Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРИНЕЙ (Клементьевский Иван Андреевич; февр. 1753, с. Клементьево Ковровского у. Владимирской губ.- 24.04.1818, С.-Петербург), архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский. Род. в семье священника Спасской ц. Андрея Михайлова (с 1760 служил и скончался в Москве). Буд. архиерей получил фамилию по месту служения своего отца. Обучался во Владимирской ДС и МДА, по окончании к-рой был оставлен учителем евр. и греч. языков. В 1774 г. Иван Клементьевский был пострижен в монашество с именем Ириней. С 12 сент. 1776 г. игумен московского Перервинского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря , преподаватель евр. языка и префект Перервинской ДС. При И. в обители закончилась надстройка этажа над кельями для школы и семинаристов, в 1777 г. усердием московского купца И. И. Мялицына восстановлены росписи в Николаевской ц., в 1778 г. между «патриаршими» и настоятельскими кельями построены 2-этажные каменные покои над погребами, перелит большой колокол, в 1779 г. возобновлен иконостас Николаевской ц., в 1780 г. надстроена монастырская стена, в 1781 г. оборудованы кельи, в 1782 г. вызолочены главы на Николаевской и Толгской церквах, возведена часовня в честь Иверской иконы Божией Матери, построена конюшня с каретным сараем. В сент. 1782 г. И. был назначен настоятелем московского Крестовоздвиженского мон-ря и академическим проповедником, 9 дек. 1783 г.- игуменом московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ря . 25 дек. 1784 г. И. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Борисоглебского на Устье мон-ря близ Ростова, префектом и «профессором богословского учения» Ярославской ДС и присутствующим в духовной консистории. В ростовском Спасо-Иаковлевском Димитриевом мон-ре И. публично читал проповеди-лекции, толковал послания ап. Павла к римлянам и к евреям. Ириней (Клементьевский), архиеп. Псковский. Гравюра В. Громова. Нач. XIX в. (ГИМ) Ириней (Клементьевский), архиеп. Псковский. Гравюра В. Громова. Нач. XIX в. (ГИМ)

http://pravenc.ru/text/674015.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАКИМ Прп. Иоаким Шартомский. Икона. Иконописец Л. С. Узловая. 2005 г. (Шартомский мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца) Прп. Иоаким Шартомский. Икона. Иконописец Л. С. Узловая. 2005 г. (Шартомский мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца) († после 1625, Суздаль), прп. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 7 июня - в Соборе Ивановских святых), Шартомский, инок Шартомского во имя святителя Николая мужского монастыря близ Шуи (совр. Ивановская обл.), иконописец. Основным источником биографических сведений об И. является уникальное известие в Месяцеслове келаря Троице-Сергиева мон-ря Симона (Азарьина) . И. здесь назван учеником прп. Иринарха Ростовского († 13 янв. 1616) и затворником: «Сего ж Илинарха ученицы… затворник Иаким, иже у Николы в Шартомском монастыре бысть в Суздалском уезде. Сей сослан бысть в Соловецкой монастырь Суздалским архиепископом Иосифом киевлянином» (РГБ. МДА. 201. Л. 334 об., сер. 50-х гг. XVII в.). Ученичество у прп. Иринарха (не упоминаемое, впрочем, в Житии последнего, составленном в 1616 Александром Ростовским ) подразумевает, что И. первоначально был иноком Борисоглебского на Устье монастыря в Ростовском у. или одного из ростовских мон-рей, в к-ром жил прп. Иринарх. Ссылку И. можно датировать временем пребывания на Суздальской кафедре архиеп. Иосифа (Курцевича) - 1626-1634 гг. (Е. Е. Голубинский считал известие о ссылке И. «нелепым», поскольку архиерей «мог ссылать только в монастыри своей епархии». Историк видел в данном сообщении «пересочинение того, что сам Иосиф в 1634 г. сослан был в Соловецкий монастырь»; см.: Голубинский. История канонизации. С. 357. Однако Суздальский архиеп. Иосиф был сослан не в Соловецкий, а в Антониев Сийский во имя Святой Троицы монастырь; см.: ААЭ. Т. 3. С. 380-381, 249.) Знакомство Симона (Азарьина) с биографией И. может объясняться, в частности, тем, что до пострижения Симон был служилым человеком кнж. Ирины Мстиславской. Кнж. Ирина и вдова ее брата - кн. Феодора Мстиславского - Домникия были заказчицами Вязниковской Казанской иконы Божией Матери , в 1623 г. прославившейся чудотворениями в Вязниковской слободе Владимирского у. (с 1778 Вязники), авторство к-рой приписывают И. Хотя Симон (Азарьин) не упоминает об И. в качестве иконописца, о преподобном как о создателе Вязниковской иконы сообщается, в частности, в «Сказании о чудеси Пречистые Богородицы чюдотворные иконы Казаньские, Михайлова моления Обросимова»: «В лето 7155 впадшу ми, многогрешному Михаилу, в тяжку болезнь… По обету же своему и по радении супруги своей отвезен убо бых я на Вязники к образу Пречистые Богородицы к чюдотворной иконе, юже Иоаким старец написал» (РГБ. МДА. 201. Л. 380-380 об.; см. также пересказ «Сказания…» в кн.: Гедеон (Губка), игум. Краткая история подольных храмов. Серг. П., 2001).

