Правильные девочки писали о том, что нужно слушаться старших и тому подобное, правда, в основном это казалось св. Бориса, а о св. Глебе старались просто не вспоминать. Все же прочие просто списывали с «правильных» в объёме, соответствующем прилежанию. За всё время меня поразил только один ответ скромного мальчика с предпоследней парты: «Я не знаю, в чём подвиг св. Бориса и Глеба, но знаю точно, что они - не трусы» ( 1 ). Действительно, трусы убежали бы. Но тогда что же? Не будем лукавить - ответ на поверхности - это немыслимое для современного православного патриотизма и многократно доказательно осуждённое НЕПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ НАСИЛИЕМ. Святые братья - не мученики в классическом понимании мученичества, им никто не предлагал отречься от Спасителя. Они поступили так, просто подражая Христу. Подражая Божеству, которое вместо того, чтобы со всей свирепостью истязать своих врагов-обидчиков, как это бы конечно сделали все «нормальные» боги, безропотно выслушать, кому??? - Себе, поносный приговор и умереть подлой смертью, да ещё при этом не проклясть никого, а наоборот - простить. Дело немыслимое для только что принявших христианство язычников, впрочем, как и для нас - только что крестившихся советских людей, с младых ногтей знающих, что «непротивление злу насилием - ложная установка слабых людей». Конечно я знаю, что христианским подвигом в определённых ( 2 ) обстоятельствах может быть и противление злу силой, но всё же высшим христианским подвижничеством остаётся не попрание своего, своих друзей или даже Божьего противника во плоти, а победа над врагом рода человеческого - потому что наша брань не против крови и плоти, но против духов злобы поднебесной. ( 3 ) Потому и неудивительно, что ради подражания Христу безропотно склонившие выю перед неправым судьёй - Святополком Окаянным, св. Борис и Глеб были прославлены раньше всех прочих русских святых, надо думать для воспитания в русских людях лучших христианских качеств. Не забудем здесь, что и имя брата св. страстотерпцев князя Ярослава Мудрого, силою победившего Святополка, внесено в русские святцы несколько лет назад. И тоже, наверное, не случайно, а чтобы помнили о первом подвиге христианском - готовности последовать Страстям Христовым, но не забывали и о втором - исполнении своих общественно-государственных обязанностей, приличествующих христианам.

http://ruskline.ru/analitika/2009/06/20/...

«Для многих людей со слабыми умственными способностями, но при этом достаточно хорошо социализированных, или для тех, кого можно социализировать — обучить обращаться с деньгами, защищать свои интересы, — это важный момент», — сказала Наталья Старинова. Однако органы опеки обычно предлагают лишить человека с инвалидностью дееспособности и не учитывают вариант ограниченной дееспособности, обозначила проблему старший юрист Синодального отдела. Если социальный работник сталкивается с ситуациями, когда инвалиду не нужен опекун, а достаточно попечителя, нужно предложить органам опеки и попечительства инициировать не лишение, а ограничение дееспособности для этого человека. Сейчас в Государственной Думе прошел первое чтение законопроект о распределенной опеке, который предполагает наличие у инвалида нескольких опекунов, которые совместно выполняют все опекунские функции, отвечая каждый за конкретное направление жизни человека. По словам Натальи Стариновой, принятие этого закона сыграет важную роль в жизни подопечных детских домов и ПНИ. «Сейчас функции опекуна этих людей выполняет администрация интерната. Создается конфликт интересов, когда интернат как опекун заказывает социальные услуги и сам же, как социальное учреждение, эти услуги предоставляет», — отметила она. Принятие законопроекта о распределенной опеке даст возможность церковным НКО и социальным работникам брать на себя функции внешнего опекуна для ментальных инвалидов как полномочным представителям, несущим правовую ответственность. При храме во имя Святых Царственных Страстотерпцев в поселке Раздолье Приозерского района Ленинградской области реализуется модель сопровождаемого проживания людей с тяжелой ментальной инвалидностью и множественными тяжелыми нарушениями, рассказал настоятель храма иерей Борис Ершов. «В рамках интерната невозможно организовать полноценную жизнь таких инвалидов, — отметил священник. — Яркий пример: к нам поступил 43-летний Сергей, который всю жизнь провел в интернате, и он абсолютно ничего не говорил, только издавал звуки. Через полгода у нас он изменился, как будто оттаял, стал немного говорить. Оказалось, что у Сергея очень хорошая память».

http://patriarchia.ru/db/text/4882391.ht...

