Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЦХИС СВЕТИ [груз. - Кацхский Столп], муж. монастырь (VI/XIII - до XVI/XVII в.) Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви. Расположен на столпе в ущелье р. Кацхура близ с. Кацхи (Чиатурский муниципалитет, историческая пров. Имерети, Зап. Грузия). По мнению акад. А. Шанидзе, наименование столпа происходит от сванского слова «кацхи» (вершина). Местное население называет К. С. Дзели (или Свети) Цховели ( () - Животворящий Столп) - очевидно, по древнему посвящению церкви и мон-ря. Столп возвышается близ отвесных скал вдоль русла р. Кацхура и представляет собой отдельно стоящий скальный массив (высота 39,62 м, верхняя площадка 10×17 м), образовавшийся вслед. тектонических движений; как природное явление внесен в Красную книгу. Скала в верхней части имеет неск. террас небольших размеров и сужается книзу, что обусловлено эрозией скальной породы в результате выветривания. Отрицательный наклон скалы делает столп неприступным. Мон-рь Кацхис Свети. Общий вид Мон-рь Кацхис Свети. Общий вид Очевидно, в дохрист. времена это место почиталось язычниками. В народе К. С. воспринимался как символ искоренения зла: согласно преданию, Господь устроил в этих местах новый рай, ангелы развели сады и поселили животных. Однако под большим камнем поселился змей; Господь разгневался и уничтожил его жилище кипящей лавой, к-рая застыла и превратилась в столп. После объявления христианства гос. религией Грузии и распространения в Грузии монашества в этих местах стали жить отшельники. Не позднее VI в. у подножия столпа был высечен т. н. болнисский крест (вычерченный сегментами окружности равнобедренный крест с расширяющимися рукавами; как правило, включен в круг). Г. Гагошидзе считает его изображением Животворящего Креста и связывает с посвящением монастыря, доказывая существование здесь монашеской жизни в то время. В IX в. у подножия скалы была выстроена церковь: по некоторым сведениям, в древности она была посвящена прп. Симеону Столпнику.

http://pravenc.ru/text/1683963.html

1442), Варфоломей (ок. 1444), Хрисанф (?) (ок. 1445), Николай (?) (ок. 1460), Иоанн (II) (ок. 1462), Иоанн (III) (ок. 1541); Манглисские: Арсений (ок. 1545), Христофор (ок. 1615), Афанасий (Татишвили) (1619 - после 1646), Николай (1652-1653), Арсений (Абашишвили) (1664-1671), Гавриил (Джавахишвили) (1672-1673, 1686-1699), Евдемон (Ратишвили) (1676-1683), Николай (Госташабишвили) (1699-1710, с перерывами), Иосиф (ок. 1702), Арсений (Доленджишвили) (1712-1717/18, 1721-1725), свт. Иоанн (Саакадзе) (1717/18-1721), Иосиф (Абашишвили-Бараташвили) (1725-1735), Христофор (Мухранбатони) (с 1736), Николай (Джавахишвили) (?) (ок. 1764), Николай (Иотамишвили) (нач. 80-х гг. XVIII в.), Амвросий (Микадзе) (1 марта 1792 - 2 дек. 1794 (или окт. 1793)); Арсений (ок. 1794), Даниил (посл. четв. XVIII в.); Тбилисско-Манглисско-Болнисский: митр. Арсений (ок. 1805-1811). Ист.: Иоселиани П. Описание древностей города Тифлиса. Тифлис, 1866; Пурцеладзе Д. Грузинские церк. гуджари (грамоты). Тифлис, 1881; Жордания Ф. Исторические док-ты монастырей и церквей Картли-Кахети. Поти, 1903 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. География Грузии/Введ., пер. и примеч.: М. Джанашвили. Тифлис, 1904. (Зап. Кавк. отдела ИРГО; Т. 24. Вып. 5); он же. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; Т. 4) (на груз. яз.); Такаишвили Е. Археологические экскурсии, разыскания и заметки. Тифлис, 1905. Вып. 2; 1913. Вып. 4; Какабадзе С. Исторические док-ты. Тифлис, 1913. Т. 3 (на груз. яз.); Баладзори. Книга завоевания стран/Текст и пер.: П. Жузе. Баку, 1927; Документы по соц. истории Грузии/Сост.: Н. Бердзенишвили. Тб., 1940. Т. 1 (на груз. яз.); Барнавели Т. Надписи храма в Манглиси. Тб., 1961 (на груз. яз.); Дондуа В. Писанье о вкладе Кахи Торели в Рконский мон-рь//Грузинское источниковедение. Тб., 1968. Вып. 3. С. 50-76; Книга посланий/Сост., пер. на груз., исслед., коммент.: З. Алексидзе. Тб., 1968 (на арм. и груз. яз.); Грузинские док-ты IX-XV вв. в собр. Ленинградского отд-ния Ин-та востоковедения АН СССР/Пер., коммент.: С.

