Болниси, село. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Болнисский Сион Собор. Не действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 478 и 493. Адрес: Грузия, Квемо-Картли, Болниси, село Координаты: 41.388873, 44.512678 Проезд:на юг от города Болниси, через 5 километров - село Квемо-Болниси, и уже километром далее будет собственно Болниси Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Древняя базилика Болнисский Сион находится в живописном селении Болниси, в 70 км от Тбилиси, на юго-востоке Грузии. Постройка ее датируется 478-493 годами нашей эры, временем правления легендарного царя Вахтанга Горгасали, что делает храм старейшим из сохранившихся архитектурных сооружений на территории страны. Эта эпоха во многом знаменательна для грузинского народа. Именно в те годы происходит формирование государственности, неповторимой национальной культуры, признается самостоятельность Грузинской церкви от Византийской империи и ее столицы Константинополя. На фасаде храма имеются надписи, представляющие собой первые образцы грузинской письменности. Крест, запечатленный на восточном фасаде храма, позже названный Болнисским крестом, является одним из символов государства, он изображен на современном флаге Грузии. Внешний вид церкви прост и лаконичен. Стены облицованы гладкими плитами из туфа, бирюзового цвета. Но за внешней простотой здания, скрывается богатое внутреннее убранство. В этом заложена глубокая философия – превосходство скрытой красоты над показной. Своими простыми формами и естественными пропорциями интерьер создает впечатление мощи и внушительности. Прямоугольная конструкция базилики напоминает ковчег спасения. Архитектура здания отличается от традиционных образцов грузинского храмового зодчества, в нем отсутствует шатровый купол, широко представленный в более современных постройках. Два ряда колонн, расположенных внутри базилики, соединены арками, на капителях резные геометрические узоры. Недалеко от базилики располагается колокольня. Колокольня построена во время реконструкции сиона 1678-1688 гг. Тогда же были восстановлены своды. Сохранились остатки фресок кон. XVII в. Источники: http://kuba.livejournal.com/357204.html Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=44161

Адрес: Грузия, Шида-Картли, Каспский р-он, с. Эртацминда Проезд: Общественный транспорт ходит в Эртацминду два раза в день. Из Тбилиси маршрутка отходит в 11:00 и 17:00, выходить нужно на остановке недалеко от ж/д вокзала, где " Детский мир " . Также можно доехать на маршрутке до Каспи, а оттуда на такси, либо на попутках до Эртацминда. Подробнее... Свято-Успенский собор (Болнисский Сион) [ править править код ] Болнисский сион (груз. ) — древнейший грузинский храм в форме базилики. Находится в селе Болниси Болнисского муниципалитета области Квемо-Картли. Постройка начата в 478 и закончена в 493 году, это самая старая и притом хорошо сохранившаяся базилика в стране. В храме найдены одни из самых древних надписей на грузинском языке. Храм возведен на трехступенчатом цоколе. Три нефа имели сводчатые перекрытия и были подведены под общую двухскатную крышу. Центральный неф имел коробовой свод, а боковые — полукоробовой. С севера и юга были устроены галереи с большей кровлей. В восточной стороне была устроена закрытая крещальня. Восточная алтарная часть имеет полуцилиндрический выступ. Адрес: Грузия, Квемо-Картли, село Болниси Проезд: на юг от города Болниси, через 5 километров - село Квемо-Болниси, и уже километром далее будет собственно Болниси. Подробнее... Свято-Успенский собор (Манглиси) [ править править код ] Согласно грузинским летописям, храм был заложен в 326-м году. Долгое время здесь хранилась одна из христианских святынь - гвоздь из креста, на котором был распят Иисус Христос. Этот гвоздь был подарен грузинским христианам римским императором Константином I. Интересно, что Манглисский храм, в отличии от большинства храмов Грузии, ни разу не был разрушен. В VII-м и XI-м веках он перестраивался. В XI-м веке интерьеры храма были расписаны грузинскими художниками, фрески сохранялись до середины XIX века, но сейчас остались только в куполе. В 1852-м году силами расквартированного в Манглиси российского полка в храме был проведён ремонт. Следы этого ремонта хорошо угадываются во фрагментах внешнего декора. Тогда же были заштукатурены стены изнутри храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Грузия_(храмы)

