– Не скорби об извести: Пречистая даст тебе известь в домовой нашей вотчине, близ монастыря, и постройка каменных зданий в обители Пречистой Богородицы и нашей не прекратится ни при тебе, ни после тебя, и мы в помощь к монастырскому строению будем. И с этими словами они стали невидимы. Чрез три дня приносит игумену крестьянин из монастырской деревни Кочарки, зобенку камней 6913 и рассказывает, что он нашел их на поле поверх земли. Игумен отсылает камни в печь в хлебню. Когда камни обожгли и принесли показать игумену, то оказалась известь, белая как снег. Игумен послал разведчиков, и на указанном месте нашлось достаточное количество извести, как для тогдашних построек, так и для последующих, согласно предсказанию 6914 . Кроме сих храмов, при Феофиле и его ближайших преемниках были воздвигнуты кругом монастыря прочные каменные высокие стены со многими башнями и с двумя воротами со сторон Ростова и Углича, над которыми устроены каменные же церкви во имя преподобного Сергия и Сретения Господня. Все сии величественные и красивые строения существуют и в настоящее время. В соборном храме во имя благоверных князей Бориса и Глеба, в северо-западном углу, почивают под спудом мощи основателей монастыря, преподобных Феодора и Павла. По примеру своего отца, великого князя Василия Иоанновича, показывал великое усердие к сему монастырю и сын его, царь Иоанн Васильевич, сам посещал его и делал богатые вклады селами, деревнями, деньгами и дорогими вещами на поминовение 6915 . В конце шестнадцатого и начале семнадцатого столетия прославился и прославил сей монастырь своими подвигами преподобный Иринарх, особенно в годину смуты, когда этому монастырю, как и другим окружным, грозила опасность разорения от Польско-Литовских хищных отрядов. Мощи сего угодника почивают под спудом в юго-западном приделе соборного храма 6916 . 6900 В основу изложения положена здесь «Повесть о Борисоглебском монастыре от коликих лет и како бысть его начало, еже исперва от древних старец слышахом и мало писания обретохом», написанная в XVI веке в самом Борисоглебском монастыре и сохранившаяся в рукописи XVI-ro века в библиотеке Троице-Сергиевой лавры, в сборнике за 782. – Борисоглебский второклассный монастырь существует и теперь и находится в Ярославской губернии в Ростовском уезде в 18 верстах от Ростова по дороге (теперь шоссейной) из Ростова в Углич, на реке Устье, которая, соединившись в девяти верстах от Ростова с вытекающею из Ростовского озера рекою Версою, образует реку Котрость, впадающую в Волгу в г. Ярославле.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Ростовский Борисоглебский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Борисоглебский на Устье Ростовский монастырь — мужской православный монастырь на дороге из Ростова в Углич (в посёлке Борисоглебский), входящий в «Золотое кольцо России». Архитектурный комплекс монастыря полностью сложился в допетровское время, когда он был одним из богатейших в Ростовской митрополии, а у московских князей и первых русских царей считался «домашним». После XVII века архитектурный ансамбль почти не менялся. Содержание История [ править править код ] Основан пришедшим из Новгородской земли иноком Феодором и присоединившимся к нему позднее Павлом по благословению Сергия Радонежского в 1363 году. Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре», Сергий Радонежский сам выбрал место для обители. Основатели монастыря прославлены как преподобные и входят в Собор ростово-ярославских святых. Их погребение находится в северо-западном углу Борисоглебского собора и служит местом почитания этих святых. Особую известность получил преподобный Иринарх Затворник, живший в монастыре в конце XVI — начале XVII веков, его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин. Среди церковных деятелей, подвизавшихся в Ростовском Борисоглебском монастыре, — архиепископ Ростовский и Ярославский Тихон (Малышкин). Настоятелем монастыря уже в Новое время некоторое время являлся известный археограф и палеограф, собиратель и исследователь памятников древнерусской письменности Амфилохий, будущий епископ Угличский. Монастырь стал духовным и экономическим центром, вокруг которого возникли Борисоглебские слободы — крупное торговое село Ростовского уезда Ярославской губернии, центр Борисоглебской волости. В 1764 году слободы из владения монастыря были переданы Екатериной II своему фавориту графу Г. Г. Орлову. В праздник Бориса и Глеба у стен монастыря традиционно проходила богатая ярмарка.

http://azbyka.ru/palomnik/Борисоглебский...

