Китайская Автономная Церковь . В 1945 году православные приходы в Манчжурии были объединены в Восточно-азиатский округ под управлением митрополита Харбинского и Восточно-азиатского Мелетия. В 1946 году, после смерти митроп. Мелетия, округ был преобразован в Экзархат с назначением на должность Экзарха архиепископа Нестора, возведенного в сан митрополита с титулом Харбинский и Маньчжурский. В том же году в состав Экзархата вошла Пекинская епархия с Шанхайским викариатством, управляемая начальником Русской Духовной Миссии в Китае архиепископом Виктором. 1950 году архиепископ Виктор был назначен Патриаршим Экзархом Восточно-азиатского Экзархата. После его отъезда в Советский Союз, церковными делами в Китае заведовал архимандрит Василий (Шуан), китаец, возведенный в 1956 году на Пекинскую кафедру. Тогда же Синод утвердил Положение об автономии Китайской православной Церкви. В результате “культурной революции”, Православие, впрочем, как и другие религии были полностью вытеснены из жизни китайцев. Внешне, во всяком случае. Западно-Европейский Экзархат. В 1921 году управляющим приходами Западной Европы был назначен (Заграничным руководством) архиепископ Волынский Евлогий (Георгиевский). После ухода его в константинопольскую юрисдикцию в 1931 году, верными Московской Патриархии приходами управлял митрополит Литовский и Виленский Елевферий (Богоявленский). Среди оставшихся в подчинении Москвы были епископ Вениамин (Федченков) с несколькими священниками и группой мирян во Франции и настоятель Князь-Владимирской церкви в Берлине прот. Г. Прозоров с общиной. В марте 1931 года в Париже был освящен главный престол Трехсвятительского Подворья. В декабре 1937 года во Франции был учрежден Благочиннический округ западных православных приходов во главе со священником М. Бельским, а в марте 1939 года возникло единое Благочиние западноевропейских приходов Московской Патриархии во главе с игуменом Стефаном (Светозаровым). В 1945 году в ведение Московской Патриархии перешел из Зарубежной Церкви митрополит Серафим (Лукьянов) со своими приходами, который был назначен Экзархом. Его сменил в ноябре 1949 года архиепископ Литовский Фотий (Топиро), а через два года исполняющим должность экзарха был назначен архиепископ Берлинский и Германский Борис (Вик).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приведу всецело мной разделяемое свидетельство одного из современников: «Преосвященный Роман особенно благоговейно чтил великого святителя Николая Чудотворца и всегда старался подражать житию и добродетелям его: кротости, незлобию, смирению, нестяжательности и милосердию. Высокие душевные качества преосвященного Романа влекли к нему сердца людей, так что повсеместно, во всех епархиях, которые ему приходилось возглавлять, он приобретал всеобщую любовь и уважение». Преставился владыка Роман 18 июля 1963 г., будучи архиепископом Виленским и Литовским. Да упокоит всемилостивый Господь душу блаженнопочившего собрата в Своих небесных селениях!» Священный Синод на заседании 20 декабря 1955 г. назначил на вакантную Таллиннскую кафедру архимандрита Иоанна (Алексеева) , настоятеля Александро-Невского собора Таллина. Хиротония архимандрита Иоанна происходила в Москве, в патриаршем Богоявленском соборе в воскресенье 25 декабря 1955 г. в ней участвовали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) , архиепископ Алеутский и Североамериканский Борис (Вик) и епископ Лужский Роман (Танг). Епископ Иоанн (в миру Георгий Михайлович Алексеев) родился 20 января 1892 г. в Гатчине в семье служащего Петербургского епархиального управления. Окончил гатчинское реальное училище и прошел курс обучения в Технологическом институте, в 1918 г. окончил Петроградскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, в 1920-х гг. занимался педагогической деятельностью в средних школах, в 1931 г. Георгий Алексеев был рукоположен в сан диакона и затем во пресвитера, пастырское служение проходил в Таллинне, в сане протоиерея около десяти лет отец Георгий был председателем епархиального совета. 17 декабря 1955 г. в Троице-Сергиевой лавре он принял монашеский постриг с именем Иоанн в честь особо чтимого им Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, а 22 декабря того же года был возведен в сан архимандрита. Владыка Иоанн, четверть века совершавший пастырское служение в Таллинне, был в продолжение многих лет председателем епархиального совета Таллиннской и Эстонской епархии, знал жизнь, нужды и проблемы своей епархии, был лично знаком с каждым ее клириком.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