Храм Георгия Победоносца в Болниси (Цугругашени) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Цугругашени (храм Георгия Победоносца) — храм XIII века в Болнисском районе Грузии. Храм находится в 11 километрах от города Болниси и в 2-х километрах от села Болниси - на восток за рекой Его хорошо видно из села Болниси и с дороги Болниси-Поладаури. Содержание История [ править править код ] Цугругашени - храм XIII века в Болнисском районе Грузии. Храм находится в 11 километрах от города Болниси и в 2-х километрах от села Болниси - на восток за рекой Его хорошо видно из села Болниси и с дороги Болниси-Поладаури. Рядом почти никаких строений, место довольно безлюдное. Сейчас здесь можно видеть храм и храмовую ограду с двумя воротами: основными южными (малоинтересными) и старыми западными. Фактически это монастырь, монастырские постройки находятся с северной стороны, они малозаметны. Известно, что храм построен где-то между 1212 и 1222 годом, в период правления Георгия IV. Храм отличается особенно утонченными пропорциями архитектурных объемов, что позволяет причислить его к финальному аккорду грузинской архитектуры эпохи Золотого века. Есть предположение, что позже он слегка перестраивался, потому что филигранная каменная резьба высокого подкупольного барабана по стилю несколько отличается от декора фасадов. Внутри есть росписи, но их немного. Иконостас очень скромный, в нем всего две крупные иконы. Верх храма в интерьере тоже почти не расписан, в куполе – большой крест. Престольные праздники [ править править код ] Георгий Победоносец, великомученик - 6 мая Как добраться [ править править код ] Адрес: Грузия, Квемо-Картли, село Болниси Проезд: Храм находится в 11 километрах от города Болниси и в 2х километрах от села Болниси - на восток за рекой. Его хорошо видно из села Болниси и с дороги Болниси-Поладаури. Рядом почти никаких строений, место довольно безлюдное. Фото [ править править код ] Ссылки [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Георгия_П...

Его преемником стал Николай (Манвелашвили; 40-е гг. XVII в.), далее Джуматскими епископами были Малахия II, сын гурийского кн. Кайхосро I Гуриели (50-е гг. XVII в.); Максим I (Мачутадзе; 60-е гг. XVII в.- 1676), впосл. занявший Болнисскую кафедру; Максим II (Шарвашидзе; 1677-1685); Иоанн (Беридзе; 80-е гг. XVII в.); Гавриил (Чиковани; нач. XVIII в.), одновременно занимавший также Чкондидскую и Гелатскую кафедры; Максим III (Шарвашидзе; 40-50-е гг. XVIII в.), восстановивший храм Эркети; Евфимий (Шарвашидзе; 50-60-е гг. XVIII в.) ( Бакрадзе. 1878. С. 152; Такаишвили. 1909. Т. 2. С. 522). В результате русско-тур. войны 1768-1774 гг. епархии на территории Гурии были упразднены, в т. ч. и Д. е. В 1777 г. Абхазский (Западногрузинский) католикос-патриарх Максим II (Абашидзе ; 1776-1795) с согласия гурийского кн. Георгия V Гуриели (1776-1788) восстановил Д. е. и поставил епископом Симеона II (Абашидзе; 1777-1778). В 1780 г., после захвата турками территорий Хиноцминдской епархии, еп. Хиноцминдский Иоанн (Цуцунава) перешел на Джуматскую кафедру (ПГП. Т. 6. С. 722), в 1788 г. Д. е. возглавил также преследуемый турками митр. Шемокмедский Иосиф (Такаишвили), именовавшийся митрополитом Шемокмедско-Джуматским ( Бакрадзе. 1878. С. 318, 321). Впосл. эта титулатура закрепилась и за остальными архиереями Д. е. В 1794 г. митр. Иосифа сменил митр. Максим IV (Нижарадзе), в 1811 г.- митр. Николай II (Шарвашидзе), после смерти к-рого с 1827 г. кафедрой управлял архим. мон-ря Шемокмеди Арсений (Мгалоблишвили) (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 1854. Л. 17). В 1833 г. Д. е. была упразднена и ее территории вошли в состав Имеретинской епархии Грузинского Экзархата РПЦ . В 1844 г. епархия была восстановлена как Гурийская с кафедрой в Джумати. В 1878 г. Гурийской епархии были подчинены территории, перешедшие от Турции России по Берлинскому миру. 12 июня 1885 г. Гурийская и Мингрельская епархии были объединены в Гурийско-Мингрельскую . После восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви (1917) территории Д. е. вошли в состав Батумской, а в 1920 г.- Батумско-Шемокмедской епархии. С 1995 г. территории исторической Д. е. находятся в юрисдикции Шемокмедской епархии.