Из «Чтений в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете» 20 июля в Ростове скончался на 76 г. своей жизни викарий Ярославской епархии, епископ Угличский Амфилохий, состоявший с 1876 г. действительным членом Московского Общества Истории и Древностей Российских 1 . Преосвященный Амфилохий, в мире Павел Иванович Казанский, родился 20 июня 1818 г. в селе Любицах, Малоярославецкого уезда, Калужской губернии, где отец его был причетником. Воспитывался в Боровском духовном училище (1829–1835) и Калужской духовной семинарии, по окончании курса в которой в 1840 г. поступил в Московскую духовную академию. Здесь через два года он принял монашество, получил сан иеромонаха и окончил курс со степенью кандидата богословия в 1844 году, имея в числе сотоварищей высокопреосвященнейшего Сергия, митрополита Московского, архиепископа Харьковского Амвросия и уже скончавшихся: бывшего ректора Московской духовной академии прот. Сергия Константиновича Смирнова и протоиереев: Ипполита Махайловича Богословского-Платонова и Димитрия Ивановича Кастальскаго. С этого времени начинается духовноучебная служба преосв. Амфилохия. Сначала он был определен смотрителем Суздальских духовных училищ, а в 1852 г. возведен в сан архимандрита и переведен смотрителем Ростовских духовных училищ и вместе с тем назначен настоятелем Борисоглебского монастыря на реке Устье, находящегося в 15 верстах от Ростова. В 1856 г. перемещен настоятелем в Воскресенский монастырь, именуемый «Новый Иерусалим». После четырехлетнего управления этой обителью, в течение десяти лет жил в числе братии Московского Покровского монастыря, предаваясь научным занятиям. В 1870 г. назначен настоятелем в Московский Данилов монастырь и занимал это место до 9 апреля 1888 года, когда был назначен в Ростов викарием Ярославской епархии, епископом Угличским, где и оставался до конца своей жизни. Рядом с духовно-учебною и затем административной деятельностью в течение многих лет шли учёно-литературные труды преосв. Амфилохия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Многие из панов стали говорить Сапеге: – Сей старец за нашего короля и за Димитрия Бога не молит, а молит Бога за Шуйского царя. Старец возразил: – Я в России рожден и крещен, за русского царя и Бога молю. Сапега сказал: – Правда в батьке велика: в которой земле жить, тому царю и служить. – Ограбили тебя, старец? – спросили паны. Старец отвечал: – Приехал лютый пан Сушинский и пограбил весь монастырь, не только меня, старца грешного. Сапега сказал: – За то пан Сушинский повешен. После сего, старец дал такой совет пану Сапеге: – Возвратись, господин в свою землю: полно тебе в России воевать! если же не уйдешь из России, или опять придешь в Россию и не послушаешь Божьи слова, то будешь убит в России. Пан Сапега умилился душою вследствие сих слов и сказал: – Чем мне тебя одарить? Я ни здесь, ни в иных землях монаха такого крепкого и безбоязненного не видывал. Старец сказал: – Я Святому Духу не противник, от Святого Духа и питаюсь. И как Святой Дух тебе внушит, так ты и сделаешь. Сапега сказал: – Прости, отче! – и, поклонившись, вышел с миром. Сапега прислал затем старцу на милостыню пять рублей денег и воспретил своему войску чем–либо вредить монастырю. Вскоре Сапега с ратью направился к Переяславлю, а в монастыре была великая радость, что Бог избавил от разорения; старец же непрестанно со слезами молил Бога об избавлении всей русской земли от пленения. После победы под Калязином князь Михаил Шуйский начал преследовать литву и из Переяславля послал к старцу Иринарху за благословением. Иринарх послал ему благословение, просфору и крест и наказал сказать: – Дерзай, и Бог поможет тебе! Князь послал отряд в Александровскую слободу, и, с Божьей помощью, русские воины побили литву. Вскоре пошел туда и сам князь и остановился в слободе. Неприятели стали собираться против него из–под осажденного Троицкого монастыря и из–под Москвы. Князь узнал об этом и был очень озабочен. Он снова отправил гонца к преподобному Иринарху. Старец вновь послал ему благословение и просфору и велел сказать: – Дерзай, князь Михаил и не бойся: Бог тебе поможет.

