Дракино. Церковь Бориса и Глеба. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью " На Борисоглебском погосте сохранилась каменная церковь, выстроенная в 1684 году. По формам и характеру фасадной декорации она схожа с церковью в Березне. К этой же группе памятников в ближайших окрестностях Серпухова принадлежит довольно хорошо сохранившаяся церковь в Старых Кузьменках. В убранстве этих небольших бесстолпных кубических сельских храмов применены типичные для XVII века архитектурно-декоративные детали, начиная с кокошников, наличников с килевидными очельями и кончая ширинчатыми поясами. Борисоглебская церковь несколько раз перестраивалась. В начале XIX века старую, вероятно, шатровую колокольню надстроили новым, цилиндрическим ярусом звона с куполом и шпилем. Основная перестройка, в результате которой Борисоглебская церковь получила новые симметричные приделы и трапезную, была осуществлена в 1882 году. " по материалам сайта www.oka-reka.ru Храм святых мучеников-князей Бориса и Глеба села Дракино Здесь, на левом берегу реки Протвы, при её слиянии с Окою, стоял древнерусский город Любинец Омосов, иначе Лобынск, упоминаемый в Никоновской летописи под 1146, а в Ипатьевской — под 1147 г. Эта небольшая крепость владимиро-суздальских князей контролировала устье Протвы и, одновременно — брод через Оку. Археологи раскопали в данном месте большое селище, датируемое VIII-XIV веками. Вероятно, это был посад древнего Лобынска — стены же города располагались там, где теперь Борисоглебский храм. С возникновением Серпухова значение Лобынска угасает — его сменило село Дракино, вотчина Высоцкого монастыря, документально известное с 1552 г. Из позднейших источников видно, что к 1627 г. с деревней Дракино соседствовали сельцо Тишково, принадлежавшее двум помещикам, и погост Борисоглебский, «на государевой земле», с одноимённой ему деревянной приходскою церковью. К 1705 г. эти сельцо и погост, видимо, слились — отныне Борисо-Глебская церковь числится при селе Тишково — которое вошло в черту деревни Дракино только в ХХ веке.

http://sobory.ru/article/?object=04518

Борисоглебские репатрианты. Чего ищут и что находят переселенцы в тихом уголке Ярославской митрополии 21 июля 2022 г. 11:10 Нынешним летом по Переславской епархии , как обычно, пройдет ежегодный Иринарховский крестный ход. Возобновлен он ровно четверть века назад, и все это время в здешних краях, в настоящей сельской глубинке, вокруг Борисо-Глебского на Устье мужского монастыря удивительным образом оседают приехавшие с разных концов страны (и даже из-за рубежа) люди. Что влечет их сюда, находят ли они здесь покой и как обустроить Россию в одном отдельно взятом районе силами православных верующих, выяснял на месте обозреватель «Журнала Московской Патриархии» ( 7, 2022 , PDF-bepcuя ). Kartofelesazhalka, 40 sotok и грезы о Нью-Ивашеве Вместо приветствия в «Телеграме» новый клирик Богоявленской церкви в Краснове священник Иосиф Глисон прислал мне живописную видеогалерею, как он на небольшом тракторе засевает картофельное поле — навскидку около шести соток. Всего лишь несколько лет назад он был успешным IT-uhжehepoм в Иллинойсе Джозефом Глисоном. Усердное и неленостное следование Божиим заповедям побудило его стать пастором, поскольку с рождения Джозеф воспитывался в протестантской традиции. Путь с этой начальной точки на затерянный на Ярославщине православный приход оказался, конечно, тернистым и нескорым. — К тому, что Католическая Церковь и многочисленные протестантские деноминации — это не подлинное лицо христианства, я пришел постепенно, — объясняет собеседник с помощью дочери Кимберли, в совершенстве освоившей русский язык. — Библия у протестантов весьма узка и ограниченна, и мне это не казалось правильным. Почему нельзя крестить и причащать младенцев? Разве не здорово поставлять епископов из монахов? Осознанно решив перейти в Православие и окончив в США семинарию, Джозеф затеял перевод в юрисдикцию Московского Патриархата. Как настоящий основательный американец, он несколько раз слетал в Россию — подобрать место, где можно без стеснения обосноваться с семьей. Побывал в обеих столицах, Воронеже, Костроме и Галиче, Ярославле и Ростове Великом. В Москве его сильно поддержал протоиерей Димитрий Смирнов .