http://pravenc.ru/text/171877.html

236 Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831) – представитель немецкой классической философии, пантеист, создатель идеалистической теории диалектики. Начал писать философские произведения еще будучи студентом-теологом, причем настроенным к христианству очень критически. Вскоре критичность эта переросла во враждебность. Он мечтал о республике, в исторически-конкретном христианстве видел социальное зло, корень же этого зла – в авторитарности, «принудительной вере» христианства. Обществу, по его мнению, необходима религия, поскольку она поддерживает нравственность, но она должна быть лишена теологической догматики, клерикальное™ и фанатизма. Такая религия имела место в античных республиках, казавшихся ему «политическим раем», но своим именем – язычество – Гегель проповедуемую им религию назвать не решился, а называл ее «религией откровения», христианством, просветленным философией, и «народной религией». Всемирно-историческими народами он считал в прошлом греков и римлян, в настоящем – германцев. Гегель оказал огромное влияние на марксистскую философию, экзистенциализм и др. Умер от холеры. 237 «Многоглавы» – обширные сборники на грузинском языке, которые можно назвать антологией патристики и богословия. Первые «Многоглавы» относятся к V -VI вв. и включают в себя как оригиналы грузинских авторов (например, Иоанн, епископ Болнисский), так и переводы с греческого (например, святых Афанасия Великого , Иоанна Златоуста , Кирилла Иерусалимского , Прокла Константинопольского и др.) и, кроме того, содержат литургические календари. «Многоглавы» имели самое разнообразное применение и служили пособиями для храмовой проповеди, преподавания в духовных школах и самообразования. 238 Католикос-патриарх Антоний I происходил из царского рода Багратиони, был племянником Теймураза II (1700 –1762), царя Кахети (1744–1762). Занимал патриарший престол дважды: в 1744–1756 и 1763–1788 гг. При нем были открыты духовные семинарии в Тбилиси и Телави, просуществовавшие до нашествия Ага Мамед-хана на Грузию. Но духовное образование в Грузии не прекращалось, оно осуществлялось в монастырях и при храмах, включая сельские храмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

План церкви мон-ря Кацарети. Чертеж Т. Бейера. 1925 г. План церкви мон-ря Кацарети. Чертеж Т. Бейера. 1925 г. Кафоликон является памятником грузинского зодчества кон. V - нач. VI в. Представляет собой вытянутую (26,6×13,8 м) 3-нефную базилику с 4 парами прямоугольных в плане столбов. С востока средний неф заканчивается алтарной апсидой. Изначально помещения по бокам алтаря не были выделены, боковые нефы простирались на всю длину здания и замыкались с востока прямой стеной. Продольные арки, перекинутые через столбы, а также арка конхи апсиды имеют подковообразную форму. Церковь имела 3 арочных входа - с запада, юга и севера (последний позднее был заложен). Первоначальные окна хорошо сохранились в алтаре и в восточных стенах боковых нефов. Они крупные (особенно выделяется среднее - более метра в ширину), имеют подковообразные арки и незначительно расширяются внутрь. В настоящее время церковь освещается 21 окном. Интерьер церкви мон-ря Кацарети с росписью 1518 г. Интерьер церкви мон-ря Кацарети с росписью 1518 г. Из декоративного убранства интерьера церкви сохранились рельефы на капителях первой с востока пары столбов и на импостах арки конхи. Эти рельефы, включающие сильно стилизованные изображения деревьев и орнамент в виде ланцеток, обнаруживают явное влияние искусства Сасанидов и находят ближайшие стилистические параллели в декоре приалтарных капителей Болнисского Сиона (478-493). Между VII и IX вв. церковь подверглась частичной переделке. В восточной части боковых нефов посредством перегородок были выделены прямоугольные помещения. В сев. нефе, между 2 средними столбами и сев. стеной, был устроен придел с маленькой апсидой с востока (ныне разрушена) и с отдельным перекрытием в виде купольного свода. В XV в. фасад всего здания, за исключением продольных стен среднего нефа над кровлями боковых нефов, был дополнительно облицован большими ровными плитами зеленовато-розового песчаника, характерного для храмов Бочорма и Ниноцминда . Вслед. этого значительно увеличилась толщина стен (до 2 м). На вост. фасаде был помещен высеченный почти во всю ширину среднего нефа большой рельефный крест. Работы коснулись также и перекрытия церкви. Упадок строительного искусства, вызванный нашествиями Тамерлана и характерный для груз. архитектуры XV в., ощутим в сухом оформлении фасадного креста, а также в исполнении сводов боковых нефов: они имеют неровную поверхность, сев. неф значительно ниже южного, что заметно и в наружном облике здания. Декоративное украшение храма - кивоты, устроенные в алтарных столбах, и киворий - относится к XVII в. В XVIII в. алтарь был переделан и придвинут к 1-й с востока паре колонн.

