению В. И. Лесючевского, появление такого изображения может быть связано с исцелениями в вышгородских храмах. Князь с храмом в руке представлен на выходной миниатюре  русской рукописи «Слова Ипполита Римского о Христе и антихристе» (нач. XII в.), –  согласно исследованию Е. В. Ухановой, это изображение св. князя Бориса . Храм в руке святого (крепость) может быть также связан с защитой города, как в образе Николы Можайского сер. XIV в. И все же наиболее вероятным представляется отождествление фрески, изображающей Ефрема, с ктиторским портретом. По замечанию А. С. Преображенского, в ктиторских портретах отмечается княжеское, епископское и боярское храмоздательство, однако для домонгольского периода наиболее распространенным ктитором является князь. Исследователь отмечает также слияние «иконографических схем ктиторского и надгробного портретов или использования одинаковых схем в различных ситуациях» . Ктиторская деятельность часто сопровождалась захоронением ктитора в построенном им храме, «юже бе сам создал», о чем сообщают известия русских летописей (в надписании на фреске Ефрема, судя по свидетельству жития, сказано было нечто подобное). Важной параллелью XII в. представляется указанное А. С. Преображенским изображение Евфросинии Полоцкой с храмом в руках, которое «можно считать ранним проявлением местного культа преподобной» (однако этот портрет не связан с погребением ктитора). Другая близкая параллель имеет новгородское происхождение: с середины XVI в. на камне св. Антония, хранившемся при Рождественском соборе, было написано его изображение с храмом в руке («имея же на руце воображену чудную церкву» Рождества Богоматери»); тогда же началось распространение иконографии этого преподобного, которое связано с построенной им церковью. Задаваясь вопросом об истоках этой иконографии, А. С. Преображенский предполагает «существование ктиторского изображения преподобного Антония, под которым он был похоронен в 1147 г.».

http://bogoslov.ru/article/6192625

Князь Владимир с сыновьями, Борисом и Глебом. Икона XV века. В дальнейшем отказалось, что лишь в Киеве крещение прошло мирно, а остальные города и области Руси были обращены в христианство с применением военной силы. Пословицей стала фраза из повести о крещении новгородцев о киевских воеводах: «Путята крестил мечем, а Добрыня огнем». Принятие христианства Киевом и Новгородом, главными по значению городами Руси, явилось крупной победой религиозной политики князя Владимира. Эта победа открывала новые возможности для дальнейшего проникновения христианства на остальную территорию Древнерусского государства, а самому государству – новые политические, культурные и экономические горизонты. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 28 ноября, 2023 24 ноября, 2023 12 апреля, 2024 31 марта, 2024 27 марта, 2024 15 марта, 2024 9 марта, 2024 17 февраля, 2024 9 января, 2024 28 ноября, 2023 24 ноября, 2023 12 апреля, 2024 31 марта, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/kreshhenie-rusi-nauchn...

Их чудесная помощь и заступничество проявились в борьбе с половцами и печенегами (XI век), затем перед Невской битвой (1240), когда святые Борис и Глеб явились в ладье, посреди гребцов, «мглою одени», положив руки на плечи друг другу. «Брате Глебе, – сказал тогда Борис, – повели грести, да поможем сроднику своему Олександру» (великий князь Александр Ярославич Невский; † 1263) 45 . Победа на Чудском озере (1242) также была одержана «святою мученику Бориса и Глеба... великыми молитвами» 46 , их молитвенная помощь явилась при взятии новгородским войском шведской крепости Ландскрона в устье Невы (1301), во время восстания в Твери (1327) при князе Александре Михайловиче († 1339), поднявшем против татар «молитвою новоявленою мученикъ святых цареи рускых Бориса и Глеба» 47 , в победе на Куликовом поле (1380), когда великий князь Димитрий Иванович († 1389) и другие воины видели, как во время боя помогал им полк небесных воинов, ведомый святыми Борисом и Глебом 48 . Незримое соучастие князей Бориса и Глеба проявилось и во многих других героических событиях русской истории в XIV–XVI веках 49 . Память святых князей-страстотерпцев празднуется Русской Православной Церковью дважды в год – 2/15 мая и 24 июля/6 августа. Кроме того, отдельно отмечается память святого князя Глеба – 5/18 сентября, в день его убиения. 2 Полное собрание русских летописей (далее ПСРЛ). Л., 1926. Т. I. Стб. 126 (6504), СПб., 1908. Т. II. Стб. 111 (6504); Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968. С. 19–20. 4 Thietmari episcopi Merseburgensis Chronicon/Hrsg. R. Holtzmann. Berlinae. 1935. Lib. IV. Cap. 58, Lib. VII. Cap. 72 (далее TM). По некоторым данным, темница была в Вышгороде. 5 Татищев В. Н. История российская с самых древнейших времен. М., 1995. Т. 2. С. 70 (это известие летописными источниками не подтверждается). 6 Память и похвала Иакова Мниха и Житие князя Владимира по древнейшему списку/Изд. А. А. Зимин//Краткие сообщения Института славяноведения АН СССР. М., 1963. Вып. 37. С. 72 (6523), ПСРЛ.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

