Борис (Плотников Владимир Владимирович), еп. Ямбургский, вик. С.-Петербургской епархии Сын столоначальника Красноярского Духовного Правления. Родился в 1855 году. По окончании образования в Красноярском Духовном училище и в Томской Духовной Семинарии Преосвященный Борис в 1876 году прибыл на казенный счет в Казань для поступления в Казанскую Духовную Академию. Несмотря на слабое здоровье (страдал катаром легких) Владимир Владимирович блестяще выдержал конкурсные экзамены, был принят в Академию первым студентом и зачислен на церковно-практическое отделение. В течение студенческой жизни Плотников держал себя в стороне, редко принимал участие в интимных товарищеских беседах и прослыл за человека гордого и высокомерного. Но это была ошибка, т.к. на самом деле от природы он был человеком простым и добрым, но весьма сдержанным, застенчивым и неговорливым. Скоро обнаружилось, что Плотников обладал выдающимися умственными дарованиями, весьма основательной научной подготовкой и неутомимой жаждой знаний. Поступив в Академию с основательным знанием древних языков, Плотников в Академии основательно изучил английский язык и сверх того серьезно занялся изучением славянских наречий у известного лингвиста И.Бодуэн-Куртенэ, бывшего в то время профессором Казанского университета. Под его руководством Плотников изучил польский язык. С течением времени открылось, что языкознание не составляло специальной задачи ученых занятий, а приобреталось им лишь в качестве вспомогательного средства для богословских исследований. Научно-литературные труды первоначально выражались в весьма дельных студенческих семестровых сочинениях. Так, еще на первом курсе он написал «Разбор сравнительной мифологии Макса Мюллера”, который был им напечатан в «Филологических записках» (1879 г., bыn.II и IV); на втором курсе им было написано «Палеографико – глоттологическое исследование средне-болгарского Служебника 1532 года», напечатанное потом в тех же «Филологических записках». На третьем курсе темой для кандидатского сочинения Плотников избрал: «Главные моменты в истории христианского просвещения в его отношении к древнему греко-римскому образованию и греко-римской науке и литературе, от начала христианства до эпохи возрождения». Это сочинение не только доставило автору степень кандидата богословия, но и обратило на него внимание профессуры как на весьма талантливого юношу. Ему было предложено серьезно заняться словесностью и литературой и на четвертом курсе он избрал их своей специальностью вместе с Основным богословием. По окончании курса он представил в качестве ученой работы сочинение на тему: «Основные принципы научной истории литературы».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Юбилейное интервью 12.07.2023 377 Время на чтение 4 минуты Источник: Хохлев.ру Евгений Александрович ВЕРТЛИБ — Академик по геополитике и безопасности РАЕН (Российская академия естественных наук) и АБОП (Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка), член Союзов писателей и журналистов РФ, доктор философии, аналитической политологии и культурологии, президент Международного института стратегических оценок и управления конфликтами (Франция), профессор. — В Вас, ревнителе правды и забугорном патриоте России, недавно заслуженно награждённом медалью «320 лет Балтийскому флоту России», как совмещается жизнь на Западе и объективная симпатия к Русскому миру? Двуедины ли Вы в своей сущности? — Двуипостасность не раздваивает меня, ибо в моём случае противоречия нет. Это для либерал-беспочвенного сознания Родина — там, где его любят или хорошо платят. Для меня же «священные камни Европы» и отеческая пуповина – цельное неразрывное пространство миссии «изгнания-послания» и время от времени подпитки родной почвой духа бойца. Получилось так. Диссидентствовал-самиздатил лет пятнадцать (1960-75). Пробовал бежать своим ходом в Швецию, но был схвачен на границе с Финляндией. Рождество 1975 встретил, как лучшие тогда, в Вене. Поэту Алеше Цветкову, дрожащему от холода «соэтапнику» в последний путь куда-нибудь, подарил с себя пальтишко . Как недавнего аспиранта-соискателя в Ленгосуниверситете с темой диссертации «Проблема амбиции у Достоевского, как фактор русского сознания и принятия решений» и спеца по творчеству поэта Осипа Мандельштама меня пригласили в Римский университет — ассистентом слависта А.М. Рипеллино, к кому благоговел сам Борис Пастернак: «Вы осведомлены в литературных делах нашего полустолетия лучше, чем кто-либо из нас и чем я сам». В США, параллельно с прохождением докторантуры по аналитической политологии и культурологии в UNC/университете штата Северная Каролина, представлял творческие интересы писателей Бориса Иванова, Аркадия Драгомощенко, Вадима Нечаева, а также журналы «Часы», «37» (Виктора Кривулина). Был в контакте с П. Струве, Р. Гулем, Ю. Иваском, И. Бродским, Вик. Некрасовым, С. Довлатовым, Вл. Максимовым, Н. Коржавиным, Т. Горичевой, Ал. Хвостенко…

