Недействующие: Успенский Боровенский (Ферапонтова пуст.; мужской; в совр. с. Боровенск Мосальского р-на; основан в XV в., упразднен в 1764, в наст. время действует архиерейское подворье, обитель возрождается), в честь Казанской иконы Божией Матери Шатрищегорский (мужской; находился на холме Шатринская Гора близ дер. Шатрищи Износковского р-на; основан не ранее XVI в., упразднен в 1764), в честь Казанской иконы Божией Матери (мужской; в Юхнове; основан ок. 2-й пол. XVI в. как Юхновская пуст., разорен в Смутное время (ок. 1611), возобновлен в 1653, упразднен в 1724, возобновлен в 1726, закрыт в 1918-1919), Борисоглебский (мужской; в Мосальске; время основания неизвестно, прекратил существование до 1676), в честь Казанской иконы Божией Матери Боголюбивый (женский; близ дер. Новодяглево Куйбышевского р-на; основан в 1868 как Белокопытовская Казанская жен. община, к-рая в 1892 преобразована в мон-рь, закрыт в 1923, в наст. время действует архиерейское подворье, обитель возрождается), Мелхиседекова пуст. (мужская; ныне урочище Гурики близ дер. Анновка Кировского р-на; основана в 1837, к 1916 штатный муж. монастырь, закрыт в 1918). Арх.: РГАДА. Ф. 1355. Оп. 1. Д. 1435(копия в Д. 1549. Л. 1-2 об.); Ф. 1455. Оп. 4; ГА Калужской обл. Ф. 32. Оп. 2. Д. 1967; Ф. 33. Д. 2152; Ф. 94. Оп. 1. Д. 49а; Ф. 1267. Оп. 2. Д. 312, 1267, 1233; Ф. Р-1425. Оп. 1. Д. 49а. Лит.: Трофимовский Н. В. Ист.-стат. описание Смоленской епархии. СПб., 1864. С. 338-342; Ханыков В. В. Летопись Калужская от отдаленных времен до 1841 г./Сообщ.: архим. Леонид (Кавелин). М., 1878. С. 73-74; Зверинский. 229, 856, 857, 1310, 1446; Денисов. С. 285, 778; Дубовский С. А. Пустынники Рославльских лесов//Смоленские ЕВ. 1994. 4. С. 49-71; ЖПодв. Июль. С. 150-163; Иванов А. Я. Правосл. храмы, располагавшиеся на территории совр. Юхновского, Медынского, Износковского и Кондровского р-нов Калужской обл. и их причты (XIX - нач. XX вв.): Мат-лы для истории Калужской епархии. М., 1998. С. 220-227; Бауэр А. А. Неизвестный мон-рь Калужского края: (Мелхиседекова пуст. Жиздринского у. в XIX - нач. XX вв.)//Вопросы археологии, истории, культуры и природы В. Поочья: Сб. мат-лов XIV Всерос. науч. конф. Калуга, 2012. С. 302-305; Иосифа (Егасова), мон. Боголюбивая обитель на р. Любуше. М., 2017.

