Мученическою кровию порфиру окропивше светло, украшени предстоите, страдальцы славнии, Царю Безсмертному, и, венцы славы от Него приимше, молитеся стране нашей подати на враги одоление и душам нашим велию милость. Тропарь — Перенесение мощей святых благоверных князей-страстотерпцей Бориса и Глеба Днесь церковная расширяются недра, приемлющи богатство Божия благодати, веселятся русстии собори, видяще преславная чудеса, яже творите приходящим к вам верою, святии чудотворцы Борисе и Глебе, молите Христа Бога, да спасет души наша. Кондак святым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу глас 4 Явися днесь в стране Русстей благодать исцеления всем, к вам, блаженнии, приходящим и вопиющим: радуйтеся, заступницы теплии. Величание святым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу Величаем вас, страстотерпцы святии Борисе и Глебе, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте. Молитва перваясвятым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу О, двоице священная, братие прекраснии, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послужившии, и кровьми вашими яко багряницею украсившиися, и ныне со Христом царствующии! Не забудите и нас сущих на земли, но, яко теплии заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом нас помилуйте, юныя убо во святей вере и чистоте, повреждены от всякаго прилога неверия и нечистоты сохраните, и всех нас молящихся от всякия скорби, озлобления и внезапныя смерти избавите, укротите же всякую вражду и злобу, действом диавола от ближних и чуждих воздвизаемую. Молим вас, христолюбивии страстотерпцы, споспешествуйте и правителем нашим к победе на враги, испросите у Великодаровитаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, язвы и глада. Снабдевайте заступлением вашим град сей (или весь сию) и вся чтущия святую память вашу во веки веков. Аминь. Молитва вторая святым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу

http://foma.ru/6-avgusta-2013-svyatyie-b...

Немедленно по смерти Владимира, Святополк объявил себя Великим князем и спешил задобрить Киевлян ласками, роздал им богатые подарки. Но Киевляне знали, каков Святополк, и не доверяли ему, – принимали подарки, но сердце их не было с ним, говорит летописец. Святополк видел это; так, чтобы вернее сохранить великокняжескую власть, решился на великое зло – братоубийство. Борис как был любимым сыном Владимира, так был любимцем и киевского народа и войска, так как был храбр, мудр, добродетелен и красив собою. И Святополк прежде всего боялся этой любви народа к Борису и памяти его о Владимире, боялся найти в Борисе соперника и потому решился погубить его. Борис, отправившись против Печенегов, не нашел их, так как они, услышав, что против них идет известный храбростью Борис со своим храбрым войском, поспешили удалиться от пределов России, и возвращался обратно в Киев. На берегу реки Альты близ Переяславля узнал он о смерти нежно любимого своего родителя. Известие это поразило его тяжкою скорбью; горькими слезами плакал он об отце. «Увы мне, отец мой!» говорил он. «Не буду уже я наслаждаться благим учением и мудростью твоею. Не пришлось мне быть и при смерти твоей, чтобы тут проститься с тобою и погребсти тело твое». Узнав, что Святополк занял престол великокняжеский, окружавшие Бориса предлагали ему выгнать Святополка и самому занять сей престол. «Поди в Киев и займи престол отца своего», говорили ему, «народ любит тебя и войско будет за тебя». Но Борис как истинный христианин, не был честолюбив. «Не подниму я руки на старшего брата; умер отец мой, и я должен повиноваться ему, как отцу», говорил Борис. Он распустил войско и собирался продолжать путь в Киев, чтобы поздравить Святополка и засвидетельствовать ему свою покорность, как великому князю. Казалось, Святополку нечего было опасаться Бориса, после того как он отпустил войско; но, коварный и властолюбивый сам, он не верил искренности Бориса. Если не теперь, то после, думал он, Борис воспользуется предложением дружины свергнуть его с великокняжеского престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

