Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНФИМ [болг. Антим] (Шивачев Никола; 21.11.1884, с. Еникёй, близ г. Узункёпрю, пров. Фракия, Турция - 4.03.1939, София), митр. Ловчанский Болгарского экзархата . Начальное образование получил в родном селении и г. Узункёпрю, окончил гимназию П. Берона в Одрине и К-польскую ДС (1902-1908). 27 дек. 1906 г. принял постриг и рукоположен во иеродиакона. В 1908 г. рукоположен во иеромонаха и поступил на богословский фак-т Черновицкого ун-та (Австрия), к-рый окончил в 1912 г. Защитил докт. дис. «История на аварите» на историко-философском фак-те того же ун-та в 1914 г. По возвращении в Болгарию год преподавал в Софийской ДС (1914/15), в 1915 г. направлен в качестве протосинкелла в Струмицкую митрополию, позже был назначен синодальным проповедником Врачанской епархии, в обязанности к-рого входило чтение проповедей в воскресные и праздничные дни в различных церквах епархии и наблюдение за проповеднической деятельностью епархиальных священнослужителей. В 1917 г. возведен в сан архимандрита и назначен духовником и преподавателем болг. истории и нем. языка в военном уч-ще Софии. Занимал должности протосинкелла Софийской митрополии (1918-1922; 1928-1931), настоятеля собора св. Александра Невского в Софии и болг. железного храма св. Стефана Первомученика в К-поле. 16 дек. 1926 г. назначен ректором ДУ Бачковского мон-ря. 19 июня 1931 г. хиротонисан во епископа Траянопольского и назначен ректором Софийской ДС (нояб. 1931 - авг. 1936). С 16 авг. 1936 г. по 26 сент. 1937 г. занимал должность инспектора Святейшего Синода и редактора журналов «Церковный вестник» и «Духовная культура». 14 нояб. 1937 г. переведен на Ловчанскую кафедру с возведением в сан митрополита. А.- автор ряда ценных исследований по церковной истории; член Болгарского археологического, Болгарского исторического и Славянского об-в, Фракийского научного ин-та и др. Погребен в Ловече. Соч.: Опитите на Рим да подчини Българската църква при царете Бориса и Калояна. София, 1916; Истините на православната вяра. София, 1918; Религиозни проблеми. София, 1922; Църквата Св. Стефан в Цариград. София, 1925; Християнството на Балканския полуостров. София, 1929; Етиката на св. Василий. Станимака, 1927; Материали за историята на българския църковен въпрос. София, 1929; Св. Киприян като църковен учител. София, 1929; Християнски ли са нравствените и философските идеи на Гьотевия Фауст. София, 1936. Лит.: Марковски Ив. Ловченският митрополит Антим//Църковен вестник. София, 1937. 41. 19 нояб. Х. Темелски Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/114128.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН († 899), прп. (пам. визант. 12 мая), основатель мон-ря Косиница (Козиница; совр. Икосифинисса, к югу от Драмы, Греция). Род. в Иерусалиме, юношей принял постриг в мон-ре св. Иоанна Предтечи на Иордане. Желая подражать древним подвижникам, Г. вел строгую аскетическую жизнь. В возрасте 30 лет ему явился во сне ангел и велел отправиться в Македонию и основать там мон-рь во имя Божией Матери. Г. находился в сомнении, но на следующую ночь видение повторилось. Ангел ударил Г. за нерадение и указал точное место, где должен быть построен новый мон-рь,- гору близ г. Христополь (совр. Кавала, Греция). Проснувшись, Г. обнаружил на теле побои, пошел к игумену и рассказал ему о видении. Тот благословил инока, и Г. отправился в путь. Он поселился на горе недалеко от Драмы и устроил в пещере ц. во имя Пресв. Богородицы. Это произошло в правление болг. князя Бориса (852-889). По словам Феофилакта, архиеп. Охридского, «в его время явился святой Герман в стране Болгарской» (PG. 126. Р. 201). Однако ангел повелел ему переселиться на гору Матикия и построить там большой мон-рь. При закладке фундамента Г. обрел 2 креста, от к-рых происходили исцеления. К отшельнику стали стекаться паломники. Собрав немного денег, Г. нанял строителей для возведения храма. По окончании строительства рабочие потребовали плату - 100 золотых монет, но у Г. было только 19. Они связали Г. и повели его в Драму. По дороге им встретились послы визант. императора Неофит и Николай, ехавшие к серб. князю. Они заплатили рабочим требуемую сумму и освободили Г. По исполнении своей миссии Неофит и Николай вернулись к преподобному и приняли монашеский постриг. Они построили келлии, посадили виноградники. Мон-рь стал процветающей обителью, слава о нем распространилась по всей округе. Перед смертью Г. собрал братию и заповедал им следовать нестяжательному житию. Житие Г. сохранилось в единственной рукописи XIV в. (Laurent. Plut. 59. Fol. 414-416). Судя по обилию топографических данных, житие написано одним из иноков мон-ря Косиница. По монастырскому преданию (возможно, этот рассказ содержался и в утраченной части Жития Г.), при жизни Г. в обители явилась нерукотворная икона Божией Матери: Ее образ проявился на одной из оставленных мастерами досок. Ист.: BHG, N 698; ActaSS. Mai. T. 3. P. ГИБИ. 1964. Т. 5. С. 102-106. Лит.: Лопарев Х. М. Греч. жития святых VIII и IX вв. Пг., 1914. Ч. 1. С. 479-487; Stiernon D. Germano, fondatore del monastero di Cosinizza//BiblSS. Vol. 6. Col. 240-243; Dujcev I. Germain de Kossinitza (14)//DHGE. T. 20. Col. 909. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/164709.html

