Благодатный огонь встретили в Борисо-Глебском монастыре Ярославская область, 15 апреля 2004 г. В Великую Субботу в храме Гроба Господня в Иерусалиме во время молитвы патриарха Иерусалима и всея Палестины Иринея свершилось сошествие Благодатного огня. Самолетом Благодатный огонь доставили в Россию. И ликующие православные стали передавать Огонь по епархиям, по храмам и обителям, откуда верующие благоговейно понесли зажженные от него свечи, фонари и лампадки по домам. Прибыл Благодатный огонь и в Ярославскую епархию. А во вторник, по пути из Ростова Великого в Углич, архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл привез Огонь в Борисо-Глебский монастырь. С волнением ждали люди приезда архиепископа Кирилла в обитель. И вот в северные ворота въезжают машины, радостный Пасхальный колокольный звон встречает Благодатный огонь, привезенный архиепископом. Владыка и духовенство входят в алтарь храма Бориса и Глеба, чтобы передать Благодатный огонь обители. После молитвы и приветственного слова архиепископ Кирилл зажигает пучки свеч от привезенного Огня и раздает их прихожанам. Уже, наверное, более миллиона православных христиан зажгли свои домашние лампадки от Благодатного огня, сказал архиепископ Кирилл. Помоги, Господи, зажечь наши сердца верой, надеждой, любовью. Да будет в них Пасхальная радость до конца нашей земной жизни. Христос воскресе! Справка: Борисо-Глебский монастырь (г. Ростов) Обитель была основана в 1363 году старцами Феодором и Павлом по благословению преподобного Сергия Радонежского и расположена на реке Устье близ города Ростова. В обители было пять храмов. Самый древний - соборный, заложен в честь святых Бориса и Глеба. В нем почивали мощи преподобного Иринарха Затворника, скончавшегося в 1613 года (память совершается 13 января). Тут же были похоронены основатели монастыря - преподобные отцы Федор и Павел. В церкви хранились вериги, цепи, кресты преподобного Иринарха. Здесь же подвизался юродивый Алексей Степанович память о котором хранилась в народе. На его могиле совершались панихиды. При монастыре была иконная мастерская. С 1992 г. монастырь является действующим. Настоятель - игумен Иоанн (Титов). В обители 2 действующих храма: зимний - святого пророка Илии и летний - Бориса и Глеба. Сохранились келии преподобного Иринарха, вериги. Сохранены могилы преподобных Феодора и Павла, блаженного Алексия Борисоглебского. В монастыре ведутся восстановительные работы. 15 апреля 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/9497.html