Издания: а. Сказание и страсть, и похвала святую мученику Бориса и Глеба·. (Макарий [Μ.П. Булгаков]). Три памятника русской духовной литературы XI в.//ХрЧт. 1849. С.377–407 (editio princeps); Бугославский С.А. Святые князья Борис и Глеб в древнерусской литературе. 4.2: Тексты//УнивИзв. 1915. Ноябрь-декабрь. С. 1–16; 1916. Апрель. С. 17–64; Май-июнь. С.65–96; Июль-август. С.97–128; Сентябрь-октябрь. С. 129–144; 1917. Январь–февраль. С. 145–168 (научное изд., раздельно по редакциям либо спискам); Бугославський С.А. Ykpaiho-pycьku пам’ятки XI–XVIII вв. про Бориса та 1928. С. 1–178 (ПМПДУ. Вип.1) (все важнейшие списки и редакции; очень редкое изд.); Абрамович Д.И. (прим. 119). С.27–66 (критич. текст) (перепеч.: Die altrussischen hagiographischen Erzählungen [прим. 119]); Успенский сборник (прим. 161). С. 58–71 (Сказание о Борисе и Глебе: факсим. воспроизвел. житийных повестей из Сильвестровского сборника (2-я пол. XIV в.). Μ., 1985.) [Revelli G. Monumenti letterari su Boris e Gleb. Genova, 1993. P. 1–579 (раздельное и наиболее полное по охвату рукописной традиции издание Сказания о сев. Борисе и Глебе, по 133 спискам, и Сказания чудес, по 27 спискам). – Прим. изд. (А.Н.)]; нем. перев.: Benz Е. (прим. 678); S.54–73 (с пропусками, опущены чудеса); Graßhoff Н. (прим. 1250). S.94–114 (полный текст, но без чудес; более качественный перевод); итал. перев.: Revelli G. Boris е Gleb: Due protagonosti di medioevo russo. Albano Terme, 1987. P. 13–46; б. Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпца Бориса и Глеба: (Макарий). Сказание преп. Нестора о житии и убиении благоверных князей Бориса и Глеба//ПрСоб. 1858. С.583–604 (editio princeps); Бугославський С.А. Ykpaiho-pycьku пам’ятки. С. 179–206; Абрамович Д. А. С. 1–26 (критич. текст) (перепеч.: Die altrussischen hagiographischen Erzählungen) [Revelli G. Monumenti letterari... P.581– 702 (по 23 спискам). – Прим. изд. (А.Н.)]; нем. перев.: Onasch К. Altrussische Heiligenleben. Wien, 1978. S. 64–83 (сокращенный перевод с изд. Абрамовича); итал. перев.: Revelli G. Boris е Gleb... Р.46–74; в. Проложное житие (древнейшая из четырех редакций, возникла до 1116 г.): Абрамович Д.И. С.95–97 (перепеч.: Die altrussischen hagiographischen Erzählungen); проложное чтение о перенесении мощей 11 августа 1191 г.: там же. С. 109; г. Службы, паремия, похвала (см. в разделе о богослужебных сочинениях).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Определить точное время возникновения отличных от церковных служб келейных молитв на Руси не представляется возможным в связи с практически полным отсутствием каких-либо источников. Несомненно, что древнейшей нормой домашней молитвы после формирования богослужения стало келейное исполнение церковных последований. Русь, принявшая в 988 году православное христианство от Византии, вместе с ним приняла и византийскую традицию благочестия: устав церковных богослужений и устроение быта православного христианина, к которому также относится келейная молитва. Наиболее ранний вариант особого личного молитвенного правила мы можем наблюдать в период господства на Руси Студийского Устава (XI–XIV вв.) 445 . Среди его служб существовал «чин куроглашения», краткую редакцию которого предписывалось совершать келейно 446 . Древнейшие его описания мы находим в Часословах XIII–XIV веков: РНБ. Q. п. I. 57; РНБ. Соф. 1052. Исследователь этого чина Е.Э. Слива замечает, что его состав схож с современными утренними молитвами: в обоих последованиях присутствуют обычное начало, [ У Символ веры , которые, в свою очередь, восходят к правилу «еже даде Ангел Господень великому Пахомию» 447 . Отдельные свидетельства о келейном совершении церковных последований в Древней Руси мы встречаем в памятнике древнерусской литературы «Житие Бориса и Глеба», где повествуется о том, что накануне своей мученической кончины святой страстотерпец Борис († 1015) повелел совершить вечерню, а с утра – утреню 448 . В «Поучении к братии» Новгородского архиепископа Луки Жидяты (XI в.) подчеркивается важность молитвы перед сном: «Не ленитесь ходить в церкви и на заутреню, и на обедню, и на вечерню; и в клети своей, отходя ко сну, прежде помолись Богу, и тогда возлегай на постелю» 449 . Из этих свидетельств можно сделать вывод, что, по крайней мере, в первые века христианства на Руси домашней молитвой было келейное совершение церковных последований, что вполне отражало византийскую практику благочестия. Согласно имеющимся источникам, с середины XIV века на Руси начинают появляться отличные от богослужебных чинов последования, предназначенные для келейного совершения. Весьма трудно и, наверно, даже практически невозможно точно определить источник их возникновения. И хотя появляются некоторые предположения об их зарубежном происхождении (например, через влияние келейных правил со Святой Горы Афон) 450 , точных документальных данных ни одна из этих гипотез не может предоставить.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Художественная чуткость, космическое и соборное чувство и глубоко мистический подход к жизни составляют специфически «женские» черты русского духа. На своих вершинах русская литература показывает, что именно русская женщина представляет человеческий тип в своей полноте, – больше, чем русский мужчина. В советских романах, читая между строк, можно уловить, что русская женщина остается главной опасностью для «бесчеловечных» марксистских структур. Женщина – хранительница нравственных и религиозных ценностей. Два первых русских святых, канонизированных Церковью – благоверные князья и страстотерпцы Борис и Глеб, – прославляются за чрезвычайно русскую форму непротивления злу. Если в открытом бою зло почти всегда одерживает верх, то при терпеливом сопротивлении со временем зло как бы стирается. Если мужчина ожесточается против страдания, то женщина поддается ему, а ведь выживает именно тот, кто лучше его переносит. Мудрость одной древней цивилизации, не принадлежащей к типу мужественных, возвещает устами Лао-Цзы: «Тот, что мягче, берет верх над тем, что тверже: вода над скалой, женское начало над мужским». Точно так же и Христос выражает духовный принцип, когда говорит: «Я кроток и смирен сердцем» ( Мф.11:29 ); Он отвергает мужское решение вершить дела при помощи меча, так же как отбрасывает три искушения в пустыне, и выбирает принесение Себя в жертву – образ Агнца, ведомого на заклание. Для мужчины жить – это завоевывать, бороться, убивать; для женщины – рождать детей, поддерживать, охранять жизнь, отдавая себя. Мужчина отдает себя, чтобы одерживать победу; женщина спасает, принося себя и в жертву и в дар. Мужские, прометеевские цивилизации взлетают, как метеоры, и быстро гаснут, как, например, Римская. Восточные цивилизации, несмотря на сложные исторические формы и противоречивые фазы внутреннего развития, в целом отводят больше места женским жизненным ценностям, поэтому историческое существование длится очень долго 2 . 5. «Ева» в точном смысле слова означает «жизнь», но тот, кто с пророческой прозорливостью дал это имя, имел в виду нечто большее, чем простое биологическое продление рода, большее, чем «печать обещанной благодати», большее, чем предвидение того, что из этого рода произойдет «царица в Офирском золоте» ( Пс.44:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

