1901. С. 40). Возможно, под «гробом» имелась в виду внутренняя часть могильной плиты с изображением Давида, вырезанным по дереву. В 1917-1918 гг. святыни Гареджи пострадали, были разорены раки Давида и св. Додо (Сакартвело: Газ. Тифлис, 1918. 18(31) янв. 14. С. 2). В 1926 г. Г. Бочоридзе обнаружил во дворе лавры разломанный надвое камень (225×98 см) с гробницы Давида, который перевезли в Тифлис (хранится в лапидарии Армазисхеви: ГМИГ. 220) (ЦГИАГ. Ф. 1753. Ед. хр. 105). По периметру плиты следует надпись на асомтаврули : «Величаем тя, преподобный отче Давиде, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов. Помилуй Сабинина, жившего в изгнании. 1892 г.». В 60-х гг. ХХ в. была осуществлена реставрация усыпальницы Давида: планировка раки времен позднего средневековья была сохранена, внутреннее пространство заполнено на 40 см слоем каменистого щебня и строительного мусора. Прямоугольное перекрытие раки оштукатурили цементным раствором. 11 июня 2000 г. по благословению КатоликосаПатриарха всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) с целью обновления раки Давида. Отделом охраны и поиска святынь Грузинской Патриархии и Центром по изучению Гареджи была начата расчистка могилы преподобного. В работе также принимала участие братия Давидгареджийской лавры, окормляемая игум. Лукой (Ломидзе; ныне епископ сагареджойский и Ниноцминдский). Сразу же после вскрытия могилы Давида Католикос-Патриарх Илия II отслужил молебен преподобному. Из могилы была взята частица мощей (хранится в Грузинской Патриархии), мощи были обложены иерусалимской землей и орошены благовониями, сверху поместили чашу с изображением Рождества Христова и покров и засыпали очищенной землей из могилы. Работы были завершены осенью 2000 г., рака Давида была облицована болнисским туфом, на нее возложена плита, украшенная изображениями оленя и жезла, надписью и орнаментом, имеющая небольшое углубление, в к-ром покоится аналог Камня благодати. Часть обнаруженного в раке вещественного материала (фрагменты керамики, дерева, стекла и металла) перенесли в Тбилиси (ГМИГ).

http://pravenc.ru/text/168562.html

Шиомгвиме. Шио-Мгвимский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Иоанна Крестителя построена между 560 и 580 годами, ещё при жизни Святого Шио. При освящении храма присутствовал католикос Макарий (553-569), Иоанн Задазенский и с ним ещё некоторые ассирийские отцы. Возле храма Святой Шио вырыл колодец и 15 лет прожил в нём в формате затворничества, питаясь водой и просфирами. Шио умер здесь же, и мощи его хранились в монастыре до недавнего времени, и только в советский период их зачем-то сожгли. Небольшая часть уцелела и сейчас находится в храме Самтавро в Мцхете. Про перестройки храма история ничего не говорит, так что, похоже, он дошёл до нас в своём почти изначальном виде. Архитектурно сооружение очень сложное, входить надо через колокольню и внутри будет несколько тёмных залов. Про запрет фотографировать ничего не написано. Когда-то там был красивый иконостас, но сейчас его вывезли в столичный музей. Это одно из первых сооружений купольного типа в Грузии, и это же первый крестовый храм. Через полвека будет построен уже более сложный храм Джвари, а затем и Атенский Сион. Все эти храмы конструктивно похожи друг на друга. Если мысленно сравнить храм Иоанна с Болнисским Сионом, построенным на полвека раньше, то разница видна существенная. Странно то, что храм такого типа был построен первым, и в каком-то смысле последним. Впоследствии крестовые храмы строили в виде тетраконхов, затем, с 630 года, в виде крестовых храмов с опорой купола на столбы, а этот так и остался редким случаем храма с опорой купола на угловые выступы стен. Это своего рода храм-эксперимент, который не породил серии себе подобных. Колокольня перед храмом выглядит очень архаично, однако её построил Гиви Амилахвари в 1733 году - в том же году, когда за хребтом в Мухрани построили Мухранскую крепость. http://www.travelgeorgia.ru/255/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=36881

