– Праведное солнце, свет наш пресветлый, Владыка Человеколюбче, Иисусе Христе! Ты, Господи, претерпел такое великое страдание: и распятие, и поругание, и оплевание, и по ланите ударение, и оцта и желчи напоение, и для нашего спасения все претерпел сие от Своего же создания, от неразумного и беззаконного сборища иудейского и от зависти людей сих! Ныне, Господи, открой, как мне грешному и неразумному поселянину спастись и тебе единому Иисусу Христу, Сыну Божьему, распятому и нераздельно со Отцом и Святым Духом в Троице славимому, угодить! Да будет воля Твоя, Владыко, надо мною! И в тот же час от Владычного образа было Иринарху извещение: – Иди в келью свою, будь затворником и не исходи: так и спасешься! Иринарх отправился к строителю Варлааму и просил у него благословения на затвор, то есть неисходно молиться в келье, по евангельскому слову Господню: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» ( Деян.14:22 ). «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» ( Мк.8:35 ). «Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь» ( Лк.6:21 ). Строитель Варлаам благословил его на затвор, молиться неисходно из кельи. – И прославил Бог российскую землю и дом великих страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба и преподобных отцов наших Феодора и Павла в нынешнее время! – восклицает составитель жития, ученик Иринархов инок Александр, – прославил досточудными мужами, и страдальцами, и учителями, и наставниками! С тех пор Иринарх с дерзновением принялся за новый подвиг: стал молиться в келье неисходно, поминая иноков древних и первых времен, как они по дебрям по островам и в вертепах жили, не любили тленного мира и не хотели и смотреть на суету его. Начав свой подвиг, Иринарх сковал себе железную цепь в три сажени длины и приковал ею себя к стулу деревянному. Все движение его ограничивалось только размерами этой цепи. Кроме этой цепи, он наложил на себя и другие железные тяжести и трудился в них в поте лица. Много претерпел он поругания и посмеяния от братии, но переносил сие с кротостью и молился за них Богу:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Наконец, они подошли к самой быстрой реке во всей Сирии – Адонису (δονις ποταμς) 876 . Эта, очень широкая, река 877 замечательна по тем мифологическим преданиям, которые обычно приурочиваются и к ней и к близ нее (к северу на один час пути) лежащему городу Библу. И река и город были издавна посвящены сиро-финикийскому божеству Адонису 878 . Миф об Адонисе, возлюбленном Афродиты, был очень распространен в древности 879 . Сущность его в следующем: Адонис, красивый, любимый Афродитой юноша, которого она мальчиком доверила Персефоне в ящике; но Персефона сама влюбилась в мальчика и не хотела выдать его обратно. Когда Адонис, сделавшись юношей, был смертельно ранен на охоте, то Афродита впала в такое отчаяние, что не имела сил оторваться от мертвого, и боги в утешение ей определили ее возлюбленному ежегодно на весну и на лето покидать мрачную обитель Персефоны и оставаться у Афродиты 880 . Этот миф – чисто местного происхождения; его отечество – здесь; за то говорит и самое название реки – Адонис и посвящение Библа этому богу 881 . По тамошним сагам Адонис отправился на охоту именно с этих мест в Ливанские горы и там был смертельно ранен дикими вепрями. Из его ран потекла кровь, окрасила собою протекавшую реку, а последняя окрасила далеко море при своем устье. Впоследствии река Адонис регулярно в известное время года окрашивалась красной краской, и жители, почитатели Адониса, видели в этом, чисто естественном, явлении 882 чудесное напоминание реки о смерти Адониса. И вот, с незапамятных пор тут возникает культ Адониса 883 ; ближайший город Библ посвящается этому божеству 884 . В честь Адониса ежегодно, в то время, как река окрашивалась в красный цвет, совершались празднества, называвшиеся Адониями (τ δνια); празднества состояли из двух отделений: сначала оплакивали потерю бога (φανισμς δνιδος); женщины в знак печали стригли