После крещения в НС и «Повести временных лет» упомянуто только одно военное предприятие св. Владимира: поход на хорватов. В. С. Демин пишет, что в изображении летописца «Владимир после принятия христианства стал вялым в воинских и государственных делах». 819 На самом деле эта мнимая бездеятельность связана с отсутствием у средневекового историка источников: прижизненный рассказ о князе, которым пользовались и летописцы, и Иаков Мних, заканчивался 995 г. Как и все события после крещения, поход на хорватов во всех редакциях «Повести временных лет» датирован по-разному. В Радзивиловской указан 6499 (991) г., в Лаврентьевско-Троицкой – 6500 (992) г., в Ипатьевской и НС (Н1 мл.) – 6501 (993) г. В «Памяти и похвале» Владимиру Иакова Мниха этот поход не упоминается вообще. Тем не менее это сообщение не вызывает сомнений. В Хильдесхеймских анналах указано, что в 992 г. польский князь Болеслав, в этом году наследовавший своему отцу Мешко, не оказал помощь императору Оттону III в войне с лютичами. Он объяснил это своему сюзерену угрожавшей войной с Русью. 820 В. Н. Татищев первым изобразил поход на хорватов в 992 г. как миссионерский. Так же считает и О. М. Рапов, хотя даже Никоновская летопись молчит о крещении этих земель. М. К. Юрасов полагает, что св. Владимиру не удалось полностью подчинить себе хорватов в первом походе на Перемышль и Червен в 979 г., что и вызвало поход 992 г. Второй целью князя было крещение язычников. 821 В. В. Седов локализует хорватов на Днестре. 822 Вопрос, можно ли относить к их племенной территории Перемышль и Червен, захваченные св. Владимиром сразу после вокняжения в 979 г., является дискуссионным. Часть исследователей полагают, что и после миграции хорватов на Балканы в Прикарпатье и Закарпатье оставалась значительная часть племени. 823 В летописи о походе на Перемышль и Червен сказано: «Иде Володимиръ къ Ляхомъ». Малая Польша и Краковская земля, с которыми граничили эти волости, принадлежали князьям Чехии. Великопольский князь Мешко Старый отнял их у брата своей покойной жены чешского князя Болеслава II незадолго до своей смерти в 992 г. Только после этого Польское государство стало непосредственно граничить с областью Червенских городов. 824 Дальнейшее развитие событий показывает, что великопольские князья всегда считали эти земли своей целью. Незадолго до 979 г., когда Перемышль и Червен были завоеваны св. Владимиром, Мешко мог сам попытаться захватить их. 825 При его сыне Болеславе Храбром соперничество за эти территории определяло враждебные отношения с Русью и во времена св. Владимира, и при его сыне Ярославе. То, что поход на хорватов в 992 г. был воспринят Болеславом как непосредственная угроза Польше, не вызывает никаких сомнений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сие в поганстве; но сколько могла умягчить Владимирово сердие христианская кротость, о том свидетельствуют его последние лета, когда и для достойной казни не хотел единого человека лишить жизни. Подобясь Августу, строгостию начал владение, совершил кротостию; как в начале весны сильная наводнением река с оторванными берегами вниз стремится, потом до окончания лета между плодоносными полями кротко протекает. Юношескою бодростию расцветая, Владимир искал покорить отступившие от подданства отца его народы, пользовавшиеся его несчастливым скончанием и братоубийственным в России междоусобием. В предприятии опасался препятствия от ляхов, когда присвояли себе перед Россиею преимущество под владением Мечислава Первого, который у папы просил королевского достоинства без успеху. Судьба определила оное наследнику его, Болеславу Храброму. Владимир вступил военною силою в польские пределы. Мечислав разным счастием защищался, однако принужден был уступить России Перемышль, Червень и другие городы. 128 В безопасности от запада и от полунощи (ибо со шведами пребывал всегда в мире) воевал сей храбрый князь на юге вятичей, ятвягов и другие страны; 129 покорил себе иных мечом, иных собственным их произволением. Радимичи, побежденные на реке Песчане Владимировым военачальником, именуемым Волчьим Хвостом, данников число умножили. 130 Восточные соседы не чувствовали еще его храбрости. Того ради призывает дядю своего Добрыню с новгородскими войски и, с ним совокупясь, Волгою на насадах вниз к болгарам пускается. Торки конною силою по берегам вслед на вспоможение поспешают. Низовские и камские болгаре по малом сопротивлении покорились и платить дань обещали с таким утверждением вечного мира, „что он тогда перестанет, когда будет камень по воде плавать, а хмель на дно грязнуть”. И так Владимир распространил и утвердил свое владение на юг до реки Буга, в другую сторону от предел азийских до Балтийского моря. Ливония и Естония, хотя иногда бывали под норманскими владетельми, однако в государствование Владимирове ему дань платили, что из многих обстоятельств, а особливо из странствования норвежского короля Олава, Тригвонова сына, в России, неспоримо явствует; 131 ибо по убиении Тригвоновом супруга его Астрида с сыном Олавом, еще младенцем, уклоняясь от злодеев по разным местам, предприяла бегством спастись в России, у брата своего Сигурда, бывшего тогда в службе и знатности у великого князя Владимира.