Титул Предстоятеля: «Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский». Патриаршая резиденция находится в Тбилиси. Епархии Грузинской Церкви Мцхетская и Тбилисская епархия Кафедра: в соборе Светицховели (Мцхета) и Сионском соборе (Тбилиси). Правящий архиерей: Святейший и Блаженнейший ИЛИЯ II, Католикос-Патриарх всея Грузии, архиепископ Мцхетский и Тбилисский Алавердская епархия Кафедра: в Алаверди Правящий архиерей: Давид, архиепископ Амба-Алавердский Ахалцихская и Тао-Кларджетская епархия Кафедра: в Ахалцихе и Сапара Правящий архиерей: Феодор, митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский Батумская и Схалтская епархия Кафедра: в Батуми и Схалта Правящий архиерей: Димитрий, епископ Батумский и Схалтский Бодбийская епархия Кафедра: в Бодби Правящий архиерей: Николай, епископ Бодбийский Болнисская и Дманисская епархия Кафедра: в Болниси и Дманиси. Правящий архиерей: Фаддей, архиепископ Болнисский и Дманисский Боржомская и Ахалкалакская епархия Кафедра: в Боржоми Правящий архиерей: Серафим, епископ Боржомский и Ахалкалакский Ванская и Багдатская епархия Кафедра: в Багдати. Правящий архиерей: Антоний, епископ Ванский и Багдатский Зугдидская и Цаишская епархия Кафедра: в Зугдиди и Цаиши Правящий архиерей: Герасим, епископ Зугдидский и Цаишский Манглисская и Цалкская епархия Кафедра: Манглиси и Цалка. Правящий архиерей: Анания, архиепископ Манглисский и Цалкский Маргветская епархия Кафедра: в Зестафони Вдовствующая епархия Во временном управлении архиепископа Цхумского и Абхазского Даниила Некресская епархия Кафедра: в Некреси и Кварели Правящий архиерей: Сергий, архиепископ Некресский Никорцминдская епархия Кафедра: в Никорцминда Правящий архиерей: Елисей, епископ Никорцминдский Никозская и Цхинвальская епархия Кафедра: в Никози и Цхинвали Правящий архиерей: Исайя, епископ Никозский и Цхинвальский Руставская епархия Кафедра: в Рустави Правящий архиерей: Афанасий, митрополит Руставский Сагареджойская и Гурджаанская епархия Кафедра: в Сагареджо и Гурджаани

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244537...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНИССКАЯ ЕПАРХИЯ [груз. ] Мцхетского Католикосата (ок. XII в.- не ранее нач. XVI в.), с кафедрой в г. Ани (груз. Аниси) - одна из древних епархий Грузинской Церкви. Появилась, возможно, уже в XII в., поскольку в источнике сер. XII в. упоминается армяно-халкидонитский епископ Ани, перешедший в XII в. в иерархию Грузинской Церкви. Паству епархии составляли армяне-халкидониты и грузины, жившие в Ани еще с X в.: груз. историком Д. З. Бакрадзе в 1885 г. была опубликована одна из груз. лапидарных надписей Ани, датированная 990 г. Как повествует груз. историч. хроника Картлис Цховреба , анисские старейшины выразили желание подчиниться власти груз. царя Баграта IV (1027-1072), внука по матери арм. царя Сенакерима (КЦ. Т. 1. С. 299). В царствование груз. царя Давида II Строителя (1089-1125) Ани вновь упоминается в груз. и арм. источниках: в «Житии царя царей Давида» груз. анонимного историка XII в., в сочинениях арм. историков Вардана, Матеоса Урхаеци и Степаноса Орбелиани рассказано о том, что в авг. 1124 г. Давид II отвоевал у турок-сельджуков среди проч. арм. крепостей и Ани (КЦ. Т. 1. С. 345). Царь Давид заново «крестил» (освятил) кафедральный анисский собор и церковь, построенную дочерью «греческого царя» царицей Катрамидой (КЦ. Т. 1. С. 345). В царствования Димитрия I (1125-1155) и Георгия III (1156-1184) Ани неск. раз переходил в руки мусульман, пока в 1161 г. при Георгии III на длительное время не вошел в состав Грузинского гос-ва. Надпись на асомтаврули о посещении Католикосом-Патриархом Грузии Епифанием Анисской епархии. 1218 г. Фрагмент Надпись на асомтаврули о посещении Католикосом-Патриархом Грузии Епифанием Анисской епархии. 1218 г. Фрагмент В состав А. е. входили провинции Грузинского гос-ва - «весь Зариштиани, и Ширакоани, и Магасберди» ( . Т. 3. С. 245). А. е. соседствовала с Валашкертской (известна с XI в.) и Карсской епархиями Мцхетского Католикосата (Там же). Анисский епископ (анели) имел довольно высокое положение среди иерархов Грузинской Церкви, занимая в списках архиереев при короновании царя 27-е место из 36 между Болнисским и Карсским епископами; даже Тбилисский (30-е место) и Дманисский (34-е место) епископы стояли ниже (там же. Т. 2. С. 249).