http://pravoslavie.ru/118853.html

10 войлоков, а подушек ни одной, между тем как бурсаков было 65 человек 97 ». Поэтому первою заботою о. смотрителя было улучшить положение несчастных бурсаков, и он приложил все старания к благоустройству бурсы и вообще училища, близко принимая к сердцу интересы воспитанников, как сам прошедший всю школу бедности и нужды и в семье бедных своих родителей и в Боровском духовном училище. При тогдашних порядках, он ничего в этом отношении не мог сделать без семинарского (владимирского) начальства, и ему многих усилий, даже неприятностей стоило добиться хотя чего-либо в отношении к благоустройству училища и бурсы 98 . Только с получением помянутых уроков греческого языка и проч. несколько увеличилось его собственное жалованье, и он стал иметь возможность оказывать хотя некоторую помощь своим бедным родителям 99 . Несмотря на то, он себя во всем ограничивал, сам во всем терпел лишения, чтобы помочь также и означенному благоустройству училища, вверенного его попечению и смотрению. И труды его не остались без награды. В 1852 году, чрез 8 лет службы, он был удостоен сана архимандрита и перемещен на должность смотрителя же духовного училища в древний Ростов Великий, с назначением в настоятели второклассного Борисоглебского монастыря, что на реке Устье, в 15-ти верстах от Ростова, продолжая, по отношению к училищу собственно, действовать в прожнем духе истинно отеческой о нем попечительности и уже как умудренный опытом управления Суздальским духовным училищем. Затем в 1856 году, когда в Москве все подготовляемо было к торжеству коронации и когда поэтому предусмотрительный святитель Филарет, митрополит Московский, очень озабочена был „неисправностями» и „странностями» настоятеля Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря архимандрита Климента 100 , опасаясь, как бы эти неисправности и странности не обнаружились особенно неблаговременное в дни коронационных торжеств, в которые предполагалось Высочайшее посещение этой обители, – митрополит Филарет, предлагая высшему духовному начальству, в видах устранения могущих возникнуть отсюда неудобств, удалить Климента из нее и дать ему другое назначение 101 , на его место рекомендовал некого другого, а именно архимандрита Амфилохия, которого признавал к тому ,,способным и благонадежным» 102 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАКИМ Прп. Иоаким Шартомский. Икона. Иконописец Л. С. Узловая. 2005 г. (Шартомский мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца) Прп. Иоаким Шартомский. Икона. Иконописец Л. С. Узловая. 2005 г. (Шартомский мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца) († после 1625, Суздаль), прп. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 7 июня - в Соборе Ивановских святых), Шартомский, инок Шартомского во имя святителя Николая мужского монастыря близ Шуи (совр. Ивановская обл.), иконописец. Основным источником биографических сведений об И. является уникальное известие в Месяцеслове келаря Троице-Сергиева мон-ря Симона (Азарьина) . И. здесь назван учеником прп. Иринарха Ростовского († 13 янв. 1616) и затворником: «Сего ж Илинарха ученицы… затворник Иаким, иже у Николы в Шартомском монастыре бысть в Суздалском уезде. Сей сослан бысть в Соловецкой монастырь Суздалским архиепископом Иосифом киевлянином» (РГБ. МДА. 201. Л. 334 об., сер. 50-х гг. XVII в.). Ученичество у прп. Иринарха (не упоминаемое, впрочем, в Житии последнего, составленном в 1616 Александром Ростовским ) подразумевает, что И. первоначально был иноком Борисоглебского на Устье монастыря в Ростовском у. или одного из ростовских мон-рей, в к-ром жил прп. Иринарх. Ссылку И. можно датировать временем пребывания на Суздальской кафедре архиеп. Иосифа (Курцевича) - 1626-1634 гг. (Е. Е. Голубинский считал известие о ссылке И. «нелепым», поскольку архиерей «мог ссылать только в монастыри своей епархии». Историк видел в данном сообщении «пересочинение того, что сам Иосиф в 1634 г. сослан был в Соловецкий монастырь»; см.: Голубинский. История канонизации. С. 357. Однако Суздальский архиеп. Иосиф был сослан не в Соловецкий, а в Антониев Сийский во имя Святой Троицы монастырь; см.: ААЭ. Т. 3. С. 380-381, 249.) Знакомство Симона (Азарьина) с биографией И. может объясняться, в частности, тем, что до пострижения Симон был служилым человеком кнж. Ирины Мстиславской. Кнж. Ирина и вдова ее брата - кн. Феодора Мстиславского - Домникия были заказчицами Вязниковской Казанской иконы Божией Матери , в 1623 г. прославившейся чудотворениями в Вязниковской слободе Владимирского у. (с 1778 Вязники), авторство к-рой приписывают И. Хотя Симон (Азарьин) не упоминает об И. в качестве иконописца, о преподобном как о создателе Вязниковской иконы сообщается, в частности, в «Сказании о чудеси Пречистые Богородицы чюдотворные иконы Казаньские, Михайлова моления Обросимова»: «В лето 7155 впадшу ми, многогрешному Михаилу, в тяжку болезнь… По обету же своему и по радении супруги своей отвезен убо бых я на Вязники к образу Пречистые Богородицы к чюдотворной иконе, юже Иоаким старец написал» (РГБ. МДА. 201. Л. 380-380 об.; см. также пересказ «Сказания…» в кн.: Гедеон (Губка), игум. Краткая история подольных храмов. Серг. П., 2001).

