С 1932 года, по благословению Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия, Свято-Успенский собор стал кафедральным, так как прежний Преображенский был разрушен советской властью. В конце 1930-х годов собор был закрыт, как и другие храмы Одессы. Во время войны фашистской бомбой был разрушен центральный купол и часть храмового здания. В 1942 году был восстановлен нижний храм собора. Много забот по восстановлению и благоукрашению собора проявили следующие правящие архиереи: архиепископ Никон (Петин), прах которого покоится в нижнем храме собора, митрополиты Борис (Вик), Сергий (Петров) и ныне здравствующий митрополит Агафангел (Саввин). Главной святыней Свято-Успенского кафедрального собора является Касперовская чудотворная икона Божией Матери, принесенная впервые в Одессу в 1854 году из села Касперово и избавившая наш город от англо-франко-турецкого флота в страшные годы Крымской войны. В нижнем храме собора находятся мощи ревностного nacmыpя XIX-XX века, современника святого праведного Иоанна Кронштадтского — праведного протоиерея Ионы Атаманского. 30 октября 2009 года на очередном пленарном заседании XXVII сессии Одесского областного Совета было принято решение о передаче Одесского Успенского кафедрального собора Одесской епархии Украинской Православной Церкви. Храм состоит из двух отделений: верхнего и нижнего, с тремя престолами в каждом. Престолы: Успения Пресвятой Богородицы (верхний главный), св. Иакова (верхний южный), преподобной Ксении Миласской (верхний северный), святителя Николая Мирликийского (нижний главный), Трех святителей (нижний южный), Введения во храм Пресвятой Богородицы (нижний северный). http://drevo-info.ru/articles/14003.html Первый Успенский храм появился в Одессе спустя 20 лет после основания города. Небольшая старообрядческая часовня была освящена 7 июля 1814 года. В 1845 году был утвержден план строительства трехпрестольного Свято-Успенского храма, а 8 лет спустя, в 1853 году, сюда впервые внесли одну из главных святынь юга царской России – чудотворную «Касперовскую» икону Божьей Матери. В 1854 году именно она защитила город от англо-франко-турецкого флота, который зашел в одесский залив.

http://sobory.ru/article/?object=08409

Слушали мы, четыре двадцатилетних студента, старушку и прекрасно понимали, что в ее рассказе есть то, что объяснить невозможно, но это так же верно, как те формулы, которые мы зубрили на студенческой скамье. В храм я заглядывал со школьных дней, но это была еще не вера, не осознанное желание узнать Бога, а просто любопытство к неизвестному. Господь раскрывал Себя вот в таких встречах, которые только теперь постигаются как путь к вере. Прошло с тех пор почти сорок лет, из которых двадцать я сам освящаю воду крещенскую — Великую агиасму, но вспомнил об этой, теперь уже с Богом беседующей старушке-хозяйке, совсем недавно, когда составлял жизнеописание митрополита Бориса (Вика), управлявшего нашей Луганской епархией в пятидесятые-шестидесятые годы прошлого столетия. Вот небольшой отрывок из этой книжки: «На Крещение Господне в 1949 году был епископ Борис (Вик) главой Саратовской епархии, то есть служил там, где родился и вырос. Праздник Богоявления того послевоенного года в крупнейшем городе Поволжского региона Саратове стал наглядным утверждением верности отеческой вере тех, кого тогдашняя власть считала уже безбожниками и атеистами. Лишь Промыслом и чудом Божиим можно объяснить, как власти предержащие дали разрешение прихожанам кафедрального собора пройти крестным ходом на Волгу, где саратовский архиерей совершил чин великого освящения воды. По всей видимости, в идеологическом отделе городского комитета коммунистической партии были уверены, что в этот морозный день даже если и появятся желающие пойти на Волгу, то это будет небольшая группа старушек, что покажет действенность антицерковной политики и станет новым ярким аргументом в дальнейшей борьбе с Церковью. Человек предполагает — Господь располагает. По воспоминаниям свидетелей того дня Богоявления в Саратове, из кафедрального собора к Волге вышла действительно небольшая группа прихожан, численность которых вместе со священнослужителями не превышала ста пятидесяти человек. К крестному ходу по пути его следования присоединились еще около двух тысяч, а у приготовленной купели собралось более десяти тысяч горожан. Есть свидетельства, что верующих и любопытствующих было больше, но все же надобно учесть, что, осознав печальные последствия своего разрешения, власть всеми силами попыталась не пропустить стремящихся на водосвятие граждан, да и мороз в те дни был именно крещенским.

http://azbyka.ru/fiction/otec-stefan-i-i...

