– Святые страстотерпцы Борис и Глеб, и вся монастырская братия! Есть у вас в монастыре много места, а мне грешному места нет. Сидя, он задремал и в тонком сне видит: идут к монастырю Лазареву святые страстотерпцы; он вопрошает их: – Далеко ли идете, святые страстотерпцы Борис и Глеб? – Идем старец за тобой, – отвечают они, – поди в наш монастырь! Он пробудился от сна, и слышит, что у окна кто–то творит молитву. Отворив свое оконце, он увидел старца Борисоглебского монастыря, по имени Ефрема, который сказал: – Отче, прислал меня к тебе строитель Варлаам: поди к нам в монастырь на свое обещание; строитель спрашивает: подвода ли тебе нужна, или сам придешь в монастырь? Старец Иринарх отвечал ему: – Господину строителю Варлааму мир и благословение, а я со временем сам приду в монастырь. А в это время он носил уже на себе железа тяжелые и на ногах путы. Ростовский Борисоглебский монастырь Вскоре он собрался и с великою радостью пошел на свое обещание в Борисоглебский монастырь. На пути, утомившись от великой тяжести своих вериг, он присел отдохнуть и слегка заснул. Во сне он видит: подползла к нему змея и хотела ужалить, он же ударил ее своим посохом в гортань, и змея уползла. Старец пробудился от сна, встал, перекрестился и пошел далее без всякого вреда. Завидев монастырь, он возрадовался от всего сердца, подошел к воротам и горячо помолился. Вошедши в монастырь, где шла тогда литургия, он вошел в церковь, встал на место, помолился и поклонился строителю. Строитель Варлаам был весьма рад прибытию Иринарха, с любовью облобызал его и поставил рядом с собою. По зависти дьявольской, один из старцев по имени Никифор подошел и сказал строителю: – Зачем ты принял старца: ведь он игумена не слушает, в ветхих и худых ризах, и бос ходит, и железа на себе многие носит. Но строитель Варлаам своим посохом отстранил этого старца, действовавшего по навету дьявола, и принял вновь Иринарха в монастырь с радостью и дал ему отдельную келью. Преподобный Иринарх неопустительно ходил в церковь и, стоя со страхом и трепетом усердно молился пред святыми иконами. Особенно часто взирал он на изображение распятия Господа нашего Иисуса Христа и его страданий. Однажды, стоя пред сею иконою, он в слезах обратился с такою молитвою:

