И. Н. Корсунского , посвятившего доселе едва ли не большую часть своих ученых трудов исследованию личности и эпохи великого Московского архипастыря. В настоящем случае лекция проф. Корсунского имела своим предметом характеристику митрополита Филарета главным образом в его отношениях к людям, в проявлениях у него чувства любви, дружбы и благожелательной снисходительности, и поставляла своею задачей раскрытием этих свойств его характера устранить те обвинения в черствости и бессердечности, которые высказывались против великого святителя и доселе иногда высказываются в печати и в общественном мнении. Лекция закончилась —369— общим пением студентов молитвенной песни: «со святыми упокой». 335 Третьего Декабря исполнилась первая годовщина со дня кончины незабвенного профессора Моск. академии В.Д. Кудрявцева-Платонова. Утром этого дня в академической церкви, в присутствии профессоров, студентов и родственников почившего, о. ректором, архим. Антонием с многочисленным собором духовенства совершена была заупокойная литургия и панихида, по окончании которых другая панихида совершена была на могиле покойного; на Вознесенском кладбище. За литургией, во время приобщения священнослужителей, студент 4-го курса Н. Тихомиров произнес с большим чувством написанное слово, в котором охарактеризовал покойного, как достойный подражания высокий образец человека, во все продолжение своей жизни, служившего идеям истины и добра. – Вечером того же дня в академической аудитории, при большом количестве собравшихся слушателей, состоялась посвященная памяти Виктора Дмитриевича публичная лекция преемника его по кафедре метафизики, доцента А. И. Введенского . Пред началом лекции, студент 4-го курса Н. Успенский умело и одушевленно произнес следующее, составленное им, стихотворение: Промчался целый год от той поры, как он – Наш друг, учитель наш, «философ-христианин», Окончив путь земной, вкусив могильный сон Возлег на смертный одр и нем, и бездыханен. Уж год прошел, как он от дел земных почил И, плоть свою отдав во власть земного тленья, Бессмертною душей незримо воспарил Под кущи райские в небесные селенья... Он долго нам светил и ярко озарял Сияньем разума начал мирских основы; По мудрости земной глаголы он сверял С глаголом вечного Божественного Слова; —370— Но в дальней области холодного ума, В исканьи истины и мудрости бесстрастной Им вера чистая была сохранена, И пламень чувств живых души своей прекрасной Средь тьмы земных страстей сумел он уберечь. Он – высшей мудрости глашатай благодатный, – Доступен был для всех, его живая речь Была так искренна и всем была понятной... И вот промчался год, как замер вещий глас,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Заблуждения „Биржевых ведомостей» очевидны; ибо в Св. писании, если говорится о судебной власти в Церкви, то эта власть во всем ее пространстве и видах усвояется только Апостолам и преемникам их, епископам, и никому другому. В правилах Церкви судебная власть усвояется только двум органам: епископу – в его епархии и собору епископов – в митрополии, патриархате, или всей Православной церкви. Нынешняя практика, верная этим основаниям, судебную власть в Церкви усвояет только соборам и епископам. То умозрение публициста „Биржевых ведомостей» будто из сравнительной скудости содержащихся в правилах указаний на суд епископский пред соборным вытекает заключение, что суд епископа, в качестве дисциплинарной меры, не был действительным, а только предшествовал действительному формальному суду соборов, – есть плод крайнего недоразумения. О том и другом суде – и о епископском и о соборном, правила говорят в совершенно одинаковых терминах; для того и другого определяют одинаковые (разумеется, исключая состава лиц судящих) условия; тот и другой суд, по правилам, приговаривает к одним и тем же наказаниям – отлучению, извержению и др.; тот и другой суд подлежит обжалованию недовольных: епископский пред соборным, соборный (исключая суда Вселенского собора) – пред большим собором (Антиох. 12 и др.). Умозаключая по примеру „Биржевых ведомостей”, следовало бы прийти к выводу, что и суд Вселенского собора, о котором в правилах почти совсем не говорится, не есть суд действительный, а только дисциплинарный, предшествующий действительному, формальному. Равным образом, при таком способе умозаключений, наш кассационный сенат и судебная палата оказались бы имеющими только власть дисциплинарного, сочиненного „Бирж. ведом.”, суда, предшествующего действительному, формальному суду, так как в судебных уставах 1864 г. о судопроизводстве в этих судебных установлениях говорится гораздо менее, чем о судопроизводстве в окружных судах и у мировых судей. Составители правил были люди не только облеченные высоким, непререкаемым церковным авторитетом, но и обладавшие здравым умом: они справедливо полагали, что если сказать, что епископский суд производится с соблюдением тех же правил, как и суд соборный, то этого вполне достаточно, дабы ни один здравомыслящий человек не предположил, будто епископский суд не такой же суд, как и суд собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

