Дманисский архиерей в груз. эпиграфических и документальных источниках назван мамамтавар ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. C. 424) и архиепископ (Дарственная грамота Дманисскому Сиони. 1586 г.- ПГП. 1965. Т. 2. С. 49). Первое упоминание о нем, возможно, относится к VIII-IX вв.: на стеле, встроенной в церковь в с. Кианети, расположенной в ущелье р. Машавера на территории Д. е., сохранилось имя еп. Стефана, но, напр., Н. Шошиашвили отождествляет его с Болнисским епископом. В строительной надписи в ц. во имя вмч. Георгия в с. Кианети читается имя еп. Михаила. Еп. Тевдоси (Феодосий) упомянут в строительной надписи 1-й пол. XIII в. на зап. фасаде портика Дманисского Сиони ( Мусхелишвили. 1938. С. 386), в надписях кафедрала портика - неизвестный епископ (возможно, 2-я пол. XIII в.), отменивший выплаты золота за венчание ( Силогава. 2000. С. 246). Известен Дманисский епископ рубежа XIII и XIV вв. Елисей I, посетивший Св. землю и заказавший в груз. Крестовом мон-ре в Иерусалиме переплет Псалтири ( Цагарели. 1889. Т. 1. Вып. 2. С. 11). В груз. источнике XIII в. «Распорядок царского двора» дманели упомянут 34-м, между епископами Черемским и Дадашенским (ПГП. 1965. Т. 2. С. 49). В 1595 г. еп. Дманисским Иосифом (Саакадзе) была составлена грамота, по которой с. Курисубани пожертвовали мцхетскому кафедральному собору Светицховели ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 428). По сведениям Л. Мусхелишвили, в портике Дманисского Сиони погребен еп. Павел (XVII в.) (надгробие утеряно). Мусхелишвили также приводит данные об Иосифе (Тархнишвили), к-рый в 1662 г. перешел на Тбилисскую кафедру ( Мусхелишвили. 1938. С. 333). В одной из грамот 1665 г. упоминается еп. Дманисский Христофор (Бараташвили), совместно с братом и сыновьями купивший виноградники в Болниси ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 508; Мусхелишвили. 1938. С. 338). Одним из епископов, подписавших в 1673 г. клятвенную грамоту католикосу-патриарху Вост. Грузии Доментию III (Мухранбатони; 1660-1676), был еп. Дманисский Филипп (Марташвили) (Док-ты по соц.

http://pravenc.ru/text/178576.html

Первые сведения о епархиальном делении К. появляются в 1-й пол. V в.: в лапидарной надписи храма Урбниси упоминяется еп. Урбнисский «отец Микаел». В Житии Месропа Маштоца, созданном его учеником Корюном в сер. V в., сообщается, что еп. Самуилу (возможно, имеется в виду епископ Дманисский) была вручена Таширская паства ( Koriwn. 2005/2007. P. 83-84). Корюн был выходцем из К. и носил сан епископа, но неизвестно, какой епархии. Во владении Картлийских питиахшей, согласно Мученичеству вмц. Шушаник Якова Цуртавели (между 476 и 483), было неск. епархий; среди них - Цуртавская, архипастырь которой назывался также «епископом дома питиахша». В эпиграфических памятниках 2-й пол. V в. упоминаются «первоепископ» Никозский Захария (надпись на церкви Гвтаеба, Земо-Никози) и еп. Болнисский Давид (надписи Болнисского Сиони). При царе св. Вахтанге Горгасали Грузинская Православная Церковь (ГПЦ) стала автокефальной. Глава Картлийской Церкви, носивший до этого титул архиепископа Картлийского, получил титул католикоса. Архиепископом Картлийским стал именоваться епископ Самтаврский. В источниках этого времени также упоминается «епископ царского дома» ( Koriwn. 2005/2007. P. 78; Книга посланий. 1968. С. 97), однако не совсем ясно, был ли он епископом царского домена (И. Джавахишвили , С. Какабадзе) или придворным епископом, к-рый благословлял царскую трапезу (акад. прот. К. Кекелидзе ). В 70-х гг. V в. царь св. Вахтанг провел реформу ГПЦ и учредил новые епархии, среди них в К.- Мцхетскую (Самтаврская), Никозскую (Шида-Картли); Манглисскую, Болнисскую, Агаракскую (Хунанская) (Квемо-Картли). Церковная организация быстро развивалась, и уже в нач. VI в., по сведениям епископа Сирийской монофизитской церкви Симеона Бет-Аршамского (510-525), в ГПЦ насчитывалось 33 епископа ( Simeon. 1719. P. 355). 22 епископа, епископ царского дома и католикос, присутствовавшие на I Двинском Соборе (505-506) и подписавшиеся под постановлениями Собора, упоминаются в «Книге посланий», в частности епископы К.- Самтаврский, Дманисский, Болнисский, Цуртавский, Тбилисский, Манглисский, Руисский, Самтависский, Цилканский и Хунанский (Книга посланий. 1968. С. 97-98).

