118). Но эта крайняя мера не удалась, и их действиями, кажется, стал заправлять тот расчет, что не станут же королевича, с крайним бесчестием для себя и для него, выпроваживать из Москвы, что лютеранско-православный брак в царской семье состоится и без их горячих прений, следует только обождать и тверже стоять на своем. Не в этих ли видах наши парламентеры как горячо сначала принялись за дело, так, после первой же осечки, холодно отнеслись к нему, во все последующее время ведя прения нехотя и прерывая их на целый год? Всего подозрительнее прения и жалобы свата Марселиса. Пародию на диспуты этот пушкарь и торгаш (инроговыми рогами) устраивал больше для вида, чтобы доложить государю, что вот он, истощает все усилия к устроению задуманного брака, что он сам пробовал со всем беспристрастием препираться с русскими богословами, но совершенно напрасно; остается самому царю порешить спор, щадя, конечно, религиозные убеждения будущего зятя. Надменный заслугами своего отца, который когда-то помог Филарету Никитичу освободиться из плена польского, возомнивший о своих услугах сватовства, считавший всю царскую семью обязанной себе, Марселис легко мог склониться к самообольщенной мысли, что царь во всем сдастся ему на слово, и, по его благовидной жалобе на упрямство русских спорщиков, велит им замолчать к торжеству его скрытых замыслов. И к чему вся эта комедия диспутов, когда Вольдемара привезли уже венчаться? Марселис, долго живя в России, хорошо знал, что браки православных с лютеранами решительно не в обычае, что затмеваемое им сватовство не обойдется без серьезных столкновений и прений относительно разности веры жениха, и потому должен быль уладить эти затруднения, не поднимая жениха из его далекого отечества: не так же давно был случай, конечно, и ему не безызвестный, когда Борис Федорович задумал выдать дочь за их же принца Иоанна, возникали те же недоумения и затруднения, и царь, несмотря на все свое расположение к жениху, не разрешил недоумений единичной своей властью, а, как выразились наши богословы перед тем же Марселисом, «посылал по все города, по все власти, по митрополиты, архиепископы и епископы, для договору о вере и крещении» (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Тот же Борис хотел завести в России университеты с преподаванием в них иностранных языков иностранными учеными, но духовенство, по свидетельству Буссова и Петрея, представило царю, что если Московиты будут учиться другим языкам, то рушится старое единоверие и поколеблется единство Русской земли 272 . Но раз начавшееся стремление к свету и науке, к обновлениям внутренней жизни отечества все увеличивается: вопли реакции против этих нововведений, как антихристианских, противоправославных, становятся все отчаяннее и ожесточеннее. Аввакум и дьякон Федор требуют, чтобы сожжены и прокляты были все иностранные книги церковные и гражданские, приобретенные Никоном. Поп Лазарь, упрекая Алексея Михайловича за то, что «любит алманашников и держит при дворе иностранных ученых, занимающихся астрономиею, философиею, медициною», вопит ему: «Царю благородный! како времени сего не испытуешь: имевши у себя мудрых философов, рассуждающих лица небесе и земли, и звезд хвосты аршином измеряющих: Государь! таковых ли в чести имаши и различными брашны питаеши и хощеши внешними их плеухами власть свой мирну управити! Ни-ни: они в законах отеческих блудствоваху, того ради вся злая бываху у нас. О прелесте, – восклицают дьякон Федор и протопоп Аввакум, – скверная пестрота, Поляки, Немцы и прочие безбожные языки, яко благодеи приемлются и честью велиею почитаются… сплелись западные с восточными. Ах бедная Русь, что тебе захотелось латинских обычаев и немецких поступков!» 