http://pravenc.ru/text/115528.html

По окончании богослужения у храма святого благоверного великого князя Александра Невского митрополит Владимир-Волынский и Ковельский Владимир совершил панихиду на могилах Глинских старцев ХХ века. В день памяти святителя Николая Чудотворца паломники с Волыни приняли участие в Божественной литургии в древнем храме города Мцхета. После этого состоялась встреча группы с епископом Самтависским и Каспским Дамианом, в ходе которой паломники рассказали грузинскому иерарху о религиозной ситуации на Украине. 20 декабря 2019 года паломники из Украинской Православной Церкви во главе с митрополитом Владимир-Волынским и Ковельским Владимиром посетили древние храмы и монастыри Болнийской епархии Грузинской Православной Церкви, которую возглавляет архиепископ Болнисский Ефрем (Гамрекелидзе). Владыка Ефрем тепло встретил паломников и показал гостям из Украины древние святыни епархии. Паломники посетили главную святыню г. Болниси — базилику V века в честь Успения Пресвятой Богородицы, новый монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла, который находится на горе высотой 800 метров, а также древний монастырь XII века в честь святого Георгия Победоносца. Возвращаясь в Тбилиси, паломники посетили Свято-Преображенский женский монастырь Самтавро, где молитвенно поклонились святым мощам преподобного Гавриила (Ургебадзе) и помолились в часовне в честь равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. На следующий день группа паломников во главе с митрополитом Владимир-Волынским и Ковельским Владимиром посетила Некресскую епархию Грузинской Православной Церкви. Священники и миряне имели возможность встретиться и пообщаться с митрополитом Некресским и Эретским Сергием (Чекурашвили) и помолиться за всенощным бдением в соборе в честь Казанской иконы Божией Матери в Лагодехи. После полиелея владыка Владимир обратился к верующим Грузинской Православной Церкви с архипастырским словом и попросил их молитв за Украинскую Православную Церковь и за украинский многострадальный народ. В тот же день верующие посетили древний Бодбийский женский монастырь (IX в.), где поклонились мощам святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.

