7  В настоящее время в г. Торжке существует только один мужской (Борисоглебский) монастырь, основанный в 12 веке пр. Ефремом (см. о нём но в прежнее время в этом городе существовало более 10 мужских монастырей: 1) Иоанно-Богословский, ныне Кладбищенская Богословская церковь (В. В. Зверинский III, 2) Димитриевский, ныне приходская церковь в честь Нерукотворенного Образа Спасителя, более известная под наименованием по придельному к ней храму во имя св. великомученика Димитрия (Аух. Дим. Упразднённые в Тверской епархии монастыри); 3) Василие-Кесарийский (в честь св. Василия Великого , Кесарии Каппадокийской архиепископа) ныне приходская (Васильевская) церковь (Строев, стр. 475, История Российской иерархии III, стр. 503); 4) Николо-Пустынский, ныне Никольская кладбищенская церковь (История Российской иерархии V, стр. 451. Строев, стр. 475, 5) Никитинский, ныне единоверческая Покровская церковь , на Никитской горе, История Российской иерархии V, стр. 188. Строев, стр. 476, В. Зверинский, выпуск III, 6) Иоанно-Предтеченский, ныне приходская церковь (В. Зверинский, выпуск III, основан патриархом Никоном в 1659 г.) в честь рождества Иоанна Предтечи, более известная по другому престолу в честь св. жен мироносиц, – Мироносицкая; 7) Рождественский (в честь рождества Христа Спасителя), ныне совершенно уничтоженный; по преданию старожилов, в Торжке он был на месте нынешнего тюремного замка (История Российской иерархии V, стр. 353, Строев, стр. 474, В. Зверинский, выпуск 2, 8) Троицкий на посаде, ныне посадская Троицкая (Ближняя Троица) церковь . (В этот монастырь, основанный бывшим при дворце в Москве на сенях церкви протоиереем Александром, поступали пожертвования от царицы Марий Ильиничны, супруги Царя Алексея Михайловича, царевны Евдокии Алексеевны и др. См. Архиепископа Димитрия, Упразднённые монастыри в Тверской Епархии: стр. 102); 9) и 10) Троицкий, ныне пригородная, называемая подмонастырская, Троицкая церковь , известная под названием «Дальняя Троица» (У Строева он смешивается с Троицким монастырём на посаде. Списки, стр. 476, История Российской иерархии, стр. 353, В. Зверинский, выпуск 2, эти монастыри существовали, отдельно; один из них на правом берегу реки Тверцы – Дальняя Троица в 2–3 вёрстах от г. Торжка, а другой на левой стороне реки Тверцы – в городе; ниже нынешней Учительской Семинарии; 11) Симеоновский (пр. Симеона Столпника на Дорогощи, ныне погост «св. Симеон», или с. Семёновское, около г. Торжка, при реке Тверце, по преданию, основан пр. Ефремом в 12 веке (В. Зверинский, выпуск 3, Строев, Списки, стр. 480, 12) Ивановский (Иоанна Предтечи) или Рождественский (в честь рождества его), запоминаемый у иеромонаха Илиодора, (Описание Торжка, стр. 9); но это, вероятно, выше упомянутый (под Предтеченский, ныне Мироносицкая приходская церковь . Скудны о сих монастырях сведения; не сохранились имена их строителей, не много упоминается имён их настоятелей (у Строева); но между ними нет ни одного с именем Константина.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

