При сем рассказал и бывшее ему в тот день видение: «Ему, сказывал он, после Божественной литургии, по вкушении братской трапезы, когда лег немного уснуть, вдруг явился мне во сне Святейший Патриарх Никон, говоря: «Брате Сергие, восстани, сотворим прощение!» и, в след за сим, постучал в мою дверь монастырский сторож, с известием, что шествует Волгою Святейший Никон Патриарх , и уже близ монастыря, Игумен и братия пошли на встречу ему. Я же, сие видев и от стража слышав, вострепетал и ужаснулся и, встав от сна, едва пришед в себя, побежал в след братии, и вот пришел сюда к Твоей, Владыко, Святыни, прося прощения». Получив же желаемое прощение от Святейшего и оросив руки и ноги его многими слезами, отошел, облегченный в своей совести, поведая всем о своем видении и его чудесном событии. Блаженный же Никон, еще не достигши до города Ярославля, стал изнемогать все более и более и быстро приближался к смерти. Граждане Ярославские, услышав о пришествии его, с радостью поспешили в сретение ему, видя своего Пастыря во свояси и к своим возвращающегося; но увидев его лежащего на смертном одре и близ смерти, с великим плачем и рыданием припадали к стопам его, прося его благословения и прощения, и целуя его руки и ноги. От этого всенародного собрания суда с большим трудом вошли в устье реки Которости, при чем струг, на котором был Блаженный Никон, народ влек на себе, одни идя по берегу, а другие бредя по пояс в воде. Когда же причалили к берегу, близ обители Всемилостивого Спаса, пришел Воевода городской со множеством народа, также и Архимандрит Спаский со Освященным Собором обители своей, одним словом подвигся весь город, принося потребное и прося благословения. Блаженный же Никон в это время уже изнемог в конец и, не могши ничего говорить, оставлял целовать свою десницу со сложенными для благословения перстами; народное же множество, окружив струг, весьма утесняли его. Видя это, Архимандрит Кирилловского монастыря, Никита, и Дьяк Чепелев, приказали струг, на котором находился Патриарх, перевести на другую сторону реки. При наступлении же вечера, когда в городе начали благовестить к вечернему пению, Блаженный Никон, изнемогший до конца, и начал озираться по сторонам, как бы видя неких, пришедших к нему, или за ним. Потом стал тщательно оправлять своими руками лицо, волоса, браду и одежду, как бы готовясь в путь. Архимандрит же Никита, братия и присланный Дьяк, видя, что Блаженный готовится испустить последнее дыхание, начали петь над ним исходное последование.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Судя по рисункам, запечатлевшим рельефы пристроек, и по сохранившейся резьбе, попавшей в кладку фасадов Д. с. после сноса башен и галерей, они исполнены в манере, свойственной XIII в. Это могло быть связано с существованием в строительной дружине различных ремесленных групп, но вероятнее всего, пристройки возникли позже собора - сразу после пожара 1193 г. ( Воронин. 1961. С. 423), либо в 1222-1225 гг., в период между сооружением Д. с. и Рождественского собора в Суздале ( Тимофеева. 1988. С. 205-206), либо ок. 1220 г. ( Новаковская. 1981. С. 50), либо после пожара 1229 г. ( Столетов. 1975. С. 121). Археологические исследования В 1945 г. в связи с изучением Владимирской реставрационной мастерской фундаментов собора и нижележащего грунта Н. Н. Ворониным было проложено 2 разведочных шурфа у юж. и сев. фасадов в местах примыкания пристроек. Кладка фундамента сев. пристройки оказалась выбранной во время сноса (1838) пристроек. Стратиграфия разреза, по мнению Воронина, указывала, что пристройка почти одновременна собору. Фундамент южной пристройки оказался целым, но стратиграфия здесь не дала ясной картины. Тогда же были проведены разведочные работы с целью поисков дворца кн. Всеволода. В 1852 г. В. И. Доброхотов писал о белокаменных обломках, находимых при посадке деревьев к северу от Д. с. (между собором, Борисоглебской ц., губернаторским домом и плацем). Воронин сделал 2 траншеи к северу от собора: по оси зап. фасада и перпендикулярную ей. В раскопах обнаружился слой белокаменного щебня XII в. В одном из шурфов с юж. стороны оказался ненарушенный слой XII в. с единичным белокаменным обломком и большим количеством плиткообразных кирпичей и плиток пола без раствора. На основании этих раскопок Воронин предположил, что с севера к собору примыкало белокаменное крыло дворцовых построек, с юга - кирпичное. В 2003-2004 гг. в связи с подготовкой проекта благоустройства площадки вокруг Д. с. были проведены исследования с участием археологов ГЭ. В 2003 г. проложено 3 шурфа (у юго-вост., сев.