Радуйся, яко кровию твоею, аки багряницею, Церковь украсися. Радуйся, яко нетленным телом твоим, аки алмазом безценным, храм премудрости Господней просветися. Радуйся, яко тобою лик мученический преумножися. Радуйся, яко кровию твоею семена веры в земли нашей возрастишася. Радуйся, яко тобою небеса возвеселишася. Радуйся, яко о тебе и земля радуется. Радуйся, о Дусе Святе души благочестивыя возвеселяяй. Радуйся, печаль по Бозе кающимся подаваяй. Радуйся, в терпении крест скорбей несущих утверждаяй. Радуйся, бодросте во обстоянии сущих. Радуйся, напутствуемым мужеством снабдение. Радуйся, Макарие, архиереом честное украшение. Кондак 8 Странное купно же и дивное видение явися обретшим тя в церкви скрыголовстей магометаном, егда узревша тя, святителю Христов, единаго токмо безтрепетно престолу Господню предстояща и моление о соединении всех возсылающа, обаче сим не вразумишася, нечестивии, христиански воспети Владыце всех: Аллилуиа. Икос 8 Весь в Бозе живеши, преблаженне отче наш, но и нас грешных не оставляеши, славу в вышних Богу воспеваеши, и зде пречистыми мощами твоими пребываеши, темже яко живу сущу с нами от всего сердца глас хвалы приносим ти: Радуйся, яко по слову апостольскому, всем вся был еси. Радуйся, яко спасения ради чад твоих себе на смерть предал еси. Радуйся, посещавый стадо твое не нуждою, но волею и по Бозе. Радуйся, рабе Господень благий и верный. Радуйся, вшедый в радость Господа твоего. Радуйся, данный тебе талант преумноживый. Радуйся, в мзду приявый благодать исцелений. Радуйся, болящих здравие. Радуйся, скорбящих утешение. Радуйся, явлением мощей твоих в Православии нас утверждаяй. Радуйся, яко твоего нетленнаго телесе демоны трепещут. Радуйся, и нас пред гробом твоим стоящих умиления исполняеши. Радуйся, Макарие, архиереом честное украшение. Кондак 9 Все естество ангельское удивися преславней кончине твоей, ею же житие твое достойно венчал еси, лик страстотерпцев с любовию тя преуспеваяй, такожде и Церковь Русская, купно со Владимиром и Ольгою, со страстотерпцы Борисом и Глебом, с Михаилом святителем, с Антонием и Феодосием и всеми чудотворцы Печерскими в молитвенники тя приемше, благодарно о тебе вопиют: Аллилуиа. Икос 9