При этом для богослужения в новой жен. обители было решено оставить одного «чернаго священника и двух старых и доброжительных беззазорных людей». В случае если «буде черных попов, кому бы служить нет, вы-бы велели в том монастыре служить до нашего указу белым попам». Местным церковным властям надлежало «безместных стариц собрав в тот Федоровский монастырь», учинить «им общину» и покоить их «от вотчин» П.-З. Ф. м., чтобы старицам «скудости не было» ( Свирелин. 1903. С. 4). Большая забота о П.-З. Ф. м. со стороны царской семьи объяснялась тем, что обитель по-прежнему была для них местом богомолья. В разные годы здесь бывали или делали вклады цари Феодор, Иоанн V и Петр I Алексеевичи, царицы Прасковья Феодоровна Салтыкова, Наталия Кирилловна Нарышкина и царевна Наталия Алексеевна. Согласно писцовой переписной книге 1677 г., у «Федоровского Новодевича м(онасты)ря» был свой осадный двор, в к-ром проживали вместе со своими семьями дворник и бобыль (Переславль-Залесский: Мат-лы для истории города XVII и XVIII ст. 1884. С. 13). Свой осадный двор П.-З. Ф. м. имел и в Москве. На его обустройство в 1693 г. цари Иоанн V и Петр I Алексеевичи дали П.-З. Ф. м. новую грамоту. По росписи 1691 г. в Переславле-Залесском «Введения Преч(истой) Б(огороди)цы Федоровского девича м(онастыря) на ос(адном) дворе» жили 2 дворника (Переславль-Залесский: Мат-лы для его истории XVII и XVIII ст. С. 12). В 90-х гг. XVII в., во время своих поездок на Плещеево оз. для строительства флота, Переславль-Залесский и его обители посещал царь Петр I Алексеевич. П.-З. Ф. м. пользовался особым отношением его матери - царицы Наталии Кирилловны Нарышкиной, и ее родственников, к-рые делали сюда многочисленные вклады. Внимание властей привело к тому, что в мон-рь стали переводить или ссылать на жительство некоторых знатных персон. Св. врата Феодоровского мон-ря. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 г. Св. врата Феодоровского мон-ря. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 г. Хозяйственное управление П.-З. Ф. м. осуществлял строитель, который жил за пределами мон-ря. В 1-й пол. XVIII в. среди строителей встречались авторитетные и известные лица. Так, в сер. 30-х гг. XVIII в. «ведателем» П.-З. Ф. м. был придворный духовник, бывш. архим. Троице-Сергиева мон-ря Варлаам (Высоцкий) . В 1704-1710 гг. он являлся настоятелем переславль-залесского Борисоглебского мон-ря, а в 1710-1726 гг.- переславль-залесского Троицкого Данилова мон-ря ( Шумаков. 1917. 1089. С. 390). Лишь со времени игум. Капитолины (1688-1700) настоятельницы получили право утверждать решения и подписывать документы, связанные с материальным обеспечением обители, в которой появились богатые вкладчицы.

