Преподобный Логгин долго подвизался в Обнорской Павловой пустыни. Это показывает и лежащий на его гробнице крест, на котором надпись говорит: «лета 7043 (1535) крест Христов Павловы пустыни». Крест, как видно, дан Павловою пустынью ее постриженнику в благословение на подвиги на новом месте. Блаженный Логгин некоторое время жил и в Сольвычегодском Борисоглебском монастыре. Отсюда он и друг его Симон удалились по Вычегде и за 10 верст от Сольвычегодска, на устье реки Коряжемки, в глухом месте, расчистили лес, построили келью и часовню. Скоро собралась братия, построили храм в честь св. Николая и таким образом около 1537 года основалась обитель Коряжемская. Пред кончиною, преп. Логгин завещал похоронить его при входе в храм, чтобы, как говорил он, попирали его входящие в храм. Ум. 10 февраля 1540 года. Мощи его под спудом в Спасской церкви обители его, с 1863 года приписанной к Сольвычегодскому Введенскому монастырю (Филарет, «Рус. Св.», февраль, стр. 65 и 66. – Верюжский, стр. 466). 303. Преподобный Симон начальник Спасскаго монастыря Сойгинскаго, иже на Вычегде реце новый чудотворец, преставися в лето 7149 Урожденец Сольвычегодский, Симон полагал начало монашеской жизни в Корнилиевом монастыре. По смерти великого наставника (ум. 1537 г.) он оставил Комельскую обитель и в родном краю своем помогал преп. Логгину основать пустынную обитель на р. Коряжемке. Вслед за тем удалился он за 60 верст и при устье р. Сойги, впадающей в Вычегду, в дикой тогда пустыне, поставил храм Спасителя, освященный 17 мая 1541 г. К блаж. пустыннику собрались любители пустыни. Строгий постник и усердный молитвенник вел их примером св. жизни к блаженной вечности. Двадцать лет подвижнически жил преп. Симон в своей обители и скончался 24 ноября 1562 г. Мощи его почивают под спудом в Екатерининской церкви монастыря его, построенной в память преставления преп. Симона (Филарет, Рус. Св., ноябрь, стр. 251 . Верюжский, стр. 490). В «Иконописном Подлиннике»: «подобием рус, брада желта, изчерна, покороче Власиевы, ризы преподобническия, и в схиме» (Филимонов, стр. 56). 304. Святый и блаженный Фома иже Христа ради юродивый, иже положен бысть в Введенском монастыре

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

В Ярославской епархии начался традиционный Иринарховский крестный ход 25 июля 2008 г. 18:10 Шествие, проводящееся в 12-й раз, началось 24 июля после Божественной литургии в Борисоглебском монастыре (Ярославская область). От стен древней обители монахи, прихожане и паломники вышли на родину преподобного Иринарха в село Кондаково. За несколько дней участники хода обойдут все населенные пункты, где когда-то стояли храмы, а на месте разрушенных святынь будут совершаться богослужения. В начале XVII века подвиг преподобного Иринарха Затворника укрепил многих русских людей на борьбу со смутой. Из 38 лет монашеской жизни 30 лет преподобный провел в затворе в маленькой келье, выдолбленной в монастырской стене. Спал 2-3 часа в сутки, сидя на березовом комле, к которому приковал себя цепью. В разгар смуты, в годы страшных бедствий, когда захватчиками вырезались целые города, прибавлял себе Иринарх оков и тяжестей. Были на нем 16-ти килограммовые вериги, шейные и ножные путы, пудовые поясные связни, оковы для рук, обруч для головы, 142 кованых креста. Силой духа вооружал Иринарх своих соплеменников. Среди них — полководец, князь Скопин-Шуйский. Он получил от преподобного крест и благословение на борьбу с поляками. За духовные подвиги прп. Иринарх был наделен даром прозорливости, мог исцелять людей от многих болезней душевных и телесных. Источник преподобного был ископан им еще в юности. Здесь он любил уединяться для молитвы, здесь позднее построил часовню. С того времени часовня у источника не раз перестраивалась и обновлялась. А место это становилось все более и более известным. Ежегодно приходили сюда крестным ходом из Борисо-Глебского на Устье мужского монастыря братия и многочисленные паломники. Более 300 лет существовала эта традиция. Люди ходили к святому источнику преподобного Иринарха, где получали исцеления от тяжких болезней, помощь в разных жизненных обстоятельствах. Традиция совершать крестные ходы из Борисо-Глебского на Устье мужского монастыря к источнику преподобного Иринарха Затворника была возобновлена 11 лет назад. По дороге сотни паломников останавливаются в селах и деревнях, совершают там молебны. Как правило, это приходится делать под открытым небом, так как многие храмы разрушены. Верующие по очереди несут вериги преподобного Иринарха. В Борисо-Глебский монастырь ежегодно собираются тысячи паломников из разных городов России и из-за рубежа, которые приезжают на престольные праздники, традиционные Всероссийские Иринарховские чтения и на четырехдневный крестный ход. Монастырь находится в 18 километрах от Ростова Великого по дороге на Углич. Он был основан в 1363 году по благословению преподобного Сергия Радонежского, указавшего место для постройки храма во имя святых мучеников Бориса и Глеба. В 1994 году монастырь был передан Русской Православной церкви. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/440381.htm...