http://ruskline.ru/opp/2023/07/12/yubile...

Трифон (князь Туркестанов Борис Петрович), митр.б.Дмитровский, вик. Московской епархии Родился 29 ноября 1861 года. С юных лет полюбил он храм Божий и его церковные напевы. Он жаждал быть священнослужителем, о чем со слезами, будучи еще отроком, молился Богу. И Господь внял его молитве. В 1883 году по окончании Московской гимназии, он был назначен учителем Александровского Осетинского духовного училища. 31 дек. 1889 года пострижен в монашество. 6 янв.1890 года рукоположен во иеромонаха. В 1895 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен смотрителем Донского духовного училища. С 1897 г. – ректор Вифанской духовной семинарии в сане архимандрита. С 1899 г. – ректор Московской духовной семинарии. 1 июля 1901 года хиротонисан во епископа Дмитровского, вик. Московской епархии. Хиротонию совершали: митр.Московской Владимир, еп.Рязанский Полиевкт, еп.Можайский Парфений, еп.Волоколамский Арсений и члены Синод. Моск.Конторы – еп.Нестор, еп.Григорий и Нафанаил управл.Спасо-Андрониевым монастырем. В 1910 году, во время отпуска митрополита Владимира, управлял Московской епархией. В 1914 году, во время войны с Германией был полковым священнослужителем на передовых позициях. 26 февраля 1915 года награжден панагией на Георгиевской ленте. 2 июня 1916 года, согласно прошению, по болезни уволен на покой с местопребыванием в Ново-Иерусалимском монастыре. С 1918 года проживал в Москве. В 1923 года возведен в сан архиепископа. 14 июля 1931 года возведен в сан митрополита с правом ношения белого клобука и креста на митре по случаю 30-летия архиерейского служения. Скончался 1/14.VII.1934 года в Москве и погребен на Московском немецком кладбище «Введенские горы». Составил благодарственный акафист Спасителю «Слава Богу за все”· Труды : Слово, сказанное воспитанницам церковно-учительской школы в с.Богословском Тульской губернии 3 июня 1912 года». «Приб. к «ЦВ» 1912, 24, стр.982. “Слово,сказанное 5 августа 1914 года в Успенском соборе». «Приб. к «ЦВ» 1914, 33, стр.1453.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫСШЕЕ ВРЕМЕННОЕ ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СИБИРИ (ВВЦУ Сибири), было сформировано на сибир. Соборном Церковном совещании 14 нояб.- 3 дек. 1918 г. Открытие первого в истории РПЦ провинциального Соборного совещания состоялось в томском кафедральном Троицком соборе, работа проходила в Покровском домовом храме (в актовом зале) нового Томского жен. епархиального уч-ща. На совещании присутствовали 39 делегатов, представлявших епархии Сибири, Урала и Поволжья, территории к-рых находились под властью правительства адмирала А. В. Колчака, провозглашенного Верховным Правителем России. Из архиереев в совещании участвовали: митр. Казанский и Свияжский Иаков (Пятницкий) , избранный почетным председателем совещания; архиепископы Симбирский и Сызранский Вениамин (Муратовский) , Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский) , Иркутский и Верхоленский Иоанн (Смирнов) , Оренбургский и Тургайский Мефодий (Герасимов) , епископы Томский и Алтайский Анатолий (Каменский) , Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский) , Екатеринбургский и Ирбитский Григорий (Яцковский) , Енисейский и Красноярский Назарий (Андреев), Чебоксарский вик. Казанской и Свияжской епархии Борис (Шипулин) , Берёзовский вик. и управляющий Тобольской и Сибирской епархией Иринарх (Синеоков-Андреевский) , викарии Томской и Алтайской епархии Бийский Иннокентий (Соколов) и Барнаульский Гавриил (Воеводин) . Среди делегатов совещания были представители духовенства и мирян, участники Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , в частности прот. Иаков Галахов , главноуправляющий правительства адмирала Колчака по делам вероисповеданий, проф. П. А. Прокошев, а также бывш. ректор Томского ун-та, министр народного просвещения Сибирского временного правительства В. В. Сапожников. Ввиду невозможности связаться с Патриархом Московским и всея России свт. Тихоном делегатами совещания было принято решение об образовании ВВЦУ Сибири, полномочия к-рого признавались до восстановления прерванной гражданской войной связи с патриархом. В управление вошли архиеп. Симбирский и Сызранский Вениамин (Муратовский), еп. Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский), протоиереи И. Галахов и В. Садовский, профессора Прокошев и Л. И. Писарев, главой управления был избран архиеп. Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский).

