Старокатолический профессор Reusch выразил приветствие собравшимся, в качестве ректора Боннского университета, – пригласил их внести свои имена в предъявленный для этого лист и заявил, что совещания предполагается вести не публично и что мнение каждого члена Конференции будет считаться его личным мнением, а не выражением учения какой либо церкви, общества и т. п; затем предложил избрать г. Деллингера председателем Конференции, что и было единогласно принято. Г. Деллингер во внимание к тому, что англо-американцы не говорят по-немецки, а все другие члены Конференции могут говорить на этом языке, предложил производить совещания в двух отделениях, в одном на английском языке, в другом на немецком, и, по соглашении как с англиканами, так и с другими членами конференции, назначил для собранья 1-го отделения 3 часа, а для собрания 2-го – 6 часов по полудни в тот же день, с тем однако, что как англикане, так и прочие члены Конференции, могут, если желают, присутствовать на совещаниях того и другого отделения, – что и оказалось желательным для всех. Такой порядок совещания соблюдался, впрочем, только в этот день; в следующие два дня совещания происходили одновременно как на английском так и на немецком языке, при чем из немецких старокатоликов с англиканами объяснялся один только председатель, а в совещаниях с прочими членами Конференции принимали участие как епископ Рейнкенс, так и другие старокатолические богословы. Один из англикан Hogg напомнил во время этого утреннего собрания о предложении секретаря Англо-континентального общества, д-ра Meyerick’a, состоявшем в том, чтобы основанием для совещания было принято церковное учение первых пяти столетий. Председатель объявил, что основанием совещаний уже в приглашении на Конференцию признана вера неразделенной церкви и что старокатолики с своей стороны не считают себя более связанными определениями Тридентийского Собора. Это было говорено на английском языке. В совещаниях англикан с г. Деллингером, которые происходили в этот день от 3–6 часов по полудни на английском языке и в которых православные не принимали никакого участия, хотя и присутствовали в зале совещаний, как англиканами, так и старокатоликами приняты были следующие положения:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Гораздо труднее было бы для меня излагать заявления старокатоликов, если бы я не запасся еще в Бонне заметками, отчасти писанными мною самим тотчас после заседаний, отчасти весьма обязательно сообщенными мне после Конференции одним из боннских друзей. Быть может и в изложении мнений старокатолических членов Конференции я, кроме неполноты, допустил недоразумения и неточности; в таком случае пусть достоуважаемые ученые, снисходительно слушавшие нашу gebrochene немецкую речь, узнают, если только узнают: как один из православных русских понял и как умел передать их мысли» Из англо-американских заявлений, делавшихся на английском языке, которого я совсем не понимаю, одни совсем опущены, – это те, которые относятся к первому заседанию, в котором православные, с своей стороны, были только сторонними зрителями; другие же, весьма коротко изложенные, заимствованы частью из заметок упомянутого мною боннского старокатолика, частью из личного разговора с некоторыми англиканами на Французском или немецком языке, частью же от А. А. Киреева, владеющего и английским языком. В сообщаемых мною сведениях о Конференции заслуживает внимания перевод положений, принятых отчасти только англиканами и старокатоликами, отчасти и православными. Перевод сделан мною с немецкого текста, собственноручно написанного ректором Боннского университета, старокатоликом Рейшем, и взятого мною с собою при выезде из Бонна. В напечатанных в русских газетах положениях выпущены совсем три выражения, из которых одно относится к вопросу о Filioque, другое к положению о Покаянии, третье – об Евхаристии, как о жертве: все три выражения, очевидно, кому-то не понравились на Западе. Кстати заметить, что в течение всех трех дней, в которые продолжались заседания Конференции, я не имел в руках никакого перечня положений, о которых предполагалась или уже и шла речь в Конференции; только на последнем утреннем заседании Конференции г. Деллингер, открывая это заседание, вручил мне в немецком переводе положение об евхаристии, как о жертве, о котором тотчас же и начались рассуждения. Во все же прочие заседания председатель являлся с написанными на английском языке несколькими положениями, о которых ни я и, кажется, никто из нас православных не имел никакого предварительного понятия, и о которых, однако же, тотчас же и прежде всех спрашивали нашего мнения. Из нижеследующего читатели увидят, что наши мнения принимались на Конференции как наши личные мнения, а не как голос церкви или какого либо общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