- А книгу правил знает ? - спросил Колчицкий. - Вероятно, да, - сказал я. - Может быть, некоторые прави­ла забыл, - добавил я. - Ну, Киевский митрополит ему их подска­жет, напомнит... На этом характеристика кончилась. Патриарх поднялся; по обы­чаю - помолились перед голосованием. Голоса отбирали, начиная с младших по хиротонии - с меня. Единогласно согласились. Итак, о.Борис - избранный епископ. После , между М [митрополитом ] Алексием Ленинградским и Алексием Рязанским (Сергеев – Л. А.) был разговор, к которо­му подошел я: очень возмущались нынешними монахами, которые, не смущаясь, просятся в епископы, высказывают нежелание идти туда или сюда и т.п. Тут вина и во мне, что я вовремя его не одергивал. Но Колчицкий говорил, что в г. Сталине есть два протоиерея-акаде­миста, которые спуска ему не дадут, и это для него будет полезно. Я написал ему телеграмму-молнию “Сегодня состоялось назначе­ние Вас епископом Ворошиловградским. Поздравляю. Хиротония в Моск­ве. Приезжайте незамедлительно. А.Г.”. Но Колчицкий после заседания по телефону стал согласовывать это с Советом и получилось недоразумение: там сказали, что речь была вообще о посвящении Бориса, но не было указано место; по их мнению, наиболее желательно, прежде всего, назначить в Чернигов. Колчицкий хотел лично побывать в Совете и переговорить: если они не особенно настаивают на Чернигове, то лучше бы не расстраивать “дедушку” и оставить Ворошиловград. Колчицкому не хочется пускать Бориса в свою родную епархию.    12 апреля. 10-го вечером (в понедельник) я получаю молнию от Колчицкого: “Сообщите, пожалуйста, срочно, известно ли Вам было, что Борис Вик имел рукоположение обновленческое диакона, священ­ника? Предъявлял ли документы о перерукоположении? Он сознался в обновленчестве, но утверждает перерукоположение   Ювеналием. До­кументов нет. Патриарх наложил запрещение. Ждем Ваших сообщений. Управделами прот. Колчицкий”. (сщмч. Иувеналий ( Масловский) – См. http://drevo-info.ru/articles/7542.html ) Я ответил сразу (10-го): “Обновленческое рукоположение Вика диакона священника мне неизвестно. Документа перерукоположения не предъявлял. Неоднократные вопросы об обновленчестве он сооб­щал, что был только иподиаконом, и пострижен и посвящен Ювенали­ем тридцатом году. Послужном списке об обновленчестве умолчано. А.Г.”.

http://bogoslov.ru/article/3747880

Отвергая обвинения в политиканстве и конъюнктуре, церковное руководство в заявлениях своих иерархов призывало священнослужителей разделять судьбу своего народа и жить благодатной жизнью при любом политическом строе. Митрополит Одесский и Херсонский Борис (Вик), обращаясь к выпускникам Одесской духовной семинарии, наставлял будущих пастырей: «Будучи пастырями Церкви Христовой, не забывайте, что вы граждане нашей Советской Родины. Всегда помните и храните это высокое звание и сочетайте свое служение пастыря со своими гражданскими обязанностями» . Находясь в обстановке постоянного контроля со стороны соответствующих органов (областных уполномоченных по делам религий, исполкомов, комиссий по контролю за исполнением религиозного законодательства – Д. С.), церковная иерархия была вынуждена реагировать на сигналы власти по поводу нарушения священнослужителями законодательства о культах, чем вызывала критику в среде духовенства и народа. В частности, митрополит Крутицкий и Коломенский Серафим 13.11.1974 г. провел в епархиальном управлении беседу с благочинными, а 14-го направил на их имя письмо, в котором не только обратил внимание на нарушение законодательства о культах и церковной дисциплины (вмешательство в финансово-хозяйственную жизнь прихода, крещения на дому, крещения несовершеннолетних без согласия родителей и так далее – Д. С.), но и грозил в адрес нарушителей церковными прещениями. В заключение письма он, обращаясь к благочинным, требовал, чтобы они разъяснили священникам своих благочиний, что «строгое соблюдение ими гражданского закона и церковной дисциплины является их долгом, как пастырей Русской Православной Церкви, так и граждан нашей Великой Родины». Ссылаясь на вышеприведенные действия митрополита Серафима, зампредседателя Совета по делам религий В. Фуров, а именно он приводит пример «правильного поведения архиереев», в своем докладе рассказал, что так, через управляющих епархиями архиереев власть пытается действовать на священников, считая, что они должны быть приводимы в рамки законодательства о культах не только мерами воздействия государственных и партийных структур, но и церковных. В том, что пример административного воздействия со стороны архиереев на нарушителей законодательства о культах приводит зампредседателя Совета по делам религий, видится как нажим на архиереев со стороны функционеров СДР с целью расправы над нарушителями, чтобы те (священнослужители – прим. Д, С.) видели своих гонителей не только в лице атеистических государственных органов, но и церковных. В отчете ярославского уполномоченного по делам религий говорится: «Кроме того, одностороннее влияние только советских органов на допускаемые священниками нарушения порой понимается неправильно, т.к. психологически во всех действиях последнее слово остается во многом за митрополитом» .

