Но, несмотря на все протесты поклонников русской церковной старины, реформа Никона была, однако, признана всею Церковью как законная и правая, причем иерархи, как греческие, так и русские, присутствовавшие на большом Московском Соборе 1667 года, торжественно заявили, что отцы Стоглавого Собора, узаконившие в Русской Церкви обряд, несогласный с тогдашним греческим, действовали в этом случае «нерассудно, простотою и невежеством», что соборные клятвы они клали «без разсуждения и неправедно», что председатель Стоглавого Собора митрополит Макарий «мудрствовал (на Соборе) невежеством своим безрассудно», что вся вина отцов Стоглавого Собора в том именно и состояла, что они составляли свои определения, «ниже со Вселенскими святейшими патриархи о том советоваша и ниже совопросишася с ними». Подписавшись под этим, продиктованным греками, определением о Стоглавом Соборе, русские тем самым торжественно и окончательно отреклись от своей церковной старины в пользу современной греческой церковной практики, сами признали весь период своей церковной самостоятельной жизни (от падения Константинополя до Никона), когда они устранили из нее всякое участие и влияние греков, периодом ошибок и заблуждений, временем уклонения русских от истинно православных чинов и обрядов, временем, достойным всякого осуждения и порицания! Вместе с этим русские торжественно сознались, что они еще неспособны к самостоятельной церковной жизни, что для них, как несовершеннолетних, нужна еще опека и водительство гречан, что образцом для них, руководством и светочем в их церковной жизни должно служить не их собственное прошлое, не своя родная старина, которою они так гордились, а современная греческая церковная жизнь. Это было поистине полное отречение от всех тех мечтаний и чаяний, которыми доселе жила Русь, по которым она строила свою внутреннюю жизнь, свои отношения к другим народам, в чем она видела свою главную заслугу и славу перед всеми другими народами. Таким образом, церковная реформа Никона и ее признание всею Русскою Церковью, особенно в том виде, как это совершилось на Соборе 1667 года, были полным блестящим торжеством греков над горделивыми притязаниями русских на главенство и первенство в православном мире, притязаниями, возникшими и развившимися на счет бедствий и унижения греков, почему они всегда и были для них особенно ненавистны и оскорбительны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Следующим этапом работы Г. над обоснованием неприятия реформы стали его «тетради», зачитанные 21 июля 1667 г. на большом черном соборе в Трапезной палате мон-ря и 15 сент. на монастырском большом соборе в присутствии всех монахов и мирян, находившихся тогда в обители, во время спора с направленным из Москвы для увещевания соловчан архим. Иосифом. Опираясь на фундаментальную подборку свидетельств из различных сочинений, уставщик выступил против введения новопечатных книг; благодаря этим выступлениям Г. приобрел в обители славу «второго Златоуста». Можно с большой долей уверенности отождествить зачитанные Г. «тетради» с «Собранием от Божественных писаний… противу новых книг» (главы 1-78), к-рое является центральной частью «Ответа вкратце Соловецкого монастыря», содержащегося в недавно выявленном «Геронтиевском сборнике» (РГБ. Егор. 706, создан в Соловецком мон-ре в ходе восстания, основная часть является автографом Г.). Помимо «Собрания… противу новых книг» «Ответ вкратце...» включает Введение, Сказание о исповедании веры, Изложение Символа веры на I и II Вселенских Соборах, «Оглавление вкратце предлежащего списания сего», «Предисловие о почитании святых книг» и «Выписки о последнем времени» (главы 79-93, продолжающие «Собрание... противу новых книг»). Кодекс содержит также выписки из различных книг, подобранные по тематическому плану (темы указаны киноварью), к-рые были использованы в «Ответе вкратце...» (только в «Собрании… противу новых книг» Г. использовал 84 источника). «Геронтиевский сборник» написан 2 писцами: по-видимому, послушником Г., потрудившимся над основным комплексом черновых выписок, и самим Г., составившим и отредактировавшим «Ответ вкратце...», а также сделавшим ряд выписок. «Собрание... противу новых книг» (с заглавием «Сказание о новых книгах») вошло в «Никаноровский сборник» (БАН. 16.7.21), также созданный в Соловецком мон-ре во время восстания и содержащий редакторскую правку Г. На основании «Собрания… противу новых книг» Г. между 15 и 22 сент. 1667 г. составил путем сокращения Пятую соловецкую челобитную, получившую широкое распространение в старообрядческой среде. (Н. И. Субботин полагал, что на соборе 15 сент. 1667 Г. зачитал именно Пятую челобитную, но мн. исследователи отмечали, что прочитанные 15 сент. «тетради» и Пятая челобитная, подписанная 22 сент., в документах обозначены как разные тексты.) Неск. десятков списков Пятой челобитной могут быть разделены на 13 редакций, из к-рых 3 были созданы на Соловках (пространная, краткая и пространная с дополнением). Поскольку в Пятой челобитной использована только одна часть «Ответа вкратце...», можно предположить, что к 15 сент. была готова только она, целиком «Ответ вкратце...» был создан немного позднее.