http://pravoslavie.ru/118853.html

Скачать epub pdf Память преподобных Феодора и Павла Ростовских 6900 , основателей Борисоглебского монастыря Память 22 октября В княжение великого князя Димитрия Донского, при князе Ростовском Константине Васильевиче 6901 , из Новгородской области пришел в пределы древнего города Ростова Великого инок Феодор, неизвестно где родившийся и где принявший пострижение. По дороге, ведущей из Каргополя и с Бела-озера в Ростов и Москву, он остановился в темном лесу при реке Устье, верстах в осмнадцати от Ростова. Поставив себе в лесу шалаш из древесных ветвей, он остался здесь на жительство. У проезжей дороги на дереве он повесил сделанный из древесной коры кузов, и прохожие и проезжие, догадываясь, что тут живет пустынник, стали класть в него то хлеб, то овощи и другую милостыню. Пустынник, невидимый никем, тайно вынимал милостыню и делил ее с нищею братиею; проведавши о сем, из многих селений стали приходить к пустыннику за милостыней, и он делился всем, что находил в повешенном кузове. Через некоторое время пришел к нему брат по иночеству, именем Павел, и, с радостью принятый Феодором, поселился с ним вместе в пустыне. В первое время княжения великого князя Димитрия Иоанновича, при митрополите всея Руси Алексии , при том же Ростовском князе Константине и при Ростовском епископе Игнатии 6902 , преподобный Сергий Радонежский приходил в Ростов на поклонение Пресвятой Богородице в соборной церкви и Ростовским чудотворцам 6903 . Узнавши об этом, пустынники Феодор и Павел отправились в Ростов, просили у князя и епископа разрешения воздвигнуть в своей пустыне церковь и устроить монастырь, а преподобного Сергия умоляли, чтобы он присмотрел место, где поставить им церковь , и благословил его. Преподобный Сергий исполнил их просьбу и отправился с ними в их пустыню. Долго ходили они по пустыне. Феодор и Павел указывали то на одно место, то на другое; преподобный Сергий все осмотрел тщательно, наконец, остановился на том месте, где теперь находится монастырь, и благословил поставить здесь церковь во имя великих страстотерпцев Бориса и Глеба и сказал пустынникам:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Житие прп. Иринарха, написанное А. Р., послужило источником для единственной житийной иконы преподобного, происходящей из Борисоглебской обители и хранящейся в Ростовском музее. Икона датируется 2-й пол. XVII в.- временем, когда еще живы были монахи, помнившие прп. Иринарха и А. Р. В последнем клейме иконы («Преставление преподобного Иринарха») изображено окончание заупокойной службы, когда возлагают крышку на гроб. Иером. Петр с книгой в руке совершает службу, рядом стоит группа монахов, впереди к-рых особо выделяется один, с умилением взирающий на прп. Иринарха и протянувший к нему руки. Это монах средних лет, у него широкое лицо с небольшой русой бородой. Вероятно, здесь изображен А. Р., первый ученик и автор жития преподобного. Год, место смерти и погребения А. Р. неизвестны. Лишь в «Списке угодников Божиих Ярославской епархии» (1887) А. Р. выделен как местночтимый святой, но память его не указана. В Минее 1987 г. имя А. Р. в Соборе Ростовских святых не указано. Ист.: Ундольский В. М. Библиографические разыскания. М., 1846. С. 62-68; Толстой М. Древние святыни Ростова Великого. Прил. 2: Отрывки из современного жития преподобного Иринарха Затворника//ЧОИДР. 1847. 2. Отд. 1. С. 63-67; Амфилохий [Сергиевский], архим. Жизнь преподобного Иринарха, затворника Ростовского Борисо-Глебского монастыря, что на Устье реке. М., 1863, 18742; Памятники древней русской письменности, относящиеся к Смутному времени. СПб., 19092. (РИБ; Т. 13). Лит.: СИСПРЦ. С. 122-123; Ключевский. Древнерусские жития. С. 323; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 224-225; Н. К. [Корсунский Н. Н. ]. Преподобный Иринарх, затворник Ростовского Борисо-Глебского монастыря, что на реке Устье. Ярославль, 1884; Ярославский К. , свящ. Список угодников Божиих и других лиц, подвизавшихся в приделах Ярославской епархии и упоминаемых в разных печатных и рукописных святцах и исторических указателях. Ярославль, 1887; Соколова Л. В. Александр//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 61-63; Стрельников С. В. Вкладные и кормовые книги Ростовского Борисоглебского монастыря: Источниковедческие наблюдения//История и культура Ростовской земли, 1997. Ростов, 1998. С. 53-59; Вахрина В. И. Икона «Преподобный Иринарх, затворник Борисоглебский в житии» из собрания Ростовского музея//Письменные источники житийной иконографии русских святых XI-XIX вв. (в печати).

http://pravenc.ru/text/64394.html

Суровая жизнь Иринарха и строгое учительное слово его служили обличением для тех иноков, которые не старались соблюдать иноческие обеты, а во многом нарушали их. Такие иноки из Борисоглебской братии, подстрекаемые внушением вражеским приступили к игумену Гермогену, осуждая образ жизни Иринарха и жалуясь на него. – Старец Иринарх, – говорили они, – сидит в затворе и постится, носит на себе многие и тяжелые железа, не пьет хмельного и мало ест, да и братию учит делать тоже: пребывать «в трудах» и поститься, хмельного и в уста не брать, говоря, что это есть самое большое зло; следует говорить, монахам быть, как ангелам ни о чем не скорбеть и плоти своей не щадить: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» ( Деян.14:22), не велит братии ходить в службы, то есть работы монастырские, а полагает на них «труды» великие. По внушению вражьему и по своему немилосердию, игумен Гермоген внял сим наветам, и сослал старца Иринарха из монастыря, не убоявшись Бога и не уважив подвигов и трудов старца. Старец Иринарх смиренно покорился, поминая слово Господне: «если вас изгонят из дома, идите в другой, а Я с вами до скончания века» ( Мф.10:23, 28:20). Изгнанный из Борисоглебского монастыря, Иринарх опять направился в Ростов и снова поселился в монастыре святого Лазаря, где и провел там год и две недели, пребывая непрестанно в посте и молитве и помышляя о смертном часе. Между тем игумен Гермоген сознал свой несправедливый поступок с Иринархом покаялся перед братией и послал одного из иноков звать Иринарха обратно. Посланный сказал: – Отче, не помяни нашей вины пред тобой, пойди на свое обещание, в наш монастырь, ко святим страстотерпцам Борису и Глебу. Старец Иринарх возвратился в монастырь, молясь: – Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, не лиши меня вечных Твоих благ, дай мне, грешному старцу, дотерпеть свое обещание. Возлагая всю вину удаления из монастыря на самого себя, он говорил: – Господи, я живу в темнице сей вопреки братии; они праведны и праведные труды тебе приносят, я же, смрадный, лишен добродетели.