http://pravenc.ru/text/161101.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИЖЕГОРОДСКОЙ СЛОБОДЫ ГРАДА УФЫ ВИКАРИАТСТВО [Слободы Нижегородка града Уфы, сокращенное (неточное) название - Нижегородское вик-ство г. Уфы] (далее - Н. с. в.) Уфимской епархии, существовало с перерывами в 1923-1937 гг. Получило название по слободе на юж. окраине Уфы, где находилась деревянная 3-престольная Крестовоздвиженская ц. с кафедрой викариев. Архиереи титуловались епископами Нижегородской слободы града Уфы, слободы Нижегородка града Уфы, или (сокращенно) Нижегородскими епископами г. Уфы. С лета 1922 г. в Уфимской епархии при поддержке властей распространялось обновленчество . 19 окт. того же года был арестован Уфимский еп. Борис (Шипулин ; впосл. архиепископ). Вступивший во временное управление епархией Златоустовский викарий еп. Николай (Ипатов) уклонился в раскол. В нояб. экстренное собрание правосл. духовенства и мирян избрало временно управляющим Уфимской епархией приехавшего в Уфу по приглашению Союза приходов города еп. Андрея (Ухтомского) . В том же месяце для противостояния обновленчеству в соответствии с постановлением патриарха Московского и всея России свт. Тихона , Синода и Высшего Церковного Совета (ВЦС) от 20 нояб. 1920 г. и с посланием патриаршего заместителя Ярославского митр. священноисп. Агафангела (Преображенского) от 18 июня 1922 г. еп. Андрей провозгласил Уфимскую епархию временно автокефальной (так в документах того времени нередко именовалось самоуправление). Для сохранения правосл. иерархии и обеспечения канонической преемственности управления епархией еп. Андрей в соответствии с определением Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. от 15 апр. 1918 г. «О викарных епископах» и с постановлением Синода и ВЦС от 23 июня 1919 г. об увеличении числа епископов принял решение учредить ряд вик-ств. В нояб. 1922 г. еп. Андрей вместе с возвратившимся в Церковь из раскола еп. Николаем (Ипатовым) хиротонисал Трофима (Якобчука) во епископа Бирского и Марка (Боголюбова) - во епископа Стерлитамакского. После ареста 9 дек. 1922 г. еп. Андрея епископы Трофим и Марк совершили хиротонии Аввакума (Боровкова) во епископа Староуфимского (11 дек.) и Иоанна (Пояркова ; впосл. архиепископ) во епископа Давлекановского (12 дек.).

