Митрополит Волоколамський монастир святого Рильського 19 грудня 2014 р. 12:33 18 декабря 2014 года в продолжение поездки в Болгарию председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил паломничество в ставропигиальный Рыльский мужской монастырь. Архипастыря сопровождали настоятель подворья Святейшего Патриарха Московского и всея Руси в Софии архимандрит Филипп (Васильцев), секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, генеральный секретарь Священного Синода Болгарской Православной Церкви архимандрит Герасим (Георгиев), иеродиакон Николай (Оно). В обители гостей встречал наместник епископ Адрианопольский Евлогий. В соборе в честь Рождества Пресвятой Богородицы у гробницы с мощами преподобного Иоанна Рыльского паломники пропели величание святому. Другой особо чтимой святыней монастыря является икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия» с частицами мощей святых. В храме находится захоронение болгарского царя Бориса III, очень любившего эту обитель. Затем наместник показал митрополиту Илариону монастырский музей, собрание которого насчитывает 35 тысяч экспонатов, в том числе иконы, книги, ценные исторические документы, произведения прикладного искусства, предметы церковной утвари. Главным экспонатом является крест работы инока Рафаила (1802 г.) — уникальный образец резьбы по дереву, содержащий 104 иконографических сюжета и 650 миниатюрных фигур. Далее паломники были приглашены на трапезу, по окончании которой епископ Евлогий преподнес на молитвенную память митрополиту Илариону образ основателя Рыльской обители. Председатель ОВЦС подарил свою книгу «Таинство веры», переведенную на болгарский язык, диски с ораторией «Страсти по Матфею». Митрополит Волоколамский Иларион также оставил запись в Книге почетных гостей. В этот же день состоялся телефонный разговор председателя ОВЦС с главой Царского Дома Болгарии Симеоном II Сакскобургготским. Митрополит Иларион передал царю Симеону приветствие и благопожелания от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3882843...

Охрид Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 41.120761; 20.806392 Северная Македония, община Охрид, город Охрид община Охрид Северная Македония Вид на город с охридского озера Город на восточном берегу Охридского озера в Республике Македония. Население — около 55,8 тыс. жителей. В городе большое число живописных домов и памятников, основной статьёй бюджета города является туризм. Содержание Общее описание [ править править код ] Расположен к востоку от Тираны (Албания) и к юго-западу от Скопье. По одному из предположений название Охрид — славянского происхождения и означает «на гряде», то есть «на горе». Охрид – древняя столица славянской письменности и культуры. Его неспроста называют Славянским Иерусалимом. Именно здесь первое поколение учеников свв. Кирилла и Мефодия трудилось над развитием кириллического письма, здесь впервые наши предки услышали славянское богослужение, и отсюда в далекую Русь устремлялись духовные сокровища. История города [ править править код ] Современный город Охрид построен на месте античной (иллиро-македонской) колонии Лихнид известной ещё со II—III веков до н. э. В 148 году до н. э. колония была захвачена римлянами, которые после разрушительного землетрясения в 518 году почти полностью её перестроили, из древних македонских построек сохранились только мраморные столбы. В период римского и византийского владычества город являлся важным торговым пунктом на построенной римлянами дороге от побережья Адриатического моря к Константинополю, известной как Эгнатиева дорога (лат. Via Egnatia). Археологические раскопки подтверждают, что город очень давно принял христианство. Епископы Лихнидские принимали участие в первых вселенских соборах. К концу V — началу VI веков город постепенно заселяется славянскими народами. В 861 году входит в состав Болгарии и вскоре получает современное название (под названием Охрид впервые упоминается в 879 году). В Охриде с 886 года ведёт просветительскую деятельность ученик Кирилла и Мефодия Св. Климент Охридский, основавший в Охриде по распоряжению болгарского царя Бориса книжную школу по переводу церковных греческих книг на славянский язык. Считается, что именно в Охриде впервые был создан алфавит кириллица.