http://pravenc.ru/text/2561816.html

Цари часто жаловали М. е. иммунитетные грамоты, освобождая церковных крестьян от разных гос. повинностей, за исключением лашкар-надироба (охотничьей и военной повинности), сататро (налога в пользу персид. завоевателей) и салеко (сбора для содержания лезгинских наемников). Однако и эти налоги ложились тяжелым бременем на крестьян, что разоряло и опустошало М. е. (АКавАК. 1866. Т. 1. С. 30-31; Пурцеладзе. 1881. С. 7-10; Док-ты по соц. истории. 1940. С. 83, 145, 154, 169). Частая смена Манглисских архиереев в эту эпоху объясняется внутренними раздорами феодальной Грузии ( Джандиери. 1971. С. 340-342). Так, вслед. интриг князей Абашишвили-Бараташвили, посягавших на владения М. е. и Манглиси, епископскую кафедру в 1721 г. был вынужден покинуть крупный церковный деятель свт. Иоанн (Саакадзе) ( Пурцеладзе. 1881. С. 7; Шаоршадзе. 2008. С. 186-187). До и после него кафедру занимал Арсений (Доленджишвили), о котором известно, что в 1724 г. он находился в свите прибывшего в Россию царя Картли Вахтанга VI. В 1723-1747 гг. политика турок и персов, набеги дагестанцев, не прекращавшиеся на протяжении XVIII в., разорили Квемо-Картли: церковные кафедры упразднялись одна за другой. Из манглели этого времени известен Иосиф (Абашишвили-Бараташвили). В документе от 1770 г., составленном для российских властей при дворе царя Картли-Кахети Ираклия II (1762-1798), сказано, что в это время М. е., а также Болнисская, Дманисская и др. кафедры вдовствовали (ПГП. 1970. Т. 3. С. 929). В 1764 г. манглели еп. Николай (Иотамишвили) подписался под постановлением Церковного Собора, проходившего 2-18 окт. в Тбилиси (Там же. 1971. Т. 4. С. 508), после него кафедра пустовала на протяжении более 15 лет. К 1780 г. М. е. вновь стала действующей (Там же. 1981. Т. 7. С. 473). Еп. Николай также упоминается в 1785 г.; в 1790 г. он рукоположил во иерея Рафаила, иеродиакона мон-ря Натлисмцемели (во имя св. Иоанна Крестителя) в пуст. Гареджи . 1 марта 1792 г. царь Ираклий II поставил на Манглисскую кафедру еп. Цилканского Амвросия (Микадзе) , 2 дек.