http://pravenc.ru/text/1681187.html

С. 34; Такаишвили. 1951. С. 165). С именем прп. Давида связана и пещерная церковь на горе Кечути ( Вахушти Багратиони. 1973. Т. 4. С. 314). Наиболее почитаемой святыней Д. е. считалась чудотворная Дманисская икона Божией Матери, находившаяся в Дманисском Сиони (утеряна). По преданию, молитва перед ней спасла от смерти тяжелобольного царевича Георгия, сына груз. царя Давида VII Улу (1247-1270), после чего последний перевез икону в Тбилиси (Там же. С. 224). В грамоте 1586 г. царя Симеона I сохранилось изображение иконы, с которого в 2005 г. был сделан живописный список. Почитался чудотворный крест вмч. Георгия из с. Коранти с частицей мощей (лопатка) святого. В средневековье крест с торжественными крестными ходами носили в разные части Грузии (Садгери, Атоци, Чхари) (Там же. С. 756). Во 2-й пол. XVIII в. была учреждена Ахтальская епархия, куда наряду с территориями Агаракской, Цалкской и Болнисской епархий вошли и территории Д. е. После упразднения в 1811 г. автокефалии Церкви Вост. Грузии (Мцхетского Католикосата) территории Д. е. находились в составе Мцхетско-Карталинской (с 1818 Карталинско-Кахетинская (Грузинская)) епархии Грузинского Экзархата РПЦ . В 1917 г., после восстановления автокефалии ГПЦ, территории Агаракской, Цалкской, Болнисской епархий и Д. е. вошли в состав Тифлисской (1917-1920), затем Тифлисско-Мцхетской (1920-1927) епархии. В июне 1927 г. на IV Поместном Соборе ГПЦ эти территории вместе с Лоре-Ташири были включены в состав восстановленной древней Ахтальско-Пентелитарской (Бешташенской) епархии, с 50-х гг. XX в.- Агарак-Цалкской епархии. В сент. 1995 г. на XIII Поместном Соборе ГПЦ на основе Манглисской и Агарак-Цалкской епархий были созданы Манглисско-Цалкская и Болнисско-Дманисская епархии. В авг. 2003 г. на заседании Синода ГПЦ было решено разделить Болнисско-Дманисскую епархию на Болнисскую и Д. е., правящим архиереем последней стал еп. Зенон (Иараджули). 6 февр. 2006 г. Д. е. была переименована в Дманисско-Агарак-Таширскую епархию. К 2003 г. на территории Д.