себе волосы, громко плакали 885  и приносили в жертву в храм свое целомудрие; это празднество печали заканчивалось погребением идола. Затем непосредственно следовало другое отделение – праздник радости: веселились о нахождении, об обретении потерянного Адониса (ερεσις δων.) 886 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Ехать следовало на пароходе. Срочные пароходы ком­пании «Шеркет» ежеминутно бороздят воды Босфора и Золотого Рога. Пунктом отправления всех городских пароходов служит мост при устье Золотого Рога. Упо­миная об этом мосте, невозможно не сказать несколько слов о нем: он представляет собою одно из многих турецко-константинопольских безобразий. Там, где при­ходится идти несчастным пешеходам, мост представляет из себя в значительной степени руину: доски расщелялись и под вашими ногами взору открывается морская пучина; громадные гвозди выпятились кверху и кажутся грибами, которые сломить трудно, но о которые сломить ноги весьма легко. Я неустанно жаловался моему единственному спут­нику, кир-Димитрию на это и другие безобразия турецких порядков и получал в ответ одну и туже стереотип­ную фразу: «турки – собаки, а греки – дураки» (т. е. от турок нечего ждать добра, а греки, сумев потерять царство, не умеют его возвратить). Но вот мы на паро­ходе и едем в Кадыкжей по направлению Мраморного моря. Менее, чем через час, – мы там. Первым моим делом по прибытии туда, было обозреть храм св. муче­ницы Евфимии. Не смотря на вечернюю пору, тотчас же двое греков – сторожей – отперли нам храм и ввели внутрь его. «Нет, думал я, это не тот храм, где заседали отцы Халкидонского собора: этот храм слишком тесен для многочисленнейшего из соборов». Храм – нов. Спра­шиваю: «есть ли здесь мощи св. Евфимии»? – «Нет». – А есть ли какие-нибудь здесь древности»? – «Нет», полу­чил опять в ответ. Что делать? пришлось еще раз окинуть взором храм и покинуть его. В научном отно­шении я ничего не приобрел от посещения этого храма, и этого Кадыкжея – но я все же остался доволен пилигримством сюда: я дышал тем воздухом, каким дышали св. отцы халкидоиские, император Маркиан и его жена, св. Пульхерия; я ходил по тем местам, которых каса­лись и их ноги. Разве этого мало? я доволен и с удо­вольствием вспоминаю «Кадыкжей». «А где теперь твоя злосчастная душа, о Диоскор»!... Кадыкжей – это одно из —531— многочисленных предместий Константинополя – и ничего не представляет интересного. Правда, я уже был не в Ев­ропе, а в Азии, но только география отличает здесь одну страну света от другой – все прочее не дает ни малей­ших оснований догадываться, что мы в Азии. Нам ка­залось, что приехав из Константинополя в Кадыкжей, мы перебрались не из одной части света в другую, а из одного константинопольского квартала в другой со­седний. – Но пора было и уезжать отсюда…

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Здесь приступила к делу и знаменитая семья корабельных мастеров Афанасьевых, Иван Афанасьевич и Семен Афанасьевич, во всю силу заработали подмастерья корабельные Осип Матвеевич Матвеев, Петр Иванович Пешев, Василий Петрович Петров. Однако не хватало леса подходящего. Коллегия предписывала «осмотреть» Борисоглебские, Шиповые леса, не могут ли там отыскаться подходящие деревья для мачт, обшивки, днища «новоизобретенных» кораблей. В экспедиции посылались офицеры, корабельные подмастерья, купцы. «Все на наших старых донских верфях приходилось вновь переделывать и перестраивать... для всех новых судов приходилось свозить отовсюду строительный материал и всевозможные их принадлежности и строить вновь для них шлюпки и собирать артиллерию...» (История Севастополя). По Дону на праме Для северян такое жаркое мартовское солнце было в диковинку, грелись как мухи, размаривало, даже сидевшие на веслах пытались дремать. — Гляде-еть вперед! — все покрикивал командир Ушаков. Да, то было первое, подчиненное ему судно, — прам 5. Он на нем уже плавал под началом Апраксина, стоял под началом капитана 1-го ранга Пущина в устье Дона, оберегая