Что же касается крещения Новгорода, где якобы «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем», то сообщение об этом происходит из крайне ненадежного источника – так называемой «Летописи Иоакима Корсунянина». Разве не чудом является подвиг святых страстотерпцев Бориса и Глеба? У святого Бориса в распоряжении была дружина, которую он мог легко бросить против своего коварного старшего брата, отстраненного, к тому же, отцом от власти. Но святой Борис не захотел идти путем братоубийства и гражданской войны, не захотел лить братскую кровь и предпочел пролить свою. И этот подвиг впоследствии неоднократно останавливал готовую было загореться братоубийственную рознь. Если бы в Киеве утвердился Святополк Окаянный – зять князя Болеслава Храброго, – то Русь была бы полонизирована и окатоличена Другим чудом Киевской эпохи является правление Ярослава Мудрого. Ведь если бы утвердился Святополк Окаянный – зять польского князя Болеслава Храброго, – то Русь скорее всего была бы полонизирована и окатоличена. Но Бог даровал победу Ярославу над братоубийцей и предателем веры Святополком. Тот расцвет веры и благочестия, христианского просвещения, который наступает в эпоху Ярослава и его сыновей, явление первоначального монашества в лице Антония и Феодосия Печерских, расцвет русской святости – тоже чудо. Вот как поэтически говорит о нем святитель Иларион Киевский: «Труба апостольская и гром евангельский огласили все грады; фимиам, возносимый Богу, освятил воздух а . Встали на горах монастыри, явились черноризцы. Мужи и жены, малые и великие, люди все, наполнившие святые церкви, восславили , взывая: “Един свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца, аминь! Христос победил! Христос одолел! Христос воцарился! Христос прославился! Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои! Боже наш, слава Тебе!”». К сожалению, русские люди в то время не смогли оценить то великое сокровище, которое им было даровано, и почтить Бога через единомыслие и братолюбие. И наследие святого князя Владимира, страстотерпцев Бориса и Глеба , Ярослава Мудрого бездумно расточалось в усобицах и братоубийствах. К сожалению, древний славный богатый и златоглавый Киев не смог стать объединяющим центром для Руси. Таковым суждено было явиться бедной и лесистой Владимиро-Суздальской земле, малой и мизинной. На ней исполнилось древнее библейское благословение: «Больший да будет в подчинении у меньшего». Отметим, что и святой князь Владимир был младшим сыном Святослава.