В Екатеринбурге на Пасху испекут двухметровый кулич массой 100 килограммов 26 апреля, 2016. Новостная служба На выставке Пасхальных яиц уральские художники представят двухметровые арт-объекты овальной формы 26 апреля. ПРАВМИР. Кулинары в Екатеринбурге на Пасху, 1 мая, планируют испечь огромный кулич. Планируется, что кулич станет самым большим в стране — его вес достигнет 100 килограммов, а попробовать выпечку смогут более тысячи человек, сообщает Интерфакс. По словам организаторов мероприятия, кулич испекут по старинным рецептам. «Наша главная задача предложить всем желающим вместе отправиться в прошлое и оценить тот вкус куличей, который знали наши прабабушки и прадедушки». Увидеть гастрономический объект можно будет в одном из торговых центров Екатеринбурга. Там же пройдет выставка гигантских пасхальных яиц. На ней уральские художники представят двухметровые арт-объекты овальной формы, на которые краской нанесут различные рисунки. Эти яйца познакомят посетителей с направлениями в искусстве, которые появились в России в разное время. Ранее сообщалось , что в Воронеже все желающие смогут принять участие в росписи пасхального яйца высотой два метра, которое затем будет выставлено на площади перед Благовещенским кафедральным собором. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 4 августа, 2023 6 июля, 2023 27 июня, 2023 15 мая, 2023 23 апреля, 2023 17 апреля, 2023 16 апреля, 2023 16 апреля, 2023 15 апреля, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-ekaterinburge-na-pas...

Скудную по дошедшим до нас сведениям характеристику этого юноши-монарха необходимо дополнить также его несомненным большим внутренним тактом, т. к., несмотря на молодость, ему к концу его недолгого царствования все же удалось привести к некоторому примирению политические страсти в боярстве и духовные в среде церковных иерархов: сосланный в начале царствования Матвеев был возвращен, а гонения на группу приверженцев низложенного патриарха Никона и на самого его были ослаблены. Рассматривая внутриполитические акты этого царствования, следует, прежде всего, отметить начатое всеобщее государственное размежевание и тесно связанное с ним урегулирование податной системы. Целый ряд местных налогов был упразднен; упразднены были и винные откупа, а вместе с ними и внутренние таможенные сборы. Эти реформы были проведены в созвучии с развитием местного самоуправления. Торговля вином была передана выборным населением целовальникам и «верным головам» из среды торгово-промышленного сословия. Одновременно с мероприятиями финансово-экономического порядка были проведены и реформы судопроизводства. Уголовные дела, разбиравшиеся до того времени в нескольких разобщенных между собою приказах, были сосредоточены в одном лишь Разбойном приказе. Были начаты дополнения к Уложению, и был составлен ряд новых, соответствовавших требованиям времени его статей. Для облегчения и упорядочения церковной администрации был утвержден совместно с Собором ряд новых епископий: в Севске, Холмогорах, Устюге, Енисейске и других отдаленных от Московского центра областях. В январе 1682 г. уже вышедшим из отроческого возраста царем Феодором был созван чрезвычайно интересный по своей организаций Собор военно-служилых людей всякого звания, т. е. не только занимавших высшие командные должности, но и низовых, «территориальных», как мы сказали бы теперь, офицеров. На обсуждение этого Собора был поставлен целый ряд вопросов «устроения и управления ратного дела» и в самом указе о созыве такого Собора значилось, что его члены должны будут обратить особое внимание на «новые в ратных делах вымыслы», т. е.

http://azbyka.ru/fiction/ljudi-zemli-rus...