http://new.mospat.ru/ru/news/45809/

Тифлис, 1924. 2. С. 214-242; 3. С. 266-286 (на груз. яз.); Численность населения Иверии//Саисторио моамбе. Тифлис, 1924. Вып. 1. С. 259-266 (на груз. яз); Грамота Царицы Тамары Великой на имя Гелати от 1193 г.//ИзвКавИАИ. 1925. Вып. 3. С. 111-120; Об истории денег в Грузии//Саисторио моамбе. Тифлис, 1925. Вып. 1. С. 1-35 (на груз. яз.); Описание города Тифлиса 1803 г.//Там же. 1925. Вып. 2. С. 27-104 (на груз. яз.); О происхождении исторических личностей в росписи Зарзма//Там же. Вып. 1. С. 139-142 (на груз. яз.); К вопросу о ктиторах Мгвиме в Имерети//ИзвКавИАИ. 1926. Вып. 4. С. 126-137; Вокруг вопроса о «Витязе в тигровой шкуре»//Мнатоби. Тифлис, 1927. 11/12. С. 239-263 (на груз. яз.); Из социально-экономических вопросов средневек. Грузии//ИзвКавИАИ. 1927. Вып. 5. С. 101-127; К датировке постройки мон-ря Креста против Мцхета//Там же. С. 61-70; Изыскания об истории грузин в IV-VII вв.//Исторический сб. Тифлис, 1928. Кн. 2. С. 1-59 (на груз. яз.); Когда был построен храм Светицховели//Там же. Кн. 1. С. 95-107 (на груз. яз.); Имеретинские церковные крестьяне и имения по описям 1820 и 1825 гг.//Там же. 1929. Кн. 4. С. 76-101 (на груз. яз.); «Калмособа» о Зап. Грузии//Там же. С. 35-66 (на груз. яз.); Краткий обзор истории Грузии. Сухуми, 1941; Две большие войны Давида Строителя//Тр. Кутаисского пед. ин-та. Кутаиси, 1942. Вып. 4. С. 205-217 (на груз. яз.); Кончина Георгия Саакадзе//Мнатоби. Тбилиси, 1942. 5. С. 123-136 (на груз. яз.); Тбилиси во 2-й пол. V в.//Там же. 1958. 10. С. 99-112 (на груз. яз.); Вахтанг Горгасали. Тбилиси, 1959, 1994 2 (на груз. яз.); Шота Руставели и его «Витязь в тигровой шкуре». Тбилиси, 1966 (на груз. яз.); Дидгорская битва. Тбилиси, 1982 (на груз. яз.); О надписях Болнисского храма//Мнатоби. Тбилиси, 1985. 5. С. 149-154 (на груз. яз.); Крцанисская битва. Тбилиси, 1991 (на груз. яз.); История груз. народа, 1783-1921. Тбилиси, 1997, 2003 2 (на груз. яз.). Изд.: Грамота священнослужителя Григория Сурамели 1250 г. для мон-ря Шиомгвиме. Тифлис, 1912 (на груз.

http://pravenc.ru/text/1319905.html

Это счастье, когда хотя бы один человек с покаянием заходит в церковь и обращается к Богу с молитвой. Конечно, есть у нас материальные, бытовые проблемы: отсутствие епископской резиденции, недостаток в средствах на реставрацию храмов, плохие дороги до церквей и монастырей, нехватка священнослужителей. Но все это решаемо – просто требуется время. А вот духовно-нравственные проблемы, которые возникают у людей, не терпят никаких отлагательств. Очень отрадно, что во время Великого поста увеличивается число молящихся в храмах. Это вселяет надежду! – Есть ли случаи, когда азербайджанцы-мусульмане, живущие по соседству с православными, признают истинного Бога, крестятся, отмечают христианские праздники? – Да, такие случаи есть. Я не могу сказать, что это происходит часто, но у нас с азербайджанцами сложились добрые отношения, которые очень многое значат и дорогого стоят. Недавно мы крестили трех человек. Они сделали этот шаг сознательно, без принуждения, давления. Один из них – мужчина в преклонном возрасте, который в настоящее время живет при церкви. Второй – юноша, который стал пономарем. Третья – молодая девушка, которая вместе с монахинями уже изучила древнегрузинскую письменность и несет послушание псаломщицы. Хотелось бы думать, что эти случаи послужат примером для многих. Тем более что хорошо известны исторические прецеденты: например, Або Тбилели, Ражден – первые святые Грузинской Православной Церкви – были арабами. Мы, православные грузины, должны своими делами показывать пример азербайджанцам, искать точки взаимопонимания, и они непременно ответят тем же. Приведу такой пример: когда меня назначили в Болнисскую епархию, я очень плохо ориентировался в местности, а ведь храмы и монастыри находились в лесах и горах. И тогда на помощь мне пришли азербайджанцы, знающие здесь каждую тропку и ущелье. Показывая мне дорогу, консультируя в строительных, хозяйственных вопросах, они проявляли уважение к своим и нашим предкам, которые строили эти храмы и монастыри. Знаете, я много раз видел, как азербайджанцы входят в православный храм, зажигают свечи и своеобразно молятся.