273 . Религиозно-национальное предубеждение русских против всего иноземного всего поразительнее выразилось в поверье их, будто вне православного отечества в инохристианских государствах никто из русских не может спасти свой душу, что в других христианских странах живут люди поганые, некрещеные, не верующие в истинного Бога, и кто умрет на чужбине между неверными, погубит свой душу 274 . Этого мало: в их религиозной национальной замкнутости им чудилось, что подле наехавших к ним латинян и немцев они не могут остаться прежними православно-русскими людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

В случаях же подобного рода сближений не было недостатка 156 . Здесь большая или меньшая измена вере произошла от невольного, вынужденного обстоятельствами сближения с иноверцами. Но что было с изолированными массами народными? Народ долго держался вдали от немецких влияний, отгораживал себя от них, можно сказать, китайской стеной, но потом он сами же рушит эти преграды и поддается влиянию иноземных обычаев, а с ними, отчасти, и иноверных начал 157 . Старинный русский человек закрывает глаза пред избытком льющегося света, боится его, но в то же время ему хочется взглянуть на этот свет. Он не подает руки иностранцам в знак гостеприимства (цари умывают руки после приема послов), но, пряча от них руку, он ждет, чтобы они сами протянули ему свой руку, руку помощи в великом образовательном деле. Он отплевывается, открещивается при встрече с немцами, считает для себя осквернением войти в их домы и вступить в разговор с ними, отгораживает их от себя за город, но скоро и сам царь уйдет туда, а за ним и народ. Он не хочет, чтобы немцы носили русское платье и бороду, хотя некоторые из них желали усвоить себе всю наружность русских 158 , а сам с начала 17 века наряжается уже в немецкий камзол и «кладет браду под бритву», и сам царь Борис является «потаковником» всех, пристращавшихся к немецким обычаям и одеждам, и вот слышатся сильные жалобы на это пристрастие. При Годунове приверженцы старины вопили к патриарху: «отче святый, зачем ты молчишь, видя это? Делатель винограда Христова видел семена лукавствия, сеемыя в винограде Христовом, но видя изнемогал, и только ко Господу единому взирая, ниву ту недобрую обливал слезами» 159 . Такая борьба между стремлением к свету, образованию и приверженности к отсталой старине, между усвоением чужеземных обычаев и пристрастием к своими национальным идет через все столетие: народ, в лице лучших своих представителей, понимал, что надобно учиться европейской науке, жить европейской жизнью, но после многовекового непроницаемого мрака как взглянуть на яркий свет, как изменить обычаям, освященным веками и верой, как вырвать привычки и нравы, которые срослись с душей, составляют необходимую принадлежность ее существа? После долгих томительных колебаний, внутреннего разлада к самораздвоения, он постепенно берет из европейской науки и жизни то, к чему нудили его обстоятельства жизни, заимствует из чуждых верований и учреждений, к которым предрасполагала жизнь и личное поведение каждого, не думая отрекаться совершенно от национальных своих обычаев и верований в пользу иноземных особенностей, но делая между теми и другими возможный компромисс.