27 июля, накануне дня памяти святого князя Владимира, на Владимирскую горку в Киеве были привезены со всех регионов Украины восемь чудотворных икон Пресвятой Богородицы: «Касперовская», «Святогорская», «Ахтырская», «Почаевская», «Зимненская», «Призри на смирение», «Пещанская» и Бердянская «Троеручица». Перед этими образами был совершен молебен, на котором мы вознесли сугубую молитву за мир в Украине. После молебна состоялся крестный ход от Владимирской горки до Киево-Печерской лавры. В крестном ходе приняли участие десятки тысяч наших верных, прибывших в Киев на торжества из различных епархий Украинской Православной Церкви. Этот величественный крестный ход стал зримым свидетельством внутреннего единства и сплоченности нашей Святой Церкви. 28 июля, в День Крещения Руси и 1000-летия преставления святого равноапостольного великого князя Владимира, была совершена праздничная Литургия в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, на которой мы молились вместе с представителями Румынской, Болгарской, Польской и Чешских земель и Словакии Православных Церквей. За Литургией мы также вознесли особые молитвы за мир в Украине. По окончании Литургии был освящен барельеф с изображением святого князя Владимира на северной стене Успенского собора Лавры. Также 28 июля в Киеве на Владимирской горке состоялась торжественная встреча Президента Украины Петра Порошенко со Всеукраинским Советом Церквей и религиозных организаций. В этой встрече приняла участие и делегация Украинской Православной Церкви. С празднованием 1000-летия преставления святого князя Владимира был тесно связан и другой юбилей — 1000-летие мученической кончины святых князей Бориса и Глеба. Этот юбилей в Украине получил особое звучание. Тысячу лет назад, когда, после смерти святого Владимира, между его сыновьями началась борьба за власть, святые Борис и Глеб отказались поднимать меч против братьев и приняли добровольную смерть от рук убийц. Ценой собственной жизни они сохранили мир на родной земле. И сегодня, когда на украинской земле проливается кровь, взирая на святых Бориса и Глеба, мы должны учиться от них жертвенному миротворческому служению.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4366244...

Источником образования для русских людей первоначально послужило христианское учение, как оно изложено было у других славян, преимущественно у болгар, а эти последние естественно заимствовали у современных им греков, девятого века. Потом русские люди сами стали переводить нужные для них книги с греческого языка, и так. обр. на Руси сразу является довольно богатая переводная литература. Само собою понятно, что и болгары, и русские переводили с греческого прежде всего то, что признавали необходимым для утверждения у себя христианской веры. Отсюда у тех и других древняя литература носит характер религиозный. Большинство переводов относится к области религиозных истин. Так, напр., известно, что первоучители славян — Кирилл и Мефодий, кроме св. Писания и богослужебных книг, необходимых для совершения богослужения, перевели и книги отеческие. Семь учеников их, изгнанные из Моравии немцами, переселились в Болгарию и там, под покровительством болгарского царя Бориса (884–888), ревностно трудились над переводами свято-отеческих творений. При преемнике Бориса Симеоне (888–929) для болгарской письменности настал золотой век; сам князь перевел на славянский язык лучшие слова Иоанна Златоуста , в числе 136, и назвал их Златоструем; Иоанн, экзарх болгарский, отчасти перевел, а отчасти составил: а) Шестоднев, о сотворении мира, в подражание Василию В., Златоусту и др. б) Богословие Иоанна Дамаскина , в) Диалектику его же и др. По повелению и примеру царя и экзарха занимались переводами с греческого на славянский язык и др. лица; так что в Х в. в болгарской письменности мы встречаем переводы почти из всех лучших произведений греческой литературы, преимущественно в виде сборников. Когда Русь приняла христианство, посредниками между греками и русскими являются преимущественно южные славяне, ознакомившиеся с христианством раньше русских от греков же. Отправляясь на новое место своего служения, болгаре приносили с собою и те переводы разного рода религиозных сочинений, которые им были известны у себя дома, в Болгарии. Так обр. русские люди очень рано явились обладателями довольно обширной литературы, полученной в готовых переводах от болгар. К ним можно причислить еще произведения на греческом языке, которые принесены были греками митрополитами и епископами, поставляемыми в Константинополе для русской церкви, и полученные нашими князьями оттуда вследствие постоянных сношений России с Византийскою империею, а также вынесенные оттуда нашими паломниками. Так составились на Руси довольно значительные библиотеки греческих рукописей в XI и XII вв. Известно, напр., что у брата Мономахова, Константина Всеволодовича, было более тысячи одних греческих книг, которые он частию сам купил, частию получил в дар от патриархов (Ист. России Соловьева, т. III, стр. 89).