http://pravenc.ru/text/178576.html

41 Высокочтимые благоверные святые мученики, принявшие смерть ради хри­стианской веры и спасения Грузии от разорения. О царях Арчиле и Луарсабе см. примеч. 18 в материале С. Вардосанизе. Димитрий II Самопожертвователь (1259–1289), искусный дипломат, пытаясь сдержать нашествие врага, также сам отправился в ставку персидского шаха, чье войско подошло к границам Кахетии. Ему предложили выбор: или он перейдет в ислам, и тогда персы не тронут Грузию, или смерть. Царь выбрал смерть. Он был казнен. По сведениям средневековых историков, после его кончины случилось солнечное затмение, персы истолковали его как знамение и отошли от границ Грузии. О князьях Аргветских и царице Кетеван см. примеч. 12 в материале С. Вардосанидзе. 42 Антоний I (Багратиони, 1720–1788) – вступил на патриарший престол вскоре после более чем двадцатилетней оккупации Грузии турками и персами. Активно занялся восстановлением страны. За тесные контакты с католиками, чья система образования его привлекала, был осужден церковным судом как еретик, лишен сана и заключен в крепость, где провел более полутора лет. Уехал в Россию, предстал перед судом РПЦ и был оправдан. Некоторое время служил в России, затем возвратился в Грузию, где ему вернули сан и патриаршее достоинство. Сделал очень много для развития духовного образования в Грузии. Был одним из инициаторов Георгиевского трактата – договора с Россией. Ефрем Философ, или Ефрем Мцире (ок. 1025–1101) – церковный писатель, историк, философ. Получил образование в Константинополе. Перевел и прокомментировал сочинения Иоанна Дамаскина , Ефрема Сирина , Василия Великого . Написал комментарии к Псалтири и Посланиям апостолов. Иоаннэ Петрици (XI–XII вв.), также учился в Константинополе, был близок кругу Иоанна Итала и Михаила Пселла . После их осуждения скрылся в грузинском Петрицонском монастыре в Болгарии. Поэт и гимнограф, философ-неоплатоник, перевел на грузинский язык сочинения Аристотеля, Прокла, Немесия Эмесского и сопроводил их обширными комментариями. Эти комментарии дали толчок общекультурной эволюции и развитию философской мысли в Грузии и повлияли, в частности, на Шота Руставели. Бека и Бешкен Опизари – знаменитые мастера грузинской чеканки по металлу XII– XIII вв. Выполненные ими иконы и оклады икон считаются вершиной грузинского чеканного искусства. Болнисский Сиони – трехнефная базилика конца V в. недалеко от г. Болниси, самый древний из сохранившихся грузинских храмов. Восьмистрочная надпись на восточном фасаде не только указывает точную дату сооружения храма, но и является старейшим, хорошо сохранившимся образцом древнегрузинского письма. Храм известен также особым типом креста, высеченного на фасаде и получившего название «болнисский».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Жизнь Вахтанга Горгасали//КЦ. 1955. Т. 1. С. 142; Он же. То же. 2008. С. 76). От персов в К. пострадали первые мученики ГПЦ: мч. Ражден († 457), царица вмц. Шушаник († 475), царь Вахтанг Горгасали († 502), сщмч. Авив , еп. Некресский (60-е гг. VI в.), мч. Евстафий Мцхетский († 589). Центрами паломничества в К. в раннее средневековье являлись мцхетский Джвари , Манглиси, где хранились подножные доски Креста Христова, и Цуртави, в к-ром были упокоены мощи царицы вмц. Шушаник; в XII в., после перенесения мощей вмц. Шушаник в Тбилиси, Цуртави утратил значение церковно-политического центра Квемо-Картли. Джвари считался символом государственности Грузии, здесь располагалась усыпальница Картлийских эрисмтаваров и находившихся с ними в родстве Багратиони, выдвинувшихся на политическое поприще Грузии уже в VI в. (З. Алексидзе). Также в этот период в К. были сооружены такие памятники грузинской церковной архитектуры, как Цроми (626-634/5), Самцевриси (30-е гг. VII в.), Атени Сиони (1-я пол. VII в.) и др. На стенах соборов Болнисский Сион, Джвари и Цроми эпиграфически зафиксированы древнейшие образцы груз. письменности, выполненные асомтаврули . В период владычества арабов в Грузии (в 30-х гг. VIII в. был образован Тбилисский эмират Арабского халифата) мученическую смерть в К. приняли св. царь Арчил I († ок. 744), мч. Або Тбилисский († 757/8), вмч. Константи-Каха († 853). В К. сохранились исторические свидетельства того, что провизантийски настроенные представители груз. аристократии К. открыто демонстрировали свою независимость от центральной араб. власти, приверженность христианству и провизант. настрой. Так, о феодале, изображенном на стеле VIII в. из с. Кавтисхеви (муниципалитет Каспи), известно, что он носил визант. титул ипатия; коленопреклонному вельможе, представленному на стеле из с. Усанети (близ Хашури, VIII в.), ангел протягивает корону визант. образца (КГН. 1980. Т. 1. С. 118-130). В 759-777 гг. в Квемо-Картли представители дома питиахшей Вараз-Бакур и Иоанн возвели Самшвилдский Сиони , один из самих больших храмов т.