     Сегодня архиереи, старцы, пастыри призывают нас чтить подвиг новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви. Это чистая линия, наследование которой возрождает силы и отрешает от всего губительного русский народ. Сегодня расцветают династии новомучеников, прославленных поименно и не прославленных, но ведомых Богу. «Праведник яко финикс процветет…» Первыми русскими святыми стали страстотерпцы Борис и Глеб. Их подвиг до сих пор вызывает недоумение утративших веру во Христа соотечественников: «Что, просто дали себя убить?» Не просто… Попробуй-ка сам произведи над собой хотя бы мысленно такой эксперимент – душа твоя переродится! Это то, что открывается любому христианину в опыте покаяния. Таинство исповеди – в некотором смысле всегда готовность на смерть. Своего глупого «я». Подвиг новомучеников – колоссальная в масштабах всей страны покаянная встряска, когда все второстепенное, пустоцветы мира сего осыпаются, и тем насыщеннее и прекраснее плодоносят укорененные на Лозе (см.: Ин. 15:5). Спелые гроздья Церкви Христовой, потоптанные в точиле гонений XX века, обратились в некогда молодое, а ныне уже настоявшееся вино. Отведав коего, никто не захочет уже тотчас молодого (см.: Лк. 5:39). Не есть ли все 70 лет советского плена – процесс разложения старых мех, не выдержавших молодого вина? Ведь ничего прошедшего проверку временем советская бодрая жизнестроительная активность не создала. Все обернулось к самоуничтожению системы, увлеченного пропагандой народа. И эти убийственные маховики крутятся до сих пор. В той же культивируемой государством индустрии абортов и прочих формах латентного геноцида, запущенного еще в годы большевистско-советской расправы с русским народом. Семья протоиерея Глеба и матушки Лидии Каледы 1975      Сегодня встает вопрос о возвращении к традиции. Вино подвига новомучеников, не увязших, подобно богоборцам, в аду, а восходящих и ныне к Богу от силы к силе, со временем становится лишь животворнее. Как расцветают сегодня династии новомучеников, прославленных поименно и непрославленных, но ведомых Богу, плодоносят духовно, являя плоды монахов и священников, многочадных и в смысле кровного, и в смысле духовного потомства.