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

Между тем к императору Михаилу и бывшему тогда патриархом Фотию пришли послы из Моравии и Паннонии, от тамошних славянских князей Ростислава, Святополка и Коцела, которые просили прислать к ним учителей, способных изъяснить им о христианской вере на понятном для них родном языке. Император и патриарх по-прежнему же обратились к Константину и Мефодию, и те с готовностью изъявили согласие идти на новые труды в пользу Церкви Христовой. Перед их отъездом патриарх Фотий, прежний наставник и друг Константина посвятил его в сан епископа. По дороге в Моравию братья проходили чрез земли болгарского царя Бориса и здесь Мефодий успел положить начало христианской проповеди и убедил самого царя принять святое крещение. После того дело обращения болгар в христианство продолжали там другие учителя, присланные из Константинополя по просьбе царя Бориса. При этом более всего способствовали, успеху этого дела славянская грамота, изобретенная Константином, и сделанный братьями перевод церковных книг. Князья моравские и народ уже были крещены. Первыми проповедниками христианства в Моравии и соседних славянских землях были латинские священники. Но эти священники, крестив славян, и не думали наставлять их в правилах христианской жизни или объяснять догматы христианской веры, они только совершали богослужение и притом на непонятном народу латинском языке и исправляли требы да исправно собирали разные поборы в пользу своих епископов и свою собственную. Поэтому-то князья Ростислав, Святополк и Коцель обратились в Грецию за учителями христианства, наслышавшись, что греки в этом деле поступают благоразумнее и добросовестнее. Константин и Мефодий, прибыв в Моравию, прямо начали с того, что стали служить литургию и другие церковные службы на славянском, понятном для народа языке, и немедленно завели училища, где учили чтению и письму на славянском же языке, как детей, так и взрослых, желавших учиться, толковали им Священное Писание и вообще старались просветить их грубые умы мудрою задушевной речью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сразу после прибытия римского духовенства в Болгарию в Константинополь направилось болгарское посольство, к которому присоединились римские послы — епископ Донат Остийский, пресвитер Лев и диакон Марин. Однако посланцы папы были задержаны на византийской границе во Фракии и после 40 дней ожидания вернулись в Рим. В то же время болгарские послы были приняты в Константинополе императором Михаилом III, который вручил им письмо князю Борису с осуждением перемены болгарской церковной и политической ориентации и обвинениями в адрес Римской Церкви. Соперничество за церковное влияние в Болгарии усугубило обострение отношений между Римской и Константинопольской кафедрами. Еще в 863г. папа Николай I отказался признать законность поставления Фотия на Патриарший престол и объявил его низложенным. В свою очередь Фотий подверг резкому осуждению насаждавшиеся в Болгарии догматические и обрядовые традиции Западной Церкви, в первую очередь учение о Filioqre. Летом 867г. в Константинополе был созван Собор, на котором были анафематствованы «новшества» Западной Церкви, а папа Николай был объявлен низложенным. Тем временем епископ Формоз Портуанский, получивший от князя Бориса неограниченные полномочия в церковных делах, ввел в Болгарии латинский обряд богослужения. Чтобы получить папское благословение на поставление Формоза предстоятелем Болгарской Церкви, во 2-й половине 867года в Рим вновь были отправлены болгарские послы. Однако Николай I предложил Борису выбрать будущим архиепископом одного из 3 епископов посланных к нему: Доминика Тривентского и Гримуальда Полимартийского или Павла Популонского. Посольство папы прибыло в Плиску в начале 868 года уже при новом папе Адриане II. Князь Борис, узнав, что его просьба не удовлетворена и Формозу приказано вернуться в Рим, отправил назад присланных папой кандидатов и Павла Популонского и просил в письме возвести в сан архиепископа и прислать в Болгарию знакомого ему диакона Марина или какого-нибудь кардинала, достойного возглавить Болгарскую Церковь. Папа отказался рукоположить диакона Марина, решив поставить во главе Болгарской Церкви своего приближенного — иподиакона Сильвестра. В сопровождении епископа Леопарда Анконского тот прибыл в Плиску, однако был выслан назад в Рим с требованием Бориса - прислать Формоза или Марина. Адриан II направил письмо Борису, призывая его назвать любую кандидатуру, кроме Формоза и Марина. Однако к этому времени, в конце 868 года, князь Борис уже решил вновь переориентироваться на Византию.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