http://pravenc.ru/text/2580076.html

Угрешского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря архим. Пимен (Мясников) , а его игуменией в 1879 г. стала настоятельница Аносина Борисоглебского женского монастыря Рафаила (Ровинская). Вместе с ней в обитель было переведено неск. сестер. 19 окт. 1879 г. состоялось торжественное освящение нового собора при участии митр. Московского и Коломенского Макария (Булгакова) и представителей городских властей. В 1880 г. в М. И. м. проживали 14 монахинь, в т. ч. 8 сестер из Аносиной обители. Мон-рь хоть и был городским, но подчинялся угрешскому архим. Пимену. В М. И. м. был введен строгий общежительный устав, прием сестер находился в ведении настоятельницы. Вклада для поступления не требовалось, но принимались добровольные пожертвования, к-рые, впрочем, не давали поступившим никаких преимуществ. Сестры получали кельи с отоплением и освещением, трапезу, одежду и обувь. Прием родных и знакомых разрешался только по воскресным дням и только в помещении общей трапезной. Выход за пределы М. И. м. зависел от разрешения настоятельницы. Сестры несли церковные послушания, работали в бело- и золотошвейной и иконописной мастерских. В М. И. м. действовала больница для монашествующих и послушниц московских мон-рей. В 1891 г. М. И. м. получил 107 дес. земли близ сел Старбеево Московского у. (ныне в черте г. Химки Московской обл.) и Гнилуши (ныне в черте г. Долгопрудного Московской обл.), где был основан хутор Чернецово, создано подсобное хозяйство и устроено кладбище для монахинь, на средства благотворителей построена деревянная ц. во имя прп. Сергия Радонежского (освящена 16 июля 1893), в 1895 г. открыта одноклассная церковноприходская школа для крестьянских девочек. Постриженицы М. И. м. стали игумениями мн. мон-рей Московской епархии: 1-я игум. мон. Рафаила впосл. стала настоятельницей кремлевского Вознесенского монастыря, ее преемница мон. Сергия (Смирнова) - настоятельницей московского во имя преподобного Алексия, человека Божия, монастыря , благочинная мон. София (Быкова) - настоятельницей Зосимовой Троице-Одигитриевой пуст., ризничая Анастасия (Астапова) - настоятельницей Князь-Владимирского жен.

http://pravenc.ru/text/2564216.html

Третья Николаевская церковь – одноглавая, под алтарем устроена кладовая. Эта церковь в 1889-93 гг. реставрирована и по стенам расписана живописными изображениями. В ней сохранилось 2-ярусное литое медное паникадило, вверху его двуглавый орел с короною, на втором ярусе – литые изображения ангелов, внизу было подвешено яйцо «строфокамилово». Кроме этих монастырских церквей в селе Борисоглебском была еще приходская церковь во имя зачатия св. Иоанна Предтечи. Об этой церкви упоминается в церковных документах 1771 г., когда причту был вырезан особый земельный надел. На месте этой церкви ныне деревянная часовня. Копия с метрических книг хранится в церковном архиве с 1803 г. Причт Борисоглебского прихода состоит из священника и псаломщика. На содержание их получается: от служб, требоисправлений и от церковной земли до 500 руб. в год. Дома у членов причта собственные, на церковной земле. Приход состоит из села и деревень: Старого и Нового Варижа, в коих по клировым ведомостям числится 696 душ муж. пола и 749 жен. При церкви в селе устроена церковно-приходская школа. В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г. Первые достоверные сведения о Борисоглебском монастыре встречаются в Никоновской и Новгородской четвёртой летописях и датированы первой пол. XIV в. Во Владимирской летописи под 1346 годом читаем: «Того же лета (6854 г. т.е. 1346 г.) преставися князь Василей Ярославич Муромский, в черньцех и в скиме, положен бысть в Муроме, в церкви святую мученику Бориса и Глеба». Никоновская летопись уточняет: «... в монастыре на Ушине, при митрополите Феогносте». А из Новгородской четвертой летописи узнаем, что князь Василий Ярославич скончался зимой 6853 г., то есть в конце 1345 года. Долгое время монастырь был деревянным, и только в XVII веке на месте обветшавших деревянных строений были выстроены новые каменные храмы: во имя Вознесения Господня с приделом страстотерпцев Бориса и Глеба и во имя Рождества Христова и Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Год построения этих церквей неизвестен. Из надписи на сохранившемся антиминсе видно, что престол предела во имя страстотерпцев Бориса и Глеба освящен в 1681 г. В окладных книгах Рязанской епархии за 1676 год, к которой тогда принадлежал и Муромский уезд, в Борисоглебском монастыре названа церковь страстотерпцев Бориса и Глеба. «У той церкви дворъ попа Михайла, дьякона Зотика, дьячка Степана, въ приходе 5 дворовъ служнихъ, 59 крестьянскихъ и 19 бобыльскихъ; деревня Благовещенское, въ ней 30 дв. крестьянскихъ; дер. Пенцы – 6 дв. крестьянскихъ и дер. Варежъ, въ ней 32 двора крестьянскихъ и 7 бобыльскихъ». Обитель была обнесена каменной оградой.