Азов от турок. Но вот командует, капитанствует впервые. Прам ткнулся носом в песок, солдаты, что ныне в морских служителей превращались, попадали: кто на скамьи, кто на борт привалился, а стоящий у кормы и, наверное, задремавший часовой вывалился в воду и закричал благим матом. Хороша командочка. Ушаков, чтобы привести в чувство, объединить, резко и пронзительно скомандовал: — Якорь отдать! Весла сушить! Кормовой, брось конец утопающему, а то захлебнется в луже. Еще две-три команды, и кутерьма на праме как-то улеглась, все успокоились. Якорь плюхнулся в песок, небольшой трапик лег почти у берега, и Ушаков, опустившись на берег, приказал боцману: — Раскладывать невдалеке костры, — благо несколько бревен выловили по дороге, — готовить пищу. Он же пошел доложиться прибывшему в Новопавловск вице-адмиралу. Небольшую шлюпочку командующего несуществующим флотом хорошо знали в Таврове, Павловске и в Икорце, да и по всему Дону, ибо она появлялась без предупреждения там, где стопорилось дело, не хватало леса, рабочих, не могли разобраться в чертежах, не хватало продовольствия, ссорились между собой военные и морские начальники, кричали друг на друга строители. Тут-то и появлялся Алексей Наумович. Быстро всех мирил, передвигая сроки, конечно, в сторону уменьшения, наказывая нерадивых, поощряя старательных и всех заражая целью — построить южный флот России.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Заповедь говорит: не прикасайтеся, даже так, как прикасаются к чему-либо без усилия, без намерения, по легкомыслию, по неосторожности; ибо случается не редко, что в сем неприметно погрешают. Когда власть налагает на подвластных некое бремя, хотя и легкое и необходимое: как легко возбуждается ропот! Когда подвластные видят дело власти, несогласное с их образом понятия: как стремительно исторгаются из уст их слова осуждения! Как часто необученная послушанию мысль подчиненного нечистым прикосновением касается самых намерений власти, и полагает на них собственную свою нечистоту! Клеврет мой! Кто дал тебе власть над твоими владыками? Кто поставил тебя судьею твоих судей? Христианская душа! ты призвана повиноватися за совесть ( Рим. 13,6 ): елико можно, не прикасайся власти, ниже мыслию осуждения: и веруй, что яко же возвеличися душа помазанных воочию твоего, тако возвеличишься ты пред Господем и покрыет тя и измет тя от всякие печали» ( 1Цар. 26, 24 ). (Слова и речи Филарета, митр. москов. т. II, отд. VII, стр. 136). III. Тело без головы; человеческое общество без царя. «Как тело без главы: так человеческое общество без единства, без управления есть бездыханный труп, коего все части равно суть мертвы и безобразны. Посему необходимо нужна та оживотворяющая душа (царя), в воле которой все другие воли, соединившись во едино законами, стремились бы к воле ее поспешными стопами, как к средоточию своему, и чрез то из многочисленного народа составилось бы едино тело, управляемое единою главою.» («Собр. слов, бесед и речей», Арсения, митр. киевского, ч. IV, стр. 3 – 4). е) Примеры любви к православному царю России. I. Преп. Иринарх затворник, оставив мир, постригся в Борисоглебском монастыре, что на р. Устье, в 15 верстах оть Ростова, и здесь имел случай показать свою горячую любовь к царю русскому и своей родине. Тяжкими и долгими подвигами очистилось духовное зрение блаженного старца. Однажды, заснув в затворе, он увидел Москву в огне и во власти ляхов, и голос сказал ему: «иди, скажи об этом царю».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вышедши из Берита, свв. путешественники, быть может по римской дороге 860 направились к следующему значительному городу – Библу, отстоявшему от Берита, по согласному свидетельству всех древних дорожников, на 24 римских или почти на 5 географических миль 861 . Миновав две незначительные речки, названия которых древность не сохранила 862 , они приблизились к устью большой реки, бравшей свое начало в снежном Ливане, по имени Ликос (Λκος, Lykus) 863 , т.