В П. и У. е. ежемесячно публикуются ж. «Ковчег» и приходская газ. «Преображение» храма в честь Владимирской иконы Божией Матери в с. Давыдове Борисоглебского р-на. Храмом в честь Смоленской иконы Божией Матери в с. Ям Переславского р-на издается «Приходской вестник», Угличский Богоявленский мон-рь выпускает ежемесячную газ. «Богоявленский вестник»; Николо-Сольбинский монастырь - еженедельную электронную газ. «Сольбинская весточка»; издаются материалы конференций и чтений, к-рые проходят в епархии. Свято-Алексиевская пуст. (архиерейское подворье) выпускает светские и церковные издания. В марте 2019 г. вышел 1-й номер ежемесячного электронного «Переславского епархиального вестника»; газета поступает по электронной рассылке в благочиния и приходы. Действуют 124 сайта епархиальных учреждений, благочиний и приходов. Святыни В Переславле-Залесском особо почитаются: чудотворная Андрониковская икона Божией Матери в Феодоровском жен. мон-ре, мощи и вериги прп. Никиты Столпника в Никитском мужском мон-ре, мощи прп. Даниила Переславского в Троицком Даниловом мон-ре, частица мощей блгв. кн. Александра Невского с фрагментом его монашеского облачения во Владимирском кафедральном соборе, мощи блгв. кн. Андрея Смоленского, прп. Корнилия Переславского и Корсунский крест в переславль-залесском во имя святителя Николая Чудотворца женском монастыре . В окрестностях Переславля-Залесского имеются источники во имя прп. Никиты Переславского и вмц. Варвары. В с. Троицкая Слобода Переславского р-на на церковном кладбище находится могила местночтимого блж. Михаила Лазарева (Миша-Самуил; 1848 - 23 февр. (8 марта) 1907). На подворье переславского Никольского жен. мон-ря в с. Годенове Ростовского р-на, в ц. во имя свт. Иоанна Златоуста, хранится почитаемый крест (деревянное распятие с резным скульптурным изображением Спасителя), по преданию, явившийся пастухам в 1423 г. В пос. Борисоглебском в Борисоглебском мон-ре под спудом покоятся мощи затворника прп. Иринарха , хранятся его вериги. Также в мон-ре под спудом почивают мощи основателей обители - преподобных Феодора и Павла Ростовских.

http://pravenc.ru/text/2580008.html

С июня 1992 г. Н. являлся постоянным членом Синода УПЦ. Под рук. Н. с кон. 80-х гг. велась работа по сбору сведений о подвигах новомучеников, пострадавших на Харьковщине во время большевистских гонений на веру. На основании собранных материалов 22 июня 1993 г. решением Синода УПЦ был прославлен 31 местночтимый святой, их имена вошли в Собор новомучеников Слободского края. Н. составил сборник служб и акафистов новопрославленным святым (издан в 1996). С 27 дек. 1994 г. являлся председателем Комиссии УПЦ по канонизации святых (до 22 нояб. 2006). За время управления Н. Харьковской епархией количество приходов увеличилось в 5 раз: к нач. 2011 г. в епархии было уже 313 действующих храмов. Активно велись работы по строительству новых храмов, возвращению закрытых в годы советской власти церквей, их ремонту и реставрации. Особо важное значение имело восстановление под рук. Н. уникального архитектурного комплекса харьковского Покровского мон-ря. К 2003 г. была завершена реставрация монастырских Покровского собора и Озерянской ц. В Харьковской епархии появились и новые монашеские обители. В 1997 г. на основе сложившейся при отреставрированном храме святых Бориса и Глеба в с. Водяном Змиёвского р-на Харьковской обл. жен. монашеской общины по благословению Н. был учрежден Борисоглебский в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь (с 2012 в Изюмской епархии). В том же 1997 г. был возрожден как Архангело-Михайловский жен. мон-рь в г. Лозовая Харьковской обл. После ремонтно-восстановительных работ 22 марта 1998 г. Н. освятил монастырский храм во имя арх. Михаила. Позднее был организован скит на месте первоначального расположения мон-ря в с. Светловщина, в 5 км от Лозовой. В 1993 г. в Харькове начало работу 2-годичное духовное уч-ще, преобразованное в 1996 г. в семинарию с 4-летним сроком обучения. В дальнейшем при семинарии были открыты богословско-педагогические курсы, иконописная школа. Н. являлся ректором возрожденной Харьковской ДС в 1996-2011 гг. Также он был редактором начавших выходить с 1994 г. ежемесячных «Харьковских епархиальных ведомостей», а в 2000 г. под его редакцией началось издание философско-религиозного ж. «Вера и разум». На протяжении неск. лет Н. вел передачи о вере на местном телевидении. Н.- автор почти 8 тыс. проповедей, служб и акафистов, статей на различные темы церковной жизни, прозаических и стихотворных произведений, автобиографических книг. Он был удостоен званий почетного профессора Харьковского гос. ин-та культуры и Харьковского ин-та искусств им. И. П. Котляревского, почетного д-ра богословия КДА, Варшавской христианской богословской академии, Харьковского национального ун-та им. В. Н. Каразина, почетного члена Союзов писателей России и Украины.

