Смоленск. Церковь Бориса и Глеба. Борисоглебская церковь на Смядыне, место гибели князя Глеба Карта и ближайшие объекты Церковь Бориса и Глеба построена на месте несохранившегося до нашего времени Борисоглебского монастыря. Собор Борисоглебского монастыря на Смядыни под Смоленском чрезвычайно важен для истории смоленского зодчества, так как это второй после Успенского собора в детинце памятник, постройка которого заслужила специального упоминания в летописи. Таким образом, этот храм имеет твердую и точную дату. Речка Смядынь при впадении в Днепр образовывала удобную для остановки судов бухту. Это в значительной степени определило последующую историю и значение данного района как западного, обращенного к Киеву порта Смоленска. Здесь, в устье Смядыни, в 1015 г. насад князя Глеба был настигнут ладьями посланных Святополком убийц и Глеб был зарезан. В 1019 г. его прах перевезли в Вышгород (близ Киева). Видимо, вскоре после канонизации Бориса и Глеба в устье Смядыни обосновался посвященный их памяти монастырь. Возможно, это произошло в начале XII в., когда Владимир Мономах заложил главный храм Смоленска — Успенский собор — и вполне естественно было подчеркнуть причастность Смоленска к культу первых русских святых основанием монастыря на месте убийства Глеба. Монастырь был, конечно, деревянным и, очевидно, в первые годы княжения Ростислава Мстиславича был укреплен так, что в 1138 г. послужил базой для острой политической операции: здесь был схвачен и заточен смолянами изгнанный из Новгорода князь Святослав Ольгович: «А самого Святослава яша на пути смолняне и стрежахуть его на Смядыне в манастыри». Идейно-политическое значение монастыря было подчеркнуто закладкой здесь в 1145 г. князем Ростиславом Мстиславичем каменного храма: «В то же лето заложиша церковь камяну на Смядине, Борис и Глеб, Смольньске». Большой монастырский собор был построен не в один год. Высказывалось мнение, что строительство продолжалось с 1145 по 1147 г. В действительности строительство большого храма и его роспись должны были занять еще больше времени, возможно до 1150 г.

http://sobory.ru/article/?object=21764

«Здесь спасешься» К 10-летию возрождения обители страстотерпцев Бориса и Глеба Борисо-Глебский на Устье мужской монастырь 10 лет назад, в день празднования Казанской иконе Божией Матери, к престолу Борисо-Глебского на Устье мужского монастыря впервые встал игумен. Так было положено начало возрождению молитвенной жизни, прерванной богоборцами в 1923 году. В этот праздничный день Божественную литургию возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, ему сослужило духовенство Ростовского и Борисоглебского благочиния. После молебна владыка благословил всех молящихся Казанской иконой Божией Матери. По случаю 10-летия возрождения обители архиепископ Кирилл удостоил наместника монастыря игумена Иоанна (Титова) епархиальной награды - медали Ярославских чудотворцев благоверных князей Феодора и чад его Давида и Константина и Василия и Константина. Борисо-Глебский монастырь, третий (после Лавры и Кержачского монастыря) из основанных преподобным Сергием Радонежским, возник в 1363 году на том месте, которое указал преподобный своим собеседникам и ученикам Феодору и Павлу, первостроителям обители. В истории Борисо-Глебского монастыря много замечательных страниц, но особенно памятна та из них, которая повествует о роли Борисо-Глебского монастыря в спасении Отечества от польско-литовского нашествия. Преподобный Иринарх-затворник, подвизавшийся в Борисо-Глебском монастыре, дал благословение на поход на Москву и медный поклонный крест вождям русского ополчения князю Димитрию Пожарскому и Козьме Минину. Крест преподобного и его молитвы сопровождали воинов-освободителей до самого Кремля. С этим крестом и Казанской иконой Божией Матери была одержана победа. Эти две святыни стояли вместе у кремлевских стен как свидетельство небесного заступничества и помощи в прекращении великой смуты в русском царстве. За десять лет возрождения монастырь стал центром духовной жизни для многих и многих православных людей из разных мест России и зарубежья. Начиная с 1997 года, дважды в год, в зимнюю и летнюю пору сюда стекается православный народ на Иринарховский крестный ход и для участия в научно-практических и краеведческих чтениях, посвященных памяти преподобного Иринарха.