Трагически погиб клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском г. Москвы протодиакон Симеон Аветисян 10 мая 2021 г. 20:08 10 мая 2021 года, на 68-м году жизни, в автокатастрофе погиб клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском г. Москвы протодиакон Симеон Аветисян. Вместе с супругой Екатериной отец Симеон в 1991 году создал детский концертный хор «Московские колокольчики» МГДМШ им. Гнесиных, молодежный хор «Московские колокола», а также семейный вокальный ансамбль «Аветис» («Благая Весть») , в котором поют их девять родных детей. Протодиакон Симеон Завенович Аветисян родился 30 мая 1953 г. В 1977 г. окончил Ереванскую государственную консерваторию им. С. Комитаса. В консерватории обучался по классу альта (класс заслуженного артиста Армянской ССР профессора С. Хачатряна) и композиции (класс народного артиста СССР профессора Л. Сарьяна). В 1980-84 гг. обучался изготовлению и реставрации струнных музыкальных инструментов в Студии скрипичного мастерства при Всесоюзном художественном комбинате им. Вучетича у знаменитых мастеров Дениса Ярового и Бориса Шикина. В 1977 г. стал лауреатом V Закавказского конкурса молодых музыкантов-исполнителей в г. Тбилиси. В 1982 г. стал дипломантом V Всесоюзного конкурса скрипичных мастеров-художников в г. Москве. 17 декабря 1990 г. в храме мученика Иоанна Воина на Якиманке епископом Истринским Арсением рукоположен в сан диакона. В 1993 г. окончил Московскую духовную семинарию, в 2018 г. — Институт развития образования в сфере культуры и искусств «Орфей» (проходил профессиональную переподготовку по программе «Дирижирование хором»); в 2019 г. — Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (магистр теологии). В 1990-96 гг. — служил в храме Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах (Болгарское подворье). С 1996 г. — клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском г. Москвы. 29 марта 2010 г. за Литургией в Покровском ставропигиальном монастыре г. Москвы Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан протодиакона. Удостоен ряда церковных и светских наград: медали прп. Сергия Радонежского II степени (2008), Патриаршей грамоты (2008), медали «В память 200-летия Победы в Отечественной войне 1812 года» (2012), ордена прп. Серафима Саровского III степени (2020); медали Правительства Москвы «За доблестный труд» (2009), звания «Почетный работник культуры города Москвы» (2011), почетной грамоты Министерства культуры РФ (2011), ордена «Родительская слава» (2012). Московская городская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5807967.ht...

