Государственное, церковное и политическое значение культа Бориса иГлеба способствовало созданию и широкому распространению в древнерусскойписьменности многочисленных произведений о них. Им посвящена летописная повесть(под 1015 г.) об убийстве Бориса (см. Повесть временных лет), «Сказание истрасть и похвала святую мученику Бориса и Глба», написанное неизвестным автором,«Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпцю Бориса и Глба», авторомкоторого был Нестор, проложные сказания (краткие рассказы в Прологах – особомвиде древнерусских литературных сборников), паремийное чтение (текст,включенный в богослужебные книги – Паремийники и Служебные Минеи). Вопрос овзаимоотношении всех этих текстов и их хронологии весьма сложен и до настоящеговремени не может считаться разрешенным. По мнению большинства ученых в основе и«Сказания», и «Чтения» лежит летописная повесть (есть, правда, и гипотеза опервичности «Сказания» по отношению к летописной повести). По вопросу овзаимоотношении «Сказания» и «Чтения» в науке существуют две противоположныхточки зрения. С. А. Бугославский на основе текстологического изучения255 списков всего цикла памятников о Борисе и Глебе пришел к заключению, что«Сказание» возникло в последние годы княжения Ярослава Мудрого (т. е. всередине XI в.). Позже к «Сказанию о Борисе и Глебе» было присоединено«Сказание о чудесах», составлявшееся последовательно тремя авторами напротяжении 1089–1115 гг. Наиболее ранний список «Сказания» (в Успенскомсборнике конца XII – нач. XIII вв.)дошел до нас уже в таком виде (т. е. текст «Сказания о Борисе и Глебе»,дополненный «Сказанием о чудесах»). На основе «Сказания о Борисе и Глебе»,дополненного рассказами о чудесах в редакции второго автора, скорее всего около1108 г., Нестором было составлено «Чтение». Противоположная точка зрения,обоснованная А. А. Шахматовым, поддержанная и развитаяН. Серебрянским, Д. И. Абрамовичем , Н. Н. Ворониным(мы называем имена тех исследователей, которые специально занимались этойпроблемой), сводится к следующему. Сначала, в 80-х гг. XI в.,было написано «Чтение» Нестором. На основе Несторового «Чтения» и летописнойповести после 1115 г. было создано «Сказание», с самого начала включавшеев свой состав и рассказы о чудесах. Гипотетичность обеих точек зрения требуетдальнейшей разработки данного вопроса.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сопоставляя эти свидетельства, ученые приходят к заключению, что автор «Похвалы» Владимира и автор «Сказания» о Борисе и Глебе – есть одно и то же лицо. Исследователи сознаются, однако ж, что данное в «Сказании» обещание написать о добродетелях Владимира еще не влечет за собою необходимости признания того, что это обещание исполнено было в написании именно «Похвалы», равно как и сознание автора «Похвалы» в том, что он раньше писал о Борисе и Глебе, еще не дает права предполагать, что здесь непременно идет речь о рассматриваемом нами «Сказании», а не о каком-нибудь другом литературном памятнике, трактующем о Борисе и Глебе. Словом, сопоставление рассматриваемых показаний дает лишь повод искать доказательств в пользу принадлежности этих двух памятников одному и тому же автору, но само по себе не может быть признано доказательством. Но таких именно