http://pravenc.ru/text/1683955.html

«Для Бога не имеет значения национальность, главное – вера, которая воссоединяет весь мир» Беседа с епископом Болнисским Ефремом (Гамрекелидзе) – Владыка, расскажите, пожалуйста, о вашем детстве, отрочестве, о том, когда вы начали ходить в храм. – Я родился в 1975 году в городе Батуми. Это был период советской власти, в системе которой не было места религии, истинному Богу. Да и семья моя не была верующей. Но кода я учился в девятом-десятом классах, во мне затеплился огонек веры – вопреки атеистической идеологии, которую тогда все еще активно пропагандировали. Я почувствовал, что есть некие духовные, высшие силы, что есть Бог. Помню, когда я в первый раз зашел в храм, у меня появилось необычное ощущение: как будто я нахожусь в любимом доме, куда так стремится каждый человек. Моя душа сразу этим прониклась. Позже я крестился, начал регулярно посещать богослужения. Вскоре стал пономарем, псаломщиком. То есть я встал на истинный путь служения Господу. Встал исключительно по милости Божией. – Какой храм вы тогда посещали? Кто был вашим первым духовником? – Я с 1993 года ходил в кафедральный собор Батуми (кстати, тогда я уже учился в Батумском экономическом университете). Епархией в то время управлял митрополит Иов (Акиашвили; сейчас он митрополит Урбнисско-Руисский). Во владыке и сослужащем ему духовенстве я увидел пример для себя. Именно благодаря им я и выбрал монашеский путь. Немало способствовали этому, конечно, советы и наставления архимандрита Стефана, который по сию пору является моим духовником. Он ввел меня в духовную жизнь и благословил на постриг. – И все же почему вы выбрали именно монашеское поприще? – Монашество – это внутренний выбор. Я, проанализировав свою жизнь, окинув взором пути, по которым я бы мог пойти, решил полностью отдать себя Богу. Конечно, семья тоже благословлена Господом, но мирские заботы затрудняют постоянное пребывание с Ним, лишают служение исчерпывающей полноты, отдачи. Я молился Богу, чтобы Он показал мне настоящий путь моей жизни, необходимую мне цель. Родители моего желания не разделяли. Они хотели, чтобы я оставался мирянином, устроил семейную жизнь и сделал светскую карьеру. Но я не мог утаивать от них свои намерения. И, разумеется, не мог я скрываться и от Бога. Так вот: сначала я был послушником, трудился в епископской резиденции, которая находилась в монастыре. В 1996 году на последней неделе Великого поста в храме Святой Троицы меня постригли в монахи с именем Ефрем – в честь преподобного Ефрема Сирина. Я неустанно благодарю Бога за то, что я монах и служу матери-Церкви.