http://pravenc.ru/text/2579998.html

С 2009 г. ведется работа по профилактике абортов. Во всех жен. консультациях Вел. Новгорода имеются стенды с информацией о местном отд-нии Об-ва православных врачей, куда могут обратиться за помощью беременные женщины, оказавшиеся в сложной ситуации. В Н. и С. е. работает телефон горячей линии по вопросам брака, семьи, воспитания детей. Клирики Борисоглебской ц. Вел. Новгорода осуществляют духовное окормление и совместно с прихожанами оказывают материальную помощь детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам, а также душевнобольным, которые проживают в социальных и медицинских учреждениях города. При храме существуют вещевой и продуктовый склады для помощи нуждающимся, консультируют юрист и психолог, трудятся социальные работники. Приход новгородского Покровского собора опекает детский приют «Теремок». При новгородской ц. во имя ап. Филиппа в 1999 г. начала работать группа милосердия, оказывающая помощь пациентам лечебных заведений и людям, освободившимся из мест заключения. В 2010 г. при Благовещенской ц. пос. Шимск возникла община милосердия, к-рая помогает больным и одиноким пожилым людям, а также опекает пациентов Шимской центральной районной больницы. При валдайском Троицком соборе, при ц. во имя блгв. кн. Александра Невского в Вел. Новгороде, при Ильинском соборе г. Сольцы имеются пункты сбора и распределения вещевой помощи. В солецком соборе с 2006 г. действует фонд помощи матерям, оказывающий им материальную поддержку в первое время после рождения ребенка. Епархия активно взаимодействует с правоохранительными и др. гос. структурами на основании соглашений о сотрудничестве с региональными подразделениями Мин-ва внутренних дел, Следственного комитета, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы исполнения наказаний. С 2011 г. Михаило-Клопский монастырь принимает алко- и наркозависимых в качестве трудников и оказывает им помощь в избавлении от зависимостей. В следственном изоляторе 1 Вел. Новгорода действует ц. во имя вмц. Анастасии Узорешительницы, в исправительной колонии строгого режима 7 в пос. Панковка Новгородского р-на открыта ц. во имя блгв. кн. Владимира Новгородского, в исправительной колонии строгого режима 9 близ пос. Парфино Парфинского р-на построена ц. во имя свт. Николая Чудотворца.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Сохранились 2 светских изображения М. На фотографии (ГИМ; экспонировалась в Музее 1812 года в Бородинском зале) с неизвестного живописного оригинала, заправленной в фирменное паспарту фотоателье Карла Фишера на Кузнецком мосту, М.- молодая женщина, сидит в кресле, повернувшись на 3/4 вправо, правая рука лежит на подлокотнике. На ней легкое открытое платье, на правом плече, спускаясь на колени,- темная шаль с каймой. Прическа с короткими локонами и завитками, обрамляющими лицо, соответствует моде нач. XIX в. Облик великосветской дамы дополняют гребень в волосах и жемчужные серьги. Надпись на обороте более поздняя: «Тучкова. От А. А. Тучкова». На миниатюрном портрете, выполненном на медной пластине маслом (Музей-заповедник «Бородинское поле», экспозиция «Дом-музей игумении Марии»), неизвестный художник изобразил М. (в овале, без фона) по пояс, в 3/4-ном повороте вправо. На ней серое платье с меховой накидкой, вышитый белый воротник и такой же белый чепец с голубыми лентами, на висках букли. Лит.: Толычева Т. Спасо-Бородинский мон-рь и его основательница: М. М. Тучкова. М., 18752; Борисов К. А. Воспоминание о Спасо-Бородинском монастыре и его окрестностях. М., 1885; Брайковский А. А. Монастырь во имя Спасителя на Бородинском поле и его основательница. М., 1885, 1912; Анфилатов В. Е. Иконография игум. Марии//Бородинское поле: История. Культура. Экология. Можайск, 2000. С. 175-184; Семенищева Е. В., Хорошева Е. А. Двенадцать портретов М. М. Тучковой (игум. Марии)//Отечественная война 1812 года: Источники. Памятники. Проблемы: Мат-лы Междунар. науч. конф., 2-4 сент. 2013 г. Бородино, 2014. С. 90-98. Е. В. Семенищева Рубрики: Ключевые слова: АННА ВИРОВСКАЯ (Потто Анна Александровна; 1865-1903), игум., основательница Вировского во имя Всемилостивого Спаса мон-ря ЕВГЕНИЯ (Мещерская, урожд. Тютчева, Евдокия Николаевна; 1774 - 1837), игум., основательница Аносина Борисоглебского жен. мон-ря ЕВФРОСИНИЯ (Предслава Святославична; ок. 1104 - 23.05 (1173 или 1167?)), Полоцкая, игумения, прп. (пам. 23, 24 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых)

http://pravenc.ru/text/2562126.html

Ч. 1. Т. 1. С. 528). Т. о., выдубицкие монахи не приняли унии и оставили мон-рь. В постройках К. В. м. разместилась офиц. резиденция наместников Киевского униат. митрополита, а в кельях - жен. община: в 1600 г. здесь проживало ок. 10 монахинь во главе с Устиньей (Пам " ятки: [Археогр. щоричник]. К., 2001. Т. 3: Apxib Украïнськоï Церкви. Вип. 1. С. 289-290, 331). В 1605 г. мон-рь вновь стал мужским, игуменом был Иоасаф (Быковский), ставленник униат. митр. Ипатия Потея (НБУВ ИР. Ф. II. Ед. 6413-6576. Л. 57-57 об.). 22 янв. 1610 г. выдубицким настоятелем и наместником униат. митрополита в Киеве (Софии Киевской) стал Антоний (Грекович), прибывший в обитель 21 февр. К тому времени алтарная стена Михайловского храма рухнула в Днепр. Игум. Антоний пристроил деревянную алтарную часть к обрушившемуся храму, оштукатурил и побелил ее. К авг. 1612 г. церковь уже действовала. Игумен-униат постоянно получал угрозы от казаков. Из его жалоб в суд видно, что в К. В. м. проживали лишь немногочисленные слуги самого Антония. 23 февр. 1618 г. запорожские казаки утопили Антония (Грековича) в Днепре рядом с мон-рем, а саму обитель разграбили. Впосл. униат. игуменами были Исаакий (1618-1628) и Евстафий (Пешковский; 1628-1635). Немногочисленная братия жила за счет переправы через Днепр, собственность на которую мон-рю 24 авг. 1628 г. подтвердил польск. кор. Сигизмунд III с условием, что доходы будут использованы только на благоустройство подчиненной униат. митрополиту обители. 15 июня 1629 г. по приказу печерского архим. св. Петра (Могилы) паром был сожжен, перевозчики избиты. В 1635 г. по требованию православных вместо К. В. м. униатам был передан Борисоглебский мон-рь. Киевский митр. Петр (Могила) совершил новое освящение обители и храма. В 1640 г. он обращался к царю Михаилу Феодоровичу , прося средств на возобновление в камне алтарной стены собора (АЮЗР. Т. 3. 18. С. 28). Сам митр. Петр передал в К. В. м. Служебник Печерской типографии (23 нояб. 1636), подписные серебряный потир и лжицу (13 янв.