http://pravenc.ru/text/468877.html

Ростовский Борисоглебский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Борисоглебский на Устье Ростовский монастырьмужской православный монастырь на дороге из Ростова в Углич (в посёлке Борисоглебский), входящий в «Золотое кольцо России». Архитектурный комплекс монастыря полностью сложился в допетровское время, когда он был одним из богатейших в Ростовской митрополии, а у московских князей и первых русских царей считался «домашним». После XVII века архитектурный ансамбль почти не менялся. Содержание История [ править править код ] Основан пришедшим из Новгородской земли иноком Феодором и присоединившимся к нему позднее Павлом по благословению Сергия Радонежского в 1363 году. Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре», Сергий Радонежский сам выбрал место для обители. Основатели монастыря прославлены как преподобные и входят в Собор ростово-ярославских святых. Их погребение находится в северо-западном углу Борисоглебского собора и служит местом почитания этих святых. Особую известность получил преподобный Иринарх Затворник, живший в монастыре в конце XVI — начале XVII веков, его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин. Среди церковных деятелей, подвизавшихся в Ростовском Борисоглебском монастыре, — архиепископ Ростовский и Ярославский Тихон (Малышкин). Настоятелем монастыря уже в Новое время некоторое время являлся известный археограф и палеограф, собиратель и исследователь памятников древнерусской письменности Амфилохий, будущий епископ Угличский. Монастырь стал духовным и экономическим центром, вокруг которого возникли Борисоглебские слободы — крупное торговое село Ростовского уезда Ярославской губернии, центр Борисоглебской волости. В 1764 году слободы из владения монастыря были переданы Екатериной II своему фавориту графу Г. Г. Орлову. В праздник Бориса и Глеба у стен монастыря традиционно проходила богатая ярмарка.

http://azbyka.ru/palomnik/Борисоглебский...