«Власть не приносит человеку ничего, кроме страха ее потерять». Игумен Нектарий (Морозов) Проповедь о святых Борисе и Глебе 20 мая, 2022 Проповедь о святых Борисе и Глебе Святые Борис и Глеб не захотели проливать братскую кровь. За что и пострадали. Игумен Нектарий (Морозов) — о том, чего не может дать человеку власть. Игумен Нектарий (Морозов) Сегодня мы совершаем память святых князей Бориса и Глеба, которых именуем страстотерпцами. Из истории Церкви мы знаем, что страстотерпцами и мучениками мы называем тех верных Христу христиан, которые предпочитали умереть, но не отречься от своего Спасителя. А здесь вроде бы совершенно иное. Никто не требовал, чтобы Борис и Глеб отреклись от Христа.  Но они не захотели пойти войной на своего брата, который вошел в историю под именем Святополка Окаянного. Не захотели оказать ему вооруженное сопротивление. И именно из-за этого — из-за нежелания проливать братскую кровь — оказались сами убиты.  Они воспринимали как неверность Христу, как отречение от Христа — пойти против брата и взять на себя грех братоубийства. Убить ради того, чтобы он не убил их, и ради того, чтобы не делить власть, которую он хотел захватить. Для них оказалось легче умереть, чем на все это пойти: на войну, кровопролитие и братоубийство. Именно поэтому мы их именуем не только благоверными князьями, но и страстотерпцами.  Очень редко кто-то готов страдать ради того, чтобы в своей жизни следовать заповедям Христовым. И обречь себя на мученичество. А между тем — это самый естественный и самый необходимый для христианина подвиг. Сколько существует человечество после грехопадения, и не только в период ветхозаветный, но и в период новозаветный, большая часть трагедии, большая часть страданий рода человеческого сопряжена именно с этой страшной жаждой — жаждой власти. Жаждой ненасытной, жаждой нерациональной и жаждой, разрушающей прежде всего того, кто оказывается ей подвержен.  Потому что власть никогда не приносила и не может принести человеку счастье.  Человек счастлив, когда он любит и когда он любим. 

http://pravmir.ru/vlast-ne-prinosit-chel...

Он прославился также как храбрый и искусный воин, поэтому отец поставил его во главе своего войска в походе против печенегов. Пока кн. Борис был в походе, кн. Владимир умер, а старший его сын Святополк объявил себя вел. князем Киевским. Дружина уговаривала кн. Бориса пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но благочестивый князь, не желая междоусобной войны, распустил свое войско. Святополк не поверил искренности брата и подослал к нему убийц. Предупрежденный о вероломстве, кн. Борис, ставя превыше всего любовь и правду, не стал скрываться и, подражая мученикам первых веков христианства, спокойно встретил смерть. Убийцы настигли его во время утренней воскресной молитвы на берегу реки Альты. После этого Святополк столь же вероломно умертвил и брата Глеба, который также предпочел смерть междоусобной войне. Божие отмщение настигло властолюбца: Святополк был изгнан из Киева и скитался, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находя себе пристанища и покоя, а затем бесславно погиб. Память мученикам и страстотерпцам Борису и Глебу отмечается 24 июля/6 авг., 5/18 сент. и 2/15 мая (перенесение мощей в 1115). В Великороссии весеннее празднование свв. Бориса