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Труднее восстановить порядок гробниц на верхнем и нижнем полях. К тому же одна гробница утрачена, но думаем, что на ней было изображение св. Георгия: дело в том, что среди святых Грозненского оклада представлены соименные членам царской семьи, а среди уцелевших гробниц как раз и недостает гробницы с Георгием. Итак, добавляем к оставшимся 13 гробницам еще одну гробницу с изображением св. Георгия. При реконструкции я ориентируюсь, во-первых, на Годуновскии оклад (который должен восходить к Грозненскому), вовторых, сопоставляю следы гвоздей на сохранившихся гробницах со следами на доске иконы «Троицы», находящейся сейчас в Троицком соборе Лавры (на Рублевской иконе следы уже неразличимы). В таком случае центральная композиция нижнего ряда (Богоматерь – Спас – Предтеча) подтверждается такой же композицией в центре нижнего ряда Годуновского оклада 120 . В центре верхнего ряда помещаю изображение Вседержителя (у Годунова – Новозаветная Троица), зато окружение полностью совпадает с Годуновским окладом: слева – Вознесение, справа-Воскресение и Спас Еммануил. В правом углу нижнего ряда, по аналогии с Годуновским окладом, должно располагаться изображение какой-то святой, и я помещаю туда гробницу с Анастасией и Устинией – тем более, что следы гвоздей на этой гробнице полностью соответствуют следам на Лаврской иконе, В таком случае гробница с ап. Тимофеем, ориентированная налево, должна занять место либо в нижнем ряду между Предтечей и Анастасией, либо в правом углу верхнего ряда. Здесь наступает момент произвольности, но я решаюсь поместить гробницу с Тимофеем в нижнем ряду, так как в верхнем ряду это место, кажется (судя по следам гвоздей), больше подходит для гробницы с Константином и Еленой. В таком случае в нижнем ряду оставшиеся два места слева должны занять: Тит-как парный к Анастасии (это-Иван IV и царица Анастасия) и Три святителя – как пара к ап. Тимофею, составляющие в целом имена Ивана III ( Иоанн Златоуст и ап. Тимофей). В верхнем ряду правый угол, как я уже сказал, больше подходит для гробницы с Константином и Еленой. Тогда в левом углу должна быть помещена гробница с Борисом и Глебом, а далее – предполагаемый Георгий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поистине жертва святая, чистая, благоприятная Богу! . Так скончал тяжелый и достославный подвиг свой мученик Христов, Святой Благоверный В. Князь Михаил Ярославич Тверской. Так предал святую и блаженную душу свою в руце Господни, месяца Ноября в 22 день, в среду в 3-й час дня, на 48 году своей жизни и причтен к лику святых, вместе со своими сродниками Борисом и Глебом, с тезоименитым ему В. Князем Михаилом Черниговским, и приял неувядаемый венец от руки Господней, венец, которого он так желал! небрежении, он укорил Георгия в жестокости. С великим гневом посмотрел он на Князя Московского и сказал: «не старший ли он брат тебе? Не должен ли ты был почитать его вместо отца? Зачем же тело его лежит нагое и в таком пренебрежении?» Пристыженный Татарином Георгий сбросил с себя верхнюю одежду и приказал слугам своим покрыть ею нагое тело замученного Князя. Святое тело положили на большой доске, и, подняв на телегу, привязали к ней веревками и перевезли за реку, называемую Адежь, по приказанию Георгия. Название этой реки означает горесть, будто в предзнаменование горестного события. И поистине великое горе было для тех, которые видели такую бедственную кончину своего Князя! Но между тем как Тверитяне оплакивали и страдальческую кончину своего Князя и свое собственное бедствие, Кавгадый и Георгий, со своими боярами и приближенными, торжественно праздновали свою победу над невинным страдальцем. Они собрались все в одну палатку и весело пили вино, рассказывая один другому, кто какие клеветы вымышлял на святого. «Так, скажем словами Премудрого, ослепила их злоба, и не познали они таин Божиих 57 , и не пришло им на мысль, что благодать и милость к преподобным Его, и, посещение во избранных Его; и тот, чью кончину почитали они бесчестною, вменился в сынах Божиих, и в святых жребий Его 58 ». 54 8 Ноября памятно было освящением соборного храма, построенного Князем; 8 Ноября был брак В. Князя; 8 Ноября были постриги, – торжественный семейный обряд, при стрижении первых власов, – сына его Димитрия. Икона Архистратига Михаила, перед которой проливал молитвенные слезы благоверный Михаил, и до ныне осеняет честную раку мощей Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Икона избранных святых Среди икон, изображающих множество святых сразу, на первом месте стоят менологии. Здесь в нескольких рядах изображаются праздники и святые того или иного месяца в порядке их литургического празднования. Тип таких икон-менологиев возник в Византии, вероятно, при императоре Василии II (963–1025). Наша икона (Россия, XVI в.) очень близка к этому типу. Она состоит из четырех рядов: в первом представлены четыре праздника, в трех других рядах – различные святые в рост. Однако праздники и святые собраны здесь не по «минейному» принципу: первые, следующие один за другим в верхнем ряду, празднуются не в одном и том же месяце: Благовещение – 25 марта, Рождество Христово – 25 декабря, Сошествие во ад – на Пасху, и Зачатие праведной Анны – 9 декабря. Память святых, изображенных в трех других рядах, также празднуется в разное время. Так, во втором ряду мы видим архангела Михаила (8 ноября) рядом со свв. князьями Борисом и Глебом (24 июля) и здесь же – свв. Константина и Елену (21 мая). В третьем ряду прп. Симеон Столпник (1 сентября) изображен рядом со свв. Симеоном и Анной (3 февраля): тут иконописец, очевидно, руководствовался тождеством имен. И наконец, в нижнем ряду мы видим прп. Марию Египетскую (1 апреля) и свт. Николая (6 декабря и 9 мая). Вероятно, это также и не икона основных святых всего года, ибо тогда совершенно не поддается истолкованию, почему Зачатие праведной Анны изображено здесь вместе с тремя самыми великими праздниками. Следовательно, выбор изображенных на иконе праздников и святых был продиктован иными мотивами в соответствии с пожеланием заказчика. Очень вероятно, что икона эта – семейная и представляет те праздники и тех святых, которые особенно почитались в данной семье. Праздники и святые. Новгород. XVI в. Музей икон. Реклинхаузен (Германия) Праздники. Мозаичная икона. Начало XIV в. Музей Опера-дель-Дуомо. Флоренция. 189 См.: Окунев Н. Л. Арилье: Памятник сербского искусства XIII века/Seminarium Kondakovianum. Т. 8. Прага, 1936. Вклейка IX, 2 между с.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