http://bogoslov.ru/article/5887441

Анализ высказываний современников о фельетоне позволяет сделать вывод о том, что общество не было едино в оценке первой послевоенной публичной акции государства против Церкви. Находилось достаточное количество людей, которые не боялись публично осудить правдинский фельетон. Большой крестный ход 1949 года, а в особенности его последующее обсуждение в обществе запечатлелись в памяти многих людей, в том числе и до сих пор живущих — причем как церковных, так и сторонних наблюдателей. «Мы знали, что это выдумка, — вспоминает митрофорный протоиерей г. Петровска Вячеслав Спиридонов. — Родственница рассказывала, что в больницах города шел усиленный опрос врачей с целью сбора компромата» . Делится своими воспоминаниями о событиях января 1949 года Владимир Сергеевич Мраморнов, дед автора настоящей статьи. Он, как очевидец событий, переданных в правдинском фельетоне, подтверждает наличие дьякона (или, по его выражению, «дьячка») рядом с купелью, который «прутиком подстегивал купающихся и говорил, что окунуться надо обязательно три раза» . Вероятно, скорее как отражение ходивших слухов всплывает в его же воспоминаниях утверждение о том, что после купания были заболевшие гриппом. Рассмотренное выше осуждение крещенского купания на уровне региональных властей должно было в итоге привести и к появлению общих для всей страны «оргвыводов». Заведующий отделом пропаганды и агитации ЦК Д.Т. Шепилов представил Сталину проект особого постановления по саратовскому делу, которое, однако, не было одобрено вождем . Таким образом, во что-то более серьезное для Церкви пропагандистская акция вокруг «Саратовской купели не вылилась». Однако ее жертвой стали в итоге не только партийно-государственные деятели, но и саратовский епископ Борис (Вик). Очевидно, чтобы застраховаться от дальнейших провокаций государства и показать свою лояльность в существующей ситуации, Святейший Синод 22 февраля объявил епископу выговор и перевел его на чкаловскую (оренбургскую) кафедру. Впрочем, возможно, что это было сделано под нажимом государственных органов, которых во многом не устраивал столь деятельный архиерей, саратовский уроженец, имевший налаженный контакт с паствой.

