В одну из таких ночей упражняемся мы в умном делании, в том же большом Успенском соборе. А тогда, в 1979 году, в Успенском соборе шла реставрация, и центральный неф собора был зашит лесами. Ну, творим молитву Иисусову, бьем поклоны, а в ту ночь погода какая-то выдалась ветреная, бурная. Слышно, ветер просто-таки переходит в шквал. Как вдруг начался стук на лесах, в самом соборе, как будто ремонтники-реставраторы там. Чу, что такое?! Там наверху никого не могло быть по определению: темно, ночь. Какие работы? Как вдруг с лесов как сорвется что-то тяжелое, грузное, и тут же — грохот падающих кирпичей и битого стекла. Да все это как посыплется с грохотом на пол! Мы всполошились. Особенно я, несмелый, впечатлительный, отличавшийся особой боязнью. Гипноз страха обуял меня и стал нагнетаться от секунды к секунде… Но тут раздается спокойный, ровный голос Исаии: «Не обращайте внимания. Это бесы искушают и отвлекают вас от молитвы!» Мы будто протрезвели, упокоились и продолжали дальше. Хотя какой-то животный страх все же присутствовал. Не отступал. Послушник, читавший Псалтирь на левом клиросе, должен был все это, как и мы, слышать. Спросили у него, но, странное дело, он ничего не слышал! Старец никогда не шел на компромисс, когда начальство предлагало ему «убавить обороты» По окончании не спешили разойтись. Все были ошарашены случившимся. Думали, думали, слово за слово, в конце концов, хоть и были уже уставшие, но спохватились и полезли на леса проверять. Облазили все закутки, ища, что упало, светили фонариками, искали. Послушник Игорь, держась за трос, натянутый над самым верхним карнизом (а карниз образует такой выступ, что можно пройти) обошел вокруг по периметру, но так ничего и не обнаружили. Никаких обвалившихся кирпичей, никакого стекла. То было, наверное, банальное бесовское наваждение и не более…». Прописаться в Почаевской лавре не удалось: «компетентные органы» строго контролировали всех прибывающих в лавру, и на о. Исаию поступил «компромат». Как повествуют современники старца, он никогда не возражал и не противился таким «претензиям»: смиренно собирал сумку и покидал обитель, попросив братию выслать потом вещи и книги по указанному адресу. Доводилось слышать нарекания в его адрес: мол, нигде не уживается, оказывает непослушание. Это неправда. Старец, следуя строгой монашеской жизни, никогда не шел на компромисс, когда начальство предлагало ему «убавить обороты», меньше проповедовать, не собирать вокруг богомольцев. Но люди сами тянулись к нему. К тому же многим он оказывал действенную духовную помощь, а часто и врачебную.