В 1994 г. церковь передали Русской Православной Церкви. Настоятелем ее был назначен протоиерей Иоанн Борисов. Первая Божественная литургия совершилась 29 августа 1996 г. С 1996 по 2001 гг. храм был окончательно восстановлен и обнесен оградой. Начала работать воскресная школа для прихожан. В 2001 г. на средства от пожертвований во всех приделах храма установили новые дубовые иконостасы, а также киоты для икон. Существовавшая ранее церковь Спаса Нерукотворенного образа в селе Иславском. Село Иславское на реке Москве в 1456 г. находилось в числе дворцовых сел Звенигородского уезда, под названием село «Войславское». В начале XVII ст. село подвергалось нападению от литовских людей. По писцовым книгам 1624 – 25 гг. Звенигородского уезда Городского стана село значилось в поместье «за стольниками Борисом и Глебом Морозовыми, в селе церковь во имя Нерукотворенного Образа Господа нашего Иисуса Христа деревянная и придел великомученика Георгия; а в церкви образы, и свечи, и книги, и ризы, и колокола, и всякое церковное строение помещиков; в селе двор помещиков, 2 двора приказчиков, 2 двора людских, 39 дворов крестьянских, людей в них 54 человека». Некоторые жители имели прозвища: Лисица, Щербатый и Мельников. При селе находилась деревня, что был приселок Юринин, Вяземск тож. В приходной окладной книге Патриаршего Казенного Приказа «жилых данных церквей» за 1628 г. в статье под Звенигородской десятиной написано: « церковь Егорей Страстотерпец в поместье стольников Бориса и Глеба Морозовых в селе Войславском, дани 6 алтын, 2 деньги, корм и в Московской проезд гривна, наместнических 6 денег, заезда 2 деньги; 30 января 1628 год взято». Село Иславское с деревнею, что был приселок Юринин, продано в 1636 г. Поместным Приказом из поместья в вотчину боярам Борису и Глебу Морозовым. После Глеба Ивановича Морозова вотчина его с 1663 г. досталась вдове его Федосье Прокофьевне с сыном Иваном Глебовичем, а по смерти Бориса Ивановича Морозова в 1665 г. перешло к его вдове Анне Ильиничне, которая свою часть имения отдала в 1668 г. своему племяннику Ивану Глебовичу Морозову.

http://sobory.ru/article/?object=07293

Архистратиг небесных воинств Архангел Михаил верхом на крылатом огненном коне, находится у врат Небесного Иерусалима и, обернувшись назад, призывает всех остальных следовать за ним. Навстречу конному и пешему войскам летят ангелы, которые несут воинам венцы, благословленные Богомладенцем Христом и Пречистой Девой. Вслед за Архангелом Михаилом впереди войска скачет молодой воин в алом плаще со стягом в руках. Всадник со стягом, как и архангел Михаил, обращает свой взгляд к остальным воинам, тем самым призывая их следовать за собой. Над его головой изображены три ангела, держащие в руках один венец. Историки считают, что молодой воин в алом плаще – сам Государь Иоанн Васильевич. Три ангела, как ангелы трёх царств, над которыми властвует Русский царь, а венец в их руках – шапка Мономаха.  В центре среднего полка изображён величественный всадник  на вороном коне в царском одеянии с крестом в руках. Некоторые исследователи считают, что всадник с крестом в руках – святой равноапостольный император Константин Великий. Другие полагают, что это Владимир Мономах, которого Грозный царь считал первым русским царем. Вслед за царем с крестом изображены три всадника в княжеских одеждах: святой князь Владимир Святославич со своими сыновьями святыми Борисом и Глебом.  Верхний ряд воинов возглавляют князь Димитрий Донской и его небесный покровитель великомученик Димитрий Солунский. Предводителями нижнего ряда выступают воин без нимба с алым стягом, святые Александр Невский и Георгий Победоносец. Кроме них, в воинах верхнего и нижнего рядов изображены святые Феодор Стратилат, Андрей Стратилат и русские благоверные князья Михаил Черниговский и Михаил Тверской, Всеволод-Гавриил Псковский, Довмонт-Тимофей Псковский, Феодор, Давид и Константин Ярославские. Святые покровители русских воинов ведут свои полки в Небесный Иерусалим.  Смысл иконы отражает мученичен 9-й песни утреннего канона среды: « Полк богособран, воинство небесное, собор избранный, святая сень явистеся, вы всехвальнии мученицы Спаса, лукавого грады разрушающе Божественною благодатию ».

http://radonezh.ru/2021/02/19/hram-bessm...