http://pravoslavie.ru/41637.html

Мон-рь Тимотесубани. Общий вид. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Нач. ХХ в. Мон-рь Тимотесубани. Общий вид. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Нач. ХХ в. Картлийское царство (позднее - эрисмтаварство) охватывало помимо собственно территорий К. также юго-зап. (Месхети (Тао-Кларджети)) и вост. (Кахети-Эрети) провинции Грузии. В IX-X вв. в понятие Картли входила как Вост., так и Зап. Грузия. К концу X в. это название сменилось более емким культурно-политическим Сакартвело ( - груз. наименование Грузии, т. е. страна грузин). История Древнейшие верования картлийцев - см. «Дохристианские верования древних грузин: I. Картли» в разд. «История» ст. Грузия . Христианизация К. Христианство стало распространяться в К. в I в. по Р. Х., с проповедью ап. Андрея Первозванного (подробнее см. «Распространение христианства в Иверии в первые века по Р. Х.» в разд. «История» ст. Грузия ). В 326 г. в результате проповеди св. равноап. Нины К. приняла Крещение; христианство стало гос. религией. Первые церкви в К. были воздвигнуты в Манглиси (Квемо-Картли) и в столице царства Мцхете ( Светицховели и Самтавро ). В IV в., согласно груз. летописям, были выстроены церкви в Цилкани (Шида-Картли) и Болнисский Сион (Квемо-Картли) (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 91-92; КЦ. 1955. Т. 1. С. 131-132, 137-138). В IV-V вв. в К. появилось монашество; из греч. надписи на гробнице в Цилкани известны имена первых монахов: это амба (отец) Фаранусес, Тикас, Паприупас (?) и Исдигердес (?) ( Каухчишвили. 2004. С. 213-214). Сравнительно медленно распространялось Православие в горных областях К. По сведениям грузинской летописи «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли), когда св. Нина, свящ. Иаков (в 60-70-х гг. IV в. епископ Картли (Мцхетский)) и эристав прибыли в Цобени, они «призвали горцев… чартальцев, пховцев, цилканцев и гудамакарцев, проповедали им веру Христову истинную… но те не пожелали принять Крещения» (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 88-89). Распространение христианства в сев. частях Вост. Грузии связано с деятельностью 12 сирийских отцов (VI в.), пришедших под предводительством прп. Иоанна Зедазнийского из Антиохии и проповедовавших в разных регионах К. и Кахети . Артефакты из Стирфазского и Едисского могильников свидетельствуют о постепенной христианизации горных областей Шида-Картли (верхнее течение р. Лиахви) в V-VII вв.

http://pravenc.ru/text/1681187.html

Храм мон-ря Цилкани В памятнике церковного права XIII в. «Освящение мира» содержатся сведения о том, что царь мч. Арчил I и католикос К. Михаил II (774-780) установили иерархический порядок архиереев ГПЦ. Однако историки считают, что документ отражает более позднюю ситуацию. Согласно источнику, «когда коронуют царя и [он] садится на трон, епископы садятся согласно такому чину: прикажет католикос Картлийский и сядет справа от царя, на троне с сафьяном и подушкой; войдет Чкондидели и сядет слева от царя, с сафьяном и подушкой; войдет великий митрополит Сомхитский и сядет ниже католикоса, с сафьяном и подушкой; войдет архиепископ и сядет ниже митрополита, с сафьяном, без подушки» (ПГП. 1965. Т. 2. С. 47-48; Груз. док-ты IX-XV вв. 1982. С. 82). Т. о., высшее положение в иерархии ГПЦ занимали архиереи К.: митрополит Сомхитский и архиепископ Картлийский (Самтаврский). Далее в документе перечислены архиереи К., Кахети-Эрети, Тао-Кларджети и Сев. Армении. Согласно «Распорядку...», епископы К. занимали в иерархии следующие места: манглели (Манглисский) - 16-е, цинцкароели (Цинцкаройский) - 17-е, цилкнели (Цилканский) - 19-е, урбнели (Урбнисский) - 21-е, мровели (Руисский) - 22-е, самтавнели (Самтависский) - 23-е, никозели (Никозский) - 24-е, болнели (Болнисский) - 26-е, тбилели (Тбилисский) - 29-е, цалкели (Цалкский) - 30-е, дманели (Дманисский) - 33-е. Всего в источнике перечислены 35 архиереев, включая католикоса. С течением времени грузинская иерархия в связи с возвышением и падением отдельных архиереев, а также с введением различных должностных институтов претерпевала изменения. В кон. XVIII в. Самтаврский, Тбилисский, Руисский и Цилканский архиереи имели титул митрополита, Манглисский - архиепископа, Урбнисский, Самтависский и Никозский - епископа. На протяжении всего средневековья границы епархий ни разу не совпадали с адм. делением, что является одной из особенностей церковной географии Грузии. Нашествия монголов и других кочевых племен; образование царства К. Храм Эртацминда, во имя вмч. Евстафия Плакиды