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Пьянство, например, было исконным пороком русского народа (еще Владимир высказывался: «Руси веселие пити, не можем без того быти»). Особенно размножилось оно после того, как Борис, введением «царских» кабаков сделал вино статьей государственного дохода: между всеми сословиями размножились жалкие пьяницы, «кабацкие ярыги», которые пропивались до нитки, ходили иногда нагишом. Всеми также признано, что эпоха мучительства Грозного и несчастное смутное время были причинами значительного падения нравственности в народе: в народных нравах стало несравненно больше хитрости и коварства, грубости и жестокости, наглости и цинизма, разврата, презрения к уставам церкви 410 . Не нужно забывать также, что 17 век, особенно второй половины, есть век переходный в нашей истории, а время переходное есть вообще самое опасное для общественной нравственности. Как ни печально бывает нравственное состояние общества, но если последнее живет, не рушится, значит существуют известные нравственные сдержки и связи, который не дают ему окончательно распасться; но если это общество двинется, взволнуется в сильном перевороте, то старые связи необходимо ослабевают, иногда совершенно разрушаются, и общество подвергается сильному нравственному колебанию, шаткости, смуте, пока нравственные связи снова окрепнут или заменятся новыми. Значит, виной упадка общественной нравственности – не новое иноземное влияние, а неустойчивость прежних нравственных связей, неудовлетворительность, ненормальность прежних общественных отношений, за которую приходится теперь разом расплачиваться; общественный недуг, давнишний, застарелый переживавший свой кризис, перелом при повороте к новой жизни. Да и что из нового иноземного влияния могло соблазнить, растлить народную нравственность? Влияние иноземной иноверной цивилизации, в 17 веке, хотя чувствовалось во всем, но не в значительной мере, на некоторых избранных личностях, которых она, как детей игрушками, приманивала к себе большей частью удовольствиями и удобствами жизни. Но эти удовольствия и удобства сами по себе так же невинны, как детские забавы, и не мешали человеку быть нравственным.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Да, с осени 1939-го в Красную Армию стали призывать не в 21-22, а в 18-19 лет, а расти мужчины переставали тогда не к 18, как сейчас, а к 25 годам. Но для 19-летнего немца в 1940-м небольшим считался рост 170 сантиметров 16 , а у нас? " Редкий призывник вылазит за габариты 160 см и 50 кг " , - констатировал, изучив документы призывных комиссий, работавших перед войной в нынешней Курганской области, Александр Базаров. У 279 призывников - односельчан Базарова средний рост был 153 сантиметра, средний вес - 52 килограмма 17 ... Не дрогнет рука. Фото: РИА Новости " Гвозди бы делать из этих людей... " " Вокруг меня собираются немцы - молодые, здоровые, спортивного вида сытые ребята " , - вспоминал плененный в августе 1941-го под Ленинг радом Борис Соколов 18 . " Большинству в 1943 году исполнилось 18 лет, - писал о полученном осенью 1943 года его мотострелковым взводом пополнении Евгений Бессонов. - Физически они были неокрепшими, роста в основном ниже среднего, щупловатого телосложения [...] " 19 . 18-летний минометчик Владимир Логачёв в 1944-м таскал 19-килограммовый ствол 82-мм миномета при собственном весе 51 кило 20 ... А ведь в 1943-1944 годах пришлось мобилизовывать и 17-летних... Воевать Красной армии было физически тяжелее, чем вермахту. Но это она, а не сытый " накачанный " вермахт дошел до Победы, мобилизовав терпение и моральную готовность к лишениям, во все времена отличавшие русского солдата. ТОЛЬКО ЦИФРЫ 4500 кг столько снарядов и гильз с порохом перебрасывал за 15 минут расчет 152-мм гаубицы М-10 35 кг станок пулемета Максима, который боец нес на спине 30 м 3 объем вынутого грунта при окапывании танка Т-34 экипажем 3,1 кг терял в весе заряжающий танка Т-34-85 в 12-часовом бою 153 см средний рост предвоенных призывников в Курганской области Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/opp/2020/05/06/sem_po...