«Здесь спасешься» К 10-летию возрождения обители страстотерпцев Бориса и Глеба Борисо-Глебский на Устье мужской монастырь 10 лет назад, в день празднования Казанской иконе Божией Матери, к престолу Борисо-Глебского на Устье мужского монастыря впервые встал игумен. Так было положено начало возрождению молитвенной жизни, прерванной богоборцами в 1923 году. В этот праздничный день Божественную литургию возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, ему сослужило духовенство Ростовского и Борисоглебского благочиния. После молебна владыка благословил всех молящихся Казанской иконой Божией Матери. По случаю 10-летия возрождения обители архиепископ Кирилл удостоил наместника монастыря игумена Иоанна (Титова) епархиальной награды - медали Ярославских чудотворцев благоверных князей Феодора и чад его Давида и Константина и Василия и Константина. Борисо-Глебский монастырь, третий (после Лавры и Кержачского монастыря) из основанных преподобным Сергием Радонежским, возник в 1363 году на том месте, которое указал преподобный своим собеседникам и ученикам Феодору и Павлу, первостроителям обители. В истории Борисо-Глебского монастыря много замечательных страниц, но особенно памятна та из них, которая повествует о роли Борисо-Глебского монастыря в спасении Отечества от польско-литовского нашествия. Преподобный Иринарх-затворник, подвизавшийся в Борисо-Глебском монастыре, дал благословение на поход на Москву и медный поклонный крест вождям русского ополчения князю Димитрию Пожарскому и Козьме Минину. Крест преподобного и его молитвы сопровождали воинов-освободителей до самого Кремля. С этим крестом и Казанской иконой Божией Матери была одержана победа. Эти две святыни стояли вместе у кремлевских стен как свидетельство небесного заступничества и помощи в прекращении великой смуты в русском царстве. За десять лет возрождения монастырь стал центром духовной жизни для многих и многих православных людей из разных мест России и зарубежья. Начиная с 1997 года, дважды в год, в зимнюю и летнюю пору сюда стекается православный народ на Иринарховский крестный ход и для участия в научно-практических и краеведческих чтениях, посвященных памяти преподобного Иринарха.