доказательств, насколько наш известно, не представил ни один исследователь. Тюрин, правда, указал на «разительное сходство в характере заглавий» «Похвалы» и «Сказания» 109 . Сходство, несомненно, существует, но оно ничего не доказывает, так как данная форма заглавия представляет обычное, постоянно встречающееся явление в памятниках нашей древней письменности. Вот примеры. В одном Торжественнике конца XV в. помещено произведение, которому предшествует следующее заглавие: «Месяца иоулиа 15. Успение благоверного великого князя Владимера, нареченного в святем крещении Василия. Господи благослови отче» 110 . Форма заглавия здесь та же, что и в рассматриваемых памятниках; а между тем о принадлежности «Успения» Иакову мниху не может быть и речи. Такая же форма заглавия и в известном «Сказании» о Борисе и Глебе, написанном Преподобным Нестором Печерским 111 . Повторяем, что доказательств в пользу принадлежности «Похвалы» и «Сказания» одному и тому же автору не представлено. Если же прочитать эти два памятника один за другим и сравнить их между собою в литературном отношении, то, нам кажется, можно прийти к совершенно противоположному заключению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1954. Bd. 23. S. 60-77; 1956. Bd. 25. S. 329-363; 1959. Bd. 27. S. 274-322; 1962. Bd. 30. S. 14-44; он же. О времени канонизации св. Бориса и Глеба//Russia Mediaevalis. 1995. Т. 8. 1. С. 5-20 (перепеч.: Мюллер Л. Понять Россию: Ист.-культурные исслед. М., 2000. С. 71-87); он же. Летописный рассказ и Сказание о св. Борисе и Глебе: Их текстуальное взаимоотношение//Russia Mediaevalis. 2002. Т. 10, 1. С. 22-33; Воронин Н. Н. Анонимное сказание о Борисе и Глебе, его время, стиль и автор//ТОДРЛ. 1957. Т. 13. С. 11-56; Ильин Н. Н. Летописная статья 6523 года и ее источник: (Опыт анализа). М., 1957; Сперанский М. Н. К истории взаимоотношений рус. и югославянских литератур (рус. памятники письменности на юге славянства)// он же. Из истории рус.-слав. лит. связей. М., 1960. С. 15, 16, 38-40; Poppe A. Chronologia utworów Nestora hagiografa//Slavia Orientalis. 1965. T. 14. S. 287-305; idem. Opowie о mczestwie i cudach Borysa i Gleba//Там же. 1969. Т. 18. S. 267-292, 359-381; он же. О времени зарождения культа Бориса и Глеба//Russia Mediaevalis. 1973. Т. 1. С. 6-29; idem. Politik und Heiligenverehrung in der Kiever Rus " : Der apostelgleiche Herrscher und seine Märtyrersöhne//Politik und Heiligenverehrung im Hochmittelalter. Sigmarimgen, 1994. S. 403-422. (Vorträge und Forschungen; Bd. 42); idem. Der Kampf um die Kiever Thronfolge nach dem 15. Juli 1015//FzoG. 1995. Bd. 50. S. 275-296. (Beitr. z. 7. Intern. Konf. z. Geschichte des Kiever und des Moskauer Reiches); он же. О зарождении культа св. Бориса и Глеба и о посвященных им произведениях//Russia Mediaevalis. 1995. Т. 8. 1. С. 21-68; Атаджанян И. А. Русское «Сказание о Борисе и Глебе» и армянские Четьи-Минеи. Ереван, 1969; он же. Об источнике, мотивах и характере армянского перевода «Сказания о Борисе и Глебе»//Лит. связи. Ереван, 1977. Т. 2: Русско-армянские лит. связи. С. 47-62; Алешковский М. X. Повесть временных лет: Судьба лит. произведения в Др. Руси. М., 1971. С. 83-93, 129-131; он же. Древнерусские глебоборисовские энколпионы 1072-1150 гг.//ДРИ.

