Представители Русской Церкви приняли участие в Национальной конференции по религиозному образованию в Болгарии 3 октября, 2012. Новостная служба В конце сентября в Болгарии прошла I Национальная конференция по религиозному образованию «Духовно-нравственное воспитание учащейся молодежи в современной Болгарии», организованная под эгидой Священного Синода Болгарского Патриархата. 3 октября. ПРАВМИР. В конце сентября в Болгарии прошла I Национальная конференция по религиозному образованию «Духовно-нравственное воспитание учащейся молодежи в современной Болгарии», организованная под эгидой Священного Синода Болгарского Патриархата. На конференции присутствовали члены Священного Синода Болгарской Православной Церкви. Также в ней приняли участие многочисленные гости — специалисты по религиозному образованию из Московского, Сербского и Румынского Патриархатов, а также из Элладской Православной Церкви, которая была представлена митрополитом Ландагским Иоанном, сообщает сайт ОВЦС . От Московского Патриархата в конференции приняли участие настоятель подворья Русской Православной Церкви в Софии игумен Филипп (Васильцев) и заведующий сектором преподавания основ православной культуры Отдела религиозного образования и катехизации Г.В. Демидов. 29 сентября Г.В. Демидов выступил с докладом «Итоги и перспективы апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/predstaviteli-russkoj-...

Святейший Патриарх Алексий направил приветствие участникам презентации «Православной энциклопедии» в Белграде 25 октября 2007 г. 10:30 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветственное послание Патриарху Сербскому Павлу , Премьер-министру Республики Сербия Воиславу Коштунице и всем участникам презентации «Православной энциклопедии» на Богословском факультете Сербской Православной Церкви в Белграде. « " Православная энциклопедия " — это систематический свод знаний по истории и современной жизни Православных Церквей, богословию, экзегетике, библеистике, литургике, церковному искусству и церковной музыке, истории и современности других христианских конфессий, страноведению. Обширный комплекс статей посвящен православным святым всех стран и национальностей, в том числе западным святым до разделения Церквей, — говорится в приветствии . — С самого начала работы над Нашим изданием стало очевидно, что такой фундаментальный труд можно создать совместными силами ученых всех братских Православных Церквей и потому в создании и рецензировании статей принимают участие ученые Элладской и Грузинской , Болгарской и Румынской , Александрийской и Антиохийской , и других Православных Церквей». «Большой вклад в работу над изданием вносят и ученые Сербской Православной Церкви», — отметил Святейший Патриарх Алексий и выразил благодарность первому куратору сербской редакции Церковно-научного Центра «Православной энциклопедии» и епископу Шумаднийскому Савве (Вуковичу). По словам Его Святейшества, «для создания энциклопедии сотрудничество с другими Православными Церквами является залогом успешной будущей работы». «Несмотря на то, что мы представляем в Белграде пятнадцать алфавитных томов, работа над энциклопедией еще далека до завершения, — подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. — Нам предстоит в течение ближайших лет подготовить и издать еще десятки томов. Только тогда мы сможем выполнить свою главную задачу — создание всеобъемлющего свода знаний, который раскроет всем любящим и интересующимся Православием богатый мир православной веры и православной культуры». Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/312975.htm...