http://pravenc.ru/text/468877.html

Главная Борисоглебский монастырь: как он стал «домашним» для царей и какой удивительный святой жил здесь? Борисоглебский монастырь: как он стал «домашним» для царей и какой удивительный святой жил здесь? Место для него выбрал сам преподобный Сергий Радонежский. Здесь подвизался великий инок Пересвет, павший в Куликовской битве. Отсюда благословлял войска Минина и Пожарского на освобождение Москвы от поляков и литовцев святой затворник Иринарх. Об этом и не только — в нашей подборке интересных фактов о Ростовском Борисоглебском монастыре.  1 Место для строительства монастыря выбрал сам преподобный Сергий Радонежский! Святой приезжал в Ростов по делам в 1363 году. На создание монастыря в честь Бориса и Глеба — первых святых Русской Церкви — он благословил новгородских монахов Феодора и Павла. Все строения монастыря времен Сергия Радонежского были деревянными, ни одно из них не сохранилось. Инок Пересвет жил здесь в XIV веке. Его вместе с братом Ослябей благословил на битву преподобный Сергий. Пересвет первый начал Куликовскую битву с сильнейшим воином Орды Челубеем. В 2005 году скульптор Зураб Церетели установил в поселке Борисоглебский бронзовый памятник святому воину Александру Пересвету. Борисоглебский монастырь стоит в излучине реки Устье в 18 км от Ростова, на дороге из Ростова в Углич. Фото: Ghirlandajo/Wikimedia Commons/CC-BY-SA-3.0 Сегодня обитель — могучая каменная крепость. Каменное строительство началось при Василии III, в 1522 году. В конце XVII века многие здания были перестроены и возведены новые. Именно в таком виде обитель дошла до наших дней. 2 Великие русские князья и первые русские цари любили Боорисоглебский монастырь и считали его своим домашним Монастырь получал от них милости, очень богатые вклады, ему щедро жертвовали земли, дарили иконы и драгоценности. Здесь находил приют великий князь Василий Темный, крестился его сын, великий князь московский Иван III. Трижды посещал обитель его внук, царь Иван Грозный.  Сначала монастырь был «митрополичьим», то есть находился в подчинении митрополита Ростовского. После того как во время княжеских распрей великий князь Василий Темный и мать его София находят здесь убежище и называют монастырь своим, обитель становится великокняжеской. А когда игумен монастыря Питирим крестил будущего самодержца Всея Руси Иоанна III и тот встал на царство (слово «царь» есть в его официальном титуле), обитель делается царской. В XVI–XVII веках Борисоглебский мужской монастырь обоснованно считался одним из богатейших в Ростовской митрополии.