http://pravenc.ru/text/153171.html

В убийстве Глеба есть и ещё одно странное обстоятельство – автор почему-то не забывает упомянуть о том, что юного князя зарезал его повар. И здесь убийство опять уподобляется жертвоприношению: «Заклал его, как агнца непорочного и невинного». Доказательств того, что древний текст воспринимался именно так, у нас нет. Странно лишь то, что образы, объединённые общей темой, встречаются здесь слишком часто, позволяя построить научную гипотезу. Так «Сказание о Борисе и Глебе» позволяет нам проследить круг проблем, с которыми сталкиваются исследователи, — когда факты нужно отделить от образов, а последние, по возможности, ещё и попытаться истолковать. Самостоятельно прочитать текст «Сказания о Борисе и Глебе» можно в Электронной библиотеке Пушкинского Дома . Вы прочитали статью «Сказание о Борисе и Глебе»: что имел в виду автор? Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 6 августа, 2018 20 мая, 2022 26 декабря, 2016 15 мая, 2016 18 сентября, 2015 6 августа, 2014 15 мая, 2013 6 августа, 2012 4 августа, 2010 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/skazanie-o-borise-i-gl...

Умирают молодые души, Сбитые, как пулей, наркотой. Я смотрю на Родину в безсилье: Где бытует вековечный враг… Господи! Ведь он мою Россию Захоронит в Мировой овраг. Не могу отвлечься и забыться, Не могу печаль свою избыть… Господи, не дай стране убиться! Господи, не дай страну убить! 1999 Молюсь о Борисе и Глебе Этих святых поставил Бог светить в мире, многочисленными чудесами сиять в великой Русской земле. Сказание о Борисе и Глебе Бывает у русского в жизни Такая минута, когда Раздумье его об Отчизне Сияет в душе, как звезда. Юрий Кузнецов Молясь о Борисе и Глебе, Степенную речь заведу: – Простите нас, предки, на небе И не предавайте Суду… Молясь о Борисе и Глебе, Я думал в глухие года О доле, о воле, о хлебе – И в сердце всходила звезда. И чувства взлетали на гребень, И Русь оживала в беде… Молюсь о Борисе и Глебе, Как будто на Страшном Суде. По Божьей рачительной требе Я всякому молвлю: – В грехах Молись о Борисе и Глебе Не суетно, не впопыхах. И горе рассыплется в щебень, И помыслы будут чисты. Молись о Борисе и Глебе, Их святостью зиждишься ты. Молись о Борисе и Глебе, Их свет собирая в щепоть. Свечу твою вечность колеблет, Молитву диктует Господь… 2005 На земле, почти у края Где беда все длится, За тебя, страна родная, Встану помолиться. Света Божьего источник В небе загорится. Надо мной сосед восточный Кружит и ярится. Не кружи, сосед, не майся, Я тебя не трону. Мудрым будь и поклоняйся Собственному трону. Над моей страной витает Враг иного толка. И в самой стране хватает Ворона и волка. Им нужна моя безпечность, Им нужна Россия. Но стоит за мною вечность И Святая Сила. Вот и выйду к вечной сини, Где душа и птица. За тебя, моя Россия, Буду век молиться! 2006 Священник Подлинный русский священник, Встав на амвон в Рождество, Верит, что будет прощенье Паствы заблудшей его. Строгий, творящий молитвы У Пресвятого Креста, Духом возросший для битвы, Зиждится верой в Христа. Будет грехов отпущенье Тем, кто собою являл Веру, святое смущенье, Душу бедой закалял. Людям дано ощущенье –

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 80, 121, 130-146; Т. 2. Стб. 67, 105, 115-133; НПЛ. С. 128, 159, 168-175; Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им/Подгот. к печ. Д. И. Абрамович. Пг., 1916. (Памятники древнерус. лит-ры; Вып. 2); Бугославский С. А. Святые князья Борис и Глеб в древнерус. лит-ре. Ч. 2: Тексты//Унив. изв. 1915. Нояб./дек. С. 1-16 (приб.); 1916. Апр. С. 17-64; май/июнь. С. 65-96; июль/авг. С. 97-128; сент./окт. С. 129-144; 1917. Янв./февр. С. 145-168; он же. Украïно-руськи пам " ятки XI-XVIII вв. про khязib Бориса та Глiбa: (Poзbiдka й тексти). К., 1928. (Пам " ятки мови та письменства давньоï Украïни; Вип. 1); Успенский сб. XII-XIII вв./Изд. подгот. О. А. Князевская и др. М., 1971. С. 42-71; Revelli G. Monumenti letterari su Boris e Gleb=Лит. памятники о Борисе и Глебе. Genova, 1993; Сказание о Борисе и Глебе: Факсим. воспроизв. житийных повестей из Сильвестровского сб-ка (2-я пол. XIV в.). М., 1985; Мурьянов М. Ф. Из наблюдений над структурой служебных Миней//Проблемы структурной лингвистики, 1979. М., 1981. С. 263-278 [стихиры службы свв. Б. и Г., отсутствующие в изд. Д. И. Абрамовича]; Воронин Н. П. , Жуковская Л. П. К истории смоленской лит-ры XII в.//Культурное наследие древней Руси. М., 1976. С. 69-79 [пролож. чтение о перенесении рак в 1191 г.]; Лопарев X. М. Слово похвальное на перенесение мощей свв. Бориса и Глеба: неизд. памятник лит-ры XII в. СПб., 1894. (ПДП; 98); Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные источники IX-XI вв.: Тексты, пер., коммент. М., 1993. С. 134-205 [изд., пер. и коммент. «рус.» фрагментов хроники Титмара]; Джаксон Т. Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе (1-я треть XI в.): Тексты, пер., коммент. М., 1994. С. 89-119, 161-174 [изд., пер. и коммент. «Саги об Эймунде»]. Лит.: Макарий. История РЦ. Кн. 2; Соболевский А. И. «Память и похвала св. Владимиру» и «Сказание» о свв. Борисе и Глебе//ХЧ. 1890. Ч. 1. С. 791-804; он же. Материалы и заметки по древнерус. лит-ре, XIV: Когда написано Несторово «Чтение о свв. Борисе и Глебе»?//ИОРЯС.

