В годы тяжелых хрущевских гонений, когда многие храмы и монастыри были ликвидированы и переоборудовано под клубы и библиотеки, Херсоно-Одесской епархией управлял митрополит Борис (Вик) (1906-1965 гг.). Невероятным напряжением сил ему удалось сохранить Свято-Успенский кафедральный собор и духовную школу Одессы. С распадом СССР Одесская епархия вынуждена была пережить новое тяжелое испытание, связанное с раскольнической антицерковной деятельностью митрополита Филарета (Денисенко), оказывавшего сильное давление на духовенство Украины с целью увлечь и его, и вверенный его попечению православный народ, в раскол. Лишь с прибытием в Одессу митрополита Агафангела (Саввина) церковная жизнь стала возрождаться и налаживаться. Населённые пункты [ править править код ] Святые [ править править код ] Собор Одесских святых (память в 3-ю Неделю по Пятидесятнице): Святыни [ править править код ] Свято-Успенский Патриарший мужской монастырь: Свято-Ильинский Одесский мужской монастырь: Свято Иверский мужской монастырь: Одесский Свято-Пантелеимоновский мужской монастырь: Свято-Успенский собор: Спасо-Преображенский собор: Свято-Константино-Еленинский Измаильский мужской монастырь: Свято-Николаевский Измаильский мужской монастырь: Свято-Покровский собор (Измаил): Покровский Балтско-Феодосиевский мужской монастырь: Спасо-Преображенский Борисовский женский монастырь : Монастыри [ править править код ] Свято-Ильинский Одесский мужской монастырь [ править править код ] Свято-Ильинский монастырь Свято-Ильинский мужской монастырь был основан в 1884 году как подворье русского афонского Ильинского скита для помощи паломничествующим через Одессу на Афон и в Палестину. Закладка церкви была совершена настоятелем скита архимандритом Гавриилом, 10 ноября 1894 года, в присутствии высших административных представителей города Одессы и массы горожан. В 1896 году постройка трехпрестольного пятиглавого храма, во славу Божию, была закончена. 22 декабря 1896 года, было совершено освящение главного престола, во имя чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Млекопитательница»/

http://azbyka.ru/palomnik/Одесская_облас...

В период Великой Отечественной войны советская власть изменила политику в отношении Церкви, поняв, что для остановки противника необходима мобилизация не только материальных, но и духовных ресурсов. По всей стране начали открываться храмы. Осенью 1942 года верующим Саратова было передано здание Свято-Троицкого собора, который был открыт в грозные дни сражений под Сталинградом, когда шли бомбардировки промышленных предприятий в Саратове. 8 октября 1942 года настоятель собора игумен Борис (Вик) в своей первой проповеди сказал: «Православные христиане, победа сама к нам не придет, нам надо сплотиться воедино и показать свой истинный русский патриотизм...». Позднесоветский период в истории Саратовской епархии отмечен возрождением общественного интереса к Церкви. Торжественно прошло празднование 1000летия Крещения Руси, под руководством архи­епископа Саратовского и Вольского Пимена (Хмелевского) стало стремительно возрастать число церковных приходов, чаще стали совершаться Таинства Крещения и Венчания, вновь открылась духовная семинария. Современный этап в истории епархии начинается в 2003 году, с приходом на Саратовскую кафедру Епископа Саратовского и Вольского Лонгина. В 2011 году Владыка стал митрополитом новообразованной Саратовской митрополии. За эти пятнадцать лет в церковной жизни были проведены качественные преобразования: построены и отреставрированы десятки храмов, открыты церковные образовательные учреждения, ведется широкая издательская, просветительская и миссионерская деятельность. Подвиги и победы, примеры святости и жертвенной любви к Родине, горькие уроки отступничества и предательства - живое представление всего этого делает экспозицию парка не только интересной и познавательной, но и побуждающей задуматься об исторической судьбе России, Промысле Божием о ее народе, необходимости стремления к единству и осмысления опыта исторических ошибок. Фото Александра Курочкина Газета «Православная вера» 18 (613) Подготовили Елена Сапаева , Кристина Никитина Православие и современность

http://ruskline.ru/opp/2018/oktyabr/01/o...