http://patriarchia.ru/db/text/5945639.ht...

Предисловие ко второму изданию . Жизнь преп. Иринарха, напечатанная мною в 1865 году в небольшом количестве экземпляров уже вся разошлась. Но требование, как заявлял и лично и письменно о. архимандрит Евангел, от жителей Борисоглебских слобод и других селений, окружающих Борисоглебский монастырь, не прекращается. Желаю удовлетворить требование усердных чтителей преп. Иринарха, изданием его жизни в другой раз. Оно будет издано без изменения, кроме исправления опечаток и прибавления одного рисунка, именно креста его, украденного с гробницы в 1830 году, как значится в монастырской описи, с прежним количеством картин и в туже величину. Копия с креста преп. Иринарха мною найдена в собрании снимков с древних икон и крестов, числом более 600, принадлежащем теперь Обществу Любителей Духовного Просвещения и находящемся в хранилище икон Общества при Московском Данилове монастыре. Г. Филимонов это собрание снимков приписывает иконописцу Московскому Гурию, не так давно умершему. Формат книжки, по желанию о. Архимандрита и некоторых жителей уменьшится, но величина картин не уменьшится, особенно картин, сделанных в настоящую величину, чтобы сохранить труды препод. Иринарха навсегда в памяти чтущих его, и иметь понятие о них более наглядное, если какой-нибудь из великих его трудов, от непредвиденных обстоятельств, затеряется, или украден будет, как упомянутый выше крест преп. Иринарха. По цене желаю сделать доступнее прежнего издания, не смотря на прибавление еще одного рисунка. Архимандрит Амфилохий 1 Ростовский Второклассный Борисоглебский мужской монастырь, что на Устье реке, находится в 18-ти верстах от Ростова, Ярославской губернии, по Угличскому тракту. 2 Сия молитва выписана из службы преподобному Иринарху, не известно кем составленной в конце 18-го столетия, или в начале 19-го. Тут сказано, что преподобный Иринарх жил в тесной хижине (в затворе) 38 лет, но это не справедливо. Преподобный Иринарх вступил на затвор 38-ми лет, а умер 68-ми: следовательно он жил в затворе тридцать лет. Из 8-ми лет не затворнической жизни, известны следующие годы: три года он был в Борисоглебском монастыре, болен ногами от ознобу, три года и пол жил в Лазаревском Ростовском монастыре, один год и две недели, там же, 6 месяцев без двух недель, о которых определенно не сказано в житии, им проведено в Ростовском Авраамиевом монастыре, в келарском послушании. Ученик его Александр, поступивший на затвор к Иринарху, как сказано в житии, в начале затворнической жизни, и прожил с ним тридцать лет, как написал ученик Александр.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В скором времени обитель эта стала известной в окрестностях Ростова, и к празднику св. страстотерпцев собирались в нее многие богомольцы. Вместе с ними из близлежащих городов и селений приезжали в монастырь купцы и производили торговлю, платя монастырю на свечи, ладан и церковное вино. Многие вельможи из Ростовской области стали завещать, чтобы их погребли в Борисоглебской обители, и дарствовать ей на поминовение души вотчины свои, села, деревни и пашни. Благодаря этому усилились средства монастыря, и преподобный Феодор еще более стал трудиться над его устройством и собиранием братии. Он воздвиг для общей соборной молитвы теплую церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Много лет милостью Божией, заступлением Пресвятой Богородицы и помощью Христовых страстотерпцев Бориса и Глеба подвизался преподобный Феодор в устроении обители: он воздвиг церкви, поставил келлии, все устроив по монастырскому чину, приобрел монастырю нивы и пашни, устроил на службу обители много людей и приобрел довольно скота. Блаженный Феодор, достигнув старости, желал подвизаться в безмолвии. Поручив Борисоглебскую обитель