Сергий (Страгородский Иоанн Николаевич), Патриарх Московский и всея Руси Родился II января 1867 года в Нижегородской губернии в гор. Арзамасе, в семье протоиерея, где получил глубокое религиозное воспитание. Первоначальное образование получил в приходском, а затем в Арзамасском духовном училище. В 1886 году окончил Нижегородскую духовную семинарию, поступил в СПБ духовную академию. 30 янв.1890 года пострижен в монашество, будучи студентом 4–го курса академии, а 21 апреля рукоположен во иеромонаха. 9 мая 1890 года окончил духовную академию со степенью кандидата богословия и 13 июня назначен в Японию членом Православной духовной миссии. В декабре 1891 года назначен судовым священником на корабль «Память Азова». В 1893 году назначен исп. должность доцента по кафедре Священного Писания Ветхого Завета к С.-Петербургской духовной академии. С 13 декабря 1893 года исп. должность инспектора Московской духовной академии. 21 сент.1894· года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Русской посольской церкви в Афинах. В 1895 году удостоен степени магистра богословия за диссертацию: «Православное учение о спасении». В 1897 году вторично назначен в Японию помощником начальника Православной духовной миссии. 29 июля 1899 года определен ректором СПБ семинарии, а 6 октября того же года назначен инспектором СПБ духовной академии. С 25 янв.1901 года – ректор той же духовной академии. 25 февраля 1901 года хиротонисан во епископа Ямбургского, вик.С.-Петербургской епархии. Чин хиротонии совершали: митр. Петербургский Антоний, митр. Киевский Феогност, митр. Московский Владимир, архп. Холмский и Варшавский Иероним, еп. Кишиневский Иаков, епископ Борис, еп. Гдовский Вениамин, еп. Нарвский Никон и еп. Сарапульский Владимир. С 6 окт·1905 г. – архиепископ Финляндский и Выборгский. В 1906 году участвовал в сессии Св.Синода, председательствовал в Учебном Комитете, одновременно занимаясь исправлением текста богослужебных книг. С этого же года состоял Почетным членом СПБ духовной академии. С 6 мая 1911 года – член Святейшего Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Хвалынск. Церковь Воздвижения Креста Господня. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческая) Церковь. Действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:Между 1906 и 1914. Архитектор:Ю.Н. Терликов Адрес: Россия, Саратовская область, Хвалынский район, г. Хвалынск, ул. Достоевского, д. 10 Координаты: 52.492005, 48.108079 Проезд:Междугородний автобус Саратов-Хвалынск, автобус по городу Хвалынску 1, 2 (ост. " Центр " ). Расстояние от г. Саратова до г. Хвалынска 250 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческая Белокриницкой иерархии). Архитектор Ю.Н. Терликов. Проект 1907 г. Окончание строительства 1914 г. Экспроприирована у общины в 1930 г. Передана РПЦ в 1946г. Утрачена колокольня. Престол в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Освящен в 1947 году архиерейским чином. Храм построен в 1906-1914 годах. Архитектор Юрий Николаевич Терликов. В конце 1905 года, после провозглашения Указа Императора Николая II о веротерпимости, хвалынские старообрядцы, приемлющие белокриницкую иерархию, добились разрешения на строительство в Хвалынске старообрядческого храма. Хвалынская «белокриницкая» община оказалось первой в Саратовской губернии, получившей такое разрешение. Проект, выполненный саратовским архитектором Ю.Н. Терликовым, был утвержден 19 декабря 1905 года. В течение 1906-1914 годов велось строительство храмового здания и колокольни. 31 марта 1914 года храм был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Настоятелем был назначен иерей Иоанн Карпович Исаичев, впоследствии — последний Саратовский старообрядческий епископ Иоанникий (†1937), казненный в застенках НКВД. Весной 1931 года Покровская церковь была закрыта, снесены купола и колокольня. В здании был размещен склад консервного комбината. В годы Великой Отечественной войны в здании стали собираться на молитву хвалынские православные, но лишь в 1946 году здание было официально передано общине Русской Православной Церкви (Московского Патриархата). В 1947 году епископ Саратовский и Вольский Борис (Вик) совершил Чин освящения восстанавливаемого храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в память разобранной на кирпичи за несколько месяцев до того хвалынской Крестовоздвиженской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=12864