http://pravoslavie.ru/80944.html

Ярослав не приготовился, был разбит и убежал в Новгород только с четырьмя человеками; Святополк же с Болеславом пришли в Киев. Сказал Болеслав Святополку: «Разведи мое войско на покорм по городам», что и было сделано. Когда Ярослав прибежал в Новгород, он хотел уйти за море к варягам, но Константин, сын Добрынин, с новгородцами, разрубили его лодку и сказали: «Хотим биться с Болеславом и Святополком» и стали собирать деньги; на те деньги наняли за морем варягов, a между тем, Святополк велел избивать ляхов, которые стояли по городам. Болеслав, обиженный этим, ушел из Киева, захватив все имение Ярослава, взял сестру его себе в наложницы и корсунянина Анастаса к себе в казначеи. Ярослав тогда пошел на Святополка, выгнал его из Киева, и бежал Святополк к печенегам, а на следующий год пошел с печенегами на Ярослава. Мстислав этот княжил в Тмуторокани, на устье Кубани реки. Он прозван за свою храбрость Удалым. Вот как рассказывают об одном его подвиге. Воевал он с касогами (черкесами); князь их Редедя сказал ему: «Зачем мы губим дружины свои; давай лучше бороться: ты одолеешь – возьми имение мое, жену мою и детей; я одолею – возьму все твое». Мстислав согласился. Боролись долго, начал одолевать Редедя: был он высок ростом и силен. Тогда Мстислав восклиикнул: «О Пречистая Богородица! Помоги мне: если я одолею, то дострою церковь во имя Твое». Сказавши это, повалил Касога на землю. Воротясь в Тмуторокань, он построил церковь св. Богородицы. Недовольный тем, что Ярослав все взял себе, а с ним не делится, Мстислав пришел к Киеву, когда Ярослав был в Новгороде; но киевляне не пустили его к себе; тогда он пошел к Чернигову и сел там. Узнал об этом Ярослав и послал за море к варягам; пришел к нему Якун, который носил золотом тканый плащ (луду). Пошли они на Мстислава и сошлись у Листвена, близ Чернигова. Мстислав так устроил войско, что против варягов поставил северян (славянское племя, жившее в Черниговской области: от них и до сих пор называется город Новгород-Северский), а сам с дружиною стал на крыле.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГНЕЗНО Гнезно [польск. Gniezno], г. в Польше (Великопольское воеводство), архиеп-ство Римско-католической Церкви, кафедра примаса Польши. Город Г. возник в VIII-IX вв. В X в. был столицей польск. гос-ва Пястов. После «крещения Польши» (966) в центре Г. был воздвигнут собор св. Вита (впосл. Успения Пресв. Девы Марии; 970-977), где в 997 г. было погребено тело Пражского еп. сщмч. Адальберта . Архиепископство в XI-XVIII вв. Осенью 999 г. папа Римский Сильвестр II при поддержке герм. имп. Оттона III учредил митрополию Г. и канонизировал сщмч. Адальберта, ставшего ее небесным покровителем. Первым архиепископом Г. был назначен сводный брат сщмч. Адальберта, бенедиктинский мон. Гауденций , названный в дипломе имп. Оттона III аббатству Фарфа от 2 дек. 999 г. archiepiscopus sancti Adalberti martyris (архиепископ св. мч. Адальберта). В марте 1000 г., во время состоявшегося в Г. съезда, в присутствии имп. Оттона III и польск. кн. Болеслава I Храброго папский легат кард. Роберт огласил декрет об учреждении архиеп-ства и рукоположил мон. Гауденция во архиепископа. Тогда же в составе новой митрополии были учреждены еп-ства в Кракове, Колобжеге и Вроцлаве, для к-рых были рукоположены епископы Поппо, Рейнберн и Иоанн. Находившийся на существовавшей с 968 г. кафедре в Познани еп. Унгер отказался подчиниться Гауденцию, и Познанское еп-ство было присоединено к митрополии Г. только после смерти Унгера (1012). Погребение сщмч. Адальберта. Рельеф дверей собора Успения Пресв. Богородицы в Гнезно. XI–XII вв. Погребение сщмч. Адальберта. Рельеф дверей собора Успения Пресв. Богородицы в Гнезно. XI–XII вв. В 30-х гг. XI в. междоусобицы, языческая реакция и войны дезорганизовали гос. и церковную жизнь Польши. Согласно свидетельству «Хроники» Козьмы Пражского , в 1038/39 г., во время польско-чеш. войны, чеш. кн. Бржетислав разорил Г. и вывез мощи сщмч. Адальберта в Прагу. В 1038-1075 гг. архиеп-ство Г. оставалось вакантным, управление польск. Церковью и титул архиепископа ок. 1049 г. получил Краковский еп. Арон. Ряд исследователей считают буллу о возведении Арона Краковского в сан архиепископа подложной и полагают, что архиепископом Г. в этот период был Стефан, содействовавший кн. Казимиру I Восстановителю в возрождении польск. гос-ва. Ухудшение положения в польск. землях в 30-х гг. XII в. привело к принятию папой Иннокентием II решения о подчинении всех польск. еп-ств Магдебургскому архиеп. Норберту, но стараниями кн. Болеслава III Кривоустого в 1136 г. оно было отменено. 7 июля 1136 г. папа Иннокентий II буллой «Ex commissio nobis» подтвердил все права на имущество и доходы архиеп-ства. Лат. текст буллы, называемой также «Гнезненской буллой» и «Золотой буллой польского языка», содержит 410 личных имен и географических названий и является одним из древнейших памятников польск. языка.