-вост. и юго-зап. углов здания), траншея вблизи юж. фасада; в 2004 г.- 4 шурфа (у зап. угла сев. фасада, у зап. и сев. порталов и внутри собора, вблизи юго-вост. столба), было установлено, что фундаменты устроены в 2 зоны. Нижняя зона уложена в ров глубиной 1 м и состоит из грубо отесанных блоков белого камня и валунов, верхняя - высотой 80 см - имеет отступ ок. 70 см и сложена из тщательно отесанных и хорошо пригнанных белокаменных квадров. Этот участок возводился выше дневной поверхности и был присыпан грунтом. Сев. галерея строилась одновременно с возведением стен собора. С юж. стороны существовала самостоятельная белокаменная постройка, одновременная собору или более ранняя. В домонг. время она была разобрана, и на ее месте сооружена галерея. История реставрации

http://pravenc.ru/text/178253.html

   Последнее время старец почти постоянно лежал и поднимался лишь с большим трудом и более с помощью других. Видимо он таял, как воск догорающей свечи, и жизнь его готова была скоро закатиться.    Старец Илиодор последний год жизни почти постоянно лежал от истощения сил. Часто он лежал на спине вверх лицом, в таком виде делал наставления слабеющим голосом и давал ответы вопрошавшим.    25 июня, в понедельник, старец Илиодор еще раз причастился Святых Таин и мирно ожидал своего исхода. Он уже переставал от ослабления организма владеть языком, ему было тяжело говорить, но память у него сохранилась светлая. Если что надо было показать, он указывал это движением руки. По принятии Святых Таин, он дал знак, чтобы ему поднесли крест с распятием, перед которым он молился многие годы. Осенив себя крестным знамением, он приложился ко кресту и велел поставить на место. Все время старец был спокоен, таковое спокойствие видимо происходило от примирения совести, уверяющей в оправдании себя Божественной благодатью. Он ожидал своего исхода не как смертного, а как переселения в иной мир.    26-е старец провел спокойно в молитвенном погружении, а 27-го в среду у старца спросили, не желает ли он принять Таинство Елеосвящения и приобщиться Святых Таин. С усилиями, едва слышно проговорил он: «Желаю очень». Игумен Иннокентий совершил Таинство Елеосвящения, вслед за тем в последний раз приобщили его Святых Таин.    Остальное время дня и вечера старец провел весьма спокойно. Уже в полночь находившийся при нем его келейник, монах Анфим заметил, что дыхание его начинает замедляться; он позвал Корейского игумена Иоанникия, находившегося в соседней келлии, и монаха Геласия. Эти последние придя увидели старца, лежащего благообразно; дыхание его постепенно замедлялось и видимо приближался исход его души... Скоро последний тихий вздох возвестил, что земное поприще старца схиархимандрита Илиодора окончилось... Он мирно почил о Господе ровно в час по полуночи, с двадцать седьмого на двадцать восьмое число июня 1879 года, на восемьдесят четвертом году своей многострадальной жизни. Блаженную кончину старца возвестил братии звук большого колокола, по уставу Глинской пустыни, призывая вознести молитву за новопреставившегося . Тело его было одето как подобает по чину иноческому. 30-го же июня, после поздней литургии, настоятель Глинской пустыни игумен Иоанникий с собором иеромонахов совершил священный обряд погребения. После обычного целования братии подняли гроб и на своих руках понесли его к месту погребения, где был приготовлен склеп; гроб при пении обычных тропарей: «Земле, зинувши, прийми от тебе созданнаго рукой Божиею», и прочее, был опущен в могильный склеп, и тело было предано земле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

