При Н. в Синод поступало значительное число жалоб из епархий, отношение к которым было формально-снисходительным (от прокурора Московской синодальной конторы П. В. Гурьева на назначение в качестве еще одного распорядителя празднования Успения Пресв. Богородицы в Московском Кремле прот. Александра Левшина (1786); от священника Владимирской епархии Симеона Иванова (1787); от протоиерея г. Трубчевска Василия Иванова (1789); от протоиерея г. Карачева Василия Александрова (1789); от прот. Иакова Иванова, служившего во владимирском Княгинином в честь Успения Пресвятой Богородицы женском монастыре (1790)). Интересам жалобщиков и правосудия содействовало постановление Синода, принятое 3 авг. 1789 г. по предложению Н. Предписывалось, чтобы присылаемые из епархий «экстракты» по духовным делам, решение по к-рым могло привести к лишению сана, обязательно имели подписи обвиняемых и могли содержать их возражения с ответами из консистории. 21 янв. 1788 г. после 18-летнего перерыва Синод предложил своего кандидата на вакансию архимандрита; из 3 кандидатов императрица выбрала настоятеля Борисоглебского на Устье монастыря архим. Иринея (Клементьевского) . Также Н. поручил Синоду назначить себе заместителя на время летнего отпуска в июне 1790 г. В целом Синод при Н. обладал значительной самостоятельностью. Однако о неустойчивости взаимоотношений церковной и гос. власти при Н. свидетельствуют многократные именные указы, адресованные епархиальным архиереям помимо Синода. В 1788 г. императрица напрямую распорядилась возвратить сан священника Димитрию Зимовскому (Харьковская епархия), к-рого он был лишен за «неправильное венчание» кн. Д. К. Кантемира и Е. А. Хрущовой. Митр. Гавриил (Петров) и «действительные члены» Синода в свою очередь могли обращаться к императрице с докладами и представлениями. Незадолго до своего ухода с поста Н. инициировал сбор ведомостей, содержавших количество лиц из церковного клира, взятых на военную службу. 26 июля 1791 г. Н. был по прошению уволен в отставку «за старостью и болезнями». «В уважение долговременной его безпорочной службы» императрица повелела сохранить ему до смерти обер-прокурорское жалованье и оплатить долги ( Иванов. 2004. С. 171).

http://pravenc.ru/text/2564758.html

Патриарх Кирилл совершил молебен на месте мученической кончины св. блгв.кн. Глеба Смоленск, 30 августа 2015 г.      Вечером 29 августа 2015 года, после посещения Владимирского монастыря, расположенного в Сычевском районе Смоленской области на истоке Днепра, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Смоленск, сообщает Патриархия.ru . У памятного знака, сооруженного на Смядыни в западной части Смоленска, где, по преданию, был убит князь Глеб, сын святого равноапостольного князя Владимира, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен святым страстотерпцам Борису и Глебу. Его Святейшеству сослужили митрополит Смоленский и Рославльский Исидор, секретарь епархиального управления Смоленской епархии, настоятель Борисоглебского храма г. Смоленска протоиерей Павел Петровский, духовенство Смоленской епархии.      Богослужебные песнопения исполнили Архиерейский хор Успенского кафедрального собора г. Смоленска (регент — Елена Фролова) и хор студентов Смоленского межъепархиального духовного училища. На богослужении присутствовали и.о. губернатора Смоленской области А.В. Островский, глава города Смоленска Е.А. Павлов, глава администрации г. Смоленска Н.А. Алашеев, преподаватели и учащиеся Смоленской духовной семинарии и Смоленского духовного училища, Смоленского кадетского корпуса, представители органов власти и общественных организаций, жители города. По окончании молебна Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.      В дар Борисоглебскому храму г. Смоленска Предстоятель Русской Православной Церкви передал икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Верующим были розданы иконки святого равноапостольного князя Владимира с Патриаршим благословением.      Завтра, 30 августа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе г. Смоленска. Местность Смядынь впервые упоминается в летописи в 1015 году в связи с убийством князя Глеба. Когда князь Владимир умер в Киеве, его сын Глеб, проезжая через Смоленск, остановился в устье реки Смыдяни, впадавшей в Днепр. Там по приказу другого сына Владимира, Святополка, Глеб был убит.