http://pravoslavie.ru/104127.html

По договору 1682 г. размеры мгарского памятника должны быть следующими: длина 57 локтей (19 саж. или 40,7 м); ширина 37 локтей (12 саж. и 1 аршин, или 26,6 м); высота без креста – 63 локтя (21 сажень, или 44 м), при ширине фундаментов – 5 локтей (1,67 сажени, или 3,5 м) (Каманин И. Договоры на сооружение церквей в Малороссии в XVII в, Кпев, 1912, стр. 11). По данным обмеров с натуры ЦГРМ УССР в 1956-1957 г.г. длина, ширина и высота (в наибольших параметрах) соответственно – 40.6, 27, 36 м. Как видим, заданная длина и ширина здания практически совпадают с натурой, но по высоте Баптист отклонился на целых восемь метров. Очевидно, свести своды точно на заданной высоте не всегда удавалось. Если планы Троицкого Черниговского и Мгарского соборов почти одинаковы, то иное впечатление оставляет сравнение их интерьеров. В пропорциях интерьера Мгарского собора от принципа базиликальности по сути дела ничего не осталось. Боковые нефы малозаметны, тем более что они двухъярусные, а не трехъярусные, как в Черниговском соборе. Правый и левый приделы алтаря двухэтажные и, видимо, отсюда этот прием заимствован для устройства алтарной части в более позднем Нежинском Благовещенском соборе. Пропорциональное решение и общая композиция наружных объемов Троицкого и Мгарского соборов имеет много общего, за исключением количества куполов и их композиции. Надо заметить, что верхи всех черниговских памятников при большом разнообразии отличаются какой-то особой упругостью форм. Таковы купола Троицкого и Елецкого монастырей и других памятников. Этого нет в «полубанках по верху матиц» Мгарского собора. Фонарь с маковкой по верху основного купола довольно суховат. Зато в Мгарском соборе на всех фасадах, за исключением восточного, возведены живописные фронтоны, характерные не в меньшею степени и для гражданских зданий. Но самой главной достопримечательностью Мгарского собора являются его лепные украшения. Эта лепка носит барельефный характер. Лепные композиции даже внутри собора не связаны с религиозной тематикой) и выражают тему изобилия и плодородия. Лепные изображения крылатых фигур, несущих корзины с плодами и цветами, исполнены подчеркнуто реалистично. Эти украшения кажутся особенно выразительными потому, что они компонуются прямо на гладкой поверхности стены. От этого выигрывает также и выразительность плоскости, она кажется более монолитной.

http://sobory.ru/article/?object=17197

Замечательное издание А. Павлова , Заслуженного профессора Императорского Московского Университета: Номоканон при Большом требнике Его История и тексты, греческий и славянских с объяснительными и критическим примечаниями. Новое от начала до конца переработанное издание. М, 1897 г. ц. 3 р Помрачени (правила церковные) беаху прежь сего облаком мудрости элиньскаго языка: ныне же облисташа, рекше истолковани быша. (Слова митрополита Кирилла II на Владимирском соборе 1274 г.). Достоверность и ясность закона – основные условия правосудия: без них оно шатко и неправомерно. Но насколько признание этого положения можно почитать всеобщим, настолько действительное состояние источников права, в особенности церковного, нередко свидетельствует об отсутствии этих именно свойств в законодательстве. Здесь основание всегдашней потребности искусства интерпретации и научно-исторического изучения права. Названное издание замечательно как удовлетворение этой насущной потребности в области нашего церковного права, представляя в то же время блестящий результат долговременных ученых занятий почтенного издателя в области православной, греко-восточной церковной юриспруденции. Подчеркиваем последние слова, дабы предупредить возможное заблуждение читателя, будто мы имеем дело с ученым произведением, значение которого ограничивается сферою отечественной науки. На самом деле это не так. Номоканон при большом требнике источник русского права только по названию; по происхождению же это – источник права греческой церкви, а по значению – источник права не только греческой и русской, но и всех югославянских церквей. Названное издание удовлетворяет вследствие этого научной потребности не одной только отечественной юриспруденции, его значение несравненно шире: оно есть достояние целой науки Церковного права в обширнейшем ее объеме, т. е. включая сюда и западноевропейскую науку церковного права. Ибо памятники права греческой церкви и памятники византийского церковно-гражданского права в нынешнем веке сделались предметом усиленного изучения со стороны западной науки и она успела уже зачислить в свои ряды целую фалангу византологов-канонистов, труды которых с глубоким вниманием изучаются и в школах канонического права русской, греческой и югославянской. Имена Мортрейля, Бинера, Вассершлебена, Чижмана, Питры, Геймбахов, Цахариэ-фон Лингенталя и др. школам православного канонического права также хорошо знакомы, как и имена их отечественных канонистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Такие же железные арматуры с проволочной сетью устроены и по всей площади сводов собора. Пустое между ними пространство наполнено смоляными войлоками, а сверху они покрыты штукатуркой и тягами. К арматурам приделаны железные крючья, на которых и привешены лепные и гальванопластические украшения  – розасы, фигуры и проч. Внешняя сторона этих сводов, под крышей собора, также тщательно покрыта, первоначально  – листовым свинцом с запайкой швов, потом двумя рядами смоленых войлоков, далее  – оштукатурена, пропитана маслом и, наконец, окрашена за три раза масляной краской. Работы по устройству сводов обошлись в 338 803 руб. 28 к. серебром. В эту сумму, конечно, не входит стоимость всех украшений купола и сводов. Они особо стоят гораздо более полумиллиона рублей серебром. Все украшения в большом и малых куполах, сводах, карнизах, арках, все бронзовые фигуры и целые группы, капители и базы всех колонн и пилястр по собору, кроме малахитовых у большого иконостаса, и других вещей, представленных в соборе уже вызолоченными, все фоны у образов, рамы, переплеты у окон, все это позолочено через огонь и на масле, червонным 95 2 / 3 пробы золотом. Стоимость всей означенной позолоты – 735 483 руб. 20 к. серебром.  Пол солеи представляет удивительную роскошь материалов и работ. Начиная со ступеней, ведущих на него со средины собора, он вместе с ними состоит из огромных плит красного шоханского порфира, а по местам украшен инкрустациями из разноцветных мраморов: красного гриотта, зеленого генуэзского и желтого сиенского. Балюстрада солеи из белого итальянского мрамора с тумбами, украшенными вставками из зеленого мрамора. В ней 228 бронзовых золоченых балясин и 60 полубалясин, с тремя такими же решетками. Все устройство солеи обошлось в 155 867 руб. 50 к. серебером. В соответствие клиросов большого иконостаса, сделаны клиросы и в малых приделах. На всех шести клиросах поставлены хоругви, устроенные, как и всякая почти вещь в соборе, по рисунку высочайше утвержденному. В большом приделе обе сделаны из пунцового бархата с золотым шитьем, а в малых  – из золотого глазета с золотым серебряным шитьем. Образа на них все живописные, работы профессора Шамшина. Все шесть хоругвей стоят 17 175 руб. серебром.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