http://pravenc.ru/text/164867.html

В Манеже открывается персональная выставка Василия Нестеренко Москва, 16 января 2004 г. 17 января 2004 года в Москве в Большом Манеже откроется персональная выставка заслуженного художника Российской Федерации, члена–корреспондента Российской академии художеств Василия Игоревича Нестеренко. За всю историю Большого Манежа только четыре художника были удостоены чести персональной выставки в главном выставочном зале России. Масштабы нового проекта поразят воображение неискушенного зрителя и вызовут интерес профессионалов. На суд зрителя будет выставлено реалистическое искусство, основанное на традициях отечественной школы - несколько сотен живописных и графических работ, выполненных в различных жанрах. Основу композиции составляют исторические и духовные полотна. Несомненно, привлекут внимание посетителей выставки, репродукции фрагментов росписи храмов Христа Спасителя и Успенского собора в Дмитрове в натуральную величину, 12 х 17 метров. Сами оригиналы расположены на очень большой высоте, под сводами храмов, и увидеть их так близко будет возможно только во время предстоящей выставки. Выставка призвана служить своего рода отчетом художника «перед Богом и людьми». Основной герой его произведений – мир, человек, его духовная жизнь, радость от созерцания божественного творения. В.И. Нестеренко – автор многочисленных персональных выставок в России и за рубежом, среди них можно отметить выставки в Новом Манеже, Российской Академии художеств, Кремле, несколько выставок в Японии и США. Работы художника хорошо известны в России и за рубежом. Так, например, шестиметровый холст «Триумф Российского Флота» открывает композицию Центрального Музея Вооруженных Сил России, а портрет выдающейся певицы Ирины Архиповой находится в собрании Государственной Третьяковской галереи. В.И. Нестеренко внес большой вклад в воссоздание художественного убранства Храма Христа Спасителя. Его кисти принадлежат монументальные росписи «Воскресение Христово», «Св. Апостол и Евангелист Матфей», «Крещение Господне», «Вход Господень в Иерусалим», цикл Богородичных икон, пять картин на Евангельские сюжеты для Патриаршей Трапезной и плащаница. Работы художника можно увидеть и в музее Храма Христа Спасителя. Под руководством и при личном участии В.И. Нестеренко были созданы новые росписи в Успенском Кафедральном соборе в Дмитрове и иконостас в Храме Тысячелетия крещения Руси в Царицыно. Почти все перечисленные работы будут представлены в Большом Манеже. Приглашаем Вас посетить пресс-конференцию, посвященную открытию персональной выставки В.И. Нестеренко, которая состоится 17.01.2004 в 15.00 часов в Большом Манеже. Вход по журналистским удостоверениям. 16 января 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/8676.html

68 innigen Kontakt», причем он «alle Worte mitsprach, wesshalb alle Sanger die Augen unentwegt auf seinen Mund richteten». 70 «Es ist ein merkwUrdiges Geheimnis des Herm Stephan von Smolensky, welcher als Direktor des Moskauer Sinodalchores fUngiert und militarise)) gekleideten und mit Degen geschmUckten Dirigenten Herm Wassili von Orloff – wie es gelingen konnte, diese Knaben, diese erwachsenen Manner mit ihren phanomenalen Tenoren und bis in die tiefsten, unglaublichsten Algrtindereichende Bassen zu solch transcendentalen Klangwirkungen zu disziplinieren! «Hut ab» vor diesem Geheimnis!» «So feine dynamische Abstttfungen haben wir noch nirgends beobachtet, von anderen Dingen, als Exaktheit, Warme, Rhytmus tadellose Reinheit der Intonation gar nicht zu reden». 71 «WeltberUhmte russische Basse» доходили у нас «auf dem g der Kontraoktave (!!!) und nicht etwa mit den AllUren eines Bierbasses, sondem mit glockenreinem orgelschOnem Тбпеп» etc. 72 Die Vollkommenheit dieses a cappella-Gesanges machte auf jeden Нбгег einen machtigen Eindruck und verhalt den Russen zu einem Sieg in der Musikmetropole». 