http://pravoslavie.ru/118853.html

Иван Рудинский Краткое жизнеописание и ученые труды архимандрита Амфилохия настоятеля Данилова монастыря в Москве Источник Среди современников, работающих над изучением и толкованием Слова Божия, по Слову самого Господа нашего Иисуса Христа: читайте с разумом писания, видное место занимает настоятель Данилова монастыря в Москве, архимандрит Амфилохий. Неустанно, из года в год, издает он в свет огромные фолианты своих трудов, начиная с полиграфических описаний греческих рукописей с IX по XVII в. в 4-х томах с 113 в две краски и кончая, только что вышедшим в свет, Апокалипсисом XIV в., исправленным преимущественно по Апокалипсису, писанному рукою св. Алексея митрополита, с 20 картинами из лицевого рукописного Апокалипсиса времен Петровских и одною картиною из греческого Нового Завета. Архимандрит Амфилохий, уроженец Калужской губернии, Малоярославского уезда, села Любицы, сын причетника, в миру Павел Казанский, по окончании курса в Калужской семинарии, принял 14-го ноября 1842 г. монашество, учась в Академии, а в 1844 г. закончил свое высшее академическое образование в Московской Духовной Академии, и в 1845 г. поступил смотрителем духовных училищ в г. Суздаль. Как в Суздале, так впоследствии в Ростовском Борисоглебском монастыре, что на Устье реки, где о. Амфилохий также первоначально занимал должность смотрителя при Борисоглебском училище, он оставил по себе в сердцах учащихся и вместе с ним служивших самое теплое, отрадное, «родное» воспоминание. К этому времени относится, сохранившийся в памяти, привет любовию согретый, поднесенный в день тезоименитства воспитанниками своему родному отцу, всегда горячо отзывавшемуся на все их нужды. Этот привет так начинался: Ныне с общего совета, Мы к тебе, родной отец, Поспешили для привета – С откровенностью сердец. И далее: Будь храним для нас ты небом! И живи детей любя, У Бориса – здесь и Глеба! и т.д. 1 Один из бывших учеников о. Амфилохия, ныне сам преподаватель, как скоро речь заходит о современном школьном образовании и об отношении учащихся к наставникам, вспоминает всегда в виде примера, о. Амфилохия, его простые, задушевные, чужды всякой излишней формальности, отношения, установившиеся при нем в Суздальской школе.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