спостнику своему Павлу, он с двумя учениками отправился на Кубенское озеро. Там нашел он место, называемое Святая Лука, и поставил келлию. Узнали об этом окрестные жители, еще не просвещенные тогда инородцы чудского племени, и изгнали оттуда преподобного труженика. Перейдя на другой берег Белого озера, он прошел по глухим местам на реку Ковжу и при устье ее положил основать обитель св. Николая. Он отправился в Москву к удельному князю Андрею Дмитриевичу, сыну Донского, в области которого находилось выбранное им место, и просил уступить оное под монастырь. Князь не только дал место, но снабдил будущую обитель разными угодьями. Возвращаясь из Москвы, прп. Феодор убедил Павла принять на себя сан игумена Борисоглебской обители и потом удалился на Ковжу, чтобы создать здесь новый монастырь. При впадении реки Ковжи в Белое озеро (в 40 верстах от нынешнего Белозерска) построил он храм во имя чудотворца Николая, а потом возводил и монастырские постройки. Узнав о трудах преподобного, окрестные православные жители стали стекаться к старцу за благословением, а иные и для того, чтобы принять иноческое пострижение. Старец Феодор принимал всех с радостью. Устроив монастырь, преподобный Феодор поставил в нем игумена, а сам, получив откровение о скорой кончине, возвратился в Борисоглебскую обитель, и все духовно и телесно веселились и благодарили Бога и Пресвятую Богородицу за успех трудов старца. Преподобный Феодор распорядился, чтобы Никольский монастырь был присоединен к Борисоглебскому и чтобы брат его, игумен Павел, руководил им.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

затворника Ростовского Борисоглебского монастыря, что на Устье реке 1 , с картинами и изображениями его праведных трудов Составлена Архимандритом Амфилохием Содержание Молитва преподобному Иринарху, затворнику Борисоглебскому Предисловие Предисловие ко второму изданию Глава I. Жизнь препод. Иринарха до монашества §1. Младенчество его §2. Отрочество преп. Иринарха §3. Удаление отрока Илии §4. Разыскивание отрока Илии §5. Видение отроку Илии о преставлении отца его Акиндина §6. Удаление с места родины вместе с матерью и братом Андреем в Ростов §7. Удаление Илии из дому своей матери Глава II. Жизнь препод. Илии в монашестве §1. Приход Илии в монастырь и пострижение его §2. Первое послушание его – в пекарне §3. О друге его Агафонике §4. Другое послушание – пономарство §5. О снятии с себя сапогов §6. О ходатайстве преп. Иринарха за одного городского человека, истязуемого за долги §7. Об удалении преп. Иринарха из Борисоглебского монастыря в Ростовский Богоявленский Авраамиев §8. О преставлении его матери §9. О жительстве преп. Иринарха в Ростовском Лазаревом монастыре §10. О возвращении преп. Иринарха в Борисоглебский монастырь Глава III. Жизнь препод. Иринарха в затворничестве §1. Божественное откровение преп. Иринарху от образа Господа нашего Иисуса Христа о затворничестве §2. Об ученике его Александре §3. О посещении преп. Иринарха в затворе Иоанном юродивым, Ростовским и Московским чудотворцем, по прозванию Большим колпаком §4. О принесении преп. Иринарху, от друзей его, креста и палки железной §5. О старце Леонтии и его крестах §6. О ужище железном и о трудах преп. Иринарха на нем §7. О вторичном изгнании преп. Иринарха из монастыря, поселении его в Лазаревском Ростовском монастыре и возвращении опять в Борисоглебский монастырь §8. О даре прозорливства Глава IV. Жизнь преп. Иринарха вместе с заслугами его отечеству с 1608-го года по кончину его 1616 г. §1. Божественное откровение преп. Иринарху о разорении Московского царства и других городов в 1608 году §2. Путешествие преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Самойлова из Жития, опубликованного в 1865 г., но на иллюстрации на заднем плане изображен храм. «Сретенская