http://pravenc.ru/text/2561816.html

Бедийский Иоанн, сопровождавший в К-поль дочь Баграта IV (1027-1072) царевну Марту, буд. супругу Михаила VII Дуки (1071-1078) и императрицу Византии; еп. Чкондидский Иоанн, упомянутый в завещании одной рукописи 1085 г. (возможно, Бедийский архиепископ). Во время походов на Грузию персид. хорезмшаха Джелал-ад-Дина (20-е гг. XIII в.) царица Русудан, католикос-патриарх всей Грузии Арсений III и еп. Савва перешли в Зап. Грузию; католикос-патриарх и еп. Савва поселились в мон-ре Гелати . Здесь по просьбе владетеля Хиханской крепости в Аджарии эристава эриставов Вардана Абусерис-дзе, брата гимнографа св. Тбели Абусерисдзе , еп. Савва написал канон «Песнь о провидении и воплощении Христа» ( Тбели Абусерисдзе. 1998. С. 144-152), сохранившийся в литургическом сборнике св. Тбели (НЦРГ. A 85. Л. 293-297, 1233 г.). Произведение посвящено Нерукотворному образу Спасителя, привезенному из Эдессы прп. Антонием Марткопским в VI в. (см. Анчийский Спас ). Икона, весьма почитаемая в нач. XIII в., по представлению гимнографа олицетворяла «мощь и славу» Грузии, подтверждала «богоизбранность» грузинского народа. В документе груз. права XIII в. «Освящение мира» описана иерархия груз. епископата, согласно к-рой в протоколе венчания царя на царство кариели занимал 28-е место среди 36 архиереев Мцхетского Католикосата (Вост. и Юж. Грузия), после болнели (Болнисского архиерея) и перед харчашнели (Харчашнийским) и тбилели (Тбилисским) (ПГП. 1965. Т. 2. С. 49). В источнике нач. XVI в. «Подвластные католикосу первосвященники и паства Самцхе-Саатабаго» указано, что архиерей К. е. занимал 11-е место среди 13 епископов Самцхе-Саатабаго (Юж. Грузия), после анели (Анийского) и перед банели (Банским) (Там же. 1970. Т. 3. С. 245). Кари сильно пострадал от набегов монголов и румских сельджуков. Арм. историк XIII в. Киракос Гандзакеци описывает, как «татары... разорили город, обезобразили прекрасный вид его и угнали в плен жителей... вслед за ними пришли воины ромейского султана, они безжалостно предали мечу и угнали в плен спасшихся от татар» ( Киракос Гандзакеци.

http://pravenc.ru/text/1681043.html

В XI веке на месте поврежденной базилики католикос Грузии Мелкиседек I (1012—1030, 1039—1045) воздвиг храм. Ныне существующая крестовокупольная четырёхстолпная трёхнефная церковь во имя Двенадцати Апостолов строилась с 1010 по 1029 год под наблюдением зодчего Арсакидзе (упомянут в надписи на фасаде). Адрес: Расположен в юго-восточной части Мцхеты, в древнем центре города Подробнее... Успенский храм в Цеси (Баракони) [ править править код ] Баракони (груз. ) — храм Успения Пресвятой Богородицы, памятник старо-грузинской купольной архитектуры, находится в Раче, Амбролаурском муниципалитете, селе Цеси. Был построен мастером Автандилом Шулаврели по приказу рачинского князя Ростома в 1753 году. Постройка в форме креста с прямыми углами, без пристроек. Купол опирается на углы алтарных стен и две колонны. Снаружи стены постройки обильно украшены узорной резьбой по камню, наиболее старые образцы которой находятся в нишах восточного фасада. Церковь построена на крутом утёсе, у основания которого протекает бурный поток реки Риони, с которым в этом месте сливается река Лухуни. Во дворе церкви находится сельское кладбище. Адрес: Грузия, Рача, Амбролаурский муниципалитет, село Цеси. Проезд: Если ехать из Амбролаури в Они, то Баракони находится прямо у автомобильной трассы, в 7 километрах езды, на самой окраине села Цеси. С дороги он виден отлично и не заметить его невозможно. Подробнее... Храм Георгия Победоносца в Болниси (Цугругашени) [ править править код ] Цугругашени - храм XIII века в Болнисском районе Грузии. Храм находится в 11 километрах от города Болниси и в 2-х километрах от села Болниси - на восток за рекой Его хорошо видно из села Болниси и с дороги Болниси-Поладаури. Рядом почти никаких строений, место довольно безлюдное. Сейчас здесь можно видеть храм и храмовую ограду с двумя воротами: основными южными (малоинтересными) и старыми западными. Фактически это монастырь, монастырские постройки находятся с северной стороны, они малозаметны. Известно, что храм построен где-то между 1212 и 1222 годом, в период правления Георгия IV. Храм отличается особенно утонченными пропорциями архитектурных объемов, что позволяет причислить его к финальному аккорду грузинской архитектуры эпохи Золотого века. Есть предположение, что позже он слегка перестраивался, потому что филигранная каменная резьба высокого подкупольного барабана по стилю несколько отличается от декора фасадов.

http://azbyka.ru/palomnik/Грузия_(храмы)