http://pravenc.ru/text/2565594.html

Вообще, замечает жизнеописатель преподобной, Ризоположенский монастырь находился тогда в самом цветущем состоянии: во всей Великой России не было такого монастыря по устроению благочиния и нигде нельзя было найти таких строгих богобоязненных черноризиц, какие подвизались здесь и между которыми Евфросиния сияла, как денница посреди звезд. Монастырь разделялся стеною на две половины: на одной жили вдовы, на другой – девицы. Но для молитвы те и другие собирались сначала вместе в один храм, а потом для жен построена была отдельная церковь во имя Пресвятой Троицы. Жены имели у себя особую начальницу, и девицам запрещено было беседовать с бывшими в замужестве. При нашествии татар на Россию в 1238 г., когда Батый взял Суздаль и разорил в нем храмы и монастыри, обитель Ризположенская была сохранена от врагов молитвами преподобной Евфросинии, которая уже славилась тогда даром чудотворений 1746 . Долго еще подвизалась преподобная в своей обители, имела скорбь и вместе радость слышать о мученической кончине в Орде своего отца князя Михаила и своего достойного наставника – боярина Феодора (1246) и около 1250 г. предала дух свой Богу, причтенная впоследствии Церковию к лику святых 1747 . Еще в двух местах великого княжения Владимиро-Суздальского явились тогда монастыри: святой Богородицы в Нижнем Новгороде и Спасо-Запруденский в Костроме. Первый основан великим князем Георгием Всеволодовичем и упоминается в 1229–1239 гг. 1748 Последний основан князем костромским Василием Квашнею в 1239 г. при реке Запруденке по случаю явления там чудотворной иконы Божией Матери, известной ныне под именем Феодоровской 1749 . Вне пределов княжества Суздальского, однако ж в той же средней полосе России, процветала тогда жизнь иноческая в Смоленске и Полоцке. Из летописей мы знаем только о двух монастырях в Смоленске и его окрестностях: о монастыре Отроче, которого игумен Михаил вместе с Смоленским епископом Игнатием приезжал послом от смоленского князя Мстислава к великому князю Всеволоду в 1206 г. 1750 , и о монастыре Борисоглебском на Смядине, основанном еще в предшествующий период: здесь в 1177 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

По прошествии нескольких лет подвигов на св. луке, когда уже у них был сожительствующий с ними третий брат и в пустыню к ним стали приходить посетители, пр. Дионисию пришло на мысль удалиться в пустыню более глубокую и завести в ней общежитие. К этому побуждала его с одной стороны любовь к уединению, с другой стороны то, что друг его Пахомий стал наконец тяготиться суровостью его жизни. Сотворив общую молитву и целовав друг друга, друзья мирно расстались, Дионисий пошел на Глушицу, а Пахомий остался на св. луке, прилагая труды к трудам и служа примером для начавшей уже собираться к нему братии. Но на этом и оканчиваются дошедшие до нас письменные о нем сведения, так что мы ничего не можем сказать ни о дальнейших его подвигах, ни о времени блаженной его кончины и о месте погребения. Николаевский монастырь на св. луке впоследствии приписан был к Вологодскому Борисоглебскому монастырю, находившемуся на острове реки Сухоны, называемом Глебове, в 10 верстах от Шуйска, а в 1479 году великая княгиня Мария грамотою своею передала его в ведение Спасокаменного, вознаградив за него Борисоглебский монастырь деньгами. Не эта ли приписка Свято-луцкого монастыря к другим и была причиною того, что до нас не дошло сведений о последующей жизни его основателя? Преподобный Филипп Рабангский Когда пр. Дионисий в лесных дебрях и непроходимых Глушицких болотах устроил свои обители и ввел в них строгий общежительный устав, тогда стали приходить к нему для сожительства не только бельцы из ближайших окрестностей, но