Архив Пн Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий принял участие в торжествах по случаю 1150-летия Крещения Болгарии 5 мая 2015 г. 18:26 2 мая 2015 года, когда Болгарская Православная Церковь праздновала память равноапостольного святого князя Бориса-Михаила, в древней столице Болгарского Царства городе Плиске начались торжественные мероприятия, посвященные 1150-летию Крещения Болгарии. Общеправославным торжеством стала Божественная литургия, которую в сослужении членов Священного Синода Болгарской Православной Церкви и представителей Поместных Православных Церквей совершил Святейший Патриарх Неофит под открытым небом на руинах древней базилики — места крещения святого царя Бориса (в крещении Михаила). По приглашению Предстоятеля Болгарской Церкви и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в праздновании принял участие Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Также в числе гостей из Поместных Православных Церквей – митрополит Аркалохорийский и Кастелийский Андрей (Константинопольский Патриархат), митрополит Нилопольский Геннадий (Александрийский Патриархат), епископ Блуданский Николай (Антиохийский Патриархат), архиепископ Иорданский Феофилакт (Иерусалимский Патриархат), митрополит Хевсуретийский Михаил (Грузинский Патриархат), епископ Враньский Пахомий (Сербский Патриархат), архиепископ Нижне-Дунайский Кассиан (Румынский Патриархат), епископ Арсинойский Нектарий (Кипрская Православная Церковь), митрополит Элассонский Харитон (Элладская Православная Церковь), архиепископ Люблинский и Холмский Авель (Польская Православная Церковь), митрополит Аргирокастрский Димитрий (Албанская Православная Церковь), архиепископ Бероунский Иоаким (Православная Церковь Чешских земель и Словакии). На торжественном богослужении, собравшем тысячи людей со всей страны, присутствовали Глава Царского Дома Болгарии Симеон Сакскобургготский, президент Республики Болгария Росен Плевнелиев, Премьер-министр Болгарии Б. Борисов, министр регионального развития Л. Павлова, руководитель Дирекции вероисповеданий при Совете министров Болгарии Э. Велинов, главы ряда дипломатических представительств в этой стране: Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации Ю.Н. Исаков, Чрезвычайный и Полномочный посол Украины Н.Ф. Балтажи, Чрезвычайный и Полномочный посол Греции Д. Стойдис, Чрезвычайный и Полномочный посол Грузии З. Беридзе.

http://patriarchia.ru/db/text/4067602.ht...

Архиепископ Серафим (Соболев) и град София      В декабре 2011 года православный мир отмечал 130-летие со дня рождения архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) . Основные торжества прошли в Болгарии, где с 1921 по 1950 год жил этот иерарх. С посланием, посвященным юбилею, к пастве обратился Святейший Патриарх Болгарский Максим . «Владыка Серафим, – сказал патриарх, – был редким примером святого, благодатного архиерея с чистой пастырской совестью… Каждый православный христианин, который хотя раз преклонял голову в молитве перед местом упокоения владыки Серафима, может сказать, что владыка не оставил своих чад и после своего успения» . Архиепископ Серафим известен не только своей подвижнической жизнью, но и безукоризненным православием. Жизнь этого иерарха, бесспорно, интересна и заслуживает особого внимания. Архиепископ Серафим (в миру Николай Борисович Соболев) родился 1 декабря 1881 года (по старому стилю) в Рязани в небогатой мещанской семье Бориса Матвеевича Соболева и его супруги Марии Николаевны. Из двенадцати детей Соболевых семеро умерли в детском и юношеском возрасте. Николай Соболев был десятым ребенком в семье . Серьезным испытанием для семьи Соболевых стала внезапная болезнь Бориса Матвеевича. Когда Николаю было 6 лет, его отец перенес инсульт. Впоследствии в течение 14 лет, вплоть до самой смерти, он был прикован к постели . По окончании Рязанской духовной семинарии Николай Соболев поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. На духовное становление и дальнейший жизненный путь будущего архипастыря повлиял инспектор академии архимандрит (впоследствии архиепископ) Феофан (Быстров), а также праведный Иоанн Кронштадтский, которого Николай неоднократно посещал. Общение с этими подвижниками в значительной степени подтолкнуло Николая Соболева к решению вопроса о монашеском постриге. Стремление к монашеству будущий иерарх чувствовал еще в семинарские годы. В академии этот вопрос не был для Николая Соболева столь простым. Учившийся вместе с ним митрополит Вениамин (в те годы Иван Федченков) писал, что Николай Соболев более всего терзался вопросом: выдержит ли он нелегкий монашеский подвиг?