http://pravoslavie.ru/95609.html

“Сказание” употребляет все свое немалое искусство, чтобы изобразить их человеческую слабость, жалостную беззащитность. Оно ярко рисует мучительную трудность отрыва от жизни, горечь прощания с этим “прелестным светом”. Не об отце лишь плачет Борис, но и о своей погибающей юности. Еще более поражает в “Сказании” своим трагическим реализмом смерть Глеба. Здесь все сказано, чтобы пронзить сердце острой жалостью Юная, почти детская жизнь трепещет под ножом убийцы (как характерно, что этим убийцей выбран повар), и ни одна черта мужественного примирения, вольного избрания не смягчает ужаса бойни — почти до самого конца. Глеб до встречи с убийцами, даже оплакав Бориса, не верит в жестокий замысел Святополка. Думается, в полном согласии с древним сказателем, мы можем выразить предсмертную мысль Глеба: всякий ученик Христов оставляется в мире для страдания, и всякое невинное и вольное страдание в мире есть страдание за имя Христово. А дух вольного страдания — по крайней мере, в образе непротивления — торжествует и в Глебе над его человеческой слабостью в “Сказании”, очищенная от морально практических приложений, даже от идеи мужественного исполнения долга (для этого нужно было подчеркнуть человеческую слабость), идея жертвы, отличная от героического мученичества, выступает с особой силой». Федотов «Святые Древней Руси». Перевод «Сказания» — Лихачев Д. С. О Борисе и Глебе: Федотов Бибихин в связи с русской государственностью в п. 24–29 книги «Узнай себя» Топоров В. Н. «Идея святости в Древней Руси. Вольное страдание как подражание Христу. “Сказание о Борисе и Глебе”» Группа Вконтакте Facebook группа Сказание и страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу Сказание о Борисе и Глебе — один, но не единственный из цикла памятников, посвященных первым русским святым — князьям-страстотерпцам Борису и Глебу. Среди исследователей нет единого мнения о времени создния памятника: называют середину XI или XII века, неизвестен и автор Сказания, хотя среди авторов цикла произведений о Борисе и Глебе упомянут известный летописец Нестор.