церковь Ростовского Борисоглебского монастыря, что на реке Устье» - наименование 3-й композиции, где большая часть листа отведена изображению монастырского Сретенского храма. Перед мон-рем - маленькая фигурка коленопреклоненного монаха с молитвенно протянутыми к храму руками; наличие длинных цепей и посоха позволяют отождествить его с И. Здесь иллюстрируется текст Жития о возвращении И. из Лазаревского мон-ря в Ростове: «Подошед к монастырским воротам, он помолился иконам, что над воротами…». На 4-й гравюре подпись: «Преподобный Иринарх вручает князю Димитрию Михайловичу Пожарскому свой крест на одоление врагов Отечества». Рисунок близок по композиции к литографии по оригиналу Самойлова: в центре - коленопреклоненный кн. Д. М. Пожарский, позади него стоит К. Минин. Затворник в правой части композиции около своей кельи, босой, правая рука с крестом, левой опирается на палку. Большой железный крест на его груди сверху и снизу поддерживается цепями, И. прикован к деревянному бревну, стоящему в келье. На всех иллюстрациях у святого впалые щеки, окладистая борода средней величины, одет в схиму. Три гравюры из 4 соответствуют литографиям Жития И., изданного архим. Амфилохием, и их первоисточникам. Иллюстрация «Сретенская церковь Борисоглебского монастыря» по художественным качествам отличается от других, очевидно выполнена по рисунку др. мастера, предположительно гравера Полякова. В XVIII-XIX вв. образ И. часто вводился в монументальные живописные программы украшения храмов Ярославской обл. Его иконография, в частности длина бороды, не имеет устойчивых признаков. В росписи собора Богоявленского Авраамиева мон-ря в Ростове (после 1730) И. представлен в рост на левой стороне проема двери в сев. стене. Стенопись ц. апостолов Петра и Павла в пос. Поречье Рыбное Ростовского р-на выполнена в 1782-1785 гг. ярославскими иконописцами под рук. А. Шустова. Очевидно, И. изображен в арочном проеме зап.

http://pravenc.ru/text/673961.html

св. Алексии, митрополите Московском и всея России, когда в Ростове княжил Константин III Васильевич и епископствовал Игнатий III, преподобный Сергий Радонежский приходил на богомолье к Ростовским чудотворцам. Тогда пустынножители Феодор и Павел, испросив у князя и епископа дозволение построить монастырь, просили от преподобного Сергия благословения и указания места. Углубившись в непроходимые дебри, окружавшие тогда Ростов, Сергий избрал место на берену реки Устьи и сказал пустынникам: «Призрит Бог и Пресвятая Богородица на место сие». Ободренные сими словами, а в последствии и видением свв. Бориса и Глеба, Феодор и Павел построили монастырь Борисоглебский. Первый игумен сего монастыря, Феодор, желая безмолвия, вскоре поручил обитель сотруднику своему Павлу, а сам удалился в пределы Вологодские на Кубенское озеро и поселился в уединенном месте с несколькими учениками. Изгнанный оттуда окрестными жителями, Феодор перешел га другой берег озера; выбрав место для монастыря на устье реки Ковжи, пошел в Москву к удельному князю Андрею Дмитриевичу, сыну Донского, в области которого находилось выбранное им место и просил его уступить оное под монастырь св. Николая. Князь не только дал место, но снабдил будущую обитель разными угодьями. Возвращаясь из Москвы, Феодор посетил Борисоглебский монастырь, поставил на место свое игуменом Павла, простился с братиею и ушел на берега Ковжи. Там он прожил несколько лет, устроил церковь и монастырь. Предъузнав блаженную кончину свою, Феодор возвратился в Борисоглебский монастырь, где и ум. 22 октября 1410 года. Вскоре после него скончался и Павел (Сборник библиотеки Сергиевой Лавры под 20, XVI в.). «Повесть о Борисоглебском монастыре с избытком восполняет отсутствие жития основателей. Она написана в самом монастыре, в начале второй половины XVI в.» (Ключевский, стр. 281). По «Иконописному Подлиннику»: «Феодор подобием надсед, брада аки Василия Кесарийского , на конце раздвоилась, ризы преподобническия и в схиме. Павел подобием сед, брада курчевата, подоле Николины, ризы монашеския и в клобуке» (Филимонов, стр. 38). 234. Преподобный отец Иринарх затворник Борисоглебскаго монастыря преставися в лето 7123 месяца генваря в 13 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