http://pravoslavie.ru/81723.html

один из значительных городов Болгарии, в древности бывший даже столицею. < >< back 1) > < >< back 2) > Память святого равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского с 161 по 180 г. богатый город в Фригии, области Малой Азии считались от восхода солнца так, что 9-й час соответствовал нашему 3 часу пополуночи. деньми — так называется Первое Лицо Св. Троицы. Наименование это употреблено пророком Даниилом при описании одного из таинственных его видений в Вавилоне: «видел я, наконец, — говорит св. пророк, — что поставлены были престолы и воссел Ветхий деньми». лица, управлявшие провинциями Римского государства. место конских скачек и состязаний в езде на колесницах. занимали области Азии, лежавшие между Евфратом и горными странами на Инде. Парфяне были кочевниками и в позднейшее время не утратили этого характера, отличаясь во всех войнах, как превосходные и храбрые всадники, в совершенстве владевшие стрелой и копьем. Война о парфянами была счастливо окончена в 165 г. Луцием Вером. один из городов Сирии. еретики II века, признававшие два начала: благого Бога и материю, находящуюся под владычеством диавола, или лукавого существа, вечного и злого. или Низибида — большой и многолюдный город провинции Мигдонии, в Месопотамии. юго-восточная береговая страна Малой Азии. область Малой Азии. или Синнады, город на севере Фригии, близ горной цепи, где находились знаменитые Синнадские мраморные ломки. Ныне развалины близ Ескикари — Гассаф. около 167 года. Память святых мучеников Александра епископа, Ираклия воина и четырех жен: Анны, Елисаветы, Феодотии и Гликерии пострадали в Адрианополе в III веке. Память преподобных Феодора и Павла Ростовских, основателей Борисоглебского монастыря основу изложения положена здесь «Повесть о Борисоглебском монастыре от коликих лет и како бысть его начало, еже исперва от древних старец слышахом и мало писания обретохом», написанная в XVI веке в самом Борисоглебском монастыре и сохранившаяся в рукописи XVI-ro века в библиотеке Троице-Сергиевой лавры, в сборнике за 782. — Борисоглебский второклассный монастырь существует и теперь и находится в Ярославской губернии в Ростовском уезде в 18 верстах от Ростова по дороге (теперь шоссейной) из Ростова в Углич, на реке Устье, которая, соединившись в девяти верстах от Ростова с вытекающею из Ростовского озера рекою Версою, образует реку Которость, впадающую в Волгу в г. Ярославле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