http://pravoslavie.ru/71288.html

Гонения на христиан в Болгарии до крещения равноапостольного Бориса История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Сщмчч. Мануил, Георгий, Петр, Лев епп., Парод пресв., мчч. Иоанн, Лев, Любомир, Хотомир, Купергос, Асфир, Сионий и Гавриил Адрианопольские Предыдущие фрагменты: Славяне, поселившиеся в VI веке на территории современной Болгарии (в ту пору Дакии, Мезии и Фракии) ассимилировали местное эллинизированное или романизованное население, по преимуществу с фракийскими корнями, и это были христиане. В стране проживало немалое число не подвергшихся языковой ассимиляции романоязычных валахов и аромун, сохранивших христианское исповедание своих предков. Сопротивление перемене религии шло не от славянского населения страны, а от правящей протоболгарской знати Из источников VI–VIII столетий ничего неизвестно о кровавых гонениях на местных христиан со стороны язычников-славян и новых завоевателей тюркоязычных болгар, которых в научной литературе принято называть протоболгарами, чтобы отличить их от славяноязычного народа, также усвоившего себе со временем болгарское имя. Отдельные случаи притеснений, дискриминации или даже убийств за исповедание Христа могли и не попасть в анналы, но, если бы гонения приобретали масштабный размах, они бы не могли остаться вне поля зрения византийских историков. Во всяком случае впоследствии сопротивление перемене религии шло не от славянского населения страны, а от правящей протоболгарской знати. Характеризуя религиозную политику болгарских властей до принятия ими христианской веры, В. Гюзелев писал: «Исторические источники показывают, что в языческой Болгарии существовала относительная религиозная толерантность… Преследования христиан были редким явлением и были связаны, прежде всего, с конфликтными ситуациями с Византийской империей. С правом можно говорить о том, что как славянское, так и часть протоболгарского населения, постепенно приобщались к христианству» .

http://pravoslavie.ru/151160.html

«Он ушел как священномученик» Жизнь и обстоятельства смерти митрополита Неврокопского Бориса (Разумова) Андрей Кострюков Митрополит Неврокопский Борис (Разумов) Можно ли сохранять святость и благочестие в условиях преследования Церкви? История показывает, что во все века, даже в годы самых страшных гонений, подвижническая жизнь была возможна, а преследования верующих никогда не мешали личной святости. И хотя мы имеем ряд примеров, когда подвижнику удавалось выжить в тяжелое время, все же нередко личная святость и стояние за правду приводили к исповедничеству и мученичеству. Один из таких примеров – жизнь болгарского митрополита Бориса (Разумова) (1888–1948). Жизнь этого архипастыря была тесно связана с Русской Церковью и русской эмиграцией. К сожалению, в России об этом человеке известно немного. Некоторое время назад на родине иерарха вышла книга иеромонаха Виктора (Тодорова) и С. Муховой – «Неврокопски митрополит Борис». Однако исследование написано на болгарском языке и труднодоступно русскому читателю. К тому же даже в столь объемной и интересной книге не до конца исследованы обстоятельства трагической гибели этого замечательного иерарха. Прояснить картину помогли документы Государственного архива Российской Федерации. Жизнь этого архипастыря была тесно связана с Русской Церковью и русской эмиграцией Митрополит Борис родился в 1888-м г. в деревне Гявато возле г. Битоля в Османской империи (ныне это Северная Македония), в миру носил имя Вангел. Семья была благочестивой, и к церковной жизни будущий митрополит приобщился с раннего детства. Большое значение в его судьбе имела встреча с главой Болгарской Церкви Экзархом Иосифом I, который ему в дальнейшем покровительствовал. Вангел окончил Болгарскую семинарию Святого Иоанна Рыльского в Константинополе. Будущий архипастырь имел самые разные дарования, так, например, он писал стихи, обладал способностью к изучению иностранных языков. За успехи в изучении турецкого языка он был награжден золотыми часами турецким министром просвещения. В течение жизни он выучил также русский, греческий, немецкий, французский, английский, румынский, итальянский и венгерский языки.