После того вскоре игумен Симеон удален был из монастыря. Между тем, по преставлении князя Михаила Скопина-Шуйского, Литва снова ободрилась, враги собрались снова под Москву. Сами москвичи, под влиянием лести врагов, свели с престола царя Василия и пустили в город Москву ляхов, которые отправили бывшего царя Василия Шуйского в ссылку в Польшу. Москва подверглась пленению и разорению. Литва снова стала разорять области вокруг Москвы на далекое пространство. В 1612 году литва пришла в Ростов. От страха перед нею игумен Борисоглебского монастыря бежал со всею братьей на Белое озеро, а старец Иринарх с учениками своими остался в келье своей, молясь беспрестанно Богу. Литва заняла монастырь и пробыла в нем десять недель. Один пан пришел раз в келью Иринарха и сказал: – Благослови, батько! А Сапега убит под Москвою, по твоему слову! Старец отвечал: – Подите и вы в свою землю – и будете живы; если же не уйдете из нашей земли, и вам быть убитыми! Пан ушел и поведал слова Иринарха прочим всем панам. И стали паны приходить к старцу, и старец говорил им: – Подите в свою землю; если не пойдете, то будете убиты. Пришел к старцу сын воеводы, по имени Воин, и благословился у старца идти в свою землю. Старец благословил; воеводин сын поклонился до земли, пошел к своему отцу и рассказал о благословении. Тогда и сам воевода Иоанн Каменский пришел к старцу в келью, поклонился старцу до земли и сказал: – Благослови, батько, и меня идти в свою землю, как благословил сына моего. И старец благословил его и сказал: – Только не трогай монастыря и братии и города Ростова. И пан Каменский ушел в свою землю, не тронув ни монастыря, ни города Ростова. В монастыре снова была радость по случаю избавления от опасности. Между тем как в самой Москве, так и во всей земле было великое смятение и печаль, что в Москве засела литва. Везде, а особенно в Нижнем Новгороде, молились о том, чтобы Господь Бог явил милость свою и очистил город Москву от врагов, и избавил землю от великой скорби. Нижегородцам был известен князь Дмитрий Михайлович Пожарский, проживавший близ Нижнего. Нижегородцы начали просить его, чтобы он шел к Москве и очистил ее от врагов. Они стали собирать и давать ему людей, деньги и запасы на войну. В помощь и содействие ему выбрали нижегородского посадского человека Косму Минина. И военный предводитель, и земский выборный были единодушны в своих мыслях и все делали с общего совета и согласия. И Бог подал им Свою помощь. Двинулись они со всею собранною силою к городу Ярославлю и остановились в нем. Изо всех городов стали собираться к ним русские люди, желавшие стать за веру и отечество и умереть за святые Божьи церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Иван Рудинский Краткое жизнеописание и ученые труды архимандрита Амфилохия настоятеля Данилова монастыря в Москве Источник Среди современников, работающих над изучением и толкованием Слова Божия, по Слову самого Господа нашего Иисуса Христа: читайте с разумом писания, видное место занимает настоятель Данилова монастыря в Москве, архимандрит Амфилохий. Неустанно, из года в год, издает он в свет огромные фолианты своих трудов, начиная с полиграфических описаний греческих рукописей с IX по XVII в. в 4-х томах с 113 в две краски и кончая, только что вышедшим в свет, Апокалипсисом XIV в., исправленным преимущественно по