Те из сочинений Бортнянского, в которых действительно есть потребность и которые везде поются, составляют небольшое число пьес, наперечет мне известных. Положим, что ты издашь их, а также, положим, два-три самых лучших концерта, и тогда получится вещь, действительно нужная, и я ручаюсь тебе за то, что моя редакция выжмет из Бортнянского все годное и отбросит все негодное и не имеющее никакой будущности». Здесь Чайковский не совсем прав. Все концерты Бортнянского усердно исполнялись провинциальными и столичными, малыми и большими хорами по всей матушке-России; звучали они и в Придворной Певческой капелле в первоклассном исполнении. В Большом Успенском соборе в Кремле Синодальный хор этих концертов не пел, да и не было им места. После запричастного стиха неизменно произносилась проповедь назначенными духовным начальством представителями ученого монашества (иеромонахами, архимандритами) и реже священнослужителями из белого духовенства. В числе таких проповедников был также ученый архимандрит, ректор Московской Духовной семинарии Анастасий, Его Высокопреосвященство, теперешний Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви. Если же таковая проповедь почему-либо не имела места, то Синодальный хор пел Евангельскую стихиру унисоном или что-либо из запричастных стихов в композиции А. Д. Кастальского. Ознакомившись по ходу редакционной работы с большой массой сочинений Бортнянского, Чайковский так отозвался о нем в письме к Юргенсону: «Бортнянский был талант второстепенный, неспособный пролагать новые хотя бы тропинки. Он был музыкант отличный и превосходно владевший техникой, и потому, если ты и не оказываешь искусству большой услуги, издавая его полное собрание, то и постыдного ничего не делаешь... в его творениях все гладко, чисто, мило, но однообразно, как степь Херсонской губернии». Юргенсон соглашался, что Бортнянский не такой уж большой художник, но, покуда Россия бедна духовной музыкальной литературою, говорил он, следует заняться изданием всего Бортнянского. Среди творений Бортнянского П. И. Чайковский выделил, как лучшие, следующие произведения:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Прихожанка. А как узнать, что болезнь происходит по действию бесовскому? Пресвитер. Естественные причины болезни определяются естественным путем соответствующим специалистом, а причины неестественные врачи не могут определить. Нет никакой патологии и анализы в норме, а человек чахнет, не спит, не ест и мучается от боли. Прихожанка. И единственный способ излечения в таком случае, обращение к Богу с просьбой о помощи? Пресвитер. В любом случае, надо просить помощи у Него. А еще проверить свою совесть на предмет допущенных грехов маловерия, ропота, сомнения и бесобоязни. Прихожанка. Почему же часто люди идут за помощью к «бабкам»? Пресвитер. Может потому, что не знают правила, находящегося в Большом требнике, согласно которому, «те, которые приводят волхва в дом свой к больному ради исцеления чародейством, пять лет да не причастятся» 265 ? Это правило основывается на 24 правиле Анкирского Собора, отлучающего на тот же срок «тех, которые безрассудно последуя языческим обычаям, для уничтожения будто бы чар и волшебства, приводят в свои дома волшебников, как обещающих очистить дом или как могущих указать что-либо из потерянного». Прихожанка. Таких правил я, конечно, не слышала. Впрочем, у всех есть хотя бы смутное понимание, что обращаться к знахарям нехорошо. Пресвитер. А насколько это нехорошо свидетельствует еще тот факт, что подобными вопросами занимались даже на Вселенских Соборах, т.е. на самом высоком уровне. Так, на VI Вселенском Соборе постановили следующее: «Предавшихся волшебникам, или колдунам, или так называемым стоначальникам, или водящим медведиц или других зверей на посмешище и на вред простейших, или облакогонителям, или гадателям, или тем, которые дают предохранительные талисманы, или тем, которые, соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастьи, о судьбе, о родословии и множество других подобных толков, и говорят, что один рожден в злополучный день, а другой, напротив, под счастливою звездою, – всех внимающих сим осуждаем на шестилетний срок, а упорно пребывающих в этом зле совершенно отлучаем от Церкви» 266 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Апостолы положили, чтобы на будущие времена, подобно составленному им Собору, епископы