Галерея ц. прор. Илии в Фессалонике. 1360 г. Галерея ц. прор. Илии в Фессалонике. 1360 г. С IX в. нек-рые визант. церкви имели внешние крытые Г.: храм Христа Акаталепта в К-поле (сер.- 2-я пол. IX в.) окружала с 3 сторон Г., сообщавшаяся тройными аркадами на колоннах с юж. и сев. ветвями планового креста; к ц. св. Феодора (Килисе-джами) в К-поле (XI в.) с сев. и юж. сторон примыкали Г., открывавшиеся высоким проемом в храм, а с зап. стороны соединявшиеся с нартексом. В палеологовскую эпоху внешние Г. трансформировались в полуоткрытые портики с чередованием проемов в виде аркад с тонкими полуколонками и нишами (храмы святых Пантелеимона, XII в., и Екатерины, кон. XIII в., в Фессалонике). Открытые Г. примыкали снаружи к сев. (1-я пол. XII в.) и юж. (до 1180) церквам мон-ря Пантократора (Зейрек-джами) в К-поле, к сев. фасаду храма Афендико мон-ря Вронтохион, к ц. Богородицы Пантанассы в Мистре (ок. 1430). В Закавказье внешние Г. известны уже с V в.: так, Болнисский Сион (478-493) имел открытую Г. с сев. стороны; к храмам в Текоре (V в.), Ереруйке (V в.), Двине (кон. V в.), Одзуне (VII в.) примыкали Г., сооружавшиеся с 1, 2 или 3 сторон зданий; собор Светицховели в Мцхете (1010-1029, зодчий Арсукидзе) имел открытые Г. по продольным фасадам здания (утрачены в XIX в.). Хоры в храмах Грузии появились с VII в.: в Цроми (626-634) они располагались над нартексом. В X-XI вв. такие Г. являлись обязательной частью кафедральных соборов: ц. Квелацминда в Гурджаани (VIII-IX вв.) имела И-образные в плане хоры; в соборе Баграта в Кутаиси хоры (построены в 1003) располагались с 3 сторон планового зап. рукава; в ц. св. Георгия в Алаверди (нач. XI в.) хоры находились во 2-м ярусе боковых нефов. Внешние Г., располагавшиеся выше боковых нефов, имели нек-рые базилики в Сирии, а также, по одной из версий, ц. Богородицы мон-ря Липса в К-поле (908). В церковных постройках Запада Г. появились в каролингской архитектуре: дворцовая капелла Карла Великого в Ахене (ок. 800), построенная в подражание ц. Сан-Витале в Равенне, имела Г. в верхнем ярусе. В оттоновский период Г. над боковыми нефами базилик использовали для размещения дополнительных алтарей, мест для певчих и т. д. (ц. св. Кириака в Гернроде, XI в.). Г. над боковыми нефами сооружали в романских храмах (ц. Сен-Реми в Реймсе, 1005-1045; ц. Сент-Этьен в Кале, 1065-1081); И-образную планировку имела Г. ц. Сен-Сернен в Тулузе (1096-1250). Важной особенностью романской архитектуры является «карликовая» Г. (dwarf) с аркадой, идущая вдоль стены снаружи здания, явившаяся прообразом аркатурных поясов.

