Побиение прп. Моисея. Фрагмент гравюры «Прп. Моисей Угрин». Гравер Леонтий Тарасевич. Патерик Киево-Печерский. К., 1702 (дек.). Л. 202 (РГБ) Согласно прп. Поликарпу, будучи единственным из окружения кн. Бориса избежавшим смерти на р. Альте, М. У. вернулся в Киев и нашел там приют при дворе сестры кн. Ярослава Предславы. После поражения у г. Волыня (22 июля 1018) от объединенных сил Святополка и его тестя польск. кн. Болеслава I Храброго Ярослав был вынужден оставить Киев. Находившиеся в городе 2 его сестры (в т. ч. и Предслава), а также бояре стали польск. пленниками. В их числе оказался и юный М. У. (Тверской сборник под 6526 (1018) г. сообщает, что «на том бою изымаша Моисеа Угрина, брата Георгиева» - ПСРЛ. Т. 15. Стб. 137). Закованный по рукам и ногам в железные кандалы М. У. был увезен в Польшу, где в течение 5 лет пребывал на положении узника. На красоту юноши обратила внимание некая молодая и богатая вдова, муж к-рой погиб в походе Болеслава на Русь. Женщина стала настойчиво склонять святого к блуду, предлагая взамен свободу, власть и богатство. Когда М. У. категорически отказался удовлетворить ее желание, вдова решила выкупить пленника, чтобы получить над ним абсолютную власть. После выкупа она с еще большим упорством стала склонять юношу к утолению своей страсти. Но ни муки голода, ни демонстрация богатства, ни угроза смерти не могли сломить его воли. Божий Промысл привел к М. У. пресвитера со Св. Горы Афон, к-рый совершил над ним обряд пострижения в монашество и наставил в иноческом житии. Отчаявшись добиться желаемого, женщина приказала жестоко мучить юношу: распластав, палачи стали бить М. У. палками так, что земля пропиталась кровью. Кн. Болеслав, стараясь помочь вдове, пытался воздействовать на М. У. как уговорами, так и угрозой мучительной смерти. Выдержав и это искушение, святой предрек скорую кончину польск. правителя и жестокое убийство вдовы. Целомудрие юноши настолько ожесточило сердце женщины, что она приказала давать М. У. ежедневно по 100 ударов, а затем оскопить его. Нек-рое время спустя сбылось предсказание святого: когда начались гонения на черноризцев, Болеслав внезапно умер, а поднявшийся мятеж на Польской земле стал причиной гибели знатной вдовы. Оправившись от ран, М. У. вернулся на Русь. Последние 10 лет жизни он провел в Киево-Печерском мон-ре. Агиограф сообщает о том, что святой был удостоен дара исцелять от плотских страстей и искушений уже при жизни.

http://pravenc.ru/text/2564012.html

При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и князю Владимиру, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. Ярослав ознаменовал свое многолетнее царствование сооружением многих храмов. 5 марта. ПРАВМИР. Церковь чтит память святого благоверного князя Ярослава Мудрого. Князь Киевский Ярослав Владимирович (Мудрый), во святом крещении Георгий, родился в 978 г. и был сыном святого равноапостольного великого князя Владимира и полоцкой княжны Рогнеды. Еще при своей жизни произведя первый раздел земель между сыновьями, князь Владимир посадил Ярослава в Ростове. В годы княжения в Ростове, молодой князь Ярослав на месте завоеванного его воинами поселения Медвежий Угол основал город Ярославль. По смерти старшего сына Вышеслава, князь Владимир перевел Ярослава в Новгород, где он и узнал о смерти отца. После смерти Владимира началась жестокая междоусобная борьба за Киевский престол. Старший сын Владимира Святополк вероломно убил своих братьев Бориса и Глеба и ценою крови братьев стал великим князем киевским. В замыслы Святополка, прозванного в народе Окаянным, входило и устранение Ярослава. Получив известие от своей родной сестры Предславы о намерениях Святополка, Ярослав с новгородцами и варягами выступил к Киеву. У Любеча после 3-месячного противостояния Ярослав победил Святополка, которому удалось бежать под защиту своего тестя, польского короля Болеслава Храброго. В 1018 г. войско Болеслава и Святополка вторглось на русскую землю и подошло к Киеву. После непродолжительной осады Киев пал. Ярослав собрал в Новгороде новое войско из варягов и новгородцев-ополченцев и вновь двинулся к Киеву с целью вернуть себе великокняжеский стол. Решающее сражение между Ярославом и Святополком произошло на реке Альте (1019 г.), где Святополк потерпел поражение. При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и князю Владимиру, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г. после успешного похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. После смерти брата Мстислава в 1035 г. Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