59 Прот. П.Е. Покровский, главный священник армии и флота, избранный в члены Совета на место прот. И.В. Вастльева. И.С. 63 Заявления первого синода немецких старокатоликов (27–29 мая 1874 года в Бонне), отвергшие обязательность ежегодной устной исповеди и высказывавшихся против поста в смысле воздержания от некоторых родов пищи. И.С. 64 Составленные проф. Лангеном «Katholischer Katechismus» и «Leitfaden fur den katholischen Religionsuuterricht an hoheren Schulen». И.С. 68 А.В. Тачалов, священник русской церкви в Висбадене(1890), участвовавший в боннских конференциях 1874 и 1875 гг. 69 Bericht über von 10 bis 16 August 1875 zu Bonn gehaltenen Unions-Conferenzen hagb. Von Dr. F.H Reusch. Bonn 1875. Перевод этого отчета напечатан был в «Христианском Чтении» 1876 г. 1–2, а также в «Сборник О.Л.Д.П.» (год четвертый). И.С. 70 В заседании 11 " декабря 1875 г. после чтения проф. И. Т. Осинина о Боннской конференции 1875 г. происходили по поводу конференции рассуждения, в которых принимали участие иером. Герасим Яред , проф. И. Т. Осинин и прот. И. Л. Янышев. И. С 71 Доминико Панелли, епископ основанной в 1875 г. в Неаполе «Национальной итальянской церкви». Перед этим он долгое время жил на Востоке, где перешел в православие и был будто бы даже посвящен в архиепископа лидскаго. Панелли обращался за поддежкою и к русской церкви. В томже 1875 г., однако, он был низложен своим собственным Обществом. И.С. 72 «Катехизис, изданный в Бонне по поручению старокатолического синода», в русском переводе напечатан был сначала в «Церковном Вестнике» 1876 г. 5–12; перепечатан В «Сборнике». И.С. 73 И.Л. Янышевым пожертвовано было Обществу Л.Д.П. 200 экземпляров старокатолического катихизиса в русском переводе и столько же экземпляров «Отчета о второй Боннской конференции» проф Рейша. И.С. 74 Чтение Ф. Г. Тернера о «свободе совести“ и о «духовно-религиозном воспитании и содействии ему нашего общества» в заседании Общества 14 марта 1876 г. и речи по поводу этого чтения прот. И. Л. Янышева и проф. М. 0. Кояловича (1891) в заседании 25 апреля 1876 г. см. в «Сборнике протоколов 0. JI. Д. П.» (годпятый), стр. 1, 19 и 38. И.С.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Н.М. Богородский Введение Шесть тезисов, извлеченных из творений св. И. Дамаскина, принятие этих тезисов восточными и западными на Боннской конференции 1875 г. в качестве согласительной формулы и значение этого принятия; задача исследования. Новейшая литература по вопросу об исхождении Св. Духа. План сочинения. Нашему времени суждено было возобновить споры об исхождении Св. Духа, несколько веков тому назад волновавшие греческий восток и латинский запад. Виновником возобновления этого спора было старокатолическое движение, послужившее поводом к возобновлению попыток к соединению церквей. Наиболее замечательным явлением в области этих новейших униональных попыток была международная конференция друзей церковного единения, состоявшаяся в Бонне в августе 1875 года. Эта конференция занималась главным образом вопросом об исхождении Св. Духа. Имелось в виду достигнуть соглашения в этом пункте учения, составляющем предмет пререкания между церквями – восточной и западной. Достигнуть соглашения предполагалось на почве учения об этом предмете древней неразделенной церкви. После довольно продолжительных переговоров присутствовавшие на конференции пришли к мысли формулировать учение о Св. Духе словами какого-либо св. Отца восточной церкви. Остановились на писателе VIII века, св. Иоанне Дамаскине . Из сочинений этого отца извлечены были шесть тезисов, довольно полно излагающих учение о Св. Духе 1 . Обе стороны, между которыми велись переговоры, т.е. и православные, и старокатолики с англиканами, выразили свое согласие с учением, которое содержится в этих тезисах. Поэтому последние и были приняты на конференции в качестве согласительной формулы. Принятие согласительной формулы еще не было, впрочем, полным, действительным соглашением в самом понимании исхождения Св. Духа. Факт принятия согласительной формулы в таком виде не означал такого соглашения; он имел другое значение. Еще во время самих переговоров в Бонне ясно было, что старокатолики не вполне отрешились от учения о «Filioque».