Ювеналии (Поярков Владимир Кириллович), м von Kruticy und Kolomna Родился 22 сентября 1935 года в г.Ярославле. Там же окончил среднюю школу. В 1957 году окончил Ленинградскую духовную семинарию и поступил в Ленинградскую духовную академию. 10 окт.1959 года пострижен в монашество. 4 ноября рукоположен во иеродиакона. I янв.1960 года рукоположен во иеромонаха. 15 авг.1960 г. назначен в Отдел внешних церковных сношений и переведен в Московскую духовную академию. В 1961 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен преподавателем Московской духовной семинарии. 7 июля 1962 года возведен в сан игумена. 16 июля того же года назначен редактором бюллетеней Среднеевропейского Экзархата “Голос Православия“. 23 янв.1963 года назначен начальником Русской духовной миссии во Иерусалиме с возведением в сан архимандрита. 22 дек.1964 года назначен заместителем Председателя Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии. 26 декабря 1965 года хиротонисан во епископа Зарайского, вик. Московской епархии. Хиротонию совершали: митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, архиепископ Ярославский и Ростовский Сергий, епископ Дмитровский Филарет, епископ Волоколамский Питирим, епископ Рязанский и Касимовский Борис, епископ Тихвинский Филарет и епископ Тегельский Ионафан. С 1960 года принимает участие в различных международных христианских конференциях, собраниях, посвященных защите мира. Является членом постоянных учреждений и комиссий Всемирного Совета Церквей и член Рабочего комитета Христианской Мирной Конференции. Труды: «Третья христианская мирная конференция в Праге». «ЖМП» 1960, 10, стр.27–32. «Христианская мирная конференция молодежи в Праге». «ЖМП» 1960, II, стр.32–34. «Встреча молодых христиан Европы в Лозанне». «ЖМП» 1960, 10, стр.63–71. «Доклад члена молодежной делегации Русской Православной Церкви на Конгрессе в Праге». «ЖМП» 1961, 8, стр.55–58. «Встреча представителей Русской Православной Церкви с участниками Всемирного форума молодежи».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Борис (Плотников Владимир Владимирович), еп. Ямбургский, вик. С.-Петербургской епархии Сын столоначальника Красноярского Духовного Правления. Родился в 1855 году. По окончании образования в Красноярском Духовном училище и в Томской Духовной Семинарии Преосвященный Борис в 1876 году прибыл на казенный счет в Казань для поступления в Казанскую Духовную Академию. Несмотря на слабое здоровье (страдал катаром легких) Владимир Владимирович блестяще выдержал конкурсные экзамены, был принят в Академию первым студентом и зачислен на церковно-практическое отделение. В течение студенческой жизни Плотников держал себя в стороне, редко принимал участие в интимных товарищеских беседах и прослыл за человека гордого и высокомерного. Но это была ошибка, т.к. на самом деле от природы он был человеком простым и добрым, но весьма сдержанным, застенчивым и неговорливым. Скоро обнаружилось, что Плотников обладал выдающимися умственными дарованиями, весьма основательной научной подготовкой и неутомимой жаждой знаний. Поступив в Академию с основательным знанием древних языков, Плотников в Академии основательно изучил английский язык и сверх того серьезно занялся изучением славянских наречий у известного лингвиста И.Бодуэн-Куртенэ, бывшего в то время профессором Казанского университета. Под его руководством Плотников изучил польский язык. С течением времени открылось, что языкознание не составляло специальной задачи ученых занятий, а приобреталось им лишь в качестве вспомогательного средства для богословских исследований. Научно-литературные труды первоначально выражались в весьма дельных студенческих семестровых сочинениях. Так, еще на первом курсе он написал «Разбор сравнительной мифологии Макса Мюллера”, который был им напечатан в «Филологических записках» (1879 г., bыn.II и IV); на втором курсе им было написано «Палеографико – глоттологическое исследование средне-болгарского Служебника 1532 года», напечатанное потом в тех же «Филологических записках». На третьем курсе темой для кандидатского сочинения Плотников избрал: «Главные моменты в истории христианского просвещения в его отношении к древнему греко-римскому образованию и греко-римской науке и литературе, от начала христианства до эпохи возрождения». Это сочинение не только доставило автору степень кандидата богословия, но и обратило на него внимание профессуры как на весьма талантливого юношу. Ему было предложено серьезно заняться словесностью и литературой и на четвертом курсе он избрал их своей специальностью вместе с Основным богословием. По окончании курса он представил в качестве ученой работы сочинение на тему: «Основные принципы научной истории литературы».