Беседа родителей прп. Иринарха со свящ. Василием. Литография Д. Гаврилова по рис. И. И. Самойлова. 3-я четв. XIX в. (ГПИБ) Беседа родителей прп. Иринарха со свящ. Василием. Литография Д. Гаврилова по рис. И. И. Самойлова. 3-я четв. XIX в. (ГПИБ) В 1566 г. из-за голода в Ростовской земле 18-летний Илья уехал в Н. Новгород, куда через 2 года прибыли и его братья. Здесь во время Успенского поста святому было видение о кончине отца. В 1569 г. Илья с братом Андреем переехал в Ростов, где они купили дом и открыли торговое дело. Общение с благочестивым посадским человеком Агафоником усилило желание Ильи удалиться от мирской суеты. В 30 лет святой ушел в Борисоглебский на Устье муж. мон-рь , где в сер. сент. 1578 г. игум. Ермоген I постриг его в монашество с именем Иринарх. И. сомневался в правильности выбора мон-ря, но услышал небесный голос, повелевший ему остаться в обители св. князей Бориса и Глеба: «Не ходи ни в Кириллов, ни на Соловки: зде спасешися» (Там же. Стб. 1355). Сначала И. трудился в пекарне, затем проходил послушание как пономарь. В Житии сообщается, что святой спал на земле. Встретив однажды зимой странника, И. отдал ему свои сапоги, молясь Богу о даровании «теплоты ногам», после этого святой всегда ходил босым. И. носил настолько «ветхие ризы», что братия насмехалась над ним, а монастырские власти подвергали наказанию: его оставляли подолгу стоять на морозе, заключали в монастырскую тюрьму без пищи и питья. Однажды в сильный мороз И. пошел в Ростов, чтобы заплатить долг «некоего христолюбивого мужа», оказавшегося под арестом, и отморозил ноги, после чего 3 года тяжело болел. После того как однажды И. был послан на работы, из-за к-рых он лишился возможности посещать богослужения, святой ушел в Авраамиев ростовский в честь Богоявления муж. мон-рь , где стал келарем. И. огорчала неумеренность насельников, расточавших монастырские запасы; во сне ему явился прп. Авраамий Ростовский и повелел выдавать все требуемое невоздержанным монахам, ибо после смерти они «взалчут вовеки». В Авраамиевом мон-ре на литургии, во время пения Херувимской, И. получил извещение свыше о кончине матери, что подтвердил брат Андрей, вскоре пришедший в обитель; вместе с ним подвижник отправился на погребение. В Житии рассказывается, что странствовавший по лесным дорогам И. защищал себя крестным знамением от волков и медведей. Чтобы избавиться от почетной келарской службы, И. оставил Авраамиев мон-рь и поселился в Лазаревском мон-ре в Ростове, где жил уединенно в келье. Там святого посещал блж. Иоанн Большой Колпак . И. страдал от разлуки с Борисоглебским монастырем. Св. князья Борис и Глеб, явившиеся И. во сне, повелели ему вернуться в обитель, и вскоре преподобный получил приглашение от игумена, к-рый предлагал прислать за ним подводу. Однако И. ответил, что дойдет сам, «а уже ему на себе носящу железа тяжкая и на ногах пута» (Там же. Стб. 1360).