«Я был зачислен воспитанником духовной школы, и почти сразу меня поставили библиотекарем. Мне приходилось работать и днем, и ночью — в буквальном смысле. В свободное время мы посещали музеи, театры, выставки, это входило в программу»..  В 1956 году Херсонскую и Одесскую кафедру возглавил митрополит Борис (Вик). «Как-то однажды во время занятий пришел митрополит в нашу аудиторию и сел на свободное место рядом со мной. Поприсутствовав немного на лекции, владыка сказал мне зайти в епархиальное управление. Я впервые переступил порог кабинета митрополита Бориса. “Будешь иподиаконствовать у меня, прислуживать при архиерейских богослужениях! — произнес владыка. — Устав Церковный немножко знаешь?”. Я ответил, что знаю, и научили меня этому на родном сельском приходе. В конце нашего краткого разговора архиерей добавил: “Великолепно, вижу, из тебя будет толк!”. Владыка Борис прививал нам, молодым людям — своим иподиаконам, такое важное и необходимое качество, как любовь к богослужению. Всегда говорил: “Так надо молиться, чтобы не только Господь слышал, но и люди зажигались молитвою, обращаясь к Богу”. Полюбили мы праздники, особенно двунадесятые. С первых дней Страстной седмицы он постоянно присутствовал в храме, распределял чтение между иподиаконами и каждый момент богослужения старался нам объяснить».  Академия  Святейший Патриарх Алексий I (Симанский) присутствовал на 12­м выпуске Одесской духовной семинарии. После официальной части началась праздничная трапеза. «За отдельным столом сидит Патриарх и архиереи, а мы студенты­выпускники обслуживаем праздничных гостей, — вспоминает Блаженнейший. — Слышу, Патриарх Алексий, кивнув головой в мою сторону, спрашивает митрополита Бориса: “Этот юноша откуда?”. Я стою сзади за Патриархом и говорю: “Из деревни, Ваше Святейшество!” — “А тебя кто спрашивает? Почему ты вмешиваешься в чужие разговоры?”, — с умеренной строгостью произнес Патриарх. — “Простите! Благословите!”, — тихим тоном отвечаю я. — “Ты в Академию пойдешь? В какую? Конечно, не в Ленинградскую, а в Московскую”, — отвечает на свой же вопрос Святейший. Но я все же поступил в Ленинградскую».

http://e-vestnik.ru/church/prestavilsya_...