http://sobory.ru/article/?object=04295

Память преподобного мученика Евстратия – 28 марта. 1114 г. Полоцк в княжение князя Георгия, из рода князя Изяслава Владимировича. Князь и супруга его София выбрали жениха двенадцатилетней дочери, красивой Предиславе. Но отроковица с детства вся в мире духовном. Тайно от всех покидает она княжеский дворец, идет в Борисоглебский монастырь к родственнице-игумении и просит постричь ее в черницы. «Воззревши на юность» племянницы, «бе бо лепа лицем», долго уговаривала ее игумения отказаться от решения. «Госпожа и мать! – отвечала ей Предислава, – Все в этом мире прекрасно и славно, но вскоре минует яко сон, яко цвет увядает; а наслаждение сокровенной красотою и сладостью Бога в священном посте и молитве пребывает вовеки... Не бойся отца моего, госпожа моя. Убойся более Господа, владеющего всею тварью, и не лиши меня ангельского чина». С именем Евфросинии пострижена была княжна, шестьдесят лет прожила подвижнически и 23 мая 1173 г. скончалась в Иерусалиме, будучи потом причислена к лику святых. Память святой чтится 23 мая. «...Диавол, враг наш, побеждается тремя добрыми делами: покаянием, слезами и милостынею... Просите Бога о прощении грехов со слезами и не только в церкви это делайте, но и ложась в постель. Не забывайте ни одну ночь класть земные поклоны, если вы здоровы; если же занеможете, то хоть трижды поклонитесь... Главное же, не забывайте убогих, и по силе, как можете, кормите их... Епископов, попов, игуменов почитайте... Пуще всего не имейте гордости ни в сердце вашем, ни в уме; ибо все смертны, – сегодня живы, а завтра в гробу. Все, что дал нам Бог , не наше, а только поручено на короткое время. В землю сокровищ не зарывайте – это великий грех... Старика почитайте как отца, а молодых как братьев. В деле своем не ленитесь... Больного посетите; покойника проводите; и не оставляйте никого без привета; скажите всякому доброе слово... Жен своих любите, но власти им над собою не давайте... Что знаете полезного, не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь... Творите добро, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего по отношению к Церкви...» (Отрывки из «Поучения» Великого Князя Владимира Мономаха к детям.)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