78 На Виленский собор Берында ссылается только однажды – в заметке против 152 (по нынешнему счету 150) статьи Номоканона (о епископах, принимающих перехожих священников без увольнительной грамоты рукоположившего их епископа). 79 См. примеч. к статьям 51, 66, 120, 191. Замечательно, что и сами греки, высоко ценившие издание Леунклавия и даже снимавшие с него копии, называли эту книгу так же «Арменопулом». См. статью Witte в Zeitschrift fur geschichtl. Rechtswissenschaft, Bd VIII, s. 223. Дополнения и поправки: О книге «Арменопула», т.-е. об издания Леунклавия, была речь и на Большом Московском соборе 1666 года, на котором, как известно, присутствовали и восточные патриархи. Последние в одном судебном заседании по делу нашего патриарха Никона , между прочим, прочитали ему «по восточному Номоканону» какие-то правила, «яже слышав Никон... рече, яко многая зде обретаются от Арменопула и суть еретическая»». «Тогда, – продолжают соборные акты, – святейшие патриарси вземше книгу греческую печатаную помяненного Арменопула, начаша целовати. И вопросиша греческих архиереов (других, присутствовавших на том же соборе): приемлют ли того Арменопула книги, яко благочестивые? И вси реша: приемлем и целуем (цитов. изд. акт. соб. 1666–1667 г., стр. 175, примеч. 1 и 2). 81 В пример такого исправления приведем хоть 1-е правило Номоканона по изданию Берынды и Копыстенского: Издание 1620 года Издание 1624 года Иже рукополагай чрез предел, с рукополагаемым да извержется Рукополагай вне своего предела, с рукополагаемым да извержется 82 Берында выразил свое недоумение по поводу этой цитаты тем, что сделал против нее на поле выноску с знаком о о . 84 Разумеется, вероятно, Алексей Аристин, писавший толкования на сокращенный текст церковных правил, какой с этими толкованиями в 1653 году напечатан был в Кормчей. Но Аристин не «составляла никакой «книги правил», разделенных «на грани», т.-е. на титулы. 85 О размере современного спроса на эти издания можно судить по тому обстоятельству, что они уже в XVII веке употреблялись не только непосредственно, т.-е. в печатных экземплярах, но и в рукописных копиях. Нам известны две копии первого издания, сделанные в XVII веке: одна находится в собрании рукописей графа Уварова 563), другая в числе славянских рукописей Венской придворной библиотеки 110). Копии со второго издания не редко встречаются в русских списках синтагмы Властаря XVII в. вслед за известным уже нам Зинаром (Солов, библиот. 687; графа Уварова, 575; Москов. духовн. акад. 53).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