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Теперь Фридрих решил вмешаться, тем более что поляки отвыкли платить обычную дань в 500 марок в год – знак вассальной верности 1188 . 3. 22 августа немецкое войско переправилось через Одер.] Увидев это, поляки, пораженные столь внезапным бедствием и сильно напуганные, ибо не чаяли ничего, кроме собственной гибели и разрушения страны, хотя с помощью соседних народов, а именно руси 1189 , парфян (Parthi) 1190 , пруссов (Prusci) и поморян (Pomerani) 1191 , собрали огромное войско, полагали спасение жизни только в бегстве. [Болеслав просит мира, обещая возобновить верность империи и явиться на съезд в Магдебурге, для решения спора об изгнанном брате. В подтверждение он дает в заложники брата Казимира 1192 .] (Ott./Rahew. 1912. Р. 167–170; Ott./Rahew. 1965. Р. 398–404) 9. Прибавление 1193 . 1166. [Имперский съезд в Вюрцбурге, на котором Пасхалий признается папой 1194 .] Еще в том году 1195 император 1196 примерно на праздник святого Петра 1197 , спустившись 1198 , заставил заново присягнуть венгров, которые солгали относительно большей части обещанных ранее денег 1199 . Там чешский король (rex Boemorum) 1200 представил пред его очи кого-то из мелких русских королей (reguli Ruthenorum), подчинив сего его (императора. – Сост.) власти 1201 . Сильный голод по всей земле. Император осенью препровождает Пасхалия в Рим 1202 . В том же году баварский герцог Г. и пфальцграф О. 1203 , посланные в Грецию, вернулись ни с чем. Герцог Генрих выдал свою дочь замуж за венгерского короля 1204 .] (Ott./Rahew. 1912. Р. 348) 1090 Одона, графа парижского, первого короля из династии Капетингов, сына Роберта Храброго, герцога земель между Сеной и Луарой. Избрание Одона относится также к 888 г. 1091 Сообщение, в той или иной форме свойственное многим средневековым хроникам и анналам и, в конечном итоге, как и его конвой у Оттона, восходящее к «Хронике» Регинона Прюмского (см. 7/1). Упоминание об аварах как политической силе в Среднем Подунавье к моменту вторжения венгров – анахронизм: Аварский каганат здесь был разгромлен столетием ранее франками Карла Великого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ариберта II лангобардскую корону. В 1027 г. в Риме папа Иоанн XIX короновал его императором. Присутствие на имп. коронации дат. кор. Кнуда I Великого и бургундского кор. Рудольфа III придало этому событию общеевроп. значение. Войны с сыном польск. кор. Болеслава I Храброго Мешко II, принявшим от отца титул короля Польши (1025) и совершавшим набеги на вост. области Г., закончились отказом Мешко от захваченных земель и от королевского титула (1033). Император заключил брак своего сына Генриха с дочерью дат. кор. Кнуда Великого, отдав по договору Шлезвигскую марку Дании. После смерти бездетного кор. Бургундии Рудольфа III Конрад II в 1032 г. присоединил Бургундию к империи, принял бургундскую корону и подавил сопротивление племянника Рудольфа, гр. Одо II Шампанского. В 1038 г. бургундская корона была передана сыну Конрада II Генриху. С присоединением Бургундии Римско-Германская империя увеличила свою территорию, объединив королевства Г., Италии и Бургундии (позднее титул короля получил также князь Чехии). В правление сына Конрада II имп. Генриха III (1039-1056) империя находилась в зените своего могущества. Продолжая политику Оттонов, Генрих III подчеркивал сакральный характер имп. власти, идею единства sacerdotium и regnum (священства и царства), отражавшую представление о двояком, светском и религ., характере власти императора. При нем с 1040 г. в имп. грамотах появляется титулатура Rex Romanorum (король римлян), закреплявшая претензии герм. императора на власть над Италией (окончательно титул был введен при имп. Генрихе V в XII в.). Генрих III укреплял центральную власть в Г., поддерживал имп. указами движение «Божия мира» (1043, 1044, 1046). Его правление стало временем складывания в Г. феодальных княжеств на основе прежних племенных герц-ств, превращения министериалов в рыцарское сословие и формирования вассально-ленной системы. Политика централизации, проводимая императором, вызывала недовольство герм. знати и приняла форму открытых конфликтов, а также заговоров и покушений в Лотарингии, Саксонии, Баварии.

