Это мнение Венецианских издателей творений Феофилакта обратило на себя внимание одного из Славянистов, а именно: покойного Н. В. Савельева-Ростиславича, и он напечатал об этом особую статью под заглавием: «Новый источник для Болгарской истории IX века». 3 Поставляя на вид выше приведенное мнение Венецианских издателей, Савельев делает из него следующее заключение: 1) Так как сами издатели заметили различие между слогом Жития Тивериопольских мучеников и другими творениями Феофилакта, писателя XI века; 2) так как в Житии мучеников описываются лишь те чудеса, бывшие от их св. мощей, которые случились в царствование Симеона, в конце IX века, и 3) так как недавно (с 1840 г.) стало известно, что был другой Феофилакт, Архиепископ Болгарский, живший в IX век, то по сему и следует (говорит Г. Савельев) заключить, что Житие Тивериопольских мучеников писал Феофилакт I, современник Болгарских Царей Бориса и Симеона, а не Феофилакт II, современник Византийского Императора Алексея Комнина, живший в XI веке. Но, разбирая точнее эти три положения, мы приходим к совершенно иному заключению: во-первых, Венецианские издатели сочинений блаж. Феофилакта ясно говорят, что слог всех творений его «кроме Жития Тивериопольских мучеников», невразумителен и походит на слог всех Греков IX столетия, а слог Жития лучше и чище, чем во всех остальных сочинениях; а из этого естественно истекает заключение, совершенно противоположное сделанному Г. Савельевым, то есть (допуская существование двух одноименных Архиепископов Болгарских [Феофилактов] и при том писателей, живших в IX и XI столетиях), что Житие Тивериопольских мучеников принадлежит писателю XI века, а все остальные, ему приписываемые, сочинения принадлежат ( по слогу и языку) другому писателю того же имени IX века. И заключение это, как прямой вывод из замечания Венецианских издателей, так естественно, что стоило бы после этого убедиться, точно ли существовали два одноименных Болгарских Архиепископа и оба писатели в IX и XI столетиях, чтобы считать это заключение вполне верным. Но в том-то и дело, что существование двух одноименных Болгарских Архиепископов-писателей IX и XI века не имеет твердых оснований: открытие другого Болгарского Архиепископа Феофилакта, жившего будто бы в IX веке, Савельев приписывает Г. Мацеевскому; по справке же оказывается, что сей последний заимствовал это у Феслера ( из его Истории Угров. Вена, 1815 г.), труд которого, хотя и весьма почтенный в отношении избранного им предмета, не составляет еще, однако, необходимого авторитета в решении вопроса, относящегося к такой глубокой древности.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Житие Константина-Кирилла Подготовка текста и перевод Л. В. Мошковой и А. А. Турилова, комментарии Б. Н. Флори У истоков славянских литератур лежит сочинение, посвященное человеку, чей талант, труд и подвиг сделали возможным само их существование, – обширный текст высоких литературных достоинств и ценнейший исторический источник – Пространное житие Константина (в монашестве Кирилла) Философа. Относительно авторства памятника существуют разноречивые суждения, но среда, в которой он возник (ближайшее окружение первоучителя), и время создания (вскоре после смерти Константина в Риме) не вызывают сомнений. Жизнеописание создателя славянской письменности в полной мере разделило ее исторические судьбы: гонение в Великой Моравии после смерти архиепископа Мефодия, когда само существование славянской грамоты и славянского богослужения находились под вопросом, триумф в Болгарском государстве Бориса и Симеона и упадок под византийским владычеством, новый бурный расцвет уже на иной территории – в Киевской Руси. Вплоть до Нового времени тема равноправия славянского языка как языка, которым достойно славить Бога, и ортодоксальности славянского православия оставалась актуальной. Первые следы использования Жития Константина в других литературных памятниках прослеживаются с начала XII в. (Повесть временных лет под 996 г.). Символично, что уже на рубеже Нового времени в России к нему проявляют интерес писатели противоположных литературных направлений: высокоученейший воспитанник Киево-Могилянской академии св. Димитрий, митрополит ростовский, создавший к 1700 г. новую редакцию Жития, и основатели знаменитой Выговской пустыни старообрядцы братья Андрей и Симеон Денисовы, включившие традиционный текст памятника в круг обязательного чтения общины (Минеи Четьи 1711 г.). Внимание и уважение к истокам сближало противоположности. Живое отношение последующих эпох к Житию Константина как к памятнику, вновь и вновь обретающему актуальность, отразилось и в его рукописной традиции. Сохранилось не менее 60 полных списков памятника начала XV–XVIII вв., а число выписок (старшие из которых относятся к XIII в.) просто не поддается учету. Сопутствующие памятнику в рукописях тексты ясно свидетельствуют, что Житие (и выписки из него) воспринимались и использовались многопланово: и как собственно агиографический памятник, и как полемический трактат, источник сведений по истории, философии и грамматике. Большинство сохранившихся списков (свыше 80 %) – восточнославянского происхождения. Однако значение древнерусской традиции Жития не только в их числе: как недавно установил итальянский славист Дж. Дзиффер, вседошедшие списки памятника восходят к восточнославянскому протографу домонгольского времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Высказывание Владимира Путина полностью совпадает с мнением исторической науки» Церковный историк Алексей Светозарский о словах Президента России об исторической роли Православия 01.08.2012 1458 Как сообщалось , вчера Президент России Владимир Путин на встрече с участниками форума «Селигер-2012» высказал свое мнение о роли Православия в истории России. «Что касается Православия, - сказал Путин, - то оно сыграло особую роль в истории нашего государства. Я бы хотел, чтобы это все услышали. Почему? Потому что ведь до того, как князь Владимир крестил Русь, а потом объединил, у нас ведь не было единого Российского государства, и русской нации как таковой не было. (…) Православие сыграло эту объединяющую роль». Прокомментировать слова Президента России мы попросили заведующего кафедрой церковной истории Московской духовной академии и семинарии, кандидата богословия Алексея Светозарского . Высказывание Владимира Путина полностью совпадает с мнением исторической науки, причем не только с мнением церковных историков, но и с позицией, доказанной ещё учеными-классиками нашей дореволюционной историографии. Хотя, безусловно, ростки нашей государственности формировались ещё в IX веке, но образование государства как такового шло параллельно с христианизацией. Это уникальность нашего русского опыта, и мы не должны этого забывать независимо от наших религиозных воззрений. Есть люди, начисто лишенные религиозного чувства, но историческую роль Церкви в этом вопросе любой объективно мыслящий человек, конечно, признает. Достаточно быстро семена Христианства принесли свои плоды. Если крещение Руси свершилось при святом князе Владимире, то уже при его сыне Ярославе Мудром наша страна заняла прочное место среди европейских христианских государств. Мы видим в тот период расцвет культуры и расцвет письменности. Здесь можно провести параллель с Болгарией времен царя Бориса, с событиями, которые произошли на сто лет раньше, с симеоновской Болгарией периода Болгарского царства, где тоже шел рост национального самосознания. Уже при князе Ярославе мы видим попытку первого поставления русского митрополита. Она была совершенно законной, потому что было получено благословение Константинополя. Митрополит Илларион был ярчайший человек, автор произведения «Слово о законе и благодати». Это первое авторское произведение русской литературы.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/08/01/vy...