И князь Борис дерзнул просить Константинопольского патриарха Фотия (858—867 и 877—886 годы) учредить в Болгарии Церковь, подобную Царьградской. На письменную просьбу князя патриарх Фотий, блестящий богослов, ответил своим «Посланием князю Болгарии Михаилу – в чем состоит дело княжеское» 7 , в котором поведал о Вселенских Соборах, догматах православной веры и о христианской нравственности, наставил духовного сына о том «какову подобает князю быти» и «яко достоит князю о всех промышляти». Но в письме не было ни слова о будущем устройстве Болгарской Церкви. Новообращенный же князь всячески хотел добиться независимости. Для возобновления переговоров с папством на тот момент не было никаких политических препятствий. О противостоянии Восточной и Римской кафедр князь Борис не мог не знать. Болгария и Великая Моравия, два крупных славянских государства, оказались тогда на стыке политических интересов – византийского и немецкого. И, как для князя Великой Моравии Ростислава в его борьбе с немецкими королями естественным было искать союза с Византией, так же и для князя Болгарии Бориса – союза с немцами и с Римом. В период с 866 по 870 г. все силы болгарской дипломатии были направлены на разрешение болгарского церковного вопроса. Прочие задачи отодвинулись на второй план. Летом 866 года из Болгарии на запад двинулись два посольства: в Регенсбург к королю Немецкому Людовику и в Рим, к папе Николаю I (858–867). «Ответы папы Николая I на вопросы болгар» 8 (сами вопросы не сохранились) дают нам представление о трудностях, возникших в то время перед болгарским князем и его исторической ответственности перед своими подданными, для которых принятие новой религии стало нелегким испытанием. С этим связана и разнородность вопросов, касающихся церковных канонов, государственно-административной системы, правовых норм, чисто бытовых и связанных с остатками язычества в народе. Ответы папы не имели богословских достоинств послания патриарха Фотия, но по духу и стилю соответствовали простоте и искренности новообращенного болгарского князя, они были более земными и практичными. Идея самостоятельной болгарской Церкви противоречила концепции вселенского господства римского престола, но разрешение вопроса можно было дипломатично отложить, выиграв время для того, чтобы утвердить свою власть и влияние в Болгарии. Для начала папа отправил в Болгарию двух своих епископов – Формоза Портуанского и Павла Популонского со священниками, обещав, что в случае успеха христианской проповеди в Болгарии можно будет поставить архиепископа.