http://pravoslavie.ru/222.html

затворника Ростовского Борисоглебского монастыря, что на Устье реке 1 , с картинами и изображениями его праведных трудов Составлена Архимандритом Амфилохием Содержание Молитва преподобному Иринарху, затворнику Борисоглебскому Предисловие Предисловие ко второму изданию Глава I. Жизнь препод. Иринарха до монашества §1. Младенчество его §2. Отрочество преп. Иринарха §3. Удаление отрока Илии §4. Разыскивание отрока Илии §5. Видение отроку Илии о преставлении отца его Акиндина §6. Удаление с места родины вместе с матерью и братом Андреем в Ростов §7. Удаление Илии из дому своей матери Глава II. Жизнь препод. Илии в монашестве §1. Приход Илии в монастырь и пострижение его §2. Первое послушание его – в пекарне §3. О друге его Агафонике §4. Другое послушание – пономарство §5. О снятии с себя сапогов §6. О ходатайстве преп. Иринарха за одного городского человека, истязуемого за долги §7. Об удалении преп. Иринарха из Борисоглебского монастыря в Ростовский Богоявленский Авраамиев §8. О преставлении его матери §9. О жительстве преп. Иринарха в Ростовском Лазаревом монастыре §10. О возвращении преп. Иринарха в Борисоглебский монастырь Глава III. Жизнь препод. Иринарха в затворничестве §1. Божественное откровение преп. Иринарху от образа Господа нашего Иисуса Христа о затворничестве §2. Об ученике его Александре §3. О посещении преп. Иринарха в затворе Иоанном юродивым, Ростовским и Московским чудотворцем, по прозванию Большим колпаком §4. О принесении преп. Иринарху, от друзей его, креста и палки железной §5. О старце Леонтии и его крестах §6. О ужище железном и о трудах преп. Иринарха на нем §7. О вторичном изгнании преп. Иринарха из монастыря, поселении его в Лазаревском Ростовском монастыре и возвращении опять в Борисоглебский монастырь §8. О даре прозорливства Глава IV. Жизнь преп. Иринарха вместе с заслугами его отечеству с 1608-го года по кончину его 1616 г. §1. Божественное откровение преп. Иринарху о разорении Московского царства и других городов в 1608 году §2. Путешествие преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иван Рудинский Краткое жизнеописание и ученые труды архимандрита Амфилохия настоятеля Данилова монастыря в Москве Источник Среди современников, работающих над изучением и толкованием Слова Божия, по Слову самого Господа нашего Иисуса Христа: читайте с разумом писания, видное место занимает настоятель Данилова монастыря в Москве, архимандрит Амфилохий. Неустанно, из года в год, издает он в свет огромные фолианты своих трудов, начиная с полиграфических описаний греческих рукописей с IX по XVII в. в 4-х томах с 113 в две краски и кончая, только что вышедшим в свет, Апокалипсисом XIV в., исправленным преимущественно по Апокалипсису, писанному рукою св. Алексея митрополита, с 20 картинами из лицевого рукописного Апокалипсиса времен Петровских и одною картиною из греческого Нового Завета. Архимандрит Амфилохий, уроженец Калужской губернии, Малоярославского уезда, села Любицы, сын причетника, в миру Павел Казанский, по окончании курса в Калужской семинарии, принял 14-го ноября 1842 г. монашество, учась в Академии, а в 1844 г. закончил свое высшее академическое образование в Московской Духовной Академии, и в 1845 г. поступил смотрителем духовных училищ в г. Суздаль. Как в Суздале, так впоследствии в Ростовском Борисоглебском монастыре, что на Устье реки, где о. Амфилохий также первоначально занимал должность смотрителя при Борисоглебском училище, он оставил по себе в сердцах учащихся и вместе с ним служивших самое теплое, отрадное, «родное» воспоминание. К этому времени относится, сохранившийся в памяти, привет любовию согретый, поднесенный в день тезоименитства воспитанниками своему родному отцу, всегда горячо отзывавшемуся на все их нужды. Этот привет так начинался: Ныне с общего совета, Мы к тебе, родной отец, Поспешили для привета – С откровенностью сердец. И далее: Будь храним для нас ты небом! И живи детей любя, У Бориса – здесь и Глеба! и т.д. 1 Один из бывших учеников о. Амфилохия, ныне сам преподаватель, как скоро речь заходит о современном школьном образовании и об отношении учащихся к наставникам, вспоминает всегда в виде примера, о. Амфилохия, его простые, задушевные, чужды всякой излишней формальности, отношения, установившиеся при нем в Суздальской школе.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Скачать epub pdf Память преподобных Феодора и Павла Ростовских 6900 , основателей Борисоглебского монастыря Память 22 октября В княжение великого князя Димитрия Донского, при князе Ростовском Константине Васильевиче 6901 , из Новгородской области пришел в пределы древнего города Ростова Великого инок Феодор, неизвестно где родившийся и где принявший пострижение. По дороге, ведущей из Каргополя и с Бела-озера в Ростов и Москву, он остановился в темном лесу при реке Устье, верстах в осмнадцати от Ростова. Поставив себе в лесу шалаш из древесных ветвей, он остался здесь на жительство. У проезжей дороги на дереве он повесил сделанный из древесной коры кузов, и прохожие и проезжие, догадываясь, что тут живет пустынник, стали класть в него то хлеб, то овощи и другую милостыню. Пустынник, невидимый никем, тайно вынимал милостыню и делил ее с нищею братиею; проведавши о сем, из многих селений стали приходить к пустыннику за милостыней, и он делился всем, что находил в повешенном кузове. Через некоторое время пришел к нему брат по иночеству, именем Павел, и, с радостью принятый Феодором, поселился с ним вместе в пустыне. В первое время княжения