http://pravoslavie.ru/41637.html

1973. Т. 4. С. 312). Армянскими стали нек-рые принадлежавшие грузинам мон-ри, в т. ч. Кобаир и Дзели-Чешмарити (Хуневан) (Там же. С. 308). В нач. XIX в. монофизитство распространилось и среди груз. населения Шида-Картли. Непрекращавшиеся восстания изнуряли персов; наконец, Надир-шах был вынужден признать царем К. представителя кахетинской ветви Багратиони придерживавшегося Православия Теймураза II, а его сына Ираклия II - царем Кахети. 1 окт. 1745 г. в Светицховели Теймураз II был помазан на царство К. В 1762 г. К. и Кахети объединились под властью Ираклия II в царство Картли-Кахети. Стремление царя к «европейским преобразованиям» ( Бурнашев. 1896. С. 10) и усилению обороноспособности страны явилось залогом более тесного союза с Россией. Картли-Кахети участвовала в русско-турецкой войне 1768-1774 гг.; в 1783 г. был заключен Георгиевский трактат (подробнее см. в ст. Грузия ), позволивший российскому имп. Александру I Павловичу в 1801 г. присоединить Вост. Грузию к России. С вхождением Вост. Грузии в состав Российской империи К. стала частью Тифлисской губ. России. Епархии Квемо-Картли были упразднены и присоединены к Тифлисской епархии ГПЦ (АКавАК. 1870. Т. 4. С. 143). Уплотнение происходило и в Шида-Картли, где Самтаврская и Цилканская епархии подчинились архиеп. Иоанну Самтаврскому († 1802); позднее Цилканская епархия была присоединена к Самтависской, а Никозская - к Самтаврской (АКавАК. 1868. Т. 2. С. 263, 264, 268, 269). Официально епархии К. просуществовали до 1811 г., когда автокефалия ГПЦ была упразднена и был сформирован Грузинский Экзархат РПЦ. По решению Святейшего Синода РПЦ в К. была образована Мцхетско-Карталинская епархия (1811) (АКавАК. 1870. Т. 4. С. 169). Горная часть Шида-Картли и прилегающие области Имерети перешли в юрисдикцию архиепископа Телавского. В 1818 г. на территории К. и Кахети была образована единая Карталино-Кахетинская (Грузинская) епархия Грузинского Экзархата РПЦ. Епархии, существовавшие на территории К. до нач. XIX в. ГПЦ: Ахпатская, Ахтальская, Агаракская (Хунанская), Болнисская, Дманисская, Манглисская, Никозская, Руисская, Самтависская, Самтаврская, Таширская, Тбилисская, Урбнисская, Хуневанская, Цалкская, Цилканская, Цинцкаройская (?), Цуртавская. Армянская Церковь: Ахпатская, Санаинская. Цари К.

http://pravenc.ru/text/1681187.html

по 6 сент. (Гос. архив новейшей истории Грузии. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 1. Л. 59). В кон. 1944 г. храм был открыт официально, прот. Александр назначен настоятелем. 3 февр. 1952 г., со смертью католикоса-патриарха Каллистрата, Манглисская кафедра овдовела. В 1959-1972 гг. ею управлял епископ (с 1962 - митрополит) Урбнисско-Маргветский Давид (Девдариани), в 1972-1974 гг.- он же, в сане католикоса-патриарха (Давид V (VI)) . 13 янв. 1974 г. во епископа Манглисского был хиротонисан настоятель ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы в Дидубе (Тбилиси) прот. Георгий Гонгадзе (без перемены имени), 1 окт. 1980 г. его сменил архиеп. Фаддей (Иорамишвили) (до 25 авг. 1986). В 1982 г. в М. е. служили 2 священника. С 25 авг. 1986 г. по 15 мая 1992 г. епархией управлял митрополит Батумско-Шемокмедский Константин (Меликидзе), с 17 мая 1992 г. по 25 дек. 1992 г.- еп. Иов (Акиашвили). С 25 дек. 1992 г. епархию возглавляет архиеп. Анания (Джапаридзе) (с 15 нояб. 2001 - митрополит). В сент. 1995 г. на XIII Соборе ГПЦ на основе М. е. и Агарак-Цалкской епархии были созданы Манглисско-Цалкская и Болнисско-Дманисская епархии. В 1998 г. в Манглисско-Цалкской епархии действовали 8 храмов: собор в Манглиси, церкви во имя св. Архангелов в Алгети, во имя свт. Николая в Тетри-Цкаро, в честь Успения Пресв. Богородицы в г. Цалка, во имя вмч. Георгия в Бешташени, во имя равноап. Нины в Коде, во имя св. Архангелов в Гумбати, во имя Св. Троицы в Санти. Образование Манглисско-Тетрицкаройской епархии По решению Синода от 11 окт. 2013 г. из территории Манглисско-Цалкской епархии был выделен муниципалитет Цалка и учреждена Цалкская епархия, оставшаяся территория получила наименование Манглисско-Тетрицкаройской епархии. Она охватывает территорию муниципалитета Тетри-Цкаро и с. Манглиси, с северо-востока граничит с Мцхетско-Тбилисской, с запада - с Цалкской, с севера - с Самтависско-Каспской, с юго-востока - с Марнеульско-Худжабской, с юго-запада - с Дманисской, с юга - с Болнисской, с востока - с Гардабанско-Марткопской епархиями ГПЦ. В наст. время в епархии действуют 17 церквей и 4 муж. мон-ря: Гударехи в честь Успения Пресв. Богородицы (настоятель - архим. Торникий (Нацвлишвили)), Кабени в честь Успения Пресв. Богородицы (настоятель - иером. Иоанн (Чхеидзе)), Гоубани во имя 40 Севастийских мучеников (настоятель - игум. Антоний (Хуцишвили)), Цклулети в честь Иверской иконы Божией Матери (настоятель - схиигум. Николай (Цабадзе)). В состав духовенства входят архимандрит, схиигумен, игумен, 2 иеромонаха, 4 протоиерея, 6 иереев, 2 протодиакона, а также схимонах и 4 монаха. Архиереи восстановленной М. е.