http://pravenc.ru/text/165185.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАУДЕНЦИЙ [в миру Радим; чеш. Radim; польск. Radzim] (960/70 - между 1006 и 1022), первый архиеп. Гнезненский. Внебрачный сын Славника, князя Либице (Вост. Чехия), сводный брат сщмч. Адальберта , еп. Пражского. Судя по указаниям житий Адальберта, Г. в детстве был неразлучен с братом, возможно, обучался в соборной школе в Магдебурге и покинул Прагу, когда Адальберт вступил в конфликт со своей паствой (988). После этого братья отправились в Рим с намерением совершить паломничество в Св. землю. Вместе с Адальбертом вступил в бенедиктинский мон-рь святых Алексия и Бонифация на Авентине (989), где, вероятно, стал священником. В кон. 996 г. Г. вместе со старшим братом прибыл в Польшу ко двору кн. Болеслава I Храброго . Оттуда в 997 г. Г. отправился в Пруссию, где стал свидетелем мученической смерти Адальберта (23 апр. 997). В житиях сщмч. Адальберта говорится, что в земле пруссов Г. было видение, предсказывавшее мученическую смерть святого, и что именно Г. совершил последнее причастие брата. В 997-999 гг., вероятно, снова находился в Риме в связи с процессом канонизации Адальберта и работал предположительно с папой Сильвестром II над составлением «Большого жития» (Vita Maior) мученика. Осенью 999 г. Г. получил место архиепископа создаваемой в то время митрополии в Гнезно, небесным покровителем к-рой стал сщмч. Адальберт. В дипломе герм. имп. Оттона III аббатству Фарфа от 2 дек. 999 г. Г. назван «archiepiscopus sancti Adalberti martyris» (архиепископ св. мч. Адальберта). Интронизация состоялась в марте 1000 г. в Гнезно в присутствии польск. кн. Болеслава I, герм. имп. Оттона III и папских легатов. В новую митрополию входили еп-ства Колобжега, Кракова и Вроцлава, в 1012 г. к ней было присоединено Познаньское еп-ство. Сведений о деятельности Г. сохранилось не много. В хронике нач. XVI в. «Quaedam memorabilia» содержится сообщение о том, что при Г. в Польшу приехали 6 монахов из старейшего бенедиктинского мон-ря в Бржевнове (Чехия). В хронике Галла Анонима сохранилось сведение, что Г. «неизвестно, по какому поводу, подверг... всю страну отлучению» (Кн. 1. Гл. 19).