http://pravoslavie.ru/222.html

Подлинная грамота дана за собственноручным подписанием Преосвященного Питирима, и приложена к ней печать красного воска. На той же грамоте на обороте подписано так: «Сыну и сослужебнику Нашего смирения Борисоглебского монастыря Архимандриту Евстафию». До учреждения Духовных в 1764 году Штатов, было за монастырём сим 2.232 души крестьян и три монастыря приписных: а) Рождественский, б) Богословский Удомельский и в) Семёновская пустынь, а по Штатам оным положен во 2 классе. Борисоглебский Переславский монастырь Что на горе, мужской. Находился близ города Переславля Залесского около половины XVIII века; принадлежал он к области Синодальной, потом был загородным домом Архиереев бывшей Переславской Епархии, наконец обращён в кладбищенскую церковь . Строения в нём были следующие: 1) ЦЕРКОВЬ во имя Владимирской Божьей Матери каменная; 2) ЦЕРКОВЬ во имя св. Николая Чудотворца деревянная; 3) ДОМ Архиерейский и кругом оного ОГРАДА с шестью башнями деревянная же. Внутри ограды сей был пруд и сад с плодовыми деревьями. До учреждения Духовных Штатов, было за ним 225 душ крестьян, земли отмежёванной 29 десятин, 1254 сажени. Борисоглебский Песоцкий или на Песках монастырь Мужской, упразднённый. Находился в бывшей Переславской, а ныне Владимирской Епархии, внутри города Переславля, почему и называется монастырь Переславским, а Борисоглебским именуется по церкви во имя св. Князей Бориса и Глеба, в которой почивают под спудом мощи блаженного Корнилия, Переславского Чудотворца. До 1744 года этот монастырь принадлежал и Синодальной области, а с того времени, до учреждении Переславской Епархии, находился в ведении Епархиального Архиерея до 1764 года, в котором по духовным Штатам упразднён. Крестьян было за ним 42 души. Борисоглебский Полоцкий монастырь См. Полоцкий Борисоглебский. Прибавление из VI тома Борисоглебский Смоленский монастырь Мужской, вовсе уничтоженный. Находился близ города Смоленска. Вероятно, тот же, что и Смядин (см. под сим словом); а Смядин монастырь построен на том самом месте, где убит св. Страстотерпец Князь Глеб Владимирович. Архимандрит этого Борисоглебского монастыря Серапион, упоминается в 1566 году, Июля 2 (см. Продолжение Древней Российской Вивлиофики, ч. VI, стр. 39). Борисоглебский, что на Устье монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Игумен благословил старца и обоих учеников его. Старец пришел в свою келью, благодарил Бога за избавление от гонения и молился о даровании ему терпения. И свыше был ему голос: – Дерзай, страдалец мой, Я с тобою всегда: Я ждал твоего подвига и терпению твоему дивились ангелы. Теперь уже больше не будет на тебя гонений, но ждет тебя уготованное тебе место в Царстве Небесном. Старец Иринарх слышал голос но никого не видел, и в трепете только творил молитву со слезами: – Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй меня грешного и избавь от искушения, – и ограждал себя крестным знамением. После того вскоре игумен Симеон удален был из монастыря. Между тем, по преставлении князя Михаила Скопина–Шуйского, Литва снова ободрилась, враги собрались снова под Москву, Сами москвичи, под влиянием лести врагов свели с престола царя Василия и пустили в город Москву ляхов которые отправили бывшего царя Василия Шуйского в ссылку в Польшу. Москва подверглась пленению и разорению. Литва снова стала разорять области вокруг Москвы на далекое пространство. В 1612 году Литва пришла в Ростов. От страха перед нею, игумен Борисоглебского монастыря бежал со всею братьей на Белое озеро, а старец Иринарх с учениками своими остался в кельи своей, молясь беспрестанно Богу. Литва заняла монастырь и пробыла в нем десять недель. Один пан пришел раз в келью Иринарха и сказал: – Благослови, батько! А Сапега убит под Москвою, по твоему слову! Старец отвечал: – Подите и вы в свою землю – и будете живы; если же не уйдете из нашей земле, и вам быть убитыми! Пан ушел и поведал слова Иринарха прочим всем панам. И стали паны приходить к старцу, и старец говорил им: – Подите в свою землю; если не пойдете, то будете убиты. Пришел к старцу сын воеводы, по имени Воин, и благословился у старца идти в свою землю. Старец благословил; воеводин сын поклонился до земли, пошел к своему отцу и рассказал о благословении. Тогда и сам воевода Иоанн Каменский пришел к старцу в келью, поклонился старцу до земли и сказал: – Благослови, батько, и меня идти в свою землю, как благословил сына моего.