непременно составляли соборы ежегодно по два раза. На таких основаниях, заповеданных Господом Иисусом Христом и апостолами, и установились во времена послеапостольские взаимные отношения между церквами и их епископами. Все поместные церкви и их епископы были равны между собой, и каждый епископ в управлении внутренними делами своей церкви был независим от другого. По делам же, касавшимся всех или нескольких церквей, хотя и возникавшим в церкви поместной, епископы собирались на соборе, где и решали их общим голосом. С половины II века, когда начинают появляться исторические свидетельства, соборы входят в большое употребление, так что в III веке становятся явлением повсеместным. На них разбирались дела о еретиках; составлялись общие правила в руководстве всеми церквами известной области; разбирались недоразумения и несогласия между епископами по управлению своими епархиями. Но равенство и независимость церквей и их епископов не вела за собою разъединения их. Напротив, постоянное и полное общение составляет характерную черту в отношениях между церквами и их епископами в первые века. Сами по себе соборы служили прекрасным средством к общению: здесь епископы входили в теснейшее единение друг с другом, раскрывая свои недоумения по управлению церковными делами и разрешая их после общего совещания. Кроме того, общение поддерживалось посланиями и грамотами. Послания были разного рода: одних церквей к другим, например, церкви Смирнской1 о гонении, бывшем здесь при Марке Аврелии, к церкви Филадельфийской и «всем повсюду святым и кафолическим церквам»; послания предстоятелей церквей по разным поводам, например, по вопросу о времени празднования Пасхи, о крещении еретиков, и вообще по делам еретиков; послания соборов к церквам и епископам о соборных определениях, особенно относящихся к еретикам и т.п. Из грамот особенно в большом употреблении в Церкви были грамоты представительные. Они давались епископами всем клирикам и мирянам, отправляющимся в пределы других церквей; в них заключалось свидетельство об их православии, честности, общении с Церковью и в особенности о незапрещении клирикам священнослужения, а мирянам – причащения Святых Тайн.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

986 Маргарета была провозглашена святой в 1177 г., и ее останки были перенесены, и погребены в соборе в Роскилле. 987 Область на западном и восточном побережьях северной части Ботнического залива (отсюда, видимо, представление о двух Квенландах). В названии, вероятно, отразилось наименование обитавшего на этой территории западнофинского племени осмысленного скандинавами, как производное от kona «женщина» (род. п. kvenna) и обозначает «земля женщин» (ср. амазонок античной традиции). См. также: Часть I. «Орозий» короля Альфреда. 989 Открытие Гренландии относится к началу 980-х годов и связывается с именем исландца Эйрика Рыжего, который основал первую колонию на южном берегу Гренландии. См. подробнее: Мельникова 1986. С. 82. 990 Сведения об открытии земель к западу и юго-западу от Гренландии, сохранились в большом количестве исландских произведений. «Сага о гренландцах» (1230–1280 гг.) называет их первооткрывателем Бьярни, сына Херьольва, а их первым исследователем – Лейва Счастливого, сына Эйрика Рыжего. Первое событие произошло, вероятно, около 985 г., второе – около 1000 г. 992 Markland «Лесистая земля», как предполагается, Ньюфаундленд, где найдено поселение викингов в Ланс-о-Мидоу. 994 Гренландская епархия с центром в поселении Гарды была учреждена в 1124 г. лундским архиепископом Ассером. 998 Вероятно, это отражение каких-то сведений о малоазийских колониях Греции, или же ошибка составителя трактата. 999 Наименование Sviþjð hinn mikla возникло в контексте ученой легенды о происхождении скандинавских народов от асов, которые – по созвучию – были сочтены жителями Азии, мигрировавшими из Трои на север, в «Малую Свитьод» (или, собственно, Свитьод, т. е. Среднюю Швецию) под предводительством вождя Одина. Название «Великая Свитьод» образовано по типу античного и средневекового обозначения юго-востока Восточной Европы – «Великая Скифия». 1000 Здесь, как и во многих других случаях, автор сополагает «местные» и «ученые» названия географических объектов (ср. также Германия – Саксланд).