е. волк пустыни, собака 864 . По одному древнему преданию, записанному в описании путешествия D " Arvieux 865 , название реки произошло от следующего обстоятельства. Так как берега этой реки, особенно при ее устье, необыкновенно высоки, и она с давних пор была пограничной линией, то на одном из ее высоких берегов, а быть может и на самом мосту, была поставлена громадная, высеченная из камня, статуя собаки, которая при приближении неприятеля так громко лаяла, что лай был слышен на острове Кипре. Путешественник Guys 866 в объяснение этого факта полагает, что статуя была пустая и с отверстием, почему при известных ветрах, могла издавать сильные звуки, подобно Эоловой арфе. Эту огромную статую, без сомнения, видели свв. путешественники, потому что ее низринули в море уже в более позднее время турки 867 . Возле самого моря, по высокому обрывистому берегу, пришлось свв. путешественникам проходить через эту быструю реку, по необыкновенно узкому и необделанному проходу 868 ; на северной его части, т.е. перейдя реку, они должны были увидать несколько скульптурных изображений языческого характера из эпохи персидских или египетских завоевателей Сирии 869 . Далее дорога ссв. путешественников следовала по красивой долине. На половине расстояния от Ликоса до Адониса они перешли небольшую речку по крепкому каменному мосту римской постройки 870 ; на севере эта долина замыкалась горной цепью Климакса (δρος Κλμαξ) 871 . Эта цепь, широкая и холмистая, тянулась от Ливана и доходила до самого берега моря, образуя здесь весьма трудный, состоящий из уступов, проход 872 . С вершины приморского обрыва этой цепи, возвышающагося над уровнем моря почти на 1000 футов высоты, открывался прекрасный вид на окрестности 873 . После Климакса вплоть до реки Адониса дорога шла по возвышенной плоскости, необыкновенно бедной пресной водой 874 . Поэтому, вероятно, свв. путешественники не преминули утолить своей жажды в единственном источнике этой местности, недалеко от Климакса 875 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БОРИСОГЛЕБСКИЙ НА УСТЬЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Борисоглебский на Устье мон-рь. Вид с сев.-вост. Фотография. 2003 г. Борисоглебский на Устье мон-рь. Вид с сев.-вост. Фотография. 2003 г. (Ярославской и Ростовской епархии), в пос. Борисоглебском Борисоглебского р-на Ярославской обл., на берегу р. Устье. Согласно составленной в Б. м. в сер. XVI в. «Повести о Борисоглебском монастыре от колкых лет и како бысть начало», обитель была основана пришедшим ок. 1360 г. из новгородских земель в ростовские леса прп. Феодором Ростовским и вскоре поселившимся вместе с ним прп. Павлом Ростовским . В 1363 г. прп. Сергий Радонежский избрал и благословил место буд. обители, ростовский кн. Константин Васильевич и Ростовский еп. Игнатий дозволили преподобным Феодору и Павлу построить кельи и ц. во имя св. князей Бориса и Глеба, к-рые явились подвижникам и обещали покровительствовать мон-рю. Когда собралась братия, на вклады ростовской знати построили Борисоглебский храм, кельи, срубили деревянную крепость, защищавшую сев.-вост. путь к Москве. Первый игумен прп. Феодор вскоре назначил своим преемником прп. Павла, а сам, желая уединения, ушел на Белое оз., где в устье р. Ковжи основал Никольский мон-рь. Спустя неск. лет, предвидя кончину, прп. Феодор вернулся в Б. м., где преставился 22 окт. 1410 г. (?). После его кончины в продолжение мн. лет игум. Павел управлял обоими мон-рями. Преподобные Феодор и Павел погребены в сев. части Борисоглебского собора, мощи находятся под спудом. После кончины игум. Павла настоятелями Б. м. последовательно были игумены Савелий, Михаил, Иона, Питирим. При игум. Питириме обитель пользовалась особым покровительством вел. кн. Василия II Васильевича , к-рый дал Б. м. первый земельный вклад - «село Шульце с деревнями по своих родителех и прародителех в наследие вечных благ». В 1433-1434 гг. Василий II, изгнанный с великокняжеского стола звенигородским кн. Юрием Димитриевичем , укрывался в Б.