Позвольте мне на несколько минут занять Ваше благосклонное внимание вопросом, два года уже приковывающим к себе напряженное внимание всей Европы. Я разумею болгарский вопрос. Вопрос этот считается – и совершенно справедливо – политическим. Но есть в нем и церковная сторона. При современных суждениях об этом вопросе и при разных проектах его решения, сторона эта или совершенно игнорируется, или мало принимается в соображение, между тем для правильного понимания вопроса во всей его совокупности и еще более – для правильного решения его не теоретического только, но и практического, церковная его сторона имеет немаловажное значение, по крайней мере для нас, русских. А так как этой своей стороной болгарский вопрос входит в сферу моей специальности, то этим достаточно оправдывается и сделанный мною выбор этого вопроса предметом моего чтения в день университетского праздника. Болгарский вопрос на церковной почве возник за тысячу слишком лет тому назад. Долгое время он считался исключительно церковным вопросом и решался с церковной точки зрения, хотя в действительности с самого начала его возникновения он был столько же церковным, сколько и политическим, – каковой характер удерживает и до настоящего времени. А так как теперешний фазис этого вопроса составляет лишь логический вывод из тех посылок, которые были положены в его основу в самом начале его возникновения, то прошу не посетовать на меня за то, что я войду в некоторые подробности на этом пункте. На церковной почве болгарский вопрос возник на второй же год по обращении болгар в христианство , т. е. в 864–865 годах 1 . Возник он из-за того, что новообращенный болгарский князь Борис-Михаил, принявший крещение от Византии, обратился в Рим с просьбою о присылке епископов и священников для устройства церкви в новообращенной Болгарии. Римский папа Николай I (858–867) поспешил исполнить просьбу князя, прислал ему двух епископов с достаточным количеством священников и других клириков, которые и занялись устройством болгарской церкви по желанию князя 2 . Этот шаг Бориса и это хозяйничанье в Болгарии папских миссионеров произвели крайне неприятное впечатление в Византии. Они самым чувствительным образом затрагивали и ее честь, и ее интересы и потому там решено было принять энергичные меры к тому, чтобы возвратить князя и его народ в недра восточной церкви, из которой они так внезапно вышли 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickij/...