Следует заметить, что он никак не считал себя равным апостолу Павлу, а этими словами лишь подчеркивал громадный духовный переворот, происшедший в его душе в тот период. Труд о Николае Евграфовиче является одновременно и долгом памяти перед супругой его – Зоей Вениаминовной, с которой покойный прожил более пятидесяти лет. Родные Н.Е. Пестова приносят глубокую благодарность всем близким к Николаю Евграфовичу людям, кто своими воспоминаниями дополнил и позволил восстановить недостающий биографический материал. Епископ Новосибирский и Бердскии Предисловие «Недаром многих лет свидетелем Господь меня поставил и книжному искусству вразумил». А.С. Пушкин. «Борис Годунов». Трудно говорить о себе, не испытывая удовлетворения от прожитой с Божьей помощью жизни, от сознания необходимости и значимости проделанных за жизнь трудов, от сознания целеустремленности в решениях при выборе для себя области деятельности и работы в различные периоды жизни. Также и тяжело сознаваться в своих жизненных ошибках и недостатках. Но все же я решаюсь поведать о важнейших событиях своей жизни, описывая вместе с тем духовную обстановку и трансформацию в жизни России за время моей более восьмидесятилетней жизни. Вместе с тем думается, что будет интересно знать, как произошло перерождение моей души при переходе (трансформации) из «Савла в Павла». Таков, наверное, должен быть путь каждой человеческой души по мере ее созревания в земной жизни. Из темной области безверия каждой душе необходимо переселиться в светлое Христово Царство, которое может начаться для каждой души еще в настоящей земной жизни. Благо, если этот процесс начался в душе еще с детства. Но такие случаи (к сожалению) теперь далеко не часты... Г.Б.Р. 1 Глава I Воспоминания из детства, отрочества и юношества Я родился 17 (4) августа в 1892 году в Нижнем Новгороде (г. Горький) и был последним, десятым, ребенком у моего отца Евграфа Федоровича Пестова от его второго брака. Со стороны отца я был мещанином. Дед мой, Федор Кузьмич, в молодости был бурлаком на Волге. (В семье хранился и передавался из поколения в поколение бурлацкий ключ, за который бурлаки крепили бечеву к барже). И был он, очевидно, личностью незаурядной, так как сумел вырваться из нищеты и обосноваться в Нижнем Новгороде. Отец получил от него в наследство маленький магазинчик, но вскоре, будучи очень доверчивым и добрым человеком, был обворован своими же приказчиками и разорился. Магазин перешел в собственность компании «Арабажи», а Евграф Федорович стал в нем старшим продавцом. Компания «Арабажи» занималась в основном торговлей вином и сухофруктами. И магазин, в котором работал отец, торговал всевозможными винами и сладостями.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergiy_Sokolov...

Но главное увлечение дворянства составила мистика каббалистическая. «Для всей этой мистики, – пишет Флоровский, – очень характерно резкое различие ступеней или степеней, и эта несдержанная стремительность и торопливость в искании или приобретении каких-то «высших» степеней или посвящений» 73 . Дворян увлекал именно эзотеризм, – в нем они чувствовали некий оттенок духовного аристократизма, который позволял им противопоставить себя всем остальным, – духовным профанам. В это время «мистицизм становится общественным течением и одно время даже пользуется правительственной поддержкой» 74 . Библейское общество, которое распространяло подобную литературу, пользовалось покровительством самого императора. Современник, писатель и журналист Николай Иванович Греч, писал: «Кто не принадлежал к Библейскому обществу, тому не было хода ни по службе, ни при дворе» 75 . Библейское общество в то время состояло сплошь из масонов. Существовала даже поговорка: «Ну, кто же нынче не масон»? «Пиковая дама» – ответ масонам Но какое же отношение все эти дворянские интересы имеют к «Пиковой даме»? А самое прямое, ведь все, что читало и изучало дворянство, было тем семенем, которое дворянство сеяло у себя в душах. Каков результат этого посева? На этот вопрос и дает Пушкин ответ в своей повести. Собственно, главное содержание «Пиковой дамы» – это и есть ответ Пушкина дворянству и зарождающейся разночинной интеллигенции по поводу их интереса к западным идеям, мистическим и социальным. Точно так же, как его драма «Борис Годунов» была ответом на те вопросы, которые обсуждались дворянством в масонских ложах накануне декабрьского восстания 1825 года. Девяносто процентов декабристов были масонами. Тогда в масонских ложах обсуждался вопрос: «Можно ли убить одного человека, например, императора, – для того, чтобы всему остальному народу жилось лучше»? Собственно, это был вопрос библейский, на который первосвященник Каиафа дал ответ: «лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» ( Ин.11:50 ). Но этот ответ стал смертным приговором Иисусу Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/mis...