См. также: Аборты: кому и с чем бороться? Отклик на статью иеромонаха Димитрия (Першина) «Повод к добру» и сообщение о проведении акции против абортов «Подари мне жизнь». Фрагменты полемики в блогах журнала «Фома». Мнения Татьяны и Сергея ( sitver )//Фома. - – сентябрь 2009. – С.98. – (рубрика « Отклики »). Ольга Павлова . Почему я не развожусь. Фото Аллы Стецун//Фома. - – июль 2009. – С.26-27. - (рубрика « Тема номера. Семья: любовь и верность »). ВЕРА  (раздел). – С.28-41. (на заставке – «Церковь земная и небесная». Картина Елены Черкасовой) Сергей Худиев . Сограждане святым и свои Богу . Статья дает развернутый ответ на вопрос: как же на самом деле понимается святость в церковной традиции, в чем состоит православное учение о святых?//Фома. - – июль 2009. – С.29,30,32,34-35. – (раздел « Вера »). На врезках к статье помещены справочные материалы и портреты святых. Рисунки Артема Безменова. Публикуются материалы: Какие бывают святые . Подборка коротких справок: (Бессребреник, Благоверный, Мученик/великомученик/, Исповедник, Преподобный, Равноапостольный, Святитель, Страстотерпец, Юродивый ). Ил.: Св. равноапостольный князь Владимир с сыновьями, князьями страстотерпцами Борисом и Глебом. Икона новгородской школы XV-XVI в.; Василий Блаженный (фрагмент), Сольвычегодск, XVI в.//Фома. - – июль 2009. – С.30. – (раздел « Вера »); Святые благоверные князья Михаил Тверской и Александр Невский . Справка. Рисунок Артема Безменова//Фома. - – июль 2009. – С.32. – (раздел « Вера »); Святые преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Справка. Рисунок Артема Безменова//Фома. - – июль 2009. – С.34. – (раздел « Вера »); Святой преподобный Сергий Радонежский и святитель Алексий, Митрополит Московский. Справочные материалы. Рисунок Артема Безменова//Фома. - – июль 2009. – С.35. – (раздел « Вера »). Алексей Беглов , научный сотрудник Института всеобщей истории РАН. Увидеть в семье драгоценность . Записала Юлия Шабанова . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – июль 2009. – С.31. – (раздел « Вера »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-75-i...

Календарь Материалы 13 сентября 2007 г. [Вопросы священнику/Культурологические] иеромонах Иов (Гумеров) Здравствуйте Батюшка! В «Александрии», жизнеописании Александра Македонского, описывается событие, когда пророк Иеремия благословляет Александра Македонского на битву с Дарием и другие события, свидетельствующие о благочестии Александра. Жития Александра Невского и Дмитрия Донского сравнивают святых князей с царем Константином, св. князьями Борисом и Глебом, с ветхозаветными мужами и с Александром Македонским. Как объяснить такую связь македонского царя, являющегося, по сути, носителем языческой культуры, с культурой православной? [Вопросы священнику/Богословие] Иеромонах Иов (Гумеров) Здравствуйте. Объясните, пожалуйста, откуда у Ирода появилась идея о воскресении? «В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им» (Мф.14:1-2). [Вопросы священнику/Богослужение и обряды] иеромонах Иов (Гумеров) Здравствуйте. Что такое лития? Каково ее значение? [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Бог есть Любовь, прещедрое, премудрое и всемогущее Существо. Потому молящиеся да веруют, что все благопотребное Владыка подаст, как Любовь и как Щедрый — щедро, как Премудрый — мудро, как Всемогущий, подаст там и тогда, где и когда не ожидали. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Протоиерей Александр Шаргунов Как смиренно Христос благоизволил сокрыть Себя! Никто не говорил так, как Он в Галилее. А теперь, научая нас не искать земной славы, Он отправляется в землю Тирскую и Сидонскую, где Он был мало известен. И там вошел в дом, не желая, чтобы кто узнал о Нем. Есть время у Господа являться всем и есть время сокрываться. Кроме того, Он пришел к язычникам, которые еще не были готовы к принятию Его, как народ Израиля. [Поместные Православные Церкви/Константинопольская/Публикации] В 1966 году, на исходе первого тысячелетия существования афонской монашеской республики, многим казалось, что конец ее близок. Монастыри пустели, здания разрушались. Но вдруг в «саду Богородицы», как любят называть Афон монахи, все изменилось, оправдывая надежды тех афонитов, которые всегда были твердо убеждены, что Богородица никогда не позволит Своему саду опустеть. English Edition [Sretensky Monastery] Luke Harding “There is a sacred aspect to Russian folk songs – they are often about death and suffering,” Father Tikhon explains, over a pot of tea in his comfortable residence. “One piece, The Black Raven, is a sort of dialogue with death. It’s about a Cossack soldier going off to battle knowing he is going to die. He speaks of how a bullet will pierce his chest, how his comrades will leave him, and how his wife will marry his best friend. His bones will be scattered across the steppe by wolves and ravens.” Новости 13 сентября 2007 г.