74 События сезона 1899/1900 года нашли отражение в книге Металлова: «После блестящего выступления в концертах пред венской публикой в 1899 году, Синодальный хор вскоре после того удостоился высокой чести петь за богослужением в Большом Успенском соборе в присутствии их императорских величеств; 2 апреля 1900 года в Вербное Воскресенье, 9 апреля на Пасху и 16 апреля в церкви Спаса за Золотой решеткой и во всех этих случаях был удостоен особенного внимания и восхищения высочайших особ художественным исполнением церковных песнопений. В высочайшем рескрипте на имя митрополита Московского 9 апреля 1900 года, между прочим, было сказано: «Благолепие служения в неделю Ваий в первопрестольном всероссийском храме – московском Большом Успенском соборе, величавая красота древних напевов в умилительном исполнении Синодальным, бывшим патриаршим хором и пережитые нами в Московском Кремле дни Страстной Седмицы навсегда оставят в нас неизгладимую память».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Свидетельством общения двух музыкантов являются также сохранившиеся письма Саккетти к Смоленскому. Приводим одно из них, от 19 ноября 1899 года: «Вопрос о моей командировке в Москву решен в положительном смысле. (…) Мне хотелось бы воспользоваться моим пребыванием в Москве, чтобы поработать под вашим руководством и, если позволите, научиться у вас. В вашей превосходной статье «О собрании русских древнепевческих рукописей в Московском Синодальном училище церковного пения» вы утверждаете «несравненное превосходство в данной области именно крюков " … Тем больнее мне сознавать пробел в моих знаниях: крюки меня крайне затрудняют. Но так как учиться никогда не поздно, то я не теряю надежды когда-нибудь проникнуть в эту область (…) Впрочем, главная цель моей поездки в Москву – познакомиться с многочисленными произведениями XVII и начала XVIII веков, о которых вы упоминаете в 14-м номере «Русской музыкальной газеты» 1899 года. Так как разобраться в массе материала мне будет очень трудно, то, может быть, вы мне укажете наиболее характеристические и интересные памятники. Я вас попрошу позволить мне кое-что переписать, а с некоторых памятников сделать фотографические снимки. (…) Русское Музыкальное общество желает, чтобы я, по возвращении из Москвы, прочел реферат об изученных мною произведениях. Мне хотелось бы иллюстрировать этот реферат исполнением произведений, наиболее интересных и характерных» (РГИА, ф. 1119, оп. 1, ед. хр. 161, л. 5–6). 353 Имеется в виду стихотворение в прозе И.С. Тургенева под названием «С кем спорить?»: «… спорь даже с глупцом; ни славы, ни выгоды ты не добудешь; но отчего иногда не позабавиться? Не спорь только с Владимиром Стасовым!». 354 «После блестящего выступления в концертах перед венской публикой в 1899 году, Синодальный хор вскоре после того удостоился высокой чести петь за богослужением в Большом Успенском соборе в присутствии их императорских величеств; 2 апреля 1900 года в Вербное воскресенье, 9 апреля на Пасху и 16 апреля в церкви Спаса за Золотой решеткой и во всех этих случаях был удостоен особенного внимания и восхищения высочайших особ художественным исполнением церковных песнопений. В высочайшем рескрипте на имя митрополита Московского 9 апреля 1900 года, между прочим, было сказано: «Благолепие службы в неделю Ваий в первопрестольном всероссийском храме – московском Большом Успенском соборе, величавая красота древних напевов в умилительном исполнении Синодальным, бывшим патриаршим хором и пережитые нами в Московском Кремле дни Страстной Седмицы навсегда оставят в нас неизгладимую память».