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Тогда тот же православный вслух всех, прочитал еще раз положение об евхаристии, которое на этот раз было изложено на бумаге в немецком переводе и вручено ему при открытии заседания; другой православный, имея в руках одно из наиболее распространенных в православной церкви догматических богословий, передал на немецком языке изложение учения: православной церкви об евхаристии, как жертве, и об отношении ее к жертве крестной; и затем как православные, так и Деллингер, признал, что они не видят разногласия между предложенным положением и между учением православной церкви. Деллингер прибавил, что если он избегал богословской терминологии, то только в интересах общепонятности учения для всех членов Конференции. Один из датских членов Конференции заявил, что и он готов принять это положение, и выразил учение своего вероисповедания так, что Деллингер объявил ему: если вы точно передаете смысл учения вашей церкви, то отрадно, что и она в этом пункте согласна с нами. Последним предметом общих совещаний Конференции послужило предложение англо-американцев внести в положение о предании ту оговорку, о которой упомянуто выше и которая в то время признана была Деллингером основательною; именно они предложили так формулировать это положение: «Тогда как священное писание, как известно, составляет первое (primäre) правило веры, мы признаем, что подлинное предание, т. е. непрерывное, частию устное, частию письменное, предание преданного первоначально Христом и апостолами учения, составляет и пр.» На вопрос православных о том: как старокатолики понимают отношение предания к писанию г. Деллингер приблизительно так отвечал: «мы понимаем предание в обширном и тесном смысле; в обширном смысле под преданием разумеется все богооткровенное учение как писанное, так и неписанное, и притом  – писанное как в священном писании, так и в других источниках; в этом обширном смысле само священное писание есть первый член предания. В тесном смысле под преданием мы разумеем то богооткровенное учение, которое хранится в церкви помимо священного писания; этому преданию мы придаем значение авторитета в толковании самого священного писания».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

В числе публичных чтений, организованных Обществом, одни выделяются особо, ставши событием в истории философии: это были знаменитые " Чтения о Богочеловечестве " , цикл лекций Владимира Соловьева в 1877-78 гг. Соловьев жил в эти годы в Петербурге и стоял близко к Обществу. Долгие дружеские отношения связывали его и с Киреевым, и с его сестрой, Ольгой Алексеевной Новиковой (1840-1925), которая также играла видную роль в кругах поздних славянофилов и участвовала в контактах со старокатоликами. Однако позиции Соловьева были гораздо ближе к ортодоксальному папизму, нежели к старокатоличеству, и Движение не вызывало его симпатий. Как ясно показывают его слова в одном из писем к Кирееву, он был полным сторонником Ватиканского догмата: " По-Вашему, эти " новые " догматы, т.е. infallibilitas и " immaculata conceptio " , к которым Вы присоединяете также " filioque " , составляют ересь ... По-моему, эти догматы и не новы, и никакой ереси ни по существу, ни формально в себе не заключают " [ 11 ]. Реальные контакты и богословские дискуссии со старокатоликами велись Обществом в 70-е годы весьма регулярно и интенсивно. Главным движителем и неутомимым организатором их был Киреев, который завязал близкие отношения со всеми лидерами Старокатолического движения - Деллингером, Лангеном, Рейнкенсом, Мишо, вел с ними оживленную переписку и стал постоянным сотрудником старокатолического органа Revue Internationale de Theologie. Центральными событиями в контактах были старокатолические конгрессы и конференции, проходившие с неизменным участием делегатов Общества. Наиболее важными были встречи на межконфессиональных конференциях, которые были проведены под руководством Деллингера в Бонне, 13-16 сентября 1874 г. и 11-16 августа 1875 г.; на первой из них было 4 русских участника (Янышев, Киреев, Тачалов, Сухотин), на второй - 8 (присоединились И.Т.Осинин, Т.И.Филиппов, Ф.Г.