затворника Ростовского Борисоглебского монастыря, что на Устье реке 1 , с картинами и изображениями его праведных трудов Составлена Архимандритом Амфилохием Содержание Молитва преподобному Иринарху, затворнику Борисоглебскому Предисловие Предисловие ко второму изданию Глава I. Жизнь препод. Иринарха до монашества §1. Младенчество его §2. Отрочество преп. Иринарха §3. Удаление отрока Илии §4. Разыскивание отрока Илии §5. Видение отроку Илии о преставлении отца его Акиндина §6. Удаление с места родины вместе с матерью и братом Андреем в Ростов §7. Удаление Илии из дому своей матери Глава II. Жизнь препод. Илии в монашестве §1. Приход Илии в монастырь и пострижение его §2. Первое послушание его – в пекарне §3. О друге его Агафонике §4. Другое послушание – пономарство §5. О снятии с себя сапогов §6. О ходатайстве преп. Иринарха за одного городского человека, истязуемого за долги §7. Об удалении преп. Иринарха из Борисоглебского монастыря в Ростовский Богоявленский Авраамиев §8. О преставлении его матери §9. О жительстве преп. Иринарха в Ростовском Лазаревом монастыре §10. О возвращении преп. Иринарха в Борисоглебский монастырь Глава III. Жизнь препод. Иринарха в затворничестве §1. Божественное откровение преп. Иринарху от образа Господа нашего Иисуса Христа о затворничестве §2. Об ученике его Александре §3. О посещении преп. Иринарха в затворе Иоанном юродивым, Ростовским и Московским чудотворцем, по прозванию Большим колпаком §4. О принесении преп. Иринарху, от друзей его, креста и палки железной §5. О старце Леонтии и его крестах §6. О ужище железном и о трудах преп. Иринарха на нем §7. О вторичном изгнании преп. Иринарха из монастыря, поселении его в Лазаревском Ростовском монастыре и возвращении опять в Борисоглебский монастырь §8. О даре прозорливства Глава IV. Жизнь преп. Иринарха вместе с заслугами его отечеству с 1608-го года по кончину его 1616 г. §1. Божественное откровение преп. Иринарху о разорении Московского царства и других городов в 1608 году §2. Путешествие преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Юродивый Алексий родом был из Ростова и происходил из духовного звания. Он служил чтецом в Ростовском женском монастыре. Неизвестно, что побудило его вступить на путь юродства. Быть может, пример тех причисленных к лику святых Христа ради юродивых, что нетленно покоятся в Ростове. Жизнь их, несомненно, была хорошо известна Алексию Стефановичу. Но, как бы то ни было, — в конце первой половины 18-го века он стал юродствовать, так что епархиальная власть нашла нужным поместить его в Борисоглебский монастырь (что на реке Устье), в 18 верстах от Ростова. Об этом распоряжении сохранился такой документы «Ростовского Рождественского девичьяго монастыря дьячек Алексей Степанов 1749 года Генваря 18 дня за шалости, чинимыя им в малоумстве, доколе в совершенное состояние не придет, прислан в Борисоглебский монастырь для содержания». Митрополитом Ростовским и Ярославским в то время был знаменитый Арсений Мациевич, человек крутого нрава… Очевидно, Алексий Стефанович не пришел уже больше никогда «в совершенное состояние», т. е. не сошел с пути юродства, потому что до смерти, в течение 82 лет, остался в Борисоглебском монастыре. Здесь он вел жизнь юродивого «в великом терпении». Носил он всего одну только верхнюю одежду, прямо на голом теле и ходил босой. Такой способ одеваться не был им никогда изменяем и зимою. Помещался он в монастырской сторожке и, определенный в число послушников монастыря, был посвящен в стихарь. Он любил в своем монастыре за «ранней» обедней читать «Апостол». По окончании этой обедни часто он хаживал к «поздней» литургии, в Ростов, в Успенский собор. Совершал он этот 18-ти верстный путь чрезвычайно быстро. Об этой ходьбе его сохранился следующий рассказ. Одна боярыня ехала на тройке лошадей в Ростов на богомолье. В Борисоглебском монастыре она посетила Алексия Стефановича (доказательство того, что уже в то время он пользовался уважением лиц, чтивших подвижничество). Она жалела, что не может подолее остаться у него, так как до литургии в соборе оставалось очень мало времени. Юродивый заметил ее поспешность и сказал ей: «Мы увидимся в Ростове!»

http://azbyka.ru/fiction/russkaya-cerkov...

Самойлова из Жития, опубликованного в 1865 г., но на иллюстрации на заднем плане изображен храм. «Сретенская церковь Ростовского Борисоглебского монастыря, что на реке Устье» - наименование 3-й композиции, где большая часть листа отведена изображению монастырского Сретенского храма. Перед мон-рем - маленькая фигурка коленопреклоненного монаха с молитвенно протянутыми к храму руками; наличие длинных цепей и посоха позволяют отождествить его с И. Здесь иллюстрируется текст Жития о возвращении И. из Лазаревского мон-ря в Ростове: «Подошед к монастырским воротам, он помолился иконам, что над воротами…». На 4-й гравюре подпись: «Преподобный Иринарх вручает князю Димитрию Михайловичу Пожарскому свой крест на одоление врагов Отечества». Рисунок близок по композиции к литографии по оригиналу Самойлова: в центре - коленопреклоненный кн. Д. М. Пожарский, позади него стоит К. Минин. Затворник в правой части композиции около своей кельи, босой, правая рука с крестом, левой опирается на палку. Большой железный крест на его груди сверху и снизу поддерживается цепями, И. прикован к деревянному бревну, стоящему в келье. На всех иллюстрациях у святого впалые щеки, окладистая борода средней величины, одет в схиму. Три гравюры из 4 соответствуют литографиям Жития И., изданного архим. Амфилохием, и их первоисточникам. Иллюстрация «Сретенская церковь Борисоглебского монастыря» по художественным качествам отличается от других, очевидно выполнена по рисунку др. мастера, предположительно гравера Полякова. В XVIII-XIX вв. образ И. часто вводился в монументальные живописные программы украшения храмов Ярославской обл. Его иконография, в частности длина бороды, не имеет устойчивых признаков. В росписи собора Богоявленского Авраамиева мон-ря в Ростове (после 1730) И. представлен в рост на левой стороне проема двери в сев. стене. Стенопись ц. апостолов Петра и Павла в пос. Поречье Рыбное Ростовского р-на выполнена в 1782-1785 гг. ярославскими иконописцами под рук. А. Шустова. Очевидно, И. изображен в арочном проеме зап.