11 . Обер-Прокурор Св. Синода, есть блюститель за исполнением законных постановлений по духовному ведомству (II. C. II. и Р. по вед. прав. исп. т. II 680). Он представляет доклады Св. Синода Государю Императору и объявляет Св. Синоду повеления Высочайшей власти; имеет также полномочие объявлять словесно Высочайшие указы, с ограничением по 66 ст. Госуд. Зак. (Осн. Гос. Зак. ст. 55 прим. 1). В качестве помощника при Обер-Прокуроре Св. Синода состоит его товарищ. 12 . Обер-Прокурор Св. Синода по делам духовного ведомства сносится со всеми центральными государственными учреждениями и представителями сих учреждений, кроме Правит. Сената; он же приглашается в Государственный Совет и комитет министров для потребных объяснений по делам ведомства Св. Синода (т. I Учрежд. Мин. ст. 5). Обер-Прокурор имеет свою канцелярию и заведует всеми вспомогательными Св. Синоду учреждениями. Глава II. Вспомогательные органы Св. Синода по управлению а) Учебный комитет, комитет этот учрежден для обсуждения, подлежащих разрешению Главного Духовного Управления вопросов по учебно-педагогической части, и для наблюдения, посредством ревизий, за состоянием сей части в духовно-учебных заведениях. (II. С. З. 14 мая 1867 года, 44570 ук. Св. Син. 26 мая 22). б) Хозяйственное управление непосредственно заведует всеми суммами и имуществами, в особом ведении Св. Синода состоящими, и хозяйственными по оным распоряжениями, также суммам из государственного казначейства на духовное ведомство отпускаемыми (II. С. З. 1 марта 1839 г. 12069). в) Контроль при Св. Синоде заведует ревизией книг и отчетов по оборотам денежных и материальных капиталов, состоящих в заведывании Св. Синода (II. С. З. 12 июня 1834 г. 7178; т. VIII, ч. II. Счет. уст. мест. подв. Св. Син. прим. к ст. 7 по прод. 1876 г.). г) Училищный Совет учрежден с Высочайшего соизволения 19 января 1885 г. для наилучшего устройства церковно-приходских школ и школ грамоты. (Высоч. утвержд. полож. 26 февр. 1896 г.) д) Московская Синодальная Контора, заведует Московским Синодальным домом, Синодальным Большим Успенским Собором, Синодальною двенадцати апостолов церковью и Ставропигиальными монастырями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В.М. Скворцов III. Расколо-сектантство Существующие в старообрядчестве согласия и толки Все известное в нашей истории многомиллионное русское диссидентство, или отступничество от православной господствующей Церкви, наукою подразделяется на две категории, разнствующие между собою как по истории своего происхождения, так и по существу религиозно-нравственной догмы, а равно и по характеру богослужебного культа. Одна из этих категорий диссидентства известна под именем раскола-старообрядчества, – на языке Церкви или просто «старообрядчества» – по терминологии государственных актов, а другая именуется сектантством или еретичеством. И раскольничье старообрядчество и еретическое сектантство в свою очередь подразделяются на множество толков, согласий и подсект разных наименований, которые, сохраняя общие своей категории свойства, отличаются бесконечным разнообразием в учении веры и нравственности и в обрядовой богослужебной практике (а потому подлежат особой оценке со стороны своей относительной вредности). Дробление на толки и неустойчивость в догматических воззрениях на вопросы нравственности и изменяемость в богослужебном обряде одинаково свойственны и расколу, и сектантству. Однако, бесконечное дробление русского расколо-сектантства на толки, наукою расколосектоведения распределяется на группы, по общим, свойственным тем или другим сектам, основным признакам. Остановимся сначала на старообрядческом расколе и опишем существующие в нем секты со стороны содержимого ими учения и обряда. Что такое старообрядчество. «Старообрядчество» с историко-канонической точки зрения представляет собою определившееся в период времени от 1654–1667 и анафематствованное большим московским собором 1667 г. отделение от греко-российской Церкви упрямых противников высшей церковной власти из-за обрядовой разности, поднятой противниками в качестве знамени раздора с Церковью и всяческих похулений на исправленный обряд и на все восточное православие. Церковно-каноническое определение старообрядчества, как раскола, всегда неизменно существовало и доныне остается за отпавшими от православия из-за разности в вопросах обрядоверия.