Так, к периоду Патриаршества Антония I число епархий в Вост. Грузии сократилось до 14; в 1765 г. была упразднена Кацаретская епархия в Кахети, территория к-рой вошла в Ниноцминдскую и Руставскую епархии (ПГП. Т. 3. С. 860). Католикосы стремились укрепить пограничные епархии, в Некресской и Гишской епархиях, охватывавших отторгнутые от Грузии провинции Саингило, Чари и Каки, резко повысился процент мусульм. населения. В 1762 г. на Церковном Соборе был поднят вопрос о Некресской епархии, еп. Досифей (Пицхелаури) открыл здесь школу под личным покровительством Ираклия II; в 1765 г. епархия была возведена в ранг митрополии ( Анания (Джапаридзе), митр. Соборы. 2003. Т. 2. С. 201). В 70-х гг. XVIII в. в Кахети действовали Алавердская, Ниноцминдская, Кизикская, Руставская, Некресская епархии, в Картли - Мцхетская, Тбилисская, Самтавро-Горийская, Руисская, Урбнисская, Никозская, Самтависская епархии. Опустошенными и фактически упраздненными числились Самебская, Гишская, Черемская, Харчашнийская (Кахети), а также Цинцкаройская, Цалкская, Болнисская, Дманисская, Ахтальская, Манглисская, Цилканская (Картли); последние 3 позже были восстановлены (ПГП. Т. 3. С. 929). В марте 1788 г. Антоний I скончался и на Патриарший престол был избран сын Ираклия II 26-летний митр. Алавердский Антоний II (Багратиони) . До взятия Тбилиси Агой Мухаммад-ханом в 1795 г. положение Вост. Грузии было стабильным: в перерывах между набегами лезгинских племен и нашествиями иран. войск пустующие земли заселялись крестьянами, возрождались села и города, налаживалось хозяйство и церковноприходская жизнь. Однако в приграничных приходах проведение богослужений было затруднено. Так, митр. Некресский Амвросий (Микадзе) писал, что во время своего настоятельства в мон-ре Икорта он постоянно подвергался нападениям леков, а после перевода в Цилкани (1777) по этой же причине месяцами не мог проводить службу, церковь оставалась без прихожан даже в великие праздники ( Амвросий [Микадзе], митр. Некресский. Проповеди. 2003.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Трапезная мон-ря Удабно в Гареджи Трапезная мон-ря Удабно в Гареджи Настоятели груз. мон-рей не перенимали полностью уставы др. мон-рей. Устав кларджетских мон-рей (кон. VIII в.), созданный прп. Григорием Хандзтийским, в полном виде не сохранился: Георгий Мерчуле в Житии Григория Ханцтели приводит его краткое содержание (ПДГАЛ. Т. 1 (на груз. яз.)). Типикон Иверского мон-ря, «Порядок и уложения», вероятно, был переведен прп. Евфимием Святогорцем в нач. XI в. (1005-1019) ( Георгий Святогорец . Житие Иоанна и Евфимия// Кубанешвили. Хрестоматия. Т. 1. С. 235-240). Приблизительно в 1123 г. прп. Симеон составил Уложение для Шиомгвимского мон-ря, известное под названием «Порядок настоятеля пустыни», также являющееся образцом груз. типикона (ПГП. Т. 3. С. 128). Сохранился отрывок Типикона (ок. 1191-1212) одного из мон-рей Квемо-Картли, принадлежавшего Болнисскому мон-рю или находившемуся напротив него мон-рю Цугругашени (Отрывок из типикона одного из монастырей Квемо-Картли//ПГП. Т. 3. С. 135-153). Единственным, сохранившимся в более или менее полном виде Типиконом древнегруз. мон-ря на территории Грузии является Устав пещерного мон-ря Вахани (между 1204-1234). Сохранился полностью до наст. времени составленный за пределами Грузии Григорием Пакурианом на груз. и греч. языках Типикон Петрицонского мон-ря (1083) (груз. текст см.: Шанидзе А. 1963). Наряду с небольшими груз. мон-рями, где подвизалось неск. десятков насельников, существовали и крупные - лавры. Так, прп. Георгий Святогорец в Житии Иоанна и Евфимия указывает, что в Иверском мон-ре во время настоятельства прп. Евфимия было 300 чел. братии; в Шиомгвимской лавре подвизалось приблизительно столько же человек (Порядок и уложения), в Петрицонском мон-ре, согласно уставу,- 50 монахов, в Ваханском пещерном мон-ре, согласно Типику,- 61 (24 иеромонаха, 20 монахов, 7 иеродиаконов и 10 алтарников). Существовали различия между груз. и визант. мон-рями. Так, в груз. мон-рях за пьянство, растрату церковного имущества, нерадивость в служении и т. д. настоятель карался кребули (духовным собором) более строго, чем монахи. Его могли лишить сана и приравнять к послушнику; при многократных нарушениях настоятелей изгоняли из мон-рей. В Иверском и Петрицонском мон-рях настоятели назначали себе преемников; в Шиомгвимском и Ваханском его выбирала братия путем голосования. Братия делилась на 3 группы. 1-ю составляли эконом (иногда их было двое - большой и малый), надзиратель, привратник, казначей, стольник и ключарь. Во 2-й группе были монахи, в 3-й - послушники и служки (псаломщики, кладовщик, лекарь, пекарь и повар).