http://pravenc.ru/text/2561816.html

как кафедра Хинойской епархии, возобновлен в 2002); Схалта, Рождества Пресв. Богородицы (с. Схалта, Хулойский р-н, Аджария, муж., основан в X-XII вв., возобновлен 19 апр. 1990); Чехедана, св. Георгия (с. Легва, Кобулетский р-н, Аджария, муж., основан в 1-й четв. XVII в. кн. Мамией II Гуриели, возобновлен в 1999); Периа, св. Георгия, при кладбище (г. Батуми, жен., основан в 1995); Тхилвана, св. Георгия (с. Тхилвана, Шуахевский р-н, Аджария, муж., основан в 2006). Бодбийская, архиеп. Давид (Тикарадзе). Мон-ри: Бодбе, св. Нины (ставропигиальный) (в 2 км от г. Сигнахи, жен., основан (дата неизв.) при ц. св. Георгия в 30-х гг. IV в., закрыт в 1924, возобновлен в 1991; хранятся мощи св. Нины, чудотворная Иверская икона Божией Матери); Хирса, св. Стефана первомученика (с. Тибаани, Сигнахский р-н, муж., основан в VI в. прп. Стефаном Хирсским, возобновлен в 90-х гг. XX в.; находится могила прп. Стефана Хирсского, хранятся частицы мощей св. Георгия и часть Животворящего Столпа); Квемо-Мачхаани, Св. Троицы (с. Квемо-Мачхаани, Сигнахский р-н, жен., основан в 2004 при ц. Св. Троицы). Болнисская, еп. Иегудиил (Табатадзе). Мон-рь: Цугругашени, св. Георгия (в 9 км от г. Болниси, муж., основан (дата неизв.) при церкви, построенной груз. царем Георгием Лашей (1213-1222), возобновлен в 2002). Боржомско-Бакурианская, архиеп. Серафим (Джоджуа). Мон-ри: Читахеви («Зеленый мон-рь»), св. Георгия (близ с. Читахеви в 15 км от г. Боржоми, муж., основан в IX-X вв., возобновлен в 2003); Тимотесубани, Успения Пресв. Богородицы (с. Тимотесубани, Боржомский р-н, муж., основан в XII-XIII вв., возобновлен в 1998); Садгери, св. Георгия (с. Садгери, Боржомский р-н, жен., основан в XV в., возобновлен в 2002); Боржомский, Рождества Пресв. Богородицы, при кладбище (г. Боржоми, жен., основан в 2003). Ванско-Багдатская, архиеп. Антоний (Булухия). Мон-ри: Обча (Хопи), св. Георгия (с. Обча, Багдатский р-н, муж., основан в XVI в., возобновлен в 2003); Багдатский, св. царицы Тамары (г. Багдати, жен., основан в 1997); Ванский, Всех грузинских святых (г.

http://pravenc.ru/text/639853.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010