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Очевидно (естественно, не для «прогрессивного» буржуазного Запада), что для решения этих вопросов – причем в свете блага общенародного, а не частно-корпоративного, – совершенно не обязательно привлекать профессиональных предпринимателей в высший представительский орган страны, призванный разрабатывать не бизнес-схемы, а законы управления жизнью и стратегии развития государства и народа в различных областях общественной деятельности. Таким образом, говоря прямо, Палата Представителей и в очередном своем созыве была собрана еще до голосования на основе отбора опытных и заслуженных руководителей из основных профессиональных областей служения с упором на местное их происхождение – для перекрестного представительства как всех основных сфер общественного производства и служения, так и всех областей и районов страны. То есть, как раз по принципу Земского собора: разве что духовенство никак не представлено на этом «всебелорусском земском соборе». Что, безусловно, также несет в себе стратегическую даже не угрозу, а яд для государства, которое по-прежнему остается без какого-либо вразумительного духовно-идеологического окормления, автоматически попадая в плен стихийной идеологии «хлеба и зрелищ», а также «прав и свобод», главными из которого являются как раз право и свобода преследовать свой частный интерес на большом рынке. Тем не менее, новый состав Палаты Представителя состоит из: 29 педагогов, 13 врачей, 12 силовиков, 28 государственных хозяйственников (из них: 16 промышленников, 7 аграриев, 3 руководителей финансовой и 2 – торговой отраслей), 7 работников сферы культуры (в том числе государственных журналистов), 15 опытных чиновников и, наконец, 5 представителей «молодежи». Целесообразность представительства последней когорты в парламенте вызывала прения даже в среде представителей власти (в частности, под сомнение ее поставила глава ЦИК Лидия Ермошина). Его можно считать и первой отрицательной характеристикой нового созыва Палаты Представителей и системы «белорусского земства» в целом – а именно: пережитком большевистского революционного мышления и статуса в нем комсомола как символа и орудия сокрушения «старого патриархального строя».

http://ruskline.ru/opp/2019/11/22/parlam...

Кроме отмены слова истинного в символе есть другое слово, измененное в ваших новых книгах, проговорил кто-то из предстоящих старообрядцев. Какое же именно еще слово изменено? спросил я. „В наших древле отеческих книгах сказано: его же царствию несть конца, а в ваших новых: не будет конца“, ответил уставщик. Кто имеет здравый ум, тот никогда не станет подозревать какой либо перемены, или несходства в этих словах, потому что несть и не будет есть в сущности одно и тоже. Впрочем я нужным считаю объяснять вам, что слово „не будет“ имелось в символе веры и раньше патриарха Никона , и вот на это доказательства. Слушайте-ка со вниманием. „Говори, будем слушать“, ответил уставщик. Во-первых, вы поймете то, что символ веры изложен святыми отцами, на первом и втором вселенских соборах, на основании священного писания, он утверждается на слове Божием, на Евангелии. Седьмой член символа изложен на первом вселенском соборе на основании слов Евангелиста Луки; а в Евангелии напечатанной при патриархе Гермогене, в Москве 1614 г. от Луки в 3-м зачале читаются слова так: „и рече ангел ей: не бойся, Мариам, обрете бо благодать от Бога, и се зачнеши и родиши сына, и наречеши имя Ему Иисус, сей будет велий и сын вышнего наречется, и даст Ему Господь Бог престол Давида Отца Его и воцарится в дому Иаковли во веки и царствию Его не будет конца. Такие же слова: не будет конца – напечатаны и в прочих старопечатных Евангелиях, именно в Евангелии острожской печати 1583 г., в Евангелии напечатанном в Вильне в 1623 году, в Евангелии, напечатанном при митрополите Иосифе, в Маргарите, печатанном в Остроге в 1595 году, в большом Катехизисе, печатанном при патриархе Филарете на листе 94, напечатано так: Веруем паче Гавриилу чудному Архангелу к Девице чистей благовествующу, иже глогола: во царитца в дому Иаковли во веки и царствию Его не будет конца. И в других старопечатных книгах, в которых я сам читал сии слова; не будет конца – есть, не мало свидетельств, но я оставляю их по забвению. А посему повторяю вам мое замечание, что вы и несправедливо обвиняете патриарха Никона в том, что будто-бы он отменил слова в символе веры истинного и несть конца.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedy-s...

