В Большом соборе Донского монастыря после реставрации открыт иконостас XVII века 4 апреля, 2011. Редакция " Правмира " Уникальный резной семиярусный иконостас создан в XVII веке по указу и на средства русских государей. Сооружение иконостаса началось в июне 1688 года мастерами Посольского приказа и Оружейной палаты. Праздничный ряд иконостаса состоит из шести икон, на которых размещены сюжеты двунадесятых годовых праздников В конце марта 2011 года сняты леса с иконостаса Большого собора Донского ставропигиального монастыря. Реставрация иконостаса стала одним из этапов комплекса реставрационных работ в Большом соборе древней московской обители, в рамках которого также проведено устройство теплых полов и восстановление западного крыльца. Первый этап работ предусматривал первоочередные и противоаварийные работы, включающие расчистку позолоченной резьбы и укрепление шелушений. Иконы также очистили от копоти и грязи, укрепили их красочный слой. Около трех месяцев специалистами Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры РФ (руководитель С.В. Филатов) проводили реставрационные работы по иконостасу. Именно специалисты ФГУП «Межобластное научно-реставрационное художественное управление» в 2010 году раскрыли и отреставрировали надвратные иконы на Спасской и Никольской башнях Московского Кремля. В 2010 году в интерьерах Большого собора проведены ремонтно-реставрационные работы. В процессе реставрации были сняты временные дощатые полы и подняты чугунные плиты пола, устроенного на средства купца Кузьмы Замятина в 1752 году. В храме проведено водяное отопление с автоматической системой регулирования температуры пола. Вновь уложены плиты пола и сделан заказ литейному заводу «ЛитВЕСС» на изготовление плит, чтобы восполнить утраты покрытия пола и ступеней солеи. После завершения работ по устройству теплых полов в центральной части храма, были проведены работы по ремонту нижнего яруса стен. Одновременно с этими работами началась реставрация иконостаса.

http://pravmir.ru/v-bolshom-sobore-donsk...

Обряд этот совершается в настоящее время в различных местах русской Церкви различно. В иных местах Плащаница устрояется среди храма тотчас после часов и народ, пришедший к вечерне, видит уже ее, лежащую на особом, для сего случая устроенном, стол, лобызает и ставит свечи еще до прихода священника. В частности, подобное приготовление Плащаницы можно видеть в большом Московском Успенском соборе, хотя и с довольно любопытными особенностями. «На вечерне Великого пятка, – читаем мы в книжке: «Чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в большом Успенском соборе», архиерей, войдя в церковь , возшед на место, облачается в постное облачение среди церкви и, облачась, идет во гроб Спасов с рипиды и со свещами, и, пришед, кадит гроб трижды, таже властей, и, сняв шапку, подъемлет гроб со властьми на рамо, и несут на уготованное место пред царския двери, и поставляют, таже входит в алтарь и кадит круг гроба трижды, а иподиаконы с подсвечниками ходят кругом. Таже протодиакон: «Благослови, владыко». Архимандрит: «Благословен Бог наш». Начинают вечерню… По апостоле протодиакон чтет святое евангелие за Плащаницею... А в стиховну бывает целование и отпуск вечерни, по чину с трикириями, целует архиерей язву в ребре и руке, по семь в ногах, таже паки в руке, а власти точию целуют язву ножную, такожде и вси прилучившиеся». (Никольск. Пособ. к изучен. Устав. богосл. прав. Церкв. Спб. 1874 изд. 3, стр. 603, прим. 3). В других местах вынос совершается за самою вечернею, при пении стихири на стиховне. Этот обычай в упомянутом уже нами сочинении К. Никольского описывается так: «при пении песни: «Тебе одеющагося светом, яко ризою, снем Иосиф с древа с Никодимом», в которой изображается недоумение Иосифа и Никодима, как они погребут Господа, какою ризою обовьют, священник, изображая Иосифа Аримафейского, благоухает Плащаницу, лежащую на престол, обходя ее трижды с кадилом. После «Отче наш», при пении тропаря: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, Плащаницею чистою обвив, и вонями, во гробе нове покрыв положи», священнослужители самими священнодействиями изображают то, что поется в тропаре.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

