В Рождество остается только молиться и верить Владимир Берхин: я не знаю, чем вас порадовать и что делать. Господь — знает, я буду просить Его. Времена настали очень грустные, умножилось беззаконие, и если просто читать новости, возникает ощущение, что силы ада уже победили. Мы не можем предвидеть — и потому смеем надеяться Владимир Берхин: в наше тревожное время наивно выглядит любое почти упование на счастливое будущее, кое некие обстоятельства обязаны с собою принести. Будь то упование на политиков, невидимую руку рынка, закономерности исторического развития или научно-технический прогресс — в целом все это выглядит не более разумным, чем надежды на то, что прилетят мудрые зеленые человечки в летающем блюдце и решат все наши проблемы. Омраченное счастье — уже не счастье Владимир Берхин: когда я видел, как связываются невидимые нити и страх, горе, безнадежность отступают перед милосердием и рождается радость. Пусть не вечная, пусть несовершенная, пусть неидеальная — но большая, чем просто я мог бы создать. И это счастье, в котором я хотел бы жить, и ради которого продолжается работа фонда «Предание». И это, пожалуй, главное, чего я желаю всем вам в новом году. «На чудо собрать деньги проще всего» История фонда «Предание», рассказанная его президентом. Как православные пираты начали помогать детям, пройдя путь от поиска первых подопечных до многомиллионных сборов? Кто решает, кому помогать, а кому нет? Как все устроено в благотворительном фонде? Кто те люди, которые перечисляют свои деньги нуждающимся? Владимир Берхин, президент фонда «Предание», к 14-летию создания фонда делится с Ольгой Лебединской опытом, наблюдениями и секретами, как собирать деньги и «складывать буквы в слова», чтобы не оставить никого равнодушным. Финальные выпуски рождественских проектов «Предания.ру» Финальные выпуски рождественских проектов «Предания.ру» Цикл видеолекций «Неожиданные смыслы древнерусской святости» Протоиерей Константин Костромин о святых привычных и непривычных Все ли мы знаем о древнерусских святых? Почему-то монахи иногда были яркими общественными деятелями, князья чуть ли не массово канонизировались, страстотерпцы Борис и Глеб стали наиболее почитаемыми, а в лике мучеников, напротив, не был прославлен почти никто. О загадках и ребусах древнерусской святости рассказывает церковный историк протоиерей Константин Костромин — кандидат богословия, кандидат исторических наук, проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии:

http://blog.predanie.ru/article/topy-202...

Повешена крестообразно на древе и молящеся о мучителях своих, возвела еси сердца взирающих на пречистой Страсти Христовой, ейже воистину божественно причастилася еси. Видевши святая себе от уз плотских разрешаему муками, несказанно веселяшеся. Богородичен: Как соделалася еси Маги Судии всех и Бога, рцы ми, о Дево? смиреннее бо всех созданий воистину была еси. Песнь 5 Ирмос: Одеяйся светом яко ризою,/к Тебе утренюю,/и Тебе зову:/душу мою просвети омраченную, Христе,/яко Един благоутробен. Кто ми разлучит от любве Христа моего? тако взывала еси, мученице, во страдании твоем. Той бо дарует ми живот вечный, яко Един благоутробен. И словом и делом увеселяла еси страждущих с тобою, Бландино, и, яко доблественная мать, совершивши подвиг чад своих, сама устремилася еси во след их на брачный пир Агнца. Поистине вера твоя победила мира сего всю силу, страстотерпице, утверждашеся бо на Камени краеугольнем, по слову Господню: веруяй в Он не постыдится! Богородичен: Одеяйся светом яко ризою облекает Тя в Солнце, Пресвятая Дево, лучами живоносными всю землю осиявающее. Песнь 6 Ирмос: Неистовствующееся бурею душетленною,/Владыко Христе,/страстей море укроти,/и от тли возведи мя,/яко благоутробен. Брат от брата помогаем удобь попирает врага: и ты, дево мудрая, неослабно укрепляла еси страждущих с тобою, углаждая путь их в небесный Сион. Якоже агница повешена, славная, посреди зверей, кроткими показала еси сих паче мучителей твоих, якоже иногда пророк. Смирив себе под крепкую руку Господню, ныне высоко вознесена еси на небеси, мученице Боговиднейшая. Богородичен: Разрушила еси клятву праматернюю и укрепила еси на ню множество мучениц славных, паче всех благ Сына Твоего взыскавших, Пречистая. Кондак, глас 3: Отроковица предивная Бландина,/за любовь Христову крестовидную страсть в немощи твоей мужески претерпела еси,/благодатию божественнаго причащения поспешествуема./Зверю же терзающи плоти твоя,/глас Женихов внимала еси:/гряди, голубице моя, в пресветлый Чертог Мой. Песнь 7 Ирмос: Превозносимый отцев Господь/пламень угаси, отроки ороси,/согласно поющия:/Боже, благословен еси.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/kan...