Год предоставления Лессенсу прорытия Суэцкого канала был годом, когда Англия вдруг заинтересовалась Палестиной, принялась за весьма тщательную тригонометрическую съемку, образовала известный Palestine Exploration Fund – частное общество под покровительством королевы для исследования Святой Земли, начала учреждать школы и госпитали и посылать непрерывный ряд ученых экспедиций, постоянно поддерживающих в обществе интерес к палестинскому вопросу. По ее следам идут Соединенные Штаты, которых училище, основанное в Бейруте, есть одно из лучших на востоке. Протестантские миссионеры часто соединяющие с этим званием знания медика или ученого, встречаются чуть ли не в каждой деревушке. Наученные их опытом, подражая им в устройстве школ и госпиталей, идут частные католические общества, как например так называемая община Сионских сестер и Das heilige Land, образованное в Кельне и издающее свой журнал. Против всего этого, что сделано нами в защиту Православия с 1858 года? Нами устроены, правда, обширные постройки для приходящих русских поклонников, едва ли не на 800 человек, с большим великолепным собором, консульским домом, генеральскими комнатами, при чем между прочим забыто одно – это баня, столь необходимые в генетическом отношении русскому человеку, особенно в южном климате. Учреждены четыре странно-приемные дома в Назарете, Кайфе, Яффе и Рамлэ. Несколько исторических участков, как например дуб Мамврийский, на Елеонской горе, в Горней и близ Иерихона были приобретены, если не ошибаюсь, на частные средства нашего начальника духовной миссии и стоили ему немало трудов. Им же тогда на частные средства была основана школа для двенадцати арабских детей. Вот и всё. Многие ли знают, что у нас существует официальное учреждение, носящее громкое название Палестинского Комитета, что в России ежегодно собираются на Палестину сотни тысяч рублей. Мода дня прошла, мы все это знаем, и для познаний о месте жизни и страданий Спасителя должны довольствоваться описаниями Манухинский изданий, а в это время Назарет переходит в протестантство, а Керак – передовой пост православия, в католичество.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Hitrov...

Князь-папа был на этом маскараде со всем своим всепьянейшим собором. Веселое многодневное празднество в Петербурге было прервано 4 ноября большим наводнением Невы. Вода снесла мосты, опустошила с корнем деревья в садах, выбросила на сушу суда и шлюпки, затопила погреба и нанесла большие убытки купцам. Наводнения повторялись потом несколько раз, но уже не были так сильны, как в первый раз. Неизвестно, скольким человекам стоили жизни эти наводнения, но после них при дворе опять возобновились празднества, пиры, балы, концерты и великолепные разъезды по городу. Так было до самого отъезда царя в Москву. По силе договора, всех шведских военнопленных приказано препроводить как можно скорее в военную коллегию, кроме поступивших на царскую службу или принявших православие. Шведов, женившихся на русских, но не принявших православия, приказано было отпустить в отечество без жен, давши им, однако, срок на год или на два одуматься и возвратиться в Россию По всей России приказано было праздновать торжество заключения мира молебствиями. В ознаменование своей радости 4 ноября император высочайшим указом объявил генеральное прощение всем осужденным, а также сидящим в тюрьмах за государственные долги, амнистия не простиралась только на осужденных за неоднократные разбои. Все каторжники, у которых не были вырваны ноздри, могли определяться на службу и жить где угодно в России; прочие оставались в Сибири, но на свободе; тех, которые тайною канцеляриею были сосланы в дальние города, приказано перевести в ближайшие. Попов и дьяконов, осужденных по суздальскому делу, соприкосновенному к процессу царевича Алексея, велено поставить у церквей в новопостроенных городах. Раскольников положено было оставить на прежнем основании, пока не обратятся в православие. В начале декабря царь со всем двором отправился в Москву, для чего велено было заготовлять подводы по дороге, а в самой Москве к царскому приезду построить трое триумфальных ворот: на Тверской, в Китай-городе у Казанского собора и на Мясницкой.