В Москве он был только двадцать часов 7 . Приехав в Монастырь помолился Богу и св. страстотерпцам Борису и Глебу, и пошел в свою келию, где опять по прежнему стал неусыпно трудиться и молиться, и просить у Бога милости, дабы он утолил праведный свой гнев, как утолен был над великим градом Ниневией. Конюха государева и возок отослал назад в Москву. §3. О нашествии Литвы на Русскую землю Спустя не много времени пришла в Русскую землю Литва. Эти свирепые и немилостивые разорители Русской земли без всякой милости стали истреблять Русскую землю: многие города завоевали, села и деревни жгли, город Дмитров взяли и сожгли. Московскую же силу и посадских людей жен и детей их изрубили, церкви Божии осквернили, и христиан в них умертвили, престолы Божии ниспровергли, одеяния с них сняли, оклады с икон содрали, а иконы побросали, книги обирали, а церкви сжигали. Многие из православных христиан, убоявшись их умерщвления, стали платить им дань, много городов по той же причине покорились им. В 1609-м году город Ростов также завоевали и сожгли: соборную церковь Успения Пресвятой Богородицы осквернили, мужей, жен, отроков и девиц изрубили, раки великих чудотворцев Леонтия, Исайи и Игнатия и все церковное имущество взяли, и многими другими городами завладели; чем причинили христианскому роду великое бедствие. Много городов стали от них запираться и ограждаться. §4. О испытании веры старца Иринарха от Литовских людей Один воевода, именем Микульский (1609 г.) пан Литовский, злой и немилостивый, завоевал Ростов, сжегши посады под Ярославлем и Угличем, и умертвивши в сих городах и посадах множество людей, пришел и в Борисоглебский монастырь, что на Устье реке. Взошед в келью преп. Иринарха вместе со своими товарищами, стал испытывать его в вере. В кого ты веруешь, спрашивал преп. Иринарха воевода. Преп. сказал: «Я верую во Св. Троицу, Отца и Сына и Св. Духа». А земной царь кто у тебя? Старец сказал: «Русский царь Василий Иоаннович. Живу в России, русского царя и имею, а другого никакого не имею царя, ни короля Литовского, ни царя Крымского и ни каких прелестников века сего». Некто от панов сказал ему с угрозою: «Ты старец изменник, в нашего короля Димитрия не веруешь». Старец отвечал ему на это: «Я веры своей не переменю, и русского царя не отвергнусь. Если ты за сие меня и умертвишь, то я тленного твоего меча не убоюсь, а, радуясь, это стерплю. Во мне пользы не много, а сам будешь в крови: у моего же Бога есть такой меч, который невидимо ссечет вас, а души ваши погибнут в муке вечной». Пан Микульский и другие паны, удивившись твердой вере старца Иринарха, сказали между собою: «Велика в сем старце вера». §5. О приходе князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского с войском в Калязин монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После того пустынники удвоили ревность свою об устроении обители. Мало-помалу собрались к ним ревнители пустынной жизни. Пустынники построили два храма, – один в честь страстотерпцев, другой, тёплый, в славу благовещения Богоматери. Братия упросила Феодора принять на себя звание игумена. Место ревностных подвижников пришло в известность: к празднику страстотерпцев князей собирались многие Богомольцы и завёлся торг 291 . Многие из богатых людей Ростовской области стали желать быть погребёнными в пустынной обители мучеников и делали вклады. Так заведены были пашни и рабочий скот, – обитель обзавелась всем нужным для неё. Блаженный Феодор, достигнув старости, желал подвизаться в безмолвии. Поручив Борисоглебскую обитель спостнику своему Павлу, он с двумя учениками отправился на Кубенское озеро и здесь на святой Луке поставил келью. Но Чудь, ещё не расставшаяся с грубостью дикого язычества, разметала келью и заставила его удалиться с Луки. Перейдя на другой берег озера, он прошёл по глухим местам на р. Ковжу и при устье её полюбил место; здесь положил он основать обитель св. Николая. Он отправился в Москву к удельному кн. Андрею Дмитриевичу, в области которого находилась Белозеро-Вологодская сторона, и выпросил у него грамоту на рыбную ловлю и земли для обители 292 . Возвращаясь из Москвы, Феодор убедил Павла принять на себя сан игумена Борисоглебской обители и потом удалился на Ковжу. При впадении Ковжи в Белоозеро (в 40 верстах от нынешнего Белозерска) построил он храм во имя чудотворца Николая и сюда собралось к нему довольное число подвижников. Наконец, почувствовав близость кончины, избрал он настоятеля для новой обители, а сам возвратился на место начальных подвигов своих и здесь скончался 22 окт. 1409 (6918) г. Блаж. Павел, которому друг его, согласно с грамотой князя Андрея, поручил наблюдать и за Ковженской пустыней, прожил после того не долго 293 . Борисоглебская обитель чтит память его в один день с памятью первоначальника Феодора, окт. 22 дня. Празднование Казанской иконе Богородицы

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Кончина свт. Ефрема и постановление еп. Феодосия на Ростовскую кафедру. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV.225. Л. 855) Управление Е. Ростовской кафедрой пришлось на сложный период междоусобных войн за великокняжеский стол между московским кн. Василием II и Георгием (Юрием) Димитриевичем , затем между кн. Василием II и сыновьями Георгия Димитриевича. Из-за длительного отсутствия в Русской Церкви митрополита, вызванного изгнанием в 1441 г. с митрополичьего престола принявшего унию Исидора , и в силу традиц. отстранения от общерус. дел Новгородского архиеп. св. Евфимия II (Вяжицкого) Е. являлся в этот трудный период старшим из рус. иерархов. С сер. 30-х гг. Xv в. военные действия неоднократно велись на территории Ростовской епархии, в них была втянута значительная часть паствы Е. Как видно из Ростовского владычного свода - Типографской летописи,- Е. и его окружение сочувственно относились к притязаниям вел. кн. Георгия Димитриевича. Иным было отношение к участию в борьбе за великокняжеский стол сыновей кн. Георгия - Василия Косого и Дмитрия Георгиевича Шемяки. Весной 1435 г. устюжане попытались убить в церкви кн. Василия Косого. В отместку, захватив в 1436 г., после 9-недельной осады, повторно Устюг, Василий Косой приказал повесить Иова Булатова, десятильника Ростовского епископа, и казнить многих устюжан. ранее, весной 1435 г., начиная военные действия, Василий Косой «владыку Ростовского, идучи, пограбил». важной в этот период была миротворческая роль братии расположенного неподалеку от Ростова Борисоглебского на Устье мужского монастыря , к-рому покровительствовали вел. кн. Василий II и его мать вел. кнг. София Витовтовна (Повесть о Борисоглебском мон-ре [около Ростова] XVI в./Сообщ.: Х. М. Лопарев//ПДП. 1892. Вып. 86. С. 12). В 1433-1434 гг. изгнанный из Москвы Василий II укрывался в Борисоглебском мон-ре, в кон. янв.- нач. февр. 1441 г. игум. мон-ря Питирим вместе с троицким игум. Зиновием крестил в обители сына Василия II - буд. вел. кн. Иоанна III ( Стрельников С. В. Кто крестил Ивана III?//Российское государство в XIV-XVII вв.: Сб. ст., посвящ. 75-летию со дня рожд. Ю. Г. Алексеева. СПб., 2002. С. 64-67). В 1436 г. борисоглебский монах по просьбе кн. Василия Косого добился заключения перемирия с вел. князем Московским.