http://pravenc.ru/text/1684561.html

При Свято-Алексиевской пуст. (архиерейском подворье) имеются богадельня и правосл. детский центр-пансион долгосрочной социальной реабилитации им. святых Царственных мучеников. В апр. 2019 г. там проживали 12 чел., в детском реабилитационном центре - 26 чел. Воспитанникам детского центра-пансиона оказывают помощь действующие в обители социальная и психологическая службы, а также юридический отдел. По окончании школы воспитанники пансиона проживают в обители до завершения ими высшего или среднего профессионального образования. Обитель выплачивает им стипендии, оказывает помощь вещами и продуктами, содействует в трудоустройстве. В 2007 г. в Николо-Сольбинском жен. мон-ре создан социально-реабилитационный центр (приют) для девочек «Сольба». В нем проживают ок. 100 сирот и дети, родители к-рых попали в сложные жизненные ситуации. На базе приюта действует Добрая школа на Сольбе. При угличском во имя святителя Алексия, митрополита Московского, женском монастыре работает приют во имя царевича св. Димитрия Угличского. К апр. 2019 г. в нем проживали 10 сирот (в т. ч. совершеннолетние, обучающиеся в высших или средних учебных заведениях). На базе прихода церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери в с. Давыдове Борисоглебского р-на действует центр социальной помощи инвалидам, семье и детям «Преображение». В нем могут постоянно проживать до 20 семей, временно - до 60 семей. Угличский в честь Богоявления женский монастырь выиграл грант на создание центров гуманитарной помощи Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ. На средства гранта открыт гуманитарный склад и приобретены продуктовые наборы. В течение 2019 г. такие наборы должны получить 144 многодетные малообеспеченные семьи и одинокие матери с новорожденными детьми и детьми в возрасте до года. В переславском Даниловом мон-ре работает гуманитарный склад, где нуждающиеся могут получить вещи. Священнослужители епархии и профессиональные психологи проводят беседы с беременными женщинами с целью профилактики абортов. Издательская и информационная деятельность

http://pravenc.ru/text/2580008.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь ДУБЯНСКИЕ один из дворянских родов в России, представители к-рого в XVIII-XIX вв. были церковными и муз. деятелями ДУДИН АМВРОСИЕВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ основан не позднее сер. XIV в. в Березополье Нижегородского княжества, при впадении речки Зуевки в р. Оку ДУРЫЛИН Сергей Николаевич (1886 - 1954), свящ., поэт, прозаик (псевдоним Сергей Северный, С. Раевский и др.), искусствовед, историк лит-ры и театра, археолог, этнограф ДУХОВНИК в православной Церкви священник или старец-монах, регулярно принимающий тайную исповедь и помогающий духовному чаду на пути к спасению «ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ» законодательный акт, главный юридический документ, определявший правовой статус Церкви в России в синодальный период ДЬЯКИ архиерейских приказов, светские чиновники в органах высшего церковного и епархиального управления Русской Церкви в XVI-XVII вв. «ДЬЯКОНОВЫ ОТВЕТЫ» (1716-1719 гг.) ответы старообрядцев-поповцев дьяконова согласия на 130 вопросов настоятеля Успенского Кержебелбашского мон-ря Питирима ЕВГЕНИЙ (Кульберг Алексей Сергеевич; род. 25 сент. 1972 г.), митрополит Екатеринбургский и Верхотурский, глава Екатеринбургской митрополии ЕВГЕНИЙ (Зернов Семен Алексеевич; 1877 - 1937), митр. Горьковский, сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Новомучеников и исповедников Радонежских, Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг.) ЕВГЕНИЙ (Болховитинов Евфимий Алексеевич; 1767 - 1837), митр. Киевский и Галицкий, историк, археограф, библиограф ЕВГЕНИЙ (Булгарис [Вулгарис] Елевферий; 1716 - 1806), архиеп. Славянский и Херсонский, греч. духовный писатель ЕВГЕНИЯ (Мещерская, урожд. Тютчева, Евдокия Николаевна; 1774 - 1837), игум., основательница Аносина Борисоглебского жен. мон-ря ЕВДОКИЯ (Андрианова Евдокия Прохоровна; 1886 - 1942), мон., прмц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/121660_39.html

