Болнисский Сион (Грузия). 478 - 493 гг. Болнисский Сион (Грузия). 478 - 493 гг. В 30-х гг. IV в. Византия при имп. Константине Великом была единственным союзником Иберии в борьбе против Сасанидов. Несмотря на противодействие проиранских сил, цари Иберии и впосл. старались сохранить поддержку В. и. К нач. V в. Персия довольно прочно утвердилась в Закавказье, и Иберия оказалась в более жесткой зависимости от нее, а контакты Вост. Грузии с Византией почти сошли на нет. В визант. источниках этого времени нет сведений об Иберии. Сведения груз. летописей о присоединении к Иберии Зап. Грузии при царе Вахтанге Горгасали (2-я пол. V в.) отражают переход под его контроль соседних с Картли вост. районов подвластной В. и. Лазики. Церковная реформа царя Вахтанга 466-468 гг. проводилась при поддержке визант. императора и К-польских Патриархов (вероятно, Зинона и Нектария). Была введена новая организационно-адм. структура во главе с Католикосом. Первым Католикосом был Петр (2-я пол. V в.). Вахтанг положил начало автокефалии Грузинской Церкви (официально с 487). Светская и церковная власти Византии поддерживали стремление царей Картли усилить централизацию своего гос-ва. Однако антииран. восстание христ. кавказских народов в Кавказской Албании, Армении и Иберии (484) окончилось поражением, и В. и. надолго потеряла влияние в этих областях Закавказья. В 523 г. шаханшах Кавад I подавил восстание царя Иберии Гургена; так и не дождавшись помощи от имп. Юстина I, царь с семьей и приближенными вынужден был укрыться в В. и. После этого в течение столетия Картли была полностью подчинена Персии. С 20-х гг. VII в. позиции В. и. на Кавказе значительно укрепились в результате победоносных персид. походов имп. Ираклия, в к-рых участвовали христ. народы кавказских стран. После разгрома Персии господство В. и. установилось не только в Лазике, но и в Иберии. В Зап. Грузии была упразднена царская власть и управление областью возглавил подчиненный императору сановник с титулом патрикия. Сев. области Лазики, заселенные лазами, сванами, абазгами и апшилами, были еще ранее непосредственно подчинены империи и поставлены под власть архонта. Разделив Лазское царство на 2 части, В. и. целенаправленно проводила здесь имперскую политику. Зап. Грузия находилась в сфере влияния В. и. и в церковном отношении: в списках кафедр, подчиненных К-польскому Патриархату не позднее VII в. упоминаются митрополия Фасис (совр. Поти) в Лазике и архиепископия Севастополь (близ совр. Сухуми) в Абазгии.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Композицию и детали Б. С. отличают яркие черты, позволяющие считать его оригинальным творением раннего зодчества Грузии. Большая (25 ´ 25 ´ 25 м), прямоугольная в плане трехнефная базилика образована 5 парами крещатых опор, перекрыта двухскатной кровлей, имеет единственную полукруглую (внутри подковообразную) апсиду в ширину центрального нефа. Пастофории и вход с зап. стороны первоначально отсутствовали. С сев. и юж. сторон к базилике примыкают симметричные пристройки с наружными входами, с севера - галерея-нартекс с цилиндрическим сводом, шестипролетной полуоткрытой аркадой и апсидой внутри вост. стены. В юж. пристройке, прямоугольной в плане, вероятно, располагался баптистерий с коробовым сводом, 2 нишами-экседрами в торцевых стенах, выходом в юж. неф базилики и полузакрытый притвор меньшей ширины с входом в юж. неф базилики и наружной двойной аркадой. С вост. стороны, левее апсиды, вероятно, позднее пристроен самостоятельный кубический объем - притвор с алтарной нишей внутри стены и каменным престолом (высота ок. 1,3 м), возведенный над криптой и соединенный проемом с сев. нефом базилики. Пропорции храма четкие и простые (1:1, 1:2, 1:4), фасады гладкие, декор ограничен надписями и графическими изображениями креста, вписанного в круглый медальон. Своеобразное восприятие создает местный строительный материал - т. н. болнисский туф зеленовато-голубого (бирюзового) оттенка, из к-рого сложены стены, своды и арочные конструкции