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Тем не менее даже у этих сравнительно традиционных или полутрадиционных авторов наблюдается очень явственная склонность к несторианской или адопционистской христологии. Например, Тиллих явно выражает это, когда пишет, что без понятия всыновления Христос " был бы лишен Своей конечной свободы; ибо изменившее свой вид существо не имеет свободы быть чем-либо, кроме Божественного " . В этой позиции явственна старая западная идея, что Бог и человек, благодать и свобода - взаимоисключающи: у Тиллиха это пережитки " закрытой " антропологии, которая исключает православную христологию. Реабилитация Нестория и его учителя, Феодора Мопсуетского, предпринималась как историками, так и богословами уже с прошлого столетия во имя автономии человека. Эта реабилитация нашла даже выдающихся православных последователей, которые также показывают явное предпочтение той " историчности " антиохийской школы, которая постулирует, что история может быть только человеческой историей. Чтобы быть историческим существом, Иисус должен был быть человеком не только всецело, но и некоторым образом независимо. Центральное утверждение Кирилла Александрийского о том, что Само Слово стало Сыном Марии (Которая потому и Богоматерь), или теопасхитские выражения, официально провозглашенные в качестве критериев Православия Пятым Вселенским собором в 553 году, представляются им в лучшем случае терминологическими злоупотреблениями или богословием " барокко " . Как может Логос, то есть Сам Бог, умереть на кресте, по плоти, поскольку Бог по самому определению бессмертен? Нет нужды входить здесь в подробное обсуждение богословских понятий, связанных с учением об ипостасном соединении. Я только хотел бы со всей силой подчеркнуть, что теопасхитская формула святого Кирилла Александрийского, " Слово страдало по плоти " , является одним из величайших существующих христианских утверждений подлинности человечества. Ибо если Сам Сын Божий, чтобы отождествить Себя с человечеством, чтобы стать " подобным нам во всем, даже до смерти " - человеческой смерти - умер на кресте, Он тем самым засвидетельствовал, с большим величием, чем могло бы себе представить любое человеческое воображение, что человечество есть действительно самое драгоценное, самое жизненное и непреходящее творение Божие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1177...

Однако и сам Пафнутий Казанский, низвергнув своего врага, должен был явиться пред собором в качестве подсудимого. На него принес жалобу Паисий Саратовский за то, что он проживает и действует по-архиерейски в его, Паисиевой, епархии, в Черемшанском скиту. Паисий указывал и на церковные правила, коими строго воспрещается епископу иметь пребывание и священнодействовать в чужой епархии и на то, что от сожительства Пафнутия он испытывает многие неприятности, так что на время должен был оставить свое местопребывание. Поэтому Паисий настоятельно просил, чтобы соборно повелено было Пафнутию оставить Черемшан и перейти на жительство в свою епархию. При этом Паисий заявил, что в противном случае он оставит управление саратовской епархией и возвратится на жительство в Москву. Шибаев и Петр Драгунов очень испугались, как бы и в самом деле Паисий не возвратился в Москву, где имеет между старообрядцами много почитателей и станет пользоваться большим влиянием, что совсем не выгодно для них. Поэтому и принялись они всячески уговаривать Пафнутия, чтобы оставил Черемшанский скит и переехал бы на жительство к себе в казанскую епархию. Пафнутий был вынужден согласиться, обещал переменить место жительства; однако же, сомнительно, чтобы сдержал обещание, так как ему трудно оставить свое теплое гнездо на Черемшане, где он пользуется расположением и благодеяниями главной владелицы черемшанской Феклы Евдокимовой. Но в таком случае Паисий будет иметь право жаловаться на него как на человека, не постыдившегося нарушить обещание, данное даже на соборе. Затем происходили рассуждения о попах. Говорили, что на Рогожском Кладбище, где не имеет права жить ни один раскольнический поп, и, однако же, незаконно проживают и служат два попа и несколько диаконов, – что там необходимо иметь еще третьего попа. Некоторые мирские члены просили Сильвестра отпустить на Кладбище даже и настоятеля причта – попа Ефима Мельникова, хорошо известного нашим читателям своим лукавством в сношениях со стародубскими обличителями раскола. Сильвестр, прежде так дороживший Мельниковым, ответил, что удерживать его не будет. Но Драгунов и Шибаев не поддержали просителей: они очевидно не желают, чтобы поп Ефим переселялся в Москву, так как в один из его приездов испытали уже его лицемерие и лукавство, может быть, выгодные для мнимого древле-православия, но невыгодные лично для них. Итак, настоятельство на Рогожском Кладбище, этот очень лакомый кусок, опять ускользнуло из рук давно мечтающего о нем стародубского витии раскольников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Но до этого было еще далеко. Вознесенный на невиданную