http://pravenc.ru/text/673961.html

Горнее место в алтаре Успенского собора в Ростове Горнее место в алтаре Успенского собора в Ростове И. присутствовал на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. , осудившем Никона, в 1667 г. участвовал в избрании и хиротонии патриарха Иоасафа II . В 1672 г. И. был на погребении первосвятителя, в 1676 г. присутствовал при короновании царя Феодора Алексеевича , в 1682 г.- при короновании царей Иоанна V и Петра I Алексеевичей. Участвовал в хиротониях Воронежского еп. свт. Митрофана (2 апр. 1682) и Киевского митр. Гедеона (Святополк-Четвертинского) (8 нояб. 1685). По проекту неосуществленной епархиальной реформы царя Феодора Алексеевича 1681 г. планировалось дать И. титул «митрополит великого княжения Ростовского» ( Седов П. В. Закат Московского царства: Царский двор кон. XVII в. СПб., 2006. С. 441). В 1658 г. из Ростовской в Вологодскую епархию были переданы Белозерская, Пошехонская и Чарондская десятины. В 1676 г. Пошехонская десятина была возвращена в Ростовскую митрополию. В 1667 г. была создана епископская кафедра в Великом Устюге, ранее принадлежавшем Ростовской епархии. С первых лет управления И. Ростовской кафедрой в епархии шло активное строительство храмов и монастырей. По инициативе митрополита был восстановлен разоренный в 1609 г. Варницкий во имя Св. Троицы Сергиев муж. мон-рь . В 1662 г. по благословению И. в Пошехонском у. на месте часовни, в к-рой находилась чудотворная икона Рождества Божией Матери, был построен деревянный храм и учреждена Исаковская пуст. в честь Рождества Богородицы ( Буланин Д. М., Романова А. А. Сказание о иконе Рождества Богоматери и основании Исаковой пуст. Пошехонского у.//СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 615-618). Согласно описи Ростовского архиерейского дома 1763 г., в Угличском у. на месте ц. мучеников Флора и Лавра на Кобыльей горе И. основал приписную к архиерейскому дому Дивногорскую пуст., к-рой в 1687/88 г. по челобитной И. из Поместного приказа были «отказываны променные земли». В 1674-1677 гг. по указанию И. была создана каменная церковь с трапезной и колокольней в угличском Воскресенском мон-ре. Архитектурный ансамбль Борисоглебского на Устье мужского монастыря (звонница, стены с 2 надвратными храмами) построен по благословению И. архим. Иосифом (Юматовым; † 1691). При И. были возведены каменные храмы в Ростове - Введенская ц. в Богоявленском мон-ре, Георгиевская ц. в Белогостицком мон-ре, Троицкая ц. в ростовском Спасо-Иаковлевском Димитриевом монастыре , Рождественская ц. в мон-ре Рождества Пресв. Богородицы; в Ярославле - ц. свт. Леонтия и архиерейские палаты. В 1686 г. И. была дана царская грамота о строительстве каменной ц. Благовещения в Дорогомиловской слободе в Москве на подворье Ростовских архиереев (Опись Ростовского архиерейского дома 1691 г. Л. 104, 10).

http://pravenc.ru/text/578324.html

В трапезной Благовещенской ц. помещалась музейная экспозиция. Приспосабливая паперть Борисоглебского собора под электростанцию, сломали потолок и пол, оголили фундамент. Белокаменные могильные плиты с монастырского кладбища использовались под фундамент домов, мраморные и гранитные памятники в 1935 г. были увезены в Москву для строительства метрополитена. Работа по охране памятников интенсифицировалась в 1941-1954 гг., когда музей возглавляла М. Н. Карасёва, благодаря ее усилиям мн. памятники были спасены от разрушения. 8 февр. 1954 г. Борисоглебский музей закрыли, его фонды должны были поступить в Ростовский музей. 29 сент. 1961 г. Борисоглебский исполком принял решение об организации народного музея в пос. Борисоглебском под управлением Карасёвой, впосл. Борисоглебский музей вновь стал филиалом РЯАХМЗ. В 1989 г. Борисоглебский собор был возвращен РПЦ и открыт как приходской храм. Определением Свящ. Синода РПЦ от 24 нояб. 1994 г. приход был преобразован в муж. мон-рь. К 2003 г. обители переданы Борисоглебский собор, Благовещенская ц., Сергиевская надвратная ц., келья-часовня св. Иринарха. К нач. 2003 г. наместником Б. м. является игум. Иоанн (Титов), в обители подвизаются 2 иеромонаха, 3 иеродиакона, 2 монаха. С 1997 г. ежегодно перед днем памяти прор. Илии совершается пеший крестный ход из Б. м. к источнику прп. Иринарха на его родине близ с. Кондакова, в 40 км от мон-ря; во время крестного хода паломники по очереди несут на себе вериги преподобного. С 1998 г. в Б. м. проходят ежегодные всероссийские Иринарховские научно-практические чтения. Арх.: ГТГ. ОР. Ф. 8.11. Ед. хр. 340; ГА Ярославской обл. Ф. Р-1400. Оп. 1. Ед. хр. 140. Л. 5-6; РЯАХМЗ. А-129. Л. 91; А-91. Л. 141, 143; Ростовский филиал ГА Ярославской обл. Ф. Р-74. Оп. 1. Ед. хр. 17. Л. 1, 93; Ед. хр. 21. Л. 93; Ед. хр. 76. Л. 20; Ф. Р-140. Оп. 1. Ед. хр. 293. Л. 7; Ф. Р-166. Оп. 1. Ед. хр. 492. Л. 4, 7-7 об.; Ф. Р-512. Оп. 1. Ед. хр. 170. Л. 6-7, 154 об.- 155; Ед. хр. 567. Л. 35-36; Ф. Р-512. Оп. 3. Ед. хр. 151.