Это коренье холоп подложил будто бы в хозяйскую казну. Коренье нашли, Романовых арестовали, допрашивали, даже приводили к пытке и князя Ивана Черкасского с ними. Родню Романовых: Черкасских, Сицких, Репниных, Шестунова, Карповых, Шереметьевых также привлекли к делу. Допрашивали и пытали их холопов. Образовался, словом, обширнейший розыск, для которого пресловутое коренье послужило, очевидно, только точкой отправления. Невозможно допустить, чтобы одни волшебные корешки, без других улик, послужили достаточным основанием для обвинения целого родственного круга лиц, принадлежавших к высшему слою служилого класса, лиц влиятельных и популярных, связанных узами кровного родства с только что угасшей —574— династией, к которой Борис исповедывал такую благоговейную преданность. Очевидно, что Годунов с его думцами боярами доискивался чего-то более серьезного, чем корешки. Одни корешки в казне Александра Никитича не привели бы к царской опале все «племя» виновного, как строго не выдерживали свойственный тому времени принцип групповой ответственности. Происшедшее, одновременно с опалой Романовых, удаление В. Щелкалова, всегда близкого к племени Никиты Романовича, указывает на то, что предметом обвинения служило не простое ведовство, а нечто более сложное, выходящее за пределы личного или узко-семейного проступка. На то же намекает и инструкция, данная приставам с осужденными «изменниками» в места их ссылки, – писать к государю про тайные государевы дела, что проявится от его государственных злодеев и изменников. Причину преследования Романовского кружка выясняют, хотя и не вполне, документы, относящиеся к позднейшим годам. В 1605 году правительство Бориса, объявляя народу о войне с самозванцем, называло самозванца Гришкой Отрепьевым и указывало между прочим на то, что Гришка «жил у Романовых во дворе». В 1606–1607 годах посольство царя Василия Шуйского официально заявило в Польше о Гришке, что он «был в холопах у бояр у Никитиных, детей Романовича и у князя Бориса Черкасского и, заворовався, постригся в чернецы».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не взыска Царьствующаго града, ни Святыя горы или Иерусалима, яко же азь, окаанный и лишеный разума. Увы 325 , люте мне! Ползаа семо и овамо, и преплаваа сюду и овуду, и от места на место преходя; н не хождааше тако преподобный, н в млъчании добре седяше и себе вънимааше: ни по многым местомь, ни по далнимь странамь хождааше, н в единомъ месте живяше и Бога въспевааше. Не искаше бо суетных и стропотных е вещий, иже не требе ему бысть, н паче всего възыска единого истиннаго Бога, иже чимь есть душа спасти, еже и бысть: «Ищете бо, – рече, – и обрящете, и толкущему отвръзается». Кто бо ныне тако възыска Бога всемь сердцемь и от всея душа възлюби, яко же съй преподобный отець нашь, яко же пророкь рече: «Всемь сердцемь моим възысках Тебе»; и пакы: «Възысках Господа, и услыша мя». В время же преставлениа его събрася множество народа от град и от стран многых, коиждо желаше с многым тщанием приближитися и прикоснутися честнемь телеси его или что взяти от риз его на благословение себе. Поболев убо старець неколико время, и тако преставися ко Господу, к вечным обителем, изсушив тело свое постом и молитвами, истончив плоть и умертвив уды сущаа на земли, страсти телесныя покорив духови, победив вреды душевныя, поправ сласти житейескыя, отвръг земнаа попечениа, одолевь страстнымь стремлением, презрев мирскую красоту, злато, и сребро, и прочая имениа прелестнаа света сего яко худаа вменив и презре. И легьце преплув многомутное житейское море, и без вреда препроводи душевный корабль, исплънь богатства духовнаго, беспакостно доиде в тихое пристанище, и достиже, и крилома духовныма въскрилися на высоту разумную, и венцемь бестрастиа украсися, преставися к Господу и преиде от смерти в живот, от труда в покой, от печали в радость, от подвига въ утешение, от скръби в веселие, от суетнаго житиа в вечную жизнь, от маловременнаго века в векы бесконечныя, от тля в нетление, от силы в силу, и от славы в славу. И вси пришедшеи ту и обретшеися плакахуся его ради. Князи, и боляре, и прочии велмужи, и честнии игумени, е попы же, и диякони, и инокь множество, и прочии народи с свещами и с кандилы проводиша честно священныя его и страстотерпческыя мощи, певше над нимь обычныя пения, и благодаривше надгробныя песни, и доволно молитвовавше, опрятавше и благочинне положиша и в гробе, яко же прежде речеся.