http://pravenc.ru/text/161747.html

В последующие дни, по свидетельству хроники немецкого епископа Титмара, митрополит Иоанн I принимал короля Болеслава в своей резиденции при новоотстроенном после большого пожара 1017 года кафедральном соборе Св.Софии и вел с ним переговоры. Польский король просил митрополита Иоанна ехать к Ярославу и просить ее отпустить в Киев захваченную им прежде дочь Болеслава, которая была замужем за Святополком. В обмен на это Болеслав обещал отпустить к Ярославу его сестер, в том числе Предславу, и мачеху – вдовствующую великую княгиню Анну, которых захватил и держал в плену. По-видимому митрополит Иоанн сам или через подчиненных ему епископов вел переговоры с Ярославом, но они не успели привести к какому-то результату, так как Болеславу удалось удержаться в Киеве только в течение месяца. Чтобы вознаградить своих наемных воинов, Болеслав развел их «на кормление» по разным русским городам, а сам занялся грабежом киевлян. По-видимому «кичливый лях» переоценил свои силы. Славяно-русские города восстали, разрозненные польские отряды были перебиты и самому Болеславу «Храброму» пришлось поспешно бежать из Киева. Впрочем, пленных мачеху и сестер Ярослава и награбленное у киевлян золото польский король успел увезти с собой, а когда достиг польских рубежей и усилил свой отряд свежими польскими силами, то захватил и присоединил к своим владениям города Червонной Руси. Оказавшись без сильного союзника Святополк Окаянный бежал из Киева к печенегам и вновь заручился их помощью. Ярослав подошел к Киеву и вступил в него как законный великий князь. Последняя битва между Ярославом и Святополком произошла летом 1019г. на реке Альте, согласно Летописи, на том самом месте, где был убит св.Борис. «Ярослав перед началом сражения помолился и сказал: «Братья мои, хоть телом вы отошли отсюда, но молитвою помогите мне против врага моего, убийцы и гордеца.» И после того, как он это сказал, сошлись оба войска... и бой был жестокий, какого не было еще на Руси... так что по низинам кровь текла... и лишь к вечеру одолел Ярослав, а окаянный Святополк обратился в бегство.» 62 После этого поражения Святополк бежал из пределов Русской Земли, но и в скитаниях по чужбине настиг его суд Божий. По сказанию Летописца «Напал на него бес и расслабил кости его так, что он не мог сидеть на коне и его несли на носилках», ум его помрачился, он трепетал от ужаса и умер в муках, всеми оставленный где-то в горах между Польшей и Чехией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это оброненное мимоходом упоминание – всё, что можно почерпнуть о почивавших в Киеве мощах свт. Климента Римского из летописного свода, составленного не за тридевять земель, а тут же, в киевском Печерском монастыре, на рубеже XI–XII вв., причем говорится о них походя, в одном ряду с прочими sacra furta Владимира Святого: иконами, церковной утварью и даже медными изваяниями отнюдь не церковного назначения. Более того, в отличие от экзотических «медяных капищ и коней», по поводу которых летописец считает нужным поспорить со своими несведущими современниками и потому сообщает об их местонахождении в Киеве (за церковью Пресв. Богоматери Десятинной), о положении Владимиром там же святых мощей не сказано ни слова. И даже в следующем несколько далее сообщении о построении Десятинной церкви (под 991 г.), где снова перечислено добытое в Корсуне: «...и попы Корсуньския пристави (Владимир. – А. Н.) служити в неи; и вда ту все, еже бе взял в Корсуни: иконы и сосуды и кресты» (ПСРЛ 1. Стб. 121–122; 2. Стб. 1 Об) 4 , – о мощах свт. Климента умалчивается. Между тем, они были-таки переданы в Десятинную церковь , хотя об этом мы узнаём не из «Повести временных лет», а благодаря свидетельству иностранному и, подчеркнем, на столетие более древнему. 1.1.2. Свидетельство Титмара Мерзебургского. На Успение 1018 г., в ходе борьбы за Киев между Святополком и Ярославом, сыновьями умершего в 1015 г. Владимира, столица Руси была взята войсками польского князя Болеслава I Храброго (992–1025), тестя и союзника Святополка. В войске Болеслава была саксонская подмога. Благодаря рассказам одного из саксонских воинов подробные сведения о киевском походе и самом Киеве той поры попали в «Хронику» мерзебургского (на крайнем юго-востоке Саксонии) епископа Титмара, попали по горячим следам, так как в декабре 1018 г. хрониста уже не было в живых. И вот что, среди прочего, читаем у Титмара по поводу кончины киевского князя Владимира: «Он долго правил названным королевством 5 , умер глубоким стариком и похоронен в большом городе Киеве в церкви мученика Христова папы Климента рядом с упомянутой своей супругой 6 ; саркофаги их стоят на виду посреди храма. Власть его делят между собой сыновья, и во всем подтверждается слово Христово, ибо, боюсь, как бы не последовало то, чему предречено свершиться устами нелживыми – ведь сказано: всякое царство, разделившееся в себе, опустеет 7 и проч. Пусть же молится весь христианский мир, дабы отвратил Господь от той страны свой приговор» (Thietm. VII, 34. Р. 488–491; Назаренко 1993. С. 136, 141–142 8 ) 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

