Однако, по получении сообщения от архиепископа Саратовского Андрея (Комарова) о начале служения в Свято-Троицком соборе Саратова, митрополит Сергий переменил свое решение, и указом от 11 октября 1942 г. назначил владыку Григория епископом Саратовским, а 15 октября «во внимание к свыше 45-летнему служению в священном сане и в должности епархиального наблюдателя церковно-приходских школ, ректора Духовной семинарии и, наконец, ректора Богословского института в Ленинграде, магистра богословия», возвел в сан архиепископа . Епископ Саратовский Григорий стал 54-м епископом, назначенным и рукоположенным митрополитом Сергием с 1926 года, за время его управления Русской Православной Церковью. После хиротонии среди участвовавших в ней епископов пошли разговоры о том, что митрополит Сергий, возможно, изменит свое завещание и включит в него архиепископа Григория. Подпись владыки Григория стоит под всеми деяниями Архиерейского Собора 1943 года, и именно ему, как автору, поручено было читать обращение Собора к христианам всего мира. В связи со скоропостижной кончиной архиепископа Горьковского и Арзамасского Сергия (Гришина) и внезапной болезнью управляющего делами Московской Патриархии протопресвитера Николая Колчицкого, 17 октября 1943 года (по 29 ноября) Патриарх Сергий назначил архиепископа Григория временно исполняющим обязанности управляющего делами Московской Патриархии . В 1943 году Русская Православная Церковь представляла собой печальную картину. Большинство храмов было закрыто и разрушено, а в тех, которые открывались, служить было практически некому - оставшийся в живых б. репрессированный и заштатный епископат и священство бедствовали, многие отцы забыли порядок церковных служб. На Пасху 1943 года в прифронтовом Саратове архиепископ Григорий писал в дневнике о празднике в единственном действующем в городе Свято-Троицком Соборе Саратова: «27.04.1943. Вот и праздник прошел. Отдыхаю. Причт мой, за исключением диакона Лобачева, в конце концов, оказался без голоса: отец Борис (Вик - Л.А.) и отец Вл.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

отца нашего Пахомия Великого. М., 1906; Проповеди. М., 1912. 2 вып.; Беседа о великой важности для христианина быть верным всегда и во всем Христову закону. Саратов, 1915; Великое светило Египта: Полное жизнеописание прп. Пахомия Великого, сост. по древним рукописям. М., 2002. Ист.: Беликов Д., прот. Проповеди преосв. Палладия, еп. Пермского и Соликамского. Вып. I и II//ПрибЦВед. 1912. 41. С. 1670-1674; В подвиге пастырства: Обозрение деятельности преосв. еп. Палладия за 1915 г. Саратов, 1916; Саратовская епархия в 1916 г.//Саратовские ЕВ. 1917. Офиц. отд. 3. С. 87-97; 6. С. 196-202; Борис (Соколов), архим. По поводу церковного соблазна в Саратовской епархии//Там же. 10/11. С. 340-344; Дело еп. Палладия//РиЦ. 1919. 3/5. С. 39-44; Документы Свящ. Собора Правосл. Российской Церкви, 1917-1918 гг./Отв. ред.: А. И. Мраморнов. М., 2013. Т. 2. С. 520, 582; Т. 4. С. 53, 115-118, 168, 249-250. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 334-335; Воробьёв М., прот. Православное краеведение: Очерки церк. истории Вольска и Саратовского края. М., 2002. С. 85-86; Казакевич А. Н. Богослужение//Правосл. Москва в 1917-1921 гг. Сб. док-тов и мат-лов. М., 2004. С. 404, 652; Мраморнов А. И. Духовная семинария в России начала XX века: кризис и возможности его преодоления. Саратов, 2007; Рогозный П. Г. Церковная революция 1917 г. СПб., 2008. С. 89-92; Соколов А. В. Государство и Правосл. церковь в России, февр. 1917 - янв. 1918 гг. СПб., 2015. С. 327-328; Круглик Ал., прот., Крестников Ю. В. Новоспасский монастырь: страницы истории: Ист. очерк. М., 2018. С. 486-492. А. И. Мраморнов Рубрики: Ключевые слова: ДЕНИСОВ Леонид Иванович [в монашестве Арсений, еп. Каширский, вик. Московской епархии] (1866-1942), духовный писатель, церковный историк ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 1807-1867), еп. Кавказский и Черноморский, аскетический писатель, свт. (пам. 30 апр., в Соборе Брянских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИСИДОР (Богоявленский Иван Яковлевич; 1879-1949), еп. Таллинский и Эстонский, духовный писатель, педагог, богослов ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/2578735.html