http://sedmitza.ru/text/443448.html

— С момента пожара прошло три года, а результатов восстановления пока не видно. Почему работы идут так медленно? — Полтора года ушло только на то, чтобы аккуратно снять леса. Сложность в том, что сгоревшие леса угрожали обрушить стены. Стены устояли, теперь надо восстанавливать их несущую способность, чем сейчас и занимаются. Макрон обещал, что через пять лет после пожара собор будет восстановлен. Три года уже прошло, я не уверена, что за ближайшие два успеют завершить все работы. Полагаю, что на полное восстановление уйдет еще года три-четыре.  Собор Парижской Богоматери, реставрация, декабрь 2019 года. Фото: Getty Images — Материалы и техники задействованы современные или максимально приближенные к тем, что были раньше? — Было решено восстановить все по старым технологиям, благо во Франции это не составляет большой проблемы. Там до сих пор действуют цеха, которые производят продукцию по технологиям средневековых цехов. Например, собор в Страсбурге до сих пор обслуживается тем же цехом, который его строил 500 лет назад.  — Есть что-то, что восстановить не удастся? — Утрачены безвозвратно леса на крыше, в том числе средневековая часть, но их можно обновить, поставить такие же, просто из нового дерева. Техник устанавливает деревянную арку для поддержки аркбутана собора, 2019 г. Фото: Patrick Zachmann/Magnum Photos Для изготовления балок, которые должны быть широкими и длинными, нужны дубы с большим диаметром и соответственно возраст их должен быть не менее двух сотен лет. Если в Европе таких не найдется в нужных количествах, их привезут из Канады. Сказать, что что-то безвозвратно утрачено, я не могу. Для восстановления шпиля Собора Парижской Богоматери потребуется около 1 000 дубов диаметром не менее 1 метра. — Некоторые эксперты предрекают, что собор после реставрации может стать своего рода Диснейлендом. С чем это связано? — С точки зрения архитектуры Нотр-Дам восстановят таким, каким он запомнился нам всем. Но наполнение его — это другая история. Это уже решают не реставраторы, а причет (церковные служители и певчие одного прихода. — Прим. ред .).

http://pravmir.ru/tri-goda-s-pozhara-v-n...

Однако авторов протеста не послушались. В Египет был послан некий комит Ираклий с императорскими посланиями к александрийскому сенату и народу. В них Констанций извинялся, что из уважения к брату терпел некоторое время присутствие Афанасия в Александрии; теперь он объявлялся врагом государства и было приказано во что бы то ни стало найти его 437 . 14 июня церкви были отобраны от преданного Афанасию клира и переданы арианам, – разумеется, не без сопротивления. В Caesareum’e в особенности были ужасные сцены 438 . Конфискацией церквей дело не кончилось; было послано императору заявление о согласии принять того епископа, которого ему угодно будет послать. Заявление было покрыто подписями христиан и язычников; любопытно, что язычников предупредили, что если они не присоединятся, то у них запрут их храмы. Наконец, 24 февраля 357 г. избранник императора и его вероисповедных единомышленников вступил в Александрию. Он прибыл из Антиохии, где был рукоположен собором из тридцати сирийских, фракийских и малоазийских епископов 439 . То был некий Георгий, урожденец Каппадокии, как и многие другие знаменитости того времени. Ранее он занимал в Константинополе должность в финансовом ведомстве и, говорят, показал себя настолько честным, что ему пришлось дать отставку 440 . С тех пор он вел бродячий образ жизни и в это время познакомился с будущим кесарем Юлианом и даже ссужал его книгами. Он слыл человеком корыстолюбивым. Впрочем, это был человек, лишенный каких бы то ни было принципов, способный с полным бесстыдством производить всевозможные операции. Это качество как-раз подходило к тому, чего требовало положение, какое предназначалось для него в Александрии. Оставалось лишь под вопросом, будет ли этот человек на высоте требований. В первое время все шло как по маслу. Ему дали в помощь военного командира, вполне способного на исполнение тяжелых поручений, военачальника Севастиана, манихея по религии, человека, недоступного чувству жалости. Через несколько недель все девяносто египетских епископов узнали, что такое Георгий: шестнадцать из них были изгнаны, человек тридцать вынуждены бежать, остальные подвергнуты большим или меньшим стеснениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новым Предстоятелем Элладской Церкви избран митрополит Фивейский и Левадийский Иероним 7 февраля 2008 г. 14:37 7 февраля 2008 года в Благовещенском кафедральном соборе города Афин состоялись выборы Предстоятеля Элладской Православной Церкви . Блаженнейшим Архиепископом Афинским и всей Эллады избран митрополит Фивейский и Левадийский Иероним . Фонарь перед кафедральным собором Афин трижды включился и погас, сообщая о том, что избран новый Архиепископ. Собравшиеся верующие встретили это известие аплодисментами, передает корреспондент РИА «Новости». Архиепископ Иероним избран во втором туре голосования, получив более половины голосов митрополитов-выборщиков. Митрополит Иероним пользуется большим авторитетом в Синоде и среди верующих. Он выдвигал свою кандидатуру и на выборах Предстоятеля Церкви в 1998 году, но с разницей в несколько голосов уступил будущему Архиепископу Христодулу . Биографическая справка Митрополит Фивейский и Левадийский Иероним (в миру Иоаннис Лиапис) родился в 1938 году в местечке Инофита в Беотии. Окончил философский и богословский факультеты Афинского университета в 1967 году. Окончил аспирантуры Грацского (Австрия), Регенсбургского и Мюнхенского университетов. Некоторое время работал в Афинском археологическом обществе. Рукоположен в диакона и пресвитера в 1967 году. Протосингел Фивейской и Левадийской митрополии (1967-1978), настоятель монастырей Преображенского Сагмата (1971-1977) и преподобного Луки (1977-1981), Генеральный Секретарь Священного Синода Элладской Церкви (1978-1981). Архиерейская хиротония состоялась 4 октября 1981 года. Преосвященный Иероним состоял членом следующих Синодальных комиссий: стипендиальной, по церковному образованию, по церковной собственности, по связям Церкви и государства. Исполнял обязанности помощника главного редактора радиостанции Элладской Церкви. Возглавляемая владыкой Иеронимом Фивейская митрополия занимает первое место среди митрополий Элладской Православной Церкви по количеству клириков, имеющих научные степени или диплом о высшем богословском образовании. Преосвященный Иероним — автор многих статей, исследований и трудов по богословской, социальной и исторической тематике. За книгу «Средневековые памятники Эвбеи» в 1970 году был награжден премией Афинской академии наук. Митрополит Иероним — почетный доктор медицинского факультета университета Крайова (Румыния) и президент Греческого кардиологического общества. РИА «Новости»/Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/361013.htm...