«Св. Иоанн Златоуст страдалец и друг страждущих». Москва, 1914. «Пещное действо».«Душеп.Чт.» 1912. «Сборник проповедей». Литература: «Церк.Ведом.» 1901, 25, стр.234. -»- 1904, 24, стр.267. -«- 1905, I, стр.1. -»- 1906, 26, стр.335. -«- 1910, 24, стр.262. -»- 1913, 23, стр.327. -«- 1913, 42, стр.494. -»- 1914, 32, стр.376. -«- 1915, 10, стр.76. -»- 1916, 25, стр.257. -«- стр.84. “Приб. к «ЦВ» 1901, 27, стр.953–956. -»- 1912, 48–49, стр.1964. «ЖМП” 1932, 7–8, стр.8. 1954, 10, стр.24–25. «Русск.Паломн.» 1914, 35, стр.566. 1915, 22, стр.352. «Мисс.Календ.» 1907/1908., стр.139. «Состав Св.Прав.Всер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1917 год», стр.372–373. «Красный Архив», т.26, стр.121. Дмитриев Д.С. «Преосв.Трифон Дмитровский, вик.Московский». (Наречение его во епископа, хиротония, краткая биография и речи). Москва, 1902. Булгаков, стр.1405. БЭС m.II, стб.2178. ФПС I, 6, стр.1. ФПС III, стр.6. ФАМ I, 259, стр.20. Заметки и дополнения Е.М. Er ist in Moskau geboren. Seine Vorfahren stammten aus Georgien; sein Ururgroßvater Boris kam unter Peter I. nach Rubland. Seine Mutter, Varvara A. Naryškina, war die Nichte des Dekabristen Michail M. Naryškin. Als sie den von einer schweren Krankheit gesundgewordenen Jungen Boris zum Starec Amvrosij (Grenkov, + 1891) in die Optina Pustyn‘ brachte, sagte dieser zum Volk: «Macht Platz dem Hierarchen»; das Volk staunte, daß anstelle eines Bischofs die Mutter mit dem Knaben kam. Nach vorzeitigem Abschluß des Gymnasiums studierte er zunächst an der Historisch-Philologischen Fakultät der Moskauer Universität. 1887 wurde er poslušnik beim Starec Amvrosij in der Optina Pustyn‘. Als junger Mönchspriester wurde er Lehrer und Aufseher in der Osetinskaja Geistlichen Schule in Vladikavkaz (heute Ordonikidze). Im Oktober 1890 kehrte er in die Optina Pustyn‘ zurück. 1891 starb sein Vater. Als Student der GA übernahm er den schwierigen Posten des Gefängnisseelsorgers in Sergiev Posad (heute Zagorsk). Dafür erhielt er von M Sergij (Ljapidevskij + 1898) das goldene Brustkreuz.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Соч.: Идеал христианской жизни и средства к его достижению. Почаев, 1902; Молдавский старец Паисий Величковский, 1722-1764. Почаев, 1902; Мои наблюдения и размышления по поводу первой своей архиерейской поездки по Волынской епархии. Почаев, 1905; Слово на день Трех Вселенских святителей. Почаев, 1905; Несколько мыслей по церковно-школьному делу. Почаев, 1906; По селам Волыни. Почаев, 1907. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 173-174; Журавский А. Жизнеописания новых мучеников Казанских. Каз., 1995. С. 31-54. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич;1885 - 1937), еп. Красноярский и Енисейский, сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митр. Одесский и Херсонский, сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых) АНТОНИЙ (Панкеев; 1892-1938), еп. Белгородский, сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРКАДИЙ (Ершов Александр Павлович; 1878-1937), еп. Свердловский, сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРКАДИЙ (Остальский Аркадий Иосифович; 1888-1937), еп. Бежецкий, викарий Тверской епархии, сщмч., (пам. 16 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Санкт-Петербургских святых) БОРИС (Воскобойников Семен Тимофеевич; 1875 - 1937), еп. Ивановский, сщмч. (пам. 23 нояб., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРСОНОФИЙ (Лебедев Василий Павлович, 1871 - 1918), еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАСИЛИЙ (Зеленцов Василий Иванович; 1870-1930), еп. Прилукский, вик. Полтавской епархии., сщмч. (пам. 25 янв, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/text/114354.html