http://pravoslavie.ru/155732.html

Подготовка к выборам началась после кончины патриарха Кирилла 7 марта 1971 года. 13 марта митрополит Максим был избран местоблюстителем патриаршего престола. 19 мая архиереи назначили дату выборов – 4 июля. Вся каноническая процедура созыва, организации и проведения собора была соблюдена. Собор начался в синодальной часовне Св. Царя Бориса, выборы прошли в Синодальной палате. В соборе участвовали все архиереи, по 7 представителей из каждой епархии (трое клириков и четверо мирян, из Софийской епархии два раза больше), по одному представителю ставропигиальных монастырей и духовных училищ. Присутствовали также представитель Отечественного фронта, председатель Комитета по делам Болгарской православной церкви, члены Болгарской академии наук и Верховного суда. Политбюро ЦК БКП решило поддержать (а не выдвинуть и избрать!) кандидатуру митрополита Максима. Этим вопросом занимался шеф Комиссии по церковным делам Михаил Кючуков. Поддержал его и молодой министр обороны Добри Джуров – земляк владыки Максима и воспитанник Семинарии. Тодор Живков тоже имел хорошие отношения с новым патриархом и выполнил его просьбу о восстановлении Духовной семинарии в Черепишском монастыре и о сохранении церкви Св. Спаса в Софии, которую Совет Министров постановил разрушить. После наступления демократии Святейший с монашеским стоицизмом вытерпел нападки раскольников и части политической элиты и кротко вразумлял их. Патриарх всегда был против использования Церкви в политических целях. Он следует напутствию, данному 54 года тому назад патриархом Кириллом: “На этом пути нет места для отдыха. Никто не имеет права сказать себе: вот здесь немного отдохну, или там остановлюсь при наступлении сумерек и снова тронусь в дорогу с рассветом. Нужно идти все время – и днем, и ночью, и зимой, и летом, и здоровым и больным…” Патриарх идет по этому пути уже 85 года – с тех пор, как облачился в рясу монаха. Он признает: “Ошибки, может быть, допускал, но компромиссы во вред Церкви – никогда. Выбирал то, что полезно для Церкви, а не для моего блага”.

http://pravoslavie.ru/57224.html

19 нояб. 1913 г. управление Н. е. было возложено на Дебарского митр. Косму, изгнанного из своей епархии в Македонии. В мае 1915 г. управляющим Н. е. был назначен митр. Струмицкий Герасим . 21 июня он организовал выборы Неврокопского митрополита, к-рым стал архим. Макарий (Стамов). Но по причине кончины Болгарского экзарха Иосифа I (Йовчева) и начала первой мировой войны Синод Экзархата утвердил его избрание 27 марта 1916 г., а хиротония состоялась 17 апр. Митр. Макарий стал инициатором обновления клира епархии, а также возведения и восстановления храмов и часовен; кроме того, он учредил неск. благотворительных фондов и культурно-просветительских организаций. В 1921 г. в состав Н. е. вошли Петричская и Свети-Врачская (бывш. Мелникская) духовные околии, а кафедра епархии перенесена в г. Горна-Джумая (с 1950 Благоевград), где оставалась до 1928 г., когда вернулась в Неврокоп. После смерти митр. Макария (7 июня 1934) Неврокопским митрополитом 24 марта 1935 г. был избран еп. Стобийский Борис (Разумов) . В 1941-1945 гг. кафедра епархии вновь находилась в Горна-Джумае. После убийства митр. Бориса 8 нояб. 1948 г., совершённого лишенным священнического сана И. Станевым, 4 янв. 1953 г. митрополитом стал еп. Стобийский Пимен (Енчев). Согласно принятому в 1951 г. Уставу БПЦ, кафедрой Н. е. стал г. Благоевград, но впоследствии ее вновь перевели в Неврокоп. После ухода на покой еп. Пимена (июль 1992) управляющим епархией с 9 июня 1992 по 17 дек. 1993 г. был еп. Драговитийский Иоанн (Николов) , а 24 апр. 1994 г. Неврокопским митрополитом утвержден еп. Крупникский Нафанаил (Калайджиев; 1952-2013). После его смерти с 17 нояб. 2013 до 19 янв. 2014 г. временно управляющим епархией был митр. Видинский Дометиан (Топузлиев) . Монастыри В Н. е. действуют 8 мон-рей: Роженский близ г. Мелник, в честь Рождества Пресв. Богородицы (основан в XIII в.); Горна-Брезницкий, женский, во имя прор. Илии, в 2 км от с. Горна-Брезница, близ Благоевграда (время основания неизв., разрушен в османский период, восстановлен в 1992, в 2004 построен храм); «Света Богородица» в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», женский, близ г. Гоце-Делчев (время основания неизв., разрушен в османский период, восстановлен в 1898-1901); «Свети Пантелеимон», женский, в с. Обидим близ г. Разлог (основан в 1914); «Свети Георги Победоносец», мужской, в г. Хаджидимово (храм построен в 1864, является резиденцией Неврокопского митрополита); Чуриловский (Игуменский, или Геговский) во имя вмч. Георгия Победоносца в с. Чурилово близ г. Петрич (основан предположительно в XIV в., возобновлен в 1857-1858; периодически действует); «Света Петка» в г. Петрич (храм построен в 1912, впосл. при нем возникла монашеская обитель, в наст. время насельников нет); «Свети Косма и Дамиан» в г. Сандански (время основания неизв., разрушен в османский период, восстановлен в 1928, периодически действует).