http://pravenc.ru/text/182081.html

Стоит обратиться к статистическому своду " Ростовский уезд Ярославской губернии " . Согласно сведениям, собранным историком Титовым, церковь (ещё в бытность её монастырской) особо жаловала Прасковья Алексеевна Нарышкина, вдова брата жены царя Алексея Михайловича, воспитательница сына Петра I - царевича Алексея Петровича. До принятия пострига под именем Пульхерия (монахиня Успенского монастыря в Александровой слободе) она построила новое храмовое здание, передала много богатых пожертвований. В частности, серебряный восьмиконечный напрестольный крест, Евангелие, сосуды, дискосы. В целом в храме было немало старинных богослужебных предметов и почитаемых икон. А неподалёку от погоста был небольшой лесок, выросший на склоне реки Устье. Его называли " Божедомкой " - там хоронили скоропостижно умерших, над чьими могилами совершались панихиды в последнюю субботу Пятидесятницы. К сожалению, судьба Троицкой церкви на Бору в ХХ веке сложилась трагически... В 1930 году церковь Троицы на Бору стала центром обновленческого движения в Борисоглебском районе. Из 52 церквей, действовавших тогда в районе, обновленческими стали 19. Церковь закрыли в 1935 году. Священник Георгий Комков был увезён в ОГПУ в 1937 году и в том же году расстрелян. В здании церкви разместились столовая и клуб дома отдыха " III интернационал " . Часть плит древнего кладбища пошла на фундаменты строящихся домов. У храма из могильных плит была выложена танцплощадка для отдыхающих в санатории партийных и советских работников. Троицкая церковь сгорела в 1942 году. Позднее её разобрали на кирпич местные жители. В 1994 году вновь учреждённому Борисоглебскому монастырю был возвращён комплекс Троице-Борского монастыря, точнее сказать то, что уцелело от этого комплекса - алтарная стена Троицкого храма, колокольня, две башни и сторожка. В последние годы усилиями монахов и прихожан колокольня была восстановлена, приобретены колокола. Впервые в 2007 году Иринарховский крестный ход на Троице на Бору был встречен колокольным звоном шести колоколов. А в декабре этого же года на колокольню был водружён поновлённый позолоченный крест. На территории уже уничтоженного кладбища братией монастыря в 2002 году установлен большой деревянный крест - память о том, что здесь место погребения людей, как прежде здесь живших, так и служивших в храме и обители. Хочется надеяться, что и на возрождение самого храма, с Божьей помощью, хватит сил и средств.