российским иерархам высоту, Иов должен был отслужить опричнику, метившему на место самого царя. Он должен был еще проявить ту особую нравственную бестрепетность, которая воспитывалась у людей, выживших при дворе Ивана Грозного. Наконец, Иову предстояло дожить до расплаты наследников тирана перед своим разоренным и закрепощенным народом. Дело царевича Дмитрия 2 июня 1591 г. патриарх Иов с освященным собором слушал дело о смерти младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия Углицкого. Давно уже вся Россия полнилась слухами о зловещем преступлении, совершенном клевретами Бориса Годунова на заднем дворе угличского дворца: злодейскими руками убийцы перерезали горло восьмилетнему отроку, наследнику российского престола при бездетном царе Федоре Ивановиче, пресекли древнюю династию Рюриковичей. Страна волновалась, но спокойно восседали на своих местах за большим столом церковные иерархи и бояре, не проявляли беспокойства и занявшие лавки вдоль стен окольничие и думные дворяне. Влиятельный прислужник правителя Годунова дьяк Василий Яковлевич Щелкалов (брат еще более знаменитого Андрея Щелкалова) важно читал свиток. Сразу было видно, что это подлинник, в спешке писавшийся прямо на месте следствия. Оборотная сторона склеенных в длинную ленту столбцов пестрела корявыми подписями свидетелей, " рукоприкладствами " их духовных отцов. По лицам присутствующих было видно, что они знают, что произошло в Угличе 15 мая. Взгляд Иова остановился на хитром лице князя Василия Ивановича Шуйского. Тот был явно доволен, что после пятилетнего перерыва вновь заседает на своем месте, среди бояр. Все его родственники оставались в опале, а Василий Иванович сумел доказать Годунову свою преданность и выбрался из ссылки. Именно ему было поручено возглавить угличский обыск, что должно было свидетельствовать об объективности следствия. По крайней мере для большинства народа, не бывшего в курсе придворных игр, Шуйские оставались противниками Годуновых, а именно Бориса Федоровича молва обвиняла в убийстве царевича.

http://sedmitza.ru/lib/text/439624/

   Тем не менее даже у этих сравнительно традиционных или полутрадиционных авторов наблюдается очень явственная склонность к несторианской или адопционистской христологии.    Например, Тиллих явно выражает это, когда пишет, что без понятия усыновления Христос «был бы лишен Своей конечной свободы, ибо изменившее свой вид существо не имеет свободы быть чем-либо, кроме божественного». В этой позиции явственна старая западная идея, что Бог и человек, благодать и свобода взаимоисключающи. У Тиллиха это пережитки «закрытой» антропологии, которая исключает православную христологию.    Реабилитация Нестория и его учителя Феодора Мопсуестийского предпринималась как историками, так и богословами уже с прошлого столетия во имя автономии человека. Эта реабилитация нашла даже выдающихся православных последователей, которые также показывают явное предпочтение той «историчности» Антиохийской школы, которая постулирует, что история может быть только человеческой историей. Чтобы быть историческим существом, Иисус должен был быть человеком не только всецело, но и некоторым образом независимо. Центральное утверждение Кирилла Александрийского о том, что Само Слово стало Сыном Марии (которая потому и Богоматерь), или теопасхитские выражения, официально провозглашенные в качестве критериев православия Пятым Вселенским Собором в 553 году, представляются им в лучшем случае терминологическими злоупотреблениями или богословием «барокко». Как может Логос, т. е. Сам Бог, умереть на кресте по плоти, раз Бог по самому определению бессмертен?    Нет нужды входить здесь в подробное обсуждение богословских понятий, связанных с учением об ипостасном соединении. Я только хотел бы со всей силой подчеркнуть, что теопасхитская формула святого Кирилла Александрийского «Слово страдало во плоти» является одним из величайших существующих христианских утверждений подлинности человечества. Ибо если Сам Сын Божий, чтобы отождествить Себя с человечеством, чтобы стать подобным нам во всем, даже до смерти, человеческой смерти, умер на кресте, Он тем самым засвидетельствовал с большим величием, чем могло бы себе представить любое человеческое воображение, что человечество есть действительно самое драгоценное, самое жизненное и непреходящее творение Божие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3292...