оклад Св. Синода о назначении Ректора и профессора Богословских наук Московской духовной Академии и Настоятеля Ставропигиального Воскресенского «Новый Иерусалим» именуемого монастыря, Архимандрита Филарета Епископом Калужским и Боровским был Высочайше утверждён в 6 число Апреля 1819 года, что приходилось тогда в самый первый день Св. Пасхи 298 . Об этом определении дан был указ Св. Синода тогдашнему Митрополиту Московскому Серафиму, от 21 Апреля за 299 . В этом Указе подробно прописано Митрополиту, – где и кому с ним совершить наречение и хиротонисание Филарета в Епископы, – именно наречение в Московской Синодальной Конторе, а посвящение – в большом Успенском Соборе. Священнодействующими при наречении и хиротонисании были назначены – сам Высокопреосвящ. Митрополит Серафим и находившиеся тогда в Москве, преосвященные – Викарий Московский Лаврентий, Епископ Дмитровский, Грузинский Митрополит Иона и Архиепископы Пафнутий и Досифей 300 . При Указе приложены были два печатных экземпляра «Чина присяги архиерейской». На одном из них предписано было подписаться по листам вверху всем Святителям, рукополагавшим Филарета в Епископы, а на другом подписаться по листам же, но внизу, самому Филарету. Самая эта подпись была прописана во всей полноте на особом, приложенном к Указу, листе и состояла в следующих словах: «Аз, первоклассного Ставропигиального монастыря Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, Архимандрит Филарет, ныне наречённый Епископ Калужский и Боровский, сие здесь написанное и подписанное моей рукой, приемлю и вручаю пред святым Евангелием братиям моим, преосвященным Митрополитам, Архиепископам и Епископам и всему освящённому собору в граде Москве в большом Успенском соборе, лета Господня 1819, Июня 1 дня». Наконец в этом же Указе было предписано взыскать за эти два печатных экз. «чина и присяги архиерейской» (по 9 полулистов в каждом экз.) с хиротонисованного 4р. 50к. ассигнациями, а на проезд его в епархию и домашнее там обзаведение, сообразно существовавшему тогда обыкновению, назначена к выдаче тысяча рублей ассигнациями.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Указание святынь и достопримечательностей в придворном большом соборе Кресты с мощами святых По церковной описи. Большая часть крестов, хранящихся в Большом придворном соборе, по времени своего происхождения относится к 17 веку. Принадлежностью большого собора они сделались в прошлом столетии от 1763–1777 года и перешли из разных мест, преимущественно из московской оружейной палаты. В настоящем веке большой собор обогатился 6 крестами, – 5 в благочестивое царствование Николая I и при Императоре Александре II: 11. Крест напрестольный золотой с Распятием, наведенным финифтью, украшен по борту и середине, по местам, алмазами, яхонтами. На рукояти надпись: «В лето 7186 (1678) мая в 31 день, сей животворящий крест Господень, златой, повелением Великого Государя Царя и Великого Князя Феодора Алексеевича всея Великие и Малые и Белые России Самодержца построен в церковь Живоносного Воскресения Христова, что у него, Великого Государя вверху». На задней стороне креста надпись мощей, в нем положенных. Цена 1000 рублей ассигнац. Поступил из ризницы дворцовой Воскресенской церкви; прислан из мастерской оружейной конторы в 1775 году 2 марта. 14, 15, 16. Кресты серебряные вызолоченные с мощами святых, имена которых написаны в 10 кружках на задней стороне креста, поступили в 1773 году. 82. Крест золотой, с чеканным изображением распятия Спасителя, украшен по борту средним жемчугом, двумя красными и двумя синими яхонтами. Сверху надглавие на винте с четырьмя по краям жемчужинами, а в середине с изумрудом. В нем находятся мощи святых, имена коих и надписаны, поступил в 1763 году. На обороте в надглавии следующая надпись: «Сим крестом Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, Всея России самодержца, благословил отец Его Государев, Великий Государь святейший патриарх Филарет Никитич московский и всея России». Принят из комнат Императора Павла Вышиной 2 1 / 2 вершка, шириной 1 3 / 4 вершка. 83. Крест почти такой же, с мощами и украшениями, поступил в 1763 году, вышиной 3 1 / 3 вершка, шириной 2 вершка. Оба креста утверждены на пьедесталах.