Можно полагать, что Болгарам устрашились той зависимости, в какую они могли стать к империи Греческой. Греки, из желания полнее господствовать над Болгарами, не хотели дать им не только отдельного митрополита, но даже и епископов, и хотели посылать от себя только священников. Это показалось оскорбительным для Болгар и опасным для их самостоятельности государственной, и потому Борис решился обратиться к папе. Не получив удовлетворения своим требованиям от Греков, Борис имел полное право рассчитывать на большую уступчивость со стороны Рима, потому что Рим должен был воспользоваться этим случаем, чтобы привлечь Болгарию на свою сторону от Греков. Отношения Бориса с Римом относятся к 866 году. Папа с своей стороны присылает в Болгарию для утверждения в ней христианства двух епископов и священников и решается на первый раз дать одного епископа на всю страну. Началось обращение Болгар к церкви латинской. Таким образом Болгария по течению обстоятельств подчинилась и церкви латинской, и Рим, очевидно, получил возможность претендовать на подчинение себе церкви Болгарской, как и Константинополь. Сама Болгария сделалась местом борьбы греческого и латинского духовенства, присланного сюда с той и с другой стороны. Все это происходило во времена папы Николая и первого патриаршества Фотиева. Но проходит несколько времена, и Болгары отпадают от церкви латинской и снова ищут общения с Церковью Константинопольской. Это случилось вследствие того, что Болгары обманулись в своих надеждах на папу, ради которых они обратились к Латинянам. Папа Николай не хотел дать Борису в епископы Болгарии тех лиц, каких хотелось царю болгарскому, а предлагал ему таких кандидатов, которые не были по сердцу Бориса. Переписка Бориса с папою по этому поводу была продолжительна; упорство папы раздосадовало Бориса, и он решился снова присоединиться к византийскому патриархату. Дело было. скоро улажено между Борисом и Византией, оставалось только придать, ему вид законности 291 . Собор 869 года, дал к тому желанный случай.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

— На каком языке шло богослужение в начальный период церковной истории Руси? — Некоторые историки думают, что оно шло на греческом. Но, видимо, это всё же не так. — На каком основании вы это утверждаете? — Повторю, что наша изначальная церковная книжность имеет болгарское происхождение. Когда она могла проникнуть на Русь? Естественно думать, что когда русские войска при Владимире воевали на территории Болгарии на рубеже X–XI веков. Следует помнить, что в ходе завоевания Болгарии и особенно после него византийские власти проводили политику обратной грецизации славянского богослужения на болгарских землях. Таким образом, вопрос о языке богослужения — славянский или греческий — делался еще и вопросом политическим. В этом смысле выбор Владимира выглядит глубоко продуманным шагом, который на века определил лицо не только Русской Церкви, но и русской культуры. — Когда именно князь Владимир был канонизирован? — Это один из очень сложных воп¬росов, к ответу на который наука приблизилась в последние годы благодаря некоторым новым источникам. Ученые обратили внимание на фрагмент месяцеслова конца XII века, который сейчас хранится в Курском музее. В нем под днем памяти святых Бориса и Глеба 24 июля написано: «Чтется житие князя Володимира». Не под 15-м июля, днем смерти князя, как ожидалось бы. В Новгороде была также найдена берестяная грамота конца XI века (грамоты, как правило, довольно легко датируются стратиграфически — по археологическим слоям, в которых они обнаруживаются). В грамоте, представляющей собой, вероятно, список икон, которые надо заказать иконописцу для какого-то новгородского храма, дан список святых в родительном падеже: Косьмы, Демьяна и пр. И в этом ряду написано: «отча Василия, Бориса и Глеба». Василий — крещальное имя князя Владимира. Сочетание с именами Бориса и Глеба говорит, что перед нами имя князя Владимира, а не, скажем, святителя Василия Великого. Вспомним и о древнем иконографическом типе, который потом не получил широкого распространения, когда святой Владимир писался посредине, в окружении своих сыновей святых Бориса и Глеба.

http://e-vestnik.ru/history/aleksandr_na...