великого князя Димитрия Иоанновича, при митрополите всея Руси Алексии , при том же Ростовском князе Константине и при Ростовском епископе Игнатии 6902 , преподобный Сергий Радонежский приходил в Ростов на поклонение Пресвятой Богородице в соборной церкви и Ростовским чудотворцам 6903 . Узнавши об этом, пустынники Феодор и Павел отправились в Ростов, просили у князя и епископа разрешения воздвигнуть в своей пустыне церковь и устроить монастырь, а преподобного Сергия умоляли, чтобы он присмотрел место, где поставить им церковь , и благословил его. Преподобный Сергий исполнил их просьбу и отправился с ними в их пустыню. Долго ходили они по пустыне. Феодор и Павел указывали то на одно место, то на другое; преподобный Сергий все осмотрел тщательно, наконец, остановился на том месте, где теперь находится монастырь, и благословил поставить здесь церковь во имя великих страстотерпцев Бориса и Глеба и сказал пустынникам:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Библеисты Амфилохий (Казанский-Сергиевский Павел Иванович) (1818–1893) Преосвященный Амфилохий (в мире Павел Иванович Казанский-Сергиевский) родился 20 июня 1818 года в селе Любицы Малоярославецкого уезда Калужской губернии в семье священника. В 1829 году поступил в Боровское Духовное училище, из которого в 1834 году перешел в Калужскую Духовную семинарию. В 1840 году Павел Иванович окончил с отличием курс и в том же году поступил в Московскую Духовную Академию. По документам Академии он числился Казанским, в дальнейшем ему была присвоена фамилия Сергиевский. В ноябре 1842 года Павел Иванович принял монашеский постриг с именем Амфилохий. По окончании курса в 1844 году иеромонах Амфилохий был назначен смотрителем Суздальского Духовного училища, где преподавал также греческий язык, географию и нотное пение. В 1852 году он был возведен в сан архимандрита и перемещен на должность смотрителя духовных училищ в Ростов и вместе с тем назначен настоятелем Борисоглебского монастыря на реке Устье недалеко от Ростова. В 1856 году архимандрит Амфилохий по рекомендации митрополита Московского Филарета (Дроздова) был назначен настоятелем Воскресенского ставропигиального Новоиерусалимского монастыря, основанного Патриархом Никоном . Через несколько лет по состоянию здоровья он был переведен в братию Московского Покровского миссионерского монастыря. В 1870 году по ходатайству митрополита Московского Иннокентия (Вениаминова) архимандрит Амфилохий был назначен настоятелем Даниловского монастыря в Москве. 1 мая 1888 года он был хиротонисан во епископа и назначен викарием Ярославской епархии, епископом Угличским. Поселился преосвященный Амфилохий в Ростовском Спасо-Яковлевском монастыре, где почивают мощи одного из наиболее почитаемых святых – святителя Димитрия Ростовского . Первый печатный труд преосвященного Амфилохия, академическое курсовое сочинение «О трех обетах монашества: девстве, нестяжании, послушании», был издан в 1845 году. Пребывание в Новоиерусалимском монастыре, славившимся своей библиотекой, определило направление деятельности преосвященного Амфилохия как ученого. Живя в Москве, он занимался изучением и изданием древнеславянских и греческих рукописей, хранившихся в Синодальной библиотеке и в Румянцевском музее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Борисоглебский. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь Троицы в селе Троица-Бор Церковь. Не действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:не ранее 1708. Адрес: Ярославская область, Борисоглебский район, п. Борисоглебский, ул. Троица-Бор. Координаты: 57.251314, 39.123989 Проезд:От Борисоглеба 3 километра на любом пригородном автобусе этого направления до остановки " Троица-Бор " . Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Борисоглебские слободы, бывшие графа Панина, при реке Устье, в 18 верстах от Ростова, в них числится 165 дворов, 472 души и 472 надела. Борисоглебские слободы принадлежали Борисоглебскому монастырю, но по учреждению штатов, императрица Екатерина II подарила слободы графу Орлову вместе с с. Поречьем, а затем они перешли в род графа Панина. Борисоглебские слободы, число которых доходит до 12, прихожи к церкви Троицы на Бору. Относительно этой церкви Ф. Я. Никольский пишет следующее: « Верстах от 20 от Ростова и в 2 от Борисоглебского монастыря стоит погост Троицкий на Бору, называемый Троица-на-Бору. Ныне это приходская сельская церковь, обращенная при учреждении штатов из женского монастыря. Название «на бору» объясняется уцелевшим большим сосновым лесом на южной и западной сторонах погоста». Во времена св. Димитрия, митрополита Ростовского, обитель монастыря пришла в видимо цветущее состояние при живом и деятельном участии Праск. Алекс. Нарышкиной, которая построила в монастыре существующую церковь, снабдила ее утварью и обогатила вкладами. Это было в 1708 г. Св. Дмитрий по просьбе храмоздательницы сам освящал новосозданную церковь во имя Св. Троицы. До этого времени в Троицкой обители была только деревянная церковь Николая чуд. Кроме креста и евангелия, в Троицкой церкви хранится много и других ценных вещей, пожертвованных Нарышкиною: сосуды, дискосы и т. п., многие из них с надписями». От прежней деревянной церкви остались следующие памятники: икона Николая чуд., икона Знамения Божией Матери, чудотворная икона Знамения Пресвятой Богородицы небольшого размера…, еще икона Знамения Божией Матери, с признаками глубокой древности, древняя икона Михаила архангела и ризы белого полотна с бордюрами и крестами из лент другого цвета.