http://sobory.ru/article/?object=06815

И по мале времени прииде Литва, злые секатели, в Рускую землю, начали без милости пленяти и посекати и многие грады повоеваша и Христианом великую беду наношаша и град Дмитров взяли, и огнем сожгли, а Московскую силу и посадных людей и жен и детей посекли и церквам Божиим поколебали и Св. икон оклады одирали и престолы Божия одеяния с них пограбили, иконы и книги пограбиша и церкви сожгли. И многия Християне посечения их убояшася, деньги им давали и многие грады им покоряшася. И во 117 году град великий Ростов повоеваша и поплениша и пожгоша, Соборную церковь Успения Богородицы осквернили, и мужей и жен и отроков. Леонтия и Исаия и все церковное создание и всякую казну пограбили и многие грады владели и налогу великую роду Христианскому чинили, а многие грады стали от них запиратися... Некто прииде воевода бе зол и немилостив, именем Микулинской, и повоевав град Ростов и под Ярославлем посады пожгли и людей многих посекли, и после того прииде в монастырь Борисоглебской на Устье и прииде в келлию Пан Микулинской к старцу со многими Паны, и вшеде в келлию нача старца испытовать о вере: в кого ж ты веруеши? И старец рече: аз верую в Св. Троицу, Отца и Сына и Св. Духа, нераздельную... Он же паче рече: а земного Царя кого имеешь? И старец ему проглагола: аз имею Руского Царя Василия Иоанновича. Живу в Руси, Руского Царя и имею; а иного никого не имею Царя, ни Короля Литовского, ни Царя Крымского. Отвеща же от Панов некто: и ты старче изменник, в нашего Короля не веруеши. Отвеща ему старец: аз вашего меча тленного не боюся никако, и веры своея Руского Царя не дам, аще мя и засечеши. Не много есть вам во мне крове, а моего живого Бога есть таков мечь, что вас всех посечет невидимо, а души ваши во веки погубит в муку. И бысть нужда належащая от Литвы велика во весь год от испытания веры. И по некоем времени прииде Князь Михаил (Скопин) от Нового Града Великого с радостию, и ста в Колязине монастыре с Рускими людми и немцы противу Литвы. И прииде Пан Сопега от Троицы противу его со своею ратию, и Божиею помощию и молитвами Пречистыя Богородицы и Великих Чудотворцев умолением и словом старцовым поби Московская сила Литву, и Пан Сапега отвороти прочь со всею ратию и ста на два наслега (ночлега?) до монастыря, в селе Петровском, и нача мыслить, чтобы им монастырь Бориса и Глеба на Устье пожещи. И братия стали прощаться друг со другом, и пача старец со учеником своим Александром и Корнилия утешати. Да не убоимся, рече, иноверных пожжения и посечения их тленного... 2. Пришествие Сапеги к старцу

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

О почитании преп. Иринарха как святого окрестными жителями служением ему молебнов Окрестные жители Борисоглебского монастыря уважают и чтут память преп. Иринарха, служа ему молебны 19 и надевая на себя его вериги и другие труды во время молебного пения. По понедельникам в торговые дни и во время больших стечений народа, 2-го мая и 20 июля, трогательно смотреть на молящихся в праведн. трудах преп. Иринарха. Они живо напоминают его самого, как он в них трудился и молился за царя и свое отечество. 19 В монастыре служат преп. Иринарху молебны с незапамятных времен. В селе Фантырево со времени прекращения морового поветрия 1771 года. Читать далее Источник: Жизнь преподобного Иринарха - затворника Ростовского Борисоглебского монастыря, что на Устье реке, с картинами и изображениями его праведных трудов/Сост. архим. Амфилохием. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : тип. Д.Г. Гаврилова, 1874. - 60, IV с., 12 л. ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Крестный ход с чудотворной иконой Казанской Божией Матери отправился из Ярославля Ярославль, 1 июля 2004 г. По благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла с 30 июня по 11 июля 2004 года пройдёт традиционный, (первый состоялся в 1761 году) Крестный ход с чудотворной иконой Казанской Божией Матери по маршруту: Ярославль - Романов (Левобережный Тутаев) - Борисоглебск (Правобережный Тутаев) – Ярославль, сообщает пресс-служба Ярославской и епархии. Крестный ход начался вчера, 30 июня, после литургии в Казанском монастыре с обхода близлежащих храмов: Воскресенско - Благовещенского и Параскевы Пятницы. Далее переправа через р. Волгу в Толгский монастырь. Сегодня, 1 июля, Толгский монастырь -Троицкий храм (село Толгоболь) - Казанский храм (село Пазушино) - поселок Воздвиженье - Храм Смоленской Божией Матери (село Устье) - село Кузьминское Завтра, 2 июля, село Кузьминское -село Пшеничище - Казанский храм (город Романов - Борисоглебск) 3-6 июля (суб-вт) Храмы города. Романова – Борисоглебска. Затем, 7-10 июля Крестный ход пойдет в сторону Ярославля через поселки Константиновский, Михайловский. 11 июля – Ярославль: Храм Петра и Павла, Храм Николы на Меленках, Храм Николы Мокрого, Храм Похвалы Божией Матери, Богоявленский храм, Михаило - Архангельский храм, Храм Спаса на Городу, Сретенский храм, Казанский монастырь. Все желающие могут присоединиться к Крестному ходу на любом из этапов. 1 июля 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/10338.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010