После Божественной литургии и торжественного акта настолования нового Антиохийского Патриарха выступили почетные гости. К сожалению, как выяснилось, только митрополит Нафанаил из Болгарской Православной Церкви решился преодолеть страхи и приехать, чтобы лично поздравить нового Святейшего Патриарха Антиохийского от Болгарской Церкви. Представителей других Православных Церквей на церемонии не было. Зато прибыли представители неправославных юрисдикций. Не оказалось, к сожалению, ни одного официального представители и Русской Православной Церкви, о чем нам открыто выражали сожаление священнослужители и архиереи Антиохийской Церкви. Правда, торжества по случаю интронизации разделены на две части, поскольку Антиохийский Патриархат действует на территории двух государств – Сирии и Ливана. Через неделю торжества пройдут в спокойном Бейруте и, насколько мне известно, там предполагается участие митрополита Волоколамского Илариона и других представителей Православных Церквей. В церемонии принимали участие представители российского посольства, которые также выразили своё сожаление, что не было ни одного представителя Московского Патриархата. К сожалению, представитель Русской Православной Церкви при Антиохийском Патриархе архимандрит Александр (Елисов) ещё в апреле из соображений безопасности покинул Дамаск, оставив здесь свою паству. Мы разговаривали с одной из прихожанок храма Игнатия Богоносца, она рассказала, как прихожане до сих пор ухаживают за храмом и прихрамовой территорией. Для них было очень больно узнать, что архимандрит Александр, русский православный священник, их оставил и не будет служить, но ещё неприятней им было то, что узнали они об этом спустя несколько месяцев, их даже не поставили в известность. Сейчас туда назначен священник Антиохийской Православной Церкви, араб, который ведет там службы на арабском языке. Но община, а это - русские люди, которые живут в Сирии, осталась без пастыря. И как с горечью сказала одна из представительниц нашей делегации: неужели в России не осталось мужественных батюшек, которые смогли бы, несмотря на опасность, приехать в Сирию и окормлять русских православных христиан, которые здесь разделяют судьбу с народом Сирии, борющимся с агрессией международных бандформирований? Будем надеяться, ОВЦС найдет священослужителя неробкого десятка, и русское церковное присутствие в Сирии возобновится.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/02/11/k_...

игумен Филипп (Рябых) Православие и политика в послании святого Патриарха Константинопольского Фотия князю болгарскому Михаилу о должности княжеской Источник Содержание Введение Богословско-философские основания христианской цивилизации Византии согласно посланию святителя Фотия Византийская модель государственно-общественного устройства в послании патриарха Фотия Заключение     Теория симфонии государственной и церковной властей, выработанная еще во времена византийской императора Юстиниана, еще не одно столетие волновала умы мыслителей Восточной Римской империи. В конце IX века на тему взаимодействия светских и церковных полномочий в рамках христианского государства высказался в Послании к болгарскому князю Борису-Михаилу Патриарх Константинопольский Фотий . Данное послание, не потерявшее свою историческую и социальную актуальность, представляет несомненный интерес для современного исследователя церковно-государственных отношений. Анализу византийской модели взаимодействия Церкви и государства посвящена статья заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата игумена Филиппа (Рябых). Введение Тема соотношения православия и политики, а также взаимодействия Церкви и государства продолжают вызывать оживленные дискуссии как в церковных, так и в светских кругах в странах Русского мира и в дальнем зарубежье. В условиях реальной жизни неизбежно возникает опасность проникновения политической борьбы в церковную жизнь и использование Церкви в качестве ее инструмента. Одним из приемов такого проникновения является объявление той или иной политической или общественно значимой позиции единственно православной. Более того, отдельные группы порой присваивают себе право судить о православности других верующих на основании отношения к своей политической позиции. Очерченный круг вопросов напрямую затрагивает жизнь и миссию Церкви в мире, а, следовательно, представляет собой важное направление для разработки богословской наукой. Дело в том, что христианская проповедь не только сообщает об исторически удаленном, эсхатологическом наступлении Царства Божия в полной силе, но свидетельствует о нем «как некой данности, уже теперь доступной человеческому опыту» 1 . Следовательно, эта данность влияет на всю жизнь человека, в том числе и на общественные отношения. Возникает вопрос: как происходит проникновение духовной реальности в земную жизнь общества, в том числе в политику?