В послевоенное время в стране выносилось очень мало расстрельных приговоров, что резко отличалось от послевоенного периода. С 1947 по 1950 год смертная казнь вообще была официально отменена — но скорее это нужно объяснять не «гуманностью» советского руководства, а объективно ощущавшейся в обществе потребностью «отдохнуть» от крови, которая без перерыва лилась и в 1930-е годы, в период большого террора, и в первую, военную половину 1940-х. Однако идеологических кампаний хватало. Боролись то с формализмом, то с низкопоклонством, то с космополитизмом; то с писателями, то с музыкантами, то с учеными, то с врачами. Представляется возможным рассматривать антицерковную акцию государства начала 1949 года как одну из таких общегосударственных идеологических кампаний. Общую линию предыстории появления «Саратовской купели» совершенно верно изложил М.В. Шкаровский. Впервые введенные им в научный оборот данные позволяют сделать предположение, что вся история с фельетоном могла быть провокацией государственных органов. Ведь еще 6 декабря 1948 года глава Совета по делам Русской Православной Церкви Карпов разослал своим уполномоченным инструктивное письмо 34 1135с) с предложением о том, «чтобы на местах не чинилось препятствий к нормальному совершению богослужений в храмах, а также крестных ходов в дни рождественских и крещенских праздников» , а уже через два месяца вполне ожидаемые результаты этого предложения вызвали резко отрицательную реакцию того же государства . Суть декабрьского предложения Совета по делам РПЦ была доведена до управляющих епархиями. В Саратове с 1947 года кафедру занимал епископ Борис (Вик, 1906 — 1965). Уже после крещенских торжеств, в конце января 1949 года он сообщил местному уполномоченному Полубабкину, что «служба и крестные ходы прошли нормально, препятствий со стороны местных органов советской власти не было». В крестных ходах участвовало довольно много людей: в Саратове — до 10 тысяч человек, в Вольске — до 5 тысяч, в Хвалынске — около 2 тысяч. Купанье в реке имело место только в Саратове . Именно это купание кому-то было безразлично, кого-то искренне порадовало, у кого-то вызвало недовольство, а у кого-то, видимо, и удовлетворение — тем, что задуманная провокация удалась.

http://bogoslov.ru/article/373897

Особыми были те моменты, когда Архипастырь оканчивал проповедь и заходил в алтарь. В эти мгновения на его лице появлялась необычайная улыбка. Владыка будто светился от радости: он донес до сердец верующих именно то, что принесет пользу в деле их спасения. 4. Блаженнейший знал службу «на зубок» Блаженнейший не только знал наизусть утренние и вечерние молитвы, а и тексты богослужебных молитв и Евангельских зачал. Нередко священнослужители уточняли у него особенности различных моментов служб. Неоднократно я был свидетелем, как во время богослужения Владыка подсказывал священникам. 5. Блаженнейший служил красиво Как-то Владыка вспоминал, что за свою жизнь видел двух архиереев, которые «действительно служили красиво». Это митрополит Борис (Вик), у которого будущий Предстоятель был иподиаконом, и Патриарх Пимен. Скажу так — Блаженнейший действительно служил красиво. Благоговейно, молитвенно, смиренно, но при этом еще и красиво, что дается единицам. 6. На службу к Блаженнейшему тянулись не только люди, но и друзья наши меньшие Однажды, когда Блаженнейший возглавлял Литургию по случаю прославления одного из святых (по-моему, Иоанна Путивльского, хотя точно не помню), произошел такой случай. В момент богослужения, когда зачитывалось житие новопрославленного святого, Владыка находился на кафедре. Между верующими — а храм был полон — пробрался… кот и сел у ног Первосвятителя. Архипастырь посмотрел на гостя с присущим ему добрыми взглядом и улыбкой. Такое появление, правда, приветствовали не все, и животное вынесли из храма. 7. Слезы радости Митрополита Митрополит Владимир очень почитал и любил Божью Матерь. Его проповеди, посвященные Богородичным праздникам, звучали как-то особенно. Так, обращаясь к верующим с назидательными словами на соборной площади Лавры во время встречи чудотворной иконы Богородицы, Владыка процитировал Евангелие: «Откуда мне сие, яко прииде Мати Господа моего ко мне?» Я видел, что на глазах Блаженнейшего выступили слезы, так что на мгновение он даже сделал паузу.