здания. Однородность материала и единство строительной техники (двусторонняя панцирная кладка ровными рядами из тесаных блоков на известковом растворе с буто-бетонным внутренним заполнением) придают постройке монолитный характер. В конструкциях и декоре широко применялась форма подковообразной арки. Скульптурный декор Скульптурный декор Внутренняя структура базилики, вытянутой по оси восток-запад, в объемной композиции не выявлена. Боковые пристройки, поднимаясь примерно на 2/3 высоты внешних стен главного объема, приближают общий план здания к правильному квадрату. Продольной оси, намеченной выступом апсиды, противопоставлена перпендикулярная функциональная ось здания, связанная с боковым расположением 2 входов (шириной ок. 2 м) на сев. фасаде. Внутреннее пространство храма поражает сложностью ритмической организации и грандиозностью архитектурных масс. Выступам крещатых опор на боковых стенах соответствуют пилястры, пяты арок опираются на импостные капители, базы опор профилированы. Центральный неф освещается двучастными окнами в верху торцевых стен и небольшим окном апсиды, боковые нефы - небольшими окошками торцевых стен и люнетами (высота ок. 1,3 м) поверх входов. Нынешние своды, возведенные из кирпича,- результат перестройки храма в XVII в. Первоначально средний неф возвышался над боковыми и хорошо освещался окнами, находившимися в основании свода.

http://pravenc.ru/text/149689.html

Манглиси (V-XI вв.), действующий сельский храм. Храм расположен в 60 км к юго-западу от Тбилиси. История плана этого храма прослеживается от тетраконха (V в.) к удлиненному многограннику с двумя портиками. Купол, восточный фасад и портики богато орнаментированы сюжетами с вознесением Креста, восседающим на льве юношей с рогом в руках. В XIX в. производился ремонт. Самшвилдский Сион (760-778 гг.), кафедральный собор на городище Самшвилде. Природно захватывающее место – глубокое бесконечное ущелье, на краю которого среди полей, поросших дикими злаками, стоит величественная руина. Я всю дорогу, " идя через рожь " , напевала строки любимого школьного стихотворения Роберта Бернса, словами которого играет Сэлинджер в " The Сатнснег in the Rye " : ... Gin a body meet a body comin’ thro’ the rye, gin a body kiss a body need a body cry? Gin a body meet a body comin’ thro’ the glen, gin a body kiss a body need the warld ken? Сегодня ночевали у Мурмана, он мусульманин, азербайджанец. В результате изучения Византии мое отношение к мусульманам было, мягко говоря, предвзято отрицательное. Оно резко изменилось в этом доме, наполненном доброжелательностью и гостеприимством. Здесь я опытно прочувствовала, почему так парадоксально обобщили грузины свой трагический опыт взаимоотношений с миром ислама: " И мусульманин мой брат, все мы – дети одного Бога " . Мы здесь были родные братья. 25 мая. Квемо-Болниси. Болнисский Сион. Квемо-Болниси (VI в.) , трехцерковная базилика, т.е. в отличие от трехнефной, ее боковые приделы отделены друг от друга двумя сплошными стенами. Сильно разрушена, стоит в азербайджанском селе. Когда мы зашли в храм, заросший маками, репейниками по шейку, то стены пронзительно прорезал плач – в одном из нефов сидел только родившийся жалобно скулящий щенок, собака, испугавшись людей, убежала. Болнисский Сион (478-493), действующий сельский храм. Находится исторической провинции Квемо Картли, в селе Болниси. Это трехнефная огромная и широкая базилика с выступающей полукруглой апсидой, напоминающая архитектурные формы Сирии и М. Азии. Орнаментальный и скульптурный декор представлен в виде растительного и тератологического орнамента.