44. к.41 Леонид Болотин " Но ведь кто-то подсунул искреннему парню такую ленту?!Именно к выступлению для телепоказа. " Уважаемый Леонид Евгеньевич,вот как-то к слову " подсунул " .Это как,как в своё время нам подсунули свои книги Соколов и Дитерихс по расстрелу Царской семьи,по чьим несостоятельным версиям народ никогда не узнает правды о гибели Царя и его семьи. Ещё не нашли трупы,свидетелей расстрела,а молву вбросили и она до сих пор гуляет по земле.Колчак даже не усомнился в правдивости этой молвы а отстранил от следствия следователей,которые служа своему долгу честно хотели разобраться в этом убийстве и если оно как таковое было,то хотели найти виновников.Но,что сделал генерал Дитерихс,вызвал строптивых и приказал отдать ему все бумаги,уничтожив их,он уничтожил версию о спасшихся,которые эти следователи разрабатывали по горячим следам,самые перевые и чтобы они не вздумали напакостить ему,этому генералу,их просто убили.Это следователь Сергеев и Наметкин. Вот преславутое " подсунул " такую роковую ошибку сыграло в Царском деле.Да уже намного позже пытались проверить версию о спасшихся,но время-то было упущено и свидетели к этому времени ушли в мир иной.А книги этих авторов теперь лежат в основе выводов современного следствия.И в какой-то мере следователь Соловьёв был прав,возможно Ленин не давал приказа убить семью,а телеграммы и стенограммы,на которые сейчас апеллируют публицисты в том числе и вы написаны все задним числом,поэтому и оригиналов с них нет,одни копии.Извините,отклонилась от темы,я писала,что очень погрязла в своём частном расследовании и пишу книгу на эту тему просто для архива моей семьи,но так как дискуссия на тему Царской семьи закрыта,написала ремарку Леониду Болотину,как можно подсовывать более значимые факты в нашей истории в том числе и тему Ивана Грозного. 43. Ответ на 38., Борис Утробин : Готов нажать и не отпускать кнопку " Я согласен! " под Вашим замечанием. По А.Д.Степанову, только, видимо, коммунистам отказывают в праве прихода к власти и исправлению большевистского курса. При этом еще и позитивно оценивают И.Сталина. Видимо, в умах части авторов РЛ товарищ Сталин отделен от КПСС. А ставленникам нерусской олигархии, слившимися с ЧК, не отказывают в праве дальше издеваться над нами. После 12 лет уничтожения суверенной русской государственности, после тандемной клоунады, ВВП вдруг предстал, как государственник. И-- самое впечатляющее-- как " охранитель веры православной " . Ну уж это не в бровь, а в глаз.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/01/30/vi...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Kirill Afonin http://flic.kr/p/Pmu34 СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ - ТОЛЬКО ФАКТЫ 4 мин., 01.01.2008 Смоленская земля всегда была одним из западных форпостов нашей страны, и всегда одной из первых принимала на себя внешние удары. Причем защищать смолянам приходилось не только свою страну, своих близких, свой образ жизни, но и свою веру. Сегодня проблема защиты Православия стоит особенно остро. Нужно ли его защищать, и если да, то от кого и как? Чтобы поговорить на эти темы, мы отправились в Смоленск.  Площадь Смоленской области составляет 49,8 тысяч квадратных километров. В ее составе 25 районов, 15 городов, 15 поселков городского типа и 4894 сельских населенных пунктов. Смоленская область граничит с Псковской, Тверской, Московской, Калужской и Брянской областями России, а также с Республикой Беларусь. Одна из крупнейших европейских рек – Днепр берет свое начало на Смоленской земле. Будучи еще совсем небольшой речушкой, Днепр пересекает столицу области. В 2003 году Смоленску исполнилось 1140 лет. Назвать смоленщину своей «малой родиной» могли многие выдающиеся люди. Здесь родились первый космонавт мира Юрий Гагарин, композиторы Глинка и Даргомыжский, знаменитый исследователь-путешественник Николай Пржевальский, актер Юрий Никулин, фельдмаршал Кутузов и маршал Тухачевский. Отдельно следует сказать о писателях , чьи имена связаны со Смоленской землей. Здесь родились Александр Беляев, Борис Васильев и Анатолий Азольский. Михаил Булгаков возглавлял отделение в Вяземской больнице и здесь же работали многие прототипы его «Записок молодого врача». Михаил Пришвин работал преподавателем словесности в селе Алексино Дорогобужского уезда Смоленской губернии и одновременно Пришвин заведовал музеем “Усадебного быта”. Иван Соколов-Микитов учился в Смоленском Александровском реальном училище. До 1936 года на Смоленщине жил поэт Александр Твардовский. Знаменитый американский писатель-фантаст и популяризатор науки Айзек Азимов – тоже родом из небольшого местечка Петровичи, располагавшегося неподалеку от Смоленска. В 1923 году, когда Айзеку было всего три года, родители будущего писателя выехали в США.