http://pravoslavie.ru/144319.html

1150 лет крещения Болгарии: в Плиске совершена Всеправославная литургия Плиска, 4 мая 2015 г.      1150 лет тому назад правитель Болгарии Борис Первый своим богомудрым державным решением сплотил свой разноплеменный народ, сделав его часть державы Духа. И воинственные болгары через слово тихих славян приобщились к вековой христианской вере местных фракийцев, положив таким образом на юго-восточных Балканах начало преславной Болгарии, великой по плоти и духу, пишет официальный сайт Болгарской Церкви.      П о решению Священного Синода Болгарской Православной Церкви по случаю круглой даты со дня Крещения Болгарии 2 мая — в день, когда Церковь чтит память святого равноапостольного царя Бориса-Михаила, крестителя Болгарии — в Плиске, в Великой базилике, была отслужена торжественная Всеправославная Литургия.      Под открытым небом, среди величественных руин древнего храма, священное сослужение было возглавлено Его Святейшеством Болгарским патриархом Неофитом. Участие в торжественном богослужении приняли 27 архиереев, в том числа от поместных Православных Церквей: Андрей, митрополит Аркалохорийский и Кастелийский, — от Константинопольской Патриархии; Геннадий, митрополит Никопольский, — от Александрийской Патриархии; Феофилакт, митрополит Иорданский и Пелла-Филуменский, — от Иерусалимской Патриархии; Николай, митрополит Блуданский, — от Антиохийской Патриархии; Онуфрий, митрополит Киевский и всея Украины, — от Московской Патриархии; Михаил, митрополит Хевсуретийский, — от Грузинской Патриархии; Пахомий, митрополит Вранский, — от Сербской Патриархии; Кассиан, митрополит Нижнедунайский, — от Румынской Патриархии; Нектарий, митрополит Арсинойский, — от Кипрской архиепископии; Харитон, митрополит Еласонский, — Элладская архиепископия; Авель, митрополит Люблинский, — от Польской Церкви; Димитрий, митрополит Аргирокасторский, — от Албанской архиепископии; Иоаким, митрополит Беронский, — от Чешской Церкви.      Архиереям сослужило множество архимандритов, священников, диаконов и иподиаконов. Смешанный хор Патриаршего храма-памятника в честь святого Александра Невского во главе в регентом, доцентом Д. Димитровым великолепно сопровождал богослужение. Сборная группа певцов Софийской духовной семинарии им. св. Иоанна Рыльского песенно сопутствовала встрече и проводам архиереев.

http://pravoslavie.ru/79076.html

На чем основана нерушимая связь России и Болгарии? Какие духовные сокровища может открыть для себя православный паломник на болгарской земле? Об этом рассказывает Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Болгария в Российской Федерации Бойко Коцев. Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Болгария в Российской Федерации Бойко Коцев      — Господин посол, сколько лет насчитывает история Православия в Болгарии? — Предание гласит, что христианство начало распространяться по нашим землям еще в апостольские времена. За век до крещения Руси, в 863 году, болгарский царь Борис I принял Святое крещение. Государственным указом христианство было объявлено единственной разрешенной религией, а христианские законы – общими для всех подданных. Учение Христа и его нравственные постулаты с любовью были восприняты славянскими народами, которые пронесли свою веру через многие страдания и испытания. Хотел бы отметить, что история Православия в Болгарии и России тесно взаимосвязаны — По некоторым источникам, великая княгиня Ольга, первой принявшая крещение на Руси, была внучкой болгарского царя Бориса, а Киевский князь Владимир, крестивший Русь, его праправнуком… — Примеров много! После падения Болгарского государства под ударами Османской империи в конце века многие выдающиеся деятели Болгарии нашли приют на Руси и сыграли большую роль в ее церковной, общественно-политической и культурной жизни. Так, соратник и последователь Евфимия Тырновского Киприан в 1375 году стал митрополитом Киева, а с 1390 по 1406 год был митрополитом Московским и всея Руси. Он перенес на Русь богатый опыт болгарских традиций в области просвещения и подготовки духовенства. По инициативе Киприана было построено несколько храмов под Москвой и во Владимирской области. Спустя несколько десятилетий после его погребения в Успенском соборе Московского Кремля были обретены его нетленные мощи. В 1472 году Киприан был причислен к русским святым.      — А как сейчас развиваются отношения между Болгарской и Русской Православной Церковью?