http://pravenc.ru/text/161519.html

Выше в горы, ближе к Богу: в западной Грузии возрождается подвижническая жизнь Кацхи, 17 ноября 2015 г. В западной Грузии, в Имеретии, вновь начинает возрождаться монашеская жизнь. В 1993 году на скале, которая носит название Кацхийский столб , начал проводить подвижническую жизнь монах Максим (Кавтарадзе). Кацхийский столп      Сам он не имеет благословения давать интервью журналистам. О том, как течет жизнь в обители на столпе и как подвизались здесь в древности, рассказывает монах Иларион (Гвириашвили). Под древними липами была обнаружена костница с костями, принадлежавшими древним монахам, рассказывает он. «Подвижники, жившие тут, были настолько высокой духовной жизни, что знали дату своей кончины и заранее готовились к встрече с Господом», - говорит отец Иларион. Путь на вершину      Кацхийский столб (груз. ), на котором возвышается церковь святого Симеона Столпника, находящийся в поселке Кацхи, в западной Грузии, – одно из красивейших мест в Имеретии .Сохранились описания этого места принцем Вахушти Багратиони, знаменитым историком и географом. Древняя церковь была построена между V и VI столетием. В основании горы изображен Болнисский крест. Монастырская жизнь началась здесь с IX века и продолжилась до XVI века. Место это свято почиталось христианами, где они особо чувствовали свою близость к Богу. Но после вторжения Оттоманской Империи, церковь была заброшена на долгие столетия. В 1944 году альпинист Александр Джапаридзе вместе с писателем Леваном Готуа организовали специальную экспедицию и обнаружили на этом месте храмовые постройки и кельи. Местные жители всегда свято чтили это место. После того, как в 90-х годах XX столетия гонение на религию ослабло, люди все чаще и чаще стали посещать Кацхийский столб. В монашеской келье      Особенно, когда там поселился монах Максим, оставшийся жить в этом удивительной месте. Он начал собирать пожертвования для возрождения храма. При содействии государства храм и кельи были заново возведены. Современные монахи, с Божией помощью, стараются возродить высокий дух подвижничества в этом святом месте. Кацхийский столп. Фотогалерея. Рейтинг: 9.5 Голосов: 18 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/87791.html

Позднее к этим центрам добавились Тао-Кларджети (ныне на территории Турции), где выдающийся церковный деятель архимандрит Григол Хандзтели вместе со своими учениками и последователями построил огромный комплекс из 14 больших монастырей, а также Зарзма, Греми, Гелати. В Хахульском монастыре прославились иноческими подвигами преподобный Василий, сын царя Баграта III, братья Георгий и Савва Хахульские, Иларион Твалели, воспитавший и благословивший на монашество Гиоргия Святогорца, настоятель Макарий постник (ум. в 1034 в.). Грузинские монастыри и духовные центры были основаны также в различных краях Византийской империи, но особенно в Константинополе, с которым Грузия была тесно связана со времен Константина Великого и где, в частности, подвизался один из выдающихся аскетов, преподобный Иларион Грузин. Исключительное место в духовной жизни Грузии занял Афон, где преп. Иованэ Иверский (ум. в Х в., память 12/25 июля) и его сподвижник преп. Иованэ-Торникэ, при поддержке св. Афанасия построили Иверский монастырь. Сын Иованэ и второй настоятель Ивирона, преподобный Эптвимэ (Евфимий) Иверский (ок. 955–1028), память 12/25 июля) стал ключевой фигурой в переводческой деятельности грузин. Как свидетельствуют рукописи и перечисление его трудов, данное Георгием Святогорцем в «Житии», он перевел огромное число основоположных текстов, «и так умножил вверенный ему талант». Среди его переводов находим «Поучения» Василия Великого и его же толкования на псалмы, книги Иоанна Лествичника , Макария Египетского , аввы Дорофея , святого Исаакия, поучения Максима Исповедника , святого Зосимы, святого Кассиана, Ефрема Сирина , слова Григория Нисского и Иоанна Дамаскина , различные толкования Евангелия и библейских книг, множество житий и мученичеств, а также малый годовой Синаксарь, постные стихиры полностью и каноны многим святым. Его труд перевода священных и святоотеческих текстов продолжил Гиоргий Святогорец (1009–1065) 143 . С Афоном связаны Иоанн Грдзелис-дзе, Арсен Ниноцмидели (Ниноцмидский), Захарий Мирдатис-дзе, Гиоргий Олтисари (стал игуменом Иверского монастыря в 1065 году). Преподобный Иоанн Хахульский, епископ Болнисский, а затем Хахульский, нареченный Златоустом (X-XI вв., память 10/23 марта), в 1019 году оставил кафедру и отправился в Иверский монастырь, где вместе со своим духовным отцом Иоанном Грдзелис-дзе и Арсением Ниноцмидским сотрудничал с преподобным Евфимием в переводческих трудах. В XIX в. в Иверском монастыре жили и прославились духовными подвигами схимонах Виссарион Кикодзе, иеросхимонах Венедикт Китиашвили, Иларион Канчавели. С ними связан значительный подъем творческой активности грузинских афонцев. Ими переписаны в 1823–1824 гг. несколько грузинских рукописей.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