После Великой Отечественной войны в Свято-Успенском кафедральном соборе служили известные иерархии Русской Православной Церкви, одесские архипастыри: архиепископ Никон (Петин), митрополит Борис (Вик), митрополит Сергий (Петров). В этот период южный придел собора был переосвящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а северный – в честь Похвалы Пресвятой Богородицы. Во время хрущевских гонений против Христовой веры безбожники начали строительство многоэтажного дома у самого фундамента Свято-Успенского кафедрального собора с целью последующего разрушения ненавистной им святыни. Здание собора и колокольни начало давать неравномерную осадку, что в советское время пытались «политкорректно» представить, как «последствия повреждений во время Великой Отечественной войны». Долгое время власти препятствовали работам по спасению собора от разрушения. Только благодаря личному вмешательству Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, почитавшего Касперовский образ Божией Матери и любившего Свято-Успенский кафедральный собор г. Одессы, удалось провести необходимые работы по укреплению фундамента собора, в результате чего архитектурная жемчужина Русского Православия была спасена. Среди множества храмов Православной Украины Свято-Успенский кафедральный собор г. Одессы особо выделяется тем, что в нем регулярно совершали богослужения Святейшие Патриархи Московские и всея Руси Алексий I и Пимен, Предстоятели Александрийской, Антиохийской, Грузинской Православных Церквей. В 1997 г. при огромном стечении народа Всенощное бдение и Божественную Литургию в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Одессы совершил в Бозе почивший Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Неоднократно возглавлял богослужения в соборе Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, в прошлом выпускник и ректор Одесской Духовной Семинарии. При ныне здравствующем Одесском архипастыре, Высокопреосвященнейшем Агафангеле, Митрополите Одесском и Измаильском (с 1992 г.), была проведена полная реставрация как верхнего храма Свято-Успенского кафедрального собора, так и нижнего Свято-Никольского храма. Показательно, что среди сверкающих золотом новых росписей есть и масштабный образ святителей Московских на фоне древнего Московского Кремля. Не забудем, что эта роспись появилась в период «оранжевой» власти на Украине, когда подобные иконописные сюжеты могли быть расценены как проявление антиукраинства.

http://pravmir.ru/k-vizitu-svyatejshego-...

Постригал иерея Виктора Сабодана митрополит Борис (Вик) в одесском патриаршем Свято­Успенском мужском монастыре. Восприемником постригаемого был ныне причисленный к лику святых преподобный отец Кукша, бывший в то время духовником монастыря. «Меня, как это бывает при монашеском постриге, вручили подвижнику, — вспоминает Блаженнейший Владимир. — Преподобный говорил мне: “Ты будь посмелее, и пока есть с кем говорить — говори. Заходи днем и ночью, я тебе нового ничего не открою, но напомню суть и азы, без которых нет монашеской жизни”». В сентябре 1962 года иеромонах Владимир был зачислен в преподавательскую корпорацию Одесской духовной семинарии с назначением на должность преподавателя и помощника инспектора. Святейший Патриарх Алексий I в последние годы жизни подолгу задерживался в Одессе, где чувствовал себя хорошо и уютно. «Очень часто, прогуливаясь по берегу Черного моря, мы рассуждали о преподавании в семинарии. Помню, был такой разговор. Патриарх Алексий спрашивает меня: “А что ты думаешь о катехизисе?”. — “Митрополит Филарет написал его давно, — отвечаю, — он очень детальный, но трудный. Надо бы его как-то осовременить”. — “Ты еще не знаешь, что это такое. Осовременивать можно что угодно, но что касается основ веры православной, то катехизис митрополита Филарета стал символической книгой нашей Церкви. Потом, со временем, окунувшись с головой в преподавательскую и административную работу, я понял, что Святейший был прав». «Однажды в Одессе меня пригласили к Патриарху на беседу, касающуюся предмета ректорства в семинарии. Первым делом Святейший спросил, сколько мне лет. Я ответил, что двадцать шесть. Святейший сказал, что в двадцать шесть он был инспектором Новгородской духовной семинарии. А я ему в ответ спокойно говорю: “Ваше Святейшество! Так я могу быть и ректором ОДС, если благословите!”. — “Ох, чего захотел! Смелый, однако!” В окончание нашей беседы Патриарх Алексий поинтересовался, отдаю ли я себе отчет, что это за должность в наше время».   Русская духовная миссия в Иерусалиме