По всей вероятности, это объясняется тем, что длинный Votum Валериана вытеснил из памяти епископов евангельскую цитату Максимина. Valerianus episcopus dixit: Etsi non omnes conseniores hic apud Agrippinam, Dei voluntate qui sumus adunati, convessinemus, suffeceram a quinqne episcopis, qui Eufratam blasphemum quia Christum deum negat pro meritis suis sententiarunt, eodem jure esse depositum. Nunc autem in praesenti majora cognovimus; multorum enim carorum laicorum subseriptione manifestatum est, quia primordialem dominum et deum nostrum negat eti -- Amandus episcopus dixit: Siquidem iu praesenti, quando Eufrata а quinque episcopis sententiam accepit, me inter ipsos fateor esse consentaneum, qui epistolis meis ad eumdem deponendum consensi secundam [secundum?] falsam doctrinam ipsius, qui Christum dominum deum negat. – Но кто были те пять епископов, которые присутствовали на этом малом соборе? – Очень интересно и далеко не безразлично для вопроса о подлинности кёльнских актов, что Валериан оксеррский не причисляет себя к этим 5-ти епископам: Оксерр лежит слишком далеко от Кёльна, в другой провинции, Lugdunensis prima. Естественно думать, что вопрос о заблуждении Евфраты подвергнут был обсуждению сначала на соборе епископов обеих Германий. И как раз из этих провинций в актах кельнского собора упоминаются пять епископов (4 из Germania prima и I – из Germania seeunda). Можно, поэтому думать вместе с Зёдером (Die erste Kirchenversammlung auf deutschem Boden, III, Studien u. Mittheilungen aus dem Benedictiner – und dem Cistercienser – Orden, 1883, IV Heft, S. 353), что эти 5 епископов именно (Söder, II, Studien – aus d. Bened. – Ord. 1883, III, H. SS. 76–77) Мартин майнцский (Mogontiacensium на большом соборе не присутствовавший, а приславший письменное согласие), Виктор вормсский (Vangionum), Иессей шпейерский (Nemetum) и Аманд страссбургский из 1-ой Германии и Серватий тонгрский – из 2-ой (где была и Colonia Agrippina), и составили малый собор, осудивший впервые Евфрату. Инициаторами этого собора были, по определению Зёдера, Серватий, Иессей и Мартин. Но так как Евфрата не подчинился решению этого собора, состоявшегося может быть еще в 345 году или в самом начале 346, и оставался на своей кафедре, то потребовался большой собор из епископов всех галльских провинций. Так и Фртин сирмийский, низложенный на двух Медиоланских соборах (345 и 347 гг.) и не подумал подчиниться их решению, и оставался на своей кафедре до конца 351 года, когда, уже по смерти Константа, он был низложен вновь сирмийским собором и удален с кафедры по распоряжению императора Константия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Конечно, мы просим Господа обо всем, о большом и малом, и это не порицается. Мы Господу изливаем свою душу, свою скорбь, мы просим Его о помощи, и Господь имеет такую любовь, что силу Свою применяет, чтобы помочь нам и в большом, и в малом. Мне иногда приходилось слышать на исповеди или в беседах рассказы о том, какими будто бы мелочами люди досаждали Господу в своих молитвах. И только потом, по прошествии времени, люди убеждались, что на эти мелочи Господь ответил, и понимали, сколь безгранична Божественная любовь. Даже самые простые наши воздыхания ко Господу, если они от всего сердца, если они споспешествуются верой нашей, действительно способны призвать на нас Божественный ответ. «Господи, помилуй!» — дивные слова. А что же еще просить у Господа? Конечно, милости! Ведь милость включает в себя, в первую очередь, прощение грехов, поелику грех отделяет нас от Бога. Но ведь у каждого есть и своя просьба ко Господу, чтобы Он излил милость. И, конечно, наши молитвы включают в себя и нашу боль, и наши сомнения, и наши недоумения, нередко даже отчаяние. К кому же еще обратиться? У кого получить помощь и защиту? И ведь Господь слышит нашу молитву. Есть только одно условие: молитва должна не содержать в себе пустословие, как это иногда бывает, или многословие, которое затемняет ее смысл. Молитва должна происходить от чистого сердца и сопровождаться уверенностью в том, что Господь способен помочь и ответит нам на наши воздыхания. Слова святителя Феофана о том, что в двух словах «Господи, помилуй» содержится все самое главное, мы должны запомнить и всегда иметь их в памяти, особенно когда что-то трудное, тяжелое происходит в нашей жизни. А трудности могут касаться личности, семейных отношений, но также и всего народа, государства, Отечества нашего. И мы знаем, какие непростые обстоятельства сегодня связаны с международными отношениями и какие непростые отношения к нашей стране пробуждены в последнее время злой человеческой волей. Поэтому в переживаемое ныне время мы должны возносить особую молитву Господу об Отечестве нашем, об ограждении его от врагов внешних и внутренних, потому что есть и те, и другие, о вспомоществовании властям и воинству нашему, но самое главное — о том, чтобы Господь дал нам прочный и неотъемлемый мир, чтобы утвердил мир в сердцах наших.