Рязань Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 54.629565; 39.741917 Россия, Рязань Рязань, Рязанская область Россия Общее описание [ править править код ] Объективно Центр области в 195 км к юго-востоку от Москвы. На р. Трубеж. Население – 540 тыс. человек. Субъективно Расположение города – на пути восточных завоевателей – обусловило его трагическую историю, отсутствие наиболее древних зданий, богатство святых и святынь. Рязанский кремль, хотя и не имеет стен, – один из прекраснейших на Руси. Кремль и Троицкий монастырь – достаточные основания для посещения города. Минимальное время знакомства с Рязанью и Свято-Иоанно-Богословским монастырём – два дня. История города [ править править код ] Старая Рязань [ править править код ] Рязань была основана Святославом Ярославичем Черниговским около 1060 г. при впадении р. Серебрянки в Оку. Полагают, что «Рязань» произошло от «эрзя» – названия мордовского племени. В 1127 г. Рязань отделилась от Чернигова в составе Муромо-Рязанского княжества, а по смерти первого муромо-рязанского князя Ярослава Святославича постепенно обретала самостоятельность, в сражениях отстаивая её от притязаний Суздаля. В Рязани проживало тогда около 7000 человек – столько же, сколько в Киеве. В 1213 г. Рязанское княжество стало «великим», т. е. самостоятельным. Город был обнесён стенами высотой более 10 м в виде бревенчатых срубов, между которыми была насыпана земля. Кроме храмов, было два собора – княжеский Борисоглебский и кафедральный Успенский. Рязань была первым русским городом на пути орды Батыя, шедшей покорять Европу в 1237 г. Великий князь Владимирский Георгий отказал Рязани в помощи. Тогда в ответ на требование десятой доли рязанский князь Юрий Игоревич послал к Батыю сына Феодора с дарами. Батый же потребовал от Феодора его супруги Евпраксии, о красоте которой был наслышан. Феодор Юрьевич, согласно «Повести о разорении земли Рязанской», ответил: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь». И тут же был убит. Евпраксия, узнав о смерти мужа, бросилась из высокого терема с младенцем Иваном в руках и убилась.