12 дек. 1953 г. Н. назначен епископом Клишиским, викарием патриаршего экзарха в Зап. Европе. Хиротонию 17 дек. того же года в кафедральном Воскресенском соборе РПЦ в Берлине совершили Минский архиеп. Питирим (Свиридов ; впосл. митрополит) и архиеп. Борис (Вик). 11 нояб. 1954 г. Н. был возведен в сан архиепископа и назначен экзархом Московского Патриархата в Зап. Европе с местопребыванием в Париже. До 1957 г. ему также были подчинены приходы РПЦ в Германии. Н. прикладывал большие усилия к развитию церковной жизни рус. правосл. общины во Франции. В 1953 г. на Трехсвятительском подворье были открыты правосл. богословско-пастырские курсы. Обучение на русском и французском языках было рассчитано на 2 года. Слушатели курсов участвовали в ежедневных богослужениях в Трехсвятительском храме и проживали в помещениях при храме. С 1958 г. богословско-пастырские курсы были переведены в усадьбу в парижском пригороде Вильмуасон, где был организован небольшой монастырь при храме во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских. В том же году получил новое помещение кафедральный Трехсвятительский храм Экзархата. Старое здание храма, перестроенное из гаража, было снесено при строительстве нового многоэтажного дома. Н. удалось добиться от собственников земельного участка согласия на размещение храма во вновь возводимом здании. Хотя по условиям соглашения внешние элементы архитектуры не должны были указывать на религиозное назначение помещения, внутренний интерьер церкви был украшен уникальными фресками и иконами. Н. упорядочил в Трехсвятительском храме богослужение, организовал архиерейский хор. Сам проживал в очень аскетических условиях; однажды староста Трехсвятительского подворья Н. Н. Меньшиков в беседе с Крутицким и Коломенским митр. Николаем (Ярушевичем) сказал, что Н. «живет в такой бедности (в ветхом помещении и скромно питается), что это постоянно волнует нас». 5 янв. 1960 г. Н. возведен в сан митрополита с титулом «Корсунский, экзарх Московского Патриархата в Западной Европе». 14 янв. 1963 г. уволен на покой. Пребывая на покое, организовал братство св. Иоанна Предтечи для поминовения усопших, о которых некому молиться. Практически до конца жизни ежедневно служил в малом храме, устроенном в его доме, а также в Трехсвятительском храме и в Никольской ц. Русского дома для престарелых в г. Сент-Женевьев-де-Буа.

http://pravenc.ru/text/2565978.html

В июне 1918 г. о. Владимир в числе др. сторонников еп. Иоанна был арестован, судим за неподчинение распоряжениям комиссара по отделению Церкви от гос-ва, пробыл в тюрьме ок. месяца. Ревтрибуналом оправдан. 16 дек. 1919 г. прот. Владимир снова был арестован, виновным в контрреволюционной деятельности себя не признал; по постановлению Пензенской губ. ЧК от 26 мая 1920 г. Б. как «организатор и активный участник контрреволюционной организации «Пензенское братство православных христиан»» должен был быть выслан за пределы Пензенской губ., но по состоянию здоровья ему позволили остаться под надзором в Пензе. В 1921 г., после отъезда еп. Иоанна в Латвию, Лентовский был пострижен в монашество с именем Б. и хиротонисан во епископа Пензенского и Саранского. В 1922 г. он вновь был арестован. Освободившись из тюрьмы, летом того же года перешел в обновленчество и стал послушным орудием обновленческого епархиального совета: в его обязанность входило рукоположение представленных советом кандидатур. Постановлением обновленческого ВЦУ от 6 июля 1922 г. Б. был уволен на покой; впосл. раскаивался в своем переходе в раскол, но публичного покаяния не приносил. 29 апр. 1923 г. участвовал в открытии «2-го Всероссийского поместного собора» (см. Обновленчество ). Жил и умер в сторожке при обновленческой церкви. Похоронен при пензенской Рождественской ц. (не сохр.). Арх.: Гос. архив Пензенской обл. Ф. 182. Оп. 1. Д. 2700. Л. 5 об.- 11об.; Д. 2638. Л. 3 об.; Д. 1935. Л. 4 об.; Д. 1963. Л. 1 об.; Д. 2315. Л. 68 об.; Архив ЗАГС Правительства Пензенской обл. Книга умерших в 1923 г., запись 1003; Архив УФСБ по Пензенской обл. Д. 7727. Ист.: Иванов Н. П. История путятинской смуты//Пензенские ЕВ. 1998. 7 (159). С. 82-83. Лит.: Дворжанский А. И. История Пензенской епархии. Пенза, 1999. Кн. 1: Ист. очерк. С. 248, 260, 276, 280, 281, 291, 293-295, 297; «Обновленческий» раскол. С. 249, 308. А. И. Дворжанский Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (Баженов Дмитрий Владимирович; 1872-?), бывш. еп. Тираспольский, с 1922 г. в обновленческом расколе АНАТОЛИЙ (Соколов Федот Андреевич; 1865-1942), бывш. еп. Царевский, вик. Астраханской епархии, обновленческий " митр. Костромской " БЛИНОВ Петр Федорович (1893-1938), один из лидеров обновленчества, организатор «Сибирской Живой церкви» и «Сибирского церковного управления»