Таким образом, произошло разделение внутри УПЦ на УПЦ митрополита Онуфрия и УПЦ МП, о чем я постоянно как прорицатель, точно и четко прогнозировал. И произошло ФАКТИЧЕСКОЕ отделение УПЦ митрополита Онуфрия от патриаршей РПЦ МП. На все воля Божья ! Если Господь допустил СВО, значит допустил и разделение РПЦ МП внутри себя--а как вы хотели ? Волю Господа еще изменить ???!!! 5. Ответ на 1, Советский недобиток: Сегодня прочел сообщение, что наши переносят производство процессоров с Тайваня в Россию. это хорошо не только потому, что это хорошо, это может означать, что Китай уже готов открыть Второй фронт, что приблизит успешное завершение спецоперации на Украине. РИСКНЕТ ЛИ КИТАЙ ОБРУШИТЬ СВОЙ БИЗНЕС В США И СВОЕ ТОВАРО-ДЕНЕЖНОЕ ВЛИЯНИЕ В США, ЕСЛИ НАЧНЕТ СПЕЦ.ОПЕРАЦИЮ ПРОТИВ ТАЙВАНЯ ? ПЕРВЫЙ РАЗ УДАРИТЬ ПО ТАЙВАНЮ ЯДЕРНОЙ БОМБОЙ ПРЕДЛОЖИЛ ХРУЩЕВУ МАО ЦЗЕ-ДУН. ХРУЩЕВ СКАЗАЛ, ЧТО ОТ ЭТОГО УДАРА МОГУТ ПОГИБНУТЬ ДО 100 МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК В МИРЕ. НА ЧТО МАО ОТВЕТИЛ--НА ХРЕН С НИМИ. ЗАТО ТАЙВАНБ БУДЕТ НАВСЕГДА КИТАЙСКИМ. НО ХРУЩЕВ РЕЗКО ВОСПРОТИВИЛСЯ И ВОПРОС ЯДЕРНОГО НАПАДЕНИЯ НА ТАЙВАНЬ БЫЛ ОТЛОЖЕН. В ОТВЕТ НА УГРОЗЫ ЗАХВАТА ТАЙВАНЯ , БАЙДЕН ПРИГОРОЗИЛ КИТАЮ СВОИМ ЯДЕРНЫМ УДАРОМ, КОТОРЫЙ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ЦЕПИ ЯДЕРНЫХ УДАРОВ ПО МИРУ, И КАК ПРОРОЧЕСТВОВАЛ ХРУЩЕВ--В МИРЕ ПОГИБНУТ НЕ 100 000 000, а до 2 000 000 000 (миллиардов) человек !!! 4. Ответ на 3, АБС: Митрополит Онуфрий на заседании Синода заявил, что он " С первого дня военного вторжения русских войск на территорию нашего суверенного и независимого Государства Украинская Православная Церкви осудила эту военную агрессию... " то есть это не освобождение Украины от фашистов, а военная агрессия русских, а сам Онуфрий разве не русский. Разве сами украинцы не должны бороться за освобождение своей страны, а мы с пониманием относимся к фактическому предательству. Понятно что любитель балета относиться с пониманием, так как он сам осуждает СВО. Не слишком ли часто мы относимся с пониманием к предательству, практика показывает, это приводит к большим жертвам.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/30/ni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010