http://pravenc.ru/text/1681187.html

В 1980 г. он направил в Совет по делам религий ходатайство об открытии наиболее значительных для ГПЦ духовных центров: тбилисских церквей свт. Николая, вмч. Георгия, Джварисмама, Болниси, Метехи , Анчисхати , монастыря Лурджи и др., кафоликонов мон-рей Кватахеви , Шемокмеди , Шиомгвиме , Зарзма , Сапара , Гелати, Икалто , Мартвили , Давидгареджийского, храмов Ананури , Цаиши , Греми , Эртацминда, Самтависи , Кинцвиси , Цроми , Баракони, Болнисского Сиона , Атени Сиони, в Зугдиди и др. В Грузии действовали 5 монастырей (не все были зарегистрированы Отделом по делам религий): Бетаниа (мужской), Самтавро, Ольгинский , Джикети, Теклати (женские). И. писал Председателю Правительства Грузинской ССР: «Непонятно, почему не было принято во внимание то, что монастырь Шиомгвиме является действующим, у которого есть настоятель, и там не прекращалось богослужение? Ставится вопрос, причем в грузинском монастыре орган? Рассмотрим положение и других церквей: в Метехском храме, где погребена св. вмц. Шушаник (V в.),- молодежный театр, проводятся спектакли с танцами; в великолепном Пицундском храме, где была кафедра Католикоса-Патриарха в Западной Грузии, находится орган и проводятся концерты, церковь свт. Николая в Тбилиси превращена также в концертный зал, в Анчисхатской Патриаршей церкви - мастерская, в церкви Богородицы в Надзаладеви - баня, в Цхнетской церкви - пекарня. В городах и районах Грузии множество церквей и монастырей превращены в склады, в места общественных развлечений и отдыха». Уполномоченный Совета по делам религий Г. Майсурадзе в отчете от 9 нояб. 1987 г. вновь указывал, что ГПЦ особое влияние оказывает на молодежь, чему причиной «приход молодого, энергичного, более образованного, умного и гибкого Ильи II». Майсурадзе также отмечал, что, несмотря на ограниченные возможности ГПЦ издавать церковную лит-ру, «эта ситуация используется рационально... основным ориентирующим средством для верующих является настольный календарь в объеме 25-27 печатных листов». Вскоре стал выходить «Богословский сборник».

http://pravenc.ru/text/389389.html

Территории М. е. находились в исторической груз. провинции Картли (Вост. Грузия). Наиболее ранние сведения о границах епархии относятся к XVIII в. По описанию царевича Вахушти Багратиони (1696-1757), «ниже сего (Клдекари.- Авт.) есть Манглиси, церковь с куполом... Сидит там... епископ, пастырь Алгетского ущелья и (земель.- Авт.) выше Кции до Триалети» ( Вахушти Багратиони. 1904. С. 39-40; Он же. 1973. С. 325). До образования Цалкской епархии (XII в.) Манглисский архиерей (манглели) окормлял также провинцию Триалети, т. о., зап. граница М. е. проходила по Джавахетскому хребту и соприкасалась с Кумурдойской епархией . После образования Цалкской епархии граница между нею и М. е. пролегла по левому берегу р. Храми и горным вершинам, разделяющим ущелья рек Алгети и Кциа. Отдельными селениями в Триалети манглели владели до кон. XVIII в. (ПГП. 1970. Т. 3. С. 584; Док-ты по соц. истории. 1940. С. 83). На севере Триалетский хребет отделял территории М. е. от земель «мцхетского Светицховели», т. е. владений католикосов (позже католикосов-патриархов) Грузии. Согласно документам XV-XVIII вв., М. е. и манглели принадлежали земли и крепостные к северу от Триалетского хребта, в ущелье р. Тедзами, в селах Ркони, Закви, Пице, Зеси, Ховле, Квена-Дриси (Дарственная грамота царя Картли Симона I Манглисской Богородице от 1595 г.// Какабадзе. 1913. С. 85-86; Иммунитетные грамоты царей и правителей Картли Ираклия I от 1689, Вахтанга (впосл. царь Картли Вахтанг VI) от 1711 г., Иесе от 1715 г.//Док-ты по соц. истории. 1940. С. 83, 145, 169; Дарственная грамота манглели Арсения Георгию Гегуташвили от 1721 г.//ПГП. 1970. Т. 3. С. 701). На востоке по линии мон-ря Бетаниа (в юрисдикции Тбилисской епархии), церквей Парцхиси и Самшвилдский Сиони (входили в М. е.) М. е. граничила с Тбилисской и Цинцкаройской епархиями (после XIII в. вошла в состав Тбилисской епархии). На юге ущелье р. Храми отделяло М. е. от Болнисской и Дманисской епархий. В 1584 г. католикос-патриарх всей Грузии Николай VIII (1584-1589) закрепил за манглели паству по южной стороне р. Кциа (имения князей Абашишвили) ( Бердзенишвили. 1979. С. 117). Между архиереями М. е., Дманисской и Тбилисской епархий неоднократно возникали споры из-за границ (ПГП. 1970. Т. 3. С. 620, 644).