143 Вероятно, речь идет о кремлевском Успенском соборе, основанном митрополитом Петром в 1326 г. (см.: Забелин, с. 73–74). 145 Московский дворянский клуб, или Российское Благородное собрание, помещался в доме, прежде принадлежавшем кн. Β. М. Долгорукову (ныне это здание Дома союзов – Пушкинская ул., д. 1; фасад со стороны просп. Маркса перестроен). Приобретенный у Долгорукова в 1784 г., дом был приспособлен к новой роли–служить местом общественных собраний и увеселений. С конца XVIII в. здесь устраивались балы, общественные приемы, публичные концерты. 147 Речь идет о митрополите московском Платоне (Левшине ; 1737–1812); в 1763 г. он был избран Екатериной II законоучителем к наследнику Павлу Петровичу, а затем и к его невесте Наталии Алексеевне. После их бракосочетания в 1773 г. он уехал в Тверь, а с 1775 г. в течение 37 лет занимал архиепископскую кафедру в Москве. 148 П. Б. Шереметев принимал Екатерину II «со всем двором и блестящею свитою» 30 июня 1787 г. «Екатерина вступила на кусковскую землю чрез великолепную арку, убранную оранжерейными растениями, между которыми были размещены символические картины с приветственными надписями. Наверху галереи играла музыка. При приближении поезда к подъемному мосту стоявший на Большом пруде двадцатипушечный корабль и другие меньшие суда салютовали, а с берегов также гремели пушечные выстрелы. К большому дому вела галерея живых картин: здесь стояли попарно жители и слуги Кускова с корзинами цветов, девушки в белых платьях и венках рассыпали букеты на пути. Через большой сад хозяин провел царицу в сад английский и лабиринт, где при вечернем солнце показывал свои прихотливые сооружения и редкости, а после повел царицу в театр, где давали оперу «Самнитские браки» и в заключение балет (...) стол (...) в этот день был сервирован золотою посудою на шестьдесят персон (...); плато, которое было поставлено перед императрицей (...) представляло рог изобилия, все из чистого золота, а на том возвышении был вензель императрицы из довольно крупных бриллиантов (...) Перед началом фейерверка государыне подали механического голубя, и с ее руки он полетел к щиту с ее изображением и парящей над нею Славой; вместе с этим щитом в один миг вспыхнули и другие, и пруд и сад залились ярким светом. Во время фейерверка разом было пущено несколько тысяч больших ракет, и иностранцы, бывшие на празднике, удивлялись, как частный человек мог тратить несколько тысяч пудов пороху для минутного своего удовольствия» (Пыляев, Старая Москва, с. 172–174).

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Идею о язычестве Евпатия Коловрата активно продвигают сразу несколько неоязыческих писателей, в основном специализирующихся в жанре фэнтези и альтернативной истории. Их основными аргументами в пользу языческого вероисповедания Евпатия являются следующие тезисы: • имени Евпатий нет в христианских святцах; • «коловрат» – это разновидность языческой свастики; • отвага и самоотверженность, которыми обладал Евпатий, характерны исключительно для язычников. На самом деле Евпатий – это видоизмененное греческое имя Ипатий. В Древней Руси это имя было достаточно широко распространено, так как весьма почитаемым святым был священномученик Ипатий Гангрский, в честь которого в Костроме даже был основан один из старейших русских монастырей. Небольшие изменения в произношении и написании связаны с особенностями языковой традиции и не являются чем-то необычным. Достаточно привести в пример греческое имя Георгий, которое в славянской традиции видоизменилось в два различных имени – Егор и Юрий, также ставших общеупотребительными. Кроме того, в некоторых редакциях «Повести о разорении Рязани Батыем» указывается христианскоеотчество Евпатия – Львович, а также говорится о его торжественных похоронах в Рязанском соборе. Да и сами воины полка Евпатия, согласно «Повести о разорении Рязани Батыем», свидетельствуют о своем вероисповедании: «И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: “Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?” Они же отвечали: “Веры мы христианской, а от полка мы Евпатия Коловрата”». Слова «коловрат» в значении «разновидность свастики» историческая наука не знает, в таком значении оно стало употребляться только в современной неоязыческой среде. Используемая ныне язычниками восьмилучевая свастика, именуемая «коловратом», на самом деле является авторским рисунком польского художника Станислава Якубовского, который опубликовал его в 1923-м году. (В 90-е годы XX века неоязыческие газеты в большом количестве тиражировали статьи с рисунками разного вида свастик с названиями и описаниями каждой.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rossijsk...