http://azbyka.ru/palomnik/Рязань

Церковь в честь Воздвижения Креста Господня. 1848 г. Фотография. 2004 г. Церковь в честь Воздвижения Креста Господня. 1848 г. Фотография. 2004 г. 15 мая 1865 г. по ходатайству святителя богадельня была переименована во Флоро-Лаврскую жен. общину, «старшей распорядительницей» была назначена Саватюгина. Устав общины составил Можайский еп. Савва (Тихомиров) и утвердил митр. Филарет. Община существовала на пожертвования неск. московских купцов, почитавших Иоанна Степановича. В 1865 г., незадолго до кончины, блаженный попытался обеспечить сестрам более стабильный достаток и попросил имп. Марию Александровну ходатайствовать о передаче общине пустующих с 1824 г. корпусов Пахринского имп. конезавода и 50 дес. земли на р. Пахре, в прошении было отказано. 25 дек. того же года Иоанн Степанович скончался и был похоронен на кладбище при Троицкой ц. в с. Пахрине (в 30-х гг. XX в. храм разобрали на кирпичи, место захоронения блаженного неизвестно). Память о подвижнике чтилась в В. м., до 20-х гг. XX в. в обители хранились его рубашка и вериги. В авг. 1869 г. помещица А. П. Головина пожаловала общине имение в с. Лукине Подольского у., в неск. верстах от Ст. Яма, и 300 дес. земли. 17 мая 1870 г. крестным ходом во главе с благочинным мон-рей Московской епархии прп. Пименом (Мясниковым) ок. 70 сестер перешли из Ст. Яма в Лукино, где действовала небольшая каменная ц. в честь Воздвижения Креста Господня (освящена 10 окт. 1848), поэтому община стала именоваться Крестовоздвиженской. В 1871-1873 гг. для общины были построены 2-этажный келейный корпус, гостиница, конный и скотный дворы. На средства В. Ф. Жолобова и Ю. И. Базановой к келейному корпусу была пристроена и 30 сент. 1873 г. еп. Дмитровским Леонидом (Краснопевковым) освящена ц. в честь Иерусалимской иконы Божией Матери. В 1882-1886 гг. к Крестовоздвиженскому храму пристроили трапезную, звонницу и паперть. Иерусалимская икона Божией Матери с избранными святыми на полях, хранящаяся в мон-ре. Фотография. 2004 г. Иерусалимская икона Божией Матери с избранными святыми на полях, хранящаяся в мон-ре. Фотография. 2004 г. В 1873 г. еп. Леонид постриг Саватюгину в иночество с именем Павла. Ближайшими помощницами общины стали насельницы Аносина Борисоглебского мон-ря игум. Евгения (Озерова), мон. Клеопатра и др. Весной 1886 г. мон. Павла (Саватюгина) ушла на покой, скончалась 31 окт. 1887 г. и была похоронена у юж. стены Иерусалимского храма.

http://pravenc.ru/text/155083.html

Во 2-й пол. XII в. в Городно шло активное каменное строительство. По-видимому, заказчиками и ктиторами являлись сыновья первого известного по летописям городенского кн. Всеволода († 1141/42) князья Борис († после 1151), св. Глеб († 1170?) и Мстислав († после 1184). На Замковой горе деревянно-каменные укрепления детинца были заменены на оборонительные стены из плинфы, возведены каменные княжеский терем и Нижняя церковь. По мнению польск. археолога З. Дурчевского, проводившего исследования Старого замка в 30-х гг. ХХ в., Нижняя церковь сгорела в 1183 г. и более не возобновлялась, на ее месте в кон. XIII - нач. XIV в. построена Верхняя церковь (разобрана в посл. четв. XVI в.). В 80-х гг. XII в. на территории посада, названного в XV в. Коложским, из плинфы возведена Борисоглебская (Коложская) ц., со 2-й пол. XV в. являвшаяся главным храмом гродненского Коложского во имя мучеников Бориса и Глеба мужского монастыря (кроме того, предание приписывает городенским князьям Борису и Глебу основание более древней Борисоглебской ц.). В кон. XII в. в Городно была также построена 6-столпная Пречистенская ц. на Подоле (в 1635 при ней был учрежден базилианский жен. мон-рь, в 1843 преобразованный в правосл. гродненский в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь ). Археологический материал дает основание полагать, что в XII в. в Городно существовали др. каменные храмы: в Новом замке и на посаде - т. н. Малая церковь. На территории Туровской епархии Городно обладал самым большим количеством каменных построек. О широком распространении христианства в Городно и его окрестностях свидетельствуют найденные при раскопках в городе предметы христ. обряда, относящиеся к XII-XIII вв.: медная пластина алтарной перегородки с надписью и с изображением ап. Павла, кресты, мощевики, медальоны и др. В Гродно найдены христ. граффити на металлических предметах и на стенах Коложской ц. ( Глihьhik В. , I. Kaлaжahckiя rpaфiцi з XIII ст.//Гicmapычha-apxeaлariчhы зб. Mihck, 1996. 8. С. 85-88; М. А. Старажытны горад Гродна//Памяць. Mihck, 1999. С. 37).

http://pravenc.ru/text/168161.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010