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Разделы портала «Азбука веры» Сейчас в разделе   чел. Всего просмотров Всего записей 116 поделиться: ©2024 Сайт священника Константина Пархоменко Собор в честь Святой Живоначальной Троицы: Сегодня Собор последние 18 лет возрождается. Троицкий Измайловский собор – возрождается Сложно себе представить масштаб работ, которые необходимо провести, чтобы вернуть собор к былой славе и благолепию. Лишь несколько цифр: – Площадь окон барабана главного купола составляет 1800 кв. метров. Представим себе, сколько стекол требуется для остекления окон только одного купола… – В соборе более 5 километров проводов электрической проводки. – Его строили 2000 человек, сегодня восстанавливают 30… …В Собор потянулись прихожане сразу после его открытия. Сначала людей было очень мало. Это понятно: отсутствие всяких удобств, холод и сырость, даже в летний день… Но постепенно храм стал наполняться молящимися. 2002 год. Мороз и солнце… Тогда еще в Петербурге были холодные и снежные зимы… Конечно, самым главным делом в Свято-Троицком соборе, как и в любом храме, является дело совершения Божественной службы. В Соборе ежедневно, с 10 часов утра, совершаются Божественная литургия и все положенные службы. Совершаются и требы: Таинство Святого Крещения, Таинство Браковенчания, Таинство Соборования, отпевание почивших, панихиды и молебны. Осень 2007 года. Раннее утро. Люди только просыпаются, а в соборе идет круглосуточная реставрационная работа. В течение дня в Соборе постоянно находится священник, с которым можно побеседовать или попросить о молитве. Воскресные и праздничные богослужения проходят при большом стечении молящихся. В соборе прекрасный хор. Пасха 2008 года. Отец настоятель зажигает свечи молящихся от Благодатного огня, доставленного из Иерусалима. Освящение пасхальных яств накануне Пасхи. В этот день в храм приходят несколько тысяч человек. Освящение совершается без перерыва с 8 утра до 23 часов. Священник собора совершает Проскомидию. Вынимает частицы о здравии и упокоении из просфор. Свято-Троицкий Измайловский Собор ведет активную работу и за пределами

http://azbyka.ru/parkhomenko/sobor-v-che...

Находящаяся в Большом Кремлевском дворце, в Москве, церковь во имя св. великомученицы Екатерины и расположенная под храмом Воскресения Христова, была первоначально деревянная и построена в 1536 г., а освящена 8-го января 1537 г. 1 . Вероятно, тогда же в нее был перенесен из Рождественской церкви предел во имя препод. Онуфрия 2 . После пожара 3-го мая 1627 г., не пощадившего и Екатерининскую церковь , известный иностранный архитектор Джон Толер построил в сем же году на место сгоревшей церкви новую, каменную, которая была освящена 1-го ноября 1628 г. в присутствии царя и царицы. Церковь св. великомуч. Екатерины находилась с одной стороны в смежности с патриаршею Ризположенскою церковью, соединяясь с нею лестницею и темным коридором, а с другой – подле меньшей царициной золотой палаты, почему и называлась, что «у государыни царицы на сенех» 3 . О каких-либо работах по возобновлению храма до шестидесятых годов XII века не сохранилось сведений. В 1660 г. Савка Иванов расписал 2 подсвечника в Екатерининскую церковь 4 , а в 1664 г. был возобновлен иконостас. По указу царицы Марии Ильиничны от 11-го марта сего года, велено было написать деисусы, праздники, пророки и праотцы и против того переводу, как деисусы написаны в Успенском соборе, самым добрым письмом. При измерении иконостаса оказалось, что длина одного деисуса была 4 аршина, а ширина пол-аршина, возле сего деисуса с правой стороны было 9 икон, а с левой – 8. Длина другого деисуса с праздниками равнялась аршина, а ширина – пол-десята вершка, по правую сторону в нем было б икон, а по левую – 7, размер третьего деисуса был такой же, как и второго. При измерении иконостаса у «скаски» был иконник Симон Ушаков, да дворцовый плотник Осип Иванов, а надсматривать над работами велено было самопальному Ивану Алексееву 5 . Работы по возобновлению иконостаса продолжались еще и в 1667 г., когда Афанасий Иванов левкасил северную дверь 6 , Симен Андреев с другими писал эту дверь, а Филипп Павлов с другими был у починки деисусов и праздников 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Содержание Наиболее замечательные кресты: Священнослужебные сосуды Блюда     Настоящий наш труд имеет своим предметом обследование истории придворного храма, построенного первым русским царем из династии Романовых и сохранившегося до настоящего времени – Верхоспасского