http://pravenc.ru/text/164803.html

129 Cyrill und Method, стр. 97–106. Добровский иначе определяет положение этих трех епископов, там же, стр. 101. 132 Quae lingua gentis illius Dovina id est puella dicitur. 864 г. Ann. Fuld. Pertz. I, стр. 378. 133 In illam ineffabilem Rastizi munitionem et omnibus antiquissimis dissimilem. Rudolf. Fuldens. Ann. Pertz. I. emp. 381. 136 Welehrad civitas primo Modoburgus. Известно, что и Девин на Эльбе назван позднее Магдебургом (Modoburg, Maydoburg, Magdeburg). 138 В житии св. Кирилла, из хиландарской библиотеки, сказано, что он умер в Риме 19 февраля 869 года, имея 42 года от роду, а Мефодий (не объяснено где именно) в 886 году. 145 805 г. Ann. Laurish. Pertz. I, стр. 34. 826 г. Chronicon monasterii Adimont. У Перца, Rer. Austriacar. script. I, стр. 172. 146 Ещё в VIII веке болгарский князь Крумн, выигравши битву, приказал славянским князьям пить из черепов убитых им греческих военачальников. Anastas. Biblioth. В Script. h. В. XIX, стр. 80. 147 По словам Дандоло. Описывая границы святополкова княжества, он говорит, что это княжество граничит: а Septentrione Pannoniam, quae est pars Misiae Russiae, et versus Montana a flumine Drino usque Macedoniam, Rusiam. У Muratori, XII, стр. 182–183. 149 Венгерская и богемская летопись, стр. 20. Iste autem mortuo patre regressus est in civicatem suam Aquilejam, et ibi accepit uxorem Graecam de Constantino polilano Iniperio. 154 Хартуит, а также летопись венгерская и богемская повествуют: hunc Adalbertus Episcopus Chrismali baptismate, secundum credulitatis suae virtutem intinxit. 155 Дитмар, стр. 249, говоря о современном Болеславу Храброму венгерском короле, пишет: hujus pater erat Deviux nomine admodum crudelis et multos ob subitum furorem suum occidens, qui cum Christianus efficeretur, ad corroborandam hanc fidem contra reluctantes subditos saeviit, et antiquum facinus zelo Dei aestuans abluit. 156 Венгерская и богемская летопись, стр. 22. Наес autem coepit irum suum ad Christum convertere, et fidem Catholicam tenere, et a cultura idolorum recedere.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Крестьяне удивлялись его монашеской одежде, до того времени ими не виденной. Радушно принятый в Гнезне приятелем своим Болеславом Храбрым, Войцех достиг того, 521 что польский князь был ему во всем послушен и в делах церковных руководствовался в точности его советами. Напоследок, видя, что и в Польше все удалось ему, он вознамерился посетить народы, не исповедовавшие еще христианской веры. Желанием Болеслава Храброго было, 522 чтобы благочестивый гость его отправился к лузичанам, но он предпочел пруссаков, и от них приял мученический венец. Польский князь выкупил его тело и положил в Гнезне, но богемцы, во время вторжения своего в Польшу, завладели этими мощами и перевезли их в Прагу. Прибытие в Польшу Войцеха составляет важное происшествие в истории просвещения и в летописях сего государства. При его посредстве (выражаясь словами летописи), поляки, отвергшись язычества, сблизились, и с тех пор, начали более и более сближаться, с римско-католическою церковью, а вместе с тем с обычаями и образованием западной Европы. Память о нем была всегда драгоценна полякам. В Польше были чеканены деньги с его изображением и именем, как удостоверяют найденные недавно монеты в Тршебуни, близ Полоцка, 523 и в имениях княгини Сапеги, под Краковом, с надписью Sanctus Adalbertus, Sanctus Woceikus. Войско польское 524 избирало Войцеха своим патроном, и до сих пор вся Польша, и в особенности Великая Польша, считает его своим покровителем. Прибавления переводчика Для большей полноты повествования о церквах в Ольмюце и Брюне, я привожу здесь упоминаемые в тексте две грамоты, выписанные из сборника г. Бочка (том I стр. 136–138). О церкви в Брюне CLVI. М. praepositus de Raygrad, transcribit Severo, episcope Pragensi, quid certi constet de vestutate ecclesiae s. Petri Brunae. 1062. Reverendo in Christo patri ac domino nostro S. (evero) Pragensi episcopo salutem in eo, qui nos omnes sanguine suo fecit saluos. Ego humilis frater M. praepositus de Raygrad vobis hanc paginam iuxta mandatum vestrum et de voluntate illustris ducis Chunradi scribere propriam manum adaptavi.