http://foma.ru/smolenskaya-oblast-tolko-...

7 мая Были с Ларисой в Ереване. У Баграта дела какие-то мутные. Не успевает начать съемки. Что-то скучно мне стало с армянами как-то. Они никчемные какие-то. Сос очень мил. 10-го лечу в Париж. В Канне 13-го премьера «Соляриса». Мне не очень-то верится, что будет какая-нибудь премия. В программе сильные картины: Петри, Поллака, Янчо. Ну, да там увидим. Был у Сизова. Он будет готовить документы для того, чтобы нам доплатили деньги за «Рублева». Володя Высоцкий предлагает нам в сентябре ехать по приглашению во Францию к Марине. Может быть, в этом есть смысл. 8 мая Отдал в перепечатку «Белый день» и «Отречение». Буду делать то, что пройдет. «Белый день» может быть великой картиной, но делать ее очень трудно. «Отречение» может быть большой традиционной картиной с уклоном в интеллектуализм с грандиозным финалом. Как быть с Юсовым? Он очень, болезненно самолюбив и консерватор. Трудно стало с ним работать. Июнь 1972 9 июня Свойства всякого рода превозможений в конечном счете сводятся к духовному упадку, разочарованию, более того, даже к чему-то схожему с чувством похмелья, вины. «Рублев» принимался многими оттого, что лежал на полке. «Солярис» — не на полке, и этим объясняется ярость некоторых моих добрых знакомых и товарищей. Я отдал Сизову и Ермашу (а в понедельник дам и Баскакову) оба сценария — «Белый день» и «Отречение». Правда, если «Отречение» пройдет, то вряд ли я вернусь еще раз к «Белому дню». Надо начинать работу, скорее. Правда, Сизов говорил, что от меня ждут современной и нужной картины. И что оба сценария мои поэтому нехороши. Я сказал, что смысл моей деятельности — в поддержании уровня советского кино, а не в темах — «нужных и современных». Я думаю только об одном — скорее отдать долги, поменяться и построить дом, иначе будет худо. Возвращение с Каннского фестиваля. Оля Кизилова, Борис Соколов, Андрей с Андрюшей, Игорь Лазаренко, Лариса, Юрий Кушнерев, Маша Чугунова, Нелли Фомина, аэропорт Шереметьево 14 июня Противопоставление отношения духовно традиционной, последовательной и мучительно ограниченной тенденции к тенденции выхолощенной, холодной, с метафизически обособленными деталями («Доктор Фаустус» Томаса Манна), всегда аналогично отношению бесконечного количества связей творческой личности с действительностью (которых история культуры накопила чересчур много). К желанию начать отсчет связей личности с действительностью заново, обрезав традиционные (что невозможно). (Модель знаменитого конфликта Духа и Чувства, Идеи и Плоти, Бога и Черта, Добра и Зла…)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010