Оно составляло зерно военной силы Болеслава, всегда сопровождало его в походах, имело значение постоянной дружины и пользовалось, как увидим, его особенным почетом. Вероятно, уже тогда входило в жизнь понятие о рыцарстве, как почетном звании, приобретаемом за личные заслуги посредством особого обряда. Рыцарем становился тот, кто опоясывался опояской и мечем, и произносил торжественную клятву в верности своему патрону. 639 Когда произошло выделение этого высшего звания (рыцарского), трудно сказать, за недостатком источников. Длугош, живший в XV веке, описывает, как еще в 1100 году Болеслав Кривоустый был опоясан рыцарскою опояскою Владиславом Германом. Из того же Длугоша узнаем, что рыцарское опоясывание в Польше известно было за целое столетие, особенно известны были отличия рыцарского звания. Мечислав в 977 г. выдал наказ, чтобы паны и рыцарство, входя в церковь , имели на себе опояску рыцарскую и меч, чтобы без этих существенных признаков рыцарского звания не входили они в церковь . 640 Быть рыцарем значило приобресть на то личное право, не имевшее никакого отношения к родовым правам шляхетским, хотя шляхетское звание и было необходимо для получения рыцарского. Рыцарское опоясание могли принимать лишь члены благородного происхождения. Болеслав Кривоустый был посвящен два раза в рыцари, сын Болеслава Храброго посвящен в рыцари Генрихом; что шляхетство было необходимым условием для принятия рыцарского посвящения, доказательство на это находим у Длугоша: в войне Болеслава Кривоустого с Уграми, когда под королем пал конь, и он был в опасности потерять жизнь, – один кмет, Григорий, подставил ему коня; чтобы вознаградить его за такую услугу, король сначала возвел его в достоинство шляхетское, потом сделал рыцарем. 641 Все время княжения Болеслава, прошедшее почти в непрерывных войнах на западе и востоке, имело запрос на военных людей. Шумная лагерная жизнь, которую любил и сам князь, понравилась многим. Почти постоянно являлись в Польшу свежие отряды из соседних стран, привлеченные богатством польского рыцарства и расположением к нему князя; что падало жертвою войны, с избытком вознаграждалось новым приливом охотников: моравских, печенежских, немецких и чешских.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Из этого, кажется, можно сделать то заключение, что борьба с Ятвягами имела скорее оборонительный, чем наступательный характер: это дикое воинственное племя, по-видимому, часто нападало на соседние русские области и вызывало мщение со стороны русских князей. Под конец жизни Владимиру пришлось еще раз столкнуться с Поляками по следующему поводу. Сын Владимира Святополк Туровский был женат на дочери Болеслава Храброго, который решил воспользоваться этим обстоятельством для своих религиозно-политических целей. С дочерью Болеслава ко двору Туровского князя прибыл Рейнберн, епископ колобрежский, который, занявшись интригами, стал, по-видимому, возмущать Святополка против отца. Узнавши об этом, Владимир предупредил замысел и лишил свободы Святополка с женою и Рейнберном. За Святополка вступился Болеслав и начал войну с Владимиром в союзе с Немцами и Печенегами. Но союзники не поладили между собою и Болеслав приказал избить Печенегов. Война эта, как можно думать, ограничилась опустошением русских областей и повела, по-видимому, к освобождению Святополка 52 . В этом факте историки видят, с одной стороны, тайные замыслы Болеслава, рассчитывавшего воспользоваться междоусобием на Руси для своих политических целей, с другой стороны, – замыслы римско-католического духовенства, пытавшегося подчинить юную русскую церковь власти римского папы 53 . Что в тогдашнем католическом мире существовала надежда подчинить русскую церковь Риму, на это есть намеки и в других источниках. Так, в хронике Французского монаха Адемара († около 1030) говорится, что известный миссионер Брун (Бонифаций), отправившись при императоре Оттоне III (983–1002) на проповедь в Угрию, прибыл оттуда в Россию и обратил ее «к вере». Но «спустя немного дней пришел в Россию некоторый греческий епископ и обратил низший класс народа этой провинции, который еще был предан идолам, и заставил их принять обычай греческий относительно рощения бороды и прочего». Отправившись отсюда к Печенегам, он был убит ими. Петр Дамиани († 1027) рассказывает об этом гораздо подробнее, причем украшает рассказ чудесами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