один из значительных городов Болгарии, в древности бывший даже столицею. < >< back 1) > < >< back 2) > Память святого равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского с 161 по 180 г. богатый город в Фригии, области Малой Азии считались от восхода солнца так, что 9-й час соответствовал нашему 3 часу пополуночи. деньми — так называется Первое Лицо Св. Троицы. Наименование это употреблено пророком Даниилом при описании одного из таинственных его видений в Вавилоне: «видел я, наконец, — говорит св. пророк, — что поставлены были престолы и воссел Ветхий деньми». лица, управлявшие провинциями Римского государства. место конских скачек и состязаний в езде на колесницах. занимали области Азии, лежавшие между Евфратом и горными странами на Инде. Парфяне были кочевниками и в позднейшее время не утратили этого характера, отличаясь во всех войнах, как превосходные и храбрые всадники, в совершенстве владевшие стрелой и копьем. Война о парфянами была счастливо окончена в 165 г. Луцием Вером. один из городов Сирии. еретики II века, признававшие два начала: благого Бога и материю, находящуюся под владычеством диавола, или лукавого существа, вечного и злого. или Низибида — большой и многолюдный город провинции Мигдонии, в Месопотамии. юго-восточная береговая страна Малой Азии. область Малой Азии. или Синнады, город на севере Фригии, близ горной цепи, где находились знаменитые Синнадские мраморные ломки. Ныне развалины близ Ескикари — Гассаф. около 167 года. Память святых мучеников Александра епископа, Ираклия воина и четырех жен: Анны, Елисаветы, Феодотии и Гликерии пострадали в Адрианополе в III веке. Память преподобных Феодора и Павла Ростовских, основателей Борисоглебского монастыря основу изложения положена здесь «Повесть о Борисоглебском монастыре от коликих лет и како бысть его начало, еже исперва от древних старец слышахом и мало писания обретохом», написанная в XVI веке в самом Борисоглебском монастыре и сохранившаяся в рукописи XVI-ro века в библиотеке Троице-Сергиевой лавры, в сборнике за 782. — Борисоглебский второклассный монастырь существует и теперь и находится в Ярославской губернии в Ростовском уезде в 18 верстах от Ростова по дороге (теперь шоссейной) из Ростова в Углич, на реке Устье, которая, соединившись в девяти верстах от Ростова с вытекающею из Ростовского озера рекою Версою, образует реку Которость, впадающую в Волгу в г. Ярославле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

К З. м. были приписаны церкви упраздненных Белого во имя святителя Николая Чудотворца (в 1764) и Лазаревского жен. (возможно, в 1816) мон-рей. Примыкающий с юга к территории З. м. Белый (Николо-Бельский, свт. Николая Белого) мон-рь составляет с ним единый комплекс. В 1135-1136 (или в 1144) гг. неким Ирожнетом (Рожнешем) была построена Никольская ц. (Н1Л. С. 7; Н3Л. С. 214; Т. 43. М., 2004. С. 65; Н3Л. С. 214). Однако в данном случае, вероятно, речь идет об ином храме в том же районе и с тем же посвящением ( Штендер. 1991. С. 89-90, 100; Петров. Историческая топография. 1999. С. 6). Собственно Белый мон-рь впервые упоминается в связи с закладкой Новгородским архиеп. Давидом «на своем дворищи» в 1312 г. каменного собора (Н1Л. С. 70) и устройством обители. В 1521 г. игум. Илией Цветным был устроен придел «на сенях» во имя св. прор. Илии. Вероятно, вскоре после введения в обители общежития (1552) была построена каменная трапезная Ильинская ц. (упом. в описи 1583-1584 гг. наряду с Никольской ц., имевшей Петропавловский придел). Земельные владения обители по р. Гзень граничили с угодьями упраздненного в XVII в. Борисоглебского мон-ря. После Смуты, по описи 1615 г., каменные церковь и трапезная были «разорены, келей и ограды нет… старцов и слуг того монастыря нет ни единово человека» (Опись Новгорода. 1984. С. 121). В 1623-1628 гг. монастырь был возобновлен по указу царя Михаила Феодоровича, подтверждены его права на вотчины и угодья, в т. ч. в Кожевниках (1641). 5 февр. 1672 г. деревянные строения сгорели. В 1685-1764 гг. мон-рь приписан к Новгородскому архиерейскому дому, в мон-ре открылась больница. Наряду с Никольской ц. за деревянной оградой находились трапезная каменная Ильинская ц. и надвратная каменная колокольня, к нач. XIX в. они были разобраны. Между 1845 и 1860 гг. Никольская ц. была возобновлена; пристроены новый обширный притвор и сев. придел на месте древних (XVI в.?). В церкви почитались икона свт. Николая - древнейший список образа из Николо-Дворищенского собора и икона апостолов Петра и Павла - древний список т. н. Корсунской иконы апостолов из Софийского собора.