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Самыми первыми русскими святыми стали невинные жертвы – князья Борис и Глеб; они были не воинами, павшими на поле брани, не страстотерпцами, но смиренниками, покорившимися чужой воле, закону. Тем не менее именно они стали покровителями русских князей и шли во главе русских дружин против врагов. Непротивление злу, кротость, поиски «подражания Христу», получившие такие высокие воплощения в русской литературе XIX в., впервые осуществились в XI столетии – в юных князьях, не бежавших от своего убийцы. Идеал воинского подвига для русского человека – не рыцарская победа, но смерть в бою в соответствии с евангельской истиной: «нет большей любви, чем положить душу свою за други своя». Так, в характеристике Дмитрия Донского в «Задонщине» слились образы передового бойца, предводительствующего дружиной, и обязательной жертвы на поле брани (Дмитрий «обретеся мертв» от ран, хотя потом и оказалось, что он все-таки не умер). Жертвенность становится и одним из кардинальных акцентов в русском характере. Вместе с христианством Русь получила навыки ипостасного (личностного) мышления, нетождественного и несоизмеримого с методами точной науки. В основе такого способа мыслить лежит возможность воспринимать мир как живое личностное единство, выходящее за ограниченные земными рамками пространство и время. Рациональная логическая модель явления (соответственно и его осмысление) закрыты, непрозрачны и для вечности, и для хронологических изменений. Ипостасные представления оказываются точнее и глубже плотского интеллекта и эвклидова разума. Элементарная логика упраздняется «умозрением в красках», дающим возможность решать вопросы мира, Бога и вечности нерациональным способом, позволяя почувствовать целостность бытия, вмещающего несоединимые и нетождественные явления. Характерный пример редкого владения этим даром можно видеть в специфически русском посвящении храмов. Храмы в Византии чаще всего посвящались Христу и Богоматери, на Западе – в основном святым, иногда воспринятым сквозь призму мистического литургического опыта Телу Христову, Сердцу Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как пишет о крещении Владимира в «Слове о законе и благодати» митрополит Киевский Иларион, первый митрополит из русских, «воссиял разум в сердце его, чтобы уразуметь суету идольской лжи»». Князь Владимир прозревает эту суетную ложь — и не только умом своим, но и сердцем, потому что одни лишь мысли не могли бы произвести столь глубокий переворот не только в его душе, но в жизни многих людей. Нужно было, чтобы все естество подчинилось этим мыслям, чтобы этими мыслями было проникнуто сердце. И в таинстве крещения Владимир обретает это единство мыслей и чувств. Он принимает и разумом, и сердцем веру христианскую и становится другим человеком. Преображение личности грозного князя заметили все. Он в корне изменил свою личную жизнь, у него изменилось отношение к окружающим, к народу, он стал милостивым, хотя и строгим правителем. Вокруг него стали объединяться люди, и народ, носитель подлинной мудрости, все это подметил и назвал князя Красным Солнышком. Это, наверное, единственный случай за всю нашу историю, чтобы не кто-то из придворных, не кто-то из элиты, желая угодить правителю, наградил его подобным эпитетом, — из самой глубины народной жизни вышло признание того, что крещение изменило Владимира. После кончины князя Владимира Отечество наше снова погружается в междоусобные брани. Много было пролито невинной крови, — казалось бы, пример князя Владимира не повлиял на людей так, чтобы во мгновение изменилась их жизнь. Действительно, во мгновение такие изменения не происходят, но у нас есть очень яркие исторические свидетельства того, что перемена, произошедшая в князе Владимире, произошла не только в нем, но и в очень многих людях. Примером этой перемены, этого слома старых ценностей и обретения новых, являются дети князя Владимира — Борис и Глеб. Казалось бы, они должны были силой отвоевывать Киевский престол у своего брата или же, зная, что тот способен на братоубийство, мечом защитить себя. Однако они становятся нашими первыми русскими святыми, отказавшись поднять меч на брата, и получают наименование «страстотерпцы». Даже столкнувшись лицом к лицу с посланной против них дружиной, они не обнажают меча, а склоняют в смирении главу перед волей Божией и погибают, свидетельствуя о жизненной силе того духовного и нравственного идеала, который вошел в них и во многих через крещение Владимира, через Крещение Руси.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