http://e-vestnik.ru/church/prestavilsya_...

«Где же вы хотите ночевать? Куда мы едем: в отель или в тюрьму?» Резкий ответ: «В тюрьму». Через несколько дней в Берлине. В Советской зоне. Устраивается переводчицей в представительство «Московской Патриархии». Во главе представительства — епископ Борис (Вик); его подручные: о. Андрей Расторгуев и небезызвестный Шишкин — присяжный, профессиональный стукач. Теперь уже все трое покойные. De mortius aut bene, aut nihil. Поэтому «nihil». Она все еще наивна, как дитя. Разговор за завтраком. Говорят о том, что немцы очень боятся коллективизации. Елена Яковлевна: «Какие мерзавцы — немцы! Почему они не хотят, когда это так оправдало себя в России?» Пауза. После завтрака Шишкин стремглав бежит в комендатуру (видимо, жаловаться на провокацию — никто же не может себе представить, что такую фразу можно произнести всерьез). Через некоторое время Елена Яковлевна наконец получает разрешение вернуться в Москву. Приезжает. Все советские люди, которых она знала в Париже, — как будто их подменили. Митрополит Николай, который в Париже был сама любезность, ее не принимает. Остальные также. Родной брат (советский человек) отказывается с ней увидеться. Елена Яковлевна — прекрасный художник, специалист по стилизации древней иконописи. Кто-то советует ей обратиться в «Журнал Московской Патриархии»; она отправляется в Новодевичий и здесь встречается с Анатолием Васильевичем. Он принимает участие в талантливой художнице. Предоставляет ей свою квартиру для занятий живописью. А через некоторое время происходит сенсационный брак. Новобрачные все сделали очень скромно; венчались в Питере, венчал их отец Андрей, который в это время был профессором Ленинградской Духовной Академии. Но весть о браке облетела церковные круги. Все горячо поздравляют, а Патриарх Алексий делает царский подарок: дарит новобрачным дачу между Переделкином и Баковкой, в самом шикарном месте Подмосковья. История этой дачи также любопытна: рядом великолепная дача (целый дворец), принадлежавшая тогда известной исполнительнице русских песен певице Руслановой. Смежная дача генерала Крюкова (одного из приспешников Жукова). Когда соседи поженились и Русланова стала генеральшей (впоследствии оба также побывали в лагерях), дача Крюкова была продана Патриарху, который предназначал ее для своей племянницы. Но та от дачи отказалась. Десять лет дача стояла нетопленная, запертая. Наполовину развалилась. И вот здесь понадобилась Анатолию Васильевичу его крестьянская хватка. Своими руками, ни к кому не прибегая, он привел дачу в образцовый порядок, отделал ее, как игрушку, смастерил паровое отопление, и через некоторое время Елена Яковлевна стала вести привычный для нее образ жизни (не хуже, чем в Париже).

http://azbyka.ru/fiction/v-poiskax-novog...