191 Венгр по происхождению, Моисей был братом Георгия, убитого вместе со своим князем Борисом Владимировичем по приказу Святополка Окаянного в 1015 г., о чем подробно рассказано в Житии Бориса и Глеба. Гривной в Древней Руси называлась не только денежная единица, но и драгоценное украшение, надевавшееся на шею, знак отличия. 192 Речь идет об одной из сестер Ярослава Мудрого, которая в 1018 г. попала в плен к польскому королю Болеславу I и была сделана им наложницей. 193 В 1016 г. Ярослав Мудрый одержал победу над Святополком Окаянным, который бежал в Польшу к королю Болеславу I Храброму. Святополк был женат на сестре короля и с его помощью через два года он вновь захватил Киев. Польские войска были размещены «на покорм» по окрестным городам, что вызвало недовольство народа. В результате народных выступлений уже в 1018 г. Болеслав был вынужден покинуть Русь и с остатками дружины, военной добычей и русскими пленниками вернуться в Польшу. 194 Адам – первочеловек и отец рода человеческого, созданный Богом по образу и подобию своему из праха земного. Увлеченный своей женой Евой, Адам нарушил заповедь Бога и вкусил плод с древа познания добра и зла, за что оба были изгнаны из рая (см. Быт. 1–3 ). 195 Самсон – сын Маноя из колена Данова, из города Цора, по ветхозаветному преданию, был наделен громадной физической силой, тайна которой заключалась в его длинных волосах. Возлюбленная Самсона филистимлянка Далила остригла у спящего богатыря волосы и выдала его врагам. Самсона ослепили и заковали в цепи. Когда волосы у плененного врагами Самсона выросли, он разрушил храм, под развалинами которого погибли филистимляне. Обстоятельства его жизни и подвиги подробно изложены в Книге Судей ( Суд. 13–16 ). 196 Соломон – сын царя Давида от Вирсавии, преемник его власти в Израильско-Иудейском царстве, создатель Храма Богу. Обладал огромными познаниями, достиг вершин земной мудрости. Ему приписывается составление следующих библейских книг: Песнь Песней Соломона, Екклезиаст, Притчи Соломона. С увеличением богатства посредством торговли и дани от подвластных народов в нем проявилась страсть к роскоши и чувственным удовольствиям, особенно к вину и женщинам. В гареме Соломона содержалось до 700 жен и 300 наложниц, которые большею частью были язычницами. Предоставив женам свободу вероисповедания, он позволил устроить капища языческим божествам и сам стал служить Астарте, Хамосу и Молоху. Подробнее см. Втор. 17:17 ; 3Цар. 4:20–34, 11:1–8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Еще в первое управление Тобольскою епархией преосвященный исходатайствовал в помощь себе викария, каковым был с 1706 года епископ Иркутский Варлаам Коссовский, живший в Иркутске до 1714 года, когда отбыл в Москву и вскоре назначен на Тверскую архиерейскую кафедру. Вторичное управление святителя Феодора Сибирскою епархией продолжалось 5 лет. В 1720 году он, согласно просьбе своей, был уволен на покой, причем государем Петром I послана ему похвальная грамота, в которой отдавалась святителю Божию заслуженная им благодарность за ревностное пастырское служение, в особенности же за его неутомимые и успешные труды на поприще миссионерском. Кроме того, архипастырю назначена по отставке пенсия: 200 рублей деньгами и 50 четвертей хлеба в год. Утружденный святитель поселился на жительство в любимом им Тюменском монастыре, где проводил жизнь в уединении, молитве и добрых делах. В 1727 году 31 мая 77-летний схимонах, митрополит Феодор почил мирною христианскою кончиною и погребен в монастырской Троицкой церкви против западных дверей. По завещанию святителя, исполненному кротости и смирения, тело его было погребено в монастыре против входа, «дабы, – как гласит его завещание, – мимо ходящие попирали прах ногами». Память Святителя Филофея совершается также в Соборе сибирских Святых. Святитель Иннокентий Иркутский (Кульчицкий) Прославленный во святых, дивный в чудесах, чтимый ближними и дальними, чудотворец Иннокентий, первый епископ Иркутский, родился в конце XVII века в Малороссии, в Черниговской губернии. По преданию, родился он в семье священника Кольчицкого (или Кульчицкого), потомка древнего польского рода. Фамилию эту вместе с дворянским достоинством пращуры будущего святителя получили от польского короля Болеслава Храброго. При крещении мальчика нарекли Иоанном и воспитывали его в духе благочестия. Получив начальное образование дома, он продолжил обучение в Киевской духовной академии. Учился Иван очень хорошо, каждый предмет изучал основательно, и не было ни одной дисциплины, которую бы он не освоил с успехом. С особенным прилежанием он занимался словесностью, надеясь впоследствии подвизаться в проповеди Слова Божия. Ко времени окончания академии Иван был пострижен в монахи с именем Иннокентий. Избранник Божий принял постриг в Антониевой пещере, под Киевом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