90-х гг. XX в. Угличский музей передал в Б. м. часть вериг подвижника. Прп. Иринарх был погребен в выкопанной им самим могиле в Б. м., в наст. время его мощи почивают под спудом в Ильинском приделе Борисоглебского собора. В 1662-1666 гг. в Б. м. находился в заточении Суздальский архиеп. Стефан . 32 года в обители подвизался местночтимый юродивый Алексей Степанович († 1781). Первоначально Б. м. управляли игумены, с 1688 г.- архимандриты. При учреждении штатов (1764) Б. м. был отнесен ко 2-му классу. В 1900 г. мон-рь владел 246 дес. земли и получал из казны 1249 р. 7 к. на содержание. В нач. XX в. в обители жили ок. 20 чел. братии и 40 послушников. С 1901 г. действовала иконописная мастерская и школа для братии. При мон-ре с 27 апр. по 4 мая проводилась ежегодная ярмарка, по понедельникам - еженедельные торги. Храмы и другие постройки монастыря В 1522 г. по повелению вел. кн. Василия III Иоанновича в Б. м. началось каменное строительство, возглавил к-рое ростовский мастер Григорий Борисов , ему приписывают все постройки мон-ря XVI в. Четырехстолпный, трехапсидный, одноглавый собор во имя страстотерпцев Бориса и Глеба, освященный 22 сент. 1524 г., стал первым каменным сооружением в Б. м. Декорация фасадов собора свидетельствует о влиянии построек итал. зодчих, работавших в Москве в нач. XVI в.: архивольты закомар и карниз, объединяющий фасады, профилированы, входы в храм оформлены как перспективные порталы. Внутреннее пространство собора перекрыто крестовыми сводами, опирающимися на крещатые столбы, стены гладкие, без лопаток. На протяжении столетий внешний вид храма претерпел изменения: в XVII в. щелевидные окна были растесаны и получили прямоугольную форму; в 1778-1780 гг. надстроили барабан, шлемовидную главу заменили луковичной, позакомарное покрытие - четырехскатной кровлей; в нач. XIX в. вокруг центральной главы были надстроены 4 главки, снятые в 20-х гг. XX в.; в 1810 г. к зап. фасаду пристроили придел во имя прор. Илии. Борисоглебский собор, Благовещенская ц. и настоятельские покои Борисоглебский собор, Благовещенская ц.

http://pravenc.ru/text/153193.html

Позднейшие предания приписывают Сергию Радонежскому еще создание Борисоглебского монастыря на реке Устье близ Ростова и Георгиевской пустыни в Гороховце 235 , однако эти сведения носят слишком легендарный характер и ранними свидетельствами не подкрепляются. Немало монастырей основано учениками Сергия Радонежского. По источникам, далеко не современным событию, Сергий перед смертью назначил своим преемником Никона, но тот «возжеле в безмолвии пребывати» (очевидно, не по своей воле). Братия же призвала на игуменство Савву, который возглавлял монастырь на Стромыни 236 . Хотя житие Саввы составлено в середине XVI в. 237 , но по случайно оброненной фразе о принадлежности Дмитрова князю Юрию Дмитриевичу 238 можно догадаться о существовании какого-то проторафа, составленного в 1432–1434 гг. 239 Это объясняет наличие в житии уникальных сведений о шестилетнем игуменстве Саввы (более точно: «шестому же лету совершившуся» – что допускает срок в лет с небольшим) в Троице-Сергиевом монастыре (т. е. в течение 1392–1398 гг.), о приглашении князем Юрием Саввы в Звенигород Для устройства монастыря Рождества Богородицы «на Сторожах», о даровании князем «сел многих и имения доволна» созданному монастырю, о благословении Саввой князя Юрия Дмитриевича перед походом на волжских болгар (поход состоялся осенью 1399 г.) 240 . Таким образом, основание Сторожевского монастыря датируется 1398 или 1399 г. Предпочтение следует отдать 1398 г., поскольку в этом году храмовый праздник (8 сентября) пришелся на воскресный день. Скончался Савва 3 декабря 1406 г. Основание Николо-Песношского монастыря в Дмитровском княжестве предание связывает с именем другого Сергиева ученика – Мефодия. Монастырь был поставлен в 15 верстах от Дмитрова, за рекою Яхромой, причем Мефодий, по примеру своего учителя, сам трудился в поте лица своего, «пеш нося» деревья через речку, получившей название Пешноши 241 . Дата создания монастыря исторического обоснования не имеет. По церковному преданию, Мефодий скончался 4 июня 1392 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Позднейшие предания приписывают Сергию Радонежскому еще создание Борисоглебского монастыря на реке Устье близ Ростова и Георгиевской пустыни в Гороховце  , однако эти сведения носят слишком легендарный характер и ранними свидетельствами не подкрепляются. Вопрос нуждается в доисследовании. Немало монастырей основано учениками преподобного Сергия. По источникам, далеко не современным событию, Сергий перед смертью назначил своим преемником Никона, но тот «возжеле в безмолвии пребывати» (очевидно, не по своей воле). Братия же призвала на игуменство Савву, который возглавлял монастырь на Стромыни . Хотя Житие Саввы составлено в середине XVI в.  , но по случайно оброненной фразе о принадлежности Дмитрова князю Юрию Дмитриевичу можно догадаться о существовании какого–то протографа, составленного в 1432—1434 гг.  Это объясняет наличие в Житии уникальных сведений о шестилетнем игуменстве Саввы (более точно: «шестому же лету совершившуся» — что допускает срок в пять лет с небольшим) в Троице–Сергиевом монастыре (т. е. в течение 1392—1398 гг.), о приглашении князем Юрием преподобного Саввы в Звенигород для устройства монастыря Рождества Богородицы «на Сторожах», о даровании князем «сел многих и имения доволна» созданному монастырю, о благословении Саввой князя Юрия Дмитриевича перед походом на волжских болгар (поход состоялся осенью 1399 г.) . Таким образом, основание Сторожевского монастыря датируется 1398 или 1399 г. Предпочтение следует отдать 1398 г., поскольку в этом году храмовый праздник (8 сентября) пришелся на воскресный день. Скончался преподобный Савва 3 декабря 1406 г. Основание Николо–Песношского монастыря в Дмитровском княжестве предание связывает с именем другого Сергиева ученика — Мефодия. Монастырь был поставлен в 15 верстах от Дмитрова, за рекою Яхромою, причем Мефодий, по примеру своего учителя, сам трудился в поте лица своего, «пеш нося» деревья через речку, получившей название Пешноши  . Дата создания монастыря исторического обоснования не имеет. По церковному преданию, Мефодий скончался 4 июня 1392 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