http://pravmir.ru/kak-sluzhil-blazhenney...

Ярким архиереем советской эпохи стал архиепископ Никон (Петин) (1902-1956 гг.). При нем был обновлен и благоукрашен Свято-Успенский кафедральный собор, отремонтировано большинство храмов Одессы, восстановлены монастыри. На территории Свято-Успенской мужской обители была построена летняя резиденция Московских Патриархов. Эта резиденция, ставшая местом постоянного пребывания Патриарха в Одессе в летний период, сыграла важную роль в деле сохранения Одесской духовной семинарии и Свято-Успенского мужского монастыря в годы советской власти. Многочисленные конференции и встречи на высшем уровне, неоднократно проводившиеся в ее стенах, вынуждали руководителей СССР более лояльно вести себя по отношению к Церкви, показывая, таким образом, представителям иностранных держав свое, якобы доброжелательное отношение к ней. В годы тяжелых хрущевских гонений, когда многие храмы и монастыри были ликвидированы и переоборудовано под клубы и библиотеки, Херсоно-Одесской епархией управлял митрополит Борис (Вик) (1906-1965 гг.). Невероятным напряжением сил ему удалось сохранить Свято-Успенский кафедральный собор и духовную школу Одессы. С распадом СССР Одесская епархия вынуждена была пережить новое тяжелое испытание, связанное с раскольнической антицерковной деятельностью митрополита Филарета (Денисенко), оказывавшего сильное давление на духовенство Украины с целью увлечь и его, и вверенный его попечению православный народ, в раскол. Лишь с прибытием в Одессу митрополита Агафангела (Саввина) церковная жизнь стала возрождаться и налаживаться. Святые [ править править код ] Собор Одесских святых (память в 3-ю Неделю по Пятидесятнице): Святыни [ править править код ] Свято-Успенский Патриарший мужской монастырь: Свято-Ильинский Одесский мужской монастырь: Свято Иверский мужской монастырь: Одесский Свято-Пантелеимоновский мужской монастырь: Свято-Успенский собор: Спасо-Преображенский собор: Монастыри [ править править код ] Свято-Ильинский Одесский мужской монастырь [ править править код ] Свято-Ильинский монастырь