и священноиноки, игумены и архимандриты из отдаленных мест, желая быть его учениками. Так велика была у всех уверенность в духовной опытности и мудрости пустынного аввы; так все желали иметь его своим наставником и под его руководством учиться иноческим подвигам. И не напрасна была эта уверенность! Сколько окрестных жителей, мужей и жен преподобный просветил и наставил на путь спасения своими мудрыми наставлениями и отеческими советами, построив им даже и храмы Божии! Сколько в среде своего многочисленного братства он воспитал святых и великих подвижников иночества, наставляя их и словом и собственным примером! Как твердо и глубоко насадил и укоренил в своих обителях дух истннного подвижничества, не оставлявший их долгое время и после его блаженной кончины! К этому светлому лику святых подвижников, усвоивших себе дух учителя и просивших иноческими подвигами, прннадлежит и блаженный Филипп Рабангский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Еще до приезда в Тамбов, епископ Пахомий узнал, что там уцелели кое-какие здания бывшего тамбовского архиерейского дома, существовавшего с 1682 по 1701 гг., но были заняты архивом провинциальной канцелярии и др. делами. Кафедральный собор, начатый постройкой еще вторым тамбовским епископом Питиримом (1685 – 1697 гг.), доведенный до половины, более чем в полустолетие успел почти разрушиться. Явившись в Тамбов, Пахомий не имел, где главу приклонить. До 1764 г. он напрасно хлопотал об освобождении архиерейских зданий от архива. Построить новый архиерейский дом у него не было подходящего места: все места близ крепости были застроены казенными зданиями. В силу необходимости епископу Пахомию пришлось поместиться в бедном и ветхом упраздненном Казанском монастыре, стоявшем недалеко от крепости, возобновить его и приспособить для местопребывания архиерея. 634 Св. Синод прежних времен был не без вины в скитальничестве епископа Пахомия, а косвенно в замедлении восстановления Тамбовской епархии, одобрив в 1726 году предположение о продаже с аукциона старых зданий во дворе бывшего тамбовского архиерейского дома. 635 Переяславль-Залесская, Костромская и Владимирская архиерейские кафедры в этом отношении оказались гораздо счастливее Тамбовской тем, что для них было готово место в богатых монастырях. У тамбовского архиерея даже не оказалось места, где бы можно было построить дом. В состав возобновленной Тамбовской епархии и в ведение епископа Пахомия поступали все 14 городов с 1066 цер., 24 муж. и 12 жен. монастырями по росписи 1744 года. К ним присоединялся еще Чернеев монастырь, архимандрит которого Марк переводился в тульский Предтечев монастырь Коломенской епархии. По росписи 1744 года Тамбовскую епархию составляли города с уездами: Тамбов – 165 цер. и 4 мон., Пенза – 203 ц., 5 мон., в том числе Мокшанск, Козлов – 110 ц., 3 мон. с Раненбургской пустыней, Добрый – 28 ц., 3 мон., Борисоглебск – 11 ц., Петровск – 12 ц., 2 мон., Красная слобода – (Краснослободск) 65 цер., 3 мон., Темников – 32 ц., 2 мон., Верхний и Нижний Ломовы – 120 ц., 3 мон., Керенск – 58 ц., Саранск и Инзар – 196 цер., 5 мон., Корсунь – 66 цер. 636

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Вообще, замечает жизнеописатель преподобной, Риэположенский монастырь находился тогда в самом цветущем состоянии: во всей Великой России не было такого монастыря по устроению благочиния и нигде нельзя было найти таких строгих богобоязненных черноризиц, какие подвизались здесь и между которыми Евфросиния сияла, как денница посреди звезд. Монастырь разделялся стеною на две половины: на одной жили вдовы, на другой – девицы. Но для молитвы те и другие собирались сначала вместе в один храм, а потом для жен построена была отдельная церковь во имя