http://pravenc.ru/text/2564820.html

731 . Начало светской власти пап. 768 . Вступление на престол Карла Великого. 774 . Завоевание Лангобардского государства Карлом Великим. 785 . Появление лже-исидоровых декреталий, присваивавших папе верховное управление всею церковию. 790 . Распространение в Испании и Галлии учения об исхождении Св. Духа и от Сына. 800 . Карл Великий принимает титул императора священной Римской империи. 809 . Гонение на Студийских и других монахов в Константинополе, при импер. Никифоре. 813 . Гонение на христиан в Болгарии. 815 . Возобновление иконоборства при импер. Льве Армянине. 826 . Распространение христианства в Скандинавских землях. 844 . Принятие христианства морейскими славянами. 858 . Свв. Кирилл и Мефодий проповедуют христианство хазарам. 861 . Изобретение славянских букв и перевод некоторых священных книг на славянский язык. Крещение Болгарии. 862 . Распространение христианства в Моравии трудами свв. Кирилла и Мефодия. Разделение псалтири на кафизмы, составленное иерусалимским диаконом Феодором. Основание Русского государства. 864 . Обращение в христианского болгарского царя Бориса. 869 . Утверждение христианства и исчезновение последних следов язычества в Морее. 870 . Отделение западной (римской) церкви от восточной (греческой). Утверждение Православной Церкви и иерархии в Болгарии. 907 . Битва при Пресбурге и падение Велико-Моравской державы. 965 . Крещение князя польского Мечислава. 988 . Крещение Руси. 995 . Крещение Угорьского князя Гейзы и преобладание латинского духовенства в Венгрии. 1005 . † Михаил Пселл . 1017 . Болгарские архиепископы признаны автокефальными. 1020 . Начало Неаполитанского государства. 1024 . Появление волхвов в Суздале. 1025 . Открытие в Новгороде училища, под управлением епископа Иоакима. 1037 . Освящение построенного Ярославом I в Новгороде Софийского собора. 1050 . Закрытие латинских Церквей в Константинополе. 1054 . Церковь западная окончательно отделяется от единения с Церковью Вселенской. 1066 . Завоевание Англии норманнами. 1072 . Иерусалим переходит в руки Турок-сельджуков.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В 1965 году в Свято-Успенский мужской монастырь была перенесена резиденция правящего архиерея Одесской епархии, который является священноархимандритом (настоятелем) обители. В 1967 году в покоях летней резиденции Патриарха Московского и всея Руси была устроена небольшая крестовая церковь, освященная в честь преподобных Сергия и Никона, игуменов Радонежских, всея Руси чудотворцев. Пребывающий ныне на Одесской кафедре митрополит Агафангел неустанно трудится над благоукрашением монастыря. За годы его священноархимандритства построены новый собор в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», колокольня с надвратным храмом в честь свв. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. В Свято-Успенском храме монастыря хранятся святыни Православной Церкви: частица древа Честнаго и Животворящаго Креста Господня; часть ризы Христа Спасителя; часть хитона Пресвятой Богородицы; ковчег с мощами святого Андрея Первозванного (правая стопа); ковчег с мощами святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, святого апостола Луки, святого первомученика и архидиакона Стефана, святого великомученика и целителя Пантелеимона и многих других святых; чудотворная местночтимая икона Божией Матери, именуемая «Млекопитательница» (написана на Афоне в XVII веке); мощи преподобного Кукши Одесского. Адрес: г. Одесса, пер. Маячный, 6. Тел. 746-30-39. Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...».