http://pravoslavie.ru/archive/070913

В ц. Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле (1363) К. и Д. были представлены в нижнем регистре росписи сев. стены и сев.-вост. пилона так, что их фигуры фланкировали вход в жертвенник. В ц. Спаса Преображения на Ильине ул. (1378), расписанной греч. мастером Феофаном Греком, придел К. и Д. располагался в юж. камере на хорах, очевидно, там были изображения св. врачей (живопись придела не сохр.). В ц. Спаса Преображения на Ковалёве (1380) образы К. и Д. располагались в зап. притворе на юж. стене, рядом со святыми Борисом и Глебом. В ц. св. Симеона Богоприимца в Зверине мон-ре (60-70-е гг. XV в.), расписанной в память об умерших в моровом поветрии 1465 г. новгородцах и представляющей собой монументальный минологий, К. и Д. представлены дважды: в замке сев. подпружной арки (под 1 нояб.- Асийские мученики), в нижнем регистре юго-зап. столба (под 1 июля - Римские мученики); изображения, находившиеся на зап. своде и в люнете (исключение - образ прор. Осии), соответствующие Минее на 2-ю пол. окт., утрачены. Изображения К. и Д. в медальонах рядом со святыми Аникитой и Киром располагались на сев.-зап. столбе в ц. свт. Николая Чудотворца в Гостинопольском мон-ре (ок. 1475 - кон. XV в.). Свт. Николай Чудотворец, святые Косма и Дамиан в молении Богоматери. Икона. XVI в. (МИИРК) Свт. Николай Чудотворец, святые Косма и Дамиан в молении Богоматери. Икона. XVI в. (МИИРК) Сохранившиеся изображения К. и Д. в древнерусском искусстве в целом следуют визант. иконографии. Представление о ней можно составить по новгородским домонг. иконам. На иконе «Свт. Николай Чудотворец, с избранными святыми» из Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря (кон. XII - нач. XIII в., Новгород, ГТГ) К. и Д. изображены на верхнем поле по сторонам «Этимасии», по пояс, в левой руке у каждого ларец, на который они указывают правой рукой; облик св. бессребреников соответствует ранней византийской иконографической традиции (средовеки, с темными короткими волосами, бородой и усами). На боковых полях - ростовые изображения святых Бориса, Глеба, Флора, Лавра, Евдокии, Домны; на нижнем - поясные образы святых Параскевы и Фотинии.