Епархиальные выборы в Варне признаны недействительными, но верующие требуют пересмотреть список кандидатов 25 ноября, 2013. Новостная служба Варненские избиратели и инициативный комитет недовольны полумерами Священного Синода. ‘Если выборы аннулированы, значит есть нарушения, а если они есть, нужно удалить причину — епископа Бориса’. Фото: портал Dveri.bg 25 ноября. ПРАВМИР. По предварительным данным, Священный Синод Болгарской Церкви признал недействительными епархиальные выборы Варненского митрополита. Предстоит назначение новой даты для голосования в Варне и пересмотр перечня епископов, «достойных быть избранными» (dostoizbiraemi) на это место. Встреча епископов проходила в течение более трех часов, сообщает Dveri.bg . Ранее Патриарх Неофит лично приехал и говорил с Варненским духовенством и мирянами. Он сказал, что все епископы единогласно проголосовали за объявление выборов недействительным, что доказывает,  что нарушения в голосовании есть. С другой стороны, епископ Борис остается в списке кандидатов. Это означает, что выборы 17 ноября могут повториться. Новые епархиальные выборы в Болгарии назначены на 15 декабря. Варненские избиратели и инициативный комитет недовольны полумерами Священного Синода. «Если выборы аннулированы, значит есть нарушения, а если они есть, нужно удалить причину — епископа Бориса» — заявили духовенство и миряне из Варны, 23 ноября собравшиеся перед Синодальной палатой в Софии. В полдень субботы в центр Софии прибыли два автобуса с протестующими. «Здесь, в Софии собрались не просто священники, а духовники, которые ведут за собой христиан из своих приходов. Эти священнослужители ведут просветительскую, социальную, культурную деятельность в Варне. Это авторитетные личности в городе», — заявляли они. Христиане Варны твердо решили стоять до конца в своих требованиях иметь достойного митрополита. По их мнению, выбор епископа Бориса нанесет большой удар по авторитету Болгарской Церкви. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/eparxialnye-vybory-v-v...

[Ангеляр] (1-я пол. IX в.- после 885), св. равноап. (пам. 27 июля), ученик и сподвижник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Вел. Моравии и Паннонии. Входит в группу т. н. Седмочисленников , состоящую из слав. просветителей и их ближайших учеников - святых Климента и Наума Охридских, Горазда и Саввы (иногда вместо последнего называется Лаврентий ). Биографические сведения об А. О. весьма скудны и относятся к последнему году его жизни. Они содержатся в пространном греч. житии св. Климента Охридского, написанном в кон. XI в. Феофилактом Охридским (главы 2, 12-16) на основании недошедшего слав. жития. К этому источнику восходят все позднейшие сведения об А. О., сводящиеся к упоминанию его имени в числе учеников слав. просветителей и встречающиеся в кратком житии («Успении») св. Константина-Кирилла (нач. XIII в.), кратком греч. житии св. Климента Охридского, написанном Димитрием II Хоматианом (1-я пол. XIII в.), при отдельных списках «Сказания о письменах» Храбра Черноризца и переделке грамматического трактата Константина Костенечского (XVI в.), в службах святым Седмочисленникам. Судя по имени, более характерному для западнохрист. мира, А. О. был, вероятно, уроженцем Вел. Моравии или Паннонии. Помещение имени А. О. в житии св. Климента в числе особо выделенных учеников святых Кирилла и Мефодия свидетельствует о деятельном участии А. О. в лит. и переводческих трудах Моравской миссии по крайней мере во времена архиепископства Мефодия, хотя конкретные его труды неизвестны. Сведений о сане А. О. текст не содержит. После кончины св. Мефодия в 885 г. А. О. вместе с Гораздом, Климентом и Наумом попал в ту группу слав. священнослужителей, к-рая по приказу франк. еп. Вихинга и кн. Святополка была заключена в темницу, где на узниках трижды чудесным образом распадались оковы. Выпущенные (кроме Горазда) из темницы, они были затем жестоко избиты, раздеты и под конвоем нем. воинов, постоянно угрожавших им смертью, изгнаны из великоморавской столицы Велеграда. С большими трудностями и лишениями они добрались до Сирмия (совр. Сремска-Митровица) и через Дунай переправились в Белград, бывший тогда болг. пограничной крепостью. Городской начальник (боритаркан), знавший о желании св. равноап. кн. Бориса Болгарского иметь в Болгарии слав. священнослужителей, радушно принял их и вскоре переправил в столицу болг. державы Плиску , где изгнанники нашли приют в знатных домах. А. О. поселился в доме болярина Чеслава, но от пережитых страданий и лишений вскоре скончался. Место его погребения неизвестно. Позднейшее почитание А. О. в Охриде и Охридской архиепископии связано с упоминанием его имени в житии св. Климента Охридского. Самостоятельного почитания, отдельного от святых Седмочисленников, А. О. не получил. Житие и служба ему отсутствуют, память в месяцесловах не встречается, имя не получило распространения в средневек. слав. мире, иконография является составной частью иконографии святых Седмочисленников.