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Грузия. Современные епархии Грузия. Современные епархии Епархии ГПЦ управляются архиереями, к-рых назначают Католикос-Патриарх и Синод. Границы епархий определяются решением Синода и в основном совпадают с политико-адм. делением гос-ва. Епархиальный архиерей в рамках вверенной ему епархии пользуется полнотой власти в делах вероучения, христ. нравственности, священнодействия и пастырства. С подтверждения Католикоса-Патриарха он рукополагает духовенство и назначает должностных лиц, благословляет постриги, определяет место служения белого духовенства и монашествующих, представляет высшую судебную власть. Ведению епархиального архиерея подчинены все мон-ри, кроме ставропигиальных, а также духовные учреждения его епархии. В управлении епархией участвует коллегиальный совещательный орган - Епархиальный совет. В наст. время в составе ГПЦ насчитывается 35 епархий (в т. ч. вдовствующая Чиатурско-Сачхерская), 172 мон-ря (97 муж., 75 жен.), в т. ч. 10 ставропигиальных (5 муж., 5 жен.). Наибольшее количество мон-рей - в Руисско-Урбнисской (34) и Мцхетско-Тбилисской (24) епархиях, наименьшее - в Болнисской, Никорцминдской, Тианетско-Пшав-Хевсуретской, Потийско-Хобской, Чкондидской (по 1), в Западноевропейской епархии мон-рей нет. Большинство епархий - внутренние; в Ахалцихско-Тао-Кларджетско-Лазскую епархию входят также 3 иля (вилайета) и сев. часть Эрзурумского иля Сев. Турции; в Дманисско-Агарак-Таширскую (возобновлена решением Синода ГПЦ 6 февр. 2006) - часть Сев. Армении; в Некресско-Эретскую - часть Азербайджана; юрисдикция Западноевропейской епархии распространяется на груз. приходы в Европе. ГПЦ имеет неск. высших духовных учебных заведений (Тбилисская и Гелатская ДА, Кутаисский богословский ин-т им. св. Давида Строителя; при Тбилисской ДА действует богословский ин-т и ин-т народного и церковного песнопения); 4 духовные семинарии (Тбилисская, Кутаисская, Ахалцихская, Батумская); 7 духовных гимназий (2 Тбилисские, Мцхетская, Ланчхутская, Потийская, Озургетская, Карельская); Хулойское уч-ще; Хашурский духовный лицей. Действует Зестафонский центр духовного образования им. ап. Симона Кананита. Офиц. печатными органами Патриархата являются ж. «Джвари вазиса» (Крест из виноградной лозы), газеты «Мадли» (Благодать), «Сапатриаркос Уцкебани» (Ведомости Патриархии).

http://pravenc.ru/text/638558.html

Арка прорезана почти по всей ширине здания, сверху проходит 2-ступенчатый угловой простой валик. Перекрытие 1-го этажа сводчатое. Второй этаж представляет собой беседку, с 4 сторон открытую спаренными окнами, между которыми находятся небольшие колонны с простой базой и капителью. Этажи связаны внешней лестницей, к-рая расположена в юго-зап. углу, около ограды. Лестничные клетки устроены открытыми нишами в виде стрельчатых арок, над одной из арок на красном камне помещен рельефный равноконечный крест. Интересно перекрытие колокольни, не имеющее аналога в груз. архитектуре: все фасады увенчаны наклонными фронтонами, плоскости к-рых, ромбовидной формы, создают купол в виде конуса. У всех 4 фронтонов простые профилированные карнизы, на ребрах помещены рельефные изображения овец. Фасады колокольни вместе с плоскостями перекрытия отделаны тесаным камнем серого цвета. На зап. фасаде, на верхушке фронтона, вставлена плита светло-песочного цвета, на к-рой изображен рельефный крест. На этом же фасаде, над арочным входом, помещены 3 креста, 2 из них болнисские, 3-й находится между ними - это относительно большое изображение, высеченное широкой бороздой. Во фронтоне вост. фасада также помещен рельефный крест. Архиерейский дворец Архиерейский дворец (внутренние размеры 11,2×21 м) расположен у ограды (зап. стена дворца включена в ограду), с вост. стороны территории мон-ря, на склоне; юж. и сев. части фундамента находятся на разных уровнях ( Уварова. 1894. С. 180-181; Меписашвили, Цинцадзе. 1975. С. 11-13, 70-74; Описание памятников истории. 1990. С. 69; Рчеулишвили. 1994. С. 90-103). Его датируют X-XI вв. (Описание памятников истории. 1990. С. 69). Это прямоугольное в плане 2-этажное здание, главный вход расположен с сев. стороны (арочный, украшен кирпичным порталом; над ним на уровне 2-го этажа кирпичом выведена 5-зубчатая арка, опирающаяся на кирпичные колонны), малый вход - в вост. части юж. стены. Дворец построен булыжным камнем, конструктивные детали - точеным камнем, наличники окон и дверей выведены кирпичом.