http://pravenc.ru/text/1681187.html

В архетип М. входили годовые чтения, посвященные только Господским и Богородичным праздникам. Древнейший пласт чтений М. был заимствован из соответствующих визант. литургических сборников; со временем груз. переводчики и составители пополняли его др. материалом гомилетического и агиографического характера, поэтому содержание поздних М. не имеет аналогов в христ. лит-ре. Ни один из грузинских М. не является единовременным переводом с иноязычного памятника; М. представляют собой разновременные переводы текстов разных эпох. Сохранившиеся М. можно разделить на 2 группы, отражающие 2 этапа их развития: древнейшие, т. н. годичные, содержащие цикл чтений на год, и т. н. полугодичные, отражающие следующий этап развития М. Некоторые полугодичные М. (Пархальский, Тбетский (Сванский), Кларджетский) следуют за календарным кругом Иерусалимского Лекционария. В полугодичных М. отражена система недели позднего происхождения, в то время как годичные М., исходя из представления о Страстной седмице в архаической литургической практике, довольствуются отдельными чтениями, предназначенными для Вербной недели и Лазаревой субботы. Чтения М. большей частью представлены тематическими гомилиями на праздники, разъяснениями отдельных глав Евангелия. Материалы каждой рукописи отличаются друг от друга; есть гомилии, к-рые представлены только в одной рукописи и не повторяются в др. списках. Реже встречаются морально-нравственные проповеди, широко распространенные в поздних гомилетических и аскетических сборниках. В М. помещены также гомилетические сочинения груз. авторов. Напр., в Афонский Многоглав внесены проповеди Иоане Болнели - свт. Иоанна, еп. Болнисского. Тбетский Многлав. Х в. (НЦРГ. А 19. Л. 202 об.) Тбетский Многлав. Х в. (НЦРГ. А 19. Л. 202 об.) Грузинский М. сходен с визант. панегириком ( Ehrhard. Uberlieferung. 1937. Bd. 2; Esbroeck. 1975. P. 18-19; Майсурадзе. 2005; Церадзе. 2005). По мнению М. ван Эсбрука, греч. сборник, соответствующий М., мог относиться к кон. V в. На основании сопоставления М.

http://pravenc.ru/text/2563866.html

Интерьер ц. прп. Симеона Столпника с росписью. Нач. XXI в. Интерьер ц. прп. Симеона Столпника с росписью. Нач. XXI в. Другие строения на столпе. В зап. стороне верхней площадки был расположен марани, найдено 8 зарытых в землю квеври (больших амфор для хранения вина и воды). Верхняя площадка столпа, окруженная оградой, выстроена из добытых на хребте камней на известковом растворе, в нижнем ряду кладки сохранились впадины диаметром 20-25 см: возможно, это отверстия для крепежа столбов, использовавшихся для установки здесь небольшого балкона. Неск. лет назад на столпе была построена монашеская келья малых размеров. С зап. стороны столпа, на 10 м ниже уровня верхней площадки, в скале высечена т. н. келья столпника (2,6×2 м) прямоугольной формы с входом и 2 окнами. Ее исследовали в 2005 г. Строения под столпом. Однонефная ц. во имя прп. Симеона Столпника реконструирована на древнем фундаменте и расписана. У подножия столпа находится небольшая пещера, где ставят свечи женщины (им запрещено подниматься наверх). Исследователи считают, что здесь была крипта (археологический материал отсутствует). Возле столпа находится частично руинированная келья. Рядом с церковью выстроены гостевой дом и здание для братии мон-ря и работников. Возведена ограда. Святыни. Т. н. болнисский крест высечен на скале с вост. стороны столпа на уровне земли. Он установлен на вертикальной основе, под которой находятся 3 горизонтальные линии, что соответствует изображению ступенчатого постамента. По сторонам черенка к постаменту спускаются 2 прерывистые линии. Окружность, в к-рую вписан крест, орнаментирована зигзагообразной линией, что схоже с декором др. болнисских крестов (в Болнисском Сионе , в Джвари и в др. церквах Картли ). В монастыре хранятся 2 реликвии XVI-XVII вв., найденные во время раскопок: сребропозлащенные с растительным стилизованным орнаментом накладки на Евангелие, украшенные агатом, и глиняный кувшин для воды. Лит.: Церетели Г. Кацхис Свети//Квали (Наследие). Тифлис, 1895. 40. С. 10 (на груз. яз.); он же. Археол. прогулка по Квирильскому ущелью//МАК. 1898. Вып. 7. С. 82-92; Готуа Л. Тайна Кацхис Свети//Мнатоби (Светоч). Тбилиси, 1945. 1. С. 36-54 (на груз. яз.); Цинцадзе В. Кацхис Свети//Моамбе (Бюллетень)/АН Груз. ССР. Тбилиси, 1946. Вып. 8. С. 557-564 (на груз. яз.); он же. Кацхис Свети - памятник груз. зодчества V-VI вв.//Дзеглис мегобари (Друзья памятников древности). Тбилиси, 1964. 3. С. 52-55, 91 (на груз. яз.); он же. Нек-рые вопросы защиты ансамбля Кацхис Свети//Там же. Тбилиси, 1974. 35. С. 58-61 (на груз. яз.); Беридзе В. Древнегруз. зодчество. Тбилиси, 1974 (на груз. яз.); Гуниа И. Муж. мон-рь Кацхис Свети// Он же. Мон-ри Грузии. Тбилиси, 2005. С. 154-155 (на груз. яз.); Цабадзе З. Кацхис Свети: Мон-рь//Натлиа (Крещение). Тбилиси, 2009. 3. С. 37-38; 4. С. 31 (на груз. яз.); Гагошидзе Г. Кацхис Свети//Academia. Тбилиси, 2010. 1. С. 55-68 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/1683963.html