http://pravenc.ru/text/638558.html

21 мая. Кумурдо. Вардзиа. Тимотесубани. Христианский Восток – это особая тема в истории византийского искусства. На первых порах формирования художественного образа христианского искусства можно говорить о едином стиле для всего христианского мира. Позднее архитектура Грузии и Армении начинает развиваться в своем русле, вырабатывается собственный стиль при сохранении общих для ареала черт - постройки из квадратного камня, конический купол, план с вписанным крестом. Первые церкви – базилики, купольные церкви и четырехконхи, далее формируется крестовокупольные композиции, которые с XI в. становятся преобладающими. Древнейшие сохранившиеся памятники относятся к концу IV в. - например, небольшие по размеру храмы в Некресси и Бодбе. В конце V в. получают развитие трехнефные базилики - Болнисский Сион (478-493), Урбниси, Анчисхати. К VI в. для подобных базилик в Грузии выработан особый термин - " трехцерковные " из-за того, что нефы отделены друг от друга глухими стенами (Зегани, Квемо-Болниси, Дманиси, Некреси), таким образом формируя три отдельных церкви с престолами. С середины VI в. ведущее значение приобретает центральнокупольный храм, где центральный квадрат перекрывается сводом или куполом, опирающимся на стены. Ветви креста прямоугольные с одной (Зегани, Шиомгвиме) или тремя (Ниноцминда) апсидами. Монастырь Святого Креста. Мцхета Расцвет грузинского зодчества ознаменован постройкой храма Креста - Джвари, стоящего на горе напротив древней столицы Мцхеты. Храм построен над реликвией - крестом, поставленным здесь св. Ниной; рукава тетраконха завершаются апсидами; между апсидами размещены ниши, соединяющие подкупольное пространство главного зала и угловые помещения - жертвенник, диаконник, комнаты для женщин. Джвари стал архитектурным образцом для многих других храмы — Шуамта (Кахетия), Атенский Сион (Картли), Мартвили (Западная Грузия). Следующим этапом развития купольных храмов, представленный в селении Цроми (626-634) является постройка типа вписанного креста, купол которой опирается не на стены, а на четыре свободно стоящих столба. На переломе VI-VII вв. архитектура Грузии достигает художественной зрелости, однако во второй половине VII в. развитие прервано нашествием арабов. В борьбе с иноземными завоевателями к IX-X вв. формируются три независимых княжества – Абхазское, Тао-Кларджетскоре, Кахетинское, архитектурное строительство которых характеризуется скупостью орнамента, схематичностью. В течение IX в. обособившиеся на территории Грузии феодальные княжества крепнут, что приводит к экономическому усилению страны в X в. и развитию грузинской архитектуры. На рубеже X-XI вв. в трех коренных провинциях Грузии возводятся грандиозные кафедралы – Кутаисский (1003), Алавердский (нач. XI в.), Мцхетский (1010-1029).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