http://azbyka.ru/palomnik/Община_Охрид

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла со Святейшим Патриархом Болгарским Максимом София, 28 апреля 2012 г. 27 апреля 2012 года в резиденции Синода Болгарской Православной Церкви прошла братская беседа Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со Святейшим Патриархом Болгарским, Митрополитом Софийским Максимом и членами Священного Синода Болгарской Церкви. «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Болгарскую Православную Церковь. Молебен в Синодальной часовне. Встреча со Святейшим Патриархом Болгарским Максимом» Во встрече со стороны Московского Патриархата приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук и настоятель подворья Русской Православной Церкви в Софии игумен Филипп (Васильцев). Со стороны Болгарского Патриархата участвовали члены Священного Синода Болгарской Православной Церкви митрополит Видинский Дометиан, митрополит Сливенский Иоанникий, митрополит Русенский Неофит, митрополит Великотырновский Григорий, митрополит Старозагорский Галактион, митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл, митрополит Плевенский Игнатий, митрополит Доростольский Амвросий, митрополит Ловчанский Гавриил, митрополит Пловдивский Николай. В ходе беседы Святейший Патриарх Кирилл и Святейший Патриарх Максим обсудили перспективы расширения сотрудничества двух Церквей, в частности, в сферах духовного образования и паломничества. Были затронуты темы общеправославного характера. Предстоятели обменялись мнениями относительно основных принципов межправославного взаимодействия, особенно в контексте подготовки к Всеправославному Собору. По завершении переговоров состоялась церемония вручения Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу ордена святого благоверного и равноапостольного царя Бориса.

http://pravoslavie.ru/53205.html

Храм-памятник Александра Невского (София) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм-памятник Святого Александра Невского (болг. Храм-паметник Свети Александър Невски) — кафедральный патриарший собор Болгарской Православной Церкви. Расположен в столице Болгарии Софии, на площади Александра Невского, является одной из градостроительных доминант столицы Болгарии. Автор проекта — русский архитектор Александр Померанцев. Содержание История [ править править код ] Идея воздвигнуть храм-памятник в честь освобождения Болгарии и посвятить его русскому святому Александру Невскому была выдвинута 13 апреля 1879 года на заседании Первого Учредительного Народного Собрания в Велико-Тырново Петко Каравеловым. 26 февраля 1881 года была образована Центральная строительная комиссия с комитетом при ней; 19 февраля 1882 года на самом высоком месте в центре Софии была совершена закладка храма. Автором первоначального проекта был архитектор Иван Богомолов, однако реализация проекта тормозилась, и к тому времени, когда правительство Болгарии вновь вернулось к вопросу о строительстве храма, Богомолов скончался. Чертежи Богомолова были переданы Александру Померанцеву, который существенно переработал первоначальный проект. К строительству приступили лишь в 1904 году. Работами по возведению храма руководил коллектив российских и болгарских архитекторов: А. А. Яковлев, А. Н. Смирнов, П. Момчилов, Ю. Миранов и другие. Храм-памятник был построен в 1912 году. После вступления в октябре 1915 года Болгарии в Первую мировую войну на стороне Центральных держав 2 марта 1916 года Народное собрание Болгарии приняло решение о переименовании собора — в честь святых Кирилла и Мефодия, что официальным органом российского Святейшего Синода было названо «великим грехом Болгарии». По отречении царя Фердинанда от престола в 1919 году, Синод обратился к правительству с просьбой отменить решение о переименовании собора, вопрос о чём был внесён в Народное Собрание Болгарии, которое постановило возвратить собору первоначальное наименование. 12 сентября 1924 года, в день памяти князя Александра Невского, митрополитом Пловдивским Максимом было совершено освящение главного алтаря храма в честь святого князя, а на следующий день северного придела — во имя святых Кирилла и Мефодия, а 14 сентября — южного во имя святого царя Бориса.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм-памятник_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРИЛА ЦАРЯ СИНОДИК Борилов Синодик (Палаузовский список). Кон. XIV в. (НБКМ. 289. Л. 26) Борилов Синодик (Палаузовский список). Кон. XIV в. (НБКМ. 289. Л. 26) [Борилов Синодик], болг. редакция нач. XIII в. перевода на слав. язык к-польского патриаршего Синодика в Неделю Православия 843 г., источник по истории средневек. Болгарии, памятник антиеретической лит-ры эпохи 2-го Болгарского царства. Выполнена в связи с созывом в 1211 г. в Тырнове царем Борилом церковного Собора для осуждения и искоренения широко распространившейся в Болгарии ереси богомильства и существенно дополнена болг. материалами. Начальная часть Б. ц. с. носит догматико-полемический характер, идейно близкий «Беседе на новоявльшуюся ересь Богумилову» Козьмы Пресвитера . В следующем разделе помещены тексты, обличающие иконоборцев, статьи, осуждающие учение богомилов и их обряды, анафематствования ересиарху, его ученикам и последователям, далее - повествование о созыве и ходе Собора 1211 г. Заключительную часть Б. ц. с. составляет поминание болг. архиепископов (позднее Патриархов), митрополитов, князей и царей (начиная с Бориса-Михаила), слав. апостолов св. Кирилла и Мефодия, их учеников (св. седмочисленников) для подтверждения преемственности церковной иерархии и светской власти от 1-го Болгарского царства. В XIII-XIV вв. Б. ц. с. оказал значительное влияние на серб. и рус. редакции Синодика в Неделю Православия. Оригинал Б. ц. с. не сохранился, текст с позднейшими дополнениями дошел до наст. времени в Палаузовском (София. НБКМ. 289, нач. 80-х гг. XIV в.) и Дриновском (там же. 432, кон. XVI в.) списках, получивших названия по фамилиям их владельцев в XIX в. (С. Н. Палаузов и М. С. Дринов ). Младший лишен конца, обрывается на рассказе о соборе 1211 г. Палаузовский список содержит редакцию, созданную при царе Иоанне Асене II (между 1235 и 1241) и дополненную при Тырновском патриархе свт. Евфимии (1375-1393), за текстом Б. ц. с. следуют рассказ о восстановлении Патриаршества в Болгарии в 1235 г., помянники позднейших болг. царей, цариц, Патриархов, митрополитов, бояр и воевод. Далее помещены решения Вселенских соборов в Халкидоне, Никее и К-поле, многолетия царю Иоанну Шишману и его царице, патриарху Евфимию, анафематствования еретикам. На полях кодекса в XV-XVI вв. приписаны помянники валашских и молдав. воевод.