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Новое законодательство в отношении моральных норм в некоторых европейских странах предоставляет возможности властям нарушать право верующих на свободу совести и провоцировать напряженность и конфликты между гражданами. Например, некоторые группы в обществе, требуя уважения к своему образу жизни, проводят целые кампании клеветы и оскорблений православных христиан, их образа жизни и их верований. В прошедшем году озвучивались требования лишить Православные Церкви в некоторых странах (Болгария, Греция, Россия, Сербия, Украина) возможностей для присутствия в общественной сфере (СМИ, образовании и здравоохранении). В 2015 году православные верующие протестовали в некоторых странах (Кипр, Грузия, Болгария, Румыния, Россия, Украина) против юридических норм, которые навязывают православным гражданам новые ценности — аборты, суррогатное материнство, однополые союзы, обязательные занятия йогой в школах и другие. Наблюдались также случаи «вброса» в публичное пространство клеветы не только против православных иерархов или верующих лично, но против Православных Поместных Церквей в Хорватии, Греции, Косово, Латвии, Черногории, Украине. Как правило, существуют две основные причины подобных кампаний. Во-первых, какой-либо Православной Церкви приписывается некая надуманная политическая позиция, как правило, в пользу другого иностранного государства (Сербская и Украинская Православные Церкви). Во-вторых, у некоторых общественных групп вызывает неприятие негативная позиция Православных Церквей по законодательству, которое вводит новые моральные ценности и противоречит христианским ценностям ( Болгарская , Русская, Сербская, Элладская Православные Церкви). Обычно диффамация (искажение информации о православных общинах или деятельности отдельных верующих) осуществляется несколькими методами. Во-первых, человек, имеющий некоторый авторитет в обществе (представитель правительства, известный общественный деятель, эксперт, журналист или блоггер) представляет публике некоторые негативные размышления, обвинения или комментарии о Православной Церкви без каких-либо доказательств (Албания, Латвия, Черногория, Украина). Во-вторых, в СМИ появляется фильм или репортаж, искажающий убеждения православных христиан или действия видных представителей Православной Церкви для дискредитации Православной Церкви (Греция, Украина). В-третьих, православные символы или религиозная мотивация используются небольшими группами людей для того, чтобы оправдать экстремистские речи, действия, выступления и связать их в сознании людей с Православной Церковью (Россия, Украина). Используя эти методы, некоторые группы общества хотят добиться роста негативного отношения к Православной Церкви в обществе.

http://patriarchia.ru/db/text/4545539.ht...

О «скандальной атмосфере» на встрече представителей Московского и Румынского Патриархатов пишет в номере от 23 ноября и газета «Зиуа» — в статье под заголовком «О нерешенности проблемы Румынской Православной Церкви в Республике Молдова». Издание отмечает, что, в отличие от сухого и расплывчатого коммюнике Румынского Патриархата, болгарская пресса писала о крайне напряженной обстановке на встрече. Издание упоминает и заявление патриаршего викарного епископа Киприана (Кымпинянул) о предложении румынской стороны обсудить возможность предоставления автокефалии Православной Церкви в Молдавии, то есть «канонической независимости относительно обоих Патриархатов». Русской Православной Церкви, отмечает «Зиуа», предстоит проанализировать это предложение. Газета посвящает отдельный пассаж эпизоду удаления с переговоров болгарского митрополита Гавриила. «Зиуа» цитирует сайт Болгарской Православной Церкви Pravoslavie.bg : «С самого начала встречи, мотивируя это тем, что ее не уведомили об участии в переговорах третьей стороны, делегация Румынского Патриархата потребовала, чтобы болгарский митрополит Гавриил Ловчанский покинул переговоры». Представители Русской Православной Церкви, пишет болгарское издание, попытались оправдать присутствие на переговорах митрополита Гавриила тем, что это было бы знаком уважения к Болгарской Православной Церкви, на территории которой проходит встреча, однако «румынская сторона оказалась неумолимой». В свою очередь, митрополит Гавриил разъяснил, что участвует во встрече православных церквей России и Румынии с согласия Патриарха Болгарского Максима и Синода Болгарской Православной Церкви, в знак высокого внимания, которое вызывают эти переговоры, и серьезности темы дискуссий. После чего митрополит Гавриил покинул переговоры, поставив в известность своего Патриарха. В завершение «Зиуа» подробно цитирует комментарии замглавы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископа Егорьевского Марка порталу «Интерфакс-Религия» по итогам переговоров, особо выделив «требование Москвы отменить решение Священного Синода Румынской Церкви от 23 октября», а также «обвинение Румынского Патриархата в националистической авантюре».

http://patriarchia.ru/db/text/329955.htm...