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Интересно, что в глазах немецкого миссионера и хрониста киевская княгиня по своему положению не отличалась от германского короля. Чрезвычайную ценность представляет свидетельство епископа Брунона Кверфуртского (убит пруссами в 1009 г.) о великом князе Владимире Святославиче, при дворе которого этот католический миссионер и дипломат 1410 пробыл месяц на пути к печенегам. В письме императору Генриху II Брунон называет Владимира «повелителем русов, могущественным благодаря своему королевству и богатствам» (senior Ruzorum, magnus regno et divitiis). Характерно, что Древнерусское государство в этом памятнике фигурирует как королевство 1411 . Письмо Брунона дает представление о границах древней Руси со степью: эта граница находилась на расстоянии двух дней пути от Киева, вероятно, в районе Переяславля 1412 . Данный источник очень важен для изучения русско-германских связей начала XI b., что показал в последнее время немецкий историк из ГДР Б. Видера 1413 . В исследование письма Брунона положительный вклад внес и западногерманский автор М. Хельман, констатировавший после рассмотрения терминологии этого памятника, что термин «senior» (при обозначении князя Владимира) имеет значение «король» (rex) 1414 . Королями именует великих киевских князей в своей «Хронике» и Титмар (976 – 1018 гг.), бывший с 1009 г. епископом мерзебургским. Наибольшую ценность в его труде, написанном в 1012 – 1018 гг., представляют книги 5 – 8 с изложением событий 1002 – 1018 гг.: в отличие от предыдущих частей «Хроники», в основу которых были положены различные анналы (в частности, Кведлинбургские и Гильдесгеймские), в 5 – 8 книгах Титмар излагает события самостоятельно. Сведения о Руси он почерпнул из рассказов немецких воинов, участвовавших в походе польского князя Болеслава Храброго на Киев в 1018 г., а также из сообщений аббата Туни, отправленного Болеславом из Киева к германскому императору в качестве посла 1415 . Титмар, возглавлявший пограничное со славянскими землями Мерзебургское епископство, понимал славянский язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3X4 верш.) белки для теплой одежды, на которую потребовались бы сотни штук. Бель также ошибочно объясняет г. Шлецер. Бела по его словам, коренное название белки, истребившееся из Новорусского языка 592 . Мы выше видели, что бель заимствовано из Иверии, и белая веверица или верица есть несомненно белая Иверица. Вери, Вири на Украине значит теплый, южный край, куда перелетают птицы 593 . На юге от Украины лежит Иверия, она то и известна на Украине под именем Вирии 594 . Еще в поучении Владимира мономаха упоминается: «како птица небесная из ирья идеть» 595 . В южном и юго-западном крае России существует народное поверье, что осенью птицы улетают в Вырий. Под Вырием народ разумеет светлую и теплую страну, верит что там есть теплые колодцы, где купаются больные и получают выздоровление 596  В Иверии действительно есть теплые целебные источник. Соседство Руси с Иверией и культурность не допускают сомнения в том, что наша родина была хорошо известна Руси, было известно и ее наименование. Следовательно, белая веверица, назваше ценности заимствованной Иверии. Русский летописец под 6526 (1018) годом повествуя о нашествии короля Польского Болеслава I, Храброго (992–1025) с Святополком на Ярослава I, Мудрого (род.978,1054) поражении и бегстве последнего в Новгород, говорит: «Начаша скот сбирати от мужа по 4 куны, а от старость по 10 гривен, а от бояр по 18 гривен; и приведоша Варяги, и вдаша им скот, и совокупи Ярослав воя многы 597 . Слово скот в смысле денег заимствовано русским летописцем у грузин, хотя профес. Каченовский и силился объяснить происхождение этого термина из Германии 598 , не имея на это достаточного основания. На грузинском языке есть специальное техническое выражение для определения ценности скота xvastagi- хвастаги. Там, где в грузинской библии упоминается хвастаги (кн. Бытия, XL VII, 18), в славянском перевод стоить слово скот (кн. Бытия, XLVII, 18). Хвастаги (ценность барана) часто упоминается в грузинской летописи Картлис Цховреба 599 . Первый исследователь русской нумизматики Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