и Глеба называлось Соловьиным днем, т. к. в это время прилетали соловьи. С праздником свв. Бориса и Глеба было связано довольно странное поверье: этот день называли «барыш-день», и св. Бориса считали барышником. Во многих местах купеческий люд праздновал св. Бориса в надежде получить за это в течение всего года барыши. Очевидно, что приурочение этого поверья и обычая к празднику и имени св. Бориса основано на созвучии слов Борис и барыш, тем более что в старину день св. Бориса часто назывался «барыш-днем». Это, напр., можно видеть из следующего места Ипатьевской летописи: «Великий Всеволод Суждальский на Боришь день отда Верхуславу дщерь свою за Ростислава». В разных местах России этот майский день называли по-разному: Борис и Глеб Сеятели, Борисов день, Борис-День, Бырышдень, Соловьиный праздник, Соловьиный день, Свистозарник, Свистуньи, Свистопляски.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Холмы и озёра Статья посвящена началу нашествия Батыя на Русь, первым святым князьям-страстотерпцам, а также воинам, женщинам, детям. 2 декабря, 2013 Статья посвящена началу нашествия Батыя на Русь, первым святым князьям-страстотерпцам, а также воинам, женщинам, детям. Георгий Федотов в книге «Святые Древней Руси» пишет: «Почитание святых князей начинается с первых же лет христианства на Руси (святые Борис и Глеб), но особенно усиливается во время монгольского ига, чтобы прекратиться одновременно с ним к концу XV beka. В первое столетие татарщины, с разрушением монастырей, почти иссякает русская монашеская святость. Подвиг святых князей становится главным, исторически очередным не только национальным, но и церковным служением». Эта статья посвящена началу нашествия Батыя на Русь, первым святым князьям-страстотерпцам, а также воинам, женщинам, детям. Тем, кто в декабре 1237 года услышал слова своего князя: «Если из рук Господних благое приняли, то и злое не потерпим ли? Лучше нам смертью славу вечную добыть, нежели во власти поганых быть». Всем, кто выполнил это решение. Есть легенда о граде Китеже, том самом, с маковками и куполами, с белокаменными церквями и разбросанными меж ними красными верхушками теремов, Китеже, который опустился на дно озера и ждёт — чего же он ждёт? — а может, и ничего не ждёт в своей придонной вечности, омываемый тихими течениями, переваливаясь на мягких кочках подводных родников. Легенду о нём разносили бегуны-раскольники с кипарисовыми крестами на груди — от деревни к деревне, от одного странноприимного дома к другому. И многим вглядывавшимся в озёрную гладь в шорохе и плеске волн чудились очертания этого потаённого града, некогда, как повествуют сказания, опустившегося в воду перед отрядами Батыя, вместе со всеми горожанами. Говорят, что иногда в дуновении ветра, в шуме прибрежных сосен можно различить звон его колоколов. Кому и по ком они звонят?.. Русь до монгольского вторжения — это нечто большее, чем историческая память. Именно там, за низкими зорями последнего студёного месяца перед нашествием словно бы хранится всё радостное, юное, детское, оттуда поднимается храм Покрова на Нерли; там шумят степными ветрами строки «Слова о полку Игореве», катятся-перекатываются клубочками царства золотое, серебряное и медное, а внизу, в самой глубине, сияет щит Олега, прибитый на вратах Царьграда.