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Путь к совершенной молитве, не только сладостный, но и скользкий. И здесь имеются свои подводные камни и рифы. О них необходимо опытно знать. Во избежание умопомешательства, Исаия требовал читать молитву вслух. В уме, говорил, — нельзя! Нельзя ни в коем случае! Чтение в уме, в себе, может привести к повреждению ума. У нас в Лавре были живые примеры умопомошательства — иеродиакон Киприан и Иов. Иов дочитался, как рассказывали, вернее «дотворился» Иисусовой молитвы до того, что начал выходить утром к воротам обители или даже за ворота на восход солнца навстречу Иисусу Христу. Но, я думаю, не молитва этому была виной, а природная склонность человека к этому заболеванию. В миру много людей не молятся, но все равно психически заболевают. Это общий удел всех нас, детей Адамовых. «Жизнь есть не рай, но изгнание из рая!» Тоже святоотеческое выражение игумена Исаии. Я это от него впервые услышал. В общем, теперь я уже читаю и понимаю, что ничего нового отец Исаия нам не говорил. Все его дельные наставления – опыт Афонского исихастского монашества в лучших, совершенных и достойнейших его формах, восходящий к святителю Григорию Паламе. Но, заслуга игумена Исаии в том, что он открыл и донес до нас, до наших сердец его первым. И за это земно кланяемся мы ему… Бесы искушают. Ночное происшествие Вот в одну из таких ночей упражняемся мы в умном делании, в том же таки большом Успенском соборе. А тогда, в 1979 году, в Успенском соборе шла реставрация и центральный неф собора был зашит лесами. Ну, творим молитву Иисусову, бьем поклоны, а в ту ночь погода какая-то выдалась ветреная, бурная. Слышно ветер просто-таки переходит в шквал. Как вдруг, начался стук на лесах, в самом соборе, как будто ремонтники реставраторы там. Чу, что такое?! Там наверху никого не могло быть по определению: темно, ночь. Какие работы? Как вдруг с лесов, как сорвется что-то тяжелое, грузное, тут же и грохот падающих кирпичей и битого стекла (кто слышал и такое!). Да все это как посыплется с грохотом на пол… мы всполошились. Особенно я, несмелый, впечатлительный, отличавшийся особой боязнью. Гипноз страха обуял меня и стал нагнетаться от секунды в секунду…

http://pravmir.ru/igumen-isaiya/

200-ЛЕТИЕ ЕДИНОВЕРИЯ ОТМЕТИЛИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ декабря 2000  6 декабря 2000 года в Санкт-Петербурге состоялись торжества, посвященные 200-летию единоверия. Утром во Владимирском соборе благочинный Центрального округа профессор СПбДА протоиерей Владимир Сорокин и единоверческий священник Петр Чубаров отслужили благодарственный молебен. Вечером в помещении Музея им. Ф. М. Достоевского прошла конференция, посвященная памятной дате.  6 декабря 2000 года в Санкт-Петербурге состоялись торжества, посвященные 200-летию единоверия. Утром во Владимирском соборе благочинный Центрального округа профессор СПбДА протоиерей Владимир Сорокин и единоверческий священник Петр Чубаров отслужили благодарственный молебен. Вечером в помещении Музея им. Ф. М. Достоевского прошла конференция, посвященная памятной дате.      Ее открыл священник Петр Чубаров, сделавший доклад об истории возникновения единоверческого движения вплоть до его официальной организации в 1800 году. По его словам, вплоть до XX века история единоверия складывалась неоднозначно. Единоверческие приходы имели ряд сложностей, несмотря на их нахождение в лоне Русской Церкви: вплоть до второй четверти XX века не были отменены клятвы на старые обряды; существовали препятствия для перехода православных на единоверческий приход; единоверцы не имели своего епископата. Все эти проблемы были решены в XX веке, на поместном Соборе 1917-19 годов или чуть позже, но в годы советской власти ознаменовались жестокими гонениями на единоверцев. В результате к 1960-м годам единоверческое движение " практически замерло " . Открытие новых приходов началось лишь в последние 10-15 лет.      