http://pravenc.ru/text/115046.html

Избрание состоялось 23 марта 2014 г. в синодальной часовне св. царя Бориса-Михаила 24 марта. ПРАВМИР. Избрание состоялось 23 марта 2014 г. в синодальной часовне св. царя Бориса-Михаила при участии всех архиереев Синода Болгарской Православной Церкви. Избран новый Русенский митрополит Болгарской Православной Церкви, — сообщает Седмица.RU со ссылкой на официальный сайт Болгарской Патриархии. Епископ Стобийский Наум был единогласно избран митрополитом Русенским. Избрание состоялось 23 марта 2014 г. в синодальной часовне св. царя Бориса-Михаила при участии всех архиереев Синода Болгарской Православной Церкви. 16 марта епископ Наум вместе с епископом Тевириопольским Тихоном был избран кандидатом на освободившуюся в феврале 2013 г. после избрания митрополита Неофита патриархом Болгарским. Епископ Наум (Димитров) родился 19 октября 1968 г. в Варне. Окончил Софийскую духовную семинарию, в 1994 г. — Богословский факультет Софийского университета. 22 декабря 1990 г. пострижен в монашество. В 1991 г. рукоположен во диакона, в 1992 г. во иерея. В 1992-1996 г. преподавал в Пловдивской духовной семинарии. В 1997 г. стажировался в Греции. С 1997 г. приходской священник в Великом Преславе. В 1998 г. возведен в сан архимандрита. 1 апреля 2004 г. назначен главным секретарем Синода БПЦ и настоятелем кафедрального храма памятника св. блгв. кн. Александра Невского в Софии. 17 марта 2007 г. хиротонисан во епископа Стобийского. Фото: Официальный сайт Болгарской Патриархии Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 16 декабря, 2018 10 октября, 2018 22 октября, 2016 17 июня, 2016 2 июня, 2016 9 марта, 2016 8 марта, 2016 9 декабря, 2015 28 января, 2015 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы

http://pravmir.ru/episkop-naum-byl-edino...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Борис Болгарский, блгв. - житие Святой благоверный и равноапостольный царь Борис Болгарский (память 2 мая по старому стилю) Во святом Крещении Михаил. Равноапостольный подвиг его был предсказан ему дядей, святым Бояном. Первые годы правления царя Бориса складывались неудачно. Болгарам приходилось часто воевать с соседними народами, страну посещали голод и мор, и в 860 году Болгария находилась в бедственном состоянии. Царь Борис видел спасение страны, пребывавшей в язычестве, в просвещении ее верой Христовой. Во время одной из войн болгар с греками взят в плен именитый придворный Феодор Куфара, ранее принявший иноческий постриг. Он был первым человеком, посеявшим семена Евангельские в душе болгарского царя. В одном из походов греками была взята в плен малолетняя сестра царя Бориса и воспитана при дворе византийского императора в Православной вере. Когда скончался император Феофил, царь Борис решил воспользоваться благоприятным случаем, чтобы отомстить грекам за предыдущие поражения. Однако вдова императора, Феодора, проявила мужество и послала вестника к болгарскому царю с предупреждением, что она сама готова защищать империю и посрамит противника. Царь Борис предпочел мирный союз, и в знак примирения состоялся обмен пленных Феодора Куфары и царевны болгарской, которая еще более расположила брата к христианской вере. Несколько позже в Болгарию был послан святитель Мефодий, просветивший вместе со своим братом Кириллом славян светом Христовой веры. Святитель Мефодий совершил Крещение царя Бориса, его семейства и многих бояр. Болгары-язычники, узнав об этом, хотели умертвить царя Бориса, но их заговор был разрушен новокрещеным царем, а болгарский народ, лишенный мятежных вождей, добровольно принял крещение. Между Византией и Болгарией был заключен мир, основанный на единстве веры, который не нарушался до конца правления благоверного царя. Большое участие в духовном утверждении болгарского народа принял греческий Патриарх Фотий.