http://pravenc.ru/text/199663.html

17 янв. 1886 г. указом Синода игум. Иона был возведен в сан архимандрита и назначен одновременно настоятелем возрождавшегося Межигорского в честь Преображения Господня мон-ря . К. И. м. был приписан к Межигорской обители, которая в 1894 г. была преобразована в женскую (с отделением от нее К. И. м. со всеми угодьями и капиталами), и передан в ведение киевского в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ря ; по настоянию архим. Ионы К. И. м. стал самостоятельным. Но в дек. 1899 г. в связи с преклонным возрастом преподобный был освобожден от управления обителью и поселился в деревянном домике (построен в 1884; снесен в 50-х гг. XX в.). 15 дек. 1901 г. он соборовался и до самой кончины ничего не ел, ежедневно причащался и пил св. воду. Сразу после кончины преподобного настоятель Выдубицкого мон-ря архим. Евлогий отслужил панихиду по старцу. 1 янв. гроб с телом почившего был перенесен в храм Св. Троицы. 12 янв. 1902 г. пребывавший на покое еп. Сильвестр (Малеванский) и ок. 60 клириков в присутствии ок. 30 тыс. паломников совершили отпевание основателя мон-ря. Затем гроб с телом старца трижды обнесли вокруг храма. Он был погребен в склепе под Свято-Троицким собором. В 1899-1902 гг. К. И. м. возглавлял игум. Евгений, в 1902-1911 гг.- архим. Мелхиседек (Стеценко), при к-ром в 1902-1909 гг. производился капитальный ремонт Троицкого храма. В 1911 г. новым настоятелем был назначен иером. (впосл. архимандрит) Иувеналий (Онокало). В 1869 г. в К. И. м. проживало 27 насельников, в т. ч. иеросхимонах и 4 иеромонаха, в 1901 г.- 470 насельников, в 1905 г.- 523 (обитель среди киевских мон-рей занимала 2-е место по числу братии после Киево-Печерской лавры), в 1908 г.- 602, в 1913 г.- 559 насельников, в т. ч. 54 иеромонаха, 27 иеродиаконов, 124 монаха и 354 послушника. К. И. м. являлся единственной муж. общежительной обителью в Киеве. Прп. Иона не позволял принимать братию из др. мон-рей, в К. И. м. поступали только миряне. Ок. 10 пострижеников К. И. м. стали настоятелями др. обителей. Так, настоятелем оренбургского Макариевского Успенского мон-ря был о. Вениамин (Курач), Жаботинского Чубовского во имя прп. Онуфрия Великого мон-ря - о. Евгений (Загородний), строителем Пречистенского скита в мест. Церковщина - о. Мануил (Ковш; в схиме Серафим). Организатором скита на Зверинецких пещерах стал игум. Валентин (Коротенко). Насельники К. И. м. назначались настоятелями оршанского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря и Неклюдовского Борисоглебского скита Могилёвской губ.