До дня нынешнего помнят и вспоминают саратовцы этот Крестный ход и чин Великого освящения воды на Волге. Они стали поистине торжеством Православия для верных и холодным, отрезвляющим фактом для тех, кто посчитал, что атеистическая идеология одержала победу. Понимал ли правящий архиерей, владыка Борис, что это событие чревато наказанием и преследованием со стороны власти? Конечно, понимал, как и осознавал то, что последуют такие решения, которые не оставят его главой родной Саратовской епархии. Спокойно и с достоинством воспринял он несколько вызовов для объяснений в Совет по делам религий облисполкома и в КГБ. Зная тогдашние методы «борьбы с опиумом для народа», можно лишь предполагать, сколько переживаний и угроз пришлось претерпеть владыке. 22 февраля последовал Указ Священного Синода о переводе епископа Бориса (Вик) на Чкаловскую и Бузулукскую епархию. Одновременно с переводом епископу Борису, по требованию Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР за личной подписью его главы Алексея Пузина, было вынесено строгое замечание с формулировкой: «За проявленное во время Крещенского водосвятия в Саратове попустительство, имевшее последствием соблазнительное нарушение общественного приличия». Одновременно с перемещением неугодного архиерея в центральной партийной газете «Правда» и в правительственных «Известиях» были опубликованы разгромные для саратовского партийного и городского руководства статьи, где отмечалась малая эффективность атеистической работы в этом областном центре, а затем последовал и указ из Москвы о замене городских руководителей». Именно тогда, когда обрабатывал я этот исторический материал для книжки, и подумалось: когда же благодать Агиасмы впервые прикоснулась ко мне? И вспомнился хуторок Черюмкин и хозяйка-старушка, которая рассказала нам о воде этой великой. Нет, тогда я ее не попробовал, воду эту, а вот благодать Божья, от нее исходящая, уже прикоснулась к душам каждого из нас четверых… Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/vstrecha-so-svyatynej/

В окт. 1922 г. в Уфимской епархии было создано обновленческое (см. Обновленчество ) епархиальное управление. Для противодействия обновленцам вернувшийся после заключения в Уфу 4 нояб. 1922 г. Томский еп. Андрей (Ухтомский), бывш. еп. Уфимский и Мензелинский, рукоположил для Уфимской епархии неск. правосл. викарных епископов, основываясь на постановлении Патриарха св. Тихона и Свящ. Синода от 20 нояб. 1920 г. и послании Ярославского митр. св. Агафангела (Преображенского) от 18 июня 1922 г.- о временном автокефальном управлении епархиями в случае отсутствия канонического центра или невозможности связи с ним. После ареста [архи]еп. Андрея 9 дек. того же года и последующих арестов мн. викариев ради «охранения в неприкосновенности догматов и канонической дисциплины, равно и преемства благодатной хиротонии» оставшиеся на свободе викарные епископы с соизволения правящих архиереев совершали епископские хиротонии для Уфимской, Томской и Екатеринбургской епархий («тайные», или «ночные», хиротонии, впосл. признанные св. Патриархом Тихоном). Трофим (Якобчук), еп. Бирский, вик. Уфимской епархии, и Ириней (Шульмин) , еп. Кушвинский, вик. Екатеринбургской епархии, тайно хиротонисали В. во епископа Байкинского, вик. Уфимской епархии, для управления «церквами в Бирском кантоне»; хиротония была совершена в период между 10 февр. и 20 июня 1923 г., возможно 18 или 27 февр. Кафедральным храмом Байкинского вик-ства являлась Михаило-Архангельская ц. в с. Байки. По-видимому, В. оставался «без дел управления», поскольку церковными вопросами Бирского кантона в отсутствие еп. Трофима (Якобчука) ведал викарный Давлекановский еп. Иоанн (Поярков). В то же время В. сыграл важную роль в организации отпора обновленцам на территории Уфимской епархии, о чем свидетельствует информационная сводка 6-го отделения Секретного отдела ОГПУ «О состоянии православных церковников по С.С.С.Р. на 1 января 1924 года». В сводке об Уфимской губ. сказано: «Обновленческое движение развивается слабо... Тихон[овский] еписк[оп] Вениамин и игуменья Христиния, которая находится в монастыре «Кустики», ведут упорную борьбу с обновленцами, для выполнения этого дела Вениамин посвящал в священники богатых мужиков. В настоящее время в г. Уфе собралось 4 тихонов[ских] епископа Иоан[н], Марк, Вениамин и Борис, которые среди верующих в общей сложности пользуются значительным авторитетом, и которые из себя представляют ядро фанатиков, с яростью защищающих старую церковь» (Политбюро и Церковь. Кн. 2. С. 384-385). Для противостояния обновленчеству В. рукополагал в священный сан верных правосл. Церкви мирян, писал воззвания к верующим, в к-рых разъяснял суть обновленчества и положение Церкви (в докладной записке в Башкирское ОГПУ от 20 июня 1923 г. перечислены имена священников, распространяющих воззвания,- «Пояркова, Трофима, Вениамина и других»). В 1924 г. В. был арестован, препровожден в Уфу, вскоре освобожден по старости.