Храм Симеона Столпника (Семеновское) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Симеона Столпника (Семеновское) построен в 1776-1779 годах в архитектурном стиле позднего барокко, Живопись храма, исполненная маслом первоначально около 1835 года и затем дважды ремонтировавшаяся — около 1875 года и в начале ХХ века имеет ряд уникальных особенностей. Содержание История [ править править код ] Старинное село, в 1626 году — небольшой монастырь с соборным храмом в честь преподобного Симеона Столпника. Возле храма в келье жил иеромонах Гедеон. Было также пустое место еще не отстроенного теплого храма в честь Похвалы Богородицы. Позже, в конце века, Семеновский монастырь был приписан к новоторжскому Борисоглебскому монастырю и в 1764 году упразднен. Существует предание, что именно здесь, немного выше Торжка по течению Тверцы, на устье речки Дорогощи, впервые поселился преподобный Ефрем и основал странноприимный дом. Само название реки переводят как «даром гощу» — воспоминание о благотворительности Ефрема. Каменная церковь начата строением в 1776 году, в 1779 году освящен придел Симеона Сиолпника, а уже в 1782 году были освящены главный престол Похвалы Богородицы и Никольский придел. Это яркий и сравнительно мало затем перестроенный памятник местного варианта позднего барокко с характерным мелким рустом и «сплющенным» восьмериком. Замечательной особенностью храма является частично сохранившаяся в интерьере его холодной (летней) части живопись, исполненная маслом первоначально около 1835 года и затем дважды ремонтировавшаяся — около 1875 года и в начале ХХ века. (В последний ремонт были выполнены и две плохо сохранившиеся композиции под колокольней по популярным в Торжке хромолитографиям на тему жития преподобного Ефрема.) Живопись в холодной церкви имеет ряд уникальных особенностей. Так, например, в восьмерике помещены отдельно стоящие фигуры святых (за исключением переписанного между ними фона это наиболее уцелевшие участки живописи 1835 года). В четверике на стенах помещены восемь композиций на тему «Песни Богородицы» (уцелело шесть) — хотя четыре из них покрыты записью 1875 года, они являются самыми сохранными и самыми заметными для зрителя живописными композициями в храме.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Симеона_С...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ИОАКИМ ШАРТОМСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Иоаким Шартомский. Икона работы Л. С. Узловой. 2005 г. Шартомский Никольский монастырь Иоаким Шартомский (+ после 1625), монах Николо-Шартомского монастыря , преподобный Память 9 сентября (местн. в Шуе и Суздале, РПЦЗ , Греч. ) и в Соборе Ростово-Ярославских святых До начала 1620-х годов подвизался в Борисоглебском на Устье монастыре Ростовского уезда, стал учеником преподобного Иринарха Ростовского (+ 1616): " Сего ж Илинарха ученицы… затворник Иаким, иже у Николы в Шартомском монастыре бысть в Суздалском уезде. Сей сослан бысть в Соловецкой монастырь Суздалским архиепископом Иосифом киевлянином " . Вероятно именно он около 1623 года написал Вязниковского списка Казанской иконы Пресвятой Богородицы . В Сказании о Казанской иконе Божией Матери из Воскресенской церкви в Суздале ( " Месяца ноемвриа в 23 день воспоминание сретения образа Пресвятыя Богородицы Казанския, списанное с истории, сущия в церкви Воскресения Христова, что за рядами во граде Суждале " ), включенном в соч. А. Фёдорова " Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале " (сер. XVIII в.), рассказывается, что прп. Иоаким " ...в обители святаго Николая Чудотворца, яже на Шархме реце … житие проходя затворническое, пребывая присно в келлии своей, никамо же исходя, ища своего спасения, многую добродетель творяше... непрестанно же в вечер, утро и полудень на молитве пребываше... Бе же сей… изряден художник иконнаго писания… Иконы же, яже написоваше, не за цену продаяше, но туне, без всякия мзды святым Божиим церквам и многим обителем… на благолепие отдаяше " . Поскольку святой не брал денег за написанные им образы, Господь наделял иконы благодатью чудотворения. Чудотворным почитался написанный им образ Пресв. Богородицы, хранившийся в Шуе (свящ. Н. Миловский считал, что это была Кипрская икона из Спасской церкви, которая была построена над братской могилой жителей Шуи, убитых в 1619 при нападении на город поляков и " воровских людей " ).

http://drevo-info.ru/articles/21053.html

Ирма. Церковь Спаса Преображения. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Спаса Преображения Год постройки:1731. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Вологодская область, Шекснинский район, с. Ирма Координаты: 59.379395, 38.448268 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:От трассы Вологда - Новая Ладога из Шексны по указателю на Ирму (асфальт) Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В селе Ирма, расположенном на реке Шексне в Вологодской области, находится недействующая церковь Бориса и Глеба, построенная в 1910 году. Само помещение церкви закрыто, но на территорию храма пройти можно. Сейчас в церкви Бориса и Глеба в Ирме еще нельзя совершать Литургию – эта церковь только восстанавливается. Но уже создана община, которая занимается восстановлением храма, собраны подписи прихожан с просьбой к архиерею направить в Ирму церковную комиссию. Может быть, понемногу это живописное и историческое место в Шекснинском районе обретет, наконец, утраченную святыню. http://zwezda.net/vnomer/5867 К 1907 году число прихожан Борисоглебский прихода составляло 350 душ мужского пола. Древняя деревянная церковь к тому времени сильно обветшала и службы в ней проводились крайне редко. Именно эти обстоятельства послужили поводом к сооружению каменной церкви-школы в Борисоглебском (ныне Ирма). Инициаторами строительства выступили представители рода Чечулиных-церковный староста, врач Сергей Дмитриевич Чечулин и его сестра-фрейлина Двора Ея Императорского Величества Зинаида Дмитриевна Чечулина, внесшая пять тысяч рублей на строительство. Из личных средств одну тысячу рублей внес Государь Император Николай II. Торжество закладки нового храма во имя Святых благоверных князей Бориса и Глеба началось 21 июля 1907 года всенощным бдением. На следующий день, 22 июля, свершилось самое важное событие - оклад нового храма и отслужена утреня вновь прибывшими священниками Устье-Угольской церкви Алексеем Волокославинским и Троицкой Ирмовской Афанасием Обрядиным. Вместо традиционного краеугольного камня в основание храма положен был, по освящении святой водой, четвероугольный лист из белого железа с надписью и водружены два Креста – один на высоком месте за алтарем, другой – на месте престола. Будущий престол полагалось устроить на месте прежнего престола деревянной церкви, что символизировало преемственность и бережное отношение к святыне.