12) Мортагон или Муртагон (у западных летописцев Омортаг, у архиепископа Феофилакта в Тивериупольск. мучениках Омбритаг). Держал мир с греками, но воздвиг гонение на христианских пленников, распространявших христианство между его подданными (Memor. рор. II, 563 Шафар. ibid. II, I, 284 fin., Кедрин, вМетог. рор. ibid., неправильно называет Мортагона Критагоном) 8 . 13) Относительно преемника Мортагонова свидетельства византийцев несогласны. По Константину Порфирогениту (Memor. рор. 11, 154 sqq, 575), после Мортагона правил Пресиам, бывший отцом следующего государя Бориса-Михаила. Архиепископ Феофилакт (в Тивериупольск. мучениках, уМиня в Патрол. т. 126, § 31 sqq) говорит, что Мортагон (которого он называет Омбритагом) оставил после себя трех сыновей: Енработу ( νραβτας) или Бонна ( Βο’ ινος), Звеницу ( Ζβη’ νιτζη) и Маломира, что преемником ему был младший сын Маломир и что преемник этого последнего Борис-Михаил был сын не его, а второго брата Звеницы. Неизвестно, которое свидетельство справедливее; мы с своей, стороны склоняемся более в пользу Феофилакта, потому что если он решается противоречить своему предшественнику, то, как мы думаем, не без достаточных оснований. (Можно, и даже должно предполагать, что свой рассказ о тивериупольских мучениках Феофилакт составляет на основании готовых, болгарских или греческих, о них записей; но в этих записях могло быть и о государях болгарских). 14) Борис-Михаил, по Константину Порфирогениту сын Пресиама, по Феофилакту сын Звеницы, – креститель болгар (вступил на престол между 852–856, передал его преемнику между 888–892 годами). О нем подробнее скажем ниже 9 . 15) Владимир, старший сын Бориса, поставленный отцом, пожелавшим под старость принять монашество, при своей жизни, но через четыре года им же лишенный престола, как недостойный. 16) Симеон, младший сын Бориса, поставленный им на место Владимира (между 892–896 гг.), – знаменитейший из всех болгарских государей; через принятие титула царя или императора ( βασιλες – imperator) уравнявший себя с императорами византийскими и мечтавший было совсем заступить их место, нещадно громивший и едва совсем не сокрушивший Греческую империю; возведший свое государство на, высокую, хотя и непрочную, степень блеска и славы; окончательно утвердивший в стране христианство и с величайшим усердием старавшийся о водворении в ней просвещения, († 927) 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Противостояние в конце концов вылилось в открытый мятеж против правителя, поменявшего господствующую религию государства. В бунт, вспыхнувший в 865 году, была вовлечена, возможно, большая часть болгарских боляр и багуинов. Но равноапостольный Борис сплотил вокруг себя преданный ему христианский элемент болгарской знати, дружина сохранила верность своему князю, славянское большинство болгар не выступило в поддержку мятежников, и в марте 866 года бунт был подавлен. Реванш защитников языческого культа провалился, и пятьдесят два зачинщика мятежа были преданы смерти. В связи с этими казнями возник миф о том, что Борис расправился не только с самими виновниками мятежа, но и с целыми родами, к которым они принадлежали, и что он казнил тех, кто отказывался креститься. В действительности «…предводители бунта были казнены не за то, что они не хотели принять христианскую веру… а за то, что они совершили тягчайшее государственное преступление – предприняли вооруженную попытку государственного переворота и цареубийства» . Не известно ни единого случая, когда бы в правление князя Бориса кто-либо был убит за отказ стать христианином. Клеветой на святого Бориса является и широко распространенная, дожившая до наших дней легенда о поголовном истреблении родичей мятежников. Борис стремился к тому, чтобы Болгарская Церковь была самостоятельной и имела своего предстоятеля Как известно, в империи ромеев крещение правителей и народов согласно общепринятой политической доктрине рассматривалось еще и как акт вступления в подданство императору. Борису известна была эта доктрина; и в том ее аспекте, что принципиально в христианском мире должна существовать единая империя и править ею должен один император, он, похоже, готов был согласиться – при этом сам он, в отличие от некоторых своих преемников в Болгарии, далек был от мысли покуситься на императорский титул, но верховенство императора для него было своего рода символом, оборотной стороной идеи о едином христианском мире, а не юридической нормой. Поэтому, крестившись и поспособствовав крещению своего народа, он не собирался жертвовать своим реальным политическим суверенитетом. И эта его позиция прямо связана была с его видением организации церковного управления в Болгарии. В Константинополе не допускали и мысли о том, чтобы предоставить новорожденной Болгарской Церкви автокефальный или хотя бы автономный статус, а виды святого князя клонились к тому, чтобы Болгарская Церковь была самостоятельной и чтобы у нее был свой предстоятель, который бы занял в диптихе достойное место, пускай и не в ряду пяти первых патриархов. В 865 году он направил патриарху Константинопольскому Фотию послание, в котором просил об учреждении в Болгарии патриархата. В ответном послании, адресованном «славнейшему и знаменитейшему, возлюбленному во Господе духовному сыну Михаилу, от Бога архонту Болгарии», святой Фотий отказал Борису-Михаилу в его просьбе.