http://azbyka.ru/palomnik/Одесса

Мы тоже с ранних лет соблюдали пост: молока в эти дни не ели, даже если кто подаст. Однажды в Страстную Пятницу у нас совсем нечего было есть. Мама послала нас с сестренкой попросить продуктов у знакомых из соседнего села. Зашли в дом к леснику. Его жена нас спрашивает: «А вы не Иакова Романовича Гагарина дети? Садитесь обедать, я картошки наварила». Потом пахтанье нам предложила. Я сестренке говорю: «Ты, Сонечка, ешь, а я не буду. Сегодня Господа с Креста снимают, а я пахту буду есть?». Жена лесника очень на это удивилась. Дала нам картошки с собой. Вот этой картошкой мы Пасху и встретили. Папа вернулся только в 1947 году, еле живой. Устроился на работу. Ему дали паек: на него и на малолетних детей. А на меня уже не дали, и поехала я работать в Саратов. В Саратове Еще когда приезжала на некоторое время работать нянькой в Саратов, стала ходить в Свято-Троицкий собор. Как мне там нравилось! Уходить не хотелось. Однажды подошла я к архимандриту Борису (Вику) (будущему епископу) и говорю: «Батюшка, возьмите меня в собор уборщицей». Он посмотрел на меня и ответил: «Ты девочка слабенькая, а у нас тут очень тяжело. Но придет время, и ты здесь будешь». Владыка Борис служит молебен в ограде Троицкого собора. Праздник Крещения Господня. Саратов, 40−е годы В 1947 году в Саратове устроилась переплетчицей книг. Платили очень мало, еле сводила концы с концами. Да еще пришлось уйти с квартиры. Одна прихожанка в соборе спросила: «Где живешь, девочка?». Узнала, что у меня нет квартиры, и взяла к себе. Она устроила меня в детскую больницу санитаркой, где я проработала три года. В то время архиереем был епископ Борис (Вик). Как он служил! Народу на службы собиралось столько, что перекреститься было сложно. Люди стояли даже на прилегающей площади. Власти хоть и злились, но службы не разгоняли и Владыку не наказывали. Отрешили его от кафедры только в 1949 году, когда он на Крещенье крестный ход на Волгу устроил. Мороз в тот день был сильный, но народу было очень много. Люди наголодались духовно. Такая радость была! Отслужили молебен и стали купаться. Те, кто по благословению купались, не заболели. А вот молодые комсомольцы, которые по своей удали в прорубь полезли, попали в больницу.

http://pravoslavie.ru/37870.html

Спустя годы, я уже служил священником в Свято-Троицком соборе Саратова, позвали меня как-то в милицию. У коллекционеров изъяли краденые иконы, и я, как знаток, должен был помочь составить опись. Три дня я там разбирал эти иконы, идентифицировал, описывал. Вела это дело некая Ольга Владимировна, фамилии не помню, к сожалению. Я к ней и обратился — так, мол, и так, забрали моего деда в 37-м, и ни слуху, ни духу, помогите узнать хоть что-то о его судьбе. И она принесла мне справку о том, что Михаил Ювеналиевич Бахаревский был признан виновным по 58-й статье и приговорен к расстрелу за то, что вел борьбу против рабочего класса. Приговор приведен в исполнение 9 января 1938 года, место погребения неизвестно. В чем состояла борьба моего деда против рабочего класса, я не понимаю… Ну, а остальные члены моей семьи не очень-то радовались моему приходу к вере. Я стал ходить в храм все чаще, прислуживал в алтаре. Настоятелем Троицкого собора тогда был будущий епископ Борис (Вик).Меня уже мало что интересовало в жизни кроме Церкви, я даже уроки прогуливал из-за посещения храма. Мама к тому времени вторично вышла замуж за очень хорошего человека. Отец бросил нас с мамой перед войной, я так и не знаю причины этого. Уехал он в Ленинград, жил там один. И вот мама с отчимом решили отправить меня к отцу, в Ленинград. Чтоб вразумил, как-то на меня повлиял и отучил от Церкви. Маму ведь тогда даже с работы сняли за мои походы в храм… Так в 1946 году я попал в Ленинград. Отец устроил меня на чертежные курсы, казалось бы, все верно распланировали, да только одного не учли — в Саратове-то один Свято-Троицкий собор действовал, а в Ленинграде в то время много церквей было открыто. Вот уж где мне раздолье было, там и пропадал я вместо чертежных курсов. Побился со мной отец, помучился, да и отправил назад, в Саратов. В Тулу - без самовара      Настоятель Троицкого собора стал уже епископом, а я стал у владыки Бориса иподиаконом и поступил в Саратовскую православную духовную семинарию. Ее как раз открыли в 1947 году.