10 Августа 955 года, в день св. Лаврентия совершено было торжественное богослужение в лагере Немцев. Оттон дал обет учредить епископию в Межиборе, если Бог поможет ему в предстоящей войне; воины исповедовали друг перед другом грехи свои, клялись не оставлять один другого и слушаться начальников; когда подняты были знамена, весело пошли они на неприятелей. На восемь отрядов (legio) разделены были немецкие войска, при каждом отряде состояла тысяча вооруженных всадников. Самый блистательный и самый сильный отряд был пятый, которым командовал сам Оттон; перед ним развевалось знамя с изображением копья св. Архангела Михаила; кругом короля теснились герои – юноши, цвет храбрейших из каждого отряда. Угры обошли немецкое войско; Оттон, явившись на место боя, увидел врагов не только впереди, но и позади себя. Первому натиску подверглось то крыло, где стояли Чехи; в них пущены были тысячи стрел, потом с ужасным криком напала конница: Чехи не выдержали, многие перебиты и взяты в плен, обоз достался в руки неприятелю. За Чехами подались Швабы, опасность угрожала всему войску, страх объял даже постаревших в битве воинов. Тогда приказал Оттон храброму Конраду с Франками попытаться приостановить напор врагов на задние ряды. Отряд новобранцев, еще не видавших в глаза неприятеля, отделился под его команду, готовый в след за ним идти на смерть. Угры были обращены в бегство, пленные Чехи освобождены, и обоз отнят снова. Теперь, когда все внимание могло быть обращено на врагов, стоявших впереди, взял Оттон щит, святое копье и вскочил на коня. Завязалась кровопролитная битва со всех сторон. Подались Угры, только самые храбрые из них держались еще на месте. Скоро и все обратились в поспешное бегство. Многие старались скрыться до деревням, рассеянным в долине; но немецкие воины преследовали их, зажигали здания, в пламени которых беглецы находили ужасную смерть. Стан Угров еще в тот же день достался в руки Оттона. Преследование побежденных врагов продолжалось на другой и третий день битвы. 452

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Официальная история крещения Руси такова: летом 988 года отборный шеститысячный отряд, посланный Владимиром I Святославичем, разбил войско Варды Фоки, который пытался занять императорский престол, чем спас византийского императора Василия II. Владимиру была оказана величайшая честь - ему обещали руку сестры императора Анны, но обещание не выполнялось, и тогда Владимир осадил и взял византийский Херсонес в Крыму. После этого брак был заключен. Сам же князь Владимир перед тем как жениться на Анне, принял решение креститься. Этим браком Владимир достиг того, что Русь перестала считаться в Византии варварским народом, возрос династический престиж киевских князей. Сын Владимира Святополк женился на дочери польского короля Болеслава Храброго. Дочь Мария Доброгнева была выдана за польского короля. Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского короля Олафа Ингигерде, его сын Изяслав - на Гертруде, дочери польского короля Мешко II, старшая дочь Ярослава Елизавета была выдана замуж за норвежского короля Гаральда Смелого. Другая дочь Ярослава, Анна, была королевой Франции, оставшись вдовой после смерти своего мужа Генриха I. Третья дочь Ярослава, Анастасия, была замужем за венгерским королем Андреем I. В домонгольское время Русь была высокограмотной страной с самобытной литературой, живописью, архитектурой и прикладным искусством. Именно тогда в наших древних городах были построены красивейшие соборы, сохранившиеся до сих пор. В отличие от католицизма православие не имело единого церковного центра, поскольку с самого начала своего формирования церковная власть в Византии была сосредоточена в руках четырех патриархов: Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского, причем патриарх Константинопольский, хотя и именовался вселенским, являлся всего лишь первым среди равных. Впоследствии автокефальные и автономные православные церкви возникли и в других странах, поэтому с самого начала русское православие было достаточно независимым от византийской церкви. А русскому храмовому искусству изначально присущи самобытные черты, отличающие его от культовых памятников, построенных в Византии или на православном Востоке, не говоря уже о Западной Европе.

http://ruskline.ru/analitika/2010/11/20/...