http://pravenc.ru/text/153193.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 РОСТОВСКИЙ БОРИСОГЛЕБСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Ростовский Борисоглебский монастырь, 2 мая 2008. Фото Михаила Чупринина Ростовский во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба мужской монастырь, на Устье ( Переславская епархия ). Расположен в 18 км от Ростова Борисоглебский монастырь. Справа собор Бориса и Глеба, слева церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. 2010 г. Фото Юрия Булкина При сыне Иоанна III, Василии III, в 1522 году в Борисоглебском монастыре начинается каменное строительство. Для этой цели в обитель был направлен великого князя мастер " каменный здатель " Григорий Борисов. В монастыре налажено производство кирпича, из округи свозятся валуны для фундаментов, добывается песок, чудесным образом обретается известь. Трижды посещал Борисоглебскую обитель Иоанн Грозный , причём первый раз ещё юношей в 1545 году. Иван Грозный сделал более 20 вкладов в Борисоглебский монастырь: книги, огромные денежные вклады и колокол весом в 138 пудов. В конце XVI века, в Смутное Время , в обители, вплоть до своего преставления, подвизался преподобный Иринарх Затворник , проведший в добровольном затворе и веригах 38 лет. Во время войны поляки, пораженные его подвижничеством, не тронули его и не причинили вреда монастырю. Борисоглебский монастырь. Келья преподобного Иринарха. 2013 г. Фото Юрия Булкина Вклады в Борисоглебский монастырь делали цари Борис Годунов , Алексей Михайлович , князья Сабуровы, Пивовы, Бельские, Шуйские, Пронские, Орловы, Сумароковы и другие. К середине XVII века Борисоглебский монастырь владел 22 тыс. десятин земли и 4-мя подведомственными монастырями: Троицким на Бору, Никольским на Ковже, Спасской пустынью и Никольским на Бою. Он по праву считался одним из богатейших в Ростовской митрополии. Одновременно со строительством Ростовского кремля в конце XVII века, по указанию Ростовского митрополита Ионы (Сысоевича) , на территории Борисоглебского монастыря начинаются масштабные строительные работы: перестраиваются уже существующие здания и возводятся новые.