14 . ...возносим высоко брови – Возносить высоко брови ( τς  φρς φιττετω) – фразеологизм, означающий превозношение. См. например «Подвижнические наставления» (40.3) прп. Феодора Студита : «Прошу вас настоятельно, не бранитесь, не оскорбляйте друг друга, не поднимайте высоко бровей, не великоречьте и не хвастайте...» (Добротолюбие 2004. Т. IV. С. 91). 16.  ...при святом отце нашем Модесте – Модест – игумен обители св. Феодосия (или Дуки) и архимандрит монахов; после пленения патриарха Захарии – местоблюститель патриаршего престола и, наконец, патриарх (с весны по 17 декабря 630 г.). Н. Марр приводит свидетельство Иоанна еп. Болнисского, что Модест возведен на патриарший престол в дни возвращения Святого Креста (Введение// Антиох Стратиг 1909. С. 24). Во время персидской оккупации Модест ставил своей задачей восстановление святынь Святого града. Согласно рассказу Стратига, «Ираклий, видя славное дело возобновления святых мест, которые обстроены были блаженным Модестом, очень обрадовался и велел посвятить его патриархом Иерусалимским, так как блаженный Захария скончался в Иерусалиме...» (Антиох Стратиг 1909. С. 65.26–30; о проблемах в датировке данных событий cм.: Flusin 1992. Т. II. Р. 301, 311, 316, п. 90). Н. Кондаков в своей статье «Иерусалим христианский» в «Православной богословской энциклопедии» пишет, ссылаясь на Никифора Каллиста, и ему склонен доверять и прот. К. Кекелидзе, что, согласно миру 628 г., «возвращены патриарх Захария и другие пленники, бывшие с ним в Эдессе», после чего тот продолжает патриаршествовать (Православная богословская энциклопедия. Т. VI (1911). С. 491); Флюзен, однако же, считает несомненными свидетельства о кончине патр. Захарии в nлehy (Flusin 1992. Т. II. Р. 169). После ухода персов Модест обращается в Тивериаду, Тир и Дамаск с просьбой о средствах на реставрацию церквей Иерусалима, разрушенных персами. Эта сторона его деятельности наиболее известна; она вызывала восхищение современников. Антиох называет его новым Веселеилом (изготовитель скинии Господней [ Исх 31:2 ]) и Зоровавелем (Антиоха монаха послание к Ebcmpamuю;PG 89,1428А).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В день памяти святителя Николая Чудотворца паломники с Волыни приняли участие в Божественной литургии в древнем храме города Мцхета. После этого состоялась встреча группы с епископом Самтависским и Каспским Дамианом, в ходе которой паломники рассказали грузинскому иерарху о религиозной ситуации на Украине. 20 декабря паломники из Украинской Православной Церкви во главе с митрополитом Владимир-Волынским Владимиром посетили древние храмы и монастыри Болнийской епархии Грузинской Православной Церкви, которую возглавляет архиепископ Болнисский Ефрем. Владыка Ефрем тепло встретил паломников и показал гостям с Украины древние святыни епархии. Паломники посетили главную святыню г. Болниси — базилику V века в честь Успения Пресвятой Богородицы, новый монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла, который находится на горе высотой 800 метров, а также древний монастырь XII века в честь святого Георгия Победоносца. Возвращаясь в Тбилиси, паломники посетили Свято-Преображенский женский монастырь Самтавро, где поклонились святым мощам преподобного Гавриила (Ургебадзе) и помолились в часовне в честь равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. На следующий день группа паломников посетила Некресскую епархию Грузинской Православной Церкви. Священники и миряне имели возможность встретиться и пообщаться с митрополитом Некресским и Эретским Сергием и помолиться за всенощным бдением в соборе Казанской иконы Божией Матери в Лагодехи. После полиелея владыка Владимир обратился к верующим Грузинской Православной Церкви с архипастырским словом и попросил их молитв за Украинскую Православную Церковь и за украинский многострадальный народ. В тот же день верующие посетили древний Бодбийский женский монастырь (IX в.), где поклонились мощам святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. 22 декабря группа паломников встретилась в Тбилиси с архиепископом Схалтским Спиридоном. Паломники рассказали иерарху об испытаниях, которые проходит сегодня Украинская Православная Церковь. В свою очередь архиепископ Спиридон выразил глубокое уважение Блаженнейшему митрополиту Онуфрию, и пожелал чадам Украинской Православной Церкви укрепляться в вере.