http://bogoslov.ru/article/373897

1952. 9. С. 30-32; Le pouvoir souverain dans l " Église: Pouvoir d " economie divine: Essai exégétique sur Jean XX: 19 à 23. P., 1948; La Sainte Messe selon l " ancien rite des Gaules ou Liturgie selon S. Germain de Paris. P., 1956; Le canon eucharistique de l " ancien rite des Gaules. P., 1957; Homélies: Quelques enseignements spirituels donnés en l " Église Saint Irénée par l " archiprêtre E. Kovalevsky. P., 1956-1958. 2 vol.; Message de Noël: Conf. donnée le 23 décembre 1956 par l " archiprêtre E. Kovalevsky а l " Hôtel des Sociétés savantes. P., Orthodoxie et tradition française: Dogmes. Spiritualité. Histoire. P., 1957 (совм. с: I. Winnaert, G. Bornand; P. Kovalevsky, L. Ouspensky, hieromonk Sophrony (Sakharov), E. Behr-Sigel, hieromonk Lev (Gillet), J. Balzon et al.); Pierre et Paul: Leur signification. Leur place dans la tradition chrétienne catholique orthodoxe. P., Auferstehung und zukunfstige Welt. Marburg, 1959; Arbeit, Ruhe, Gebet. Marburg, 1964; La Sainte Messe selon St Germain de Paris et le chant des fidèles. P., 1970; Initiation а la Genèse. P., 1971; Technique de la prière. P., 1971, 1981, 1992; Le chemin de la vie et la destinée de l " âme après la mort. P., 1974; Ezèchiel. P., 1974; Le mystère des origines. P., 1981; Initiation trinitaire. P., 1982; La liturgie céleste. P., 1982; Marie, Vierge et Mère. P., 1982; Les chemins de l " homme. P., 1982; Le Verbe incarné. P., 1985; Le sens d " un exode/Textes choisis et présentés par A. et R. Goettmann. Gorze, 1990; Le Carême. P., 1990; Quarante Degrês ou quarante Immolatio de Carême. P., 1992; La quête de l " Esprit/Préface d " A. de Souzenelle. P., 1993; Le pouvoir souverain dans l " Église: Pouvoir d " économie divine: (Essai exégétique sur Jean 20, 19 а 23): Composition actuelle de l " Église orthodoxe. P., s. a. Лит.: К вопросу о зап. Православии: (Из писем покойного Патр. Сергия)//Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947. С. 72-76; Борис (Вик), архиеп. Сообщение [о решении Патр. Алексия I по вопросам церк.

http://pravenc.ru/text/578022.html

В отношении меня Вик вел вообще определенную интригу: Спиридонов подготовил было для меня машину, Вик запретил: «Ни в коем случае: получает деньги, пусть платит сам»... «Вот, когда я буду архиереем, я буду не как Григорий, а приезжать на машине прямо в церковь, в клобуке, в рясе». 13 апреля . Аня сегодня беседовала с о[тцом] Владимиром, и тот подробно рассказал о Вике. По-видимому, вообще ни о каком перерукоположении и о рукоположении Бориса Ювеналием не могло быть и речи, п[отому] ч[то] он говорил Владимиру, когда я поехал в Москву: «Теперь там Григорий будет рыться обо мне в архиве и ничего не найдет. Боюсь я только, как бы на горизонте Патриархии не появился живой Ювеналий, на которого я все ссылаюсь, а он и сном дела не знает». Ясно, что Ювеналий его не рукополагал, значит, и не перерукополагал. Когда еще в январе Вик вернулся из Москвы, он, потирая руки, говорил; «Все, что я задумал, теперь пойдет хорошо... Я там так настроил Колчицкого против Григория, что все будет отлично»... По-видимому, он хотел подвести против меня интригу и как-нибудь спихнуть меня. Вот негодяй-то! Сегодня получилась телеграмма от Колчицкого: «Дело уладилось, Борис уехал в Саратов»! Как все это там «уладилось»? – интересно. Поживем– увидим. 26 апреля . Заходила Л. А. Смирнова… Сообщила, что в беседе с ней Вик говорил, что его рукополагал в Рязани еп[ископ] Борис (б[ывший] ректор Сарат[овской] сем[инарии]), между тем как мне в Патр[иархии] он говорил, что рукополагал его арх[иепископ] Ювеналий. Спиридонову на его вопрос «кто рукополагал», Вик ответил, что «это было так давно, что уж и не помню»… Относительно пострига Смирнова не прочь сомневаться в этом, ибо говорили о «целибастве ». То же подтверждает и о. И. Дьяконов. 3 мая. После службы прошел по Покровской и снаружи осмотрел здание (дом 14): хорошее, основательное, обширное, вполне подходящее для курсов и Еп[архиального] управления… Сегодня же послал письмо делопроизводителю горисполкома О. И. Маловой для передачи секретарю Остапенко, чтобы выяснить принципиальное отношение горсовета к этому предположению, для того чтобы иметь возможность доложить об этом в Москве т. Карпову. Сегодня получил письмо от еп[ископа] Бориса, в котором он описывает московские события с ним. На него донес еп[ископ] Постников и писал арх[иепископ] Андрей. Когда Андрей приехал в Москву, Патриарх предъявил ему вопрос, почему он, зная об обновленческом рукоположении Бориса, не сообщил тогда же Патриарху; и потом неоднократно видевшись с Патриархом и Борисом также ничего не говорил об этом, а поднял вопрос тогда, когда Борис был уже посвящен в епископы и т[аким] о[бразом] поставил в странное положение всех епископов, посвящавших Бориса. Что же кас[ается] меня, то я, приехав в Саратов (из Ульяновска.– Л. А.-Ч .) уже нашел весь причт сорганизованным арх[иепископом] Андреем, и имел возможность знать о причте лишь по представленным послужным спискам, ничего не говорившем об обновленчестве Бориса .