http://pravenc.ru/text/2565216.html

Борис (Плотников), еп. Ямбургский. Фотография. 1901 г. (РГИА) (Плотников Владимир Владимирович; 1855, Красноярск - 18.11.1901, Гурзуф), еп. Ямбургский, вик. С.-Петербургской епархии. Род. в семье столоначальника Красноярского духовного правления, окончил Томскую ДС. В 1876 г. поступил в КазДА, к-рую окончил в 1880 г. со степенью канд. богословия. В период обучения в академии занимался у известного лингвиста И. А. Бодуэна де Куртенэ. Собирался посвятить себя миссионерской деятельности в Японии под рук. свт. еп. Николая (Касаткина) , но не принял монашества, необходимого для работы в миссии, и отказался от поездки. 27 авг. 1880 г. поступил в Томскую ДС преподавателем словесности, истории лит-ры и логики, временно преподавал также гомилетику, лат. и греч. языки. С 1884 г. доцент КазДА по кафедре метафизики. В 1885 г. защитил дис. «История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности», написанную под рук. проф. И. Я. Порфирьева , решением Святейшего Синода от 30 мая 1886 г. утвержден магистром богословия. 29 марта 1886 г. еп. Чебоксарским Кириллом (Орловым) пострижен в монашество, 10 апр. рукоположен во иеродиакона, 12 апр.- во иеромонаха. Указом Святейшего Синода от 17 окт. 1886 г. переведен инспектором в МДА, где читал «Введение в курс богословских наук». С 26 окт. 1886 г. архимандрит. С 22 мая 1887 г. цензор ж. «Троицкие листки» . В 1888 г. назначен ректором Киевской ДС, также являлся редактором ж. «Руководство для сельских пастырей» и председателем комитета по изданию ж. «Воскресное чтение» . Решением Святейшего Синода переведен в С.-Петербург, в апр.-окт. 1892 г. исполнял обязанности старшего цензора С.-Петербургского комитета духовной цензуры и члена Учебного комитета при Святейшем Синоде. С 30 окт. 1892 г. ректор СПбДА, с 15 дек. 1892 г. член синодальной комиссии для переговоров о присоединении старокатоликов к правосл. Церкви. Из-за слабого здоровья по рекомендации врачей начал хлопотать о переводе из С.-Петербурга. 2 дек. 1893 г. получил назначение настоятелем посольской церкви в К-поле. Самостоятельно выучил новогреч. язык, интересовался общей ситуацией на правосл. Востоке, много общался с представителями греч. духовенства (с К-польскими Патриархами Неофитом VIII , Анфимом VII и др.). В февр. 1899 г. вернулся на должность ректора СПбДА.