15 . Великий князь Александр Ярославич Невский, скончавшийся в схиме, с именем Алексия, как сейчас сказали мы, 14-го Ноября 1263-го года. Должно думать, что почитание его памяти началось с самой минуты его погребения, ибо погребение это ознаменовалось чудесным знамением, свидетелем которого был отпевавший его митрополит Кирилл и о котором, по словам летописи, всем было проповедано от митрополита 97 . В 1380-м году, вследствие видения, были открыты его мощи, от которых начали совершаться чудеса и, по всей вероятности, тогда и установлено было местное ему празднование 98 . (Рязанский князь Роман Олегович, потерпевший мученическую смерть за веру в Орде 19-го Июля 1270-го года. Так как князь потерпел в точном смысле мученическую смерть за веру (оклеветанный к хану, что хулит веру татарскую, он отвечал на требование хана принять эту последнюю веру не только решительным отказом от нее, но и дерзновенными хулами на нее), и притом смерть самую ужасную, и так как летописи говорят о нем, что он «купи себе страстью царствие небесное и венец прият от руки Господней с сродником своим великим князем Черниговским Михаилом Всеволодовичем, пострадавши по Христе за православную христианскую веру» 99 : то можно было бы думать, что ему установлено было местное празднование в Рязани (не теперешней, которая, быв тогда пригородом, называлась Переяславлем Рязанским, а тогдашней, которая в настоящее время есть село Старая Рязань, находящееся от теперешней Рязани в 50-ти верстах вниз по Оке). Но отсутствие всяких указаний на существование празднования заставляет считать более вероятным, что его не было установляемо, и причиной сего можно считать то, что тело князя, изрубленное и разметанное Татарами, не было привозимо в Рязань 100 . 16 . Великий князь Русский, удельный князь Тверской, Михаил Ярославович, убитый в Орде, по проискам Московского князя Юрия Даниловича, 22-го Ноября 1318-го года. Современное сказание о смерти князя уверяет, что эта последняя сопровождалась знамениями и чудесами, а его самого называет истинным мучеником, который «причтеся с лики святых и со сродникома своима святыми Борисом и Глебом и с тезоименитником своим великим князем Михаилом Черниговским и прият венец неувядаемый от руку Господня, его же вжеле» 101 . Основываясь на сейчас указанном, и главным образом – на уверении, что уже смерть Михаила Ярославовича сопровождалась знамениями и чудесами, с вероятностью можно думать, что местное почитание страстотерпца мученика князя началось в Твери непосредственно вслед за тем, как привезено было сюда его тело.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Князь Владимир в липенской росписи представлен в виде старца с короткой бородой и длинными волосами, в кафтане и плаще-корзне, с четким треугольным концом, спадающим на грудь. Головной убор Владимира утрачен, но, вероятно, на нем была княжеская шапка, как и в других его ранних сохранившихся новгородских изображениях. Такой облик князя и тип его одежд станет наиболее типичным и распространенным в новгородском искусстве XIV–XV веков. Хотя и в этой традиции есть свои исключения. Речь идет о знаменитой иконе «Святой Владимир» из деисусного чина (начало XV века, ок. 1414 года (?), ГТГ)5, которая, вероятно, связана с надвратной церковью в новгородском детинце. Она имеет ряд необычных для новгородской иконографии князя и уникальных для всего русского искусства черт: Владимир облачен в длинную царскую одежду типа дивитисия с лором, красный с золотыми звездами плащ — «хламиду античного патриция с таблионом»6 и золотой городчатый венец. Царский венец и дивитисий сближают облик князя не только с иконографией византийских императоров, но и с изображениями ветхозаветных царей — Соломона и Давида. Эта параллель кажется неслучайной, ведь сопоставление Владимира с царем Давидом было устойчивым мотивом в литературной традиции, и уже в «Памяти и похвале князю русскому Владимиру» начала XII века креститель Руси постоянно соотносится с ветхозаветным царем-пророком7. С другой стороны, хламида, верхняя одежда князя, и украшающий ее таблион, кусок драгоценной ткани, нашитый на груди, являются характерной особенностью деисусных изображений мучеников. Эта тема мученичества, появляющаяся в изображении Владимира и напоминающая о подвиге его сыновей, первых русских страстотерпцев Бориса и Глеба, еще не раз будет звучать в иконографии князя более позднего времени. Вместе с сыновьями По всей видимости, именно с Новгородом связано формирование традиции изображения крестителя Руси вместе с его сыновьями Борисом и Глебом в единой трехчастной композиции. Впервые подобная схема встречается в росписи новгородской церкви Федора Стратилата на Ручью (1480-е годы), где три статные торжественные одинаково значимые фигуры князей осеняются Спасителем.

http://e-vestnik.ru/analytics/svyatoy_ko...