http://predanie.ru/book/72284-skazanie-i...

Спаси Вас Господь! Виталий 2 марта 2011, 16:44 Спасибо за поучение Отче, поскольку сам бывал в ситуациях, когда милостыня и помощь моя не всегда служили благом для человека. Но промыслом Божьим, почти всегда получал вразумления из прочитанного и старался исполнять вразумления от Духовного Пастыря. Вот и сейчас приладив ваше сокровище к заповедям Божьим, получаю подсказки и вразумления на вопросы которые меня мучают. Почему мне запрещают иногда помогать людям, которым я желаю открыто помочь. Я всегда поражаюсь, какая мудрость сокрыта в исполнении заповедей, которые правильно прилажены усердием и покорным исполнением. Меня поразил своей глубиной и ваш пример суждения, в которых нет мелочей и все важно и открыто приносится на покаяние (неверный в малом неверен во всем): (см продолжение) Галина 23 января 2011, 15:58 Я потрясена, спасибо!Спаси Вас Господи! Борис 5 января 2011, 22:34 Интересно, а фильм о церковном единстве Грузии и России все жы был снят или нет? Иван 18 октября 2010, 16:26 Спасибо за предостережение. Из нас на почве православия мошенники делают дураков. Вот и еще один пример. Чтобы не засыпать, а всегда думать головой и сопоставлять факты. В милости будь благоразумен.. Мария. 26 сентября 2010, 02:37 Без высокого статуса и далеко от больших денег, больше шансов от больших соблазнов уберечься, тем более если раньше они имели такую власть над человеком. В тюрьме-то соблазн был далек, а на воле, где от греха удержаться сложнее, он толком не пожил, и не был потому искушен в противостоянии соблазну в условиях свободного доступа к нему. Особенно в наших-то российских условиях 90-х годов. Надо было ему оставаться мирянином. Или простым монахом быть всю жизнь, постриженным не так спешно, разумеется, без священного сана. И ни в коем случае не экономом. Впрочем, это только догадки, как оно было бы лучше или хуже.Как и из-за чего он там умер - сказать точно, мне кажется, нельзя. Газетам почему-то мало доверия. Может смерть была страстотерпческая, может, увы, иная... Это лишь Богу известно.Так что окончательный вывод - просто страшно сделать.Вдруг осудишь.