Он за девство принял страдание в Ляшской земле от одной вдовы Нечистый враг особенно воздвигает брань на человека через нечистую блудную страсть, чтобы человек, помраченный этой скверною, не взирал во всех своих делах на Бога, потому что только «чистии сердцем Бога узрят» ( Мф.5:8 ). Подвизаясь на той брани больше других, много пострадал, как добрый воин Христов, пока не победил до конца силу нечистого врага, блаженный отец наш Моисей оставил нам своей жизнью пример. О нем пишут так. Известно об этом блаженном Моисее, что родом он был венгерец, был приближен к благоверному и святому князю и Российскому страстотерпцу Борису, и служил ему с братом своим Георгием, которого убили со св. Борисом. Тогда у реки Альты Георгий хотел заслонить собою от убийц своего господина, а воины безбожного Святополка отрубили Георгию голову, чтобы взять золотую гривну, которую надел на него св. Борис. Блаженный Моисей, один уцелев от смерти, – пришел в Киев к Предиславе, сестре Ярославовой, и там скрывался от Святополка, и прилежно молился Богу, пока не пришел благочестивый князь Ярослав, привлеченный жалостью об убиении брата, и победил безбожного Святополка. Когда же Святополк, бежавший в Ляшскую землю, пришел снова с Болеславом и изгнал Ярослава, а сам сел в Киеве – тогда Болеслав, возвращаясь в свою землю, увел с собою в плен двух сестер Ярослава и многих бояр его; в числе их вели и блаженного Моисея, окованного по рукам и ногам тяжелым железом; его строго стерегли, потому что он был крепок телом и красив лицом. Этого блаженного увидала в Ляшской земле одна знатная женщина, красивая и молодая, обладавшая большим богатством и значением; ее муж, отравившись в поход с Болеславом, не вернулся, но был убит в битве. Она, пораженная красотою Моисея, почувствовала вожделение плотской похоти к преподобному. И начала она убеждать его словами лести: «Зачем ты терпишь такую муку, когда имеешь разум, которым можешь освободиться от этих оков и страдания». Моисей отвечал ей: «На то была воля Божия!» Она же сказала: «Если ты мне покоришься, я освобожу тебя и сделаю большим человеком во всей Ляшской земле, и ты будешь обладать мною и всей областью моей».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тот же Святополк Изяславич подло взял в плен Василько Ростиславича, которого подозревал в причастности к смерти брата. Но он его не убил, а ослепил. Позже Василько оказался на свободе и даже возглавлял войска, которые победили Святополка (отомстил). В принципе можно спорить, что хуже - убийство или ослепление. Но факт в том, что на князей влияли нравственные ограничения. И если кто-то из князей и «заказывал» кого-то из других, то это было сделано так, что современники (и летописцы) не имели достаточных улик, и это событие в летописи не попадало. Можно найти немало «спорных» случаев, но они именно спорные, а летописцы почти всегда исходили из презумпции невиновности. Самые печальные случаи это «пожизненные заключения», когда князья умирали в тюрьме. Но тоже показательно, что на убийство никто не решался. За исключением упомянутого выше сумасшедшего Глеба Рязанского. Но других случаев, когда Рюрикович убил Рюриковича, до монгольского нашествия не зафиксировано. А после начала монголо-татарского ига наступила другая эпоха, которая за рамками нашей темы. Одним из следствий принципов неприкосновенности Рюриковичей стала так называемая феодальная раздробленность. Князей становилось все больше. И как следствие все больше становилось княжеств. Уже у Ярослава было меньше власти, чем у Владимира, так как Ярослав договорился с племянником в Полоцке. У его сыновей власти будет еще меньше. Мстислав Великий будет последним князем, о котором можно было сказать - «безусловный лидер». Часто можно увидеть огорчение по поводу того, что Русь «перестала быть единой». Но давайте вспомним, какой ценой достигалось это «единство». Святополк Окаянный убивает Борис и Глеба, а также еще Святослава, и пытается убить остальных. Владимир становится киевским князем после смерти братьев. То есть прямо-таки систематическое братоубийство. До этого мы братоубийства не знаем, но надо отметить, что и история до этого достаточно туманна. Но и туманных сведений достаточно, чтобы понять, что единство достигалось дорогой ценой. Так Олег Святославич был далеко не первым «древлянским сепаратистом». До этого его бабушка Ольга должна подавлять восстание древлян, которые убили ее мужа Игоря. Причем делала она это жестоко. И конфликт с древлянским князем также происходил по принципу «кто-то из нас должен умереть».