http://sever.foma.ru/borisoglebskij-mona...

Не взирая на свою старость, он продолжал трудиться, и заботиться о благе монастыря: не давая себе покоя, он задумал отправиться на поиски удобного для рыбной ловли места на нужды монастыря. Вручив обитель Господу Богу и Пречистой Богородице, имея заступников, великих Христовых страстотерпцев Бориса и Глеба, и поручив управление обителью и братиею своему спостнику и брату о Христе Павлу, отправился Феодор в Вологодские места, взяв двух иноков из своих учеников. Там нашел он место, называемое Святая Лука. Обошедши это место и убедившись, что оно удобно для монастырского строения, он хотел занять себе займище и поставил одну небольшую церковь . Узнали об этом окрестные жители, еще непросвещенные тогда инородцы Чудского племени, и изгнали оттуда преподобного труженика. Изгнанный подвижник пошел далее, молясь за творящих ему зло и утешая своих учеников: «Не скорбите, братие: «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах» ( Пс.45:2 ): Господь сказал Своим ученикам: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» ( Мф.10:23 )». Прошедши многие пустынные места, как искусный охотник, желающий найти, что ему нужно, преподобный Феодор отправился в Белозерские края и, обошедши по пустыням вокруг всего Белого озера, нашел прекрасное место, удобное для монастырского строения, по ту сторону Белого озера: новопашенные места, починки при устье реки Ковжи 6905 . Белое озеро принадлежало тогда удельному князю Андрею Димитриевичу, сыну Димитрия Иоанновича Донского. Присмотрев такое удобное место, преподобный Феодор, возложив надежду на Всесильного Бога и имея помощницею Пречистую Богородицу отправился в царствующий город Москву, бил челом и молил удельного князя Андрея Димитриевича Можайского и Белоозерского, чтобы пожаловал, дал ему облюбованное место для построения церкви во имя Николая чудотворца и монастыря. И, по милости Божией, просьба его исполнилась: князь Андрей Димитриевич дал преподобному грамоту на починки и на пожни и на рыбные ловли. Получив жалованные грамоты, преподобный Феодор возвратился в свой Борисоглебский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