http://pravoslavie.ru/151357.html

Последовавшая 28 августа 1943 г. смерть правившего с 1918 г. царя Бориса III была с глубокой скорбью воспринята Болгарской Церковью. В кафедральном соборе св. кн. Александра Невского состоялось торжественное отпевание царя, которое совершили 11 митрополитов в сослужении с сотней представителей черного и белого духовенства, последние слова о заслугах и служении почившего монарха произнес председатель Синода митрополит Неофит. Проститься с телом царя пришли около 300 тыс. человек. Вплоть до его погребения 6 сентября по решению Синода ежедневно совершались поминальные службы. Похоронили Бориса III согласно его желанию в Рильском монастыре (позднее при коммунистах захоронение было вскрыто, и тело тайно погребли во Враньском парке, лишь хранившееся в специальном сосуде сердце царя в 1993 г. было вновь положено в его гробницу в Рильском монастыре). На сороковой день после кончины, 6 октября, в храмах Софии и Пловдива были совершены поминальные службы, как и через полгода после смерти царя. Кроме того Синод провел траурное заседание и обратился к народу с особым утешительным посланием. [xvi] В октябре 1943 г. на собрании, посвященном памяти монарха в актовом зале Софийского университета председатель философско-общественного отдела Болгарской Академии Наук протопресвитер Стефан Цанков выступил с докладом на тему «Царь Борис III, как человек и как государь», в котором отметил, что почивший «все свое царствование чувствовал и заявлял себя и словом и делом преданным сыном родной Церкви». В январе 1944 г. газета Зарубежной Русской Церкви «Православная Русь» опубликовала статью о. Стефана «Покойный царь болгарский Борис, как религиозно-нравственная личность». Сама же редакция газеты отмечала, что «царь Борис был сердечным другом русского народа, всегда подчеркивал он, чем обязана Болгария России, и за эту свою благодарную преданность России много претерпел он». [xvii] Архиерейский Синод РПЦЗ выразил Болгарской Церкви свое сочувствие в связи с кончиной монарха и в ответ получил благодарственное письмо митр. Неофита от 19 октября 1943 г. [xviii]