http://pravenc.ru/text/150327.html

Борис (Соколов), еп. Рязанский. Фотография. 20-е гг. XX в. Борис (Соколов), еп. Рязанский. Фотография. 20-е гг. XX в. В сер. 1919 г. Б. переехал в Тверскую епархию, стал настоятелем Жёлтикова мон-ря . 21 нояб. 1919 г. хиротонисан во епископа Юрьевского, викария Владимирской епархии, 9 дек. того же года назначен на Старицкое вик-ство Тверской епархии, жил в Твери. 14 сент. 1921 г. переведен на Рыбинское вик-ство Ярославской епархии. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей Рыбинск был охвачен волнениями, в связи с к-рыми в мае 1922 г. Б. был арестован и 22 июля осужден на 7 лет тюремного заключения по обвинению в «сокрытии ценностей». 19 сент. 1923 г. его освободили, ранее, в июле, Патриарх свт. Тихон возвел Б. в сан архиепископа и назначил на Рязанскую и Зарайскую кафедру. Б. прибыл в Рязань 21 сент. 1923 г. Одним из первых начинаний архиерея было устройство епархиальной канцелярии (располагалась по адресу: ул. Нов. Слобода, д. 28), к-рую Б. возглавил и при к-рой жил. Зам. председателя стал прибывший в Рязань в янв. 1924 г. Глеб (Покровский) , викарный еп. Михайловский. Священники, вошедшие в состав канцелярии, руководили благочиниями, возрожденными для активизации церковной жизни в условиях гонений и расколов. Для противостояния распространению безверия и обновленчества Б. совершал регулярные объезды епархии, выпускал ж. «Циркуляры», в к-ром помимо распоряжений и проповедей архиерея и информации о церковной жизни публиковались отрывки из художественных произведений, рекомендации юриста, советы по огородничеству и медицине. Журнал печатался в епархиальной канцелярии на пишущей машинке в количестве 70 экз., к-рые рассылались по благочиниям. К 28 сент. 1925 г., когда были арестованы члены епархиальной канцелярии, вышло 34 номера. 4 янв. 1924 г. Б. был арестован и «выслан в Москву без права выезда», получил разрешение жить у знакомого доктора в Перловке, откуда продолжал управлять епархией, посылая распоряжения и получая ответы по почте. По-видимому, во 2-й пол. 1924 г.

http://pravenc.ru/text/153165.html

В июне 1950 г. командирован в Берлин для ознакомления с церковной жизнью Германской епархии. По результатам поездки Б. и прот. В. Д. Шпиллер подготовили Патриарху Алексию I доклад, в к-ром ставились вопросы о необходимости активизации церковной жизни в Зап. Германии и о переустройстве епархии. 26 сент. 1950 г. Б. был назначен епископом Берлинским и Германским. Его предшественник на этой кафедре архиеп. Сергий (Королёв) вернул в лоно РПЦ мн. рус. эмигрантов. Этот процесс продолжался и при Б. 25 окт. 1953 г. с РПЦ воссоединился бывш. настоятель общины Русской православной Церкви за границей в Берлине архим. Мстислав (Волонсевич ; впосл. архиепископ). Б. принимал меры по восстановлению и ремонту правосл. храмов в ГДР и Зап. Берлине, в т. ч. Воскресенского кафедрального собора, кладбищенского храма святых равноап. Константина и Елены в Тегеле, епархиальных домов в Потсдаме и Берлине. В архиерейском доме в Берлине с апр. 1951 г. действовал домовый храм во имя прп. Сергия Радонежского. По инициативе Б. 1 янв. 1952 г. в Германии начал издаваться ежемесячный ж. «Голос Православия» (тираж 500 экз.), редакционную коллегию к-рого возглавил епископ. При архиерейском доме была организована демонстрация советских патриотических кинофильмов. Правосл. Германская епархия во главе с Б. была зарегистрирована в ГДР как единственная представительница Русской Церкви. В окт. 1951 г. Б. был возведен в сан архиепископа и назначен временно исполняющим обязанности экзарха Московской Патриархии в Зап. Европе. Борис (Вик), митр. Херсонский. Фотография. Нач. 60-х гг. XX в. Борис (Вик), митр. Херсонский. Фотография. Нач. 60-х гг. XX в. С июля по окт. 1954 г. Б. управлял Ярославской епархией. В окт. того же года назначен Патриаршим экзархом Сев. и Юж. Америки, архиепископом Алеутским и Североамериканским, одновременно ему поручили управление Краснодарской епархией. 27 дек. награжден правом ношения креста на клобуке, к-рый получил в дар от патриарха Алексия I. 31 дек. 1954 г. архиепископ прибыл в США с целью совершить поездку по епархии, посетил множество приходов в различных городах страны, 27 февр.