http://sobory.ru/article/?object=52298

В Борисо-Глебском монастыре отмечается память преподобного Иринарха Затворника Москва, 26 января 2005 г. 26 января Православная Церковь чтит память преподобного Иринарха Затворника. Удивительным образом переплетаются события. Совсем недавно российским правительством был учрежден День народного единства, в честь освобождения Москвы от польских интервентов, который будет отмечаться 4 ноября. 4 ноября – день основания Ростовского Борисо-Глебского на Устье мужского монастыря (Ярославская епархия), в котором подвизался в XVII веке преподобный Иринарх, всея России чудотворец. Преподобный был непосредственным участником событий смутного времени. Вчера в Борисо-Глебском монастыре начались празднования в честь преподобного Иринарха. Игумен Иоанн (Титов) в сослужении священников Ярославской епархии отслужил всенощную, сегодня будет отслужена праздничная литургия. В феврале в Борисоглебском откроются ежегодные Иринарховские чтения. Вериги преподобного Иринарха Еще до нашествия Литвы, как пишет о преподобном святитель Димитрий Ростовский, во время тонкого сна Иринарху было видение: город Москва разорена Литвою, все Российское царство пленено и пожжено по местам. Проснувшись, он стал неутешно плакать о предстоящем пленении и разорении святых Божьих церквей. Чудесный голос повелел ему пойти в Москву и поведать о своем видении. Старец Иринарх отправился в путь. В Москве царь Василий Шуйский любезно принял старца и подивился великим " трудам " , которые он носил на себе. На плечах и груди преподобного висели вериги, на шее– железное путо, на ногах – цепи, на голове тяжелый обруч… Старец сказал царю: «Господь Бог открыл мне, грешному старцу: я видел город Москву, плененную ляхами, и все Российское государство, И вот, оставя многолетнее сиденье в темнице, я сам пришел к тебе возвестить сие. И ты стой за веру Христову мужеством и храбростью». Келья Иринарха Затворника Спустя немного времени после путешествия преподобного Иринарха в Москву и предсказания бедствий, явилась в русскую землю литва. Князь Михаил Скопин-Шуйский получил благословение преподобного Иринарха – медный крест.

http://pravoslavie.ru/12470.html

Крестный ход из Борисо-Глебского монастыря к источнику преподобного Иринарха отправится 22 июля Борисоглебский, 30 июня 2004 г. 22 июля (в четверг) в 8-00 начнется Божественная литургия в Борисо-Глебском на Устье мужском монастыре, по окончании которой Крестный ход направится к колодчику преподобного Иринарха затворника у села Кондаково. Православный народ всегда глубоко чтил память преподобного Иринарха-затворника. Сейчас это почитание растет и крепнет среди православных не только в России, но и за ее пределами. В XVII веке появились иконы преподобного Иринарха. Сохранились многочисленные молитвы, к нему обращенные. Паломники старались посетить все места, связанные с его земной жизнью. Одно из таких мест находится в километре от села Кондаково. Здесь любил уединяться для молитвы юный подвижник Илия, будущий инок Иринарх. На этом месте он выкопал колодчик, из которого вот уже почти четыре века бьет источник чистой воды. Место это становилось все более посещаемым. Более 300 лет ежегодно приходили сюда Крестным ходом из обители Борисо-Глебской монастырская братия и многочисленные паломники. В июле 1997 года на источнике был установлен крест, около источника устроена купальня. А в следующем году по благословению архиепископа Михея, бывшего тогда главой Ярославской и Ростовской епархии, была возобновлена традиция совершать пешие Крестные ходы из Борисо-Глебской обители к источнику преподобного Иринарха у села Кондаково. В 1999 году обитель обрела вериги преподобного Иринарха, и все участники Крестного хода, который длился два дня, имели возможность некоторое время идти в веригах. Всё обильнее и обильнее изливается поток исцелений по молитвам преподобного Иринарха. Все больше паломников с молитвенным пением идут Крестным ходом. В 2003 году Крестный ход благословил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл В 2003 году Крестный ход благословил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. Теперь Крестный ход шел уже три дня. Первая ночевка в селе Павлово в палатках. Вечером – всенощная в храме Тихвинской иконы Божией Матери, утром – исповедь, литургия. После короткого отдыха и обеда, приготовленного военными на полевой кухне, дальнейший путь. По всему маршруту служатся молебны и литии на местах разрушенных храмов и заброшенных кладбищ. Следующая большая остановка - в селе Ивановском, где теперь освящен престол в честь Илии Пророка. И здесь теперь вечером - всенощная, утром – литургия, за которой причастились многие паломники.