Все вышеупомянутые свидетельства иностранцев об одежде монашествующего духовенства допетровской Руси неоднократно подтверждаются изобразительными источниками XVI–XVII вв. Если взять для рассмотрения известнейшее лицевое житие преподобного Сергия Радонежского, составленное в конце XVI века, то будет видно, что рясы могли быть совершенно разных цветов, рукава у иноческих ряс, как и у их прародителя — хитона, достаточно широкие, но не настолько сильно, как на современных рясах; видно, что монашеская ряса действительно распашная, длиной до пола, имеет застежки в виде петелек и шнуров по всей длине, что изображено в виде пересекающихся прямых на рясе. Из чего вытекает вывод, что все миниатюры лицевого жития подтверждают данные письменных источников конца XVI — начала XVII века, поскольку изображаемое монашеское одеяние весьма точно совпадает с его текстовым описанием. В рамках развития церковных реформ, начатых патриархом Никоном, собором 1666–1667 годов предписывалось во всем соответствовать греческому чину, как в богослужебной практике, так и в обрядовой и повседневной: «Благословихом убо яко всякий освященного чина, и монахи, одеяние да носят, якоже носят вси освященного чина, и монахи, святыя восточныя Церкви, обаче не принуждаем, но подражателей ея благословляем» . В связи с этим постановлением в жизнь русского монашества еще активнее вплетались новогреческие элементы, такие как греческая ряса, которая имела более широкие рукава, чем на старых рясках, а также имела пуговицы не по всей длине, а только до пояса, как на светских кафтанах. Однако есть предположение, что новые греческие рясы имели пуговицы только сверху, на воротнике, а уже потом, со временем, были переделаны монашествующим духовенством в соответствии со своими нуждами, и застегивались уже как кафтан с достаточно большим запахом на две пуговицы: одна на воротнике, а другая на поясе . Помимо того что церковные реформы привнесли в сформировавшуюся русскую традицию греческие одежды для духовенства, они также сохранили право за противниками греческих нововведений носить старые одежды, но при этом запрещали ругать тех, кто принял эти нововведения . Также духовенству предписывалось носить одежду черного цвета и сшитую только из сукна: «Протопрезвитери и протодиакони, иереи же мирстии и диакони долженствуют ходити во скуфиах... Одежди же им носити по подобию Греческих монашеских рас, или и по обычаю Российскому священническому, точию не цветные, но черные, или багряновидные, из сукна сошвенные, и не из иных тканий или цветов, такожде и шапки имети на главах смирных цветов. Подобие и монахом одежд кроме из черных сукон, яковых либо ушвенных, от иных цветов и тканий шелковых никаковых же отнюд носити» .

http://bogoslov.ru/article/6193987

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010