В 1858 г. уволен от миссионерской службы; 1863 г. января 10 – от управления Троицким монастырем, и 9 августа определен настоятелем Борисоглебского монастыря, что на Устье, близ Ростова. В том же году, за пожертвование книг для Забайкальской миссии, объявлено ему благословение св. Синода. С 1864 г. – благочинный над угличскими монастырями и угличским градским собором; ныне имеет от роду 72 года. 12 . Митрофан (1837–1838), в мире Михаил Лаврентьевич Воронцов, сын причетника, обучался в Славяно-греко-латинской академии; здесь же был учителем (с 1812 г. апр. 1) нижней информатории и грамматики, a с 1813 г. сентября 13 преподавал риторику и франц. язык в Перервинской семинарии. В 1814 г. декабря 3 рукоположен во священника к церкви св. Иоанна Богослова на Бронной; отсюда через год, ноября 6-го, переведен к храму святителя Николая Явленного, что на Арбате. По принятии монашества, произведен в архимандрита Златоустова монастыря 1837 г. окт. 24 и сделан членом консистории. Перемещен в Знаменский, 1838 г. дек. 30, в Богоявленский 1845 г. октября 5. Скончался в 1850 г., ноября 19, и в день своего ангела, 23 числа, похоронен в Покровском монастыре. Он оставил по себе память, как способный проповедник и сочинитель духовных стихотворений 184 . 13 . Мефодий (1838–1839), сын священника, воспитание получил в духовном училище. В 1808 году определен в Иосифов монастырь, где и постригся 1815 г. марта 6. Того же г., июля 18, посвящен в иеродиакона; сентября 9, назначен в Московскую академию экономом, a 25 числа произведен в иеромонаха. Он имел надзор за постройкой нового академического корпуса; в 1823 г. дек. 6 награжден набедренником. С 1825 г. июля 14 – наместник Саввино-Сторожевского монастыря и член Звенигородского духовного правления. 1828 г. июня 6 – строитель Перервинский; сент. 13, – член Перервинского училищного правления. Он входил в хозяйственную часть училища, заготовляя разные припасы и материалы; также состоял членом комитета, учрежденного по случаю постройки на Перерве нового классического корпуса и перестройки старых училищных зданий. В 1834 г. июня 22 перемещен на вакансию казначея Лужецкого монастыря, с предоставлением ему и управления означенным монастырем в отсутствие настоятеля, и с назначением быть присутствующим в Можайском духовном правлении. В декабре 1838 г. поставлен в архимандрита Златоустова монастыря; в следующем году переведен настоятелем в прежний Лужецкий. Скончался 1840 г. 3 сент. (на 57 году от роду) в московской Шереметевской больнице; погребен в Покровском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Чудо 13 святого Иринарха. Об исцелевшей женщине. Некая женщина по имени Агриппина, жена Гаврилы из села Коскина того Борисоглебского монастыря, была одержима бесами и жестоко страдала от нечистого духа, не помня дома своего, ни чад своих не узнавая. И начала мужа своего и детей своих избивать. И из-за того лютого недуга была привязана к лавке. И все деньги отдали врачам, и достаток свой истощили, но пользы не обрели. И не знали, что сделать для нее. И собрались к ней ее родные, и внимательно смотрели на нее, и пришло им на ум, и стали говорить про чудотворца Иринарха. И она повела рукою своею, и повелела вести себя к чудотворцу Иринарху. И привели ее к могиле чудотворца, и стали молиться за нее, и благословили ее честным крестом святого трудов, и возложили на нее честной крест. И тотчас выздоровела. И