http://pravenc.ru/text/153193.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИСКОВАТЫЙ И. М. Висковатый составляет по указу Иоанна Грозного завещание царя. Рисунок из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (ОР ГИМ. Син. N 149. Л. 666) И. М. Висковатый составляет по указу Иоанна Грозного завещание царя. Рисунок из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (ОР ГИМ. Син. N 149. Л. 666) Иван Михайлович (нач. 20-х гг. XVI в.- 25.07.1570, Москва), гос. деятель, автор рассуждений о принципах древнерус. иконописи. Впервые упоминается в документах в 1542 г. как подьячий посольской службы. По мнению польск. историка И. Грали, В. был представителем дворянства. Эта т. зр. подтверждается фактом включения В. и его брата Третьяка в избранную «тысячу» лучших слуг государева двора в 1550 г. и их упоминанием в дворовом списке детей боярских царя Иоанна IV Васильевича Грозного нач. 50-х гг. XVI в., а также наличием у В. родовых вотчин в Боровском и Переяславском уездах ( Алексеев. С. 157). К 1549 г. В. стал дьяком Посольской избы. В янв. того года он участвовал в переговорах с ногайскими послами, 6-7 апр. принимал грамоты у тур. посла Мустафы-Челебея, в 1550 г. сопровождал царя Иоанна IV во время его похода на Казань. В 1550 г. В. участвовал в приеме посольств от К-польского Патриарха Дионисия II , 3-11 июня вместе с др. должностными лицами принимал старцев Даниила и Гавриила, присланных Иерусалимским Патриархом Германом II , 28 авг.- игум. Паисия и 3 старцев из афонского Хиландарского мон-ря, а также от властей Пантелеимонова мон-ря. В нач. 1552 г. В. известил «в избе на Казенном дворе» астраханского хана Дербыш-Али о пожаловании ему Звенигорода в соответствии с царским приговором. После Стоглавого Собора 1551 г. было принято решение о проведении ревизии документов, на основании к-рых Церковь пользовалась гос. льготами. В. проверял архивы находившихся в Новгородской епархии Антониева Сийского во имя Св. Троицы и Корельского во имя свт. Николая Чудотворца мон-рей . В. поддерживал тесные отношения с Борисоглебским на Устье муж. мон-рем : прижизненный вклад дьяка в эту обитель составил 150 р., его род был записан в монастырский синодик. В 1549 г. как частное лицо В. участвовал в составлении купчей при приобретении Троице-Сергиевым мон-рем земельного владения.

http://pravenc.ru/text/158752.html

Тихон, архиепископ Ростовский, Ярославский и Белозерский (Малышкин) Архимандрит Ярославского Спасо-Преображенского монастыря. 15 января 1489 года хиротонисан во епископа Ростовского, Ярославского и Белозерского с возведением в сан архиепископа. В 1490 году присутствовал на Соборе в связи с избранием нового первосвятителя митрополита Зосимы. В 1488–1490 годах присутствовал на Соборах, созванных для борьбы с ересью жидовствующих. В 1495 году принимал участие в поставлении митрополита Симона († 1512). 15 января 1503 года по немощи ушёл на покой в Борисоглебский монастырь на реке Устье, Ярославской епархии. Здесь же в том же году скончался и погребён. Архиепископ Тихон – муж «жития чистого и добродетельного». Литература: Крылов А.П. Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии. – Ярославль, 1861, стр. 19, 42, 67. Нил (Исакович) , архиепископ. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом, с присовокуплением жития святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина Ярославских чудотворцев. Изд. 1. Ярославль, 1862, стр. 86–87. Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 6 т. М. 1807–1815, т. 1, стр. 120. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 332, 337, 363. Карамзин Н.М. История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. Изд. 3. СПб., 1842–1843, т. 6, стр. 198, прим. 326, 618, 629. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 148. Толстой М.В. Рассказы из Истории Русской Церкви. М. 1901, стр. 276. Н. Д[урново] Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 23. Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 20, стр. 581. Крылов А.П. Иерархи Ростово-Ярославской паствы, в преемственном порядке с 992 года до настоящего времени. – Ярославль, 1864, стр. 100–103. Преподобный Паисий Угличский чудотворец и основание им Угличского Покровского монастыря. – Ярославль, 1901, стр. 26, 27. Русский временник, ч. 2, стр. 150. Русский архив. М. 1900. Кн. 2, 7, стр. 331. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 4, ч. 1, стр. 52, 59, 68. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