http://pravenc.ru/text/153157.html

Николай (Ярушевич Борис Дорофеевич), митр.Крутицкий и Коломенский Родился 31 декабря 1891 года (по н/ст.13 января 1892 года) в г.Ковне, в семье протоиерея, настоятеля Ковенского Александро-Невского собора. Окончил Петербургскую гимназию с золотой медалью. Прошел первый курс физико-математического факультета в СПБ университете и поступил в СПБ духовную академию, которую окончил в 1914 году со степенью кандидата богословия. 23 октября этого же года пострижен в монашество, 34 октября рукоположен во иеродиакона, а 29 октября – в сан иеромонаха. Вскоре после своего рукоположения в священный сан он выехал на фронт, сначала сопровождающим санитарный поезд, затем священником лейб-гвардии Финляндскогополка. С 1915 года в СПБ духовной семинарии преподавал Литургику, Гомилетику, Практическое руководство для пастырей, Церковную археологию и немецкий язык. В 1917 году удостоен степени магистра богословия за диссертацию «Церковный суд в России до издания Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 г.» (Этот труд был его кандидатским сочинением). В 1916 году – настоятель Петергофского собора. Веспой 1919 года возведен в сан архимандрита. В том же году наместник Александро-Невской Лавры. 25 марта 1922 года хиротонисан во епископа Петергофского, вик. Ленинградской епархии. С 17 сент.1927 г. по февраль 1928 г. временно управлял Ленинградской епархией. В 1935 году возведен в сан архиепископа и назначен архп. Петергофским с предоставленными правами епархиального архиерея. После известной декларации митрополита Сергия, вызвавшей большое волнение умов, был полностью согласен с декларацией. С 1936 по 1940 г., оставаясь архиепископом Петергофским, управлял Новгородской и Псковской епархиями по поручению митрополита Алексия. В 1940 г. – архиепископ Волынский и Луцкий, Экзарх Украины и Белоруссии. 9 марта 1941 года возведен в сан митрополита. С 19 июля 1941 года – митрополит Киевский и Галицкий, Экзарх Украины, с правом ношения двух панагий и предношением креста при богослужении. С февраля 1942 года по сентябрь 1943 года – заместитель митрополита Сергия Патр.Местоблюстителя по управлению Московской епархией и управляющий делами Московской Патриархии на время эвакуации митр.Сергия в Ульяновск. В короткое время заслужил горячую любовь верующих Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вольск. Собор Троицы Живоначальной (старый). Троицкий собор Карта и ближайшие объекты Предположительно, в конце XVII столетия крестьянами московского Новоспасского монастыря в селе Малыковка (ныне город Вольск) была построена небольшая деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Точное время построения этого храма неизвестно; в грамоте епископа Казанского Луки, данной 31 декабря 1746 г., говорится, что «деревянная во имя Казанской Божией Матери… в Малыковской слободе… была… в давних годах построена». Эта деревянная церковь располагалась на одной из главных площадей Малыковки и за сто лет своего существования пережила немало бурных событий. Она выстояла в страшном пожаре, опустошившем Малыковку в 1773 г., пережила нападение пугачевцев, видела в своих стенах посланного на поимку бунтовщика подпоручика Гаврилу Романовича Державина. Разбогатевшая на рыбной торговле Малыковка нуждалась в более просторном и величественном храме. Необходимость в нем стала еще насущнее после преобразования в 1780 г. бывшего монастырского сельца в город Волгск (ныне Вольск). В 1795 г. Казанская церковь была разобрана. На ее месте на средства именитого гражданина Василия Алексеевича Злобина в 1809 г. был построен Троицкий собор. Главный престол был освящен во имя Живоначальной Троицы, правый - в честь Казанской иконы Божией матери, левый - во имя Петра, Алексия и Ионы, святителей Московских. В 1891 г. при храме открылась двухклассная церковно-приходская школа, в которой обучалось более ста детей. В течение многих лет здесь действовало «Общество ревнителей православного благочестия», объединявшее любителей церковного пения, знатоков истории края, миссионеров и благотворителей. В 1920-е гг. на некоторое время Троицкий собор перешел в руки обновленцев, однако впоследствии был возвращен патриаршей церкви. Здесь служил диаконом будущий Саратовский епископ Борис (Вик), в сане архимандрита - будущий викарий Саратовской епархии епископ Вольский Иоанникий (Попов). В 1934 г. Троицкий собор был разрушен. На огромном пустыре, образовавшемся в исторической части города, поставили гипсовый монумент В.И. Ленина.