Описывая события ранней, полулегендарной истории (о начале династии Пястов), Г. А. использовал устную традицию, но ему были известны Житие св. Адальберта Бруно Кверфуртского и произведения древнерим. классиков Цицерона , Цезаря и Саллюстия , отцов Церкви блж. Августина и свт. Григория I Великого , а при описании двора польск. кн. Болеслава I Храброго он берет за образец «Жизнь Карла Великого» Эйнгарда . Работая над хроникой, Г. А. следовал лит. образцам распространенных в нач. XI в. в Зап. Европе «Деяний» (Gesta) и польск. погодных записей, анналов (рочников). Хроника написана рифмованной прозой, иногда в повествование включаются поэтические строфы. Лит. ценность памятнику придает живой, образный стиль и увлекательные сюжеты. Однако, несмотря на то что по сути это прежде всего история польск. князей и королей, в ней совершенно отсутствуют даты. Высказанное в советской историографии мнение, что Г. А. выступал с критикой польск. церковной иерархии (см., напр.: Попова. Хроника), преувеличено. 1-я книга хроники обращена к польск. епископам, а 2-я - к еп. Павлу. Приведенный в хронике рассказ о заговоре, организованном против Болеслава II Смелого его родным братом Владиславом Германом и Краковским еп. Станиславом , и о расправе с заговорщиками и казни епископа не может однозначно трактоваться как антиклерикальный. Г. А., хотя и называет епископа изменником, тем не менее порицает короля, «который отомстил столь постыдно», и осуждает казнь епископа. Оригинал хроники не сохранился. В наст. время известны 3 рукописных списка хроники: рукопись Замойских (Z), рукопись Сендзивоя (S) и рукопись Гейльбергская (Н). Рукопись Замойских (на пергамене) хранится в Национальной б-ке в Варшаве. Полагают, что список был сделан в XIV-XV вв. (между 1340 и 1448). Исследователь Малечиньский считает, что она находилась в XV в. в семье Ласких, а потом перешла в собственность гнезненского каноника Сендзивоя, сделавшего с нее список. Рукопись Сендзивоя (на бумаге), датируемая 2-й пол. XV в., в наст. время хранится в Б-ке Чарторыйских (Краков). Рукопись Гейльбергская (на бумаге), также написанная в XV в., находилась в б-ке епископов Гейльбергских, от к-рых перешла к еп. Варминскому Мартину Кромеру. В XVIII в. этот список был передан кор. Станиславу Понятовскому, в 1893 г. обнаружен в коллекции Любомирских в Крушине. В наст. время находится в частном собрании в Канаде. Эта рукопись подверглась наибольшим изменениям: в ней изъяты главы 1-й книги, касающиеся еп. Краковского Станислава, а вместо них вставлено Житие св. Станислава; 3-я книга состоит из 15 глав вместо 26.

http://pravenc.ru/text/161561.html

Что же касается предшествующей ей церкви, то она была в «городе Владимира», и о ее закладке говорится в Новгородской I летописи под 6525 годом (т. е. с марта 1017 по февраль 1018 г.): «Ярослав иде к Берестию. И заложена бысть святая София… Кыеве» . Если заложение церкви в 1037 г. было связано с расширением города и перенесением ее места в новую его часть, то почему предшествующее здание внутри города Владимира было построено именно в 1018 г.? На этот вопрос дает ответ сообщение Титмара Мерзебург-ского, информаторы которого, немецкие воины в составе армии Болеслава Храброго, побывали в Киеве именно в 1018 г. Титмар пишет о киевском «архиепископе», который принимал с честью Болеслава 14 августа 1018 г. в соборе (monasterium) св. Софии, сгоревшем в предшествующем году . Титул архиепископа обычен в писаниях латиноязычных западных хронистов для обозначения старшего среди епископов епархии и независимого от них иерарха и оавен митрополиту; терминами monasterium. Munster в Германии и других странах называли кафедральный собор . Есть ли в русских источниках подтверждение этого сообщения о пожаре Киева в 1017 г. и постройке новой церкви? О том, что в 1017/18 (6525) г. в Киеве «погоре церкви», сообщает Повесть временных лет и по Лаврентьевской, и по Ипатьевской летописям . Именно с этим пожаром и нужно связывать гибель Софийской церкви, которая была деревянной. На заложение новой церкви Софии указывает сообщение Новгородской I летописи (обоих изводов) под 6525 (1017/18) годом . Новая церковь также должна была быть деревянной, ибо за год, к августу 1018 г., каменную построить было невозможно. Когда была построена церковь, сгоревшая в 1017 г., сведений нет, но есть все основания связывать ее постройку с учреждением митрополичьей кафедры в Киеве. Это произошло, следовательно, задолго до 1037 г. и без всякой связи с событиями культурной и политической жизни Руси 30-х годов XI в. Есть все основания относить указанное событие ко времени вскоре после принятия христианства. Существенным аргументом в построениях, Шахматова и Приселкова, связанных с учреждением митрополии в 1039 г., является создание митрополичьего Древнейшего летописного свода 1039— 1040 гг. При этом у, Шахматова составление летописного свода предположительно связывается с событиями церковной истории, как это бывало в византийской хронографии, а именно с учреждением митрополии и появлением византийского митрополита Феопемпта , а у Приселкова такая связь уже достаточно тверда, и сам материал предположенного и восстановленного , Шахматовым свода является важным для понимания характера проведенной Ярославом реформы церковного управления .