Пресвятой Троицы. Жены имели у себя особую начальницу, и девицам запрещено было беседовать с бывшими в замужестве. При нашествии татар на Россию в 1238 г., когда Батый взял Суздаль и разорил в нем храмы и монастыри, обитель Ризположенская была сохранена от врагов молитвами преподобной Евфросинии, которая уже славилась тогда даром чудотворений. Долго еще подвизалась преподобная в своей обители, имела скорбь и вместе радость слышать о мученической кончине в Орде своего отца князя Михаила и своего достойного наставника – боярина Феодора (1246) и около 1250 г. предала дух свой Богу, причтенная впоследствии Церковию к лику святых.    Еще в двух местах великого княжения Владимиро-Суздальского явились тогда монастыри: святой Богородицы в Нижнем Новгороде и Спасо-Запруденский в Костроме. Первый основан великим князем Георгием Всеволодовичем и упоминается в 1229—1239 гг. Последний основан князем костромским Василием Квашнею в 1239 г. при реке Запруденке по случаю явления там чудотворной иконы Божией Матери, известной ныне под именем Феодоровской.    Вне пределов княжества Суздальского, однако ж в той же средней полосе России, процветала тогда жизнь иноческая в Смоленске и Полоцке.    Из летописей мы знаем только о двух монастырях в Смоленске и его окрестностях: о монастыре Отроче, которого игумен Михаил вместе с Смоленским епископом Игнатием приезжал послом от смоленского князя Мстислава к великому князю Всеволоду в 1206 г., и о монастыре Борисоглебском на Смядине, основанном еще в предшествующий период: здесь в 1177 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Подвиги преп. Димитрия начались на родине его в Переяславле-Залесском. Сын богатого купца, обученный в юности чтению книг, Димитрий не стремился к земному богатству, но искал небесного. Приняв пострижение в Нагорном Борисоглебском монастыре, он снискал себе чистою равноангельною жизнию любовь и уважение братии. Спустя несколько лет, Димитрий основал на берегу Переяславского озера Николаевский монастырь, с правилами строгого общежития для братии. В первый раз познакомился с дивным пустынником Радонежским тогда, когда преп. Сергий приходил в Переяславль и был посвящен в сан игумена. Это было в 1354 г. С того времени преп. Димитрий часто ходил к преп. Сергию для духовных бесед и возвращался с одушевлением на новые подвиги. Он был весьма красив лицом, и красота его расцветала от поста: во избежание искушений в обители, посещаемой мирскими людьми, он закрывал лицо свое куколем и бегал женщин. Одна из именитых жен Переяславских, слышавшая о необыкновенной красоте его, захотела непременно видеть лицо его, и ей удалось это тогда, как преподобный готовился к богослужению; но нецеломудренная внезапно поражена была расслаблением. Братия, увидев жалкое положение ее, сжалилась над нею и просила настоятеля простить ее. Тронутый раскаянием и слезами ее, он сказал: «зачем ты хотела видеть грешника, уже умершего миру?» – и крестным знамением возвратил ей здравие. Слух о высокой жизни преп. Димитрия дошел до соименного ему вел. кн. Димитрия Донского, который просил Димитрия быть восприемником детей его. Преподобный исполнил желание доброго князя и получил от него щедрые дары для обители. Но, бегая славы человеческой, он решился удалиться в глухое место, и отправился с любимым учеником своим Пахомием на север, тогда еще малолюдный, – в непроходимые дубравы Вологодские. При слиянии рек Лежи и Великой, недалеко от Авнежской волости, он поставил храм Воскресения Христова, существующий доныне. Окрестные жители, боясь потерять часть земли своей, не дозволили устроить монастырь. Отшельник ушел в Вологду, где еще не было до него обителей иноческих. За три версты от города полюбилось ему уединенное место «при