http://pravoslavie.ru/87258.html

Еще   в начале 1944 года,    архимандрит Борис   поехал в Москву, как выяснилось   - прощупывать почву для   дальнейшего карьерного своего   роста: «16 января 1944 г. Борису хочется съездить в Москву по хозяйственным церковным делам. Я послал Колчицкому телеграмму о предполагаемой командировке Бориса и просил разрешения Святейшего. 23 марта. Приехал (архиеп. Григорий – Л.А.) вчера в Москву в 8 утра.  На метро в Патриархию. С чемоданом устал. В парадной встретился с о. Иоанном (Разумов - Л. А.), который очень приветливо сейчас же сообщил о проделках Бориса Вика во время приезда в Москву в январе. К этому потом добавил Колчицкий, также встретивший меня очень приветливо и поделивший­ся со мной здешними секретами. Патриарх  встретил тоже очень при­ветливо. Накануне Патриарх получил мой доклад  о Вике и его теле­грамме и написал резолюцию “Печально”. И со мной сразу заговорил об этом. Я сказал, что из Вольска просят Вика викарием. Колчиц­кий тоже добавил, что телеграммы об этом получены и в Патриархии и в Совете, и что там намекали очень прозрачно, что можно Вику дать епископство. Патриарх сказал, что лучше его взять из Саратова и назначить в Орел или Сталин ... “Подумаем”. После, узнав от меня через Колчицкого о выкличке архиерейской, которую устроил себе за литургией Вик, Патриарх весь вечер был очень расстроен, как передавал мне по телефону Колчицкий. И о.Иоанн, и о.Кол­чицкий передавали, что Вик здесь старался чернить меня: говорил о том, что я в проповеди на Новый год коснулся его, что он не мог служить со мной из-за этого, что я окружен женским кружком, с кем-то сожительствовал, что ничего не делаю, не езжу на акафис­ты, только пишу свои “мемуары”... Говорил Иоанну, что Колчицкий его очень холодно принял, уделил всего 10 минут, и что он отпла­тит тем, что уменьшит ассигнования на Патриархию, что и сделал, передав мне вместо 15-20 тысяч только 10 тысяч. Иоанн возмущен его брехней обо мне, и говорит, что он и слышать о нем теперь не хочет […] . На […]  кафедру Патриарх предложил назвать кандидатов и об­ратился ко мне. Я указал на Бориса Вика, рассказал, что он от роду 37 лет, отец - лютеранин, мать - бывшая старообрядка; окон­чил среднюю школу (уточняли - не получил богословского образова­ния), но почитывал богословскую литературу, приучался говорить проповеди; обладает даром слова; человек бойкий, энергичный, хо­рошо служит, и этим очень нравится (с налетом старообрядческих приемов). Между прочим, верующие из Вольска (где 50 % старооб­рядцев), приезжали, видели и слышали его, понравился и стали про­сить его к ним викарием. По характеру - человек властный, само­любивый, честолюбивый и решительный.