http://pravenc.ru/text/153127.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НАУМА ОХРИДСКОГО МОНАСТЫРЬ [Македон. Манастир Свети Наум], мужской, во имя равноап. Наума Охридского Дебарско-Кичевской епархии не признанной правосл. миром Македонской Православной Церкви. Находится на юж. берегу Охридского оз., близ источников р. Чёрный Дрим (Дрин), в 30 км от г. Охрида (Республика Македония), рядом с границей с Албанией. История Кафоликон мон-ря Наума Охридского. XVI–XVII вв. Кафоликон мон-ря Наума Охридского. XVI–XVII вв. Древнее краткое Житие равноап. Наума Охридского сообщает, что он «создал монастырь у истока Белого озера, церковь святых Архангелов, и был учителем 7 лет, а когда освободился от учительства и ушел в монастырь, пожил 10 лет» ( Флоря Б. Н., Турилов А. А., Иванов С. А. Судьбы кирилло-мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия. СПб., 2000. С. 286). Поэтому, отсчитывая от 910-го - года смерти Наума, основание обители на Охридском оз. датируют 900 г., иногда 90-ми гг. IX в. Второе слав. Житие св. Наума дополняет, что храм был поставлен «богатством и повелением благочестивого царя болгарского Михаила Бориса и сына его Симеона царя, тогда в текущем году 6413» (т. е. 905; см.: Там же. С. 289). Возможное участие в основании обители болг. царя Бориса (в крещении Михаил) позволяет предположить, что храм был посвящен его св. покровителю. Св. Наум скончался в обители и был похоронен в храме, в правой, юж. его части (притворе). Хотя св. Наум являлся одним из наиболее известных святых в Македонии (см. Македония , историческая область), а основанный им мон-рь стал центром его почитания, источники молчат о жизни обители до XVII в. Неизвестно, когда и по каким причинам древний храм обители был разрушен или разобран, а на его месте, согласно археологическим исследованиям, не позже XVII в. возведен новый. Впервые после перерыва, уже с посвящением основателю, обитель упоминается в 1634 г., когда вместе с архиеп. Охридским Авраамием в Москву прибыл с просьбой о милостыне ее насельник архим. Анфим ( Муравьёв А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1860. Ч. 2. С. 159).