http://pravoslavie.ru/35297.html

Тропарь благоверному великому князю Андрею Боголюбскому, Владимирскому чудотворцу, глас 8 Яко благоверен и праведен,/за любовь Христа Бога от своих смерть приял еси,/кровь свою пролияв,/якоже прежде сродницы твои и страстотерпцы Борис и Глеб,/ихже кровем совопиет и твоя кровь, святе, к Богу,/якоже Авеля и Захарии праведных,/благоверный страстотерпче, великий княже Андрее,/с нимиже Христа Бога моли о стране нашей, еже Богоугодней быти/и сыновом российским спастися. Ин тропарь, глас 3 Еже во плоти житию твоему удивишася ангельстии чини:/како с телом к невидимым сплетением изшел еси, преславне,/и уязвил еси демонския полки./Отонудуже, Андрее, Христос тебе воздаде богатыми дарованьми,/сего ради, отче, моли спастися душам нашим. Кондак, глас 8 В мире сем благочестно и праведно пожив,/молитвою, милостынею и благостраданием Богу угодил еси./Сего ради и Бог по убиении твоем прослави тя нетлением и чудесы,/Егоже, святе Андрее, моли сохранити отечество твое/и всех людей, благочестно тебе почитающих. Величание Величаем тя,/благоверный великий княже Андрее,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Евфимию, Суздальскому чудотворцу, глас 3 Яко светозарная звезда, пришел еси от востока на запад,/оставив отечество твое, Нижний Новград,/и, дошед богоспасаемаго града Суждаля,/в нем обитель сотворил еси,/и собрал еси монахов множества,/и, прием дар чудес от Бога, отче Евфимие,/был еси о Христе собеседник/и спостник преподобному Сергию./С нимже у Христа Бога испроси нам здравие, и спасение,/и душам нашим велию милость. Кондак, глас 2 Волнений множество невлажно проходя,/безплотныя враги струями слез твоих погрузил еси,/Богомудре Евфимие преподобне,/тем и чудес дар приял еси,/моли непрестанно о всех нас. Ин кондак, глас тойже Восприим Авраамлю доблесть,/отче преподобне Евфимие,/оставль отечество свое, Нижний Новград,/и дошед Богоспасаемаго града Суждаля,/обрел еси место благоугодно,/на немже обитель велию составил еси/и в ней пожил еси в молитвах, в постах и во бдениих./Тем приим чудес дар от Бога,/собрал еси иноков множества,/с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Режиссер, как любой творец, имеет право и на собственный вымысел. Почти во всех последних отечественных фильмах на исторические темы нас потчуют развесистой клюквой. Что-то не было реакции на откровенные издевательства над историей. Мы что, будем бороться со всеми произведениями великих классиков (к примеру, «Моцарт и Сальери», «Борис Годунов» Пушкина, почти все у Дюма и еще огромнейшее количество псевдоисторической литературы)? Или нас интересуют только моменты, связанные с религией? Но тогда как же Великий инквизитор Достоевского, Иешуа Га-Ноцри Булгакова, детские мультфильмы последних лет, где показан явно глуповатым князь Владимир? Это ведь все противоречит реалиям священной истории! Мы до них тоже будем добираться? Здесь нам, конечно, необходимо понимать, что, естественно, любой фильм с любым историческим персонажем (за исключением откровенно гротескных) будет называться историческим. Автор имеет право на свое видение, свою интерпретацию. А уж наше дело твердым словом отреагировать на эту интерпретацию: посмотреть и сделать замечания по поводу исторического несоответствия. Мы это с успехом делали после просмотров последних «библейских блокбастеров», где иной раз от Священного Писания остается горсть правды. В-третьих. Очень важно понимать и подчеркивать, что Николай II был прославлен не как благоверный! Благоверный – это разряд святых из монархов, прославившихся своим благочестием, милостью и заботой об укреплении христианской веры. И если бы он был прославлен как благоверный, тогда нас бы очень смутили моменты, о которых говорится в фильме, так как в понятие «благочестие» интрига с балериной не вписывается. Фото: Остановим Матильду/Facebook Но страстотерпец – это иное, здесь прошлая жизнь может быть совсем не сахар, в конце же жизни человек явил подвиг. Страстотерпцы приняли мученическую кончину не от гонителей христианства, но от своих единоверцев – в силу их злобы, коварства, заговора. Соответственно, в данном случае подчеркивается особый характер их подвига – беззлобие и непротивление врагам, как раз в минуты отхода в мир иной. Это та история, когда человек идет путем Господним в конце жизни. А жизнь эта могла быть всякой.

http://pravmir.ru/chto-delali-apostolyi-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010