собора в Московском Кремлевском Большом дворце. За этим трудом предполагается ряд других 1 , так же посвященных исследованию истории и описанию Московских же придворных церквей, которые, заслуживая внимания сами по себе в историко-археологическом и других отношениях, представляют особенный интерес своей историей в настоящее время, когда Святая Русь готовится к достойному чествованию трехсотлетнего юбилея столь достопамятного исторического события, каким было воцарение в 1613 г. первого Государя из династии Романовых. Ведь все эти церкви или были вновь построены волей и усердием властителей русской земли из сего дома, или же перестроены, обновлены и украшены богатыми иконостасами, или же, наконец, сохраняют в себе драгоценные вклады тех или других лиц из царственной семьи. Следовательно, Московские Кремлевские придворные соборы и церкви служат живыми и наглядными памятниками того благочестивого усердия ко храму Божию, которым отличаются царственные лица из династии Романовых. По несомненному свидетельству истории 2 , Верхоспасский собор был построен в 1635–36 гг. над меньшей золотой царицыной палатой 3 , причем строителями его были русские каменных дел мастера Роман Огурцов, Антип Константинов, Трофим Тарутин и Ларион Ушаков 4 . По месту своего устройства, церковь стала называться «верховою», «на верху», «на сенех» 5 . Уже при царе Алексее Михайловиче, в 1663 г., последовало возобновление храма, которое состояло не в одном ремонте его, но и в устройстве заново трапезы при нем, каковую работу производил подмастерье каменных дел Никита Тарутин 6 . В 1660 году Станислав Лопуцкий написал «царское место» в соборе 7 . В 1670 г. площадка, находившаяся между царскими теремными покоями и церковью Спаса Нерукотворенного образа, была украшена медною вызолоченою решеткою, запиравшею вход с лестницы, которая вела в терема с постельничьего крыльца 8 , отчего и церковь стала называться еще «что за золотою решеткою» 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Святой Мелетий был сначала епископом Севастийским в Армении 1330 , но потом следующим образом был возведен на архиепископский престол в Антиохии. Архиепископ Антиохийский Евдоксий 1331 , последователь арианского заблуждения, прельщаемый богатством константинопольского престола, захотел перейти туда, так как занимавший перед тем место архипастыря в Константинополе злочестивый еретик Македоний 1332 был извержен, а в царство Констанция 1333 , сына Константина Великого, церковь Константинопольская изобиловала многими сокровищами и была гораздо богаче антиохийской и других церквей; посему Евдоксий, пренебрегая престолом антиохийским, начал домогаться престола константинопольского. Узнав о происках своего архиепископа, жители Антиохии сильно обиделись на Евдоксия, негодуя на него за то, что он презирает свою церковь , и потому изгнали его. Отправившись в Константинополь, Евдоксий получил там престол 1334 ; а жители Антиохии, собрав собор, совещались все вместе, кого бы выбрать на место Евдоксия; на этом соборе большую часть присутствующих составляли арияне, которые были тогда в большой силе; число же православных было невелико; к тому же их презирали и называли евстафианами, по имени святого Евстафия, который в бытность свою архиепископом Антиохийским потерпел изгнание за православную веру. На устах всех присутствующих на том соборе было имя святого Мелетия, все хотели иметь его у себя архиепископом, но особенно желали того ариане: ибо они считали его своим единомышленником и надеялись, что он и евстафиан склонит к их мудрованию и всю Антиохию научит арианскому заблуждению. Итак, на соборе общим голосом Мелетий был избран на архиепископскую кафедру; соборное постановление все подтвердили подписью своих рук и отдали его на сохранение бывшему на том соборе святому Евсевию, епископу Самосатскому, мужу православному. Затем послали свою просьбу к святому Мелетию вместе с царской грамотой, и с великой честью при большом стечении народа привели его в Антиохию; прибытие в город этого святого мужа епископ Феодорит 1335 описывает так: «Когда призванный царем великий Мелетий приближался к Антиохии, ему вышли навстречу все, кто носил сан священника, церковнослужители и все граждане: здесь были и иудеи и неверующие, все желали одного – увидеть славнейшего Мелетия».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