луке» (излучине) р. Вологды. Здесь преп. Димитрий в 1371 г. основал монастырь. Блаж. игумен нового монастыря подвизался в молитве и трудах. Он не искал ничего от людей и не прерывал молитвенного правила для богатых посетителей, но любил втайне помогать бедным. Пища его состояла из одной просфоры с теплою водою; одеждою в зимнее и летнее время служил ему ветхий тулуп. Для братии принимал он подаяние от мирян, но с разбором. Одному благотворителю, человеку скупому и немилостивому, он сказал: «отнеси назад, что принес нам, и накорми слуг и сирот крестьян, живущих у тебя, чтобы не страдали они от голода и наготы; когда останется от того что-нибудь, – принеси нашей нищете.»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Чюдо 13 того же святаго Илинарха. О исцлвшей жен. Нкая жена именемъ Агрипина, того же Борисоглбского монастыря села Коскина Гавриловская жена, бысть одержима бсным недугомъ и люто пострада от духъ нечистыхъ, не помня дому своего, ни чад своих не зная. И нача мужа и чад своих бити. И того ради лютаго недуга привязана бысть к лавке. И здаяше все имние свое врачемъ, и дом свой истощаша, и пользы не обртше. И не вде, что сотворити ей. И собрашася к ней сродники ея, и смотряху на нея прилжно, и взыде имъ на мысль, и сташа глаголати про чюдотворца Илинарха. И она помаавъ рукою своею, и повел вести ся къ чюдотворцу Илинарху. И приведоша ея к чюдотворцу на гроб, и начаша молитися о ней, и благословили ея честнымъ крестомъ святаго трудовъ, и возложиша на нея крестъ честный. И в том час бысть здрава. И возрадовашася вси о исцлении ея, и воздаша хвалу Христу – Богу нашему, и Пречистй Богородиц, и угоднику ихъ и чюдотворцу Илинарху, и возвратишася с радостию велиею восвояси. 660 ...Борисоглбскаго монастыря на Устье... – Борисоглебский монастырь расположен на обширной возвышенности на берегу реки Устье, окруженной лесом. Основанный в конце XIV в. выходцами из Новгорода Великого Федором и Павлом по благословению Сергия Радонежского, он пользовался особым покровительством московских государей: Василий II Темный нашел в нем приют во время войны с князем Юрием Дмитриевичем, в нем был крещен его сын Иван III Васильевич, Иван IV Грозный жаловал этот монастырь, наравне с Соловецким, землями и денежными вкладами более других обителей. Архитектурный ансамбль монастыря сложился к 30-м гг. XVI в. Зодчим каменного собора Бориса и Глеба (1522–1524) и Благовещенской церкви с трапезной (1524–1526) был московский мастер Григорий Борисов. 661 ...двадесяти бо пяти недлъ на ноги пошелъ. – Безусловное житийное чудо: ребенок пошел неполных шести месяцев от роду. 662 …житие преподобнаго Макария, Калязинскаго чюдотворца… – Из Жития Макария известно, что он был сыном боярина Кожина. Принял монашество и основал Калязинский монастырь, игуменом которого закончил свою жизнь в 1483 г. В 1521 г. были обнаружены его мощи, и Собором 1547 г. он был признан святым. Память его отмечается 17 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Память преподобяого мученика Евстратия – 28 марта (10 апреля). 1114 г. Полоцк в княжение князя Георгия, из рода князя Изяслава Владимировича. Князь и супруга его София выбрали жениха двенадцатилетней дочери, красивой Предиславе. Но отроковица с детства вся в мире духовном. Тайно от всех покидает она княжеский дворец, идет в Борисоглебский монастырь к родственнице-игумении и просит постричь ее в черницы. «Возревши на юность» племянницы «бе бо лепа лицем» долго уговаривала ее игумения отказаться от решения. «Госпожа и мать! – отвечала ей Предислава. – Все в этом мире прекрасно и славно, но вскоре минует яко сон, яко цвет увядает; а наслаждение сокровенной красотою и сладостью Бога в священном посте и молитве пребывает вовеки… Не бойся