е. с окладами – Богоявленский Аврамиев, Борисоглебский, что на устье, и приписной к нему Троицкий девичий, Спасов, что на Песках, Троицкий, что у варниц, Петровский, что на поле, Спасо-Ярославский, Богоявленский Островский, Покровский, Воскресенский, Алексеевский, Николаевский Улейминский (Опис. Док. и Дел. Арх. Св. Син. XXVI, 321). Тут названы некоторые монастыри Вологодской, Вятской, Костромской, Московской, Рязанской, Смоленской и Суздальской епархий, требовавшие исправлений, ср. 24. В 1723 г. Спасо-Ярославский монастырь, искони принадлежавший Ростовской епархии, после определения в него архимандритом члена Синода архим. Афанасия (Кондоиди), по особому указу изъят был из ведения ростовского архиерея, но в 1726 г. с переводом Афанасия в Вологодскую епархию, монастырь, по просьбе ростовского преосвященного архиепископа Георгия (Дашкова), снова возвращен в Ростовскую епархию (Арх. Св. Син. д. 1726 г. 80). 660 Опис. Докум. и Дел. Арх. Св. Син. т. XVI, приложение XII (сведения 1735–1736 г.); XX, 141 и приложение X (сведения за 1737 г.); История Рос. иерархии II, стр. 79–81 (сведения за 1742 г. и о монастырях за 1762 г.); Арх. Св. Син. дело 1764 г. 81 (сведения к 1764 г.). В Истории Российской иерархии (т. II, стр. 79–80) приведены статистические сведения о числе церквей и монастырей по всем епархиям за 1742 год, точнее к 1742 году. Эта ведомость несколько отличается от показаний в Описаниях Документ и Дел. Архива Св. Синода. В Синодальной области Московской и Петербургской – 221 муж. мон. с ставропигиальными, женских – 66, из них 1 ставропигиальный, всего монастырей – 287, церквей – 4825; в Новгородской – 139 мон., из них 112 муж. и 27 жен., церквей – 1308, Казанской – 45 мон., из них муж. 30, жен. 15, церквей – 699; Астраханской – 7 мон., из них 4 муж. и 3 жен., церквей – 36; Тобольской – 20 мон., из них 14 муж. и 6 жен., церквей – 374; Ростовской – 32 мон., 27 муж. и 5 жен, цер. – 827; Псковской – 32 мон., 17 муж., 15 жен., цер. – 206; Смоленской – 8 мон., 7 муж. и 1 жен., цер.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

История основания Борисоглебского монастыря в одной древней повести 139 описана так: при Великом Князе Димитрии Донском, при Св. Алексии, Митрополите Московском и всея России, когда в Ростове княжил Константин III Васильевич и епископствовал Игнатий III, Преподобный Сергий Радонежский проходил на богомолье к Ростовским чудотворцам. Тогда пустынножители Феодор и Павел, испросив у Князя и Епископа дозволение построить монастырь, просили благословения от Преподобного Сергия и указания места. Углубившись в непроходимые дебри, окружавшие тогда Ростов, Сергий избрал место на берегу реки Устья и сказал пустынникам: «Призрит Бог и Пресвятая Богородица на место сие». – Ободренные сими словами, а в последствии и видением Св. Бориса и Глеба, Феодор и Павел построили монастырь Борисоглебский. Первый игумен сего монастыря, Феодор, желая безмолвия, вскоре поручил обитель сотруднику своему, Павлу, а сам удалился в пределы Вологодские, и поселился в уединенном месте с несколькими учениками. Изгнанный оттуда окрестными жителями 140 , Феодор перешел на Белоозеро, и там, выбрав место для монастыря на устье реки Ковжи, пошел в Москву к удельному Князю Андрею Дмитриевичу, сыну Донского, в области которого находилось выбранное им место, и просил его уступить оное под монастырь Св. Николая. Князь не только дал место, но и снабдил будущую обитель разными угодьями 141 . Возвращаясь из Москвы, Феодор посетил Борисоглебский монастырь, поставил на место свое Игуменом Павла, простился с братиею, и ушел на берега Ковжи. Там он прожил несколько лет, устроил церковь и монастырь 142 . Предузнав блаженную кончину свою, Феодор возвратился в Борисоглебский монастырь, где и преставился 22 Октября, 1410 (6918) года. После Павла перечисляется в повести еще несколько Игуменов Борисоглебских. Девятый из них, Феофил, подвизавшийся в игуменстве и строительстве 30 лет, муж добродетельный и благочестивый, в 1524 (7032) году приступил к построению Соборной каменной церкви. Имея недостаток в извести, он скорбил, но был утишен видением Св. Бориса и Глеба, и на другой день один крестьянин указал место, где известь была поверх земли и бела, как снег.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