Два интересных и информативных доклада на темы " История единоверческих монастырей в России " и " Единоверческие епископы " прочитал зам. зав. библиотекой СПбДА А. А. Бовкало. Об академике А.А. Ухтомском как прихожанине Никольской единоверческой церкви Петербурга, большом знатоке и ценителе древнерусской иконы и традиционного церковного знаменного роспева рассказал В. Н. Павлов. Л. В. Соколова представила доклад о научной деятельности акад. А. А. Ухтомского. Головщик Сергей Чиж сделал доклад о знаменном роспеве. От имени Комитета мэрии по связям с религиозными объединениями к присутствующим обратилась Э. Н. Парецкая, рассказавшая о проблемах с передачей единоверческому приходу церковного здания, которое сейчас занимает музей Арктики и Антарктики (решением суда правый придел должен быть теперь передан приходу). В заключение от имени митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского с юбилеем единоверия участников торжеств поздравил благочинный Центрального округа профессор СПбДА протоиерей Владимир Сорокин, сказавший о важности дальнейшего развития единоверческого движения в лоне Русской Православной Церкви.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=184...

3­ числа приехал из Москвы А. В. Краснопевков и привез мне, вместо юбилейного дара, 8 томов 491 , in octavo, официальной и частной переписки покойного брата своего, преосвященного архиепископа Ярославского Леонида. В этот же день собрались в Тверь все почти настоятели и настоятельницы здешних монастырей и некоторые из благочинных. Юбилейное празднество началось с вечера всенощным бдением. Я служил с некоторыми из приезжих гостей в своей Крестовой церкви, а преосвященный Викарий, епископ Гавриил, отправлял службу в кафедральном соборе и выходил на литию и величание со всеми прибывшими в Тверь архимандритами, игуменами, протоиереями и священниками. 4 число. Среда. – День юбилейного торжества по случаю 25-летней годовщины моей архиерейской хиротонии, совершившейся в 4-й день ноября 1862 года в Большом Московском Успенском Соборе 492 . Литургию и благодарственный молебен я совершал также в Крестовой церкви. В кафедральном соборе литургию совершал с 12-ю сослужащими преосвященный Гавриил, а на молебен вместе с ним выходил преосвященный Геннадий, управляющий Успенским Желтиковым монастырем. К молебну собралось, кроме приезжих, и все городское духовенство. После литургии происходил прием поздравлений от представителей разных обществ и общественных учреждений, а также и от частных лиц. Причем, представлено было много адресов и разных приношений – икон, облачений, священных утварей и проч. 493 По окончании приема поздравлений, в моих покоях приготовлена была праздничная трапеза для приезжих настоятельниц монастырей и некоторых почетных дам г. Твери. Сам ­же я должен был отправиться к 4 часам в Городскую Думу на торжественный обед, устроенный ради моего настоящего празднества епархиальным духовенством и градским обществом. Думская зала едва могла вместить всех присутствовавших за обедом. Обед сопровождался шумными и веселыми разговорами гостей. – Когда в средине обеда провозглашен был за мое здоровье тост, старейший из городских протоиереев В. Ф. Владиславлев обратился ко мне с хвалебною, выше моих заслуг, речью, на которую я отвечал в следующих выражениях:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Мы не могли и в отделе о высшем управлении удержаться, чтобы не говорить о патриаршестве прежде всего. Не удержались от этого и здесь, на общем собрании нашего Собора. Сердце радостно уже переживает предпразднство великого церковно-народного торжества восстановления патриаршества. Те, кто в наших собраниях возражают против патриаршества, сами в прошлый раз признались, что они берут на себя неблагодарную задачу и говорят безнадежные речи. Почему это? Откуда это? Не значит ли это, что церковное сознание, как в 34 апостольском правиле, так и на