http://pravenc.ru/text/2564756.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Араповский мон-рь св. Недели [Болг. Араповски манастир «Света Неделя»], Болгарской Православной Церкви. Расположен в 8 км восточнее г. Асеновград, близ с. Арапово (совр. Златоврых). Возник в 1856 г. как монашеская община, преобразованная через 3 года в обитель. Расположение А. м. на открытом пространстве в поле не характерно для болг. мон-рей, к-рые устраивались обычно на холмах, в предгорьях или в горах, и обусловлено нахождением вблизи него св. источника. Отсюда и специфическая черта внешнего облика А. м., напоминающего средневек. крепость, хотя сами постройки не имеют фортификационного назначения и традиционны для эпохи болг. национального возрождения. Строительство соборного храма, трехнефного с 3 апсидами, было начато в 1856 г. мастером Стою, избравшим в качестве образца соборы Горно-Воденского и Бачковского мон-рей; освящен в 1859 г. в честь св. Недели. Средства на постройку и украшение храма были собраны населением окрестных сел; имена дарителей сохранились в ктиторских надписях над сев. и юж. вратами храма. В 1928 г. купол храма пострадал от землетрясения, восстановлен и заново расписан худож. Н. Эвровым в 1930 г. В 1856-1859 гг. был возведен П-образный корпус, огибающий храм с востока, запада и севера (сохранился только зап. двухэтажный келейный корпус); позднее в юго-зап. углу пристроили Г-образное крыло (восстановлено в 1935). В 60-х гг. XIX в. на юго-востоке монастырского двора появилась трехэтажная жилая башня высотой ок. 9 м (отреставрирована в 70-х XX в.), по преданию, в ней неоднократно находил убежище легендарный родопский гайдук Ангел Воевода. В 1870 г. над св. источником (перед сев. вратами) была поставлена часовня - однонефная постройка с апсидой и массивным цилиндрическим сводом; расписана в 1875 г. В 1929 г. в зап. части А. м. построена колокольня. Св. равноап. Кирилл крестит царя Бориса II. Св. равноап. Мефодий проповедует народу. Роспись ц. св. Недели Араповского мон-ря. 1864 г.

http://pravenc.ru/text/75834.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗОГРАФ [греч. Ιερ Μον Ζωγρφου; болг. Зограф], болг. муж. общежительный мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца. З. находится в юго-зап. части п-ова Афон (Айон-Орос), окружен лесистыми горами, закрывающими его от моря. В иерархии 20 афонских мон-рей занимает 9-е место. Территория мон-ря составляет ок. 10-11 га. З. имеет 2 представительства в столице Афона Карее (старое с ц. в честь Вознесения Господня и новое (1901) с ц. в честь Преображения Господня), владеет 2 домами - в Софии и Пловдиве, рестораном в Софии, 300 га земли и 600 га леса близ г. Лом. Имуществом мон-ря распоряжается комиссия (эфория), созданная 5 июня 1926 г. по указу болг. царя Бориса III; она неподвластна Св. Синоду Болгарской Православной Церкви (БПЦ), управляется советом, в состав к-рого входит только один архиерей (в наст. время митр. Неврокопский Нафанаил (Калайджиев)). Подворьем З. является Германский муж. мон-рь близ Софии. В братию монастыря входят 21 монах и 12 послушников. Игумен - архим. Амвросий (с 1997). Главные праздники - дни памятей вмч. Георгия Победоносца (23 апр.), Зографских преподобномучеников (22 сент., 10 окт.), прп. Космы Зографского (22 сент.), суббота Акафиста (5-я суббота Великого поста); во вторник Светлой седмицы - крестный ход с чудотворной иконой вмч. Георгия Победоносца. История Основание монастыря Мон-рь Зограф Мон-рь Зограф Из-за недостатка надежных древних свидетельств вопрос о времени возникновения З. и превращения его в болг. обитель относится к числу дискуссионных (обзор мнений см.: Thomson. 1996. P. 314-324), при этом он не связан с вопросом о появлении на Афоне болг. монахов. Они могли поселиться на Св. Горе в сер. 60-х гг. IX в., сразу после Крещения Болгарии, и особенно при царе Симеоне (893-927), когда болг. граница вплотную подходила к Афону (позже отошла на север). Существование в Х в. близ Афона слав. поселений подтверждается рядом документов (см.: Иванов. 1931. С. 21-23; Дуйчев. 1963. С. 123; Idem. 1965. P. 491-492). По традиции 1-м слав. мон-рем на Афоне считался рус. Ксилургу , 2-м - З. (на основании подписи в документе 1169 г.), 3-м - серб. Хиландар (с 1192). Но из недавно опубликованных документов афонских мон-рей Русского вмч. Пантелеимона и Ксенофонта прп. следует, что еще в 1-й пол. XI в. (1033-1034) на Св. Горе находился мон-рь Зелянос (или Желянос), основателем его был некий человек, слав. происхождение к-рого не вызывает сомнений, поэтому среди историков существует т. зр., что этот мон-рь был 1-й слав. обителью на Афоне.