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Завещание Патриарха Приготовились было уходить, но Святейший вдруг сам начал как-то очень осторожно, точнее, очень деликатно, даже застенчиво, расспрашивать меня – кто я, откуда, какая семья, чем дышу-живу. 5 декабря, 2014 Приготовились было уходить, но Святейший вдруг сам начал как-то очень осторожно, точнее, очень деликатно, даже застенчиво, расспрашивать меня – кто я, откуда, какая семья, чем дышу-живу. Шесть лет назад Россия простилась с Патриархом. Верующие люди знают — смерти нет, и это для нас, «плотяных», 5 декабря 2008 года стало днем скорби, а для Патриарха Московского и всея Руси Алексия II — Днем Рождения в жизнь вечную… Я не устану славить Бога за то, что Он даровал мне счастье личного общения с Патриархом. Мы встретились на самой заре его патриаршества, в августе 1990 года. Москва в те дни готовилась праздновать свой первый в современной истории День Города, и съемочная группа, в состав которой я входила, готовила к выпуску документальный фильм об этом событии. В рамках празднования было много обычных, мирских, мероприятий. Но еще должны были совершиться два знаменательных события, связанных с духовной жизнью России – первое (после почти 70-летнего перерыва!) богослужение в Успенском Соборе Кремля и первый Крестный ход по Москве. Передо мной стояла задача — взять у Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II интервью. Надо сказать, что это оказалось непросто: рабочий день Патриарха был расписан поминутно за месяцы вперед. Если честно, вскоре я устала только отслеживать его наполненный с утра до ночи рабочий график! То, что он практически не отдыхал, — это факт. Рано утром служба, дальше — прием делегаций, отдельных визитеров. Всем от Святейшего было что-то надо. Нам в том числе. И если бы не помощник патриарха — Борис Борисович Вик, мы еще очень долго безуспешно пытались бы втиснуться в график приемов. Так или иначе, но наступил-таки день, когда светская с головы до пят, с коротко подстриженным затылком (стыдно вспомнить!) я отправилась на съемки. Что осталось в памяти? Если совсем коротко, то главным впечатлением отложились доброта и …застенчивость патриарха. Нам было отведено на запись беседы всего 20 минут. Вопросы мы передали в пресс-службу заранее, и Святейший без запинки ответил на них.

http://pravmir.ru/zaveshhanie-patriarha/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Борис (Скворцов), еп. Рязанский. Фотография. Нач. 70-х гг. XX в. (Скворцов Борис Гаврилович; 30.09.1895, с. Стрешнево Данковского у. Рязанской губ.- 11.08.1972, Рязань), еп. Рязанский и Касимовский. Род. в семье священника, рано потерял мать. В 1911-1917 гг. учился в Рязанской ДС, по окончании к-рой женился и 8 сент. 1917 г. еп. Михайловским, вик. Рязанской епархии, Павлом (Вильковским) был рукоположен во священника к Борисоглебской ц. в Рязани, в к-рой служил его отец. В 1923 г. стал ключарем храма. В сер. 20-х гг. овдовел. По предложению о. Бориса приходской совет постановил (23 дек. 1923) включить в клир храма Михайловского еп. Глеба (Покровского) , к-рому власти отказали в регистрации. В окт. 1925 г. свящ. Б. Скворцов был привлечен к уголовной ответственности по делу «О контрреволюционной деятельности Рязанской епархиальной канцелярии» вместе с архиеп. Борисом (Соколовым) , еп. Глебом (Покровским) и др. членами канцелярии. На следствии о. Борис никого не оговорил, ложных показаний не давал. За отсутствием состава преступления был освобожден. О. Борис был добрым пастырем, любимым народом, он ежедневно совершал богослужения и никогда не отказывал в совершении треб. В праздник Богоявления в 1927 г. о. Борис сослужил митр. сщмч. Серафиму (Чичагову) и вместе с архиереем совершил великое освящение воды на р. Трубеж. После закрытия в 1929 г. соборов в Рязанском кремле священник добился разрешения властей на перенесение епископской кафедры в Борисоглебский храм с правом служения в нем архиеп. Рязанского и Шацкого сщмч. Иувеналия (Масловского) . Несмотря на это, 5 нояб. 1929 г. храм закрыли и стали использовать для хранения зерна. После многочисленных обращений духовенства и прихожан в органы власти в июле 1930 г. в храме возобновились богослужения. В том же году о. Борис в сане протоиерея стал настоятелем Борисоглебского собора и председателем приходского совета. В 1935 г. в связи с закрытием собора назначен настоятелем ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», единственного храма в Рязани, не закрывавшегося в период гонений. За патриотическую деятельность в годы Великой Отечественной войны награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