http://pravenc.ru/text/153155.html

В нояб. 1924 г. в московском в честь Богоявления монастыре во епископа Егорьевского был хиротонисан Иоанн (Петропавловский). Хиротонию совершили Рязанский архиеп. Борис и викарии Рязанской епархии. С 1927 г. Иоанн (Петропавловский) значится епископом Феодосийским, викарием Таврической епархии. С 15 сент. 1927 по 31 окт. 1929 г. Е. в. возглавлял освободившийся из заключения бывш. Бузулукский еп. Павел (Гальковский) . В 1929-1934 гг. кафедра, по-видимому, не замещалась. С 4 сент. 1934 по 1936 г. Егорьевским епископом, викарием Московской епархии, являлся Иоанн (Соколов) . 16 авг. 1937 г. на Егорьевскую кафедру был назначен Алексий (Сергеев) , 1 сент. того же года он был перемещен на самостоятельную Ивановскую кафедру, в след. году уклонился в раскол. Е. в. было восстановлено в 2003 г. Указом Свящ. Синода от 26 дек. того же года епископом Егорьевским, викарием Московской епархии, определено быть архим. Марку (Головкову) , зам. председателя ОВЦС. 14 янв. 2004 г. в храме Христа Спасителя в Москве состоялась архиерейская хиротония архим. Марка, к-рую возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . Обязанности еп. Марка как викария Московской епархии связаны с его должностью зам. председателя ОВЦС. Архиереи священноисп. Вассиан (Пятницкий; 8 авг. 1921 - кон. 1923), Иоанн (Петропавловский; нояб. 1924-1927), Павел (Гальковский; 15 сент. 1927 - 31 окт. 1929), Иоанн (Соколов; 4 сент. 1934-1936), Алексий (Сергеев; 16 авг.- 1 сент. 1937), Марк (Головков; с 14 янв. 2004). Ист.: Акты свт. Тихона. С. 703, 975, 976; Наречение и хиротония архим. Марка (Головкова) во еп. Егорьевского, вик. Московской епархии//ЖМП. 2004. 2. С. 29-35. Лит.: Кохно А., прот. Митрополит Иоанн//ЖМП. 1968. 6. С. 27-31; Архиеп. Алексий (Сергеев), бывш. Алма-Атинский: Некролог//Там же. С. 31; Мануил. Русские православные иерархи, 1893-1965. Т. 1. С. 154-156; Т. 3. С. 333-336; Т. 5. С. 291; Цыпин. История РЦ. С. 264, 265, 268, 281, 297, 299, 306, 307, 322, 327, 334, 345, 350, 360, 400, 415, 741-742, 756; Шкаровский М. В. РПЦ при Сталине и Хрущеве: (Гос.-церк. отношения в СССР в 1939-1964 гг.). М., 1999. С. 95, 99; Волков С. А. Возле монастырских стен: Мемуары. Дневники. Письма. М., 2000 (по указ.); Из истории рос. иерархии: Ст. и док-ты/Сост.: П. Н. Грюнберг. М., 2002. С. 193; История иерархии РПЦ: Коммент. списки/Сост.: М. Е. Губонин. М., 2006. С. 161-162, 880, 884, 885.