http://sobory.ru/article/?object=06815

Из «Чтений в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете» 20 июля в Ростове скончался на 76 г. своей жизни викарий Ярославской епархии, епископ Угличский Амфилохий, состоявший с 1876 г. действительным членом Московского Общества Истории и Древностей Российских 1 . Преосвященный Амфилохий, в мире Павел Иванович Казанский, родился 20 июня 1818 г. в селе Любицах, Малоярославецкого уезда, Калужской губернии, где отец его был причетником. Воспитывался в Боровском духовном училище (1829–1835) и Калужской духовной семинарии, по окончании курса в которой в 1840 г. поступил в Московскую духовную академию. Здесь через два года он принял монашество, получил сан иеромонаха и окончил курс со степенью кандидата богословия в 1844 году, имея в числе сотоварищей высокопреосвященнейшего Сергия, митрополита Московского, архиепископа Харьковского Амвросия и уже скончавшихся: бывшего ректора Московской духовной академии прот. Сергия Константиновича Смирнова и протоиереев: Ипполита Махайловича Богословского-Платонова и Димитрия Ивановича Кастальскаго. С этого времени начинается духовноучебная служба преосв. Амфилохия. Сначала он был определен смотрителем Суздальских духовных училищ, а в 1852 г. возведен в сан архимандрита и переведен смотрителем Ростовских духовных училищ и вместе с тем назначен настоятелем Борисоглебского монастыря на реке Устье, находящегося в 15 верстах от Ростова. В 1856 г. перемещен настоятелем в Воскресенский монастырь, именуемый «Новый Иерусалим». После четырехлетнего управления этой обителью, в течение десяти лет жил в числе братии Московского Покровского монастыря, предаваясь научным занятиям. В 1870 г. назначен настоятелем в Московский Данилов монастырь и занимал это место до 9 апреля 1888 года, когда был назначен в Ростов викарием Ярославской епархии, епископом Угличским, где и оставался до конца своей жизни. Рядом с духовно-учебною и затем административной деятельностью в течение многих лет шли учёно-литературные труды преосв. Амфилохия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Ковжа, урочище. Церковь Сретения Господня. Церковь Сретения (бывший Николаевский монастырь) Карта и ближайшие объекты На небольшом острове в устье реки Ковжи стоит полуразрушенная каменная церковь Сретения Господня, напоминающая о некогда стоявшем там селе Ковжа. Много лет назад стоял здесь Николаевский Усть-Ковжинский монастырь, который был основан в самом начале 15 века преподобным Феодором Борисоглебским. Феодор был первым игуменом основанного им же богатого Борисоглебского монастыря, но затем он ушел в глухие северные леса, на Кубенское озеро и Святую Луку в поисках уединения и безмолвия. Местные жители встретили его недружелюбно, и тогда старец ушел на безлюдный северный берег Белого озеро и поставил скит в устье реки Ковжи. В скором времени к нему присоединились еще несколько монахов, появилась небольшая пустынь с главным храмом Николая Чудотворца, а белозерский князь Андрей Донской наделил новую обитель скромными земельными угодьями по берегам Ковжи и правом на рыбную ловлю. Преподобный Феодор прожил здесь несколько лет, после чего оставил монастырь новому игумену и ушел в свою первую обитель, Ростовский Борисоглебский монастырь, где и скончался в 1410 году. Данных об Усть-Ковжинском монастыре сохранилось очень мало. Известно, что монахов в обители было немного, все постройки были деревянными, а в 1680 году взамен старой обветшалой церкви здесь поставили новый храм во имя Николая Мирликийского Чудотворца. Церковь была высокой и потому служила еще и маяком для проплывающих судов. Усть-Ковжинский монастырь был бедным, с малочисленной братией, не имел хорошего хозяйства, и поэтому еще в начале 18 века он был упразднен, и Никольский храм стал бесприходным. Неподалеку от него с начала 17 века стояло небольшое торговое село Ковжа, вотчина Ростовского Борисоглебского монастыря, где стояла скромная приходская Леонтьевская церковь. В 1800 году на ее месте была построена каменная церковь Сретения Господня, возведенная по традиционной схеме «восьмерик на четверике» с небольшой колокольней в стиле провинциального барокко. Этот храм оставался действующим до конца 1930-х годов, а впоследствии, при подготовке к подъему уровня воды в Белом озере, была разрушена колокольня Сретенской церкви и полностью снесена старинная деревянная Никольская церковь бывшего монастыря, попавшая в зону затопления. Жители села Ковжа были переселены, а Сретенскую церковь решено было сохранить как ориентир для идущих к устью Ковжи судов.