http://pravoslavie.ru/10331.html

В день своего 45-летия архиепископ Кирилл возглавил торжества в Борисо-Глебском монастыре Борисоглебский, 15 мая 2006 г . Сегодня, 15 мая, православная Церковь празднует день памяти святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба , во Святом Крещении Романа и Давида. Игумения Евстолия Особенно торжественно празднуют этот день в древней обители Ярославской епархии, Ростовском Борисо-Глебском, что на Устье, мужском монастыре . В соборе Бориса и Глеба состоялась праздничная архиерейская служба, которую возглавили три архиерея; архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, архиепископ Истринский Арсений и епископ Бакинский и Прикаспийский Александр в сослужении сонма клириков Ярославской епархии. Архиепископ Кирилл, архиепископ Арсений, епископ Александр На праздник в Борисо-Глебский монастырь приехали представители из Ростовских, Ярославских, Переславских монастырей. Из Ростовского Спасо-Иаковлевского монастыря приехали с игуменом Серафимом семинаристы и дети из воскресной школы. На крестном ходу они очень трогательно несли маленькие «детские» хоругви. Из Ярославля приехали сестры Толгского монастыря с игуменией Варварой, из Переславля-Залесского – сестры Свято-Никольского монастыря с игуменией Евстолией. Были матушки и из других монастырей епархии. Также в богослужении участвовало множество священников Ярославской епархии. За литургией  в сан иерея возведен диакон Виктор Крупичев, выпускник Ростовской семинарии, священнослужитель Ярославской епархии. Празднование получилось особо торжественным, так как в этот день священноигумен обители – архимандрит Ярославский и Ростовский Кирилл – отмечал свое 45-летие. После Божественной литургии состоялся крестный ход вокруг собора Бориса и Глеба. Представитель православных байкеров Затем архиепископ Арсений поздравил всех присутствующих с престольным праздником обители, а архимандрита Кирилла еще и с днем рождения. В ответном слове архиепископ Кирилл поблагодарил всех за поздравления и подарки и поздравил с праздником святых страстотерпцев Бориса и Глеба насельников, прихожан и паломников Борисо-Глебского монастыря и особенно именинников – протоиерея Бориса Украинцева, настоятеля храма в Вощажниково, иеродиакона обители отца Бориса, инока Глеба. 15 мая 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/17382.html

24 июля начнётся Иринарховский крестный ход Иринарховский крестный ход. Фото: А. Поспелов/Православие.Ru Пос. Борисоглебский, 19 июля 2019 года    В 2019 г. традиционный Иринарховский крестный ход из Борисо-Глебского, что на Устье, монастыря в село Кондаково начнётся в среду 24 июля и продлится 5 дней. Паломники пройдут около 70 км по живописным местам ярославского края, останавливаясь на ночлег у действующих и восстанавливающихся храмов. По сложившейся традиции, каждый день будет начинаться божественной литургией, а у всех встречающихся погостов и разрушенных церквей будут служиться молебны и панихиды. Маршрут пути В Смутное время в Ростовском Борисо-Глебском монастыре подвизался прп. Иринарх Затворник, всея России чудотворец. Святой предсказал нашествие поляков на Москву, он же благословил кн. Димитрия Пожарского на борьбу с иноплеменниками. Ежегодно в память о преподобном братия и паломники обители шли крестным ходом от стен Борисо-Глебского монастыря на родину святого в село Кондаково. Крестный ход длился неделю, у каждого из встречавшихся на пути храмов делались остановки на ночлег, служились молебны. 300-летняя традиция прервалась с закрытием обители большевиками. Почти все храмы на пути крестного хода были разрушены. В 1994 г. в Борисо-Глебский монастырь вернулась братия, стараниями которой с 1997 г. был возобновлен традиционный Иринарховский Крестный Ход . Сейчас паломники проходят около 70 км за пять дней пути, останавливаясь на ночлег у восстановленных храмов. В разрушенных церквях и на сельских погостах служатся молебны и панихиды. Пятый день заканчивается молебном на источнике прп. Иринарха у села Кондаково. 19 июля 2019 г. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Валентина 20 июля 2019, 12:22 Господи, помоги всем, кто может пройти этот путь. А мы, работающие помолимся о вас. Богородица Одигитрия помоги и отведи тучи от идущих по Святому пути. Бог вам в помощь. НА 20 июля 2019, 06:04 Низкий поклон всем участникам Иринарховского крестного хода! Божией помощи Вам! Слава Богу! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/122557.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010