http://pravenc.ru/text/153163.html

Борис (Вик Борис Иванович), митр. Херсонский и Одесский Родился 28 авг. (по «ЖМП» 1965 г., 6, стр.8 указана дата рождения 27 августа) 1906 года в г.Саратове в семье рабочего. В 1917 году окончил два класса Саратовского духовного училища. В 1923 году был послушником Саратовского Спасо-Преображенского монастыря. В 1925 году окончил 5-ю Советскую школу 2-й ступени г.Саратова. При архп. Борисе (Соколове) (1923–1928 гг.), служил диаконом в обновленческом храме г.Рязани. Несколько лет состоял келейником у б. обновленческого митр. Корнилия (Попов), тогда Воронежского. Как келейник обновленческого митрополита, он, несомненно, был и сам обновленцем. Неизвестно только, когда он принес покаяние и приносил ли его. В июне 1928 года благословлен в рясофор с именем Серафима, в марте 1930 года последовало пострижение в мантию. В мае 1935 года рукоположен во иеродиакона, а затем в иеромонаха. В I937 г. служил на гражданской службе в г.Саратове. Заслуживает внимания тот факт, что архиепископ Андрей (Комаров), открывавший в Саратове собор в октябре 1942 года, не хотел допускать иеромонаха Бориса до священнослужения и предложил ему сначала покаяться. Неизвестно, что имел в виду архиепископ под этим словом: участие ли в обновленческом расколе или же какие-нибудь другие, тайные грехи. Епископ (а затем и архиепископ) Григорий Чуков , бывший впоследствии митрополитом Ленинградским, вступив на Саратовскую кафедру после архиепископа Андрея в октябре 1942 года, оказал полное доверие молодому иеромонаху, поставил его настоятелем собора и способствовал его дальнейшему продвижению. В ноябре 1942 года иеромонах Борис был возведен в сан игумена, а в августе 1943 года в сан архимандрита. 4 апр. 1944– г. хиротонисан Святейшим Патриархом Сергием во епископа Нежинского, вик. Черниговской епархии. С апреля 1945 года – епископ Черниговский. С 13 янв. 1947 года – епископ Саратовский и Вольский. С 8 по 18 июля 1948 года был участником церковных торжеств по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви и соучаствовал в совещаниях патриархов и представителей автокефальных Православных Церквей по предложениям Московской Патриархии вопросам:

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Архипастырские послания 2300. Алексий I (Симанский), патр. Московский и всея Руси. Из Пасхального Послания. к настоятелям церквей гор. Москвы в 1946 г.//ВРЗЕПЭ. 1947. 2. С. 23–28. 2301. Алексий I (Симанский), патр. Московский и всея Руси. Пасхальное приветствие преосвященным архипастырям, всечестным пастырям и возлюбленной о Христе пастве в нашем отечестве и за рубежом//ВРЗЕПЭ. 1947. 2. С. 3–5. 2302. Алексий I (Симанский), патр. Московский и всея Руси. [Послание.] преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам нашей святой Православной Русской Церкви в отечестве нашем и за границей//ВРЗЕПЭ. 1947. 2. С. 2–3. 2303. Алексий I (Симанский), патр. Московский и всея Руси. Рождественское послание. архипастырям, пастырям и пастве Российской Церкви//ВРЗЕПЭ. 1950. 5. С. 1–2. 2304. Алексий I (Симанский), патр. Московский и всея Руси. Пасхальное послание...//ВРЗЕПЭ. 1953. 14. С. 67–68. 2305. Алексий I (Симанский), патр. Московский и всея Руси. Рождественское послание. архипастырям, пастырям и пастве Российской Церкви//ВРЗЕПЭ. 1954. 17. С. 1–2. 2306. Алексий I (Симанский), патр. Московский и всея Руси. Пасхальное послание.//ВРЗЕПЭ. 1955. 21.С. 49–50. 2307. Алексий I (Симанский), патр. Московский и всея Руси. Рождественское послание.//ВРЗЕПЭ. 1955. 24. С. 255–256. 2308. Борис (Вик), архиеп. Берлинский и Германский. Рождественское обращение.//ВРЗЕПЭ. 1953. 1з. С. 3–4. 2309. Борис (Вик), архиеп. Берлинский и Германский. Пасхальное послание.//ВРЗЕПЭ. 1953. 14. С. 70–71. 2310. Борис (Вик), архиеп. Берлинский и Германский. Рождественское обращение к клиру и пастве.//ВРЗЕПЭ. 1954. 17. С. 3. 2311. Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Архипастырское послание пастырям и верным чадам Ленинградской митрополии [при вступлении на Ленинградскую кафедру]//ВестнЛДА. 1990. 2. С. 3–8. 