ЖМП 6 июнь 2015 /  27 августа 2015 г. 15:50 Святой корень Образ святого князя Владимира Святославича — один из самых значимых в русском искусстве XIV–XV веков. Его облик, изобразительные подробности, композиционные детали не находили прямых прототипов в византийской художественной традиции, русским художникам пришлось их создавать самим. Несмотря на то что иконография князя Владимира начинает складываться относительно поздно (большинство исследователей относит ее формирование к концу XIII — началу XIV века), она активно развивается в период зрелого и позднего Средневековья, не раз оказываясь в центре внимания как столичных, так и провинциальных мастеров. Значение образа святого князя Владимира для русской культуры трудно переоценить: он связан с начальным периодом русской христианской истории и играет в ней апостольскую роль, основывая и укрепляя своим подвигом Русскую Церковь. Владимир вместе со своими сыновьями Борисом и Глебом представляет собой начало христианской династии русских князей, «святой корень», от которого произросло родословное древо киевских, владимирских, а затем и московских государей. К князю Владимиру возводили свою родословную не только Рюриковичи, но и сменившие их на престоле Романовы. Эти особенности культа Владимира во многом предопределили своеобразие его иконографии и неизменный интерес к ней древнерусских художников. Покровитель града и народа В отличие от иконографии святых братьев Бориса и Глеба, которая активно развивается уже в домонгольский период, история раннего почитания и изображения Владимира до сих пор остается неясной. Ученые до сих пор не могут точно ответить на вопрос, был ли он официально признан святым в домонгольском Киеве. Существует версия о возможном изображении Владимира и княгини Ольги по сторонам от Христа в составе ктиторской композиции в западной части киевского Софийского собора, перед фигурами Ярослава и Ирины с детьми1. Сохранность фрески не позволяет ни окончательно опровергнуть, ни подтвердить эту версию, однако большинство исследователей считает ее маловероятной.

http://e-vestnik.ru/analytics/svyatoy_ko...

     Нестор в своем всемирно-историческом прологе к житию вызывает в памяти всю историю искупления человечестна для того, чтобы " в последние дни " ввести в Церковь народ русский как " работников одиннадцатого часа " . Эти работники сумели с гениальной простотой младенцев плениться образом Христа и абсолютной красотой евангельского пути. Такое же, но более бледное отражение евангельского света мы видим и в святых сомнениях князя Владимира казнить разбойников. Епископы-греки, разрешившие сомнения св. Владимира: " Достойно тебе казнить разбойников " , – едва ли потребовали бы у сыновей его бесцельной жертвенной смерти. Святые Борис и Глеб сделали то, чего не требовала от них Церковь, как живое христианское предание, установившее перемирие с миром. Но они сделали то, чего ждал от них, последних работников, Виноградарь и " отняли поношение от сынов русских " . Чрез жития святых страстотерпцев, как чрез Евангелие, образ кроткого и страдающего Спасителя вошел в сердце русского народа навеки как самая заветная его святыня...      Святые Борис и Глеб создали на Руси особый, не вполне литургически выявленный чин " страстотерпцев " – самый парадоксальный чин русских святых. В большинстве случаев представляется невозможным говорить о вольной смерти: можно говорить лишь о непротивлении смерти. Непротивление это, по-видимому, сообщает характер вольного заклания насильственной кончине и очищает закланную жертву там, где младенчество не дает естественных условий чистоты.      Замечательно, что возлюбившая страстотерпцев Русская Церковь ничем не выделила из ряда святых своих мучеников, которые в Греческой Церкви, (как и в Римской) всегда занимают первое место и в литургическом, и в народном почитании. Большинство русских мучеников за веру или местно чтутся, или забыты русским народом. Много ли православных людей знают варягов Федора и Иоанна, печерского инока Евстратия, Кукшу, просветителя вятичей, Авраамия, мученика болгарского, литовских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия или казанских Иоанна, Стефана и Петра? Никто из них никогда не мог сравняться в церковном прославлении с Борисом и Глебом – страстотерпцами. Это означает, что Русская Церковь не делала различия между смертью за веру во Христа и смертью в последовании Христу, с особым почитанием относясь ко второму подвигу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010