http://drevo-info.ru/articles/4996.html

К нач. XIX в. в мон-ре существовали 3 пруда, 2 сада, кедровая роща и орешник. Святыни В Б. м. хранился восьмиконечный деревянный крест, к-рым, по преданию, прп. Сергий благословил основателей обители (в наст. время в собрании Борисоглебского музея). Крест обит тонким листом золоченого серебра, оклад сделан, вероятно, в 1-й четв. XV в. В обители почитался список с Лиддской (Римской) иконы Божией Матери , привезенный в Б. м. из Москвы 9 февр. 1588 г. строителем Варлаамом (с 1954 - в Ростовском музее). В 2001 г. по благословению Ярославского архиеп. Михея (Хархарова) в ТСЛ был выполнен список с иконы и передан в Б. м. Др. реликвия мон-ря - «охранное знамя Сапеги» (в наст. время в ГТГ). Знамя выполнено в форме хоругви, на нем изображен арх. Михаил, охраняющий врата рая, и Иисус Навин. По легенде, это знамя Ян Сапега захватил в одном из сражений с рус. войсками (более вероятно, что это произведение годуновской школы шитья происходит из суздальского Покровского мон-ря, разграбленного поляками). Спасаясь после поражения от рус. войск под Калязином, Сапега остановился лагерем у Б. м. и оставил знамя в обители. Б. м. в 1924-2003 гг. Борисоглебский на Устье мон-рь. Вид с запада. Фотография. 2002 г. Борисоглебский на Устье мон-рь. Вид с запада. Фотография. 2002 г. Постановлением Борисоглебского волостного исполкома от 6 авг. 1924 г. здания Б. м. были переданы Ростовскому гос. музею. Несмотря на это, из упраздненного мон-ря в большом числе изымались художественные и письменные памятники, наиболее ценные из них вывозились в Ростов, Ярославль и Москву; иконы из Ростовского и Борисоглебского музеев составили основу собрания живописи ростово-суздальской школы в ГТГ. Большая часть монастырских икон была уничтожена. 8 нояб. 1928 г. в нек-рых помещениях Б. м. открылась музейная экспозиция, мн. помещения музей сдал в аренду. К 1940 г. Борисоглебский собор, Сретенская и Сергиевская церкви использовались под склад, в настоятельских покоях размещались банк и архив, в братском корпусе - общежитие милиции, в рассольном корпусе - кондитерское производство и склад льносемени, в подклете Благовещенской ц.- колбасное производство.

http://pravenc.ru/text/153193.html

Подлинная грамота дана за собственноручным подписанием Преосвященного Питирима, и приложена к ней печать красного воска. На той же грамоте на обороте подписано так: «Сыну и сослужебнику Нашего смирения Борисоглебского монастыря Архимандриту Евстафию». До учреждения Духовных в 1764 году Штатов, было за монастырём сим 2.232 души крестьян и три монастыря приписных: а) Рождественский, б) Богословский Удомельский и в) Семёновская пустынь, а по Штатам оным положен во 2 классе. Борисоглебский Переславский монастырь Что на горе, мужской. Находился близ города Переславля Залесского около половины XVIII века; принадлежал он к области Синодальной, потом был загородным домом Архиереев бывшей Переславской Епархии, наконец обращён в кладбищенскую церковь . Строения в нём были следующие: 1) ЦЕРКОВЬ во имя Владимирской Божьей Матери каменная; 2) ЦЕРКОВЬ во имя св. Николая Чудотворца деревянная; 3) ДОМ Архиерейский и кругом оного ОГРАДА с шестью башнями деревянная же. Внутри ограды сей был пруд и сад с плодовыми деревьями. До учреждения Духовных Штатов, было за ним 225 душ крестьян, земли отмежёванной 29 десятин, 1254 сажени. Борисоглебский Песоцкий или на Песках монастырь Мужской, упразднённый. Находился в бывшей Переславской, а ныне Владимирской Епархии, внутри города Переславля, почему и называется монастырь Переславским, а Борисоглебским именуется по церкви во имя св. Князей Бориса и Глеба, в которой почивают под спудом мощи блаженного Корнилия, Переславского Чудотворца. До 1744 года этот монастырь принадлежал и Синодальной области, а с того времени, до учреждении Переславской Епархии, находился в ведении Епархиального Архиерея до 1764 года, в котором по духовным Штатам упразднён. Крестьян было за ним 42 души. Борисоглебский Полоцкий монастырь См. Полоцкий Борисоглебский. Прибавление из VI тома Борисоглебский Смоленский монастырь Мужской, вовсе уничтоженный. Находился близ города Смоленска. Вероятно, тот же, что и Смядин (см. под сим словом); а Смядин монастырь построен на том самом месте, где убит св. Страстотерпец Князь Глеб Владимирович. Архимандрит этого Борисоглебского монастыря Серапион, упоминается в 1566 году, Июля 2 (см. Продолжение Древней Российской Вивлиофики, ч. VI, стр. 39). Борисоглебский, что на Устье монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010