2312. Никодим (Руснак), митр. Харьковский и Богодуховский. Читателям журнала «Вера и разум»: Приветственное послание главного ред. Высокопреосвященного митр. Харьковского и Богодуховского Никодима//В1Р. 2000. 1. С. 3–4.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Борис (Рукин), еп.б. Можайский, вик.Московской епархии В 1904 году окончил Казанскую духовную академию. За сочинение на тему: «Церковно-библейское учение о пастырском призвании» удостоился степени кандидата богословия. После окончания академии был оставлен при академии на годичный срок профессорским стипендиатом при кафедре Пастырского Богословия. Ректор академии Преосв.Алексий дает отзыв на профессорского стипендиата Бориса Рукина, оставленного для ученых занятий при кафедре Пастырского Богословия: «Рукин с великой пользой провел время своего стипендиатства. Согласно данной ему инструкции он занимался разработкой вопроса о пастырском призвании, изучая не только св. Библию и подлежащие творения отеческой литературы, но и основательно ознакомился с учеными монографиями, как русскими, так и иностранными – относящимися к теме его ученых занятий, о чем свидетельствует весьма солидный перечень материала, прочитанного и использованного стипендиатом. Результатом занятий явилась работа в качестве диссертации на тему: «О пастырском призвании». В 1905 году был назначен на должность преподавателя Священного Писания в параллельные классы Рязанской духовной семинарии. Затем был назначен Ставропольским Епархиальным наблюдателем церковно-приходских школ и до революции был в светском звании. 17 ноября 1923 года хиротонисан во епископа Можайского, вик Московской епархии. Служил во многих храмах Москвы. После смерти Патриарха Тихона оставался Можайским викарием. Принимал деятельное участие в организации погребения Святейшего Патриарха Тихона. В декабре 1925 года уклонился в григорианский раскол, но видной роли в ВВЦС не играл. Причина его перехода в ВВЦС была личная вражда с митр. Петром, которого он ценил очень низко. В последующие годы был последовательно возводим в сан архиепископа и митрополита и состоял членом григорианского Свящ. Синода. Своим отходом от Русской Православной Церкви он окончательно потерял свой авторитет в широких московских церковных кругах. Весной 1934 года в Москве он трагически покончил с собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Борис (Шипулин Владимир), архп.Ташкентский Родился 27 дек. 1874 года в Вологодской епархии. День Ангела 22 июля. В 1900 году по окончании Московской Духовной Академии со степенью кандидата богословия определен помощником инспектора той же академии и пострижен в монашество. В 1901 году рукоположен в сан иеромонаха. В 1902 году назначен инспектором Курской духовной семинарии. В 1904 году переведен на должность ректора Псковской духовной семинарии и возведен в сан архимандрита. В 1905 году перемещен на должность синодального ризничего и настоятеля Синодальной Двунадесяти Апостолов церкви. С 1906 года назначен настоятелем Ставропигиального Новоспасского монастыря, где пробыл до 1909 года. В 1909 году назначен ректором Московской духовной семинарии. 24 июня 1912 года был хиротонисан во епископа Винницкого, вик. Подольской епархии. Хиротония совершалась в Москве в храме Христа Спасителя. Чин хиротонии совершали: митрополит Московский Владимир в сослужении члена Святейшего Синода архп. Алексия, бывш. Тверского, епископов: Василия Можайского, Анастасия Серпуховского, Феодора Волоколамского и др., пребывающих в Москве архипастырей. 14 февр. 1914 г. назначен епископом Балтским, вторым викарием той же Подольской епархии. На этой кафедре пробыл до 1915 года. 12 февр. 1915 г. был назначен епископом Чебоксарским, вторым викарием Казанской епархии. Будучи на этой кафедре, состоял настоятелем Казанского Кизичского третьеклассного необщежительного монастыря. В 1918 г. был участником Священного Собора Архипастырей Православной Российской Церкви. С 1918 г. – епископ Киренский, вик. Иркутской епархии. С 1921 г. – епископ Уфимский. В 1927 году возведен в сан архиепископа. С 15 сент.1927 года – архиепископ Тульский до конца этого года. С конца 1927 года по 1934 год епархией не управлял. В 1934 году назначен архиепископом Тобольским, но в управление не вступал. С 8 мая 1935 года был назначен архиепископом Томским, а 27 этого же месяца освобожден от управления Томской епархией. В 1936 году был назначен архп. Олонецким, но в управление епархией не вступал.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010