http://sedmitza.ru/lib/text/438144/

Помимо задач христианизации важнейшими моментами в политике Владимира после крещения явились оборона зап. рубежей от давления со стороны Древнепольского гос-ва, резко усилившегося в правление Болеслава I Храброго (992-1025), и отражение печенежской угрозы. На западе Руси был укреплен такой важный город, как Берестье (совр. Брест), и построен новый - Владимир (совр. Владимир-Волынский). На юге многочисленными крепостями, а также земляными валами с деревянными палисадами Владимир укрепил берега Сулы, Стугны и др. рек, прикрывавших подходы к Киеву со стороны степи. Существенной приметой времени Владимира стало завершение славянизации княжеского рода (начавшейся в сер. Х в.) и его варяжского окружения (Владимир в отличие от отца был наполовину - по матери - слав. происхождения). Варяги не перестали приезжать на Русь, но они уже не пополняли правящую верхушку Древнерусского гос-ва или элиту торгово-ремесленных центров, а выступали в основном как военные наемники князей. Русь в эпоху Ярослава Мудрого После смерти кн. Владимира 15 июля 1015 г. повторилась ситуация 70-х гг. X в.: немедленно вспыхнула междоусобная схватка между наиболее влиятельными из его многочисленных сыновей. Киевский стол занял старший из князей - Святополк, начавший с убийства младших братьев - Святослава, святых Бориса и Глеба . Княживший в Новгороде Ярослав Мудрый в 1016 г. изгнал Святополка, к-рый в 1018 г. вернулся на Русь с военной помощью своего тестя - польск. кор. Болеслава I. Однако уже через год в Киеве снова утвердился, на этот раз окончательно, Ярослав Владимирович (1019-1054). В 1024 г. свои права на участие в управлении Древнерусским гос-вом предъявил княживший в Тмутаракани Мстислав Владимирович. Столкновение между братьями закончилось в 1026 г. заключением договора, по условиям к-рого Ярослав сохранил за собой Киев и Новгород, его брат получил все земли днепровского левобережья со столицей в Чернигове. Собор Св. Софии, Премудрости Божией, в Киеве. 1037 - 40-е гг. XI в., перестроен в XVII, XIX вв. Фотография. 1912 г.

http://pravenc.ru/text/180439.html

1457 Очередная вольность Кадлубка, приводящая в затруднение комментаторов. Считается, что хронист приписал своему герою одно из деяний Александра Македонского – завоевание мардов в Персии, о котором пишет Юстин, числящийся среди источников Кадлубка (lust. 41, 5). Почему именно и только их, остается загадкой. 1458 Гадес (современный Кадис) – античный город (изначально финикийская колония) на крайнем юге Испании, близ Гибралтарского пролива – «Геркулесовых столпов», которые в древности считались западной границей обитаемого мира. Вот почему склонный к фигуральностям Кадлубек употребил этот топоним в качестве образного обозначения крайнего западного предела владений Болеслава Храброго. В Гадесе находился известный храм Геракла (Геркулеса); видимо, это обстоятельство дало повод Б. Кюрбис дать перевод «словно некой святой границей» (Vinc. Kadl. 1996. S. 57), что является вряд ли оправданным домыслом. 1459 Немецко-польская война с двумя перерывами заняла бóльшую часть правления германского короля Генриха II – с 1003 по 1018 г. В целом она была удачна для Болеслава I, который сумел утвердить за собой некоторые немецкие марки по Эльбе со славянским населением, хотя и только в качестве имперского лена, т. е. под верховной властью германского императора. 1460 Дальнейшее является риторической амплификацией рассказа Анонима Галла (см. 29/2, главу I, 7). 1463 В латинском тексте стоит именно это крайне бранное слово, да еще и в превосходной степени – muculentissimi; русская переводчица (Щавелева 1998. С. 98) напрасно старается скрыть этот оттенок смысла, столь не красящий автора. 1464 Иов 11:12 . У Кадлубка (и, соответственно, в нашем переводе) – буквально воспроизведен текст «Книги Иова» в редакции «Вульгаты», в данном месте не слишком вразумительный (причем здесь «свободнорожденность»?). На самом деле речь идет о суетности человеческого мудрования, противопоставленной божественной премудрости; ср. в более адекватном русском синодальном переводе: «Но пустой человек мудрствует, хотя человек рождается подобно дикому осленку».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010