10 главных пунктов В очередном выпуске своего шоу «Кофе с сестрой Вассой» инокиня Васса (Ларина) отвечает на вопросы зрителей о о предстоящем Всеправославном Соборе. Приветствую всех! В этом коротком видео я попытаюсь ответить на шквал вопросов, который я получаю здесь, в нашей штаб-квартире в Вене, о предстоящем Всеправославном синоде. Итак, выделим 10 главных пунктов. 1. Предстоящий собор неправильно называть Всеправославным синодом. Правильно — Святой и Великий Собор. 2. Собор запланировано провести в Православной Академии на острове Крит — самом большом и населенном греческом острове. Православная Академия Крита находится около тихого прибрежного городка Колимбари и славится своим гостеприимством. Например, TripAdvisor дает Академии следующую характеристику: «Удивительное уединенное местечко с великолепными видами на море. Прекрасный персонал, владеющий английским и организационными навыками. Практически постоянно отличная связь по wifi.  Комфортабельные номера, еда традиционная, но хорошего качества. Просторные залы для проведения конференций. Отличные кофе-брейки. По дорогам спокойно разгуливают горные козочки». Так что епископы встретятся в приятном месте — без излишеств, но удобном и милом, где почти все время отлично работает wifi и есть хороший кофе. Так что не беспокойтесь о кофе. 3. Собор будет проходить с 16 по 27 июня 2016 года. А празднование Пятидесятницы приходится на 19 июня, так что мы все соберёмся в одном месте прямо на Пятидесятницу. Я знаю, что многие из вас беспокоятся о погоде, но не стоит. Температура на Крите в июне очень комфортная, в среднем 23-27 градусов. А прохладные ветра с гор облегчат дневную жару, и в вечернее время будут приятно обдувать каждого, кто желал бы расслабиться после трудного дня, проведенного на историческом Святом и Великом Соборе. Даже если wifi вдруг не работает. Особенно, если wi-fi не работает. Повестка дня Собора включает 6 тем, которые будут вынесены на обсуждение, и по которым затем будут приниматься решения. 4. Первая тема: Миссия Православной Церкви в современном мире.

http://pravmir.ru/sestra-vassa-o-predsto...

474. Слово в день Успения Пресвятой Богородицы (Говорено в Московском большом Успенском Соборе, августа 15). 1825 Святый Дионисий Ареопагит был на погребении Богородицы, и что притом происходило, частию можно видеть в его писаниях. «Мы, – пишет он, – и многие из священных наших братий собрались для зрения живоначального и Богоприемного телеси. Прибыл и Богобрат Иаков и Петр, между высокими Богословами верховный и старейший. После зрения благоугодно было всем иерархам, поколику каждый был способен, песнословить безмерно могущественную благость Богоначальственной немощи» (о Божеств. имен. гл. 3). Под именем «Богоначальственной немощи, – как изъясняет святого Дионисия святой Максим, – должно разуметь вольное снисхождение Сына Божия даже до плоти, кроме греха. Ибо, по причине вольного к нам снисхождения, все претерпев даже до смерти, смерти же крестныя, и немощи наши Он понес». Приятно даже до ныне узнавать единую, святую, соборную и Апостольскую Церковь , между прочим, по единству ее священных и Апостольских обычаев. После столь многих веков, от дня успения Пресвятой Богородицы, и ныне для сего дня «собираются многие из священных наших братий». В подражание Божественному зрелищу Сионскому или Гефсиманскому и здесь представляется для благоговейного зрения изображение «живоначальнаго и Богоприемнаго телеси» 963 , как бы в день его погребения. «Вся иерархия песнословит», или, иначе сказать, словом и песнопением прославляет «безмерно могущественную благость» Сына Божия, в Его спасительном воплощении, чрез немощь и смерть проложившаго путь к безсмертию и славе Божественной. О, если бы могли мы теперь услышать хотя одно из тех самых песнословий, которые по внушению святого Духа принесены были Господу и Матери Его в первоначальном Апостольском Успенском Соборе! Но святый Дионисий только сказывает о них, а ничего из них не пересказывает. Слышу по крайней мере род песнословия, приличествующего настоящему случаю, из уст усыновленника Пресвятой Девы и ближайшего служителя Ее в Ее жизни и погребении. «Блажен», восклицает Иоанн, «и свят, иже имать часть в воскресении первем» ( Апок. ХХ, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010