Европейский суд по правам человека отказался выносить иск раскольников против Болгарского государства на рассмотрение Большой палаты судей 13 июня 2009 г. 09:44 Министерство правосудия Болгарии получило уведомительное письмо из Европейского суда по правам человека в Страсбурге, в котором сообщалось, что 5 июня прошение правительства Болгарии о вынесении дела «Святой синод Болгарской православной церкви (митрополит Иннокентий) против Болгарии» на рассмотрение Большой палаты судей обсуждалось Страсбургским судом в составе пяти судей и не было принято к рассмотрению. Следовательно, согласно статье 44 §2 Конвенции по правам человека, решение Страсбургского суда от 22 января 2009 г. по делу «митрополита» Иннокентия становится окончательным и вступает в силу. Суд предписал сторонам до 5 сентября 2009 г. представить свои положения или достигнутое соглашение о последующем рассмотрении вопроса «о справедливом возмещении убытков» согласно статье 41 Конвенции по правам человека. В то же время, в решении суда категорически отмечается, что констатированные им в деле «нарушения прав человека» основаны на статье 9 Конвенции по правам человека и не учитывают отдельных нарушений прав собственности, из-за чего компенсации, на которые претендуют истцы из числа раскольников в отношении Болгарской Православной Церкви , не могут базироваться на стоимости храмов. Во исполнение решения суда правительство Болгарии подготовит к указанному сроку требуемые положения. Прошение правительства Болгарии о пересмотре Большой палатой Европейского суда по правам человека дела «митрополита» Иннокентия было направлено в Страсбургский суд после решения Палаты пяти судей этой высшей европейской судебной инстанции от 22 января 2009 г. фактически поддержавшей Иннокентия, главу альтернативного «синода болгарской православной церкви». По мнению европейских судей, в 2004 г. болгарское государство совершило насилие над Иннокентием и его приверженцами, когда изгнало их из храмов, захваченных ими у канонической Болгарской Православной Церкви, возглавляемой Патриархом Максимом . В 1990-е гг. Страсбургский суд обязал Болгарию прийти к согласию с «синодом» Иннокентия и выплатить истцам-раскольникам 8 000 евро компенсации за издержки. В результате представители Иннокентия заявили, что достижение требуемого Страсбургским судом соглашения возможно лишь при условии полного восстановления их юридического статуса, выплаты им со стороны государства 3 миллионов евро и «возвращения» им 107 храмов и 5 монастырей, ныне принадлежащих канонической Болгарской Православной Церкви. Если же возвращение храмов невозможно, раскольники требовали выплаты им астрономической суммы — 682 миллионов евро компенсации. По мнению авторов сайта «Двери.Бг», хотя Европейский суд опять поддержал раскольников, но в тоже время он фактически отверг претензии представителей альтернативного «синода» на внушительные денежные компенсации. Седмица.ru /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/673097.htm...

Примеры: 4) Движение нисходяще-восходящее, в котором звуки, начинаясь с высших нот гласового лада, нисходят до низших, обыкновенно в пределах 3–4 ступеней, и опять возвращаются к той ступени, с которой началось движение. 5) При переходе от одного мелодического периода к другому в болгарском распеве, как и в большом знаменном возможны всякого рода интервалы в пределах семи основных звуков гаммы. Но в болгарском распеве встречается в этом случае и интервал октавы, среди же самых мелодий не только интервал кварты, но и квинты. Последний не свойствен знаменному распеву по великорусским его изложениям, но встречается в нем по южно-русским редакциям, а особенно служит любимым переходом как снизу вверх, так и сверху вниз в мелодиях болгарского распева. Примеры интервалов: а) кварты, б) квинты и в) октавы: 6) В болгарском распеве в сочетаниях звуков мелодических оборотов, а равно и в группах нот переходных или соединительных нередко ясно выражаются полный или неполный гармонические трезвучия лада, в котором происходит напев, или отдельные его части, чего в прочих распевах русской Церкви не замечается. Примеры: Примечание. Протяженные ноты здесь указывают на основные звуки гармонического лада, краткие же ноты служат между ними нотами переходными. 7) Наконец к числу определенных характеристических форм мелодического движения в болгарском распеве должно отнести также некоторые чаще других встречающиеся в разных его гласах сходные между собой мелодические обороты. Обороты эти имеют в нем то же значение, как и попевки в большом знаменном распеве, т.е. представляют собой излюбленные известных форм группы звуков, которые ясно обрисовывают мелодический характер и склад распева. Попевки болгарского распева, по-видимому, строятся на музыкальных основаниях, общих с некоторыми попевками знаменного распева, но в подробностях имеют особые от них формы и характер, и только весьма немногие близко с ними сходны. Попевки эти, конечно, прежде, как и попевки знаменного распева, имели ясное разграничение, а может быть, и полное изложение для обучающихся пению, но в настоящее время их перечень и названия, за неоткрытием грамматик болгарского пения, для нас пока не известны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