http://pravenc.ru/text/1684567.html

1686 Архим. Тихон управлял монастырем с 1652 г. по 1660 г. (Свирелин, Пересл. Троицкий Данилов мон. 2 Влад. 105, стр. 50). 1692 Пристижение – слово, произведенное от глагола пристигнути – догнать, достичь, настигнуть, подоспеть, настать, наступить. 1695 Иона Сисосвич посвящен въ митрополита Ростовского 22 августа 1652 г., скончался 20 декабря 1690 г. 1697 Текст фразы сильно испорчен. Не следует ли читать ее так «Данную ему написанную от царя и от архиерея еписталию радостно прочте и глагола ему, подавшему еписталию». 1701 Гермоген, архимандрит Горицкий 1651–1654 гг. (Строев, Списки, 696); Порфирий, игумен Никитского монастыря, упом. в августе 1653 г. (Там же, 678), Вавила, игумен Феодоровский, по актам монастырского архива упоминается в 1647–48, 1650–1659 гг. (Свирелин, Переслав. Федоровский женский мон., Влдим. 1903, стр 20), Варсонофий, по Строеву (713 стб.), был игуменом Борисоглебского монастыря в февр. 1644 г, в 1646–1652 управлял монастырем Леонид, затем до 1658 г. пропуск. Не был ли в эти промежуточные годы Варсанофий снова игуменом? 1716 Варианты приводятся из рукописей Ундольского 1026 и гр. Уварова 1139 (185). В ркп. Ундольского перед текстом стоит заглавие «О явлении преподобного Даниила, како явися Иоанну». – которое в остальных двух помещено ниже. 1721 в1248 В Ун вместо заглавия Тогда явися преподобныи Иоанну некоему, при его же обители пребывающему в подманастырнои слободке, сицееым образом. Уд Ув носяща Д ему переправлево из ми, Ув ми в Ув Москву 1746 Лаврентий Дмитриевич Салтыков † 1660 г., жен. на Елене Елизарьевне Чебуковой (Кн. П. Долгорукова, Российская родосл. книга, ч. II, стр. 71). Однако здесь и в ч. 13 жена Л. Салтыкова называется Евдокией. 1749 Под сметной росписью 1655 г. есть его подпись «К сим переписным книгам Богдан Аисин Леонтья Лупандина место по его велению руку приложл». (Переславль Залесскии. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. М 1884, стр 4). 1750 Иосиф управлял монастырем с 1637 по 1642 г. (Свирелин, Переславский Троиц. Данилов монастырь, стр. 60).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Лит.: ИРИ. Т. 6. С. 488-518; Ист. сведения о Елецко-Успенском мон-ре в Чернигове//Черниговские ГВ. 1841. 46. С. 297-303; 47. С. 308-311; 48. С. 317-319; 49. С. 331-333; Шафонский А. Ф. Черниговского наместничества топографическое описание. К., 1851; Филарет (Гумилевский), архиеп. Кафедральные Черниговские мон-ри: Ильинский, Елецкий и Борисоглебский. [Чернигов, 1861.] С. 95-123; он же. Ист.-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873. Кн. 3. С. 1-34; Эйнгорн В. О. Пребывание в Москве Иоанникия Голятовского в 1670 г.//ЖМНП. 1896. Нояб. С. 85, 92-95; он же. Очерки из истории Малороссии в XVII в.: Сношение малорос. духовенства с моск. правительством в царствование Алексея Михайловича. М., 1899. С. 664; Добровольский П. М. Черниговский Елецкий Успенский 1-кл. мон-рь: Ист. описание. Чернигов, Ефимов А. Н., прот. Черниговский Елецкий мон-рь Успения Пресв. Богородицы, со времени его основания и до наших дней (1060-1902): Его святыни и достопримечательности. Чернигов, 1903; Щербак С. Д. Дело о краже украшений с чудотворной иконы в Елецком Черниговском мон-ре во 2-й пол. XVIII в.//Тр. XIV Археол. съезда в Чернигове в 1909 г. М., 1911. Т. 3. С. 382-386; Шевелев И. Ш. Пропорции и композиция Успенской Елецкой ц. в Чернигове//Архит. наследство. М., 1972. Т. 19. С. 32-42; Шекун А. В. Новые исследования Елецкого мон-ря в Чернигове//Тез. Черниговской обл. науч.-метод. конф., посвящ. 20-летию Черниговского архитектурно-ист. заповедника. Чернигов, 1987. С. 43-45; Куракин Ю. Н. Распространение католичества и униатства на землях Черниговского воеводства Речи Посполитой в 1-й пол. XVII в.//Славяне и их соседи. М., 1991. Вып. 3: Католицизм и православие в ср. века. С. 96-108; Студьонова Л. 3 icmopiï Чephiribcьkoï enapxiï: Бiблiorp. покажчик. Чephirib, 1993. С. 29-32; Гребень П. Н., Лаевский С. Н. Археол. наблюдения на территории Елецкого мон-ря и «окольного града» древнего Чернигова: По мат-лам раскопок 1994-1995 гг.//Apxeoлoriчhi cmapoжumhocmi Подесення: Мат-ли icm.-apxeoл. ceмihapy. Чephirib, 1995; Кузнецов Г. А. Край непокоренный: Черниговщина, 1941-1945 гг. Чернигов, 1995. С. 122-123; ва Т. Гаптарство у cibepяhcьkux жihoчux мон-рях//Cibepяhcьkuй лimonuc. 1996. 1. С. 60-67; Bipoцьkuй В. Д. Храми Чephiroba. К., 1998. С. 87-111; Черниговский Елецкий Св.-Успенский жен. мон-рь/Сост.: мон. Вероника (Терехова). К., 1999; Реутов А. В. О назначении так называемых «крещален» в древнерус. храмах//Лаврський альманах. К., 2003. Вип. 9. С. 101-107.