Апокалипсису, писанному рукою св. Алексея митрополита, с 20 картинами из лицевого рукописного Апокалипсиса времен Петровских и одною картиною из греческого Нового Завета. Архимандрит Амфилохий, уроженец Калужской губернии, Малоярославского уезда, села Любицы, сын причетника, в миру Павел Казанский, по окончании курса в Калужской семинарии, принял 14-го ноября 1842 г. монашество, учась в Академии, а в 1844 г. закончил свое высшее академическое образование в Московской Духовной Академии, и в 1845 г. поступил смотрителем духовных училищ в г. Суздаль. Как в Суздале, так впоследствии в Ростовском Борисоглебском монастыре, что на Устье реки, где о. Амфилохий также первоначально занимал должность смотрителя при Борисоглебском училище, он оставил по себе в сердцах учащихся и вместе с ним служивших самое теплое, отрадное, «родное» воспоминание. К этому времени относится, сохранившийся в памяти, привет любовию согретый, поднесенный в день тезоименитства воспитанниками своему родному отцу, всегда горячо отзывавшемуся на все их нужды. Этот привет так начинался: Ныне с общего совета, Мы к тебе, родной отец, Поспешили для привета – С откровенностью сердец. И далее: Будь храним для нас ты небом! И живи детей любя, У Бориса – здесь и Глеба! и т.д. 1 Один из бывших учеников о. Амфилохия, ныне сам преподаватель, как скоро речь заходит о современном школьном образовании и об отношении учащихся к наставникам, вспоминает всегда в виде примера, о. Амфилохия, его простые, задушевные, чужды всякой излишней формальности, отношения, установившиеся при нем в Суздальской школе.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Скачать epub pdf Память преподобных Феодора и Павла Ростовских 6900 , основателей Борисоглебского монастыря Память 22 октября В княжение великого князя Димитрия Донского, при князе Ростовском Константине Васильевиче 6901 , из Новгородской области пришел в пределы древнего города Ростова Великого инок Феодор, неизвестно где родившийся и где принявший пострижение. По дороге, ведущей из Каргополя и с Бела-озера в Ростов и Москву, он остановился в темном лесу при реке Устье, верстах в осмнадцати от Ростова. Поставив себе в лесу шалаш из древесных ветвей, он остался здесь на жительство. У проезжей дороги на дереве он повесил сделанный из древесной коры кузов, и прохожие и проезжие, догадываясь, что тут живет пустынник, стали класть в него то хлеб, то овощи и другую милостыню. Пустынник, невидимый никем, тайно вынимал милостыню и делил ее с нищею братиею; проведавши о сем, из многих селений стали приходить к пустыннику за милостыней, и он делился всем, что находил в повешенном кузове. Через некоторое время пришел к нему брат по иночеству, именем Павел, и, с радостью принятый Феодором, поселился с ним вместе в пустыне. В первое время княжения великого князя Димитрия Иоанновича, при митрополите всея Руси Алексии , при том же Ростовском князе Константине и при Ростовском епископе Игнатии 6902 , преподобный Сергий Радонежский приходил в Ростов на поклонение Пресвятой Богородице в соборной церкви и Ростовским чудотворцам 6903 . Узнавши об этом, пустынники Феодор и Павел отправились в Ростов, просили у князя и епископа разрешения воздвигнуть в своей пустыне церковь и устроить монастырь, а преподобного Сергия умоляли, чтобы он присмотрел место, где поставить им церковь , и благословил его. Преподобный Сергий исполнил их просьбу и отправился с ними в их пустыню. Долго ходили они по пустыне. Феодор и Павел указывали то на одно место, то на другое; преподобный Сергий все осмотрел тщательно, наконец, остановился на том месте, где теперь находится монастырь, и благословил поставить здесь церковь во имя великих страстотерпцев Бориса и Глеба и сказал пустынникам:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010