Тернер). Ко Второй Боннской Конференции русская делегация подготовила Положение из 7 пунктов, которое формулировало основные принципы интерконфессионального диалога; оно было оглашено уже в день открытия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Но эта цель, как и следовало ожидать, не была осуществлена ими: православие и англиканство – это две такие вероисповедные противоположности, которые трудно примиримы, и представители нового движения, задавшись целью примирить эти противоположности, должны были вместо этого навлечь и действительно навлекли на себя неудовольствие как со стороны православных, так и со стороны англикан. 258 Не имея таким образом успеха, а в силу того и особенно важного значения в деле воссоединения церквей, боннские конференции важны однако же в другом отношении: на них почти окончательно была выяснена вероисповедная система старокатолицизма. Так как вероисповедные взгляды, высказанные старокатоликами на этих конференциях, почти целиком вошли в символические книги старокатоликов – в их катехизисы, то мы, в видах избежать повторения при раскрытии старокатолического вероучения, минуя внешнюю сторону боннских конференций, остановимся только на тех вероисповедных взглядах, которые были высказаны на них старокатоликами, и в связи с вероучением, изложенным в шести находящихся у нас под руками катехизисах, 259 попытаемся очертить вероисповедную систему старокатолицизма. Чем должны определяться сущность и достоинство этой системы, мы уже знаем: старокатолики еще на первых двух конгрессах поставили для себя задачей, с помощью уже известного нам критерия Викентия Лиринского , восстановить древне-вселенское или что тоже православное учение. Спрашивается, осуществил ли старокатолицизм эту задачу, действительно ли, иначе говоря, содержимое им учение есть учение древне-вселенское или что тоже православное? Для решения этого вопроса обратимся к изложению самого старокатолического учения – прежде всего к первому пункту его – к учению об источниках христианского вероучения. Ясное выражение взгляда старокатоликов по данному вопросу находим в девятом тезисе первой боннской конференции, в котором признаются два источника христианского вероучения – «священное Писание и священное Предание», – причем последнее считается, как и первое, «произведением Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

10 . Обзор церковных событий в главнейших религиозных обществах Запада за июль, август и сентябрь 1874 года. Ibid. 1874, III (отд. II), 12, 641–684. —14— 11 . Апологетический труд Феодорита Кирского . Ibid. 1875 I (отд. I), 4, 317–349. 12 . Обзор современных церковных событий в главнейших религиозных обществах Запада. Ibid. 1875. III (отд. II). 2, 109–122; 3, 191–212; 4, 289–321:7. 413–435:8, 525–558; 9, 590–617:11. 705–728; 12, 755–780. 13 . Старокатолический синод 19 мая в Бонне. Ibid. 1875, III (отд. II), 7, 436–447. 14 . Сербский церковный конгресс в Австрии. ibid. 1875, III (отд. II), 8, 515–524. 15 . Весенние конференции пасторов евангелической церкви в Германии. Ibid. 1875, III (отд. II), 9, 618–627. 16 . Речи Деллингера, произнесенные на Боннской конференции. Ibid. 1875, III (отд. II), 10, 669–690. 17 . К истории христианских гимнов на Западе. I. Гимны Амвросия. II. «Повседневные» гимны Пруденция. Ibid. 1876, I (отд. I), 1–2. 78–97; 3, 166–187. Тоже. Отдельный оттиск. Москва, 1876. Стр. 41. 18 . Состояние инославных христианских обществ на Западе в 1875 году. Московские Епархиальные Ведомости. 1876, 8. 61–63; 9, 70–72. 18а. Тоже. Отдельный оттиск (Религиозная жизнь в инославных религиозных обществах Запада в 1875 году.) Москва, 1876. Стр. 19 . Современное положение главнейших религиозных обществ на Западе и чрезвычайный генеральный синод евангелической церкви. Чт. О. Л. Д. II. 1876, III (отд. II), 1. 38–48. 20 . Обзор современных церковных событий в главнейших религиозных обществах Запада. Ibid. 1876, III (отд. II), 4, 175–204; 5, 330–348; 6, 400–415; 7, 417–424; 9, 480–494; 10, 509–532. 21 . Судьбы старокатоличества. Ibid. 1876, II (отд. I), 7, 112–119. 22 . Старокатолические синоды: Германский в Бонне и Швейцарский в Ольтеие. ibid. 1876, (отд. I), 7, 120–136. 23 . Старокатоличество и вопрос о реформе церкви. Ibid. 1876, II (отд. I), 9, 385–390. 24 . Из современной истории протестантства в Германии. Ibid. 1877. I (отд. I), 1, 114–128. 25 . В каком направлении старокатолики предполагают совершить реформу церкви? Ibid. 1877, I (отд. I), 5, 542–546.