http://pravenc.ru/text/2565610.html

3021       Раппопорт П.А. Памяти А.Л. Якобсона//Сов. археология. 1985. 3. С. 317–318; Каковкин А.Я. А.Л. Якобсон (1906–1984)//Виз. временник. 1986. Т. 46. С. 282–285 (список работ: с. 283–285). 3022       Якобсон А.Л. Средневековый Херсонес: вв. M.; Л., 1950. (Мат-лы и исследования по археологии СССР. 17); Он же. Раннесредневековый Херсонес: очерки истории материальной культуры. M.; Л., 1959. (Мат-лы и исследования по археологии СССР. 63); Он же. Средневековый Крым: Очерки истории и истории материальной культуры. M.; Л., 1964. 3023       Беляев С.А. Базилики Херсонеса (итоги, проблемы и задачи их изучения)//Виз. временник. 1989. Т. 50. С. 171–181; Хрушкова Л.Г. Христианские памятники Крыма (состояние изучения)//Там же. 2004. Т. 63. С. 167–194; Khrushkova L. Krim (Chersonesus Taurica)//Reallexikon für Antike und Christentum. 2007. Bd. XXII. Sp. 114–116. 3025       Яшаева Т.Ю. Византийская археология Херсонеса Таврического//Наследие византийского Херсона. Севастополь; Остин, 2011. С. 43–57. 3026       Кутайсов В.А. Жизнь, отданная Крыму//Брега Тавриды. 2000. Вып. 2. С. 260–267; Khrushkova L. Dombrovskij Bd. I. S. 431. 3027       Домбровский О.И. Фрески средневекового Крыма. К., 1966; Он же. Очерки о древностях Крыма. К., 1969; Он же. Крепость в Горзувитах. Симферополь, 1972. 3028       Домбровский О.И. Византийские мозаики Херсонеса Таврического/Под ред. А.Б. Бернацки, В.А. Кутайсова. Познань, 2004. 3029       Беридзе В.В. Г.Н. Чубинашвили – зачинатель истории грузинского искусства//Чубинашвили Г.Н. Из истории средневекового искусства Грузии: Избр. тр. М., 1990. С. 7–15 (список работ: с. 161–164). 3030       Чубинашвили Г.Н. Болнисский Сион (исследование по истории грузинской архитектуры). Тб., 1940. (Изв. Ин-та языка, истории и материальной культуры им. Н.Я. Марра. Т. 9); Он же. Памятники типа Джвари: Исследование по истории грузинского искусства/Памятники обмерил с натуры и исполнил Н.П. Северов. Тб., 1948; Он же. Пещерные монастыри Давид Гареджи. Тб., 1948; Он же. Архитектура Кахетии: Исследование развития архитектуры в восточной провинции Грузии в IV–XVIII вв. Т. 1–2. Тб., 1956, 1959.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В настоящее время в Церкви насчитывается 27 епархий: Мцхетская и Тбилисская (правящий архиерей — Католикос-Патриарх всея Грузии, кафедра в соборе Светицховели (Мцхета) и Сионском соборе (Тбилиси)), Алавердская (кафедра — Алаверди), Ахалцихская (кафедра в Ахалцихе и Сапара), Батумская и Схалтская (кафедра в Батуми и Схалта), Бодбийская (кафедра — Бодби), Болнисская и Дманисская (кафедра в Болниси и Дманиси), Боржомская и Ахал-калакская (кафедра — Боржоми), Ванская и Багдатская (кафедра — Багдати), Зугдидская и Цаишская (кафедра в Зугдити и Цаиши), Манглисская и Цалкская (кафедра — Манглиси и Цалка), Маргветская (кафедра — Зестафони), Некресская (кафедра — Некреси и Кварели), Никорцминдская (кафедра — Никорцмин-да), Никозская и Цхинвальская (кафедра — Никози и Цхинвали), Руставская (кафедра — Рустави), Сагареджойская и Гурджаанская (кафедра — Сагереджо и Гурджаани), Самтависская и Горийская (кафедра — в Самтависи и Гори), Урбнисская и Руисская (кафедра — Урбниси, Руиси и Хашури), Потийская (кафедра — Поти), Кутаисская и Гаэнатская (кафедра — Кутаиси и Гелати), Шемокмедская (кафедра — Шемокмеди и Озургети), Цагерская и Сванетская (кафедра — Цагери и Местиа), Цхумская и Абхазская (кафедра — Сухуми и в Новом Афоне), Цилканская (кафедра — Цилкани), Чиатурская (кафедра — Чиатура), Чкондидская (кафедра — Мартвили), Хонская (кафедра — Хони). В 2001 г. парламент Грузии внес изменения и дополнения в Конституцию страны, согласно которым отношения между государством и Церковью будут теперь определяться Конституционным соглашением. Глава 9-я Конституции Грузии выглядит следующим образом: «1. Государство объявляет полную свободу вероисповедания, вместе с тем признает особую роль Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церкви в истории Грузии и независимость ее от государства. 