http://patriarchia.ru/db/text/1223719.ht...

В 889 г. Б. отрекся от престола в пользу старшего сына Владимира, принял монашество и удалился в мон-рь в окрестностях Плиски (предположительно отождествляемый с мон-рем при Большой базилике). Однако в 893 г., когда его преемник, опираясь на представителей тюрк. знати, предпринял попытку реставрировать в стране язычество, Б. вернулся из мон-ря, низложил Владимира и при поддержке Церкви и высшего слоя болг. общества возвел на престол Симеона. Затем вернулся в мон-рь, в к-ром провел еще почти полтора десятилетия, занимаясь, вероятно, книжными трудами. Место погребения Б. неизвестно. Почитание, агиография Древнее житие Б. и служба ему не сохранились. В болг. исследовательской лит-ре высказаны предположения, что фрагментарно житие вошло в памятники X - нач. XII в., в Сказание инока Христодула о чудесах вмч. Георгия («Сказание о железном кресте»), в Житие 15 Тивериопольских мучеников, написанное св. Феофилактом Охридским с использованием ранних источников и «Летописи попа Дуклянина» ( Драгова. 1983. С 93-100; она же. 1991. Т. 1: (1987). С. 229-248). Однако эпизоды, посвященные в них Б., могут иметь, несмотря на явную типологическую близость рассказа о князе в 1-м из текстов к проложному житию, и иное происхождение. В средневек. памятниках Б. не именуется святым, память его не встречается в месяцесловах, впервые он внесен в список святых в «Истории славяно-болгарской» св. Паисия Хиландарского . В наст. время память Б. празднуется 2 мая, согласно послесловию черноризца Тудора Доксова к слав. переводу «Слов против ариан» св. Афанасия Александрийского, в к-ром отмечен день кончины князя. В болг. лит-ре существует предположение, что эта дата могла оказать влияние на выбор времени 2-го перенесения мощей св. мучеников Бориса и Глеба (1115) и в определенный момент могла быть «поглощена» последней, но этот вопрос нуждается в дополнительном исследовании. Возможно, сначала память Б. отмечалась 26 марта, в день подавления языческого восстания, на что может указывать недавно обнаруженная память в месяцеслове серб. Апостол-Евангелия апракос кон. XIII в. (СПб., Архив ФИРИ РАН, ЗЕС, 680): «Победа Михаила, кнеза Бугарьска, на сьборь, иже сьбра се на нь крьста ради». Отсутствие ранних слав. и греч. свидетельств канонизации Б. имеет аналогии в др. слав. странах: это относится к прославлению в Чехии Борживоя , в Польше - Мешко , серб. князей-крестителей IX в., св. Владимира на Руси.

http://pravenc.ru/text/153131.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010