161 . Tarchnisvili М. Il monachesimo georgiano nelle sue origini e nei suoi primi sviluppi//Il monachesimo Orientale. Atti del Convegno di studi orientali che sul predetto tema si tenne a Roma, sotto la direzione del Pontifico Istituto Orientale, nei giorni 9, 10, 11 e 12 aprile 1958. Roma 1958. 307–320. Грузия и Афон. Монастырь Ивирон 162 . Джапаридзе Г. И. О термине «иперпир» в синодике Иверского монастыря на Афоне//ВВ 1978. 39. 180–181. 163 . Илия (Шиалашвили), иером. История Иверского монастыря на Афоне. Рукопись. Диссертация, Московская Духовная Академия. СТСЛ 1960. 164 . Марр Н. Я. Из поездки на Афон//ЖМНП 1899. 2. 332. 165 . Натроев А. Иверский монастырь на Афоне. Тифлис 1909. 290. 166 . Никитин В. А. Иверский монастырь и грузинская письменность//БТ 1982. 23. 94–118. 167 . Хинтибидзе Э. Афонская грузинская литературная школа. Тбилиси 1982. 168 . 1901 . [Из рукописных агап Афонского Иверского монастыря 1074 года/Изд. Джанашвили М. Тбилиси 1901]. 169 . 1999 . 287. [Афонский мравалтави. Проповеди Иованэ Болнели (Болнисского)/Подг. Майсурадзе М., Мамулашвили М., Гамбашидзе А., Чхенкели М. Тбилиси 1999. 287]. 170 . (1905).// . 1988. 3. 50–54. [Алекси, монах (старец). Единение и Церковь (1905). Предисл. Ториа З.//Джвари вазиса. 1988. 3. 50–54]. 171 . 1982 . 67, 16 [Алексидзе А. Д. Афон тысячелсгний. Тбилиси 1982. 67, 16 илл. Ср. 8 .173]. 172 . 1962 . [Барамидзе Р. Иоанэ Болнели (Болнисский). Тбилиси 1962]. 173 . 1990 . 1. 99–110; 2. 65–72. [Зетеишвили И. Афонцы//Сабчота хеловнеба (Советское искусство). Тбилиси 1990. 1. 99–110; 2. 65–72]. расшир. и доп. вариант: Зетеишвили Иосиф, прот. Афонцы//Символ. Париж 2000. 43. 261–318. 174 . 1945 . [Кекелидзе К. Из истории Афонской литературной школы//Этюды из истории древнегрузинской литературы. II. Тбилиси 1945 14 .74)]. 175 . 1982 . [Менабде Л. Очаг грузинской культуры на Афоне. Тбилиси 1982]. 176 . 1996 . [Метревели Е. Очерки из истории Афонского культурно-просветительского центра. Тбилиси 1996]. 177 . 1886 . 257–258. [Чавчавадзе И. Об Афонской грузинской обители//Иверия. (Газ.). Тифлис 1886. 257–258].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

В Грузии строительство храмов началось сразу же после ее крещения в 326 году. Первые грузинские храмы строились мастерами, приглашенными из Греции. Наиболее ранние из сохранившихся грузинских храмов – часовня монастыря Некреси (последняя четверть IV в.), Болнисский Сион (478–493), Анчисхати в Тбилиси (VI в.) и др. – имели форму базилики. Со второй половины VI века основным типом становится центральнокупольный храм: примером такого храма является мцхетская церковь Джвари (586/7–604). Храмоздательство не прекращалось в период раздробленности, междоусобиц и арабских нашествий (со 2-й пол. VII по X вв.). Однако наивысшего расцвета грузинское церковное зодчество достигло после политического объединения Грузии на рубеже X и XI веков. В 1010–1029 годах во Мцхете был построен грандиозный собор Светицховели, где с XII века грузинские цари венчались на царство. Кафедральные соборы возникают и в других городах Грузии (Ошки, Кутаиси, Картли, Кахети). Величественные соборы и небольшие сельские и монастырские храмы продолжали строиться в Грузии в XII-XIV веках. Выдающимися памятниками грузинского зодчества являются храм монастыря Гелати (XII в.), храмы в Бетаниа, Кинцвиси и Тимотесубани (рубеж XII и XIII вв.), монастырь Зарзма (нач. XIV в.). Вторая половина XIV и весь XV век стали временем упадка в церковной архитектуре. Строительство храмов возобновилось лишь в XVI веке. В архитектуре XVI-XVIII веков преобладали традиционные для грузинского зодчества стандарты; иноземные влияния (в частности, иранское) были незначительными и касались лишь отдельных элементов архитектуры и декора. Характерной и наиболее бросающейся в глаза особенностью грузинских храмов является конусообразный купол (подобные купола встречаются только в армянской архитектуре). Развитие этой формы купола происходило постепенно: как и в Византии, купол вместе с барабаном постепенно увеличивался в высоту. В храмах VI-VII веков, таких как Джвари, невысокие, как бы приплюснутые купола, стоят на низких барабанах. К XII веку высота барабана и купола увеличивается в несколько раз. В строениях же XVI века, таких как Ахали-Шуамта, барабан становится непропорционально высоким; храм приобретает вертикальные, подчеркнуто вытянутые в высоту очертания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010