65) 6415. Под 907 годом летописец так описывает нападение Олега на Царьград: «Прииде к Царюграду; и Греци замкоша Суд, а град затвориша». Sudi,bus, Sudis, Suda значит ров вал, а летописец принял это слово за русское судь, суда. 66) 6415. В договоре Олега с греками 907 года упоминается гривна, тогда как она и в Польше появилась лишь с 1125 года. 67) Летописец под 907 годом в договоре сообщает о дани с греков по 12 гривен на человека, а через шесть строк говорит уже о 12 гривнах на «ключь». 68) Повести временных лет неизвестен брак сына Владимира Святополка, с дочерью Польского короля Болеслава I Храброго (935–967). Проф. Ф. Я. Фортинский Крещ. св. Влад...., стр. 101. 69) О набегах Руссов (X в.) на при-Каспийские страны говорят арабские историки, а русский летописец ничего об них не знает. 70) 6415, 6420, 6433. Летописец приводит договоры с греками, тогда как их нет ни в византийских летописях, ни в других древних письменных памятниках. Вообще такая форма договоров неизвестна древности. Ни у одного из древнейших народов, находившихся в более близких и частых сношениях с Византией, чем Русь, не находим подобных договоров. Св. Владимир, по свидетельству летописи, находился в более тесных сношениях с византийской империей, чем его предки, однако ни одного договора его с Византией нет в русской летописи, несмотря на более близкую к нам эпоху его княжения. 71) 6419. О появлении кометы летописец рассказывает под 911 годом и, как справедливо заметил историк Карамзин, указано неверно, она видима была в 906 году, 72) 6420. В Олеговом договоре 912 годах греками сказано, что русские послы подписали две хартии «своею рукою» (Лавр., стр. 36). Спрашивается: на каком языке была начертана договорная хартия, назначенная для русской стороны и какими письменами была сделана подпись под указанными актами русскими уполномоченными? Об этом нет ответа в летописи. Если бы славянское письмо существовало тогда на Руси, то богослужебным языком не был бы греческий. Очевидно свидетельство летописи о собственноручной подписи присочинено. Это подтверждается и более поздним мирным договором 971 года, под которым вместо подписи прикладывают печати: «своими печатьтии запечатахом» (Лавр., стр. 72).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Начало христианства в Польше – «Тихо, как и всюду в других местах, приблизился к пределам Польши свет христианского учения. Первые лучи его озарили только некоторых избранных лиц этого народа и притом, без сомнения, гораздо прежде, чем узнают о том что-либо из исторических памятников». 36 – В это доисторическое время в Польше введено было христианство восточного исповедания и только впоследствии распространилось в ней латинство, подавившее собой восточную веру. До образования польского государства, юго-восточная и юго-западная части Польши (Червонная Русь, Краковская земля и княжества Тишинское и Опавское) входили в состав Святополкова Мораво-паннонского княжества. После того они завоеваны были поляками и у них отняты частью русскими в 981 г. (Червонная Русь), частью чехами в 973 г. (Краковская земля); и только в 999 г. при Болеславе Храбром Краков снова возвращен Польше. Сообразно с этим справедливо полагают, что границы моравского архиепископства (Мефодиевой епархии), простираясь до р. Буга в Польше, до р. Стыря на Руси и до Одера в Силезии обнимали прикарпатскую Чермную Русь, Краков с его округом, Сандомирскую область и Силезию. 37 «Нельзя отвергать – пишет Шаффарик 38 существования в Польше старинного предания о том, что славянское исповедание появилось в ней прежде латинского и что такое предание находит достаточное подтверждение в обстоятельствах того времени, соответственном ходе вещей и прочих событиях, хорошо нам известных. Польша тогда окружена была с востока, запада и юга славянами греческого обряда, и только едва на севере касалась народов, у коих немцы прежде того посеяли семена христианства латинского исповедания и распространяли его далее и далее. Стало быть, в Польше было тоже самое, что в Моравии и Чехии. Замечательно в этом отношении свидетельство беспристрастного Пясецого († 1649), перемышльского епископа, основанное на тщательном исследовании современных рассказов и старобытных деяний: «Polonia et Slavonia tota abhorret a studiis et artibus germanorum, et quidquid venit inde et quale quale illud sit, praeter operas mechanicas, sibi noxium reputat et rejicit suspectum. Unde et fidem christianam noluit discere a germanis, sed per orientales graecos, Cyrillum et Methodium».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010