http://pravenc.ru/text/189789.html

11 сент. 1823 г. Мещерская поселилась в келье московского в честь Вознесения Господня монастыряря , 13 сент. в ц. во имя вмц. Екатерины на Царицыных сенях свт. Филаретом была пострижена в монашество с именем Евгения, на следующий день в Чудовом мон-ре возведена в сан игумении. Митр. Серафим благословил Е. Казанской иконой Божией Матери, митр. Филарет - четками. 18 сент. 1823 г. состоялось открытие Аносина мон-ря с введением архим. Иннокентием (Платоновым) Е. в управление этой обителью. В мон-ре Е. вела аскетичный образ жизни, носила власяницу, спала на доске, покрытой войлоком. Прп. Пимен (Мясников) свидетельствовал, что «все предметы роскоши были изгнаны из деревянной небольшой кельи старицы Евгении, ложе ее было жесткое, пища простая, скудная, а сравнительно с прежними брашнами ее княжеской трапезы, даже весьма грубая, одежда из толстого мухояра». Е. ввела в обители общежитие по Уставу прп. Феодора Студийского, но строгость жизни, к к-рой игумения призывала сестер, возмутила их. «Не прошло шести недель после моего пострига,- вспоминала Е.,- как казначея с ее присными объявила мне, что выходит вон из обители». Вскоре смута прекратилась. По инициативе Е. в мон-ре были построены ц. во имя свт. Димитрия Ростовского (1824), больничный корпус с приютом и ц. во имя вмц. Анастасии Узорешительницы (1828-1829), покровительницы дочери - Анастасии Озеровой, кельи, трапезная, мастерская, хлебные амбары и др. жилые и хозяйственные постройки, вырыто 2 пруда для разведения рыбы. В строительной и наставнической деятельности Е. руководствовалась советами свт. Филарета, вела с ним регулярную переписку. В янв. 1832 г. из-за болезни и конфликтов с казначеей мон. Серафимой (Заварзиной) Е. передала ей управление мон-рем и по благословению свт. Филарета отправилась в паломничество: посетила Воронеж, где познакомилась со свт. Антонием (Смирницким) , Киев, Чернигов, неск. жен. обителей, в т. ч. елецкий в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастырь, Борисовский в честь Тихвинской иконы Божией Матери монастырь , заехала к родственникам, побывала на могилах родных. Вернувшись в Москву, 19 сент. 1832 г. Е. получила письмо от свт. Филарета с предложением принять управление мон-рем «к утешению всех там пребывающих». Ответив согласием, 24 сент. 1832 г. Е. вернулась в Борисоглебский мон-рь. За неск. лет до смерти ископала себе могилу, к-рую часто посещала. В авг. 1836 г., предчувствуя скорую кончину, Е. вновь посетила Воронеж, поклонилась мощам свт. Митрофана , еп. Воронежского, общалась с архиеп. Антонием (Смирницким).

http://pravenc.ru/text/187027.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010