http://pravmir.ru/xolmy-i-ozyora/

Соборование, а потом и причащение, как мне показалось, длились долго. Борис Сергеевич не сразу смог проглотить Святые Дары. Было ощущение, что время остановилось и сейчас на свете происходит самое главное, а все мы, стоящие и молящиеся у постели уходящего в вечность человека, - только свидетели. И не просто свидетели, а те, кому в эти минуты дано увидеть и узнать что-то очень важное. Он вдруг протянул руки к кому-то незримому, кого видел перед собой «А вдруг не сможет проглотить Святые Дары? - мелькнуло в голове. - Что тогда? Господи, помоги!» Но он проглотил, запил, и, когда отец Никодим стал читать положенные после всего молитвы, Борис Сергеевич вдруг протянул руки к кому-то незримому, кого видел перед собой, медленно обнял и как бы привлек, прижимая к груди. Руки его мне показались в тот момент - возможно, из-за худобы - чересчур длинными. Два раза очень медленно проделал он это движение. Воистину мы были свидетелями тайны, которая вершилась у нас на глазах. Когда, вернувшись домой, я позвонила, чтобы узнать о состоянии Бориса Сергеевича, Олег сказал, что после причастия отец сразу успокоился и больше не проявлял признаков страданий. Через сутки, 5 августа, когда я пришла в храм на вечернюю службу, то увидела на аналое праздничную икону Бориса и Глеба. Помолившись о воине Борисе этим двум святым воинам, поблагодарила Господа, что явил нам Свою милость. После вечерней службы позвонила Олегу. «Папа умер, - тихо произнес он, - только что. Под свои именины, завтра - Борис и Глеб». И тут до меня дошло, что это они, воины-страстотерпцы, не оставили своим покровительством воина Бориса, который всю свою жизнь отдал служению Родине и людям. Приняли его душу, уходящую в вечность. Вечная память рабу Божию воину Борису! Благодаря таким людям мы и живем на свете. Борис Сергеевич Лихачев с внуком Олегом. 1993 г. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Соборование, а потом и причащение, как мне показалось, длились долго. Борис Сергеевич не сразу смог проглотить Святые Дары. Было ощущение, что время остановилось и сейчас на свете происходит самое главное, а все мы, стоящие и молящиеся у постели уходящего в вечность человека, – только свидетели. И не просто свидетели, а те, кому в эти минуты дано увидеть и узнать что-то очень важное. Он вдруг протянул руки к кому-то незримому, кого видел перед собой «А вдруг не сможет проглотить Святые Дары? – мелькнуло в голове. – Что тогда? Господи, помоги!» Но он проглотил, запил, и, когда отец Никодим стал читать положенные после всего молитвы, Борис Сергеевич вдруг протянул руки к кому-то незримому, кого видел перед собой, медленно обнял и как бы привлек, прижимая к груди. Руки его мне показались в тот момент – возможно, из-за худобы – чересчур длинными. Два раза очень медленно проделал он это движение. Воистину мы были свидетелями тайны, которая вершилась у нас на глазах. Когда, вернувшись домой, я позвонила, чтобы узнать о состоянии Бориса Сергеевича, Олег сказал, что после причастия отец сразу успокоился и больше не проявлял признаков страданий. Через сутки, 5 августа, когда я пришла в храм на вечернюю службу, то увидела на аналое праздничную икону Бориса и Глеба. Помолившись о воине Борисе этим двум святым воинам, поблагодарила Господа, что явил нам Свою милость. После вечерней службы позвонила Олегу. «Папа умер, – тихо произнес он, – только что. Под свои именины, завтра – Борис и Глеб». И тут до меня дошло, что это они, воины-страстотерпцы, не оставили своим покровительством воина Бориса, который всю свою жизнь отдал служению Родине и людям. Приняли его душу, уходящую в вечность. Вечная память рабу Божию воину Борису! Благодаря таким людям мы и живем на свете. Борис Сергеевич Лихачев с внуком Олегом. 1993 г. Рейтинг: 9.8 Голосов: 294 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Анна 30 мая 2023, 13:52 Доброго времени суток, уважаемые читатели! Приступила к чтению рассказов на данном сайте после прочтения первого тома. Знаете? Каждый день хотелось читать следующий рассказ первого тома, здесь - та же ситуация. Захватывающий рассказ. И всё по-простому написано, душевно. Рекомендую к прочтению первую книгу " Несвятые святые " . Там много рассказов, где присутствуют разные человеческие поступки. Какие-то поступки героев заставляют задуматься, а какие-то вызывают улыбку. Ещё и иллюстраций много - это радует! Ну а теперь вернусь к данному рассказу. Радует наличие важных исторических событий, персоналий.А ещё при прочтении видишь обыкновенные события - знакомство с другими людьми, их впечатления.