возрадовались все об ее исцелении, и воздали хвалу Христу – Богу нашему, и Пречистой Богородице, и угоднику их и чудотворцу Иринарху, и возвратились с великой радостью восвояси. ГЕНВАРЯ ВЪ 13 ДЕНЬ. ЖИТИЕ И ПОДВИЗИ ОТЦА НАШЕГО, ВОЗДЕРЖАТЕЛЯ И СТОЛПА КРПКА, И СТРАДАЛЬЦА, И НАСТАВНИКА, И УЧИТЕЛЯ, И ЗАТВОРНИКА БОРИСОГЛБСКАГО МОНАСТЫРЯ, НА УСТЬЕ, 660 СТАРЦА, ПРАВЕДНА МУЖА ИЛИНАРХА. СПИСАНО БЫСТЬ ТОЯ ЖЕ ОБИТЕЛИ УЧЕНИКОМЪ ЕГО, СТАРЦОМЪ АЛЕКСАНДРОМЪ, ИЖЕ БЫСТЬ С НИМ ТРИДЕСЯТЬ ЛТЪ ПРИ ЖИВОТ ЕГО благослови отче! Сей отецъ наш Илинархъ града Ростова родися веси Кондакова от християну родителю: отца благочестива именемъ Анкидина и матери Ирины. И наречено имя ему во святом крешении Илия. И радовашеся родители его о рожении его, видша преспевающа паче иныхъ младенецъ: двадесяти бо пяти недль на ноги пошелъ. 661 И воспитанъ бысть во благочестии и вр Христов и на игры никогдаже упражняяся, но любляше смирение, и кротость, и тихость ко всмъ, безмятеж и цломудрие. И егда бысть Илия шти лтъ, глаголя матери своей: «Какъ возрасту, и постригуся и буду мнихъ, и желза ми носити на себ, и тружати ми ся Богу, и буду учитель и наказатель всмъ людемъ». Мати же его Ирина нача дивитися и радоватися о чад своем Илии и словеси его, еже пророчествовалъ о себ шти лтъ. И збысться пророчеству его слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он осенил себя крестным знамением и сотворил молитву. Послышался вторично тот же голос: – Так будет! Старец вторично перекрестился и стал молиться: – Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! помилуй меня грешного от искушения: я – раб Отца и Сына и Святого Духа и не желаю ничего на свете сем видеть. Но тот же голос в третий раз послышался: – Не ослушайся и делай по сему гласу: все будет так роду сему непокоривому. Убоялся старец видения и глагола свыше, призвал игумена и поведал ему все. Игумен велел ему ехать к Москве и возвестить царю Василию Иоанновичу , что царству московскому и всей русской земле предстоит пленение от литвы. Старец Иринарх отправился в Москву. По дороге в Переяславле он остановился на перепутье на конюшенном дворе у Никитского монастыря и послал за другом своим Никитским диаконом Онуфрием, а сам пошел помолиться святому Никите, переяславскому чудотворцу, и приложиться к его мощам. Диакон Онуфрий был в то время сильно болен лихорадкой, так что, мучимый ознобом влезал в печь, чтобы согреться. Было мнение, что болезнь сия произошла от козней дьявола. Диакон Онуфрий, по благословенью старца Иринарха, уничтожил в Переяславле суеверное почитание большего камня, находившегося за Борисоглебским Переяславским монастырем. К этому камню, ежегодно в праздник апостолов Петра и Павла собиралось множество народа, мужей, жен и детей, и камню воздавалась честь. Диакон приказал повергнуть камень в яму, чтобы впредь народ не собирался около него. Этот подвиг Онуфрия многим не был угоден; благочестивый диакон от многих даже родных и из духовного чина, терпел порицания, брань и насмешки, – даже клевету и убытки при судебных преследованиях; сверх того, постигла его и болезнь, – но все это диакон Онуфрий переносил и терпел с твердостью, не роптал уповая на милость Божью и помня час смертный, и не обращался за исцелением к врагам Божьим, разным знахарям. Едва Онуфрий вошел к Иринарху, как старец заметил его тяжкую болезнь и, облобызав его, дал ему четверть хлеба, благословил его и сказал:

http://pravoslavie.ru/118853.html

Вошел он опять в свою келью, вновь возложил на себя свои железные «труды» и стал подвизаться, молясь за царя и за всех православных христиан и любя ненавидящих его, как свою душу. Господь даровал Иринарху прозорливость, постижение тайн души человеческой. Из многих городов приходили к нему люди и просили и получали от него благословение. Многие боголюбивые люди приносили ему милостыню; он принимал и с радостью раздавал нищим и странникам, снабжая их пищей и одеянием. Всех приходящих он учил заповедям, отводя их от грехов и обличая тайные согрешения; получая его благословение они обращались на путь заповедей Господних. В монастыре Борисоглебском был некто старец по имени Тихон. Помыслив о том, как ему угодить Богу, он сделал себе «труды», сковал железную цепь и в этих «трудах» сидел семь лет. В это время на Руси уже производили свои опустошения и разорения польские и литовские паны, нашествие которых было предсказано Иринарху блаженным юродивым Иоанном. Старец Тихон убоялся нападенья от панов и удалился из монастыря, а свою железную цепь отдал Иринарху, у него цепь стала уже в двадцать сажень. В этой длинной цепи Иринарх продолжал трудиться по–прежнему, не давая рукам своим покоя: то он вязал волосяные свитки, то клобуки, то приготовлял на нищих одеяние. Он постоянно подавал нищим, помогал нуждающимся, защищал слабых от притеснения сильных и молился за всех Богу. Подолгу он иногда совсем не видел людей и от тяжелых подвигов иногда впадал в болезнь, которой всегда радовался, и благодарил Бога. Спал он только ночью и то лишь час, два или три, а тело свое бил своею железною палицею, творя молитву. Еще до нашествия Литвы, во время тонкого сна Иринарху было видение: город Москва разорена Литвою, все Российское царство пленено и пожжено по местам. Проснувшись, он стал неутешно плакать о предстоящем пленении и разорении святых Божьих церквей. Когда он несколько утешился от плача, вдруг облистал его сверху свет, и из этого света послышался голос: – Поди к Москве и поведай, что все так будет.

http://pravoslavie.ru/118853.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010