http://pravicon.com/info-1876

Панихида по последнему православному европейскому царю прошла в Болгарии 30 августа, 2011. Новостная служба 28 августа Болгарская Православная Церковь вспоминает последнего болгарского царя – Бориса III. 30 августа. ПРАВМИР. 28 августа Болгарская Православная Церковь вспоминает последнего болгарского царя – Бориса III. По традиции в этот день братией Рыльского монастыря была отслужена панихида по последнему православному царю. Именно в этом монастыре в южной часовне были захоронены останки Царя Бориса в 1943 году. Поминальную службу возглавил настоятель Рыльского монастыря епископ Адрианопольский Евлогий, которому сослужило духовенство монастыря. Храм был переполнен желающими почтить память почившего 68 лет назад царя Бориса III, а также царицы Иоанны и всей царской семьи. В этот день в Рыльский монастырь приехали паломники из ближних и дальних районов страны. В конце поминальной службы всем участникам богослужения раздали коливо. Известно, что 28 августа 1943 года после непродолжительной болезни умер последний болгарский монарх. Его останки были захоронены в Рыльском монастыре, однако в 1946 году по распоряжению коммунистических правителей тело монарха было осквернено и вынесено из монастыря. После падения коммунистического режима в Болгарии в 1990 году гробница короля была восстановлена. С этого времени поминальная служба по Царю Борису III служится в Рыльском монастыре. Справка: БОРИС III (1894–1943), царь Болгарии, сын Фердинанда I (из дома Саксен-Кобург-Готских) и княгини Марии Луизы Бурбон-Пармской. Родился 30 января 1894 в Софии. Учился в Национальной военной академии и Софийском университете; в годы первой и второй балканских войн – майор болгарской армии; в годы Первой мировой войны состоял при штабе главнокомандующего. В 1920-е годы, балансируя между различными политическими силами страны, постепенно шел к упрочению своей власти в Болгарии. Занял трон 3 октября 1918 после отречения Фердинанда I. В 1930 Борис женился на принцессе Джованне Савойской, дочери короля Италии Виктора Эммануила III, нареченной после православного обряда венчания царицей Иоанной. Воспользовавшись переворотом 19 мая 1934 (отмена Тырновской конституции, роспуск политических партий), с начала 1935 фактически установил в стране режим единоличной монархической власти.

http://pravmir.ru/panixida-po-poslednemu...

Болгарский общественный комитет св. царя Бориса-Михаила выступил против решения Страсбургского суда 11 марта 2009 г. 12:24 Общественный комитет св. царя Бориса-Михаила сделал заявление по поводу решения Страсбургского суда по делу митрополита Иннокентия (Петрова), главы т.н. альтернативного синода, находящегося в расколе с Болгарской Православной Церковью . Комитет также выступил против попыток бывшего священника Любомира Попова манипулировать этим решением с целью завладения одним из варненских храмов, сообщает «Двери.Бг». В заявлении комитета, который возглавляет митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл, подчеркивается, что решение Европейского суда по правам человека в Страсбурге от 22 января 2009 г. по делу митрополита Иннокентия (Петрова) было принято на основе недостаточной информации о возникновении и развитии конфликта и при буквальном использовании пункта 18 «Всеобщей декларации по правам человека». По мнению членов комитета, Европейский суд «упустил из виду простые, но очевидные первопричины спора» — то, что «кризис возник не в 2003 г., когда был принят Закон о вероисповеданиях, а в 1992 г., когда оправданные ныне Страсбургом захватили и использовали храмы, которые никогда не были их собственностью», и что сейчас вопрос должен стоять «не о насильственно отнятом имуществе, которое когда-то кому-то принадлежало, а о возвращении к порядку, который существовал до 1992 г.». Общественный комитет св. царя Бориса-Михаила поясняет, что имущество, являющееся сейчас предметом тяжбы, было в 1992 г. насильственно отнято при помощи властей у канонической Церкви под предлогом, что ее «иерархический клир является коммунистическим, и передано тем священнослужителям, которые самоотлучились от общения с канонической Церковью под руководством ныне покойного митрополита Пимена». В заявлении утверждается, что «это вмешательство имело страшные последствия не только для Болгарской Церкви, но и для всего болгарского народа», и что «всем хотя бы немного знакомым с ситуацией ясно, что речь прежде всего идет о деньгах, а не об отстаивании принципов».

http://patriarchia.ru/db/text/580078.htm...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010