http://pravenc.ru/text/153171.html

“Сказание” употребляет все свое немалое искусство, чтобы изобразить их человеческую слабость, жалостную беззащитность. Оно ярко рисует мучительную трудность отрыва от жизни, горечь прощания с этим “прелестным светом”. Не об отце лишь плачет Борис, но и о своей погибающей юности. Еще более поражает в “Сказании” своим трагическим реализмом смерть Глеба. Здесь все сказано, чтобы пронзить сердце острой жалостью Юная, почти детская жизнь трепещет под ножом убийцы (как характерно, что этим убийцей выбран повар), и ни одна черта мужественного примирения, вольного избрания не смягчает ужаса бойни — почти до самого конца. Глеб до встречи с убийцами, даже оплакав Бориса, не верит в жестокий замысел Святополка. Думается, в полном согласии с древним сказателем, мы можем выразить предсмертную мысль Глеба: всякий ученик Христов оставляется в мире для страдания, и всякое невинное и вольное страдание в мире есть страдание за имя Христово. А дух вольного страдания — по крайней мере, в образе непротивления — торжествует и в Глебе над его человеческой слабостью в “Сказании”, очищенная от морально практических приложений, даже от идеи мужественного исполнения долга (для этого нужно было подчеркнуть человеческую слабость), идея жертвы, отличная от героического мученичества, выступает с особой силой». Федотов «Святые Древней Руси». Перевод «Сказания» — Лихачев Д. С. О Борисе и Глебе: Федотов Бибихин в связи с русской государственностью в п. 24–29 книги «Узнай себя» Топоров В. Н. «Идея святости в Древней Руси. Вольное страдание как подражание Христу. “Сказание о Борисе и Глебе”» Группа Вконтакте Facebook группа Сказание и страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу Сказание о Борисе и Глебе — один, но не единственный из цикла памятников, посвященных первым русским святым — князьям-страстотерпцам Борису и Глебу. Среди исследователей нет единого мнения о времени создния памятника: называют середину XI или XII века, неизвестен и автор Сказания, хотя среди авторов цикла произведений о Борисе и Глебе упомянут известный летописец Нестор.

http://predanie.ru/book/72284-skazanie-i...