На 198–200 стр. г. Введенский хочет сделать вывод —256— из своего исследования. Вывод его буквально – такой: «Следы древнейших времен… «отыскать не трудно» (стр. 198). Кажется, все сочинение г. Введенского давало бы право скорее на противоположное заключение… г. Введенский говорит (на стр. 10) о задаче своей работы, которую, впрочем, формулирует недостаточно ясно и умело. Эту задачу автор выполнил далеко не блестяще, но в общем удовлетворительно и потому может быть удостоен степени кандидата богословия». 5) О сочинении студента Величкина Алексея на тему: «Епифаний Славенецкий и его книжные труды». а) И.д. доцента священника И.М. Смирнова: «Деятельность Епифания Славенецкого в области русской церковной жизни XVII века была, как известно, весьма разностороння. Будучи приглашен в Москву в качестве «ритора» и ученого человека, основательно знающего греческий язык, Епифаний не замыкается затем в определенных границах своей специальной работы. Являясь инициатором и душой предпринятого в то время книжного исправления на научных основаниях, и неутомимым переводчиком самых разнообразных сочинений, начиная с святоотеческих творений и сборников церковных правил и кончая трудами историческими, географическими, вплоть до анатомических, и педагогических, – Славенецкий «находил возможность и время для занятий другого характера: – Он выступает, по назначению Никона, как проповедник, исполняет поручения царя, как писатель церковно-богослужебных канонов и песнопений, участвует, наконец, на Большом Московском Соборе, как канонист. Конечно, при таком разнообразии работы нельзя требовать и одинаковой продуктивности ее во всех затронутых им областях: его специальным делом, поглощающим все остальные роды деятельности, было книжное дело. Проследить этого рода труды Славенецкого и предполагалось темою настоящей работы. Дело в том, что сущность книжного исправления, предпринятого патриархом Никоном и явившаяся роковым историческим моментом для русской Церкви, – не достаточно еще обследована —257—

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Училище наше располагалось в большом здании, и лестница, ведущая к входу, была, мне кажется, круче, чем в соборе св. Павла. Тёмным ненастным вечером мы ходили на этих высотах, холодных и неприютных, словно пирамида под звёздным небом. Внизу, в темноте, горел костёр, видимо — садовник жёг листья, и алые искры иногда мелькали мимо нас, как алые мухи. Темно было и над нами: но, если вглядеться, можно было различить какие-то серые полосы, а там — и вспомнить, что мы ходим перед огромным и призрачным домом, заполняющим небо, словно дух язычества. Собеседник резко спросил меня, почему я становлюсь правоверным. Я ещё этого не знал, но после его вопроса понял, что выразился он точно. Перемены во мне шли так долго и были так важны, что ответил я сразу. — Потому, — сказал я, — что я думал, пока у меня чуть мозги не треснули, и пришёл к выводу, что ересь — ещё хуже греха. Ошибка страшнее преступления, потому что она его порождает. Сторонник империи хуже пирата, поскольку он бескорыстно учит пиратству. Поборник свободной любви хуже повесы; повеса серьёзен и беззаботен в самой короткой интрижке, поборник свободной любви осторожен и безответственен в самой долгой своей связи. Словом, я не принимаю нынешнего цинизма, потому что он опасен. — Опасен в нравственном смысле, — с удивительной мягкостью сказал он. — Да, вы правы. Но что вам за дело до нравственности? Я быстро взглянул на него. Он закинул голову, как делал нередко, и лицо его осветилось снизу, словно он был на сцене. Длинный подбородок и острые скулы придавали ему сходство с дьяволом. Я вспомнил об искушении в пустыне — и тут мимо нас пролетел фейерверк алых искр. — Красиво, а? — спросил я. — Да, красиво, — признал он. — Только это я и прошу вас принять, — продолжал я тогда, — из этих искр я выведу всю христианскую нравственность. Когда-то я тоже думал, что удовольствие приходит и уходит как искра. Я думал, что оно свободно как пламя. Я думал, что алая звезда летит одна в пространстве. Теперь я знаю, что она венчает пирамиду добродетелей. Алый цветок растёт на стебле, который вам не виден. Мать научила вас благодарить за булочку, и только поэтому вы можете благодарить природу за эти мгновенные звёздочки и за неподвижные звёзды.

http://zavet.ru/a/rss_1284186369.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010