2. Взаимоотношения грузинского государства и Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церкви определяются конституционным соглашением. Конституционное соглашение должно полностью соответствовать общепризнанным принципам международного права, в частности, в сфере основных прав и свобод человека». Над разработкой конституционного соглашения совместно работали парламентарии и представители Патриархии. Соглашение подписывается президентом Грузии и Католикосом-Патриархом, а затем ратифицируется 2/3 голосов депутатов парламента и Св. Синодом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

За свечным ящиком сидела бабушка. " Пенсия 18 лари (9 долларов). Да и дают раз в три месяца. Раньше хватало к детям на Украину съездить, а теперь на хлеб нет " . Люди простые, как и в русских деревнях, живут воспоминаниями о былом советском благополучии. От материальной стороны жизни грузин потрясению моему не было предела – действительно, нет света и не течет теплая вода из крана. Будто смерч войны пронесся по стране, опустошивший дома, заводы, предприятия, выбивший стекла и двери сорвавший с петлей; курортные места, пансионаты, санатории, гостиницы предлагают воспоминания о своем былом уюте разве что паукам да летучим мышам. Если бы я своими глазами не видела в этих краях 15 лет назад изобилия благ и роскоши, то не поверила, что столь крутые повороты может делать жизнь на своем пути. Цугругашени (1213-1222). Находится в Болнисском районе, в 2 км от Болнисского Сиона. В плане прямоугольной формы с куполом из тесанных камней золотистых, желтых, коричневых и голубых оттенков. Барабан купола украшен двойным орнаментированным карнизом, фасады декорированы двойными окнами, треуголными нишами и крестами. В постройке угадывается почерк двух мастеров – изящно украшенные купол и окно южного фасада и сухость всего остального. 26 мая. Кахетия: Ниноцминда. Гурджиани. Кахетия – это район восточной Грузии, центр виноделия. Здесь изготавливают Цинандали, Мукузани, Гурджаани. Но в Грузии обычно покупаешь самодельное дешевое вино в баллончиках из под пепси-колы и т.п. и поэтому название не знаешь. Я помню меру своего изумления, когда в Москве в винном магазине я увидела на этикетках вин весь наш маршрут: Вазисубани, Кинцвиси, Гурждаани. После нашествия арабов в середине VII в., культурное развитие сместилось из столицы и центральной провинции Картлии в периферийные районы – Абхазию, Джванетию, Тао, Кларджетию, Кахетию. Памятники Кахетии отличаются суровостью форм и безразличием к декору, строили из булыжника, другого материала не было. Памятники Кахетии датированы плохо, потому что мало археологического материала. Преимущественно это трехцерковные базилики, зальные церкви.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Свято-Успенский собор (Болнисский Сион) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Болнисский сион (груз. ) — древнейший грузинский храм в форме базилики. Находится в селе Болниси Болнисского муниципалитета области Квемо-Картли. Содержание История [ править править код ] Болнисский сион (груз. ) — древнейший грузинский храм в форме базилики. Находится в селе Болниси Болнисского муниципалитета области Квемо-Картли. Постройка начата в 478 и закончена в 493 году, это самая старая и притом хорошо сохранившаяся базилика в стране. В храме найдены одни из самых древних надписей на грузинском языке. Храм возведен на трехступенчатом цоколе. Три нефа имели сводчатые перекрытия и были подведены под общую двухскатную крышу. Центральный неф имел коробовой свод, а боковые — полукоробовой. С севера и юга были устроены галереи с большей кровлей. В восточной