http://patriarchia.ru/db/text/6007256.ht...

– Сергей Алексеевич, какое было основное чувство в те дни? – Конечно, не передать тех ощущений, тех чувств, которые ты испытывал тогда, 30 лет назад. Надо учитывать еще и то, на каком общественно-политическом фоне происходило празднование: ведь еще за два-три года до этого в стране господствовала безбожная власть! Еще недавно вовсю торжествовала атеистическая пропаганда! Конечно, она была в меньших формах, в меньшем объеме, чем, скажем, в 1960-е или 1970-е годы, но она была! И вот тут – это Вселенское Торжество, эта вселенская радость – безграничная радость! Это очень трудно передать и очень трудно описать. Ты чувствовал, что открывается новая эпоха! И дело, конечно же, не в политических переменах, а в раскрепощении человеческого духа и в утверждении христианства! И недаром этот период нашей истории называется многими «вторым Крещением Руси». Незабываемое впечатление оставил у меня вечер в Большом театре – финал торжеств. Зал был переполнен. У меня было место в партере, довольно близко к сцене. И я помню, насколько неожиданным было увидеть на сцене изображения крестов, храмов и монастырей... Я не говорю о божественных звуках песнопений, которые лились со сцены... И совершенно уж неожиданным и непостижимым было первое появление в светском общественном месте Святейшего Патриарха Пимена! Он вошел перед началом концерта в Царску ложу – и весь зал встал! Это надо было ощущать, надо было видеть, это надо было пережить! А сам концерт! Чтобы в Большом театре в честь церковного юбилея проходил концерт, да еще на таком уровне и с такими артистами! Я за свою жизнь многое видел и многое слышал. Например, я слышал исполнение великим Козловским песнопения «Ныне отпущаеши» в Елоховском соборе Москвы, я помню это тоже отчетливо. Но здесь было совсем другое… И, конечно, заключительный аккорд празднеств – Литургия в Даниловом монастыре. Я бы назвал это Литургией всей России, которая явилась прологом к возрождению нашей страны! Рейтинг: 10 Голосов: 864 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты

http://pravoslavie.ru/114780.html

Что означают эти слова апостола? Они означают только одно — что крест налагается на весь мир как некое мерило Божественной правды и Божественной истины. Сам по себе Крест Христов непонятен. Люди, особенно далекие от веры, не могут понять, что такое Бог, страдающий на Кресте. Зачем нужно было в центре христианского миросозерцания, в центр христианской мысли поставлять Крест — символ страдания? И сегодня существуют некоторые сектантские сообщества, которые не могут понять смысла Креста и говорят: как можно поклоняться Кресту, орудию пыток? На самом деле слова апостола Павла несут в себе огромное значение, имеющее непреходящий смысл для каждого человека. Более всего люди в жизни нуждаются в мериле, в критерии, который они могли бы налагать на все то, что их окружает, на мысли, которые к ним приходят, на информационный поток, на слова политиков и простых людей, на поступки тех или иных людей.  В самом деле, как отличить правду от лжи, когда ложь никогда не называет себя ложью? Она ведь всегда выдает себя за правду, и в большом и в малом. Как отличить честного человека от человека бесчестного? Ведь бесчестный никогда не скажет: я без всякой чести, я без совести, я творю, что хочу, мне совершенно безразлично то, что происходит с людьми вокруг меня. Ни один человек так не скажет, самый бесчестный будет стараться казаться честным.  То же самое мы можем сказать о большом и о малом, что совершается с нами, с народом нашим, со страной нашей, со всем родом человеческим. Как же не заблудиться в этих потемках? Как не принять искусственные декорации за подлинную Богом зданную природу? Как не ошибиться в анализе, в оценке происходящего? Как действительно не стать соучастником дел беззакония? Как душу свою, в конце концов, спасти в этом мире, который совершенно непрозрачен, который очень легко может ввести в заблуждение любого человека? И это особенно относится к нашему времени, к тому мощному информационному потоку, который обрушивается на каждого человека через средства массовой информации, особенно через телевидение, через Интернет. 

http://patriarchia.ru/db/text/3252857.ht...

Придворные епископы заметили его и, вынеся благоприятное впечатление от его способностей, посвятили его в епископы к готам 855 . Вернувшись домой, Ульфила взялся за дело с весьма просвещенной ревностью. Он начал приобщать готский народ к римской и христианской цивилизации. Он составил алфавит, который с успехом заменил старое руническое письмо, и перевел на готский язык большинство книг св. Писания 856 . Большое число его соотечественников приняло христианство. Король Германарих пришел в беспокойство, видя многочисленные обращения своих соратников к религии римлян. Он разгневался и приказал всем миссионерам как Авдэя, так и Ульфилы, уйти обратно за Дунай. Авдэане вернулись на Восток, а Ульфиле и его ученикам, которые последовали за ним в большом числе, было разрешено поселиться в нижней Мизии, близ Никополя. Этот исход относится приблизительно к 349 году. Ульфила прожил еще 33 года. Он был арианином. В 360 г. он заседал на константинопольском соборе и присоединил свой голос к тем, кто одобрил риминийское исповедание. В 383 г., вызванный императором Феодосием вместе с главарями других, отпавших от господствующей церкви, общин, он снова поехал в столицу, где и умер вскоре после приезда. До нас дошло исповедание веры, которое он приготовил и которое было его духовным завещанием; это – чистейшее арианство 857 . Мера, принятая готским королем против епископа Ульфилы, не остановила окончательно проповеди христианства, шедшей из-за Дуная. Фессалоникский епископ Ахолий очень деятельно заботился о ней. Но времена наступали все более и более трудные. Готы, жившие по Дунаю, поддержали Прокопия в его борьбе против Валента; поэтому последний, освободившись от своего соперника, вступил с ними в войну, которая продолжалась три года (367–369). Проповедники римской религии пострадали от этого столкновения враждующих сторон. К этому времени относятся несколько случаев мученичества. Наиболее полно известна история св. Сабы, утопленного в реке Мусее 858 в 372 г. Другие были заживо сожигаемы, иногда в большом множестве, в палатках, служивших им церквами 859 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010