И старец благословил его и сказал: – Только не трогай монастыря и братии и города Ростова. И пан Каменский ушел в свою землю, не тронув ни монастыря, ни города Ростова. В монастыре снова была радость по случаю избавления от опасности. Между тем как в самой Москве, так и во всей земле было великое смятение и печаль, что в Москве засела Литва. Везде, а особенно в Нижнем Новгороде молились о том, чтобы Господь Бог явил милость свою и очистил город Москву от врагов, и избавил землю от великой скорби. Нижегородцам был известен князь Дмитрий Михайлович Пожарский, проживавший близ Нижнего. Нижегородцы начали просить его, чтобы он шел к Москве и очистил ее от врагов. Они стали собирать и давать ему людей, деньги и запасы на войну. В помощь и содействие ему выбрали нижегородского посадского человека Косму Минина. И военный предводитель и земский выборный были единодушны в своих мыслях и все делали с общего совета и согласия. И Бог подал им Свою помощь. Двинулись они со всею собранною силою к городу Ярославлю и остановились в нем. Изо всех городов стали собираться к ним русские люди, желавшие стать за веру и отечество и умереть за святые Божьи церкви. Услышав о прибытии в Ярославль князя Димитрия Михаиловича Пожарского с войском один из предводителей стоявшего под Москвой русского ополчения, князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, прислал гонца, чтобы скорее шли под Москву. Но князь Пожарский и Косьма Минин боялись идти под Москву: там, среди русского ополчения не было единодушия, и один из предводителей русского войска, Иван Заруцкий, убил под Москвою другого воеводу, Прокофия Петровича Ляпунова. Старец Иринарх, за всем следивший и все понимавший, послал князю Димитрию Михайловичу Пожарскому свое благословение и просфору и велел идти под Москву со всем войском, не боясь Ивана Заруцкого. – Увидите славу Божью, – наказывал старец, сказал князю. Князь был рад словам старца, без страха пошел со всею братией к Москве и остановку сделал в Ростове. Отсюда князь Пожарский и Косма Минин нарочно отправились в Борисоглебский монастырь, чтобы лично получить благословение от старца Иринарха.

http://pravoslavie.ru/118853.html

Стоит обратиться к статистическому своду " Ростовский уезд Ярославской губернии " . Согласно сведениям, собранным историком Титовым, церковь (ещё в бытность её монастырской) особо жаловала Прасковья Алексеевна Нарышкина, вдова брата жены царя Алексея Михайловича, воспитательница сына Петра I - царевича Алексея Петровича. До принятия пострига под именем Пульхерия (монахиня Успенского монастыря в Александровой слободе) она построила новое храмовое здание, передала много богатых пожертвований. В частности, серебряный восьмиконечный напрестольный крест, Евангелие, сосуды, дискосы. В целом в храме было немало старинных богослужебных предметов и почитаемых икон. А неподалёку от погоста был небольшой лесок, выросший на склоне реки Устье. Его называли " Божедомкой " - там хоронили скоропостижно умерших, над чьими могилами совершались панихиды в последнюю субботу Пятидесятницы. К сожалению, судьба Троицкой церкви на Бору в ХХ веке сложилась трагически... В 1930 году церковь Троицы на Бору стала центром обновленческого движения в Борисоглебском районе. Из 52 церквей, действовавших тогда в районе, обновленческими стали 19. Церковь закрыли в 1935 году. Священник Георгий Комков был увезён в ОГПУ в 1937 году и в том же году расстрелян. В здании церкви разместились столовая и клуб дома отдыха " III интернационал " . Часть плит древнего кладбища пошла на фундаменты строящихся домов. У храма из могильных плит была выложена танцплощадка для отдыхающих в санатории партийных и советских работников. Троицкая церковь сгорела в 1942 году. Позднее её разобрали на кирпич местные жители. В 1994 году вновь учреждённому Борисоглебскому монастырю был возвращён комплекс Троице-Борского монастыря, точнее сказать то, что уцелело от этого комплекса - алтарная стена Троицкого храма, колокольня, две башни и сторожка. В последние годы усилиями монахов и прихожан колокольня была восстановлена, приобретены колокола. Впервые в 2007 году Иринарховский крестный ход на Троице на Бору был встречен колокольным звоном шести колоколов. А в декабре этого же года на колокольню был водружён поновлённый позолоченный крест. На территории уже уничтоженного кладбища братией монастыря в 2002 году установлен большой деревянный крест - память о том, что здесь место погребения людей, как прежде здесь живших, так и служивших в храме и обители. Хочется надеяться, что и на возрождение самого храма, с Божьей помощью, хватит сил и средств.

http://sobory.ru/article/?object=06815

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010