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

Дальше стали раскрываться подробности [… ] Сегодня отец В.Спиридонов раскрыл еще больше: в разговоре с ним Борис говорил, что “он боится, как бы Ювеналий не оказался жив и не опроверг бы его, а он ссылается во всем на Ювеналия”. .. Даже больше; близкие Спиридонова сомневается даже, имеет ли он вообще посвящение... В отношении меня Вик вел вообще определенную интригу: Спири­донов подготовил было для меня машину - Вик запретил: “Ни в коем случае: получает деньги, пусть платит сам”... “Вот когда я буду архиереем, я буду не как Григорий –  приезжать на машине прямо в церковь , в клобуке , в рясе” . На днях у Спиридонова был доктор Цветков, который в присут­ствии жены и свояченицы сказал: “Ну, проводили юного Владыку? А знаете [ … ]. Все это дало мне основание послать сейчас же Патриарху телеграмма: “Есть основания предполагать, что переруко­положения Вика Ювеналием не было. Подробно письмом. А.Г.” Надо точнее выяснить у Спиридонова, чего именно боялся Вик в отношении Ювеналия. 13 апреля.  Аня (дочь –Л.А.) сегодня беседовала с отцом Владимиром, и тот подробно расска­зал о Вике. По-видимому, вообще ни о каком перерукоположении и о рукоположении Бориса Ювеналием не могло быть и речи, потому, что он говорил Владимиру, когда я поехал в Москву: “Теперь там Григорий будет рыться обо мне в архиве и ничего не найдет. Боюсь я только, как бы на горизонте Патриархии не появился живой Ювеналий, на которого я все ссылаюсь, а он и сном дела не знает”. Ясно, что Ювеналий его не рукополагал, значит, и не переруко­полагал… Когда еще в январе Вик вернулся из Москвы, он, потирая руки, говорил; “все, что я задумал, теперь пойдет хорошо. Я там так настроил Колчицкого против Григория, что все будет отлично”. По-видимому, он хотел подвести против меня интригу и как-нибудь спихнуть меня.… Вот негодяй-то! Сегодня получилась телеграмма от Колчицкого: “дело улади­лось, Борис уехал в Саратов”. Как все это там “уладилось”? – интересно. Поживем – увидим». (Источник: Архив Историко-богословское наследие митрополита Григория (Чукова) ©Александрова Л.К.СПб.2014).