http://pravenc.ru/text/2458823.html

Разделы портала «Азбука веры» Кондак 1 Возбранный чудотворче и Духа Святаго исполненный, преподобный отче Моисее, дивный подвижниче и недугов душевных и телесных целебниче, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи да в радости сердца зовем ти: Радуйся, преподобне отче Моисее, дивный чудотворче и чистоты поборниче. Икос 1 Ангелов Творец и Господь сил яви тя, досточудне, Ангела во плоти и верных предстателя. Прибегающе убо к заступлению твоему, сицевая радостная тебе приносим: Радуйся, ангельския чистоты ревнителю; радуйся, предобрый иноков наставниче. Радуйся, целомудрия дивное светило; радуйся, усердный исполнителю поста и воздержания. Радуйся, светлый образе кротости и смирения; радуйся, утешение верным являяй. Радуйся, обителей земных покровителю небесный; радуйся, ярем благий на ся вземший. Радуйся, преподобне отче Моисее, дивный чудотворче и чистоты поборниче. Кондак 2 Видя Господь чистоту сердца твоего, избра тя зрети славу небесную. Егда с двумя братиями твоими во град Киев преселился еси и святым страстотерпцем Борису и Глебу усердно поработал еси, тогда ты, блаженне, в молитвах потщался еси, елико бе мощно юноше святым подражати. Сего ради с веселием возопиял еси Богу: Аллилуиа. Икос 2 Разум богодухновен имея, о преподобне отче Моисее, дивным смотрением Божиим, егда на реце Альте брата твоего Георгия вои Святополка погубиша вкупе со святыми страстотерпцами Борисом и Глебом, ты же един избавився убиения, пришел во град Киев к Предиславе сестре Ярославлей и был тамо моляся ко Господу прилежно, темже похваляюще Бога, спасшаго тя, глаголем ти сице: Радуйся, начало премудрости страх Божий правилом жизни себе предизбравый; радуйся, яко Ангела хранителя николиже опечалил еси. Радуйся, лучу Божественного света; радуйся, благоуханный крине девства и нетления. Радуйся, яко благочестием твоим угодил еси Христу Богу; радуйся, к Богородице молитвенниче наш неусыпный. Радуйся, немощей наших изрядный целебниче. Радуйся, избранный сосуде Духа Святаго. Радуйся, преподобне отче Моисее, дивный чудотворче и чистоты поборниче. Кондак 3

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

XII в.; отдельная память Г. 5 сент. изредка встречается в месяцесловах со 2-й пол. XIII в. В 1369 г. митр. св. Алексий по согласию с князьями св. Димитрием Иоанновичем и Владимиром Андреевичем установил седмичные посты перед памятью Б. и Г. (24 июля), а также перед днями памяти вмч. Димитрия Солунского (26 окт.) и «осенним Юрьевым днем» (26 нояб.) (уставная грамота о новых постах 18 февр. 1369 (мартовского 6876) известна в единственном белорус. списке посл. четв. XVI в.- БАН. Собр. еп. Павла (Доброхотова). 18. Л. 205). Однако эти посты не вошли в практику Русской Церкви. В московском Типиконе 1610 г. память Б. и Г. указана 3 раза (5 сент., 2 мая и 24 июля). 5 сент.- только память Г. без службы. 2 мая - служба Б. и Г. с полиелеем. Здесь же содержатся указания, как можно соединить их службу со службой свт. Афанасия Великого. 24 июля описана бденная служба Б. и Г. (если желает настоятель), при этом службу мц. Христине указано переносить на повечерие. Память Б. и. Г. 2 мая праздновалась более торжественно, нежели приходящаяся на тот же день память свт. Афанасия Александрийского. В Уставе церковных служб московского Успенского собора (1634) под 2 мая записано: «Афанасию Великому, егда будет невместно вкупе пети с Борисом и Глебом, то пети в 4-й день, трезвон средней, а Борису и Глебу трезвон большой, благовест в ревут» (РИБ. Т. 3. С. 77). Перенесение мощей св. Бориса в новую церковь (вверху). Перенесение мощей св. Глеба в новую церковь. Миниатюра из Сильвестровского сборника. 2-я пол. XIV в. (РГАДА. Ф. 381. 53. Л. 152 об.) Перенесение мощей св. Бориса в новую церковь (вверху). Перенесение мощей св. Глеба в новую церковь. Миниатюра из Сильвестровского сборника. 2-я пол. XIV в. (РГАДА. Ф. 381. 53. Л. 152 об.) Древнейший корпус литургических песнопений, посвященных Б. и Г., складывался в XI - нач. XII в. Наиболее ранние списки службы Б. и Г. находятся в июльской Минее кон. XI - нач. XII в. новгородского происхождения (РГАДА. Ф. 381. 121. Л. 28 об.- 31) и Кондакаре при Студийском уставе того же времени (Типографском уставе) (ГТГ.