МГУ. 1987. Сер. 9: Филология. 1. С.73–80; Revelli G. Некоторые новые археографические сведения о неизвестных списках “Сказания о Борисе и Глебе”//Palaeobulgarica. 1988. Т.12/1. С. 81–92; она же. Некоторые археографические сведения о неизвестных списках литературного цикла о Борисе и Глебе//Quaderni del Dipartimento di Lingue e Letterature Straniere Moderne: Università di Genova. 1989. P. 163–183; Ужанков A.H. К вопросу о времени написания “Сказания” и “Чтения” о Борисе и Глебе//ГДРЛ. 1992. Сб.5. С.370–412; Биленкин В. “Чтение” преп. Нестора как памятник “глебоборисовского культа”//ТОДРЛ. 1993. Т.47. С.54–64; Милютенко Н.И. Переяславское сказание о Борисе и Глебе в составе Летописца Переяславля Суздальского//Там же. С.65–81; Poppe A. Politik und Heiligenverehrung in der Kiever Rus’: Der apostelgleiche Herrscher und seine Märtyrersöhne//Politik und Heiligenverehrung im Hochmittelalter. (Vorträge und Forschungen. Bd.42). Sigmaringen, 1994. S.403–422; Топоров B.H. Идея святости в Древней Руси: Вольная жертва как подражание Христу (“Сказание о Борисе и Глебе”)//Он же. Святость и святые (прим. 430). С.413–600.) 534 Речь идет предположительно о раннехристианском мученике Никите, сыне императора Максимиана (286–305), о мученичестве которого сохранилось несколько повестей (BHG/Auctarium. 1343–1346). 535 Существует обширная литература о распространенности среди южных и восточных славян различных вариантов Жития св. Вацлава (знакомство с которым, в той или иной версии, приходится предполагать и в данном случае) и его (равно как и проложного Жития св. Людмилы) влиянии на литературную форму Сказания. Приведем только наиболее важные работы: а. (издания Жития св. Вацлава, открытого и изданного А. Хр. Востоковым и Н. К. Никольским ): Никольский Н. Легенда мантуанского епископа Гумполъда о св. Вячеславе чешском в славянорусском преложении. (ПДПИ. 174). СПб., 1909; Sborník staroslovanských literárních památek I Ed. J.Vajs (прим. 365) (среди прочего и “востоковская” легенда); Jakobson R.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1852. Т.32. Отд.2. С.85–106; Хрущев И.П. О древнерусских исторических повестях и сказаниях, XI–XII столетия. Киев, 1878. С.41–67; Макарий (Булгаков) (прим. 21). Т.2. С. 136 143, 150–155, 218–224; Соболевский А. “Память и похвала” св. Владимиру и “Сказание” о свв. Борисе и Глебе//ХрЧт. 1890. С.791–804; он же. Когда написано Несторово “Чтение” о свв. Борисе и Глебе?//ИОРЯС. 1916. Т.21. С.206–208; Левитский Н. Несколько слов по поводу заметки проф. Соболевского//ХрЧт. 1890. С.677–688; Васильев В. (прим. 310). С.64–67; Голубинский Е. (прим. 19). T.I/1. С.746–754; он же. (прим. 310). С.43–49; Никольский Н.К. (прим. 37). С.253–289, 395– 402; Шахматов А.А. Разыскания (прим. 90). С.29–97; Редков Н.Н. (прим. 495). С. 16–30; Серебрянский Н. Древнерусские княжеские жития: Обзор редакций и тексты. Μ., 1915. С.81–107; Яцимирский А.И. Мелкие заметки//ИОРЯС. 1916. Т.21. С. 192–201; Истрин В. Μ. Очерк (прим. 383). С. 118–127; Федотов Г.П. (прим. 311). С. 19–33; idem. (прим. 430). Vol. 1. Р.94–110; Бугославский С. Древнерусские литературные произведения о Борисе и Глебе (Москва: Инет, мировой литературы АН, 1939; не издано, мне недоступно) [рук. дисс. д. филол.н.: ИМЛИ, ф. С. Бугославского, 1. – Прим. изд. (А.Н.)]; Tschiewskij D. (прим. 477). S. 127–131, 139 f., 143–150; Каргер Μ.К. К истории киевского зодчества XI века: Храм-мавзолей Бориса и Глеба в Вышгороде//СА. 1952. Вып. 16. С. 77–99; он же (прим. 102). Т.2. С.310–336; Gudzij N.K. Geschichte (прим. 514). S. 115–125; Вялкина Л.В., Лукина Г.Н. Опыт применения некоторых методов математической статистики к изучению древнерусских текстов//Исследования по исторической лексикологии древнерусского языка. Μ., 1964. С.298–307; они же. Материалы к частотному словарю древнерусских текстов//Лексикология и словообразование древнерусского языка. Μ., 1966. С. 263–292; Еремин И.П. Лекции по древней русской литературе. Л., 1968. С. 15–24 [см. также: он же. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. Л., 1987. Изд. 2-е, дополненное. – Прим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мученическою кровию порфиру окропивше светло, украшени предстоите, страдальцы славнии, Царю Безсмертному, и, венцы славы от Него приимше, молитеся стране нашей подати на враги одоление и душам нашим велию милость. Тропарь — Перенесение мощей святых благоверных князей-страстотерпцей Бориса и Глеба Днесь церковная расширяются недра, приемлющи богатство Божия благодати, веселятся русстии собори, видяще преславная чудеса, яже творите приходящим к вам верою, святии чудотворцы Борисе и Глебе, молите Христа Бога, да спасет души наша. Кондак святым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу глас 4 Явися днесь в стране Русстей благодать исцеления всем, к вам, блаженнии, приходящим и вопиющим: радуйтеся, заступницы теплии. Величание святым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу Величаем вас, страстотерпцы святии Борисе и Глебе, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте. Молитва перваясвятым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу О, двоице священная, братие прекраснии, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послужившии, и кровьми вашими яко багряницею украсившиися, и ныне со Христом царствующии! Не забудите и нас сущих на земли, но, яко теплии заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом нас помилуйте, юныя убо во святей вере и чистоте, повреждены от всякаго прилога неверия и нечистоты сохраните, и всех нас молящихся от всякия скорби, озлобления и внезапныя смерти избавите, укротите же всякую вражду и злобу, действом диавола от ближних и чуждих воздвизаемую. Молим вас, христолюбивии страстотерпцы, споспешествуйте и правителем нашим к победе на враги, испросите у Великодаровитаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, язвы и глада. Снабдевайте заступлением вашим град сей (или весь сию) и вся чтущия святую память вашу во веки веков. Аминь. Молитва вторая святым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу

http://foma.ru/6-avgusta-2013-svyatyie-b...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010