http://bogoslov.ru/article/3747880

1925–1928: 1928–1933: Сергий Иванцов 1934–27.01(09.02).1938: Михаил Митрофанов 1935–1938: Георгий Константиновский Звенигородская 31 .07(13.08).1921–1923: Николай Добронравов 1923–1927: 1927–1931: Филипп Гумилевский Звенигородская (обн.) 07 .1934–02.1935: Иоанн Острогорский 1935–1941: 28 .09.(11.10).1942–22.04(05.05).1943: Сергий Ларин 23 .03(05.04). 1943–1943: Андрей Расторгуев Звенигородская (Киевск. вик.) 08(21).05.1921–1923: Алексий Готовцев Звенигородская (Киевск. вик.) (обн.) 02 .1925–03.1925: Михаил Митрофанов Звенигородская (Киевск. вик.) (укр.) Евфимий Калишевский Зейско-Алданская (обн.) 03 .1927–04.1930: Николай Коблов Зиминская (обн.) 11(24).08.1924–23.12(05.01).1925: Николай Наганов Зиновьевская см. Кировоградская и Николаевская Зиновьевская (обн.) см. Кировоградская (обн.) Златоустовская 28 .05(10.06).1917–1922: Николай Ипатов 1922–03(16).09.1927: Николай Ипатов, паки 16(29).09.1927–17(30).07.1928: Павел Введенский 25 .09(08.10).1928–12(25).06.1931: Симеон Михайлов 12(25).09.1931–10(23).10.1932: Александр Раевский 10(23).10.1932–29.05(11.06).1934: Киприан Комаровский, в. у. 27 .03(09.04).1934–23.08(05.09). 1934: Варлаам Козуля 1934–1937: Георгий Анисимов Златоустовская (обн.) 1925–27.09(10.10).1925: Михаил Трубин Змеиногорская (обн.) 01(14).11.1922–12.1922: Макарий Торопов Змиевская (обн.) 1927–1929: Серафим Лядэ Ибрессинская 18(31).12.1924–1925: Герман Коккель Ибрессинская (григ.) Гермоген Кузьмин 1926–: Анатолий Иваново-Вознесенская 1921–1922: Иерофей Померанцев 08(21).09.1923–01(14).10.1929: Августин Беляев 31 .10(13.11).1929–01.1936: Павел Гальковский 12 .1930–1931: Николай Покровский , в. у. 18(31).03.1936–01(14).07.1936: Борис Воскобойников в. у. 01(14).07.1936–1937: Борис Воскобойников 01(14).09.1937–1939: Алексий Сергеев 1939–1942: Иоанн Соколов , в. у. 1942–1944: 11(24).04.1946–11(24).06.1946: Онисим Фестинатов, в. у. 07(20).06.1946–14(27).01.1947: Кирилл Поспелов Иваново-Вознесенская (обн.) 1922–14(27).04.1926: Иерофей Померанцев 14(27).04.1926–28.09(11.10).1929: Иоанн Миртов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Еп[ископ] Борис был запрещен; мне послана телеграмма с запросом, знал ли я об обновленческом рукоположении Бориса Вик и его перерукоположении. Тем временем Вик возвратился. Патриарх принял его сурово, потребовал через Управделами от него письменного ответа на ряд вопросов. Вик сознался, но уверял, что его перерукоположил а[рхиепископ] Ювеналий Масловский в Рязани. Так шло полутора суток. К обеду в Патриархии Вика не приглашали. Наконец, чтобы выйти из положения, Патриарх потребовал от него клятвенного заверения, что он принял перерукоположенне от а[рхиепископа] Ювеналия, после чего Патриарх снова разрешил его, возложив на него панагию по чину приема обновленцев. Синод принял к сведению доклад Патриарха обо всем этом деле, оговорив, что при благоприятных обстоятельствах все это дело проверить у Преосв[ященного] Ювеналия, когда представится к тому возможность. Предполагая, что он назначен викарием в Вольск, Борис принял меры к тому, чтобы остаться в Саратове самостоятельным, выпроводив меня оттуда. А так как никаких поводов к моему уходу не было, то он постарался их создать, сказав в горсовете заведующему финансовым отделом, что я получаю не 5000 с которых идет налог, а 20 000 р[ублей], так как 15 т[ысяч] от Церк[овного] совета также идет в мое личное вознаграждение, и, следовательно, налог д[олжен] идти с 20 000 р[ублей]. Получилось так, что я д[олжен] платить налог не только с личной зарплаты (5 т[ысяч] р[ублей]), но и с суммы, идущей на Епархиальное управление, которая шла на все мои разъезды в Москву и расходы там по службе и представительству, на выписку для всех церквей епархии «Журнала М[осковской] Патриархии», на оплату всей телеграфной и почт[овой] корреспонденции, на содержание канцелярии, на благотворит[ельную] помощь и пр[оч]. т. п. Мне это передал прот[оиерей] Спиридонов, заменивший Бориса в настоятельстве, и председательница Церк[овного] совета Цурикова, получившие соответствующие директивы в этом отношении в горсовете. Их разъяснения там ни к чему не привели. Вследствие такого положения вещей я написал в Патриархию доклад и просил представить вопрос в Совет по делам Р[усской] Прав[ославной] церкви при СНК СССР.

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010