http://bogoslov.ru/article/3747880

В 1953-1954 гг., при архиеп. Херсонском и Одесском Никоне (Петине), часто посещавшем обитель, в условиях определенного смягчения политики властей в О. М. м. были построены большой 2-этажный корпус, прачечная и баня. Мн. сестры обращались за духовным советом и к жившему рядом с мон-рем юродивому старцу Ивану Петровичу Жуковскому († 29 марта 1960). К нач. 1960 г. в обители проживали 134 насельницы, в ведении мон-ря находилось 10,4 га земли. В нач. 1960 г. О. М. м. был включен в список предполагаемых к закрытию обителей; была снята с должности игум. Анатолия (Букач), поселившаяся на бывш. монастырском хуторе в черте города. На этом участке, пожертвованном в марте 1953 г. А. В. Нециовской, размещалась монастырская дача. Последней настоятельницей О. М. м. перед закрытием была игум. Антония (Гутник), бывш. казначея Михайловского жен. скита (с. Ульяновка, ныне Вознесенское Черниговского р-на Черниговской обл.). При ней в 1960-1961 гг. более половины насельниц были лишены прописки и выдворены с территории монастыря. Выполняя требования властей, 20 июня 1961 г. митр. Херсонский и Одесский Борис (Вик) подписал указ об объединении О. М. м. и Рождество-Богородичного мон-ря в с. Александровка Одесской обл. В ночь на 24 июня 1961 г. последние 14 монахинь были вывезены в Александровку. Территорию и постройки О. М. м. передали городской туберкулезной больнице. В Михаило-Архангельской ц. был оборудован актовый зал. В 1991-1992 гг. попечением Одесских и Измаильских архиеп. Лазаря (Швеца) и митр. Агафангела (Саввина) началось возрождение обители. 4 нояб. 1991 г. Совет по делам религий при Кабинете министров Украины зарегистрировал устав мон-ря. В апр. 1993 г. мон-рю вернули часть сохранившихся помещений. На 2-м этаже перестроенного парадного корпуса в 1993-1994 гг. был открыт храм во имя арх. Михаила. При этом ц. св. Марии Магдалины на 1-м этаже восстанавливать не стали. Митр. Агафангел пожертвовал сестрам список Гербовецкой иконы Божией Матери в посеребренной ризе, к-рый был поставлен у левого клироса в Михаило-Архангельской ц., а также евхаристический набор, позолоченное облачение на престол, неск. автомашин, строительные материалы и т. д. Деревянный резной киот для иконы изготовили монахи одесского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . 1 мая 1993 г. в Михаило-Архангельском храме состоялось 1-е богослужение, а на 2-й неделе Великого поста 1994 г. митр. Агафангел совершил первый монашеский постриг 6 послушниц. Общину возглавила мон. Серафима (Шевчик), утвержденная в июле 1994 г. митр. Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом) в должности настоятельницы и возведенная в 1995 г. в сан игумении.

http://pravenc.ru/text/2578189.html

В январе именно этого, 1954 года бывший к тому времени наместником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Пимен (Извеков) вступил в должность наместника Свято-Троице-Сергиевой лавры. Здесь, в обители преподобного Сергия, сложились глубоко духовные отеческо-сыновние отношения между архимандритом Пименом и священноархимандритом Лавры Святейшим Патриархом Алексием (Симанским). Святейший Алексий отечески полюбил архимандрита Пимена за его безраздельную преданность святой Лавре. Особенно это было заметно, когда на одном из академических вечеров в бытность мою студентом Московских духовных школ Святейший говорил о духовной дружбе митрополита Московского Филарета (Дроздова) с его наместником в Лавре архимандритом Антонием, который был и духовником митрополита. Рассказывая в назидание нам, будущим пастырям, об этих замечательных человеческих отношениях, он напомнил и о высокой дружбе святых учителей Церкви Василия Великого и Григория Богослова. Все присутствующие в зале смотрели на сидящих рядом Патриарха Алексия и его наместника отца Пимена и чувствовали реальность подобных отношений, сплоченных единым стремлением служить духовным нуждам верующего народа и в наши дни, как и на заре христианской истории. 17 ноября 1957 года за Божественной литургией в Успенском кафедральном соборе града Одессы Святейший Патриарх Алексий возглавил хиротонию архимандрита Пимена во епископа Балтского, викария Одесской епархии. В хиротонии участвовали архиепископ Одесский и Херсонский Борис (Вик), архиепископ Кишиневский и Молдавский Нектарий (Григорьев), епископ Кировоградский и Николаевский Иннокентий (Леоферов), епископ Переяславль-Хмельницкий Нестор. Полагаю, мои собратия архипастыри согласятся со мной в том, что рукоположение в епископский сан — это событие столь важное и поворотное в жизни монаха, что оно сравнимо третьему рождению в мир — после материнских родов и монашеского пострига. Именно поэтому так важно, на мой взгляд, сказать несколько слов о тех архиереях, которые возложением рук преподали апостольскую благодать будущему Патриарху.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1227643...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010