1794 г. (по др. источникам, в окт. 1793: НЦРГ. Q 845. Л. 256) его перевели в Некресскую епархию. В 1799 г. в мон-ре Давидгареджи в Гареджи проживали на покое 3 архиерея, среди них манглели Даниил. Ираклий II особенно заботился о М. е.: по его приказу церковных крепостных, рассеянных по разным краям Картли, возвращали в Манглисское ущелье, предоставляли им льготы, защищали от притеснений, строго следили за «исправным» выполнением крестьянами своих обязанностей перед манглели. Церковные доходы и имущество, присвоенные князьями и крестьянами, были возвращены М. е. ( Пурцеладзе. 1881. С. 12-13; ПГП. 1974. Т. 5. С. 633-635; 1981. Т. 7. С. 557-558; 1985. Т. 8. С. 254; Груз. док-ты IX-XV вв. 1982. С. 228). К моменту упразднения царства Картли-Кахети Манглисский архиепископ еще числился среди архиереев Вост. Грузии (АКавАК. 1866. Т. 1. С. 530), но вскоре «архиерейские епархии... Манглисская и Болнисская, кои давно уже разорены от неприятеля», вошли в состав Тбилисской епархии (Там же. 1870. Т. 4. С. 143). Постановление от 3 янв. 1805 г. «о разводе царевича Давида с супругой Еленой» скрепил подписью уже «митрополит Тифлисский, Манглисский и Болнисский и кавалер Арсений» (ПГП. 1977. Т. 6. С. 342). После упразднения автокефалии Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ (30 июня 1811) территории Тбилисско-Манглисско-Болнисской епархии вошли в состав вновь образованной Мцхетско-Карталинской епархии Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви (АКавАК. 1870. Т. 4. С. 169), затем - Карталино-Кахетинской епархии Экзархата. Архиереи древней М. е. Манглисские: Елагес (ок. 505/506), Кириак (Квирике) (ок. 1020), Афанасий (ок. 1027), Антоний (Туалаис-дзе) (не позже 1047-1048), неизв. по имени современник католикоса-патриарха Георгия III Таоэли (50-60-е гг. XI в.), Даниил (ок. 1200), Арсений (Мшвидаис-дзе) (40-60-е гг. XIII в.), Антоний (кон. XIII - нач. XIV в.), неизв. по имени, отец Николая, писца царя Андроника (1-я пол. XIV в), Иосиф (Джавахишвили) (рубеж XIV и XV вв.); Манглисско-Тбилисские (Тбилисско-Манглисские): Иоанн (I) (1-я пол XV в.- не позже 1441), Григорий (ок.

http://pravenc.ru/text/2561816.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010