http://pravenc.ru/text/153151.html

следующего года был вынужден вернуться в СССР ввиду отказа правительства США продлить визу. В сер. 50-х гг. Б. являлся постоянным участником международных конференций в защиту мира. В апр. 1956 г. переведен на Херсонскую и Одесскую кафедру с поручением временного управления Ворошиловградской (ныне Луганской) епархией и сохранением полномочий экзарха Сев. и Юж. Америки. С нояб. 1958 по февр. 1959 г. находился в Нью-Йорке (США), проводил работу по налаживанию жизни Экзархата. Активная церковная деятельность Б. вызвала недовольство в Гос. департаменте США, и архиепископу было отказано в продлении визы. 25 февр. 1959 г. Б. был возведен в сан митрополита. С марта по авг. 1960 г. находился в США в связи с завершением капитального ремонта Никольского храма в Нью-Йорке, переданного решением Верховного суда США вопреки притязаниям РПЦЗ Московской Патриархии. В окт. 1960 г. сопровождал Патриарха Алексия I в поездке в Грузию и Армению. В июле 1961 г. Б. принимал участие в Архиерейском Соборе РПЦ. При обсуждении изменений в «Положении об управлении приходов» выступил с речью, в к-рой поддержал передачу приходских финансов и имущества в ведение мирян. Однако деятельность Б. как правящего архиерея была направлена на противостояние властям в условиях нового этапа гонений на Церковь; Б. стремился не допустить снятия с регистрации правосл. храмов епархии, в т. ч. Ильинского собора в Одессе. Зам. уполномоченного Совета по делам РПЦ по УССР М. Гладаревский сообщал, что Б. «всячески ищет причины для сопротивления нашим рекомендациям по объединению религиозных общин, закрытию церквей, сужению деятельности духовенства». В характеристике Б., составленной уполномоченным Совета по делам РПЦ по Одесской обл., отмечалось, что «вся его деятельность - это упорное сопротивление всем нашим мероприятиям». 16 июня 1962 г. Свящ. Синод в соответствии с прошением Б. освободил его по состоянию здоровья от должности экзарха Сев. и Юж. Америки, 16 нояб. того же года архиерей был освобожден и от управления Ворошиловградской епархией. В 1963-1965 гг. Б. перенес неск. инфарктов. В нач. февр. 1965 г. он принял участие в торжествах по случаю 20-летия Патриаршего служения Патриарха Алексия I. 5 февр. Б. был предоставлен 3-месячный отпуск, к-рый он проводил в Сочи, где и скончался. Отпевание Б., состоявшееся 19 апр. в Одессе, возглавил Киевский и Галицкий митр. Иоасаф (Лелюхин) . Б. похоронен на кладбище одесского Успенского мон-ря. Б. был награжден мн. церковными наградами, в т. ч. орденом св. кн. Владимира 1-й степени (1963), являлся почетным членом МДА. Соч.: Поучение в день Пятидесятницы//ЖМП. 1961. 6. С. 39. Арх.: ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 133 [личное дело Б.]; Оп. 1. Д. 738. Л. 172-192. Лит.: Наречение и хиротония архим. Бориса (Вика) во еп. Нежинского, вик. Черниговской епархии//ЖМП. 1944. 4. С. 11; Владимир (Сабодан), иером. Митр. Херсонский и Одесский Борис (Вик): Некролог//Там же. 1965. 6. С. 7-11. О. Н. Копылова Рубрики:

http://pravenc.ru/text/153151.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010