http://pravoslavie.ru/77171.html

угодников Твоих, научи меня идти по их следам. Молю Тебя, Господи, да не увлечется душа моя суетою мира сего; просвети сердце мое, чтобы оно знало Тебя и Твои заповеди». С другой стороны, имея пред собою пример отца, милостивого ко всем бедным и болящим, они подражали его милосердию, находили утешение в том, чтобы творить милостыню вдовам и сиротам, успокаивать их. Горячо любили они своего отца, горячо любили и друг друга, и в детстве всегда были неразлучны. И отец преимущественно любил их, видя на них благодать Божию, видя их благочестие и сердечную доброту. Видя их дружбу, Владимир назначил им соседственные уделы – Ростов и Муром. Ни Борис, ни Глеб не вступали в брак, хотя отец их и желал Бориса видеть женатым. Прибыв в свои уделы, они делали все, что только могли, для распространения св. веры, обращая язычников ко Христу; как истинные Христиане-правители, в управлении отличались правосудием и всегда везде – кротостью, добротой, смирением, милосердием не только к бедным, но ко всем людям. Равно имея те и другие добродетели, они, оба и каждый в частности, отличались некоторыми особенными; так, в тропаре Борис назван целомудренным, а Глеб незлобивым. О Борисе известно, что, отличаясь добрыми нравом и душевными качествами, он был храбр в битвах, мудр в советах, рассудителен во всем и красив собою. Владимир состарился и захворал. Между тем Печенеги напали на Россию, и он, за болезнью не имея возможности сам идти против них, поручил то прибывшему на сей раз к отцу Борису. Борис отправился. Видя слабость отца, Борис прощался с ним и думал, что прощается на веки. Поклонившись до земли своему отцу, он облобызал ноги его, потом пал на шею и целовал его со слезами. И действительно Владимир скоро за тем умер. При смерти Владимира находился только усыновленный племянник его Святополк, князь Туровский. Как старший между сыновьями Владимира, он был законный наследник великокняжеского Киевского престола. Святополк был худой человек, почему не был любим Владимиром. Не любили его и Киевляне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Преступный брат не мог требовать повиновения себе. Сопротивление ему было всегда оправдано. Таково праведное мщение Ярослава в наших житиях. С другой стороны; династии, популярные на Руси, династии, создавшие единодержавие, были все линиями младших сыновей... Это показывает, что идея старейшинства не имела исключительного значения в древне-русском сознании и не понималась по аналогии с монархической властью. Совершенно ясно, что добровольная смерть двух сыновей Владимира не могла быть их политическим долгом» (Федотов). Это побуждение, если оно вообще у них существовало, могло быть только второстепенным. Подлинно существенны были только побуждения религиозного порядка. Среди них «сильно выделен аскетический момент суеты мира». Борис, в одиночестве проводя свою последнюю ночь, размышляет е тщете власти, богатства, всего «кроме добрых дел и совершенной любви». Даже княжество его отца и все связанные с ним великие блага имеют мало значения в глазах христианина, и Борис повторяет слова Премудрости Соломоновой; «Все суета... токмо помощь от добр дел и от правоверия и от нелицемерный любве». Однако, этот аскетический мотив – не господствующий. Его одного недостаточно, чтобы объяснить поведение «страстотерпцев», Борис и Глеб –не монахи, ни тот, ни другой. Если богатство и власть привлекают их мало, если они стремятся осуществлять смирение и любовь, то они все же плачут оттого, что должны покинуть «прелестный свет». Борис жалеет о своей погибшей молодости, о жене, и «плачется» «о красоте и доброте телесе своего... и «честней разуме» своем. Сетования Глеба еще более трогательны. Он оплакивает смерть своего отца и смерть своего нежно любимого брата Бориса, убитого раньше его. «Эта кровная, родственная любовь лишает всякой суровости аскетическое отвержение мира. В это отвержение – не монашеское – не включается мир человеческий; особенно кровный, любимый» (Федотов). Поддерживает наших героев пример мучеников. Но еще более слова и пример Самого Христа располагают их принять страдание смиренно ис благодарностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На следующий год после победы над Святополком Ярослав похоронил Глеба рядом с братом в Вышгороде. Есть версия, что тогда же произошла канонизация, но все-таки это маловероятно. Скорее всего, они были канонизированы во второй половине XII веке. А вот почитание их скорее всего началось уже 1020 году. И если Борис и Глеб стали героями, то Святополк Окаянный - антигероем. И тут хочется обратить внимание на последствия канонизации Бориса и Глеба. На какое-то время братоубийство практически прекратилось. Да и просто Рюриковичи перестали убивать Рюриковичей. У Ярослава был родной брат, сын Рогнеды Мстислав Тьмутараканский. Между братьями разгорелась война. В основной битве Ярослав потерпел поражение, но Мстислав не стал продолжать конфликт и предпочел договориться. Братья поделили Русь по Днепру. Земли западней Днепра, включая Киев (Правобережье), получил Ярослав, земли восточней Днепра - Мстислав. Это был первый случай, когда конфликт между братьями закончился миром. Раньше такие войны шли по принципу «Русь слишком тесна для нас двоих». Либо один из братьев погибал, либо убегал за границу. Теперь выяснилось, что конфликты можно останавливать по обоюдному согласию. Мы не знаем, как бы поступил Ярослав, одержи победу он. Но, даже если мир с братом для него был вынужденным, то тут также можно увидеть Божий промысел и помощь святых братьев-страстотерпцев. В 1036 году Мстислав умер бездетным (его сын погиб на охоте) и Ярослав смог объединить земли. В том же году у Ярослава был конфликт с другим братом, Судиславом Псковским, который был кем-то оклеветан. Ярослав его посадил в тюрьму, ликвидировав Псковское княжество. Судислав просидел в тюрьме вплоть до смерти Ярослава, после которой его освободили. История, конечно, печальная, но здесь важны следующие моменты. Во-первых, много лет Судислав спокойно княжил в Пскове. То есть братья могли княжить одновременно и даже не конфликтовать (с тем же Мстиславом Ярослав стал жить вместе только после поражения). А во-вторых, Судислав не был убит. Он смог дожить до своего освобождения и умер в монастыре. Конечно, это тоже печальная участь. Но показательно уже то, что для него братоубийство стало чем-то недопустимым.

http://ruskline.ru/analitika/2015/08/06/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010