http://pravoslavie.ru/80992.html

2-е число Святого Афанасия, архиепископа Александрийского Одним из явлений, наиболее характеризующих IV век по Р. Хр., было колебание Церкви Христовой различными ересями. Едва только успокоилась она после ужасов гонений, воздвигаемых языческими императорами, едва только укрепилась под сочувственным влиянием императора, которого именует она «Равноапостольным», как стали возникать опасности другого рода, которые могли угрожать ей полным разрушением, если бы не предначертано было искони, что «врата адовы не одолеют её» ... Но где преизбыточествовала опасность, там преизбыточествовала и чудная благодать и воздвигался могучий отпор адским силам в лице величественных столпов, ограждавших св. Церковь и оградивших её... Одним из могущественнейших борцов против одного из величайших зол – в виде арианской ереси – был святитель Афанасий, архиепископ Александрийской Церкви. Ещё отроком выделялся он из своей среды своими замечательными дарованиями и страстной любознательностью, с которой изучал он св. Писание. При этом он имел случай получить превосходнейшее всестороннее образование в богатой средствами для этого Александрии, месте рождения его. Таким образом Божественному промыслу угодно было снабдить его всеми орудиями для той достославной борьбы, которую предстояло ему вести в продолжении большей части его 80-ти летней жизни. Первым шагом его на этом пути было сближение с епископом Александром, который проницательно усмотрел в юноше будущего знаменитого церковного деятеля, доверял ему все свои дела, поручал письменные отношения по делам церковным и поставил его в сан диакона на 23-м году его жизни (319 г.). В этом сане присутствовал Афанасий вместе с епископом Александром на Никейском Вселенском соборе и принимал энергичное и влиятельное участие в спорах с Арием, чем и возбудил против себя непримиримую вражду ариан, не перестававших с тех пор никогда неумолимо преследовать его всевозможными способами. В 326 г. св. Александр назначил его в преемники своей кафедры, что и было подтверждено общим голосом паствы и епископов, хотя и против воли самого Афанасия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Архив Пн Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла со Святейшим Патриархом Болгарским Неофитом и членами Священного Синода Болгарской Православной Церкви 2 марта 2018 г. 23:09 2 марта 2018 года в резиденции Священного Синода Болгарской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился со Святейшим Патриархом Болгарским Неофитом и членами Священного Синода Болгарского Патриархата . В Синодальной часовне во имя святого благоверного царя Бориса Святейший Патриарх Кирилл в присутствии Предстоятеля Болгарской Православной Церкви совершил благодарственный молебен по случаю прибытия в Болгарию делегации Русской Православной Церкви. После молебна Святейший Патриарх Кирилл проследовал в Синодальную палату, где состоялась братская беседа Предстоятелей Русской и Болгарской Православных Церквей. Обращаясь к Его Святейшеству, Патриарх Болгарский Неофит, в частности, сказал: «Сегодня, накануне 3 марта, православная Болгария встречает Вас с искренней любовью и еще раз свидетельствует о чувствах братской любви и признательности, которые хранила всегда к православному русскому народу и Русской Православной Церкви». Патриарх Неофит также выразил надежду, что предстоящие праздничные дни оставят в сердце высокого гостя теплые воспоминания о радости братского общения, взаимной любви и плодотворном сотрудничестве двух Церквей. Все это, по словам Предстоятеля Болгарской Церкви, всегда было характерно для отношений между Русской и Болгарской Православными Церквами и православными народами. «Ваше присутствие среди нас является высокой честью для нашей Православной Церкви, истинным духовным торжеством и еще одним свидетельством крепких связей, которые нас связывают, и за которые мы все благодарим Господа нашего Иисуса Христа, и Вас, Ваше Святейшество, как выразителя братской во Христе любви и поддержки со стороны возглавляемой Вами Святой Русской Православной Церкви и всего православного русского народа, который мы искренне любим и который всегда в наших мыслях и в наших патриарших молитвах», свидетельствовал Предстоятель Болгарской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5155694.ht...