http://patriarchia.ru/db/text/5552759.ht...

Самыми ранними, сохранившимися до наст. времени строениями являются часовня мон-ря Некреси (посл. четв. IV в.) с повышенным узким центральным нефом и боковыми арочными пристройками, в целом напоминающая базилику, и крипта-усыпальница в Череми (т. н. Черемский квадрат) (IV в.), представляющая собой квадратное строение, открытое с 4 сторон арками, внутри сведенное в полусферу. Церковь Пресв. Богородицы в Дзвели-Гавази. Нач. VI в. Церковь Пресв. Богородицы в Дзвели-Гавази. Нач. VI в. Построенные в V в. небольшие храмы Цхракара в Матани и в Шуамте (Кахети) - вариации на тему базилики с устоявшимися пропорциями и структурой. К кон. V в. уже строили 3-нефные базилики, к-рые являются первыми крупными постройками христ. архитектуры в Грузии. Наряду с базиликами Сирии, Месопотамии, Армении, М. Азии они составляют значительную самостоятельную группу памятников, отличающуюся как по конструктивным, так и по художественным приемам. Важнейшим считается Болнисский Сион (478-493), датируемый по высеченной на вост. фасаде надписи на груз. заглавном письме асомтаврули - древнейшей из сохранившихся строительных надписей. Храм представляет собой 3-нефную базилику с полукруглой апсидой; вдоль сев. и части юж. стены расположены арочные галереи; к юж. стене примыкает вытянутая в плане 2-апсидная крещальня (это единственный случай в груз. архитектуре, где подобное помещение включено в основную композицию плана церкви); к северу от главной апсиды пристроена часовня с входом из бокового нефа (VIII-IX вв.). Первоначально центральный неф возвышался над боковыми, имел коробовый свод; в XVII в. верхняя часть базилики реконструирована, все нефы объединены 2-скатной кровлей. План ц. Пресв. Богородицы в Дзвели-Гавази. Нач. VI в. План ц. Пресв. Богородицы в Дзвели-Гавази. Нач. VI в. В VI в. были построены базиликальные храмы: Анчисхати в Тбилиси (сооружен в период перенесения столицы Грузии из Мцхеты в Тбилиси сыном Вахтанга Горгасали Дачи Уджармели, в XVII в. перестроен); кафедральный собор в древнейшем городе (ныне село) Урбниси (собор неоднократно разрушался и восстанавливался: в XVI в. царем Симоном, в XVII в. царицей Мариам); базилика в Цкаростави (перестроена; в наст. время на территории Турции).