http://pravoslavie.ru/118853.html

И, сняв с себя сапоги, Иринарх отдал их нищему. И с того часа Бог дал ему терпение и теплоту: он стал босой ходить по морозу, как в теплой келье. С того же времени он стал и одежды носить всегда ветхие. Такое поведение Иринарха, по внушению дьявольскому, неугодно было игумену, который начал смирять подвижника различными способами. Так он часа на два на морозе ставил его на молитву против оконца своей кельи и потом заставлял подолгу благовестить на колокольне. Иринарх все сие терпел и переносил с кротостью, поминая слово Господне, «что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» ( Деян.14:22). После сего игумен посадил Иринарха на три дня в заключение и не давал ни есть, ни пить, – все для того, чтобы заставить его носить новую одежду и ходить в обуви. Но и это не помогло. Тогда игумен послал его снова на прежнюю службу. Иринарх продолжал ходить босой по морозу, подражая терпению Исаака Сирина, у которого ноги примерзали к камню, между тем как он не чувствовал холода. Услышал Иринарх, что в Ростове стоит на правеже от заимодавцев один христолюбивый человек, и захотел выкупить сего человека с правежа. С этою целью он босой пошел в Ростов, а в то время был лютый мороз. Отошедши от монастыря верст семь, Иринарх отморозил у ног пальцы и от стужи вернулся в монастырь. Три года он проболел ногами, на которых образовались раны и текла кровь, но и в болезни он не оставлял своего правила и по–прежнему трудился для Бога. Когда Господь исцелил Иринарха от болезни, он по–прежнему и зимой и летом ходил без обуви, и по–прежнему игумен за сие смирял его. Он решил теперь послать Иринарха на работы вне монастыря. Это отлучение или отогнание от храма Божьего сильно огорчило подвижника: он не стерпел такого гонения и решился уйти из Борисоглебского монастыря. Проходя окружавшие в те времена монастырь леса, он подвергался нападению хищных зверей, волков и медведей, но, ограждая себя крестным знамением и творя про себя молитву, прогонял их от себя. Иринарх ушел в Ростов и направился в Аврамиев Богоявленский монастырь. Принятый с радостью архимандритом монастыря, он остался здесь в числе братий и вскоре был назначен келарем монастыря. С радостью Иринарх стал трудиться для братии, не оставляя при этом никакой церковной службы. Состоя келарем, он видел, как братия монастырская и прочие монастырские служители брали без меры и без воздержания всякие монастырские потребы и истощали монастырское достояние. Видя все это, он внутренне воздыхал и молился:

http://pravoslavie.ru/118853.html

Борисо-Глебский монастырь отмечает девять лет со дня возрождения монашеской жизни Борисоглебский поселок, 4 ноября 2003 г. 4 ноября особый день для Ростовского Борисоглебского-на-Устье мужского монастыря. В день празднования Казанской иконы Божией Матери в монастыре чтят память преподобных Феодора и Павла - первостроителей монастыря. А ровно девять лет назад, 4 ноября 1994 года, игумен Иоанн (Титов) отслужил первую литургию в соборе Бориса и Глеба. Этот день стал началом возрождения монашеской жизни в монастыре. Обитель была основана в 1363 году старцами Феодором и Павлом. Старцы Феодор и Павел основали монастырь на берегу реки Устье на том месте, которое указал им преподобный Сергий Радонежский. Обитель была названа в честь святых князей мучеников Бориса и Глеба. Феодор стал первым игуменом нового монастыря, но, желая безмолвия, через некоторое время он удалился в пределы Вологодские, а игуменом оставил Павла. На новом месте, на берегу р. Ковжи, Феодор основал монастырь святителя Николая. Предчувствуя свою кончину, он возвратился в Борисоглебский монастырь, где и преставился 22 октября 1410 г. Вскоре после него отошел ко Господу и преподобный Павел. В обители было пять храмов. Самый древний - соборный, заложен в честь святых Бориса и Глеба. В нем почивали мощи преподобного Иринарха Затворника, скончавшегося в 1613 года (память совершается 13 января). Тут же были похоронены основатели монастыря - преподобные отцы Федор и Павел. В церкви хранились вериги, цепи, кресты преподобного Иринарха. Здесь же подвизался юродивый Алексей Степанович память о котором хранилась в народе. На его могиле совершались панихиды. При монастыре была иконная мастерская. В 1992 году в Борисоглебском соборе начал совершать службы приходской священник. В 1994 году возродилась монашеская жизнь. В монастыре появилась немногочисленная братия. Настоятель - игумен Иоанн. В обители 2 действующих храма: зимний - святого пророка Илии и летний - Бориса и Глеба. Сохранились келии преподобного Иринарха, вериги. Сохранены могилы преподобного Феодора и Павла, блаженного Алексия. В монастыре ведутся восстановительные работы. 4 ноября 2003 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/8088.html

Старец благословил их в поход под Москву и дал им крест свой на помощь. Приняв благословение и крест у старца, князь с радостью пошел с войском от Ростова к Переяславлю, а от Переяславля к Троице, где остановился, и поклонился Пресвятой Троице и преподобному Сергию. От Троицы Пожарский послал воеводу князя Дмитрия Лопатина под Москву к князю Трубецкому. Трубецкой был рад, а Заруцкий из–под Москвы бежал. Между тем, к засевшей в Москве литве подошли новые люди с запасами. Услышав об этом, князь Трубецкой послал гонца к князю Пожарскому, чтобы он шел скорее на помощь под Москву со всею ратью. Нижегородский воевода немедленно двинулся от Троицы к Москве. И, помощью Божьей и заступничеством московских чудотворцев русским удалось одолеть литву. После сего князь Пожарский овладел Китаем – городом так что литва засела только в Московском кремле. Немного времени спустя сдался и кремль, и князь Димитрий Михаилович Пожарский вступил в кремль, помолился Пресвятой Богородице и московским чудотворцам. И была в Москве радость великая, что Господь очистил Москву от литовских людей. В монастыре же Борисоглебском на Устье – реке была тогда большая печаль: монастырь был несколько раз разорен и опустошен литовскими людьми, в монастыре ничего не было, а между тем с него требовали больших даней на прокормление ратных людей. Игумен с братией и с монастырскими крестьянами пришли к старцу Иринарху, чтобы он благословил ученика своего Александра отправить в Москву. Старец внял их просьбе, предоставил все на их волю и отпустил ученика своего в Москву с челобитьем. Он повелел ему взять у князя Пожарского честный крест, данный на помощь против супостатов. Когда Александр прибыл в Москву, там была великая радость по случаю того, что король Польский из города Вязьмы ушел в свою землю. Старец Александр пришел к князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому и передал ему от старца Иринарха благословение и просфору. Князь был рад прибытию посланца от Иринарха, дал ему грамоту, чтобы не давать Борисоглебскому монастырю на ратных людей никаких запасов по причине литовского разорения.