http://ruskline.ru/analitika/2015/08/06/...

– Где? А, это… Святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Замоскворецкий от удивления свистнул. – Эй, соловей-разбойник, не свисти пред честными иконами-то. – Слушай, дед, а их правда одного в шатре, а другого в лодке убили? – осипшим голосом спросил Замоскворецкий. Архипыч кончил кропить комнату, убрал бутыль со святой водой в аналойный шкафчик и ответил: – Сущая правда. Ишь ты, начитанный какой. Тебя что-то удивляет? – Да нет, ничего не удивляет, – Замоскворецкий попробовал улыбнуться, но это у него плохо получилось. – Теперь уже ничего не удивляет. Я их видел недавно… И очень вовремя видел. Мне это помогло… Не знаю, как сказать. Архипыч понимающе кивнул головой: – Бывает. Ладно, ложись, отдыхай, духовидец. Давай вот сюда, на тахту, а я на раскладушке устроюсь. Тебе теперь покой нужен. – Покой нам всем нужен, – пробурчал Замоскворецкий, с трудом перебираясь из кресла на видавшую виды тахту. – Слышь, дедок, а, может, мне в монахи податься? – Эва, куда хватанул!.. Впрочем, если ты от Бога – монах, то непременно подашься, дай только срок. – Расскажи про себя немного, Архипыч. Дед вздохнул: – Что ж рассказать-то? Вот живу тут, почитай, почти век. Раньше эта доходная половина дома со всеми квартирами сестре моего отца принадлежала, моей тетке значит. А я с родителями в Ростове-на-Дону жил, особняк наш стоял на улице Зеленой, дом номер восемь. Сюда мои родители в двадцать втором году переехали, когда наш ростовский особняк красные отобрали. Мне тогда всего годик был. Тетка моя, ясное дело, прав на дом лишилась, но комнату эту ей домком оставил. Пожалели барыню, потому что председатель домкома “редиской” был. Вот тут мы вчетвером и ютились. – Какой редиской? – “Редиска” – значит сверху красный, внутри белый. Понятно? – Ага. Стало быть, ты из благородных! А чего же речь у тебя, как у сибирского валенка? Где ты так наблатыкался? – Это я с годами выработал, – Архипыч радостно рассмеялся. – Без этого не выжить было. С деревенским говором я в стране советов себя как-то уверенней чувствовал.

http://azbyka.ru/fiction/nachalnik-tishi...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Гончарное раздолье под Петербургом для людей с ограниченными возможностями 1 мин., 11.02.2020 В деревне Раздолье Ленинградской области 7 февраля открылась инклюзивная керамическая мастерская, в которой под руководством двух профессиональных керамистов подопечные Дома сопровождаемого проживания – люди с тяжелой формой инвалидности – смогут заниматься гончарным ремеслом. Мастерскую открыла Санкт-Петербургская благотворительная общественная организация «Перспективы», помогающая людям с тяжелыми множественными нарушениями. Гончарная мастерская расположилась рядом с православным храмом во имя святых Царственных страстотерпцев, настоятель которого иерей Борис Ершов является одним из основоположников строительства Дома сопровождаемого проживания. Дом сопровождаемого проживания в Раздолье – один из самых эффективных, живых примеров сотрудничества общественной организации и Церкви. Он представляет собой совместный проект благотворительной организации «Перспективы» и прихода храма во имя святых Царственных страстотерпцев и существует уже более четырех лет. В настоящее время в нем проживают семеро людей с различными тяжелыми множественными нарушениями, для которых это возможность жить не в изоляции, а в обычном социуме. Помогают им социальные работники и волонтеры. Подобные проекты – альтернатива государственным психоневрологическим интернатам. Инклюзивная керамическая мастерская – это для жителей Дома еще один вариант занятости и возможность ближе познакомиться с местными жителями, которых тоже приглашают на занятия в мастерскую. Читайте также: Тихий дом “Дом Вероники” открыт для всех А в городе том сад   Фото Бориса Стеклова и Татьяны Матаевой Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/goncharnoe-razdole-pod-pe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010