140 В означенной повести сказано: «окрест живущии неразумнии невегласы ч-лкы еще чюдское исчадие сего преподобного изгониша и келейцу разметаша». 142 Ковженский Николаевский монастырь находился в 40 верстах от города Белозерска, на устье реки Ковжи , впадающей в Белое озеро. Строение все в нем было деревянное. По ветхости и бедности, он упразднен до учреждения штатов. Истор. Росс. Иерар. Ч. VI., стр. 548. 143 Рукописное житие преподобного Иринарха, писанное учеником его, Иноком Александром, находится в Борисоглебской обители. В приложениях к сей книге помещены отрывки из оного. 148 Киевский Патерик, Синод. Библиотеки, в послании Еп. Симона к блаженному Поликарпу, лист 103. – Kap. II. пр. 138. – Разсуждение о ересях и расколах, Г-на Руднева, 1838. пр. 15. – См. выше главу 2. 182 Ник. Лет. Часть 6-я, стр. 2 и 3. – Церковн. Истор. Арх. Иннокентия, изд. 1821. Часть 2-я, стр. 569. 186 Степ. Кн. II. Синод. Лет. 365. л. 487. Выписка из этого послания находится у Карамзина (VI. стр. 96 и 97). 187 Князь Иосаф Михайлович, сын Князя Михаила Ивановича, родной брат Князей Бориса и Ивана, из коих первый был родоначальником Князей Турединых, а последний Князей Репкиных. Росс. Родослов. Сборник, Кн. II. Долгорукова. Ч. I. стр. 60. 191 Леонид, еп. Рязанский, жалуясь Царю Феодору I. На Арх. Евфимия (см. ниже пр. 198), говорит, что «в Ростове на Архиепископье был Васьян, брат Иосифу Чудотворцу». – Акты Истор. Т. I. 216. стр. 411. 192 В Архив. Ростов. Летоп. л. 578, на обор. «Смирился Князь Великий с Серапионом (в 1515 году); а кто ни постоял (против Серапиона), боярин Василий Челядиян, и Владыка Ростовский Васьян, и брат его Иосиф… и того лета вси умерли». 197 Акты Историч. I. 216. Стр. 11. – См. выше прим. 191. Сочинитель Истор. Росс. Иер., почитая Евфимия сомнительным, ошибочно полагает его в 1563 г. 199 «В Велицем Нове-Граде, был старый мастер Савва Росов, да брат его Василий, во иноцех Варлаам, родом Карелянин и последе тово тот Варлаам Митрополитом во граде Ростов был, муж благоговенне и мудр зело, пети был горазд, знаменному и трехстрочному и демественному пению был распевщик и творец». Из старинной рукописи: «Предисловие, откуда начало быти в нашей Русской земли осмогласное пение». Москвитянин, 1846. 6. стр. 173.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Арх.: ГАЯО. Ростовский фил. Ф. 245. Оп. 1. Д. 334 [Летопись Борисоглебского мон-ря]; Д. 207, 306 [док-ты Борисоглебского мон-ря за 1870-1886 гг.]. Ист.: Служба Всем святым новым чудотворцам Российским/Сост.: инок Григорий. Гродно, 1786; Ундольский В. М. Библиографические разыскания//Москвитянин. 1846. Кн. 11/12. С. 62-68; Житие прп. Иринарха Борисоглебского// Муравьев. ЖСвРЦ. Вып. 5. С. 337-366; То же//РИБ. 1909. Т. 13. Ч. 1. Стб. 1349-1416; То же//ЖСв. Янв. Ч. 1. С. 397-405; Морев Ф., прот. Обозрение епархии преосв. Ионафаном, еп. Ярославским и Ростовским//Ярославские ЕВ. 1882. 39. Ч. неофиц. С. 311-315; 40. С. 317-318; Дубровский М., прот. Обозрение высокопреосв. Ионафаном, архиеп. Ярославским и Ростовским, церквей, школ и монастырей//Там же. 1886. 47. Ч. неофиц. С. 747-748; Служба прп. отцу нашему Иринарху затворнику, Ростовскому чудотворцу. М., 1910; То же//Минея (МП). Янв. Ч. 1. С. 544-558; Акафист прп. Иринарху затворнику, Ростовскому чудотворцу. М., 1916; То же//Акафисты рус. святым. СПб., 1995. Т. 2. С. 278-287; Жалованная грамота от 4 сент. 1615 г. царя Михаила Федоровича//Ярославские ЕВ. 1893. 37. Ч. неофиц. Стб. 581; Титов А. А. Вкладные и кормовые книги Борисоглебского монастыря. 1881; он же. Описание рукописей Ростовского музея церк. древностей. Ярославль, 1889. Ч. 2; Описание собр. рукописей Оптиной пустыни. М., 1958. Т. 2. С. 35-36; Стрельников В. С. Вкладные и кормовые книги ростовского Борисо-Глебского монастыря: Источниковедческие наблюдения//ИКРЗ, 1997. Ростов, 1998. С. 53-58; Доброцветов П. К. Некоторые новые архивные мат-лы к жизнеописанию прп. Иринарха Затворника Ростовского (1548-1616) и истории Борисоглебского на Устье муж. мон-ря//ХЧ. 2011. 3 (в печати). Лит.: Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. М., 1860. С. 85-87; он же. Жизнеописания угодников Божиих, живших в пределах нынешней Ярославской епархии. Ярославль, 1905; СИСПРЦ. С. 123; Боголюбский А. Ростовский Борисоглебский мон-рь//Ярославские ЕВ. 1864. Ч. неофиц. 28. С. 274-277; 29.