http://pravoslavie.ru/118853.html

Когда преподобный Сергий Радонежский в 1363 году приходил на родину для примирения ростовских князей с великим князем, два пустынножителя, Феодор и Павел, просили у богоносного старца благословения для устройства обители и указания места. Первый из них пришел из Новгородской стороны в Черный лес на реке Устье, построил себе из хвороста хижину, а на большой дороге, из Белозерска в Москву, повесил на дереве кузовок, чтобы принимать от про­ходящих милостыню для своего пропитания. Проходящие усердно клали в этот кузовок хлеб и «овощие». Феодор жил, как птица небес­ная, без забот о земном, проводя время в молитвах. Спустя три года пришел к нему Павел, и оба старца вместе обратились к великому от­цу пустынножителей, бывшему тогда в Ростове. Прп. Сергий избрал прекрасное местоположение на берегу реки Устьи, в 15 верстах от го­рода, и сказал пустынникам: «Призри Бог и Пре­свя­тая Богородица на место сие. Великие страстотерпцы Борис и Глеб будут помогать вам; обстроится обитель и станет известна». С того времени старцы-пустынники постоянно пользовались советами и наставлениями великого аввы и с благосло­вения Ростовского святителя Игнатия приступили к построению монастыря Борисоглебского. Во время постройки, когда оба старца, утрудившись в работе, легли отдохнуть на траве, им пред­стали два светлых воина, вооруженных и украшенных царскими багряницами. Воины сказали старцам: «Трудитесь с ве­рою на месте сем; Бог и Пречистая Богородица не оставят вас, и мы неот­ступ­ны будем от места сего на помощь вам». Подвижники проснулись и пали к но­гам явившихся, а между тем воины стали невидимы; только слышан был голос. «Я Роман», — сказал один. «А я Давид», — сказал другой (имена, данные при крещении святым страстотерпцам Борису и Гле­бу). Это явление весьма ободрило строителей, и после того число бра­тии в новой обители значительно увеличилось. Братия упросили Феодора быть игуменом. Феодор после недолгого настоятельства по­ручил обитель сотруднику своему Павлу, а сам удалился сначала на берег Кубенского озера, а потом на устье реки Ковжи, где основал новый монастырь во имя святителя Николая. Предузнав кончину свою, блажен­ный старец возвратился в Борисоглебскую обитель, где и преставился 22 октября 1410 года. Вскоре после него скончался и пре­подобный Павел.

http://pravicon.com/info-3526

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Феодор Борисоглебский, прп. Описания иконы Феодор Борисоглебский, прп. - житие ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНЫХ ФЕОДОРА И ПАВЛА БОРИСОГЛЕБСКИХ (память 22 сентября/5 октября) Когда преподобный Сергий Радонежский в 1363 году приходил на родину для примирения ростовских князей с великим князем, два пустынножителя, Феодор и Павел, просили у богоносного старца благословения для устройства обители и указания места. Первый из них пришел из Новгородской стороны в Черный лес на реке Устье, построил себе из хвороста хижину, а на большой дороге, из Белозерска в Москву, повесил на дереве кузовок, чтобы принимать от про­ходящих милостыню для своего пропитания. Проходящие усердно клали в этот кузовок хлеб и «овощие». Феодор жил, как птица небес­ная, без забот о земном, проводя время в молитвах. Спустя три года пришел к нему Павел, и оба старца вместе обратились к великому от­цу пустынножителей, бывшему тогда в Ростове. Прп. Сергий избрал прекрасное местоположение на берегу реки Устьи, в 15 верстах от го­рода, и сказал пустынникам: «Призри Бог и Пре­свя­тая Богородица на место сие[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Ростов. До 2005.] Казанская с прпп. Феодором и Павлом Борисоглебскими. Борисоглеб. До 2005 года. Икона иконостаса придела собора Борисоглебского монастыря. Файл 10628.jpg:   Размер: 406x1200, 0.49 MPix, 42 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (136) , (1) . Описание: [Россия. XIX.] Икона на раке над мощями прпп. Феодора и Павла Борисоглебских (фрагмент). Россия. XIX век. Собор Борисоглебского монастыря. Файл 10629.jpg:   Размер: 855x1200, 1.03 MPix, 107 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (111) , (0) . Описание: [Москва. 2006.] Собор Ростовских святых (фрагмент). Полещук А. (выпускник Иконописной школы 2006 г.). Икона. Сергиев Посад. 2006 г. Дипломная работа. Свято - Троицкий Варницкий монастырь. Ростов Великий. Файл 10631.jpg:   Размер: 1139x1200, 1.37 MPix, 194 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (103) , (0) .

http://pravicon.com/icon-3048

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010