http://pravenc.ru/text/673961.html

Так говорил блаженный Иоанн о предстоявшей кончине своей и о нашествии на Москву литвы. После сего старец Иринарх согласно с речами блаженного Иоанна, стал еще усерднее трудиться и молиться, и все думал о медных крестах. Однажды ему снилось, что приходит к нему друг и дает медный крест, а в другой раз снится, что иной друг дает ему палицу железную. И что же? Спустя несколько дней, действительно, приходит к нему друг – посадский человек Иван и приносит, по пророчеству блаженного Иоанна, честный крест из которого Иринарх слил сто крестов возблагодарив Бога и блаженного Иоанна. – Другой же друг по имени Василий, пришел и дал ему палицу железную, которую Иринарх взял и присоединил к прочим своим «трудам», или тяжестям которые носил. В Борисоглебском монастыре был старец Леонтий, он поревновал добродетели и трудам старца Иринарха; подобно ему, он сковал себя железами и носил на себе тридцать три медных креста. Кресты эти он передал ученику Иринарха Александру, а сам отправился к старцу просить благословения идти в пустыню. Старец Иринарх уговаривал его в пустыню не уходить, чтобы не быть убитым разбойниками. Но Леонтий не отставал просить благословения. Не будучи в силах убедить его, Иринарх благословил но, прощаясь, сказал ему со слезами: – Дорогое чадо, Леонтий! Ты уже не возвратишься сюда за честными крестами. – Если так, – отвечал Леонтий, – то пусть кресты мои останутся тебе! Простившись с Иринархом, Леонтий отправился в переяславский уезд в монастырь Пресвятой Богородицы, на Курбуй, и там был убит разбойниками. Кресты Леонтия Иринарх присоединил к крестам своих «трудов», и всех крестов составилось у него сто сорок два. Трудился старец на цепи в три сажени шесть лет; один христолюбец из города Углича прислал старцу цепь так же трех саженей, и в этих двух цепях Иринарх трудился 12 лет. Один старец Борисоглебского монастыря по имени Феодорит сделал себе железную цепь трех саженей и трудился в ней двадцать лет и пять недель, но игумен Гермоген приказал ему ходить на монастырские службы, трудиться на братию. Феодорит отдал свою цепь Иринарху, у которого, таким образом, цепь стала в девять сажень, и в такой цепи он продолжал трудиться. Всего в цепях он провел двадцать пять лет.

http://pravoslavie.ru/118853.html

От питья или окропления водою, освященною посланным Иринархом крестом, получили исцеление один боярский сын, по имени Роман, от головной боли, одна крестьянская жена от болезни глаз, одна бесноватая женщина в Угличе, жена одного подьячего в Москве от какой–то тяжкой болезни. Настало время кончины преподобного Иринарха. Праведный и многострадальный муж призвал учеников своих и сказал им: – Братья мои и спостники! молю вас: вот ныне я отхожу от жизни сей к Господу Богу моему Иисусу Христу: помолитесь за меня Богу и Пречистой Богородице, дабы по преставлении моем душу мою взяли милостивые ангелы и дабы я избежал сетей вражьих и воздушных мытарств, вашими святыми молитвами, ибо я грешен. Вы же, господа мои, после моей смерти пребудьте в посте и молитве, в трудах, в бдении и слезах, а также в любви между собою без ропота, в послушании и повиновении, ибо вы знаете Христову заповедь о блаженствах. Преподобный проговорил все сии заповеди и дал много других наставлений своим ученикам. Видя своего учителя при последнем издыхании, ученики его Александр и Корнилий, пришли в великое умиление и в горьких слезах взывали: – О добрый наш пастырь и учитель! Вот уже ныне видим тебя при последнем издыхании: к кому же прибегнем от кого насладимся учением, кто попечется о наших грешных душах? Но молим тебя, если обретешь благодать перед Богом, по отшествии своем от жизни сей, моли о нас неослабно Бога и Пречистую Богородицу, как угодно будет твоей святыне, ибо тебе известны все наши тайные страдания. Старец Иринарх сказал ученикам своим: – Я отхожу от вас телом, а духом с вами буду неразлучно. И к этому еще прибавил: – Если кто начнет притеснять сию обитель мою, свыше данную от Бога и искупленную и выпрошенную у игумена и братии, то пусть им судит Бог и Матерь Божья. Около отходящего находилась и братия монастырская. Дав прощение братии и ученикам о Христе и последнее целование, преподобный стал на молитву, долго молился и тихо отошел к Господу в вечный покой. Рака прп. Иринарха в Ильинском приделе собора Бориса и Глеба Борисоглебского монастыря

http://pravoslavie.ru/118853.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010