http://pravenc.ru/text/168199.html

Но паломники разъясняют нам одно любопытное явление, прямо не относящееся к нашей задаче, но искусственно связанное с нею в Древностях Российского Государства, где приведено известие А.Н. Муравьева, что в Грузии наименование «Сион» усвояется соборным храмам в честь Успения Богоматери, потому что Богоматерь преставилась на Сионе 51 . Известие это правдоподобно, хотя не во всей полноте. По словам Д.З. Бакрадзе, в Грузии Сионами назывались многие храмы: Тифлисский Сионский собор, храмы самшвилдский, болниский, эрцойский, кавказский у Казбека, атенский, уцерский, шилдский и другие 52 . А.А. Цагарелли сообщил нам, что у царевича Вахуштия, грузинского географа первой половины XVIII в., который служит главным и даже единственным письменным источником наших сведений о грузинских Сионах, прямо названы Сионами только Тифлисский, атепский и уцерский соборы во имя Успения Пресв. Богородицы, а Болнисский назван Сионом только на основании древней надписи на колокольне при храме. По тому же вопросу получены нами от графини П.С. Уваровой следующие сведения: 1) Сионы встречаются только в западной Грузии, в восточной же их вовсе нет, и если Бакрадзе называет церковь в Уцери «Сионом», то это ошибка. 2) Иоссельяни говорит, что «Сионами» в древней Грузии назывались храмы без куполов, но это мнение ни на чём не основано, так как большинство храмов, теперь носящих это название, все с куполами. В виду приведённых данных становится вполне достоверным, что Сионские храмы или Сионы на Кавказе и во главе их Тифлисский Сионский собор явились под влиянием Сионского храма в честь Богоматери в Иерусалиме. Косвенное подтверждение этого находится в том, что рядом с этим храмом на Сионе находился храм св. Иакова, принадлежавший прежде, по словам А.А. Цагарелли, грузинам, а теперь занятый армянами. Отсюда, казалось бы, естественно предположить – не стоят ли в родстве с этой Сионской церковью в Иерусалиме и наши русские, в частности, Софийские Сионы и не оттуда ли заимствовали они свою форму? Нет. Предположение это совершенно расходится с наличностью исторических и художественно-археологических данных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Епархии Грузинской Церкви HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Подготовил Соломон Лебанидзе Епархии Грузинской Церкви Епархии Грузинской Православной Церкви Епархии Грузинской Православной Церкви 1 .Мцхета-Тбилисская епархия Святейший и Блаженнейший Илья II (Гудушаури-Шиолашвили), Каталикос-Патриарх Всея Грузии. Архиепископ Мцхета-Тбилисский и митрополит Бичвинтский и Цхуми-Абхазский. Рожд. 1933 г. Кафедра и резиденция: Мцхета; Тбилиси; Бичвинта (Пицунда ). 2 . Бичвинтская и Цхуми-Абхазская епархия Святейший и Блаженнейший Илья II (Гудушаури-Шиолашвили),Каталикос-Патриарх Всея Грузии. Архиепископ Мцхета-Тбилисский и митрополит Бичвинтский и Цхуми-Абхазский. Рожд. 1933 г. Кафедра: Сухуми, Новый Афон (Анакофиа). Резиденция : Сухуми, Гудаута, Гагра. 3 . Алавердская епархия Высокопреосвещенный Давид (Махарадзе). Митрополит Амба-Алавердский. Рожд.1960 г. Кафедра- Алаверди. Резиденция - Алаверди, Телави. 4 . Ахалкалакская и Кумурдская епархия Высокопреосвещенный Николай (Пачуашвили).Митрополит Ахалкалакский и Кумурдский. Рожд. 1961г. Кафедра - Ахалкалаки, Кумурдо. Резиденция-Ахалкалаки, Ниноцминда. 5. Ахалцихская и Тао-Кларджетская епархия Высокопреосвещенный Феодор (Чуадзе). Митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский. Рожд. 1967г. Хорепископ Каталикоса-Патриарха Кафедра и резиденция: Ахалхихе; Сафара. (Тао-Кларджети – северо- восточная часть современной Турции: уезды Артвинский, Ардаганский и северный сектор Эрдзурумского уезда). 6. Батумская и Лазетская епархия Высокопреосвещенный Дмитрий (Шиолашвили). Митрополит Батумский и Лазетский. Рожд. 1961г. Кафедра: Батуми. Резиденция: Батуми, Кобулети. (Лазети -Лазика, северо-восточная, причерноморская часть современной Турции, уезд Ризе). 7. Бодбийская епархия Высокопреосвещенный Давид (Тикарадзе). Архиепископ Бодбийский. Рожд. 1963 г. Кафедра : Бодбе. Резиденция: Бодбе. 8. Болнисская епархия Преосвещенный Ефрем (Гамрекелидзе). Епископ Болнисский. Кафедра и резиденция: Болниси. 9. Борджомская и Бакурианская епархия Высокопреосвещенный Серафим (Джоджуа). Митрополит Борджомский и Бакурианский. Рожд. 1961 г.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010