http://pravenc.ru/text/Зограф.html

Патриаршее послание по случаю празднования 1100-летия преставления просветителя Болгарии святого равноапостольного царя Бориса 4 мая 2007 г. 18:28 2 мая 2007 года в Болгарии прошли торжества, посвященные 1100-летию преставления просветителя Болгарии святого равноапостольного царя Бориса . Во время торжеств митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий огласил приветственное послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Патриарху Болгарскому, Митрополиту Софийскому Максиму и всем участникам празднеств. Ваше Святейшество, возлюбленный о Господе Собрат и Сослужитель, Святейший Патриарх Болгарский Максим! Преосвященные архипастыри, честные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляем Вас и всю полноту Болгарской Православной Церкви со знаменательной датой — 1100-летием преставления просветителя Болгарии святого равноапостольного царя Бориса. Из Священного Писания мы знаем, что «сердце царя — в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» (Притч. 21. 1). Господь благоволил зажечь свет веры в сердце царя Бориса и через него явить спасительную благодать Христову всему болгарскому народу. Царь Борис привел своих соотечественников, пребывавших во тьме языческого неведения, к познанию единого истинного Бога, «Который сотворил небо и землю, и море и все, что в них» (Деян. 14. 15). Значение этого события для болгарского народа и для всего христианского мира трудно переоценить. Святой равноапостольный царь Борис стоит в одном ряду с такими великими просветителями, как святой равноапостольный князь Владимир и «апостол народов» Павел, который призывает нас подражать вере тех, кто проповедовал нам Слово Божие, и привел нас ко Христу (Евр. 13. 7). В настоящее время вера Христова на европейском континенте подвергается молчаливому вытеснению. Европа, сформировавшаяся под исключительным влиянием христианства, сегодня все более отходит от своих корней. Оскудение духовных начал, проникновение чуждых воззрений может вскоре привести внешне благополучную и объединяющуюся Европу к внутренним разделениям. А «всякое царство, разделившееся само в себе … не устоит» (Мф. 12. 25), — говорит Господь Иисус Христос. Пример православной Болгарии, хранящей наследие своего просветителя, пусть поможет Европе в преодолении тех проблем размывания идентичности и утраты смысла бытия, с которыми она сегодня сталкивается. Еще раз возобновляем Наши поздравления со знаменательным юбилеем и желаем всему благочестивому болгарскому народу крепости в православной вере и верности заветам своих праотцев! С любовью о Господе, +АЛЕКСИЙ,  ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/235633.htm...

Директор училища в болгарской Варне запретил проведение традиционного молебна на начало учебного года 17 сентября 2007 г. 15:26 Представители Болгарского национального движения требуют уволить директора одного из крупнейших городских училищ из-за скандала со священником, сообщает портал «Двери.Бг» со ссылкой на радио «Дарик-Варна». Варненское отделение Болгарского национального движения выпустило декларацию-требование уволить директора училища им. Любена Каравелова в Варне, Метина Низама, после скандала, произошедшего в первый учебный день. По предварительной договоренности, 15 сентября отец Ясен из храма св. царя Бориса пришел в училище для совершения водосвятного молебна в честь первого учебного дня. Несмотря на договоренность, директор выгнал священника, заявив, что в училище учатся и мусульмане, которые могут обидеться. На глазах у собравшихся на церемонию учащихся и гостей, в числе которых были и представители районного управления, Низам закрыл двери перед православным священником. Комментируя это событие, представители Болгарского национального движения напомнили, что в Болгарии Православие является традиционной и доминирующей религией, которую исповедуют около 89% населения, и что водосвятный молебен является неотъемлемой частью традиции проведения первого учебного дня. Как отмечено в декларации, в отношении директора и ранее поступали жалобы, которые касались преподавания в училище основ цыганского и турецкого языков, освобождения учащихся от уроков для посещения мечети и других подобных вещей, недопустимых, по мнению представителей движения, в болгарском училище. Низам является активистом Движения за права и свободы, был членом районной избирательной комиссии и вел активную политическую деятельность. Если это требование не будет удовлетворено, то последует призыв к родителям учащихся бойкотировать училище. Если и в этом случае проблема не будет решена, то активисты партии обещают устроить блокаду училища и приостановить учебный процесс вплоть до увольнения директора. Декларацию Болгарского национального движения поддержали партия «Наш город» и церковное настоятельство при храме св. царя Бориса. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/295806.htm...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010