Московском Соборе 1917 года говорит неизменно одно: «Епископам всякого народа, в том числе и русского, подобает знати первого в них и признавати его яко главу». И хочется мне обратиться ко всем тем, кто почему-то считает еще нужным возражать против патриаршества. Отцы и братие! Не нарушайте радости нашего единомыслия! Зачем вы берете на себя неблагодарную задачу? Зачем говорите безнадежные речи? Ведь против церковного сознания боретесь вы. Бойтесь, как бы не оказаться вам богоборцами (см.: Деян. 5, 39)! Мы и так уже согрешили, согрешили тем, что не восстановили патриаршества два месяца назад, когда приехали в Москву и в первый раз встретились друг с другом в Большом Успенском соборе. Разве не было кому тогда больно до слез видеть пустое патриаршее место? Разве не обидно было видеть, что Московский митрополит за всенощной под Успение стоял где-то под подмостями? Разве не горько было видеть на историческом патриаршем месте грязную доску, а не патриарха? А когда мы прикладывались к святым мощам чудотворцев Московских и первопрестольников Российских, не слышали ли мы тогда их упрека за то, что двести лет у нас вдовствует их первосвятительская кафедра? Есть в Иерусалиме «стена плача». Приходят к ней старые правоверные евреи и плачут, проливая слезы о погибшей национальной свободе и о бывшей национальной славе. В Москве в Успенском соборе тоже есть русская стена плача — пустое патриаршее место. Двести лет приходят сюда православные русские люди и плачут горькими слезами о погубленной Петром церковной свободе и о былой церковной славе.

http://pravoslavie.ru/28791.html

Вообще, что касается церковного пения – первые впечатления от служб в Никольском соборе несравненны ни с чем, и список выдающихся регентов Алма-Аты: Борис Матвеевич Шевченко, Марфа Ильинична Мосалова, Михаил Васильевич Щекинин – неизменно, неопустительно помнится и вспоминается на всяк день в связи с несравненным пением и редчайше красивым репертуаром. Композитор Бутомо жил в Алма-Ате недолго и лично был знаком с Борисом Матвеичем. И, как лучшему своему другу, посвящал ему свои сочинения, которые нигде не поются, только в Алма-Ате. А по красоте они не уступают мировым шедеврам. Короче говоря, я в большом восторге всегда была от правого хора Никольского собора. И этот восторг по сей день не поблек, наоборот, есть с чем сравнивать и еще более восхищаться. …О моем приезде в Алма-Ату знает только Один Господь Бог – когда, как и надолго это будет. Может так получиться, что с одним телефонным звонком я услышу: «А папе внезапно стало плохо, и он умер», – так что и ехать не придется. Короче, у меня теперь болит сердце. + + + Приветствую тебя, милая Л-чка! Со светлым Христовым Рождеством и Новым годом. Пишу кратенько. Сейчас готовимся к приему многочисленных гостей в связи с Рождественской елкой. Будут и детишки с номерами, и мы, взрослые, будем петь колядки, приедет начальник миссии со свитой, матушка Игумения, сестры, паломники. С детьми забавно, тут в воскресной школе 21 человек в возрасте от 5 до 14 лет, готовят спектакль Рождественский с волхвами, царем Иродом, ангелами, пастушками, костром в поле. Даже будет Рахиль, плачущая о детях. Этот праздник, как Пасха, очень многолюдный. Сами прихожане, большинство которых с Украины, собираются петь колядки в храме после Рождественской Литургии. Хотела попросить тебя, если это в твоих силах, попросить в Никольском соборе, у регента правого хора ноты «Ангел вопияше…» Чайковского, у них они есть, может быть, есть два экземпляра. Думаю, на Рождество и Крещение будут паломники из Алма-Аты и с ними можно будет передать. Хочу тебе похвалить наши алма-атинские хоры, особенно бывший при мне в Никольском соборе – я еще лет 5 пела при Борисе Матвеевиче, регенте правого хора.

http://pravoslavie.ru/37757.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010