стороне была устроена закрытая крещальня. Восточная алтарная часть имеет полуцилиндрический выступ. Внешние декоративные украшения почти отсутствуют, формы грузны и приземисты. Сложен из крупных квадров зеленоватого камня. Западный и восточный фасады монументально строги и лаконичны. Северный и южный фасады оживляются арками открытых боковых галерей. Интерьер храма формируется рядами крестообразных в сечении колонн. Крупные ясные и четкие формы придают внутреннему пространству монументальный характер. Резные каменные капители колонн и пилястр украшены изображениями животных и деревьев, а также содержат линейный орнамент в виде двойных арочек. Сюжеты изображений, видимо, связаны с символикой раннего христианства, но возможна и связь с древними местными культами. В трактовке форм прослеживается связь с искусством Ирана и Сирии, а также связь с местными традициями резьбы по дереву. Престольные праздники [ править править код ] Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа Как добраться [ править править код ] Адрес: Грузия, Квемо-Картли, село Болниси Проезд: на юг от города Болниси, через 5 километров - село Квемо-Болниси, и уже километром далее будет собственно Болниси. Паломнику [ править править код ] Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела . Фото [ править править код ] Ссылки [ править править код ] БОЛНИССКИЙ СИОН Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

Болнисский Сион. 478–493 гг [груз. ], кафедральный собор 478-493 гг. Болнисской и Дманисской епархии Грузинской Православной Церкви. Расположен в г. Болниси в 70 км к юго-западу от Тбилиси, в горной долине р. Хачен. Был сооружен как кафедральный собор новообразованной Болнисской епархии при ее предстоятеле еп. Давиде. В разных источниках упоминаются посвящения во имя Пресв. Богородицы и Св. Троицы. История Б. С. может быть отчасти воссоздана по сохранившимся строительным надписям, в 3 из них упоминаются создатели церкви: еп. Давид «с причтом» (надпись на плите над алтарным окном сев. придела и на балке архитрава вост. двери на сев. фасаде), а также Парнева[с] и Азарухт, вероятно, члены причта или приходской общины (надпись на архитраве зап. входа на сев. фасаде). Возведение церкви датируется посл. четв. V в. Работы были начаты в «двадцатый год царствования персидского царя [Перо]за» и завершены через 15 лет, что разные исследователи трактуют как 462-477 гг. (Ш. Я. Амиранишвили), 473-478 гг. (Н. П. Северов) или 478-493 гг.- наиболее принятый вариант (Г. Н. Чубинашвили, В. В. Беридзе). К более позднему времени относится надпись на притолоке входа в храм из юж. портика, в к-рой упоминаются «убогий» Илья Болнисский, прот. «церкви св. Григория» (возможно, первоначальное посвящение), «мампалы» (груз. властители) Давид с сыновьями и Абул и имена монахов, из чего можно заключить, что Б. С. в тот период мог быть монастырским храмом. Маленькая зальная часовня во имя св. Григория была пристроена в VIII в. Предположительно ко времени создания мон-ря, не позднее IX-X вв., была сооружена каменная ограда. В надписи XVII в., выполненной на мхедрули на стене отдельно стоящей колокольни, упоминается Болнисский еп. Николай, сын Баграта Мухран-Батони, прибывший «для управления кормилом Сионской Божией (Матери)». При нем была совершена внутренняя роспись Б. С. (согласно Северову, роспись и ремонт здания были сделаны в царствование Ростома на средства его супруги Марии), построены алтарная преграда, аналой и киворий, сделаны богатые вклады церковной утвари (богослужебные сосуды, кресты, иконы, ризы и литургические ткани), возведен ряд построек, в т. ч. колокольня. Все работы и вклады носили поминальный характер - «во отпущение многих [грехов], прощение душ отца моего и матери моей молите».

http://pravenc.ru/text/149689.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010