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Поэтому Комиссия признает необходимым требовать, а) чтобы решительно все старокатолические общины устранили слово Filioque из символа веры и из катехизисов, если только есть общины, которые до сих пор еще этого не сделали, и б) чтобы старокатолики приняли надлежащие меры к тому, чтобы семь вселенских соборов были признаваемы у них не по имени только; чтобы в руководствах к обучению кафолической вере в высших школах учение неразделенной церкви периода вселенских соборов было излагаемо с его характеристическими подробностями, так чтобы и для образованных старокатоликов мирян было достаточно ясно различие Православной Восточной Кафолической Церкви от инословных восточных церквей, от нее отпадших и не имеющих с нею общения: несторианской, коптской, абиссинской, якобитской, армянской, маронитской». 279 В рукописи трактат не имеет заглавия. В дополнение к сказанному об этом трактате на стр. 6–7 нужно заметить, что, как видно из дат на оказавшемся в бумагах В. В. Болотова черновом наброске трактата, он написан был вслед за письмом к архиеп. Антонию от 3/10 февраля 1893 г. В конце анализа места из 52 письма Василия В. в черновой рукописи помечено: «февр. 1893, конец 14/13 оконч. подлинник»; в конце предшествующего этому анализу рассуждения, составлявшего первоначально особую тетрадь: «13/14 февр. тоже». – Относительно учения св. Василия В. об исхождении Св. Духа ср. работу католического автора филиоквиста A. Kranich, Der hl. Basilius in seiner Stellung zum «Filioque». Braunsberg 1882 (побуждение к написанию этой работы, по словам автора, S. VII, заключалось между прочим и «in dem traurigen Wagniss der sog. Altkatholiken, auch unter Berufung auf Basilius dem Filioque alle dogmatische Bedeutung abzusprechen, dasselbe ab eine Frage untergeordneten Ranges und als Gegenstand theologischen Spekulation hinzusmellen»). Здecь указываются, между прочим, как параллели к ер. 52, 4, еще к ср. 125, 3 ошибка) ср. 243, 4 и ср. 251, 4 (S. 44–5, Anm). 280 Имеется в виду заявление проф. Кнодта на Боннской конференции 30 июля (с. с.) 1875 г. по поводу слов Геннадия, епископа Аргезу. См. Отчет о конференции в «Сборнике протоколов Общества любителей дух. просвещения. С.– Петербургский отдел. (Четвертый год). 1875 – 1876». Спб. 1876, стр. 16–17:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

И. Поповиц кий прочитал на французском языке речь, в которой указал, на то сочувствие, с которым относится к старо-католическому движению и к его задачам, в особенности к главнейшей из них соединению Церквей, русская духовная пресса. Не публичных заседаний конгресса было три 20 авг.(1 сент.), 21(2) 22(3). Они происходили утром после литургии, 27 в старой городской ратуше, расположенной рядом с небольшой, очень древней по архитектуре, старо-католической церковью (Salvatorkirche). По ранее составленной программе на этих заседаниях предположено было подвергнуть обсуждение конгресса 8 тезисов научного характера и 9 предложений чисто практического свойства. Первый реферат предложен был доктором Вейбелем по поводу тезиса о невозможности осуществлении попыток римского папы привести отделившиеся Церкви к единству, так как папство стремится не к соединению, а к безусловному подчинению Церквей своей власти. Затронутый референтом вопрос дал возможность англо-американскому епископу Хэлю сделать предложение от лица только что окончившей свои заседания Ламбетской (в Лондоне) конференции, на которой присутствовали около 200 епископов, о возобновлении в Бонне конференций 1874 и 1875 г.г., для рассмотрения разностей, отличающих независимые от Рима Церкви одну от другой. Это предложено вызвало оживленный обмен мыслей. Протопресвитер И. Л. Янышев совершенно основательно указал на бесполезность возобновлений этих конференций, по крайней мере, для решения вопроса о соединения старо-католиков с православной Церковью. 28 Это заявление весьма энергично было поддержано одним из старейших старо-католических священников, г. Каминским, который, на основании долголетнего опыта, пришел к заключению, что от подобных конференций невозможно ожидать ничего полезного ни для соединения Церквей, ни для выяснения старо-католического учения; мало того, возобновление боннских конференций, по мнению г. Каминского, оказалось бы вредным для самих старо-католиков, так как эти конференции послужили бы для англикан одним из орудий сделать из них старо-католиков для себя «рабов».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010