http://pravenc.ru/text/189537.html

В октябре 1944 года Николай Байбородин был призван в ряды Советской Армии и проходил срочную службу в авиатехнических частях: сначала в авиационной радиотехнической школе г. Фрунзе, затем переведен в г. Ригу (Латвия), служил в воинских частях 49722 (г. Калининград) и 53972 (г. Шяуляй), обеспечивал техобслуживание аэродромов. Участвовал в войне с фашистской Германией и Японией. В ноябре 1952 года демобилизовался в звании старшего сержанта. По окончании службы перед демобилизацией Николай Байбородин был награжден памятной фотографией у знамени части, что являлось высоким поощрением военнослужащего. Вернувшись домой, Николай закончил прерванное обучение, обучаясь в 1952-1953 годах в вечерней средней школе 26 ст. Пишпек (г. Фрунзе) Туркестано-Сибирской железной дороги Киргизской ССР, и в том же году поступил на физико-математический факультет Киргизского государственного университета (сейчас  КГТУ им. И. Раззакова). В 1957 году поступил в Московскую духовную семинарию. 14 октября того же года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, был принят послушником в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. 14 августа 1958 года в Троицком соборе Лавры наместник обители архимандрит Пимен (Хмелевский) совершил постриг послушника Николая в монашество с именем Наум в честь преподобного Наума Троицкого, ученика преподобного Сергия (память  19 июля). Спустя два месяца, 8 октября того же года, на праздник преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, в Сергиевской церкви Троице-Сергиевой лавры (Трапезном храме) митрополитом Новосибирским и Барнаульским Нестором (Анисимовым) монах Наум (Байбородин) был хиротонисан во иеродиакона. Ровно через год, 8 октября 1959 года, в Успенском соборе Лавры митрополит Одесский и Херсонский Борис (Вик) рукоположил иеродиакона Наума в иеромонаха. В 1960 году отец Наум успешно окончил семинарию по первому разряду. 25 апреля 1970 года ректором Московской духовной академии и семинарии архиепископом Дмитровским Филаретом иеромонах Наум возведен во игумены. В 1979 году ко дню Святой Пасхи игумен Наум был возведен в сан архимандрита.

http://patriarchia.ru/db/text/5067279.ht...

Слушали мы, четверо двадцатилетних студентов, старушку и прекрасно осознавали, что в рассказе этом есть то, что объяснить невозможно, но что так же верно, как и те формулы, которые мы зубрили на студенческой скамье. В храм я заглядывал с дней школьных, но это была еще не вера, не осознанное желание узнать Бога, а просто любопытство о неизвестном. Господь раскрывал Себя вот в этих встречах, которые только теперь понимаются как путь к вере. Митрополит Борис (Вик) Прошло с тех пор почти сорок лет, из которых двадцать уже я сам освящаю великую святыню — воду Крещенскую, но вот вспомнил об этой уже с Богом беседующей старушке-хозяйке совсем недавно, когда составлял жизнеописание митрополита Бориса Вика, управлявшего нашей Луганской епархией в 50–60-е годы прошлого столетия. Вот небольшой отрывок из этой книжки: «На Крещение Господне в 1949 году был епископ Борис (Вик) главой Саратовской епархии, т.е. служил там, где родился и вырос. Праздник Богоявления того послевоенного года в крупнейшем городе Поволжского региона — Саратове — стал наглядным утверждением верности отеческой вере тех, кого тогдашняя власть считала уже безбожниками и атеистами. Лишь промыслом и чудом Божиим можно объяснить, как власть предержащие дали разрешение пройти прихожанам кафедрального собора крестным ходом на Волгу, где саратовский архиерей совершил чин Великого освящения воды. По всей видимости, в идеологическом отделе городского комитета коммунистической партии были уверены, что в этот морозный день даже если и появятся желающие пойти на Волгу, то это будет небольшая группа старушек, что покажет и действенность антицерковной политики, и станет новым ярким аргументом в дальнейшей борьбе с Церковью. Человек предполагает — Господь располагает. По воспоминаниям свидетелей того дня Богоявления в Саратове, из кафедрального собора к Волге вышла действительно небольшая группа прихожан, численность которых вместе со священнослужителями не превышала и ста пятидесяти человек. К Крестному ходу по пути следования присоединились еще около двух тысяч, а у приготовленной купели собралось более десяти тысяч горожан. Есть свидетельства, что верующих и любопытствующих было больше, но все же надобно учесть, что, осознав печальные последствия своего разрешения, власть всеми силами попыталась не пропустить стремящихся на водосвятие горожан, да и мороз в те дни был именно «крещенским».

http://pravmir.ru/vstrecha-so-svyatynej/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010