http://pravenc.ru/text/153171.html

Попытка причислить Владимира к лику святых особенно могла появиться среди русских людей после канонизации свв. Бориса и Глеба 46 . Мы склоняемся к той мысли, что память Владимира косвенно чтилась и до его канонизации, но не в день его преставления, но, как выражается составитель „Степенной книги», „купно время» 47 с Борисом и Глебом и, так сказать, в лице их, „яко фюник высок възращает и кисте две согрели и мученика приносящи – Романа и Давида честьнаго» (т. е. Бориса и Глеба 48 ). Но прославление св. князя, если таковое могло быть в памяти его сыновей–св. мучеников, очевидно не могло соответствовать желанию тех русских людей, которые хотели бы почтить память равноапостольного крестителя земли русской. Но чем настойчивее обнаруживалась попытка причислить Владимира к лику святых, тем с большею силою выступало возражение, что, между тем как Борис и Глеб сияют чудесами, Владимир чудес не творит. Вот на это-то возражение, считающее чудеса единственным признаком святости, и отвечает Иаков словами: „не дивимся, возлюблении, аще чюдес не творит по смерти: мнози бо святии праведнии, не сътвориша чудес, но святи суть“ и проч. Это не оправдание канонизации, а попытка между прочим убедить, что Владимир, хотя и не творит чудес, следов., не имеет, так сказать, внешнего признака и доказательства святости, может быть признан святым на основании дел. На эту попытку Иаков решается после того, как уже от многих слышал о благоверном князе, о его достойных памяти добродетелях. Желание сохранить эту память от забвения и вместе стремление устранить препятствия к церковному прославлению св. Владимира и могли быть поводом к составлению „Похвалы”. Можно обратить внимание еще на следующее. По мнению не профессора, впрочем, Соболевского, а тех, которые считают Иакова древнейшим нашим писателем, последний писал около 1070 г. 49 , и в это время кафедру русской митрополии занимал тот самый митрополит Георгий, который, как сказано выше, обнаружил явное фомино неверие к чудесам свв. мучеников Бориса и Глеба, а тем более скептически относился к канонизации Владимира, не прославленного чудесами, хотя о такой канонизации может быть и радели русские люди, благоговевшие пред равноапостольным подвигом крестителя земли русской. Для Иакова было полное побуждение упомянуть о том, что чудеса не составляют необходимого признака святости. Слова: „не дивимся, возлюблении...» и т. д. вызывались, так сказать, потребностью времени!..

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

8) Список в рукописи собрания гр. Уварова 1045 (613), лл. 185 –197, XV в. (Леонид. Систематическое описание. Ч. II, стр. 341–44). В издании этот список обозначен буквой У . 9) Список в рукописи Имп. Московского и Румянцовского Музея CLII. Сборник 1555 г., л. 144. (Востоков. Описание, 199–204). В издании этот список обозначен буквою Р . 10) Список в рукописи Новгородской Софийской библиотеки 1323, лл. 283 об. – 291. Великая Минея Четья на м. июль. (Д. И. Абрамович. Софийская библиотека. II, 131–54). В издании этот список обозначен буквой М . 11) Список в рукописи собрания гр. Уварова 1889 (162), XVII в. (Леонид. Систематич. описан. ч. IV, стр. 252–55). В издании этот список обозначен буквами Сх . 33 Сказание пользовалось широкой известностью и дошло до нас в очень значительном количестве списков. Важнейшие изменения, которым подвергся с течением времени первоначальный (основной) текст памятника, насколько мы можем судить о нём по Успенскому сборнику XII в., – сводятся к следующему. В рассказе о распределении княжений между сыновьями Владимира одни списки ограничиваются только четырьмя князьями: Святополком, Ярославом, Борисом и Глебом (28, 9–11), а другие называют ещё Вышеслава, Изяслава, Мстислава, Всеволода, Святослава (ср. рукоп. Псковско-Печерск. мон., Моск. Публ. и Рум. Муз. 435), а иногда и Станислава с Позвиздом (ср. Ими. Публ. б. Погод. 641) или Судиславом (ср. Моск. Публ. и Рум. Муз. Пискар. 577). После рассказа о смерти и погребении св. Бориса в некоторых списках (ср. ЛМРССхУп) следует вставка – рассуждение об ангелах и бесах (36, 16 – 38, 10), заимствованная из Ипатьевской летописи. Летописными подробностями (ср. Лаврент. и Ипат. л. под 6523–26 гг.) дополняется также (в списках АЛМРССхУп) рассказ о борьбе Ярослава с Святополком (44, 3 – 46, 16) 34 . После слов «месяца иулия в 24 день, прежде 9 каланд августа» (57, 6–7) и «месяца сентября в 5 день, в понедельник» (43, 1–2) многие списки добавляют: «на память святыя мученицы Крестины» и «на память святаго пророка Захарии».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010