Ч. 1, 38, пр. 114–117). Кажется, все эти объяснения недостаточны. Прежде всего, в древнем свидетельстве, по прямому смыслу его, надо различать два обстоятельства: первое, что место, где крестились киевляне, называлось с той поры святым; второе, что на этом месте ныне, т. е. во время списателей или издателей жития Владимирова (в прологе) стояла какая-то церковь. Если этим «ныне», или «и ныне» не отвергается, по замечанию преосвященного Макария, существование на этом месте церквей в прежнее время, то, конечно, еще и не предполагается, наконец, построения церкви после крещения. Не имея положительного свидетельства о немедленном строительстве церкви после крещения, но зная, что оно слыло святым, мы можем предположить, однако ж, существование здесь какого-либо памятника, знака, выражавшего священное значение места. Таким знаком, кроме церкви, могли быть только крест или часовня. Не это ли разумеется под именем божницы Туровой, упоминание о которой в древнейшей летописи (Ипатьевская, 1146 г.) придает вероятность позднейшим свидетельствам о церкви Турова или Торова, построенной на месте крещения? Хотя слово «божница» означает, также, и церковь, но издавна оно значило, также, часовню, или просто киот, или навес с образами; – означало оно, также, капище языческое, имеющее вид навеса, под которым стоит идол. В параллель с ним стоит древнее название «боженка», означавшее гробницу или часовню над ней ( Карамзин Н. История Государства Российского. Т. 1–12. 3-е изд. СПб., 1833–1835. Т. 2. С. 156). Не потому ли Турова божница, кроме этого называния, откуда бы то ни было взято, не имеет, собственно, храмового названия, т. е. имени святого или праздника, какое она, конечно, носила бы, если бы была церковью? Впоследствии, здесь была построена церковь – по более древнему свидетельству, во имя св. Петра, по позднейшему – во имя святых мучеников Бориса и Глеба. 122 Слово «треска» означает кол, жердь также щепку, обломок. На первое указывают, например, слова воинов Ярослава Болеславу храброму: «да то ти прободем трескою чрево твое толстое», или еще слова Симеона, епископа суздальского, что он ни во что вменил бы все величие свое, только бы ему «трескою торчати за враты» Печерской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Антоний Печерский - 2 Антоний Печерский   Часть 2       Но, узнав о том, жена князя усиленно просила супруга не изгонять из своей области рабов Божиих, чтоб не навлечь такого же гнева Божия, какой был в ее отечестве, земле польской, по изгнании черноризцев. (Княгиня эта была полька, дочь Болеслава Храброго, и она вспомнила о том гневе Божием, который разразился, когда изгнаны были черноризцы, в виде мести за пострижение преподобного Моисея Угрина; тогда отец ее, Болеслав, изгнавший тех рабов Божиих, умер внезапной смертью, и, во время междоусобной брани, народ убил епископов и бояр.) Едва умолила княгиня князя Изяслава, но, опомнясь и устрашась Бога, Антоний Печерский  послал к преподобному просьбу, чтоб возвратился старец на свое место. Лишь на третий день нашли его и упросили вернуться. Так возвратился преподобный отец наш Антоний Печерский в пещеру и непрестанно молился Богу, да подаст ему силу терпеть доблестно все напасти, наносимые врагом, ненавистником добра, и да не предаст зверям духовным душ, исповедующихся ему, и да не забудет до конца убогих своих.   И, по молитвам его, не только рассеянные овцы возвратились с миром к своему пастырю, но и множество других, ищущих спасения, приходило к нему в пещеру и умоляло, избавить их от тьмы пути скользкого и наставить к свету пути спасения. И Антоний Печерский  всех принимал с любовью, и, научив, как следовать Христу, приказывал постригать их блаженному Никону. И собралась к нему братия числом двенадцать. И выкопали они большую пещеру, где устроили церковь и существующие поныне в пещерах под первоначальным Печерским монастырем; там прожил преподобный Антоний Печерский 40 лет.     Хронология:   На Руси, особенно в Киеве, к тому времени было уже несколько монашеских обителей, но, как пишет преп. Нестор, среди множества монастырей в околицах древнего Киева Антоний не нашел ни одного, с которым бы решился связать свой отшельнический подвиг и благословение афонского игумена. Много монастырей поставлено от князей и бояр, но не таковы они, каковы поставлены слезами, пощением и молитвою (ПВЛ).

http://isihazm.ru/1/?id=818

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010