8 июня, 1866 г. 373 11 июня. Заметка митрополита Филарета на письмо А. П. Ахматова о распределении церковной подати между греческими и болгарскими епархиями А. П. Ахматов, при письме, от 26 января, 1865 г., препроводил к митрополиту Филарету, на его усмотрение, депешу русского посланника в Константинополе, от 5–17 января, за 1, о последовавшем между Портою и константинопольскою патриархиею соглашении относительно предоставления правительственным сборщикам взимания церковных податей и о порядке распределения их между болгарскими и греческими епархиями. При этом вниманию митрополита были представлены следующие соображения. «Встречающееся важное затруднение к справедливому распределению церковной подати между греческими и болгарскими епархиями приводит на память, что, при обсуждении болгарских требований в смешанной комиссии, быль поднят вопрос о значительном неравенстве тех и других епархий, из которых греческих 70, а болгарских только 15, между тем как огромное большинство народонаселения находится на стороне последних. Болгары доказывали, что многочисленность греческих епископов составляет злоупотребление высшего духовенства, размножившего их число без всякой действительной нужды. Существуют отдельные епархии дли греческих общин, состоящих не более, как из 1000 семейств, тогда как славянские епархии заключают в себе от 10,000 до 50,000 домов. Не было ли бы удобно воспользоваться возникшим затруднением для предложения патриархии сократить число греческих епархий? Несомнительно, что малочисленное и бедное греческое население обременяется содержанием значительного числа своих епископов, и уменьшение их составит существенное и большое сближение для греков. С другой стороны, с отстранением, вследствие сего, надобности обращать на болгар содержание епископов греческих епархий, предотвратится неминуемое по сему поводу усиление вражды между обоими народами и новые отпадения болгар в унию». На этом письме митрополит Филарет написал: «1866 г., 11 июня. Уменьшить число греческих епархий было бы совершенно справедливо.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

На копии с этой записки, хранящ. в азиат. департ. министр. иностр. дел, имеется следующая надпись, карандашом, Императора Александра II: «В заключении нахожу единственный практический исход». 296 Означенные пункты требований болгар изложены, в сокращении, в ст. Теплова: «Греко-болгарский церковный вопрос». Русск. Вестн. 1882 г., май, стр. 417, и без сокращений, в соч. Т. И. Филиппова: «Соврем. церк. вопросы». С.-Петерб., 1882 г., стр. 43–45. 298 См. выше, «Записка митрополита Филарета о греко-болгарском деле, по сведениям до 25 июля 1861 года», от 19 августа. 299 См. выше, «Записка митрополита Филарета о греко-болгарском деле, по сведениям до 25 июля 1861 года», от 19 августа. 300 С копии, хранящ. в архиве Св. Синода. Опись 94, m.II; докум. 95. Подлинн. наход. в деле канц. Св. Синода, 1860 г., по распоряд. отд., 1-го стола, 2-го отд., по наст. реестру, 165. На копии с этого мнения, хранящ. в азиат. департ. министр. иностранн. дел, имеется собственноручная пометка Императора Александра II: «Весьма здраво. Следует сообщить к. Лобанову». 301 См. выше, Об особенностях письма архимандрита Антонина, от 6 Марта 1861 года, по болгарскому делу. 303 Записка написана митрополитом, по прочтении доставленной ему князем С.Н. Урусовым депеши князя А..Б.Лобанова-Ростовского, от 15–27 августа, 158. 304 По словам г. Филаретова, комиссия была вызвана следующим обстоятельством: представители болгар, потеряв надежду на прямое соглашение с патриархиею и зная «непреклонный нрав святейшего Иоакима», явились к великому визирю Аали-паше и заявили ему, «что они возвратятся в Болгарию и объявят народу, что султанское правительство ничего не может сделать для болгар. Визирь никак не ожидал этого от болгар. Долго он гладил себе бороду, молча и поглядывая на болгар; наконец заявил, что он немедленно прикажет патриарху назначить commission mixte из греков и болгар, которая должна решить болгарский вопрос. На другой день было препровождено от Порты в патриархию формальное приглашение назначить комиссию и решить болгарский вопрос в скором времени. Патриарх отвечал, что поспешит этим делом, и надеется, что все будет улажено». 95, m.III; док. 130.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010