http://sobory.ru/article/?object=50398

Интервью Блаженнейшего Митрополита Владимира для журнала «Академический Летописец» Источник: Официальный сайт Украинской Православной Церкви — Ваше Блаженство! Духовенство всегда вспоминает период обучения в Духовных школах с особой теплотой. Какую память Вы храните об этом периоде Вашей жизни? — Поступив в Духовную семинарию, я ощутил, что передо мной открылся новый мир: чины богослужений, богословия, доступ к духовной литературе, знакомства с историей Церкви, ее уставами, традициями и т.д., — что было неизвестным, стало доступным. Все это вспоминается, и сейчас кажется, будто это было только вчера. Все, что связано с обучением в Духовных школах, живет в душе и сердце и сегодня. — «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и ... подражайте вере их» (Евр.13:7), — гласит Священное Писание. Кто из наставников или церковных иерархов сыграл самую важную роль в становлении Вас как священнослужителя Православной Церкви? — Самую важную роль сыграл в моей жизни и становлении сельский священник, протоиерей Сильвестр, который был на приходе в селе, где я родился. Он научил меня читать на церковнославянском, разбираться в богослужении, в церковном уставе, — все это довольно сложные вещи, сложные особенно для тех, кто не пел на клиросе, не прислуживал в алтаре, — так просто постигнуть все это бывает нелегко. Отец Сильвестр первым привил мне любовь к поэзии, чтению книг, научил многим добродетелям. Позже, во время моего обучения в Одесской семинарии, епархиальным архиереем был приснопамятный митрополит Одесский и Херсонский Борис (Вик), у которого я прислуживал в годы обучения в семинарии, а потом во время приездов в Одессу в период учебы в Ленинградской Духовной академии. Этот человек был исключительно церковным, владел музыкальными способностями и прекрасным голосом. В своей жизни я знал двух архиереев, обладавших великолепными голосами и наделенных музыкальными способностями: приснопамятных патриарха Пимена и митрополита Бориса. Эти два владыки никого не оставляли равнодушными своими богослужениями. Кроме того, эти глубоко духовные личности служили лучшим примером для учащейся молодежи и многому могли научить тех, кто хотел у них научиться и был готов принять то, что они могли дать.

http://pravoslavie.ru/37553.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВРЕМЕННЫЙ ВЫСШИЙ ЦЕРКОВНЫЙ СОВЕТ (ВВЦС), коллегиальный орган григорианского раскола (по имени архиеп. Екатеринбургского Григория (Яцковского) ). Возникновение ВВЦС представляло собой попытку захвата высшей церковной власти, учреждение и работа его осуществлялись при активной поддержке ОГПУ. После ареста 10 дек. 1925 г. Патриаршего Местоблюстителя митр. сщмч. Петра (Полянского) временное исполнение обязанностей Местоблюстителя (согласно завещанию митр. Петра) возложил на себя Нижегородский митр. Сергий (Страгородский , впосл. Патриарх Московский и всея Руси). К этому моменту ОГПУ подготовило самочинную группу епископов во главе с Екатеринбургским архиеп. Григорием и Можайским еп., вик. Московской епархии Борисом (Рукиным) , ведшим переговоры с ОГПУ еще до ареста митр. Петра. Они взяли на себя инициативу по созыву собрания епископов и, обратившись с этой просьбой к власти, получили на это разрешение. По приглашениям в Москву прибыло только 10 архиереев; остальные либо отказались, либо не были поставлены в известность. 22 дек. 1925 г. в Москве, в Донском мон-ре, состоялось совещание, на к-ром группа архиереев, основываясь на неправильно понятом принципе соборности, решила узурпировать высшую церковную власть, сосредоточив ее в руках группы епископов. Создание ВВЦС было прямым нарушением церковных канонов, а при наличии законных преемников Патриарха Тихона - захватом высшей власти в РПЦ. Первоначально в состав ВВЦС, также именовавшегося Малым собором епископов, вошли 7 архиереев из числа присутствовавших на совещании: Екатеринбургский архиеп. Григорий - председатель, бывш. Могилёвский архиеп. Константин (Булычёв) , Можайский еп. Борис (Рукин), Симбирский еп. Виссарион (Зорнин) , Переяславский еп. сщмч. Дамиан (Воскресенский) , Каменский еп. Иннокентий (Бусыгин) , Усть-Медведицкий еп. Тихон (Русинов) . Остальные епископы - сщмч. Вассиан (Пятницкий) , бывш. Егорьевский, Митрофан (Русинов) , Уразовский, и Иоанникий (Соколовский) , бывш. Омский,- признали и подчинялись ВВЦС. В кон. 1925 - нач. 1926 г. к ВВЦС присоединились еще 5 архиереев: Донской митр. Митрофан (Симашкевич) , Минский еп. Мелхиседек (Паевский) , Екатеринославский архиеп. Владимир (Соколовский-Автономов) , Чебоксарский еп. Симеон (Михайлов) , Елабужский еп. Ириней (Шульмин) .

http://pravenc.ru/text/155434.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010