«Золотой век» христианской болгарской письменности История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Предыдущие фрагменты: Памятник святому Науму Охридскому в центре Скопье, Северная Македония. Фото: journalpp.ru Правление Симеона Великого вошло в историю как «золотой век» болгарской книжной культуры. Соратники равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия Климент и Наум Охридские, Ангеларий, Горазд и Савва, вынужденные покинуть Моравию, нашли приют в Болгарии. Пользуясь покровительством святого князя Бориса и потом его сына Симеона, они вместе со своими учениками и последователями Константином Преславским, Иоанном Экзархом, Тудором Доксом, Храбром Черноризцем и Лаврентием переводили на македонский диалект славянского языка, близкий болгарскому наречию, священные и богослужебные книги, отрывки из творений отцов Церкви, жития святых, а также писали оригинальные сочинения, так что в результате их трудов за время правления Симеона, названное «золотым веком» болгарской литературы, была создана целая библиотека христианских книг на языке, названном впоследствии старославянским. Составитель «Изборника» имел поэтому основание сравнивать Симеона с египетским Царем Птолемеем Филадельфом, под покровительством которого в III столетии до Р. Х. были переведены книги Ветхого Завета с еврейского оригинала на греческий язык. В Болгарии сложилось два центра христианского просвещения: один в Плиске, позже вместе с переносом столицы он переместился в Преслав, и другой – на западе государства, в Охриде. Преславскую книжную школу возглавил преподобный Наум, а Охридскую – святитель Климент, и после него также Наум, перебравшийся из Преслава на запад Болгарии. Святитель Климент Охридский Наум Охридский родился в 830-е гг.. Место его рождения неизвестно. Болгарская Церковь включила его имя в собор святых Седмочисленников – равноапостольных Кирилла и Мефодия и их 5 учеников. Подробных сведений о его миссионерской деятельности в Моравии не имеется, но, прибыв в Болгарию, он в 886-м г. поселился в Преславе, возглавив местную переводческую школу. Помимо переводов, он, вероятно, писал и оригинальные сочинения. По одной из версий, ему принадлежит первоначальная редакция Сказания об апостоле Андрее Первозванном. В 893-м г. он переехал на запад Болгарского государства, в Девол, расположенный на территории современной Албании, возглавив местную книжную школу, после того как ее основатель святой Климент Охридский был хиротонисан во епископа и поставлен на Величскую кафедру. В 905-м г. преподобный Наум основал монастырь на берегу Охридского озера, впоследствии названный его именем, и там продолжил переводческие труды. Святой Наум преставился 23 декабря 910 г. и был посмертно канонизован.

http://pravoslavie.ru/152907.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Ангеляр Охридский, равноап. - житие Ангеляр (или Ангеларий) Охридский (1-я пол. IX в.- ок. 886), пресвитер, святой равноапостольный. Память в числе Седмочисленников и в Соборе Болгарских святых Ученик и сподвижник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Великой Моравии и Паннонии, один из святых Седмочисленников. Судя по имени, более характерному для западнохристого мира, Ангеляр, вероятно, был уроженцем Великой Моравии или Паннонии. Причисление его к особо выделенным ученикам святых Кирилла и Мефодия свидетельствует о деятельном участии Ангеляра в трудах Моравской миссии по крайней мере во времена архиепископства Мефодия, хотя конкретные его труды неизвестны. После кончины святителя Мефодия в 885 году Ангеляр вместе с Гораздом, Климентом и Наумом попал в ту группу славянских священнослужителей, которая по приказу франкского епископа Вихинга и князя Святополка была заключена в темницу, где на узниках трижды чудесным образом распадались оковы. Когда они, кроме Горазда, были выпущены из темницы, они были затем жестоко избиты, раздеты и под конвоем немецких воинов, постоянно угрожавших им смертью, изгнаны из великоморавской столицы Велеграда. С большими трудностями и лишениями они добрались до Сирмия (ныне Сремска-Митровица) и через Дунай переправились в Белград, бывший тогда болгарской пограничной крепостью. Городской начальник, знавший о желании святого равноапостольного князя Бориса Болгарского иметь в Болгарии славянских священнослужителей, радушно принял их и вскоре переправил в столицу болгарской державы Плиску, где изгнанники нашли приют в знатных домах. Ангеляр поселился в доме болярина Чеслава, но от пережитых страданий и лишений вскоре скончался. Место его погребения неизвестно. Почитание Сведения о святом Ангеляре весьма скудны и относятся к последнему году его жизни. Они содержатся в пространном греческом житии святого Климента Охридского, написанном в конце XI века Феофилактом Охридским на основании недошедшего до нас славянского жития. Предполагается, что к этому источнику восходят все ныне известные позднейшие сведения об Ангеляре, сводящиеся к упоминанию его имени в числе учеников славянских просветителей и встречающиеся в кратком житии («Успении») святого Константина-Кирилла (нач. XIII в.), кратком греческом житии св. Климента Охридского, написанном Димитрием II Хоматианом (1-я пол. XIII в.), при отдельных списках «Сказания о письменах» Храбра Черноризца и переделке грамматического трактата Константина Костенечского (XVI в.), в службах святым Седмочисленникам.

http://pravicon.com/info-1758

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010