http://pravenc.ru/text/2561816.html

Сень над местом сруба Животворящего Столпа в ц. Светицховели во Мцхете. XVII в. Сень над местом сруба Животворящего Столпа в ц. Светицховели во Мцхете. XVII в. С просьбой о помощи в церковном строительстве в К-поль отправилось посольство, возглавляемое еп. Иоанном. Имп. Константин вручил ему святыни (подножие св. Креста, гвозди Распятия), церковную утварь, иконы и деньги, направил в Картли строителей, к-рые заложили церкви в Цунде, Эрушети (где еп. Иоанн оставил гвоздь Господень), Манглиси (куда передал подножие св. Креста), каменный храм в Мцхете (Самтавро), а также крестили др. народы Картлийского царства. Сведения источников о церковном строительстве времени св. царя Мириана подтверждаются и археологическими исследованиями. Так, следы алтарей IV в. были обнаружены в Манглиси, в нижних слоях пола мцхетских храмов Самтавро и Светицховели, близ Самтавро найден надгробный камень главного зодчего и живописца (греч. αρχιτκτον, αρχιζϒραθος) Аврелия Аколлы с греч. надписью ( Каухчишвили. 2004. Надпись 236. С. 256). Житие св. Нины повествует, что св. Нина, свящ. Иаков и «некий эристав» (наместник царя) проповедовали в горных районах Вост. Грузии. Но часть населения ущелий Арагви и Иори, к сев. от Мцхеты, отказалась принимать новую веру. Источники (Мокцеваи Картлисай) упоминают, что тех, кто отказывались принимать христ. веру, заставляли платить больше дани. Части евр. диаспоры, к-рая приняла христианство, св. царь Мириан пожаловал статус граждан Мцхеты, что давало право землевладения и др. привилегии ( Патаридзе. 2004. С. 62-68). Остальные евреи после крещения Авиафара и освящения мцхетской синагоги как христ. храма переселились в др. регионы страны. Археологические исследования подтверждают сведения «Мокцеваи Картлисай» об активном церковном строительстве в IV в. В этот период были построены Ниноцминда, Болнисский Сиони, храмы в Цилкани и Некреси; в Вардисубани при раскопках обнаружены датируемые эпохой Мириана развалины круглой церкви ( Кипиани. 2003. С. 34-39; Болквадзе. 1998. С. 72-79).