http://pravenc.ru/text/673961.html

Заодно с Тамбовской епархией св. Синод присоединил к своей области все еще не имевший определенной епархиальной подведомственности г. Борисоглебск. 286 До приписки к Синодальной области с 1718 г. он, на основании общего указа Петра Великого – воронежскому митрополиту Пахомию ведать города, села и церкви по рр. Дону, Донцу, Хопру, Бузулуку, Медведице и Айдару – должен был поступить в Воронежскую епархию. Но борисоглебские городские и уездные священники «учинились сильными и не желали платить дань воронежскому архиерею, предпочитая оставаться в ведении отдаленного Патриаршего Казенного Приказа, часто корыстуясь сами церковными сборами. Пахомий, подавший в течение одного 1722 г. шесть прошений в Св. Синод о затруднениях, которые он встречал в управлении придонскими церквами и монастырями, отданными ему по указу 1718г., между прочим, просил «подтвердительного повеления» на Борисоглебск. Он говорил, что епархия его скудна и что Борисоглебск находится «в самой близости» к Воронежу (150 верст) – в его уезде и под ведением Новохоперской крепости (40 верст), принадлежавшей к Воронежской епархии. 287 Действительно в продолжение 1718–1720 г. сборы с борисоглебских церквей поступали исключительно в Воронежский Казенный Приказ; с 1721 г. борисоглебские дани и всякие сборы поступают одновременно в Воронежский и в Синодальный Приказы. Понятно, что такая финансовая раздвоенность отражалась и на епархиальном управлении. Св. Синод без указа присоединил к своей области г. Борисоглебск вместе с Тамбовской епархией, чтобы прекратить зазорную распрю между м. Пахомием и борисоглебскими попами. 288 Когда воронежский епископ Иоаким (Струков), ссылаясь на то, что г. Борисоглебск при Пахомии года четыре, по царскому указу принадлежал к его епархии, в 1733 г. возбудил дело о возвращении Борисоглебска к Воронежской епархии, то ни Казенный Приказ, ни Дикастерия не могли сказать, по каким указам Борисоглебск поступил в ведение бывшей Патриаршей области. Дикастерия сослалась на то, что дело в 1731 г. взято в Св. Синод, но и там его не оказалось. 289 Тем не менее Борисоглебская десятина с 10 церквами много позже, в 1738 г., оставалась в Синодальной области. 290

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010