http://bogoslov.ru/article/600839

Если верить «Продолжателю Феофана», к принятию крещения его среди прочих обстоятельств подтолкнул и такой случай: «Князь Борис страстно любил охоту и пожелал в одном доме, в котором нередко останавливался, нарисовать картину… и он пригласил одного монаха-художника из числа наших ромеев по имени Мефодий, а когда тот к нему явился, по некоему провидению Божию велел писать… что сам захочет с условием только, что эта картина будет вызывать страх и ввергать зрителей в изумление. Ничто не внушает такого страха, знал художник, как Второе пришествие, и потому изобразил именно его… Увидел Борис законченную картину, через нее воспринял в душу страх Божий» . На этом основании в X или XI веке сложилось предание, что этим художником был брат равноапостольного Кирилла Мефодий, от руки которого, по версии, изложенной в «Житии» святого Климента Охридского, Борис и принял крещение. После крещения Бориса в Болгарию прибыли греческие миссионеры и стали совершать там массовые крещения, освящать церкви и совершать в них богослужение. Константинопольский патриарх Фотий обратился к князю Борису с посланием, переведенным позже на славянский язык, в котором наставлял новокрещенного правителя болгар в основах христианского вероучения и евангельской этики. В этом послании содержатся советы относительно образа правления, который бы соответствовал Божественным заповедям. В послании патриарха начертан идеальный образ христианского монарха, с особым акцентом обозначен его долг стремиться к достижению согласия между подданными, что было особенно актуально, поскольку в Болгарии не была до конца преодолена рознь между господствующим правящим слоем тюркского происхождения и славянской народной массой. Ситуация в стране была осложнена еще и тем обстоятельством, что далеко не все подданные святого Бориса готовы были последовать его примеру. Оппозиция религиозной политике правителя сложилась в среде болгарской знати. Д. Оболенский одну из причин враждебного отношения к Церкви со стороны аристократического круга находил в «страхе перед византийским империализмом, который испытывали булгары с самого своего появления на Балканах. Верно, впрочем, и то, – писал он далее, – что язычество превратилось в агрессивную силу, когда стало клониться к упадку – это был сознательный выбор булгарских правящих кланов» .

http://pravoslavie.ru/151357.html

Первым архиепископом автономной Церкви был св. Иосиф, рукоположенный в этот сан Константинопольским Патриархом Игнатием. Таким образом, 4 марта 870 г. явилось фактически днем рождения Болгарской Православной Церкви. С этого времени было положено начало церковно-административному устройству Болгарской Церкви. Болгария была разделена на несколько епархий, которые постепенно, с расширением границ государства возрастали в количественном отношении. 3. Деятельность в Болгарии учеников святых брать ев Кирилла и Мефодия; период расцвета славянской письменности Св. князь Борис делал все необходимое для роста и укрепления своей национальной Церкви. Большое содействие его миссионерско-просветительному труду оказали ученики святых славянских первоучителей Кирилла и Мефодия - святые Климент, Наум, Горазд и другие. «Победа и утверждение дела Кирилла и Мефодия в Болгарии, откуда его результаты распространились и на другие страны, — говорят современные болгарские исследователи, — тесно связаны с деятельностью их учеников, нашедших в Болгарии широкое поле деятельности после их изгнания из Моравии» . Прибыв в Болгарию, они встретили здесь радушный прием со стороны св. князя и под его покровительством смогли развить широкую благовестническую деятельность. Начался славный период в истории славянской письменности, который с неменьшим успехом продолжался и во время правления Симеона (893-927), сына св. Бориса. Сам князь Симеон принимал деятельное участие в тогдашнем литературном движении. Так, по его указанию был составлен сборник «Златоструй», состоящий из переводов творений святителя Иоанна Златоуста, призывающего человека жить по-христиански и исполнять свои религиозные обязанности. При нем же была переработана для болгарских нужд византийская эклога — «Закон судный людям». Работа эта имела главным образом правовое значение . 4. Обстоятельства установления автокефалии и возведения Болгарской Церкви в ранг Патриархата В X столетии Болгарская Православная Церковь уже играла важную роль не только в духовном росте своих членов, но и в возвышении степени могущества самой державы.

http://sedmitza.ru/lib/text/441210/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010