http://sobory.ru/article/?object=19291

Когда преподобный Сергий Радонежский в 1363 году приходил на родину для примирения ростовских князей с великим князем, два пустынножителя, Феодор и Павел, просили у богоносного старца благословения для устройства обители и указания места. Первый из них пришел из Новгородской стороны в Черный лес на реке Устье, построил себе из хвороста хижину, а на большой дороге, из Белозерска в Москву, повесил на дереве кузовок, чтобы принимать от про­ходящих милостыню для своего пропитания. Проходящие усердно клали в этот кузовок хлеб и «овощие». Феодор жил, как птица небес­ная, без забот о земном, проводя время в молитвах. Спустя три года пришел к нему Павел, и оба старца вместе обратились к великому от­цу пустынножителей, бывшему тогда в Ростове. Прп. Сергий избрал прекрасное местоположение на берегу реки Устьи, в 15 верстах от го­рода, и сказал пустынникам: «Призри Бог и Пре­свя­тая Богородица на место сие. Великие страстотерпцы Борис и Глеб будут помогать вам; обстроится обитель и станет известна». С того времени старцы-пустынники постоянно пользовались советами и наставлениями великого аввы и с благосло­вения Ростовского святителя Игнатия приступили к построению монастыря Борисоглебского. Во время постройки, когда оба старца, утрудившись в работе, легли отдохнуть на траве, им пред­стали два светлых воина, вооруженных и украшенных царскими багряницами. Воины сказали старцам: «Трудитесь с ве­рою на месте сем; Бог и Пречистая Богородица не оставят вас, и мы неот­ступ­ны будем от места сего на помощь вам». Подвижники проснулись и пали к но­гам явившихся, а между тем воины стали невидимы; только слышан был голос. «Я Роман», — сказал один. «А я Давид», — сказал другой (имена, данные при крещении святым страстотерпцам Борису и Гле­бу). Это явление весьма ободрило строителей, и после того число бра­тии в новой обители значительно увеличилось. Братия упросили Феодора быть игуменом. Феодор после недолгого настоятельства по­ручил обитель сотруднику своему Павлу, а сам удалился сначала на берег Кубенского озера, а потом на устье реки Ковжи, где основал новый монастырь во имя святителя Николая. Предузнав кончину свою, блажен­ный старец возвратился в Борисоглебскую обитель, где и преставился 22 октября 1410 года. Вскоре после него скончался и пре­подобный Павел.

http://pravicon.com/info-3526

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010