http://pravenc.ru/text/638558.html

XIX в.) епархии. В 1739 г. ущелье Садгери, долгое время считавшееся «ничьим», на которое претендовала Руисская епархия, а также принадлежавший Мцхетскому католикосу Гуджарети отошли Урбнисской епархии. После упразднения кафедр в Тбетской и Ишханской епархиях в Ахалцихском пашалыке паству на этих территориях стали номинально окормлять картлийские архиереи - Дманисский и Урбнисский, с временным изменением титулатуры - Тбетско-Дманисский и Урбнисско-Ишханский. В XVIII в. были упразднены епархиальные центры в Ахтале (возможно, в 10-20-х гг. XVIII в.; существовал проект перенесения кафедры из Ахталы в Атени, однако он не был приведен в исполнение), Цалке (30-40-е гг. XVIII в.), Болнисском и Дманисском Сиони (50-60-е гг. XVIII в.), Манглиси (кон. 60-х гг. XVIII в.). К 1780 г. была восстановлена Манглисская кафедра, позже - Ахтальская. Сохранились сведения об Ахтальских архиереях: Софроме, который был пленен во время нашествия Омар-хана Аварского (1785) и выкуплен из плена жителями Ахалцихе; Гедеоне († 1792); Игнатии, оставившем кафедру в 1796 г.; Иоанне († 1798). В 1802 г. по просьбе мастеров-греков во епископа Ахталы был рукоположен грек протосинкелл Иоаким († 1827), настоятель мон-ря Вардзиа в Имерети. К 1770 г. в неск. раз сократилась православная паства в Шида-Картли: в Руисской епархии - с 84 селений (по неполным данным за 1715) до 46; в Цилканской - с 55 (1669) до 46; в Урбнисской - с 30 (1712) до 20; в Самтависской - с 70 (XV в.) до 17. В кон. XVIII в. в Тбилисской епархии насчитывалось 18 селений, в Никозской - 8. Лучше обстояли дела в Самтаврской епархии, где было 60 селений. В XVII-XVIII вв. паства Санаинской и Ахпатской арм. епархий пополнялась за счет грузин-монофизитов, перекрещенных крестьян, пожертвованных царями арм. мон-рям, или крепостных груз. тавадов-григориан. В «армянскую веру» переходили и те грузины, которые присоединялись к купеческим и ремесленным гильдиям, где господствующее положение занимали армяне-монофизиты. Этот процесс охватывал Тбилиси и Квемо-Картли, где, по сведению царевича Вахушти, «население придерживается веры армянской, и лишь малая часть - грузинской; а нравами и обычаями все они грузины» (КЦ.

http://pravenc.ru/text/1681187.html

Храм в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря Манглиси Храм в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря Манглиси На рубеже V и VI вв. в составе Квемо-Картли были Тбилисская, Манглисская, Дманисская, Болнисская, Цуртавская и Агаракская (Хунанская) епархии. Местоположение Цуртавского и Агаракского кафедральних соборов точно неизвестно. Предположительно Цуртави находился на правом берегу р. Дебеда, в районе крепости Агджакала-Гаги, а Хунани - близ слияния рек Таузчай и Мтквари. Границы епархий того времени определяются лишь приблизительно: паства Тбилисского епископа находилась в Тбилиси, в ущелье р. Вере и южнее Тбилиси, до р. Кциа; Манглисскому епископу подчинялись проживавшие в селениях ущелий Алгети, Кциа и Триалети; Дманисский епископ окормлял верующих, проживавших в ущельях Машавера, Кциа и Ташири; Болнисский - тех, кто жили в ущельях Поладаури и Шулавери; Агаракский - жителей провинций Гардабани (Хунанское эриставство или гавары Колбопор и Дзорапор в арм. источниках); паства Цуртавского епископа должна была находиться в ущелье р. Дебеда. Цуртавская и Агаракская епархии включали не только грузинскую, но и арм. паству, часть которой придерживалась монофизитства. В отличие от Шида-Картли церковная география Квемо-Картли вслед. политических и этнокультурных преобразований претерпела существенные изменения. Храм Самцевриси Храм Самцевриси На рубеже V и VI вв. св. Вахтанг Горгасали перенес столицу К. в Тбилиси, ставший крупным христианским центром. Здесь при св. Вахтанге и его преемниках были построены храмы Метехи (сохранилась более поздняя постройка), Бетлеми (Вифлеем), Мариамцминда (ныне Анчисхати ), а позднее - ц. Квашвети (Кашвети, сохранилась более поздняя постройка) и Тбилисский Сиони (рубеж VI и VII вв.). В кон. 70-х гг. IV в. персид. Сасаниды подчинили себе всю Вост. Грузию, посадив в Тбилиси своего военачальника, а в Мцхете - «епископа огнепоклонников». Жрецы служили огню в Мцхете и Тбилиси. Последователями маздеизма стали как представители знати, так и «мелкого люда», среди священнослужителей тоже оказывались «жрецы безверные и возмутители нравов» ( Джуаншер Джуаншериани.

http://pravenc.ru/text/1681187.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010