отца моего, госпожа моя. Убойся более Господа, владеющего всею тварию и не лиши меня ангельского чина.» С именем Евфросинии пострижена была княжна, шестьдесят лет прожила подвижнически и 23 мая 1173 года скончалась в Иерусалиме, будучи потом причислена к лику святых. Память святой чтится 23 мая (5 июня). «…Диявол, враг наш, побеждается тремя добрыми делами: покаянием, слезами и милостынею… Просите Бога о прощении грехов со слезами и не только в церкви это делайте, но и ложась в постель. Не забывайте ни одну ночь класть земные поклоны, если вы здоровы; если же занеможете, то хоть трижды поклонитесь… Главное же не забывайте убогих, и по силе, как можете, кормите их… Епископов, попов, игуменов почитайте… Пуще всего не имейте гордости ни в сердце вашем, ни в уме; ибо все смертны, – сегодня живы, а завтра в гробу. Все, что дал нам Бог , не наше, а только поручено на короткое время. В землю сокровищ не зарывайте – это великий грех… Старика почитайте как отца, а молодых как братьев. В деле своем не ленитесь… Больного посетите; покойника проводите и не оставляйте никого без привета; скажите всякому доброе слово-Жен своих любите, но власти им над собою не давайте… Что знаете полезного, не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь… Творите добро, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего по отношению к Церкви…»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

А строение - Божие милосердие, образа и книги и колокол того приходу посацких людей " ... Долго-ли существовала эта церковь Димитриевская - неизвестно; прежде ныне существующей каменной церкви - была деревянная во имя св. великом. Димитрия (а не в честь Нерукотворен. образа Спасителя) и, вероятно, уже без придела в честь св. Николая, какого нет и в нынешнем храме. В Димитриевской церкви находится старинное резное изображение св. Николая во весь рост, повидимому, памятник существования в этом храме Николаевского придела. Замечательна по иконописи и сваежести красок, а еще более по рисунку - старинная и, вероятно, бывшая храмовою, икона Рождества Спасителя, по преданию, поступившая в эту церковь из упраздненнаго Рождест. монастыря (таковая же икона в Ильинской церкви и, тоже, говорят, из того же монастыря). Храмовая икона в левом приделе св. великом. Димитрия, в иконостасе; средину иконы занимает изображение св. Димитрия, а вокруг - страдания и чудеса его; всех клейм 18. Икона Корсунской Божией Матери - старинная принадлежавшая старинному роду Холщевниковых, из дома коих она была передана в этот храм в 1850 г. после того, как прекратилась эта фамилия (Холщевниковых). В гор. Торжке все почти приходския церкви, благодаря щедротам Императрицы Екатерины 2-й, имеют для причтов земли, но храм Димитриевский почему-то более всех других воспользовался этим благодеянием Государыни. Пахотной и сенокосной земли 140 десятин (в д. Дуброве более 21 дес., в Уницах около 19 дес., в Трубицыной - 14 дес. 1058 саж.); выгону на город. земле 15 дес. и четыре места усадебных - для членов причта. Прихожан при Димитриев. церкви 64 двора, в коих 165 душ муж. пола и 198 жен. (стат. сведения за 1900 г.). Между церковными документами замечена была церков. летопись, хотя не обширная, но обстоятельно составленная. С южной возвышенной паперти (каменной) открывается отличный вид на г. Торжок, на Борисоглебский монастырь и на множество храмов. По данным Тверского епархиального статистического сборника 1901 года: Димитриевская церковь, построена в 1826 году, каменная, престола три: в холодной Спаса Нерукотворного Образа, в теплой: правый Покрова Пресвятой Богородицы, левый Великомученика Димитрия Солунского.

http://sobory.ru/article/?object=37961

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010